Нарушение дисциплины учащимися. Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками

Нарушение дисциплины учащимися. Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками
Нарушение дисциплины учащимися. Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

Практически в каждом классе найдется такой ученик, который отличается от других как своими школьными способностями, так и поведением. Так, ни одно собрание не обходится без обсуждения следующей актуальной проблемы — плохое поведение ученика. Явление весьма распространенное и требует обязательного участия всех сторон, родителей, ученика и учителя, с целью разработки оптимальной стратегии, к примеру, беседа с учеником о плохом поведении.

Существуют некоторые причины, которые провоцируют плохое поведение ученика на уроке или в школе в целом. Так, основные причины упираются в: избалованность ребенка, социальную и психологическую атмосферу (в которой воспитывается ребенок), неблагоприятные ситуации в семье, а также определенные мотивы. Последние, в свою очередь, обусловлены тем, что ученик: стремится привлечь внимание, показать свою власть над остальными учениками, избежать возможных неудач. Каждый из этих мотивов воспринимается окружающими (родителями, учениками и учителями) как пример плохого и неадекватного поведения.

В целом, при плохом поведении ученика, у учителя формируется определенная реакция, поэтому он воспринимает это как нарушение дисциплины и реагирует соответственно. При этом, учитель может повысить голос на ученика, оставляя последнее слово за собой, или обращается к нему с сарказмом, что воспринимается другими учениками в классе иронически. Нередко поведение «виновника» сравнивают с другими учениками, втягивают в конфликт других лиц, например, родителей, завуча или даже директора.

Чтобы привлечь свое внимание, ученик начинает бить карандашом по столу, входит в класс не со звонком, может отвлечь учителя вопросом, который не относится к теме урока. С целью показать свою власть над другими учениками или даже над учителем, ученик с плохим поведением начинает задевать окружающих, бросает им вызов, не считается зачастую с требованиями учителя. Подобные действия вызывают у окружающих соответствующую реакцию, которая в большинстве случаях характеризуется агрессией, непониманием, вспышкой гнева, пререканиями, ругательством, криками и прочими.

Тем не менее, признано, что такая реакция не считается уместной, поскольку тем самым учитель либо ученики самоутверждают плохое поведение. Мнения специалистов сводятся к тому, чтобы разрабатывались определенные стратегии, направленные на понимание и компромисс. Так, плохое поведение ученика в школе подвергается контролю, если проводить с ним откровенные беседы на темы, позволяющие ученику раскрыться, объяснить причину подобного поведения. Нередко приходится использовать кардинально противоположные действия, игнорирующие присутствие ученика в классе, а также его действия.

В зависимости от ситуации, характера ученика, цели его поведения, может иметь успех та или иная стратегия. В целом, такие действия учителя, как выкрикивание, ругательства, принижение при других учениках, споры, издевательство и прочие не способствуют улучшению поведения. Наоборот, подобная реакция учителя является, своего рода, стимулом для того, чтобы ученик и в дальнейшем вел себя таким же образом.

Многие учителя, даже опытные, испытывают опасение, когда речь идет о том, чтобы поговорить с родителями о плохом поведении их ребенка .

Как правило, педагог, боится трех вещей:

Родители будут сердиться и защищать своего ребенка.

Родители будут задавать вопросы о компетенции учителя в вопросах обучения.

Родители будут жаловаться и требовать оставить в покое их ребенка.

Эти опасения вполне обоснованы.

При обсуждении плохого поведения ученика , учителя, как правило, говорят о том, что это бездействие родителей, критикуют ребенка. Думаю-это неправильный путь. И, потому, что темой разговора является их собственный любимый ребенок, родители отвечают агрессивно. Срабатывает защитный барьер, разгораются эмоции, и в одно мгновение вы, не добившись целей беседы, вынуждены закончить ее.

Этого можно избежать. Необходимо обсудить плохое поведение таким образом, чтобы найти поддержку в лице родителей и готовность их помочь своему ребенку улучшить свое поведение.

Вот как:

Будьте дружелюбны.

Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.

Проинформируйте родителей.

Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.

Придерживайтесь фактов.

Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.

Следите за тоном.

Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора-плохое поведение.

Не стесняйтесь говорить прямо.

Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить. Правда является наиболее полезным и влиятельным языком, который вы можете использовать в беседе о плохом поведении ребенка с его родителями.

Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию.

После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.

Будьте кратки.

Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, "Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».

Беседа с родителями.

Если вы будете следовать приведенным выше указаниям, вы обнаружите, что при разговоре с родителями вам нечего опасаться. Вам не нужно сердиться, жаловаться. Родители смогут выслушать вас, вы сможете повлиять на них.


Беседа как форма воспитательной работы в отечественной школе очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из учителей скажет достаточно исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь учителя вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из учителей не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с учеником именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...

Воспитательная беседа с учеником - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.

Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть классному руководителю, беседующему с ребёнком.

«Общие правила» - это вполне определённые принципы техники взаимодействия педагога с воспитанником, образующие психологический, нравственный фон, на котором происходит любая беседа. Сердцевина этого фона - личность педагога, его авторитет в глазах воспитанника, педагогическая позиция.

Принципы поведения людей в межличностных контактах, сформулированные Д. Карнеги, - это азбука поведения здравомыслящего культурного человека. Это жизненно необходимые этические нормы, которыми должен владеть социально развитый гражданин современного общества. И где же этому учить, как не в школе?
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:


  1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми.

  2. Понять, что хочет ваш собеседник.

  3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.

  4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

  5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.

  6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

  7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.

  8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.

  9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке

  10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

  11. Давайте людям возможность спасти свой престиж.

  12. Взывайте к более благородным мотивам.

  13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.

  14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.

  15. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

  16. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

  17. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

  18. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

  19. Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Принципы Д. Карнеги тонко диктуют требования к педагогической позиции воспитателя, методику индивидуальной беседы с ребёнком. Каждый такой разговор - очень нежное и в то же время ответственное «прикосновение к душе» (В.А Сухомлинский), проникновение во внутренний мир школьника.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы

Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно. В школе три главные возрастные группы: младшие школьники, подростки, юноши и девушки. Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).

Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность - как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:

младший возраст - потребность в защищённости, безопасности;

подростковый - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;

юношеский возраст - потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);

взрослый - потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.

Знание ведущих потребностей дает педагогу методический ключ к построению индивидуального взаимодействия с воспитанником, в том числе к методике индивидуальной беседы.


Беседа с младшим школьником

Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд - немотивированную.


Бесполезно давать многочисленные советы - малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе - поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и одновременно - учить нужному, конструктивному способу поведения. Инструмент «воздействия» при этом - внушение. Упражнения (тренировка) с дальнейшей постоянной поддержкой. Примерный алгоритм действий таков:

Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.

Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать самоотношение, внушать необходимую модель поведения.

Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.

Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном. Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).

Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (это хорошая тренировка конструктивного поведения). «Организуйте успех» в сложном для ребёнка деле. Особенно - в учёбе. Учебный успех в начальных классах - это 99% успеха в воспитании!

Для «страховки» вовлекайте в кружок, секцию, клуб, где бы успех и умение закреплялись.
Беседа с подростком

В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток - экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.

Референтной группой, эталоном самоидентификации становятся сверстники - мир беспощадный и жестокий, отличный от семьи, с её любовью и поддержкой родителей. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состя-заются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В подростке рождается субъектность, формируется «Я-концепция», самосознание. Значит, возникают собственные оцен-ки, нормы, критерии, эталоны и образцы.

Развитие переходит в стадию саморазвития, воспитание - в процесс самовоспитания. И это нормально, эти изменения необходимо поддерживать и стимулировать. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.

Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»

Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения ученика: «Я знаю, ты хотел справедливости...»

Постарайтесь, чтобы подросток рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа - честными и прямыми словами передать случившееся, - это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше - добивайтесь честной, объективной оценки - важнейшего смысла и цели беседы.

После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.

Сопоставьте две оценки, ученика и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ученик должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы - поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.

Как итог беседы - подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.

Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учеником юношеского возраста

Ведущая потребность юношеского возраста - в смыслах жизни. Юноша ищет высшие ценности бытия: цели, идеалы, эталоны существования. Как жить? Для чего? Каким быть? Вот вопросы, на которые сознательно или неосознанно молодой человек ищет ответы. Перед собственным «Я» и перед людьми он должен сделать свой выбор.

Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в походе, у костра, по поводу умного кинофильма или книги. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.

По каким же правилам строить беседу со взрослым учеником?

Главная цель - привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»

Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже - точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.

Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.

Привлеките к беседе значимых для юноши лиц - родителей, друзей, юристов.

Диалог в беседе со взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость - подлостью, кражу - кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние - шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»

Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.

Очень важно, как закончить беседу. Самое главное - дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, родителей и в своих глазах. Нельзя, чтобы школьник чувствовал себя «побитым». Прозрение, очищение, торжество преодоления себя - вот состояние, которое должен ощущать ваш собеседник. Следуя заветам Д. Карнеги, педагогу следует всеми силами достигать то-го, чтобы юный воспитанник был рад делать то, что вы ему предлагаете, то, о чём вместе договорились делать.

Достижение выразительности педагогической техники - лишь одна из ступеней к педагогическому мастерству. Техника без осознания задач педагогического действия, без понимания мотивов деятельности учеников, истинной сути результатов взаимодействия останется пустой формой, бессодержательным непрофессиональным действием. А овладение её приёмами может осуществляться в контексте повышения общей педагогической культуры учителя.

Литература

Ершова А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом / А. Ершова, В. Букатов. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство и воспитание школьников». Вып. 1).

Зязюн И.А., Крамущенко Л.В., Кривонос И.Ф., Мирпшник Е.П, Семиченкп В.А., Тарасевич Н.Н. Педагогическая техника учителя // Школьные технологии. – 2005. - № 6. – С. 154–164

Калиниченко И.А. Индивидуальный стиль деятельности педагога // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 8. – С. 68–76

Сазонов В. Индивидуальная беседа с учеником: советы воспитателю // Воспитательная работа в школе. – 2005. - № 6. – С. 93-102

Изучение личности школьника и составление его

психолого-педагогической характеристики

    Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов;

    Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

1.Индивидуальная беседа с учащимся и описание ее результатов

Тема беседы выбирается самостоятельно с учетом особенностей ребенка. Например: «Твои интересы», «Друзья», «Когда ты станешь взрослым», «Планы на каникулы», и т.д.

Протокол беседы с учеником

Провел беседу:........................................... Дата:............

Объект исследования. Фамилия, имя, отчество, возраст, класс.

Цель.

Способ регистрации результатов .

Описание обстановки (место проведения, время)

План беседы. Основные вопросы. Поддерживающие вопросы.

Анализ беседы . Получилась/ не получилась беседа. Особенности поведения собеседника (интонация, жесты, мимика). На какие вопросы собеседник отвечал более активно.

Заключение. Анализ полученных данных .

Дополнительная информация

Основные требования к проведению беседы

Благоприятная обстановка: прогулка, изолированная комната. Создайте и поддерживайте атмосферу доверия. Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ.

Во время беседы следите :

    за особенностями речевого поведения собеседника, точностью формулировок, оговорками, недомолвками, желанием уйти от ответа, паузами;

    за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты: затронуто достоинство, самоуважение.

Советы :

    Вникните в то, что интересует собеседника.

    Если увидите его пассивность, значит: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон и др.

    Ошибку быстро исправляйте, будьте всегда активно-внимательными.

    Владейте собой: не обнаруживайте признаков властности, не делайте упреков, реплик и т.д.

Как правильно вести беседу

Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопрос «в лоб» (лучше в косвенной форме).

Вопросы не должны быть внушающими и носить форму утверждения.

Вопросы ставить в определительной форме, краткие, понятные собеседнику.

Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, наклоняясь к собеседнику.

Сочувствуй, одобряй и поддерживай.

Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопить его!

Помогите освободиться от возможных страхов.

Одобряйте точность высказанных мыслей.

Встречные вопросы могут быть заданы только с целью помочь высказаться.

Не прерывайте высказывания собеседника

В случаях волнения, импульсивности, несущественности высказываний, отсутствия полезной информации и т.д.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах.

При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Прямые вопросы : нравится ли тебе твоя группа?

Косвенные вопросы , в которых истинные цели замаскированы: Всегда ли тебе хочется быть в группе? Нравится ли твоим друзьям ваша группа? При ответе на такие безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

Проективный вопрос . В нем идет речь о каком-то воображаемом человеке: - Как ты думаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали? В вопросе может быть описана ситуация с вымышленной личностью.

Как снизить степень внушающего действия вопросов?

Анализ беседы . Обратите внимание на то получилась ли беседа, если нет, то почему; на приемы поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки; на особенности поведения собеседника: мимика, жесты, интонация речи, оговорки; на какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал; какие вопросы достигли цели и какие задачи решены в результате беседы. Изменение состояний собеседника - главный показатель эффективности беседы. Нет смысла бояться отрицательной оценки эффекта беседы. Для оценки эффективности беседы важен анализ содержания ответов и вопросов походу беседы. Не менее важен анализ невербальных интеракций с собеседником во время интервью: смысл речевого высказывания может быть выражен невербально, в анализе языка тела наиболее информативным является изменение наклона туловища, когда и почему собеседник перестает смотреть в глаза, громкость произносимого, изменение темы. В успешной беседе между участниками возникают согласованные или симметричные движения.

2. Программа характеристики индивидуальных особенностей школьника

Методы изучения и сбора данных : беседа с учеником, беседа с учителем, наблюдение за ответами и поведением ученика, изучение личного дела ученика, анализ продуктов деятельности.

I. Общие сведения об ученике. Данные о школьнике. Фамилия, имя, возраст, класс, состояние здоровья, физическое развитие.

Данные о семье. Состав семьи, профессия родителей, их культурный уровень, материальная обеспеченность родителей.

Данные об условиях жизни учащегося в семье. Отношение к ребенку, характер взаимоотношений между членами семьи. Стороны семейного воспитания, которые объясняют особенности личности ученика.

II. Особенности учебной деятельности школьника.

Успеваемость. Взгляды учащегося на значимость учебной деятельности. Какие учебные предметы интересуют ученика, к каким - безразличное или даже отрицательное отношение. Отношение школьника к успехам и неудачам по различным предметам. Активность и дисциплинированность на уроках. Систематичность, добросовестность, организованность в учебной работе. Наличие умений и навыков самостоятельной работы (находить дополнительную литературу, работать с учебником).

Отношение к урокам изобразительного искусства. Основные причины, способствующие успехам в учебной деятельности или мешающие ему учиться.

III. Характеристика направленности личности школьника.

Общий кругозор и эрудиция. Особенности развития познавательных интересов. Степень развития интересов в области искусства, техники, спорта и др. Способность к реализации своих интересов. Глубина и устойчивость интересов. Любимое времяпрепровождение в школе и вне школы. Увлечения. В каких кружках занимается. Самооценка личности школьника. Отношение к своим успехам и неудачам.

IV. Характеристика некоторых познавательных процессов школьника.

Особенности памяти. Особенности запоминания: объем, скорость, осмысленность, прочность, вид, приемы. Готовность к воспроизведению. Особенности мышления. Сообразительность, умение анализировать, обобщать, самостоятельность суждений и выводов, быстрота и глубина понимания нового материала. Характеристика наглядно - образного и абстрактного мышления школьника.

Особенности речи (словарный запас, культура, грамотность, эмоциональность, образность устной и письменной речи). Особенности внимания (объем устойчивость, концентрация). Преобладающий вид внимания. Чем он вызван.

V. Индивидуально - психологические особенности личности школьника.

Особенности темперамента, проявляющиеся в поведении школьника (работоспособность, скорость утомления, глубина и характер эмоциональных состояний, темп речи, выдержка и аффективность, двигательные реакции). Характер. Его особенности, проявляющиеся в отношениях к окружающему миру и к самому себе. Их зависимость от условий воспитания.