Кудрин премьер министр. Медведев запланировал встречу с кудриным перед сменой правительства. Министр финансов РФ

Кудрин премьер министр. Медведев запланировал встречу с кудриным перед сменой правительства. Министр финансов РФ

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что, судя по темпам роста, российская экономика попала в «серьёзную застойную яму» впервые с послевоенных лет.

«Вообще, я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста экономики - 1%, нет. Мы, в общем-то, попали в серьезную такую застойную яму, серьезную», - сказал Кудрин на пленарном заседании Международного форума финансового университета «Как попасть в пятёрку» 27 ноября.

Кудрин также заявил о необходимости построения новой модели экономики, что активно обсуждалось ещё в 2012 году. «При том, что цена за нефть увеличилась в два раза, то есть прирост цены на нефть, который всегда был драйвером нашей экономики, уже даже не останавливает дальнейшего снижения темпов роста», - сказал глава Счётной палаты.

В таких условиях, отметил он, «понятно, что нужны другие драйверы нашей экономики».

В последнее время Кудрин, весной 2018 года неожиданно для многих ставший главой Счётной палаты РФ, не раз отмечался резонансными заявлениями. В частности, буквально вчера он обвинил «Роскосмос», который возглавляет условный патриот Дмитрий Рогозин, в массовых финансовых нарушениях и хищениях миллиардов рублей. А до этого не раз публично советовал президенту, каким курсом должна идти страна, на каких союзников опираться.

Не готовят ли Кудрину место премьер-министра в будущем правительстве России?

К слову, в сентябре 2011 года, у министра финансов Кудрина возник острый конфликт с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства отчитал главу Минфина за нарушение «дисциплины и субординации» и дал несколько часов, чтобы определиться с решением об отставке. Причиной конфликта стало заявление Кудрина о том, что он не будет в составе правительства, если в 2012 году премьером станет Медведев.

Похоже, теперь наступило время реванша. Ведь все тирады Кудрина последнего времени - даже не камень, а булыжник в огород Медведева, правительство которого который год топчется на месте.

Элиты сейчас находятся в ожидании транзита политической системы, и пытаются консолидировать те ресурсы, которые у них имеются, - говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. - У господина Кудрина есть публичный ресурс экономического стратега. Он всячески пытается закрепить за собой лидерство в этой сфере. Отсюда участившиеся заявления Кудрина на важные политические темы.

Поэтому может быть всё, что угодно, включая назначение в перспективе нескольких лет Кудрина премьер-министром. Но говорить, что это приоритетный сценарий, я бы не стал. Поскольку транзит власти, по всей видимости, будет иметь многоступенчатый характер. Это будет касаться модернизации института президента, изменения роли правительства. Под получившуюся в итоге конфигурацию и будут выбирать фигуру премьера. Пока можно предположить лишь то, что с высокой долей вероятности смена правительства произойдёт раньше 2024 года.

Накануне последних президентских выборов у части общественности были ожидания, что состав правительства станет менее либеральным, будет вести линию, за которую ратует Сергей Глазьев. Вместо этого наметилось усиление либерального тренда. Возможно, назначение Кудрина премьер-министром будет укладываться в этот тренд?

Что касается ожиданий, то власть в ходе предвыборной кампании эффективно отработала с целевыми группами. Каждый напридумывал, что ему было ближе. Именно поэтому у той части общества, о которой вы говорите, имеет место разочарование. А у власти изначально не было планов на смену экономического курса. По той простой причине, что Владимир Путин привык доверять тем, кого принято называть системными либералами в экономике. И говорить о смене тренда, как минимум, преждевременно. Да, ещё в 2006 году были созданы госкорпорации, что плохо укладывается в либеральную концепцию. Но в остальном Путин доверяет системным либералам.

Принято считать, что они выручили его в 2008 году, во время экономического кризиса. Поскольку именно Кудрин, несмотря на критику, создал систему резервного фонда, которая помогла без серьёзных эксцессов пережить этот кризис. В результате у Путина сложилось мнение, что лучше доверять либералам в экономике, чем дирижистам.

Я думаю, что Кудрин действительно является кандидатом в премьеры будущего антикризисного правительства, - говорит директор Международного институтаполитической экспертизы Евгений Минченко. - Но кроме него есть и другие претенденты. Это не предрешённая история.

При этом я, в отличие от многих, не считаю Кудрина либералом в экономике. Это один из архитекторов централизованной финансовой системы России. Эта система в значительной степени демонтировала в России федерализм. Именно поэтому я не считаю Алексея Кудрина либералом.

- Кто, кроме Кудрина мог бы возглавить «антикризисное правительство»?

Ответить на этот вопрос невозможно. Кто, например, мог предугадать, что премьер-министрами станут Михаил Фрадков или Виктор Зубков?

- Вы называете имена из другой эпохи. У нас уже много лет вроде как «путинская стабильность».

Путинская стабильность у нас закончилась в этом году. У нас сейчас политическая турбулентность. Вопрос сейчас в том, есть ли у нас экономический кризис настолько серьёзный, что требуется смена правительства? На мой взгляд, нет. Поэтому я не исключаю, что нынешний премьер-министр может досидеть на своём кресле до новых выборов в Госдуму, а может, даже и до новых президентских выборов в России. Хотя последнее менее вероятно, поскольку видимо, закулисное формирование нового правительства начнётся вскоре после парламентских выборов, когда произойдёт перезагрузка партийного пространства.

Что касается заявления Кудрина о «застойной яме», в которой находится наша экономика, то тут сложно ему возразить. Сейчас правительство действует под лозунгом: «люди - новая нефть». Именно за счёт изымания средств у людей через самые разные поборы, через повышение цен власть надеется пополнять госбюджет.

Население у нас и так в основном небогатое. Даст ли результат такая политика выжимания последних сбережений?

Я очень скептически отношусь к такой политике. На мой взгляд, на данный момент сколько-нибудь внятной стратегии реформирования нашей застоявшейся экономики никто не предложил, включая Кудрина.

Что касается деятельности Кудрина в последнее время, то он последовательно осуществляет задачу, им же обозначенную сразу после назначения на пост главы Счётной палаты РФ - сделать этот орган независимым, - говорит руководитель направления финансы и экономика Института современного развития, экономист и политолог Никита Масленников. - И тут у него есть хорошая поддержка в лице Конституции РФ. Другое дело, что до сих пор в этом смысле весь потенциал Счётной палаты не был задействован.

Что касается застоя в экономике России, тут всё абсолютно верно. За 10 лет экономический рост в стране составил в среднем 1%. Это не может считаться успешным результатом. Причём торможение началось ещё до «эпохи санкций». Это связано с тем, что традиционная модель углеводородной зависимости себя исчерпала. Конечно, тут большую роль играет бюджетное правило, которое снимает «излишки» от продажи нефти и направляет их не в экономику, а в суверенные резервы, поскольку в ближайшие несколько лет ожидаются всё новые проблемы, связанные как с ситуацией в глобальной экономике, так и с возможным усилением санкционного давления. Но во всё остальном, наша экономика зажата нынешними сложившимися правилами. В итоге, мы предъявляем к ней требование надоев, как к «корове». А она может дать молока не больше «козы».


Алексей Кудрин может снова превратиться в высокопоставленного чиновника администрации президента, сообщают источники Financial Times. Сам он и его представители эту информацию не комментируют. По данным издания, экс-министр финансов станет ответственным за налаживание контактов с Западом. Впрочем, для Кудрина такое назначение было бы весьма сомнительным достижением. Он, как автор стратегии развития России, написанной для Владимира Путина, еще недавно рассматривался как один из кандидатов в премьер-министры.

Экс-министру финансов Алексею Кудрину прочат назначение в администрацию президента на пост спецпредставителя по связям с США и Евросоюзом. В четверг об этом сообщил осведомленный источник Financial Times.

«Наиболее вероятный сценарий состоит в том, что Кудрин получит должность в президентской администрации. Что-то вроде представитель президента по вопросам международного экономического сотрудничества», - заявил FT источник в правительстве. Представитель Кудрина в четверг отказался комментировать «Газете.Ru» любые слухи.

Последние полгода из Кремля и Белого дома приходили слухи о возможном назначении Алексея Кудрина премьер-министром или вице-премьером по стратегическому развитию.

С апреля 2016 года, когда Алексей Кудрин, возглавил фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР), его деятельность больше подходила для подготовки замены премьер-министра Дмитрия Медведева в начале нового срока президентства Владимира Путина. Он готовил стратегию развития страны на предстоящую шестилетку и до 2035 года.

Свои предложения главе государства также представляли правительство РФ и Столыпинский клуб бизнес-омбудсмена Бориса Титова. О содержании программы правительства, переданной Дмитрием Медведевым Владимиру Путину еще в середине 2017 года, ничего не известно. Титов проводил открытые обсуждения своей программы и устраивал большую ее презентацию. В октябре 2017 года он отдал президенту несколько сот страниц «Стратегии роста».

ЦСР обнародовал свой вариант стратегии 2018-2024 только 28 апреля этого года. Алексей Кудрин не скрывает, что ему наиболее интересна реформа госуправления. Стратегия будет исполнена только в том случае, если будет реализован конкретный план трансформации госуправления. Этот тезис включен в первую часть преамбулы «кудринского» документа.

Он предлагает снизить расходы на госаппарат вдвое – с 2,5% в общем объеме бюджетных расходов до 1,74%. За шесть лет число чиновников должно сократиться на треть. Кроме того, 80% чиновников по подсчетам ЦСР занимаются лишь оперативным решением проблем, игнорируя стратегическое развитие.

Эксперты предлагали изменить структуру госпрограмм, повысить ответственность министров за выполнение стратегических приоритетов, ускорить цифровизацию процессов в госаппарате.

Предлагается и создать «административный трибунал» - центральный орган по дерегулированию для устранения административных барьеров. Для управления административной реформой предлагается создать Центр эффективности госуправления, «который будет нацелен на внедрение лучших практик управления».

Именно вопросы реформирования правительства обсуждались во время встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с Алексеем Кудриным в апреле этого года. Это была одна из редких встреч двух политиков. До этого отношения Дмитрия Медведева и Алексея Кудрина считались прохладными.

Дело в том, что Алексей Кудрин публично отказался работать с Дмитрием Медведевым в 2011 году. Тогда еще президент Медведев утвердил программу перевооружения армии стоимостью более 20 трлн руб. А Алексей Кудрин, работая в то время в должности министра финансов и вице-премьера, отказался финансировать ВПК в таких размерах. В разгар конфликта источники в правительстве приписывают Дмитрию Медведеву фразу: «Сейчас послушаем Кудрина, сделаем все по-своему».

В своей стратегии Кудрин предлагает провести бюджетный маневр: увеличивать расходы на образование - с 3,5% до 4,4% ВВП, на здравоохранение - с 3,1% до 4,0% ВВП и на инфраструктуру - с 2,5% до 3,0% ВВП. Другое предложение трансформировать управление госкомпаниями через вновь созданный Центр трансформации госкорпораций.

Все источники слухов перед выборами президента 2018 года исходили из варианта, что Дмитрий Медведев сохранит пост премьер-министра. В этом случае Алексею Кудрину могла бы была предложена должность одного из уходящих вице-премьеров.

Главе ЦСР источники отводили роль ответственного за реализацию наиболее непопулярных решений, обсуждавшихся в последние годы. Речь идет, прежде всего, о пенсионной реформе предусматривающей повышение пенсионного возраста до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин и связанного с ним налогового маневра.

Назначение же Алексея Кудрина в администрацию президента будет означать для него, что весь последний год он готовился к одному, а станет специалистом по делам США и Евросоюза. Коллега политика по Комитету гражданских инициатив Евгений Гондмахер объяснил FT возможность включение Кудрина в администрацию знаком о готовности к некоей программе перемен, в том числе во внешней политике.

Он уверен, что Кудрин сейчас единственный представитель российской верхушки, которому на Западе в определенной степени доверяют и с которым станут разговаривать. Но для самого Алексея Кудрина такая развязка устранит конфликтные пересечения с Дмитрием Медведевым, если последний вновь будет переназначен премьер-министром.

Бывшего главу Минфина Алексея Кудрина прочили на пост первого вице-премьера в новом правительстве. Однако должность в итоге достается нынешнему министру финансов Антону Силуанову. Это была главная интрига при формировании кабмина, так как именно Алексей Кудрин автор тех реформ, которые прописаны в новом «майском указе». Было бы логично, если бы он и претворял их в жизнь. Но, видимо, есть веская причина для того, чтобы Алексей Кудрин по-прежнему оставался в тени.

Чужими руками

Есть такая старая поговорка, авторство которой приписывают великому конструктору Сергею Королеву : «Критикуешь – предлагай. Предлагая – делай». Она идеально описывает то, чем последние годы занимается Алексей Кудрин и то, чем он не занимается. Бывший министр финансов, как известно, любит покритиковать российскую экономику за отсталость, за то, что не проводятся структурные реформы, за то, что у нас слишком низкий пенсионный возраст и так далее. Следуя логике поговорки, он должен что-то предложить. И он действительно предлагает, его Центр стратегических разработок стратегию развития страны. Там, по всей видимости, прописаны меры, которые нужны России, чтобы попасть в светлое экономическое и социальное будущее. Говорим «по всей видимости», потому что стратегию свою Кудрин до сих пор общественности не показал. Ну ладно, не будем обижаться и поверим экономическому гуру на слово.

Более того, именно предложения Алексея Леонидовича (он это сам признал) легли в основу мартовского послания президента Федеральному Собранию. А теперь они вылились в новый «майский указ», который Кремль опубликовал сразу же после инаугурации главы государства. В документе лишь поставлены задачи, которые нужно выполнить: вхождение в число ведущих экономик мира, борьба с бедностью, внедрение новых технологий, развитие сельского хозяйства, медицины, образования и так далее. Как всего этого достичь, будет думать и решать правительство, ему дали время до октября. Ожидалось, что именно Алексей Кудрин в новом кабмине и начнет претворять все это в жизнь. В СМИ попали утечки , что он станет первым вице-премьером, а человек на этой должности отвечает за социально-экономическое развитие. Но пост предложили преемнику Кудрина на посту главы Минфина - Антону Силуанову . То есть именно он будет отвечать за ход реформ. Так что с критикой и предложениями от Алексея Кудрина проблем нет, а вот с «делай» все куда сложнее. И по этому поводу есть две основные версии.

Заклятые друзья

Алексей Кудрин покинул правительство 7 лет назад. Президентом тогда был Дмитрий Медведев , правительство возглавлял Владимир Путин . Кудрин позволил себе абсолютно неуместную для высокого чиновника вещь: он в США дал интервью, где заявил, что не будет работать в новом правительстве (тогда уже было ясно, что его возглавит Медведев), потому что не согласен с экономической политикой, в частности с ростом военных расходов. После этого состоялось эпичное заседание, на котором Дмитрий Анатольевич в резкой форме предложил министру финансов покинуть свой пост. Алексей Кудрин тогда тихим голосом сказал, что он сначала посоветуется с премьер-министром, на что получил ответ, что может советоваться с кем угодно, но президент пока Медведев. И с тех пор в правительстве Алексей Кудрин не работает.

Конечно же, все эти годы он не сидел сложа руки. Бывший чиновник регулярно давал большие и умные интервью, выступал на каждом крупном экономическом форуме и не только в России. Он как и прежде регулярно приезжал на форум в Давос, где собирается вся мировая элита, и там тоже выступал, давал интервью и так далее. Говорил он об одном и том же: России необходимы структурные реформы. Правда, были и досадные моменты, когда экспертное сообщество в его статье «детскую» экономическую ошибку. Но не будем придираться. В позапрошлом году Алексей Кудрин возглавил Центр стратегических разработок (ЦСР), который и занимается разработкой реформ. И как недавно заявил Кудрин, он сейчас регулярно встречается со старым оппонентом Дмитрием Медведевым. Значит ли это, что разногласия забыты? Вряд ли. То есть, вполне возможно, что они и помирились, но это вовсе не значит, что Кудрин будет обустраивать Россию под началом Медведева, который остается на посту премьера. Были спекуляции, что правительство возглавит сам Кудрин, и якобы это единственная должность, которая его устроит. Были предположения, что его сделают вице-премьером, который подчиняется непосредственно президенту, а не главе кабмина. Но все это не сбылось. И есть такая версия: чтобы избежать внутриэлитных войн с участием Медведева и Кудрина, последнего решили таки не брать на работу в кабмин. Вполне может быть. Но существует и другая гипотеза.

Я же предупреждал!

Проведем небольшой экскурс в недавнюю историю. 18 лет назад была написана «Стратегия-2010», которая тоже должна была окунуть нас в светлое будущее. Писали ее в том же самом ЦСР, а главные авторы… все тот же Алексей Кудрин и Герман Греф . Они же и пошли на работу в правительство, чтобы реализовать свои реформы: Греф возглавил Минэкономики, а Кудрин Минфин. Наступил 2010-й год, и стратеги признали - все, что они задумали, выполнено лишь на треть. Нет, ВВП страны почти удвоился, как они и планировали, вот только заслуга в этом не чиновников, а крайне высоких цен на нефть. Большинство же реформ так и остались на бумаге. Герман Греф тогда произнес прекрасную фразу: следствием реформ стало то, что появились хорошие реформаторы. Спасибо и на этом.

Сейчас же у Алексея Кудрина появился второй шанс стать великим преобразователем и, судя по всему, все двери для него были открыты. Но складывается ощущение, что Алексею Леонидовичу не совсем по нраву эта роль. А вдруг опять ничего не получится? И тогда вместо ореола славы – клеймо неудачника. Уж лучше быть «серым кардиналом» и делать все другими руками. Антон Силуанов человек близкий Кудрину, Татьяна Голикова , которая соцблок, тоже считается членом его команды. Вот они пусть все и делают под чутким руководством. И если реформы снова провалятся, то пусть они и отвечают. А Кудрин останется «в белом». И если кто-то потом его в чем-то упрекнет, то всегда можно найти правильные слова. Я, мол, советовал, что нужно делать так-то и так-то, я, мол, предупреждал, что так не надо делать, а они не послушались. Что ж, бывает. Позиция беспроигрышная. Ничего не получится – Кудрин не виноват. Все получится – заслуга автора реформ. А знаете, на что это похоже? Нежелание брать ответственность за то, что происходит с вверенной тебе экономикой - политический инфантилизм. Так иногда поступают дети, которые боятся, что строгая мама поставит в угол.

Впрочем, есть еще возможность искренне надеяться, что эта теория все-таки не имеет под собой оснований. Более того, как жители страны мы мечтаем, чтобы все, что задумал Алексей Кудрин, воплотилось в жизнь. И искренне желаем Алексею Леонидовичу успехов в его нелегком пути.

Фото агентства городских новостей "Москва"

Cчитывается все больше сигналов о том, что глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин может войти в состав нового правительства, которое президент Владимир Путин будет формировать после инаугурации. Туда он придет с готовой программой, детали которой обсуждались с нынешним главой правительства Дмитрием Медведевым.

Экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин передал в четверг на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым свои предложения по новому составу правительства, которые, впрочем, не были озвучены.

Скорее всего первым в этом списке фигурирует сам Алексей Леонидович, который вчера в огромном интервью Интерфаксу недвусмысленно заявил, что из интеллектуального штаба для подготовки предложений президенту и правительству, которым он называет ЦСР, «обычно уходят на высокие должности». Однако вопрос, получал ли он предложения войти в состав правительства, экс-министр оставил без ответа. «Я этот вопрос не комментирую», - сказал он.

По его словам, встречи с главой кабинета проходят регулярно. «Несколько раз в течение года я встречался с премьером и рассказывал ему о результатах работы, о предложениях, которые мы вносим президенту. То есть он полностью в курсе всех инициатив, которые мы передавали главе государства на всех стадиях начиная с мая прошлого года», – сказал глава ЦСР.

Вчера с главой нынешнего правительства они опять обсуждали стратегию социально-экономического развития страны, положения которой, как ожидается, лягут в основу нового майского указа Владимира Путина, который все ждут после инаугурации и озвучивания нового состава правительства.

Ранее СМИ сообщили о подготовке указа президента, согласно которому в ближайшие шесть лет на инфраструктуру и социальную сферу будет выделено около 10 трлн руб. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что подготовка указа действительно находится в завершающей стадии, однако опроверг фигурирующие в публикациях объемы расходов.

Стратегия, полной текст которой Кудрин пообещал публиковать поэтапно в ближайшие месяцы, в частности, предполагает увеличение инвестиций в человеческий капитал и закрепление расходов на социальную сферу и инфраструктуру в процентах от ВВП.

Из опубликованных 11 апреля на сайте ЦСР тезисов стратегии следует, что к 2024 году продолжительность жизни россиян вырастет на пять лет, а средний размер пенсий по старости будет в два раза выше прожиточного минимума, пенсии вырастут не меньше чем на треть в реальном выражении; а уровень бедности в России снизится с нынешних 14 до 10% и сравняется с наиболее развитыми странами Европы (ранее Министерство труда и социальной защиты говорило о необходимости сокращения этого показателя вдвое, до 7%).

Из текста о той прекрасной жизни, которая нас ждет, уже сейчас можно вычленить конкретные данные о том, а за счет чего же пенсионерам будет счастье. А за счет того, что благодаря более долгой и более здоровой жизни граждане смогут дольше оставаться активными и востребованными. «На протяжении 16 лет пенсионный возраст будет постепенно расти и к 2034 году достигнет 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Это даст возможность каждому, даже в зрелом возрасте, реализовать себя в профессии и получить более высокий доход в старости. Поработал на пять лет дольше – получил пенсию на треть выше», – радостно сообщается в документе.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов сетовал по поводу этого документа, что можно подписаться под всеми красивыми, правильными словами о том, что должно быть, но в нем не объясняется как. «Как вообще комментировать предложение об улучшении мира, авторы которого пребывают в идеальных, не связанных с реальностью условиях?» – говорил он.

Кудрин подтвердил вчера, что не является сторонником изменений налоговых ставок: «В обсуждении в правительстве по налогам я не участвую. Но сдержанно отношусь к вопросам любых ставок, тем более введению новых налогов. В наших предложениях мы не предлагаем менять НДФЛ, а позиция правительства мне до конца не известна».

Кудрин назвал спорным внесенный в Госдуму законопроект о контрсанкциях в отношении США, а обсуждаемый в парламенте документ об ответственности для компаний, соблюдающих антироссийские санкции, – поспешным и чреватым очень тяжелыми последствиями.

Говоря о законопроекте о контрсанкциях, который уже внесен в нижнюю палату парламента, Кудрин отметил: «В том виде, в каком он представлен, он, конечно, очень спорный. Видимо, не все продумано было изначально». По словам экс-министра, он касается юридических лиц, в которых американская доля превышает 25%. «Должен сказать, на нашем рынке масса очень крупных финансовых и промышленных корпораций, в которых она более 30%. Но это российские компании. Разработчики документа, видимо, сильно поспешили», – предположил Кудрин.

Он отметил, что Россия очень сильно зависит от импорта, в том числе в сфере высоких технологий. «Ограничивая себя в таком взаимодействии с самым высокотехнологичным, самым динамичным, самым инновационным рынком, мы, конечно, существенно осложним или подорвем работу российских компаний», – предупредил Кудрин.

Глава ЦСР напомнил также, что «и финансовый сектор сегодня высокотехнологичен». «Он использует программные продукты или платформенные решения США. Своих подобных решений у нас сегодня нет. А что это означает? Что мы не только не догоним развитые страны, как предлагал президент, а лишь усугубим отставание от мировых рынков. При подготовке закона этого нужно избежать», – заключил Кудрин.

На вопрос, какое место в новом правительстве может занять Алексей Кудрин, сопредседатель Московского экономического форума Константин Бабкин заявил «НГ», что надеется, что этого вообще не произойдет. «Говорят, что у него есть амбиции занять пост главы правительства. Но я бы вообще близко не подпускал к правительству человека, который занимался в свое время разработкой основ современной экономической политики РФ».

«Вряд ли Кудрину дадут должность премьера, есть некоторая вероятность, что он станет вице-премьером, но тогда у нас скорее всего появится новый председатель правительства. На должность министра финансов его вряд ли пригласят, и у самого Кудрина более высокие амбиции как разработчика новой экономической программы в ЦСР», – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Ситуация с обсуждением кандидатуры премьер-министра в публичной плоскости напоминает недавний кейс с обсуждением замены Улюкаева. Фигура Максима Орешкина - нынешнего министра экономического развития - в проникших в прессу шорт-листах даже не фигурировала. Проводя аналогии, на фактор неожиданности можно рассчитывать и сегодня.

Правильная постановка вопроса не в том, кто должен стать премьером, а в том, какие требования мы предъявляем к его работе. Суровая реальность дает понимание того, что для начала поступательного движения в какую-либо сторону в правительстве должно быть определенное единомыслие, поддерживаемое аппаратом президента и Федеральным собранием. Конкурентные начала в духе сдержек и противовесов между экономическим и социальным блоками обеспечат пробуксовку: востребованные экономикой решения будут непопулярными с позиции социального блока, а реформы в социальной сфере не будут иметь экономической поддержки. В итоге - замкнутый круг и инерционный рост, то есть топтание на месте, еще на 6 лет. Все как у Крылова, как у нас в правительстве сегодня. В лучшем случае - взаимные уступки и полумеры, чтобы «ни ваших, ни наших не обидеть».

Широко и всерьез обсуждается кандидатура Алексея Кудрина в качестве главы правительства: у него есть опыт, есть «инсайт и инсайд», есть обширный лагерь сторонников (в отличие от Дмитрия Медведева, у которого лагерь поддержки менее представителен) в политике, в бизнесе и в обществе (хотя тут Медведев опережает).

Многие вещи, предлагаемые Центром стратегических разработок - командой Кудрина, действительно востребованы экономикой и несут в себе значительный потенциал если не экономического роста, то как минимум роста деловой активности и инвестиционной привлекательности целого ряда отраслей. Здесь и предложения по валютному регулированию, и по разгосударствлению экономики, а также модернизации и технологическому перевооружению несырьевых отраслей, и многое другое. В двух словах программу обозначить так: «снятие барьеров», одним словом - либерализация.

Справедливым будет заметить, что административная реформа в широком смысле - регулирование и надзор, система госзакупок - в нашей стране превратилась в некий перманент, и даже самые благие начинания потенциальной команды Кудрина или любой другой персоны будут сталкиваться со скепсисом и негативом в духе: «только мы привыкли к 44-ФЗ, как вот опять всех переучивать и пересертифицировать».

Это же применимо и к другим процедурам, слишком сильно зарегулированным в нашей стране. Бизнес хочет предсказуемости и стабильности, пусть даже не самой оптимальной, поэтому больше «обрадуется» трехлетнему мораторию на любые изменения в чувствительных сферах, а роль нового премьера будет в том, чтобы за этот период обобщить лучшие и худшие практики, выявить и принять решения по институциональным ловушкам и в результате выйти с открытой дискуссией по предлагаемым мерам. И только после дискуссии, сбора предложений и оценок бизнеса можно будет что-то менять. А иначе мы просто поменяем «шило на мыло».

Для экспериментов в сфере государственного регулирования человечество придумало «песочницы»: не вижу причин не создать десяток таковых в стране, охватив все проблемные зоны, чтобы дать бизнесу и публично-правовым образованиям опытным путем прийти к лучшему рецепту взаимодействия. Риски потерь от такой организации взаимодействия будут в разы меньше, чем потенциальный экономический эффект.

Отложив административную реформу, можно будет заняться реформой финансовой, направив усилия на бесперебойное снабжение экономики деньгами, в особенности длинными и дешевыми. В сложившихся условиях глобальной конкуренции финансирование российскими деньгами внешнего долга других стран, пусть даже под лозунгом сомнительной финансовой диверсификации и формирования подушки безопасности, не представляется оправданным. «Подушка» из станков и мощного внутреннего спроса значительно мягче той, что у соседа, который уехал на дачу переживать кризис.

Принимая во внимание неотложность экономических мер, известная ныне программа реформ Алексея Кудрина рискует стать программой «Гайдар 2.0»: экономически оправданные меры неизбежно скажутся на уровне и качестве жизни населения в краткосрочной перспективе, которая у нас имеет свойство растягиваться на десятилетие. Поэтому успехи финансово-экономического блока будут зависеть от того, насколько сильным будет блок социальный.

Кудрин является одним из строителей существующей системы бюджетного федерализма, которая обеспечивает крайне высокую степень социально-экономической дифференциации в разрезе территорий. Экономические начинания без изменений состава источников собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов приведут к обострению социальных проблем в регионах, и без того небогатых. Вряд ли Кудрин станет ломать то, что сам долго и упорно выстраивал. Тогда экономические успехи обернутся ростом безработицы, оттоком молодежи и профессионалов, демографическими искажениями и так далее.

Это неизбежно без проработки компенсаторных механизмов, которых в программе Кудрина нет, а по наиболее резонансным темам актуальной повестки дня - пенсии, социальное обеспечение, уровень жизни - предложения Кудрина непопулярны, хотя и востребованы с экономической точки зрения.