Наука изучающая этносы. Что изучает этнология? этнография в словаре кроссвордиста

Наука изучающая этносы. Что изучает этнология? этнография в словаре кроссвордиста

Термин «этнография» более привычен для представителей русской куль­туры, поскольку в советские годы антропология практически не получила развития и этнография служила как бы ее заменителем. Но в какой степени она способна выполнить эту функцию, являются ли две науки - антрополо­гия и этнография - синонимами или это две разные науки, с этим мы по­пытаемся разобраться.

Этнографию часто путают не только с антропологией, но и с этнологией, поэтому в научных словарях, определяя этнографию, в скобках часто упо­минают этнологию как ее эквивалент либо очень похожую на нее дисцип­лину.

Этнография (от греч. ethnos - племя, народ) (этнология) - наука об эт­носах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культу­ру. Становление этнографии как науки во второй половине XIX в. связано с эволюционной школой (Э. Тэйлор, Л.Г. Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С конца XIX в. исследуются региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Объектом исследования являлись живые первобытные общества. Отсюда наименование этнографии как «науки о живой старине». На первых порах этнография исследовала не столько общественные отношения, сколь­ко культуру. Главным методом сбора эмпирической информации было и остается полевое исследование. Постепенно горизонт этнографии расширил­ся до изучения культуры традиционного общества в целом, куда первобыт­ное общество входило только как один из элементов. Ученые стали изучать крестьянскую (простонародную) культуру и ее трансформацию под влияни­ем капитализма. Постепенно в ряде стран, в том числе в СССР, на правах самостоятельных дисциплин выделились два раздела этнографии: 1) этно­графия первобытности и 2) этнография крестьянства. История становления

Леви Дж. К вопросу о микроистории//Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 167-190; Медик X. Микроистория // THESIS. Теория и история экономических и соци­альных институтов и систем. 1994. Т. II. Вып. 4. С. 193-202; Ревель Ж. Микроанализ и конструиро­вание социального // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 236-261. (Краткий вариант той же работы см.: Одиссей: Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 110-127.) Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Соци­альная история. 1998/99. М., 1999. С. 77-100; Оболенская СВ. «История повседневности» в совре­менной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 182-198.

этнографии в единстве двух ее составляющих, прослеженная Ю.И. Семено­вым 27 , позволяет заключить следующее. В Англии к моменту появления эт­нографии крестьянская культура уже исчезла, уступив месту промышленно­сти, - сохранились только письменные источники, которыми активно за­нимались фольклористы и историки. Единственным объектом оставались



заморские колонии, где во множестве обитали первобытные общества, а в не­которых, например в Индии, и живые крестьянские общества. Но эти исследо­вания чаще всего не рассматривались как относящиеся к этнографии, тем бо­лее что их объектом была не столько крестьянская культура, сколько кресть­янская община. В США традиционное крестьянство никогда не существовало, но зато отчасти рядом с американским обществом, отчасти в его недрах суще­ствовало множество индейских об­ществ, относимых к первобытным. По­этому этнография здесь возникла как наука почти исключительно о живых первобытных обществах. В Германии, где крестьянство, в отличие от Англии, продолжало существовать, этнография зародилась прежде всего как наука о простонародной культуре, и только потом, с превращением Германии в ко­лониальную державу, появилась возможность изучать живую первобытность и развивать ее этнографию.

В России, в силу особенностей ее развития, крестьянский и первобытный миры не просто сосуществовали, но и взаимопроникали. Поскольку грани­ца между ними носила относительный характер, для обозначения двух дис­циплин обходились одним термином - «этнография». Изучая первобыт­ность, этнографы называли объекты своего исследования народами или пле­менами, изучая цивилизованные общества, - просто народами, что и дало им основание назвать свою науку этнографией, или этнологией (от греч. ethnos - народ). Часто описание этносов, или народов, дается в этнографии по всему миру и в сравнительном ключе: народы Западной Европы, Юго-Вос­точной Азии, Южной Америки и т.п., в результате чего постепенно намети­лось сближение этнографии с географией. Начиная с середины 30-х гг. в СССР был взят курс в основном лишь на геоэтнографию. Остальным разде­лам этнологической науки уделялось все меньше и меньше внимания, что на­шло, в частности, отражение в структуре Института этнографии АН СССР, который весь состоял из региональных секторов: Западной Европы, Кавка­за, Средней Азии и др. Этнография как наука о первобытных обществах по­лучила меньшее развитие. При Институте этнографии АН СССР до 1991 г. существовал сектор истории первобытного общества, подготовивший фун­даментальные работы по потестарной системе, экономической этнологии,

Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и проблема его соотношения с предметом социаль­ной антропологии // Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998. С. 7-39.

истории брака и семьи, проблемам войны и мира в первобытном, предклас-совом и раннеклассовом обществах и т.д. В этой области отечественными учеными получены серьезные результаты (труды С.А. Арутюнова, СП. Тол-стова, A.M. Золотарева, МО. Косвена, А.К. Байбурина, А.И. Першица, С.А. Токарева и др.).

Сохранение понятия «первобытная культура» в составе этнографии позво­лило предложить теорию, построенную на идее развития, эволюции. Так возникла эволюционистская теория первобытной культуры Э.Б. Тэйлора «Первобытная культура» (1871), где системообразующим фактором в разви­тии первобытного общества, как и у М. Вебера при анализе эволюции капи­талистического общества, была религия.

Со временем специалисты стали разделять два родственных понятия - этнографию и этнологию. Под этнографией понимают изучение первобыт­ной и (или) крестьянской культуры преимущественно методом сбора эмпи­рической информации, а под этнологией - изучение тех же объектов и про­цессов, но преимущественно теоретическим методом. Обе науки (разделы) не противоречат, но дополняют друг друга. Развитие теоретического слоя зна­ний в этнографии (этнологии) связано с концепциями Э. Тэйлора, Л.Г. Морган, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, К. Леви-Стросса и др.

В конце XIX - начале XX вв. некоторые ученые (Л. Фробениус, Ф. Греб-нер, В. Шмидт, Ф. Боасидр.), отказавшиеся от старых эволюционистских под­ходов, утверждая, что объектом исследования должны быть не народы, а куль­туры, отвергли термин «этнография», объявив о создании новой науки, кото-

рую они назвали культурной антропологией. Другая часть этнографов из Великобритании и США (Б.К. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Л.Э. Уайт, Дж. Стюард, Э.Р. Сервис и др.) продолжали считать главным пред­метом исследования общество, а не культуру. Но и они отказались от термина «этнография», заменив его другим - «социальная антропология» и понимая под ней науку о живых первобытных обществах. В результате в середине XX в. сформировались три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое ме­сто выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитив­ных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стра­тификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитив­ных племен. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходила из первичности культуры, а социальная - из первичности социальной струк­туры общества. Но поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты часто говорят о существовании не двух, а одной науки - социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирует социальная антропология, разделом которой иногда считают куль­турную антропологию. В рамках социальной антропологии в XX в. выделились в качестве самостоятельных направлений, в частности: антропология права (anthropology of law), изучающая первобытные законы и правовые нормы; ан­тропология семьи (anthropology of family), изучающая системы родства и род­ственные организации; антропология войны (anthropology of war), исследую­щая конфликты и войны в первобытном обществе, и др. 28

м Подробнее см.: Семенов Ю.И. Указ. соч.

Социология изучает социальные отно­шения, структуру и институты совре­менных индустриальных и постиндуст­риальных обществ, преимущественно городское население, составляющее более половины населения Земли

Антропология изучает социальные отношения, традиции и обычаи прими­тивных племен, сохранившихся до на­стоящего времени, и проводит сравне­ние с современными обществами

Этнография изучает обычаи и традиции малых народов, а также негородского населения развитых стран, составляюще­го менее половины жителей Земли

Рис. 21. Предметы изучения социологии, антропологии и этнографии

Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и инду­стриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Аме­рики и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведет­ся на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто яв­ляется ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифи­цированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Эт­нографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и по­литику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпи­рических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете.

В последнее время российские специалисты восстановили традиции на­шего великого соотечественника Миклухо-Маклая и после векового пере­рыва впервые отправились изучать обычаи и традиции не народов севера России, а диких племен, живущих далеко за ее пределами, в частности око­ло берегов Австралии.

Этнография I Этногра́фия (от греч. éthnos - племя, народ и...графия

общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет Э. составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник Э.- данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) Э. воссоздаёт этническую историю, Первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой Э. связывает проблематика народного творчества (См. Народное творчество), с экономическими науками, социологией - исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт (См. Этнографические карты). Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, Этногенез - с антропологией. Э. ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

История зарубежной Э. Накопление этнографических знаний происходило уже в глубокой древности с возникновением интереса к соседним и отдалённым народам. В надписях древневосточных царей, в Библии и других источниках упомянуты многие племена и народы, изображения их представителей сохранили памятники искусства. Последовательные описания других народов, их быта составлены античными авторами (Геродот, Ксенофонт, Плиний Старший, Тацит и др.), географический кругозор которых расширился благодаря греческой колонизации и греко-римским завоеваниям. В «Географии» Страбона (конец 1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) упоминается более 800 народов, населявших земли от Британских островов до Индии и от Северной Африки до Балтийского моря. Сведения о народах Восточной Азии содержатся в «Исторических записках» Сыма Цяня (1 в. до н. э.) и др.

В средние века описания народов Европы и Средиземноморья оставили византийские и арабские авторы, западноевропейские хронисты. Путешествия Плано Карпини, Виллема Рубрука и особенно Марко Поло расширили средневековые познания европейцев о народах Восточной и Южной Азии.

Резкое увеличение этнографических знаний произошло в эпоху Великих географических открытий (с середины 15 в.). В Америке и Африке европейцы столкнулись с племенами неизвестного происхождения, иной культуры и облика. Для Э. важны описания американских земель испанцами (Х. Колумб, Б. де Лас Касас, Д. де Ландаидр.), поскольку значительная часть индейского населения и его культура в ходе европейского завоевания были уничтожены (майя, инки и др.).

В ходе колониальных захватов и географических открытий голландцы, англичане и французы (17-18 вв.) столкнулись с североамериканскими индейцами (сведения о них оставлены главным образом французскими миссионерами - Ф. Лафито и др.), аборигенами Океании (описания Ж. Ф. Лаперуза, Дж. Кука и др.), Австралии, Африки. Накопление этнографического материала в конце 18 в. привело к попыткам его научного осмысления: идеализация первобытности как счастливого детства человечества (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро); мысль о зависимости обычаев и нравов от географической среды (Ш. Монтескье); идея культурного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон) и самостоятельной ценности культуры каждого народа (И. Г. Гердер).

С начала 19 в. возрос интерес к Э. европейских народов (появился термин Volkskunde - народоведение). Были изданы немецкие народные сказки и песни (Л. И. Арним, бр. Гримм); труды Я. Гримм а, В. Манхардта и других по народным верованиям и германской мифологии послужили основой для мифологической школы (См. Мифологическая школа) (1830-70-е гг.), выводившей фольклор и народные обычаи из древнейшей мифологии, обожествлявшей явления природы.

К середине 19 в. Э. сложилась как самостоятельная наука. Появились этнологические (этнографические) общества: в Париже (1839), Нью-Йорке (1842), Лондоне (1843). Основное направление в Э. 2-й половине 19 в. - Эволюционная школа (Э. Тайлор, А. Бастиан, Л. Г. Морган и др.) - сформировалось под влиянием эволюционного учения. Главные идеи школы: культурное единство человечества, эволюция культуры от низших форм к высшим (от дикости к цивилизации, от группового брака к парному и т. п.), различия в культуре - следствие разных ступеней развития. Прогрессивная для 19 в. эволюционная школа рассматривала, однако, историю как сумму независимых эволюций отдельных элементов культуры, общие закономерности развития выводила из «психического единства» человечества (А. Бастиан). К материалистическому объяснению истории приблизился Морган, связывавший общественный прогресс с развитием средств существования.

Работы Моргана и труды других эволюционистов были использованы основоположниками марксизма при создании своей концепции первобытной истории. Основные положения марксистской концепции первобытности и возникновения классового общества, содержащиеся в кн. Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), в произведениях К. Маркса и Энгельса «Немецкая идеология», «Капитал», «Марка», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и других имеют принципиальное методологическое значение для Э. Они оказали влияние на этнографическую науку уже в 19 в.

С конца 19 в. этнографические наблюдения велись преимущественно специалистами-этнографами: значительные экспедиции работали на островах пролива Торреса (1898), в северной части Тихого океана (1899-1902) и в других районах. Материал собирался по предварительно разработанным программам. В эпоху империализма в Э. появились реакционные тенденции, отвергающие идеи единства и прогрессивности исторического процесса. К. Старке, Э. Вестермарк , Г. Кунов пытались опровергнуть концепцию группового брака, доказать изначальность индивидуальной семьи. Патер В. Шмидт выдвинул прамонотеизма теорию (См. Прамонотеизма теория), призванную согласовать данные Э. о первобытных верованиях с христианской догмой. Влиятельным направлением стал Диффузионизм , представители которого (Ф. Гребнер, У. Риверс и др.; см. также Культурно-историческая школа) подменяли идею развития культуры тезисом о географическом её распространении из развитых центров (например, Древнего Египта) и заимствованием. В США этнографическая школа Ф. Боас а (А. Крёбер , П. Радин и др.) много сделала для конкретного этнографического изучения индейцев Северной Америки, выявила «культурные ареалы» и связи между ними, но точная фиксация фактов не вела у них к историческим обобщениям.

Значительным было влияние на Э. начала 20 в. французской социологической школы Э. Дюркгейм а (М. Мосс и др.), представители которой опирались на разработанное Дюркгеймом понятие о «коллективных представлениях»; Л. Леви-Брюль создал теорию первобытного «дологического мышления», основанного на представлении о магическом сопричастии человека и природы.

После 1-й мировой войны 1914-18 под влиянием французской Э. сложилась английская Функциональная школа (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), рассматривавшая культуру как систему институтов, выполнявших необходимые общественные функции. Функционалисты изучали синхронный механизм культуры, исследование истории считалось несущественным. Их выводы использовала британская колониальная администрация при создании «косвенного управления» подвластным населением.

Наиболее реакционным направлением в буржуазной Э. 30 - начала 40-х гг. 20 в. был Расизм - официальная идеология гитлеровской Германии: учение о «высшей расе» призвано было обосновать империалистические устремления фашистов.

Вторая половина 20 в. отмечена значительным ростом числа и научного уровня этнографов в странах Азии (Япония, Индия, Турция и др.). Главный предмет исследования здесь - происхождение, этническая история и культура основного народа своей страны; изучаются также малые народы.

В странах Африки этнографы уделяют большое внимание истории африканских культур, их историческому единству, связям с культурами других континентов, традиционным социальным институтам, народному творчеству (Сенегал, Нигер, Гана, Уганда и др.).

В исследованиях многих зарубежных ученых все более сказывается влияние марксизма: проводятся специальные семинары, читаются лекции, издаются книги о методе исторического материализма в Э. (в Великобритании - Р. Ферт, во Франции - М. Годелье, Ж. Сюре-Каналь, Р. Макариус и др.; в США - У. Осволт; в Японии - Э. Исида и др.). На 9-м международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго, 1973) был организован специальный симпозиум по проблемам марксистской Э.

Марксизм - господствующая методология в Э. социалистических стран, где ведется изучение материальной культуры, ее картографирование, изучение рабочего и городского быта, этносоциологические исследования, изучение Э. внеевропейских стран. В системе социалистических стран координируются планы этнографических исследований и другие формы сотрудничества.

Развитие Э. в дореволюционной России и в СССР. Этнографические сведения о народах Восточной и Западной Европы, об их языках и обычаях содержались в древнерусских летописях, «Слове о полку Игореве» и других памятниках. «Хождения» русских паломников в Палестину (игумен Даниил и др.) знакомили со странами Ближнего Востока. Во 2-й половине 15 в. Афанасий Никитин побывал в Индии и оставил описание обычаев этой страны («Хожение за три моря»).

Возникновение многонационального Русского государства в 15-16 вв. привело к расширению этнографических знаний. В 17 в. русские землепроходцы, служилые люди, а за ними крестьяне проникли в Сибирь до крайнего С.-В. Азии; сибирские летописи и другие источники содержат сведения о сибирских народах. Особенно важны труды С. У. Ремезов а, составившего первый сибирский атлас («Чертежная книга Сибири»), где на картах нанесены названия народов, и «Описание о сибирских народах...» (сохранилось в отрывках). В 1675 глава русского посольства в Китай Спафарий составил обстоятельное описание этой страны.

К началу 18 в. относится одна из первых в мире специальных этнографических работ - книга Г. И. Новицкого о хантах («Краткое описание о народе остяцком...»). В 18 в. было организовано несколько больших научных экспедиций, в том числе Великая Северная экспедиция 1733-43, в задачи которой входило изучение народов Сибири. Программа собирания сведений о сибирских народах была основана на анкете, составленной В. Н. Татищевым, который первым предложил группировать народы по родству языка (этот принцип лежит в основе и современной классификации). Г. Ф. Миллер - глава сухопутного отряда экспедиции - написал труд «История Сибири»; участник экспедиции С. П. Крашенинников оставил ценное «Описание земли Камчатки» (1775). Многочисленные материалы по Э. России дали Академические экспедиции 1768-74: среди трудов их участников - «Дневные записки» И. И. Лепехина (См. Лепёхин), описание остяков и самоедов В. Ф. Зуева, историко-этнографические сведения о монгольских народах П. С. Паллас а. Накопленные данные позволили И. И. Георги подготовить 4-томный сводный труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов...» (1776-80). В конце 18 в. усилился интерес к Э. русских; появились первые публикации русского фольклора (М. Д. Чулков, М. В. Попов и др.).

В начале 19 в. крупным событием в истории русской Э. стали кругосветные плавания (И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский и др.), во время которых были исследованы архипелаги Тихого океана и быт их аборигенов. Дальнейшее расширение этнографического кругозора связано с экспедицией в Бразилию (Г. Лангсдорф), с исследованиями Иакинфа Бичурина в Китае, И. Вениаминова, Ф. П. Врангеля и др. на Алеутских островах и Аляске. В России по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири М. М. Сперанского собирались сведения о народных обычаях (1819-21).

Уже в первые десятилетия 19 в. наметилось размежевание двух главных направлений в изучении быта (особенно русского): прогрессивного и просветительского (Ф. Н. Глинка , Н. А. Бестужев), выступавшего за улучшение народного быта, и реакционного, идеализировавшего патриархальный быт, православие (И. М. Снегирев, И. П. Сахаров , А. В. Терещенко , ими был собран большой этнографический материал).

К 40-м гг. 19 в., благодаря накопленным данным, назрела потребность в оформлении Э. как самостоятельной науки; в журналах появился термин «Э.». В 1845 по почину передовых русских интеллигентов было основано Русское географическое общество (РГО) и при нем - Отделение Э. (руководитель К. М. Бэр, затем Н. И. Надеждин). Русская Э. стала развиваться в системе географических наук. Отделение разослало по всем губерниям программы по этнографическому описанию местностей, деревень, уездов. На основе полученных рукописей (около 2 тыс.) стал публиковаться «Этнографический сборник» (1853-64), позже - «Записки РГО по Отделению Э.».

В 1840-60-х гг. были организованы экспедиции (РГО, Академии наук и др.) и поездки отдельных ученых по разным областям страны: М. А. Кастрен собрал материал по Э. и языкам народов Севера и Сибири; А. Ф. Миддендорф исследовал Восточную Сибирь. Участники «Литературной экспедиции» (1856)- писатели и этнографы (А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, С. В. Максимов) - публиковали материалы поездок по Европейской России. В. В. Радлов изучал (1860-70) тюркские народы Южной Сибири и Средней Азии.

С середины 19 в. началась разработка теоретических основ Э. Представители либерально-буржуазного направления (Надеждин, К. Д. Кавелин) ограничивали задачи Э. историко-познавательными целями; Кавелин сравнивал народные верования с геологическими пластами. Революционеры демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов) видели в Э. средство познания современной жизни народа. Н. Г. Чернышевский среди других исторических дисциплин первое место отводил Э., которая давала понятие о «первоначальном виде» современных учреждений. Предвосхищая мысль Моргана и других эволюционистов, он писал, что «каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизациею, служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни, которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 618).

Эти правильные мысли, однако, не получили широкого признания. В русской Э. распространилось влияние мифологической школы (Афанасьев, А. А. Потебня , Ф. И. Буслаев, О. Миллер и др.).

После крестьянской реформы 1861 (См. Крестьянская реформа 1861) стала издаваться краеведческая литература, возникли местные научные и краеведческие общества. Новыми центрами Э. стали общество любителей естествознания, антропологии и Э. при Московском университете (ОЛЕАЭ, основано в 1864) и общество археологии, истории и Э. при Казанском университете (ОАИЭ, основано в 1878). ОЛЕАЭ была организована Всероссийская этнографическая выставка (1867), материалы которой были переданы в Румянцевский музей .

Главным направлением Э. в пореформенную эпоху стало изучение общественного и семейного быта, сельской общины, юридических обычаев - проблем, вставших после отмены крепостного права. Плодотворно изучалось также народное творчество (С. В. Максимов, П. В. Шейн , Е. Р. Романов , В. Н. Добровольский , П. П. Чубинский и др.). В Сибири большую научно-собирательскую работу вели местные исследователи (Д. Банзаров , Г. Цыбиков) и ссыльные революционеры (И. А. Худяков, В. Г. Богораз , Л. Я. Штернберг и др.).

С 1870-х гг. расширилось изучение зарубежных стран (путешествия Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина и других по Центральной Азии, И. П. Минаев а - в Индию, В. Юнкер а - в Африку). Особое место в истории Э. занимают исследования Н. Н. Миклухо-Маклая (См. Миклухо-Маклай), посвятившего всю жизнь антропологическому и этнографическому изучению населения Океании.

Главным течением в Э. стал эволюционизм: видные его представители - М. М. Ковалевский , семья Харузины х, Штернберг и Д. Н. Анучин , использовавший комплексный метод в исторических исследованиях (данные археологии, Э. и антропологии). Значительным становилось воздействие марксизма. Его влияние испытал Ковалевский, изучивший патриархально-семейную общину как одну из форм разложения первобытнообщинного строя (важность этого открытия подчеркнул Энгельс). Н. И. Зибер в «Очерках первобытной экономической культуры» (1883) проанализировал первобытно-коллективистские производственные отношения.

С конца 19 в., помимо фольклора и общественно-семейного быта, серьезно стала изучаться материальная культура (поселения, одежда, орудия, промыслы), с чем связано появление и расширение этнографических музеев. Усилили научную деятельность крупнейший Музей антропологии и этнографии АН, Румянцевский музей (хранитель этнографических коллекций - Вс. Миллер). В 1902 основан этнографический отдел Русского музея (во главе с Д. А. Клеменц ем). Появилась этнографическая периодика: «Этнографическое обозрение» (с 1889), «Живая старина» (с 1890) и до. Много материала было собрано частным «Этнографическое бюро» кн. В. Н. Тенишева (1898-1901). Разрабатывались научные принципы изучения фольклора (Б. М. и Ю. М. Соколовы , А. Н. Веселовский , Миллер), народной музыки (Е. Э. Линёва соединила запись мелодии и текста). В работе Музыкальной этнографической комиссии, основанной в 1901, приняли участие Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и др.

С начала 20 в. значительно возросло число популярных изданий, свидетельствующих о демократизации науки. Авторами общедоступных книг были Е. И. Водовозова, Д. А. Коропчевский, Я. А. Берлин и др. Появились коллективные издания и популярные серии: «Народы земли» (т. 1-4, 1903-11), «Народы России» (1905) и др., многотомное географическое издание «Россия» (под ред. В. П. Семёнова-Тян-Шанского, 1899-1914).

Накануне Октябрьской революции 1917 общая картина состояния Э. в теоретическом отношении была пёстрой. Ощущалась необходимость новых методов исследования и обобщений (что особенно подчёркивал А. Н. Максимов).

Октябрьская революция 1917 создала новые благоприятные условия для развития этнографической науки, опиравшейся на гуманистическое и демократическое наследие дореволюционной Э. Определяющую роль в послереволюционных этнографических исследованиях сыграла тесная их связь с практическими задачами советского многонационального государства. Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 на её базе - институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 был создан журнал «Этнография» (с 1931 - «Советская этнография»). Для координации работ в области Э. и смежных дисциплин в 1933 был организован институт антропологии, археологии и Э. в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии АН СССР.

В послереволюционной Э. наметилась тенденция формирования историко-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П. И. Кушнер, В. К. Никольский). В конце 20 - начале 30-х гг. в советской Э. и большинстве других гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить марксистские принципы (этнографическое совещание 1929 и археолого-этнографическое совещание 1932). Теоретическую базу научных исследований советских этнографов составили ленинские работы по национальному вопросу, об общественных укладах и некапиталистическом пути развития отсталых народов, о национальной культуре и её классовом содержании.

Этнографические работы 30-х гг. основывались на марксистско-ленинской методологии. Внимание этнографов концентрировалось на вопросах общественного строя, различных формах патриархальных и патриархально-феодальных отношений. Расширилось сравнительно-историческое изучение первобытнообщинного строя, матриархата, военной демократии и т. д. (Е. Г. Кагаров, Е. Ю. Кричевский, А. М. Золотарев, С. П. Косвен и др.). По инициативе Штернберга и Богораза широкие масштабы приняла собирательская деятельность на Крайнем С. (Е. Ю. Крейнович, А. А. Попов, Г. М. Василевич и др.). Сложилась советская школа в Э.

В 50-70-е гг. 20 в. этнографические исследования развёртываются как в институте Э. АН СССР, так и в многочисленных научных учреждениях, высших учебных заведениях, музеях союзных и автономных республик и др. Наметились два основных направления исследований: проблемы первобытной истории и историко-этнографическое изучение народов мира.

Важное мировоззренческое значение имеет изучение истории первобытного общества, проводимое этнографами совместно с археологами и антропологами. Введён в научный оборот обширный материал, свидетельствующий об исторической универсальности первобытнообщинного строя, доказано повсеместное распространение дуальной организации (См. Дуальная организация) (Золотарев). Существенно продвинулось изучение поздних форм первобытнообщинного строя: установлена сложная структура патриархального рода, начата разработка исторических типов большой и малой семьи. В свете данных современная Э. уточнена схема развития семейно-брачных отношений первобытности, из которой исключены гипотетически реконструированные Морганом стадии кровнородственной семьи и семьи пуналуа (Д. А. Ольдерогге и др.). Были углублены представления по вопросам периодизации истории первобытного общества, соотношения рода и общины, характера ранних форм брачных отношений и др. (Толстов, Н. А. Бутинов, М. О. Косвен , Ю. П. Петрова-Аверкиева, А. И. Першиц, Ю. И. Семенов и др.).

Важное место заняла разработка проблем этнической истории, которая ведётся советскими этнографами совместно с археологами и антропологами. Такой комплексный подход позволил существенно продвинуть изучение конкретных вопросов происхождения народов СССР. Исследуются проблемы происхождения народов Западной Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании. Исследования проблем этнической истории показали, что все современные народы сложились из разных этнических компонентов, имеют смешанный состав; тем самым опровергаются измышления о «расовой чистоте», «национальной исключительности» отдельных народов.

Большое внимание уделяется исследованию материальной культуры - истории с.-х. техники, поселений, жилища, одежды народов СССР (Е. Э. Бломквист, М. В. Битов, Н. И. Лебедева, Е. Н. Студенецкая, Г. С. Маслова, Г. С. Читая и др.), а также зарубежных стран. Для обобщения всех накопленных сведений по истории материальной культуры народов СССР создаются специальные историко-этнографические региональные атласы: опубликованы атласы по народам Сибири (1961) и «Русские» (ч. 1-2, 1967-70).

Значительно расширилось исследование народного творчества: изобразительного искусства (С. В. Иванов, В. Н. Чернецов, С. И. Вайнштейн и др.), фольклора (П. Г. Богатырев, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп и др.). Изучаются вопросы истории религии, её происхождения и ранних форм (С. А. Токарев, А. Ф. Анисимов, Б. И. Шаревская и др.).

Одним из важнейших методов историко-этнографического исследования является комплексное изучение народов с использованием данных смежных наук. Таким методом исследована история многих в прошлом бесписьменных народов Сибири (Василевич, Л. П. Потапов, И. С. Гурвия и др.). Значительная работа проделана по этнографическому изучению восточнославянских народов - русского (В. В. Богданов, Д. К. Зеленин, В. Ю. Крупянская, Б. А. Куфтин, Л. М. Сабурова, К. В. Чистов и др.), украинского (К. Г. Гуслистый, Г. Е. Стельмах, В. Ф. Горленко и др.), белорусского (В. К. Бондарчик, М. Я. Гринблат, Л. А. Молчанова и др.), народов Закавказья (В. В. Бардавелидзе, Д. С. Вардумян, Ш. Д. Инал-Ипа, С. Д. Лисициан, А. И. Робакидзе, Р. Л. Харадзе, Читая и др.), Северного Кавказа (В. К. Гарданов, Г. А. Кокиев, Л. И. Лавров и др.), Средней Азии (М. С. Андреев, Н. А. Кисляков, С. М. Абрамзон, Т. А. Жданко, О. А. Сухарева и др.), Прибалтики (В. С. Жиленас, М. К. Степерманис, Г. Н. Строд, Л. Н. Терентьева и др.), Поволжья (В. Н. Белицер. Н. И. Воробьев, К. И. Козлова, Т. А. Крюкова, Р. Г. Кузеев и др.).

Одно из центральных мест в деятельности советских этнографов занимает изучение современных этнических и культурно-бытовых процессов в СССР. Развёртываются этносоциологические исследования национальных процессов (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. В. Пименов и др.). Начато этнографическое изучение процессов межнационального сближения, формирования общесоюзных черт культуры новой исторической общности - советского народа.

Ряд историко-этнографических исследований посвящен народам зарубежных стран. Положено начало сравнительно-типологическому изучению их культуры (Токарев, О. Л. Ганцкая, И. Н. Гроздова и др.); ведётся исследование их этнической истории (С. Р. Смирнов, Ольдерогге, С. А. Арутюнов, Р. Ф. Итс и др.). Исследуются современные этнические и культурно-бытовые процессы в Азии и Океании (Н. Н. Чебоксаров, П. И. Пучков, М. В. Крюков), Африке (Ольдерогге, И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Р. Н. Исмагилова и др.). Начато исследование современных этнических процессов в США, Канаде, странах Латинской Америки (С. А. Гонионский, М. Я. Берзина, Ш. А. Богина и др.), в Западной Европе (В. И. Козлов и др.).

Значительное развитие получили в СССР этнодемографические и этногеографические исследования. Было создано несколько способов сочетания на картах этнических и демографических показателей (П. И. Кушнер, С. И. Брук, П. Е. Терлецкий). Изданы обобщающая карта «Народы мира» и сводный труд «Атлас народов мира» (1964). Наиболее значительный результат этнодемографических исследований - труд «Численность» и расселение народов мира» (1962), где дана подробная характеристика национального состава населения всех стран, численность отдельных народов и территория их расселения.

Для понимания общих закономерностей развития культуры в целом и складывания её специфических свойств у отдельных народов большое значение имеет разработанное советскими этнографами (М. Г. Левин, Чебоксаров) учение о хозяйственно-культурных типах. Советские учёные исследуют также проблемы взаимовлияния культур, роль преемственности и обновления в развития культуры (С. Н. Артановский, Арутюнов, Пименов и др.). Ведётся теоретическая работа по установлению сущности таких понятий, как «этнос», «этническая общность», «этнические процессы», по их типологии (Ю. В. Бромлей , Токарев, Чебоксаров, Козлов и др.).

Продолжается изучение истории отечественной и критический анализ зарубежной Э. Большое научное и политическое значение имеют работы советских этнографов и антропологов, разоблачающих расизм, неоколониализм, национализм (И. Р. Григулевич, Г. Ф. Дебец, М. Ф. Нестурх, Э. Л. Нитобург, Я. Я. Рогинский и др.).

Одним из важнейших итогов работы советских этнографов явилось издание 13-томной (18 кн.) серии «Народы мира» (общая ред. С. П. Толстова, 1954-66), «Очерков общей этнографии» (т. 1-5, 1957-68). Вырос международный престиж советской этнографической науки: советские этнографы участвуют в международных конгрессах и симпозиумах; в СССР постоянно приезжают иностранные учёные для консультаций и стажировки. Многие труды советских этнографов переведены на иностранные языки.

Выполняя не только познавательные, но и идеологические функции, советская Э., базирующаяся на марксистско-ленинской методологии, направлена на решение актуальных мировоззренческих и практически значимых вопросов, способствующих сближению народов СССР.

Научная работа в области Э. проводится специальными научными учреждениями - научно-исследовательскими этнографическими институтами (в СССР - в системе АН - им. Н. Н. Миклухо-Маклая и др.), университетами, музеями (в т. ч. этнографическими музеями (См. Этнографические музеи)), существующими в большинстве стран этнографическими обществами. Публикация собранных материалов и исследований осуществляется этнографическими журналами и др. специальными изданиями. В 1948 был создан связанный в своей деятельности с ЮНЕСКО Международный союз антропологов и этнографов. Регулярно созываются (с 1934) международные конгрессы.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 9, М., 1941; его же, К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Марка, там же, т. 19; его же, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; его же, О национальной гордости великороссов, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О государстве, там же, т. 39.

Основы этнографии, [М., 1968]; Расы и народы, в. 1-7, М., 1971-77; Боас Ф., Ум первобытного человека, пер. с англ., М. - Л., 1926; Богатырев П. Г., Вопросы теории народного искусства, М., 1971; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Козлов В. И., Динамика численности народов, М., 1969; Концепции зарубежной этнологии, М., 1976; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1953; Кушнер П. И., Этнические территории и этнические границы, в сборнике: Тр. института этнографии, т. 15, М., 1951; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Левин М. Г., Очерки по истории антропологии в России, М., 1960; Левин М. Г., Чебоксаров Н. Н., Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области, «Советская этнография», 1955, № 4; Липе Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Национальные процессы в США, М., 1973; Осуществление ленинской национальной политики у народов Севера, М., 1971; Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии, в. 1-6, М., 1956-74 (Тр. института этнографии, т. 30, 85, 91, 94, 95, 102); Первобытное общество. Основные проблемы развития, М., 1975; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, 2 изд., М., 1974; Проблемы истории докапиталистических обществ, М., 1968; Проблемы антропологии и этнографии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1-4, СПБ, 1890-92; Ратцель Ф., Народоведение, пер. с нем., 4 изд., т, 1-2, СПБ, 1904; Современная американская этнография, М., 1963; Современные этнические процессы в СССР, М., 1975; Становление классов и государства, Сб. ст., М., 1976; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А., Этнография народов СССР, М., 1958; его же, История русской этнографии, М., 1966; его же, Истоки этнографической науки. (До середины XIX в.), М., 1978; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с франц., в. 1-4, М., 1928; Харузнна В. Н., Введение в этнографию, М., 1941: Харузин Н. Н., Этнография, в. 1-4, СПБ, 1901-1905; Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., Народы, расы, культуры, М., 1971; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Сб. ст., М., 1974; Этнографическое изучение быта рабочих, М., 1968; Этнография в странах социализма, М., 1975; Этнологические исследования за рубежом, М., 1973; Библиография трудов института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1900-1962, Л., 1967; Graebner Fг., Die Methode der Ethnologic, Hdlb., 1911; Weule K., Leitfaden der V51kcrkunde, Lpz. - W., 1912; Lowie R. Н., The history or ethnological theory, L., 1937; Boas F., Race, language and culture, N. Y. - L., 1966; его же, General anthropology, Madison, 1944; Kroeber A. L., Anthropology, N. Y., 1958; International directory of anthropological Institutions, N. Y., 1953; Volkskun-de. Ein Handbuch zur Geschichte ihrer Probleme, ; Levi-Strauss C., Anthropologie structurale deux, P., 1973; Moszynski K., Cztowiek, Wroclaw-Krakow - Warsz., 1958; Leroi-Gourhan A., Legeste et la parole, , P., 1964-1965; Penniman Т. K., A hundred years of anthropology, 3 ed., L., 1965; Vökerkunde für jedermann, 2 Aufl., Gotha - Lpz., 1969; Cazeneuve J., L"éthnologie, P., 1967.

Издавна учёные собирали песни, сказа-ния, пословицы, поговорки, изучали обряды , обычаи , верования различных народов. Большой интерес для них представляли также предметы быта, костюмы, утварь, орудия труда, украшения. Всё это — памятники народного творчества. Их изу-чением и занимается этнография.

Этнография — наука самостоятель-ная. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На ка-ких языках они говорят? Какие жилища строят? В чём своеобразие их культуры? И на многие другие. Интерес-ные сведения о жизни разных народов можно найти на этнографических картах .

Собранные этнографами материалы оказывают исто-рикам большую помощь в изучении прошлого человече-ства. Они хранятся в этнографических музеях;этно-графические коллекции можно увидеть и в других музеях.

Орнаменты

Старинные орнаменты , бережно сохранённые этнографа-ми являются важными источниками, помогающими в изучении прошлого. «Орнамент» в переводе с латыни — «украшение». Он представляет собой равномерное чередование линий, кра-сок, фигур, теней. Орнамент может изображать животных , растения , причудливые фигурки и многое другое. Во всём мире орнамент используется для украшения предметов, зданий, одежды, тканей. Но у каждого народа он свой, неповторимый. Зная особенности орнамента, можно определить происхождение предмета: где, кем и даже когда он был создан.

Народы

До сих пор на Земле живут народы , использующие точно такие же предметы, какими пользовались люди в глубокой древности . Например, некоторые племена Азии, Африки, Ла-тинской Америки и сейчас охотятся с помощью лука и стрел.

Жизнь этих народов мало изменилась с древнейших вре-мён. Исследования их быта, традиций, обычаев, трудовых навыков, орудий труда и охоты, проведённые этнографами, помогают историкам лучше представить жизнь людей, жив-ших тысячи лет назад.

У каждого народа, населяющего землю, есть свои осо-бенности. Они проявляются в устройстве жилища, способах приготовления пищи , религиозных верованиях, в одежде.

Одежда

Этнографы собирают сведения о том, какую одежду носи-ли народы в разные времена. В этнографических музеях хранятся мужские и женские костюмы, головные уборы, об-разцы обуви. Зная, как одевались люди в прошлом, исследо-ватель может установить, к какому времени относится напи-санный художником портрет. Знакомясь с различными деталя-ми одежды, учёные приходят к выводу, что народы, живущие рядом, постоянно общались и многое заимствовали у сосе-дей. Во все времена, создавая одежду, люди стремились к тому, чтобы она была одновременно удобной и красивой.

Сказания

При исследовании культуры народов мира этногра-фы не ограничиваются сбором предметов, они знако-мятся с произведениями устного народного творчест-ва и изучают их. Из глубины веков до нашего времени дошли сказания . Они представляют собой народный исторический рассказ о подвигах героев, о славных со-бытиях, свидетелями которых были наши предки.

Сказания передавались из поколения в поколение. Нередко наряду с правдивым описанием событий в них появлялся вымысел. Чтобы восстановить собы-тия прошлого, историку приходится отделять правду от вымысла.

Много столетий подряд народ передавал увлекательное сказание о древнерусском князе Олеге, которому была предсказана гибель от собственного коня . Об этом можно было прочесть и в древней летописи. Художник В.М. Васне-цов и поэт А.С. Пушкин посвятили знаменитому князю свои произведения. И картина Васнецова, и поэма Пушкина име-ют одно название — «Песнь о вещем Олеге». Поэты, худож-ники, композиторы находили в не-мало сюжетов для своего творчества.

Мифы

Древние сказания о героях, богах, явлениях приро-ды, возникшие в первобытном обществе , у некоторых народов называются мифами .Слово это с греческого так и переводится — «предания», «сказания». Люди не могли дать объяснение многим явлениям природы. По-этому с помощью фантазии они пытались объяснить происхождение мира, звёзд , луны , солнца , возникнове-ние человека, животных, появление огня, зарождение земледелия и ремёсел. Герои мифов наделялись сверхъ-естественной силой, а могущественные боги походили на людей. Поскольку мифы полны вымысла, то это слово приобрело другое значение — «недостоверный рассказ», «выдумка».

Однако возникает вопрос: может ли миф-выдумка стать источником знаний о прошлом? Оказывается, для историков — это ценнейший материал. Наряду с вымыслом в мифах содержатся сведения об орудиях труда, о занятиях, вооружении, ремёслах, сельскохо-зяйственных культурах и о многом другом.

Повествования и поэтические сказания о непобедимых героях, возникшие в древние времена, передавались из уст в уста, от родителей детям. Долгое время их никто не запи-сывал. Но их хорошо знали и любили в народе. Они вдох-новляли поэтов, архитекторов, скульпторов на создание произведений искусства . Даже простой ремесленник мог украсить свою вазу рисунками на тему любимого мифа.

Во все времена огромный интерес к мифам проявляли и ху-дожники. Они создавали прекрасные полотна, в основе кото-рых лежали мифологические сюжеты. Но чтобы понять такую картину, оценить замысел художника, необходимо знать со-держание мифа, и тогда она перестанет быть тайной для вас. Материал с сайта

Созданные нашими предками произведения устного народного творчества не исчезают бесследно, а про-должают жить в последующие времена, воплощаясь в книгах, кинофильмах, музыкальных произведениях, живописных полотнах.

Песни

Картинки (фото, рисунки)

  • Архитектурно-этнографический музей «Витославлицы». Россия, г. Великий Новгород
  • Государственный краеведческий музей. Россия, г. Новосибирск
  • Музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Россия, г. Архангельск
  • Этнографический музей в Пирогово (близ Киева). Украина
  • Этнографический музей. Венгрия, Будапешт
  • В Рижском этнографическом музее. Латвия
  • Жизнь некоторых народов Африки мало изменилась с древнейших времён
  • Жизнь некоторых народов Азии, Латинской Америки мало изменилась с древнейших времён
  • Жилища разных народов России: 1 - яранга чукчей, коряков, эвенов, юкагиров; 2 - чум ненцев, кетов, якутов, эвенков; 3 - юрта кочевых народов степей и полустепей; 4 - изба жителей Центральной России; 5 - изба жителей Русского Севера; 6 - курень казаков на Кубани и Верхнем Дону
  • Традиционные жилища народов мира: 1 - вигвам индейцев Северной Америки; 2 - соломенная хижина, распространённая в джунглях Бразилии; 3 - иглу жителей Гренландии; 4 - стуве - жилище норвежцев; 5- папьясо испанцев; 6 - мачия - японский дом
  • Гребень. Начало XVI в. Франция
  • Комод. Лак с инкрустацией перламутром. Корея
  • Персидский ковёр. XIX в.
  • Корзина американских индейцев. Калифорния
  • Окно. XVIII в. Дерево. Северная Индия
  • Серебряный сервиз. XX в. Дагестан (Россия), село Кубачи

  • Костюмы народов России
  • Головной убор. XIX в. Тибет
  • Женская головная накидка. XIX в. Франция
  • Кокошник. Конец XVIII в. Костромская губерния
  • Мужская одежда. Конец XVII в. Китай
  • Женская одежда. Середина XIX в. Португалия
  • Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе. V в. до н. э.

гр. – народ, описывать) – наука о народах мира – этносах, их характерных этнических чертах. Эта наука описывает этнический состав населения территорий, происхождение народов и народностей, историю общественных форм жизни; изучает современное состояние, традиции, обычаи, культурные ценности, современное состояние. Этнография дает общую картину человечества, историю его прогресса. Выделилась она из географии в середине XIX века. И до сего дня имеет разные названия: «этнология», «народоведение», «культурная антропология». Этнография изучает также и славян, и русский народ, рассматривает его место и роль в развитии мировой культуры и цивилизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этнография

гр. этнос - народ + гр. графо - пишу) - составная часть антропологии, описывающая состав, происхождение, расселение, особенности материальной и духовной культуры племен, народов и обществ. Этнографические описания -источник информации для этнологических исследований. Термин этнография традиционно применялся с XIX века преимущественно при "изучении малых, бесписьменных и доиндустриальных обществ, называемых примитивными в противопоставление цивилизованному миру". Крупные этнографы конца XIX -нач. XX века - Л.Г.Морган, Ф. Боас, Б.Малиновский - в полевых исследованиях уделяли основное внимание материальной культуре, практической деятельности, языку, политической жизни, системе родства, ритуалам, космологии, мифологии, символизму, описанию медицинской практики, обрядам, верованиям, фольклору изучаемых народов; составляли отчеты бесед с коренными представителями, записывали продиктованные тексты. В России основным объектом исследования этнографии "является культура народов, но описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно сточки зрения выявления ее этнической специфичности", "этнографические исследования обращены по преимуществу к сфере обыденной (повседневной, традиционной) культуры прежде всего сельского населения. В течение долгого времени этнография в России развивалась как отрасль географического знания, а в настоящее время относится к группе исторических наук". Первые российские этнографы - В.Н.Татищев, С.П.Крашенинников, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.Н.Пыпин. Этнографы советского периода - Н.Я.Марр (языковед), Л.Н.Гумилев (изучал генезис этносов, т.е. возникновение и развитие народностей, репрессирован при Сталине) и др.; наши современники: Ю.В.Бромлей (изучал социальную природу этносов), С.А.Токарев (этнолог, специалист по религиоведению, изучает ритуалы), В.П.Алексеев (научн. интересы -расоведение, первобытн. общество), С.А.Арутюнов и Ю.П.Аверкиева (лингвисты, этносемиотики) и др.

О том, что такое этнография, рассказывают в курсе специализированного университетского обучения при подготовке этнографов. Впрочем, тема интересная, а само слово знакомо многим - этнографические музеи открыты в самых разных городах нашей страны (и не только).

Общее представление

Этнография - это наука, изучающая самые разные объекты народного творчества. Это и бытовые предметы, а также украшения и одежда, используемые разными народностями. Внимание уделялось утвари и используемым в работе инструментами. Этнографы собирают сказания, былины, песни и легенды разных местностей. Они занимаются крылатыми фразам, систематизируют и сохраняют для потомков информацию о практикуемых обрядах, принятых в конкретной местности обычаях. Объекты изучения науки общим словом можно охарактеризовать как памятники народного творчества. Сохранение информации о них расширяет и обогащает культурный запас и страны, и нашего мира в целом.

В настоящее время, рассматривая, что такое этнография, обязательно делают акцент на самостоятельности этой дисциплины. В рамках научной сферы исследуется количество национальностей, народностей на планете и их отличительные особенности, расселение. Этнографы изучают, откуда произошли народы, какие языки используют для коммуникации, в каких домах традиционно обитают и какие своеобразные культурные особенности имеют. Объекты изучения этнографии разнообразны, разброс их масштабен как в качественном плане, так и в географическом. Этнографические карты, составленные учеными, представляют собой настоящий кладезь любопытных данных, позволяющих составить представление о быте, жизни, истории различных народностей.

Предмет исследований

Этнография - это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент - слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография - это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

Народности нашей планеты

Этнография - это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась. Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад.

Мы уникальны!

Рассматривая, что такое этнография, не стоит пытаться равнять все объекты, на которых фокусируется наука, под одну гребенку. Наоборот, идея этой дисциплины - в признании уникальности, наличия неповторимых особенностей у всех народностей, сформировавшихся на нашей планете. При выявлении таковых анализируются самые разные аспекты - как люди строят дома, во что верят, как одеваются и готовят пищу.

В рамках изучения этнографии традиционно особенное внимание уделяют национальным одеждам. Ученые, занимающиеся наукой, собирают максимально объемные и достоверные сведения, позволяющие понять, как и что носили в разных местностях и в разные эпохи. Посетив специализированный музей, обыватель может ознакомиться с нарядами, узнать, какие социальные слои имели к ним доступ, как все использовалось правильно. Это касается не только костюмов мужчин и женщин, но и головных уборов, обуви.

Зачем это нужно?

Представляя, что такое этнография и чем она занимается, художник, перед которым стоит задача создания картины, отражающей прошлые времена, знает, куда ему обратиться, чтобы получить достоверное представление о реалиях отражаемой эпохи. Это важно и при написании книг, создании фильмов, сериалов и мультфильмов, видеоигр.

Верно и обратное: зная особенности обычаев, связанных с нарядами, свойственными разным периодам и местностям, можно понять, где и в какое время было создано произведение искусства - книга, картина. В истории этнографии есть немало примеров того, как собранные в обширные базы данных сведения помогали идентифицировать различные ценные произведения искусства. Зная, как был устроен быт в конкретную эпоху и в определенной местности, можно справедливо заключить, какого рода отношения были у этих людей с соседями: чем они ближе, тем сильнее взаимное проникновение.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества. Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена. Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний - передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности. Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф - это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение - выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники - вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями. Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон. В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей.

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин. Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А. Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй - центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.