Кто такие сунниты и шииты

 Кто такие сунниты и шииты
Кто такие сунниты и шииты



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сунниты - самое крупное течение в исламе, а шииты - это второе по величине направление ислама. Разберёмся в чём они сходятся и в чём различаются.

Из всех мусульман 85-87% людей являются суннитами, а 10% людей шиитами. По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • Признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • Признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
  • Признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
  • Признание законности правления Праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Шииты в отличии от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам - халифам, а Имамам - назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Талибу.

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

  • Вера в Единого Бога (Таухид).
  • Вера в Справедливость Бога (Адль)
  • Вера в Пророков и Пророчества (Набувват).
  • Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  • Загробный мир (Маад)

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли . Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Сунниты и шииты в России

В России в основном мусульмане сунниты, лишь на юге Дагестана мусульмане шииты .

Вообще численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения) .

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сунниты - самое крупное течение в исламе, а шииты - это второе по величине направление ислама. Разберёмся в чём они сходятся и в чём различаются.

Из всех мусульман 85-87% людей являются суннитами, а 10% людей шиитами. По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • Признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • Признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
  • Признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
  • Признание законности правления Праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Шииты в отличии от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам - халифам, а Имамам - назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Талибу.

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

  • Вера в Единого Бога (Таухид).
  • Вера в Справедливость Бога (Адль)
  • Вера в Пророков и Пророчества (Набувват).
  • Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  • Загробный мир (Маад)

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли . Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Сунниты и шииты в России

В России в основном мусульмане сунниты, лишь на юге Дагестана мусульмане шииты .

Вообще численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения) .

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

Как сообщил журналистам избранный главным муфтием мусульман Грузии Джемал Паксадзе, грузинские сунниты и азербайджанские шииты решили создать единое управление, чтобы решать духовные вопросы мусульман Грузии.

«Мы приняли это решение и создали единое управление, которое будет решать все наши проблемы под единой крышей», заявил он. Паксадзе также будет исполнять обязанности муфтия в пяти районах Аджарии, где проживают грузинские мусульмане.

Как передает 1news.az со ссылкой на грузинские СМИ, главным шейхом был избран Вагиф Акафилов. Он также отметил в беседе с журналистами важность создания единого центра мусульман в Грузии, чтобы решать здесь свои проблемы совместно.

Главным же имамом Управления мусульман Грузии избран Ясир Алиев. Следует отметить, что создание Управления мусульман Грузии было осуждено Главным управлением мусульман Кавказа, которому подчинялись до этого мусульмане Грузии и центр которого находится в Баку.

————————————
Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам - назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам - халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как, Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из семи претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана не было возможным. По мнению шиитов, избрание Руководителя - Имама мусульманской общины, подобно избранию пророков является прерогативой Бога.В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане - фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана - памирские народы.Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Дагестанской республике таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 65 процентов населения).

——————————
Сунни́ты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна ас салафия - люди сунны) - последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек - более 90 % всех исповедующих ислам.

Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В шиитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

Точка зрения
В редакцию сайт обратился известный дагестанский исламовед Руслан Гереев, с просьбой опубликовать его беспокойство по поводу нарастающего межконфессионального противостояния в Азербайджане.

Текст публикуется без редакционного вмешательства

Милли Меджлис Азербайджана, еще в конце февраля 2013 года внес изменения в 22 статью закона «О свободе вероисповедания» «Литература религиозного содержания (на бумажных и электронных носителях), аудио и видеоматериалы, товары, изделия, другие информационные материалы религиозного содержания». Теперь, граждане и религиозные структуры могут приобрести и использовать только маркированные соответствующими контрольными органами исполнительной власти материалы.

Депутаты, выступившие в поддержку изменений к правовому акту, не скрывают, что данная поправка направлена на то, чтобы в Азербайджане отгородить от общества длиннобородых людей с короткими брюками. Отмечая важность дополнений к основному закону страны в сфере регулирования религий, депутат Гудрат Гасангулиев, отметил: «В Азербайджане полно бородатых и не бородатых мулл. Теперь мы должны ждать, чтобы в Азербайджане распространился экстремизм, а потом начать борьбу с ним?!». Выступивший на заседании парламента депутат Ильхам Алиев также поддержал изменения в Закон: «Я поддерживаю изменения в этот Закон. Так как, мы должны стараться, чтобы отгородить общество от длиннобородых людей с короткими брюками. Прогуливаясь вечерами по бульвару, при виде таких людей, испытываешь ненависть к их внешнему виду».

Новые правила для людей Сунны

Разумеется, речь, прежде всего, идет о том, чтобы остановить стремительное распространение суннитского ислама в Азербайджанской республике. Деятельностью исламских проповедников из зарубежных мусульманских стран, которые ведут даават - призыв к вере в Азербайджане вызывает беспокойство официальных властей этой страны. Об этом недавно заявил глава молодежного форума Организации исламского сотрудничества Эльчин Аскеров. Он подчеркнул, что распространяют идеи радикализма, экстремизма в Азербайджане, в основном эмиссары из некоторых зарубежных мусульманских стран, которые с этой целью вывозят за рубеж для соответствующей подготовки представителей азербайджанской молодежи, выделяются огромные суммы для пропаганды в стране.

Аскеров выразил надежду, что проповедь чистого ислама в Азербайджане не найдет отклика среди молодежи, а наоборот вызовет общественное порицание. Любые попытки обречены и не завоевывают поддержку среди населения, считает Аскеров. Однако аналитики и наблюдатели свидетельствуют, что позиция главы молодежного форума Организации исламского сотрудничества совсем не сходятся с реальностью.

«Джеймстаун Фаундейшн»

Американская организация «Джеймстаун Фаундейшн» (Jamestown Foundation), занимающаяся анализом проблем Кавказа, писала, что случаи перехода шиитов в суннизм становятся все более распространенными среди молодежи в Азербайджане, и именно поэтому власть приравнивает это к «радикализации» и «экстремизму».

Аналитики «Джеймстаун» пришли к выводу, что, несмотря на большие доходы от экспорта нефти и газа, которые создают внешнюю привлекательность Азербайджана, официальные власти, испытывают серьёзные проблемы, одна из которых состоит в суннитах, и в росте суннитских общин. Исследователи «Jamestown Foundation» изучающие проблемы джихадизма отмечают, что наиболее активны в этом плане «Сумгаитские джамааты». Этот второй по величине азербайджанский город практически уже является плацдармом суннизма в Азербайджане. Хотя наибольшее число суннитов проживает на севере Азербайджана, массовые случаи перехода шиитов в суннизм распространенны среди молодежи Баку, Гянджа, Гахе. Кроме того, увеличиваются случаи притеснения мусульман в городах Гянджа, Баку, Сумгаите, Кубе, Загатале, а участившиеся операции спецслужб против «радикальных» мусульман в северо-западной части Азербайджана все больше привлекает внимание мировой общественности. В этих городах уже наблюдались массовые аресты мусульман, подозреваемых в симпатиях к чистому исламу, а мусульман, замеченных в лояльности к «суннитскому» исламу, преследовали по всему Азербайджану, на них «вешали» различные преступления и заключали в тюрьму на длительные сроки.

Вместе с тем, как утверждает «Джеймстаун», в Азербайджане существуют боевые джамааты, которые тесно сотрудничают с моджахедами Имарата Кавказ. Один из таких джамаатов основал в Сумгаите полевой командир Ильдар Моллачиев (Амир Абдуль Маджид), командовавший вооруженным подпольем в Дагестане. Как известно, он был родом из города Загатала на севере Азербайджана. «Сумгаитский джамаат», был создан еще в 2007 году, когда Ильдар Моллачиев был назначен амиром южного сектора Имарата, верховным амиром Доку Умаровым.

Как пишет «Джеймстаун Фаундейшн», «Сумгаитский джамаат» очень динамичен и имеет структуры не только на севере страны, но и непосредственно в Баку, Сумгаите, Гяндже. Эта община также взаимодействует с радикальными мусульманами Дагестана, Ингушетии, Чечни, Осетии и других регионов Северного Кавказа.

Руслан ГЕРЕЕВ
специально для сайт

На фото: Лезги - мечеть в Баку не вмещает верующих суннитов

Уважаемые друзья, информационно-аналитический портал сайт нуждается в вашей поддержке. Помогите сделать его ещё лучше!

7.03.2019 17:11 Мария Захарова: Позиция России по урегулированию карабахского конфликта не изменилась 15:50 Участие Нагорного Карабаха в переговорах разрушит стержень азербайджанской пропагандистской машины – Шаварш Кочарян 14:58 Затулин: Независимость Арцаха уже нельзя перечеркнуть, а вот остальное – обсуждаемо 14:27 «Армянофобия – четкое проявление ксенофобии»: конференция в Европарламенте 13:05 На открытии аудитории имени супругов Вартанян присутствовал президент Армении 11:53 На чем паразитирует Ильхам Гейдарович? 6.03.2019 17:54 Армянский органический чай уже продается в Германии 16:30 Алиевский режим скрывает факт уничтожения автохтонной армянской культуры 16:26 Алиевский режим скрывает факт уничтожения автохтонной армянской культуры (продолжение) 14:17 Пашинян: Надеюсь, что в этом году состоится официальный визит Владимира Путина в Ереван и мой - в Москву 14:08 Азербайджан привлек к своей антиармянской пропаганде печально известного конгрессмена Хейстингса 13:07 Армянская сторона должна потребовать, чтобы президент Грузии Саломе Зурабишвили внесла четкость в свои слова – Грант Мелик-Шахназарян 13:01 Шесть граждан Азербайджана погибли в ДТП на Ставрополье 12:55 Предстоящая встреча с президентом Азербайджана будет посвящена обсуждению формата переговоров 5.03.2019 16:44 Новый посол США готова содействовать демократическим процессам Армении 16:00 Мамедъяров представил позицию Баку по карабахскому вопросу главе ОБСЕ 15:39 Заявление директора СНБ Армении глава МИД Азербайджана обсудил с председателем ОБСЕ 14:51 Сохранение статус-кво по Карабаху не может долго продолжаться – Дональд Туск 11:42 Без согласия Армении невозможно назначить нового генсека ОДКБ – глава Минобороны 9:18 Н. Пашинян: Урегулирование конфликта подразумевает необходимость уважения права народа Арцаха на самоопределение 9:00 Музей цинизма 4.03.2019 19:42 Премьер Армении: Цель политики в сфере образования – обеспечение эффективной связи между образованием и исследованиями 19:29 Вертолет скорой помощи потерпел крушение на западе Ирана, есть жертвы 19:00 Где им место: В СНБ, психдиспансере или в мусорном баке? 11:24 Тегеран готов поддержать мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта – МИД Ирана

Основная их масса населяет Иран (более 75 млн, свыше 80% всего населения, тогда как суннитов в Иране - 18%), Ирак (более 20 млн), Азербайджан (около 10 млн). В этих трех странах шииты доминируют и численно, и культурно, и политически.

В ряде арабских стран (Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Кувейт и др.) есть многочисленные шиитские меньшинства. Шииты населяют центральную, горную часть Афганистана (хазарейцы и др. - около 4 млн) и некоторые районы Пакистана. Есть общины шиитов и в Индии, хотя суннитов здесь гораздо больше. На юге Индии среди индуистов живут «черные шииты».

В горах Памира (в таджикистанской и афганской частях исторической области Бадахшан, в области Сарыкол на крайнем западе Китая) несколько малых народов исповедуют исмаилизм-низаризм - разновидность шиизма. Немало исмаилитов-низаритов и в Йемене (здесь, а также в Индии есть и другая разновидность исмаилизма - мустализм). Центр исмаилизма-низаризма находится в индийском Мумбаи, в Красном дворце их духовного лидера Ага-хана.

Другая разновидность исмаилизма распространена в Сирии. Важнейшая этноконфессиональная группа шиитов в Сирии - алавиты, крестьянство горной северо-западной области. К шиитам относят и друзов - очень своеобразную этноконфессиональную группу, населяющую область Шуф в Горном Ливане, нагорье Хауран на границе Сирии и Израиля, горную область Джебель-Друз на юго-востоке Сирии и группы селений вдоль путей, соединяющих эти три области.

В Турции есть, кроме большинства турок-суннитов и курдов-суннитов, турки-шииты (очень своеобразная этнографическая общность) и курды-шииты (некоторые племена), а также арабы-алавиты.

В России почти все шииты - азербайджанцы и таты; из них только жители Дербента на юге Дагестана и некоторых окрестных сел (в том числе одного большого лезгинского аула) - коренное население.

В арабском Машрике (на Востоке), кроме Ирака, шииты составляют большинство только в маленьком островном государстве Бахрейн, но здесь у власти находятся сунниты. В Северном Йемене шииты зейдитского толка намного многочисленнее суннитов.

Шииты - угнетенные?

Культура шиитской части уммы во многом отлична от суннитской. Ее центральные элементы - особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников (дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов - духовных лидеров и потомков халифа Али), паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али.

Шииты (кроме духовенства) должны соблюдать правило такийи - сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты - шиитская секта в Йемене (к ним принадлежат и хуситы) - не признают такийю.

Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение - городские исмаилиты-низариты - подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая (в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами) - бедные.

В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы (монголы, утратившие свой язык) были беднее всех своих соседей , а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона.

В последние десятилетия в разных странах (Ирак, Бахрейн, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Афганистан, Таджикистан и др.) шииты добиваются - в том числе с оружием в руках - власти и богатства, которым пользуются (или пользовались в недавнем прошлом) сунниты (а в Ливане - и христиане).

Во всех названных выше странах, кроме Ирана (где шииты - единая полиэтническая группа) и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе - национальная идентификация. Это явление - историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй.

Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире - кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины - в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, - арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана (с городами Бухара, Самарканд и др.), Афганистан, часть Пакистана (западнее долины Инда) фарси является языком высокоразвитой персидской культуры.

Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский (как в Ираке и Иране) вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный.

Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран?

Узлы противоречий

В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга - основная доминанта политической жизни. Сходное положение - на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты (основное направление шиизма), составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты - правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов - два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам.

В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии - четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов (правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы), по две - в Ливане (мутавали и друзы), Йемене (зейдиты и исмаилиты-мусталиты), Саудовской Аравии (имамиты и зейдиты, а кроме того - иностранцы).

В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930-1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года - независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом.

Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов (исторически - вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским). Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами - очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др. Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона.

К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты (относительное большинство), христиане разных Церквей (прежде всего православные и католики-униаты), друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища - особенно архаичными. В 20-40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы (не все) были сторонниками самостоятельного Ливана.

В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас (православный), но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации (например, друзы стали социал-демократами) под руководством традиционных наследственных вождей.

Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Зато резко усилились шииты-мутавали, которые в начале 1930-х годов составляли 17-18% населения Ливана и в городах почти не жили. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города.

Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира (Франция, США, Латинская Америка и т.д.) и имела сходные последствия. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными.

Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские - усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами - суннитами и шиитами.

Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались - с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» («Партия Аллаха»), вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников - суннитов, христиан и Израиля - террористические действия.

После создания государства Израиль (1947) и арабо-израильских войн (1947-1973) в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения. Сирия, Иран, Израиль и великие державы (в том числе СССР, Франция и США) оказывали разнообразное влияние на Ливан вплоть до вторжения войск, вооружения местных и палестинских ополчений (христианской Армии Южного Ливана и др., шиитской «Хезболлы» и т.п.) В результате в 1975-1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений.

Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан. Сегодня сунниты - доминирующая группа Ливана. Окончание гражданской войны постепенно ослабило противоборство между этноконфессиональными группами, перевело их в общественно-политическую сферу, но события последних лет в Сирии и Ираке вновь активизировали соперничество между ними. Шииты-мутавали продолжают численно расти, утверждаться в разных сферах жизни и оспаривать власть у суннитов.

После Первой мировой войны Франция, устанавливая в Сирии режим подмандатной территории, натолкнулась на патриотическое сопротивление части суннитов. В противовес им французы старались опереться на христианские и шиитские этноконфессиональные группы.

Часть алавитов, населявших горную область между Ливаном и низовьями реки Нахр аль-Кальб, получила территориальную автономию (Государство Алавитов, L’Etat des Alaouyes); такую же автономию французы предоставили самой восточной из горных областей, где жили друзы - Джебель-Друз. Кроме того, они вернули Турции северо-западную пограничную область Хатай (как ее назвали турки) с древними городами Антиохия и Александретта, хотя все вместе арабские общины (в том числе сунниты, алавиты, христиане и др.) были здесь многочисленнее турок и прочих (курдов, езидов и т.д.), вместе взятых. Тогда же часть шиитов-мутавали переселилась в Ирак.

Парадоксально, что создание политических партий формально современного типа дало новый импульс размежеванию этноконфессиональных групп. Это видно на примере эволюции партии Баас в Сирии и Ираке.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) - самая молодая из арабских стран. Еще около века тому назад здесь был конгломерат союзов бедуинских племен и княжеств (эмиратов) Пиратского Берега - буферной зоны между ваххабитской Саудовской Аравией и ибадитским (хариджитским) имаматом Оман (и Маскатским султанатом). Установив протекторат над Маскатским султанатом и Катаром, англичане сделали своим протекторатом и группу княжеств, которую назвали Договорный Оман. Подавляющее большинство местного населения составляли арабы-сунниты; лишь на границе с горным Оманом некоторые ответвления местных племен исповедовали ибадизм да на морских берегах отдельными рыбацкими деревнями жили шииты-бахарина. Теперь те бахарина, которые имеют гражданство ОАЭ, пользуются всеми преимуществами граждан, получают образование, поступают на государственную службу и т.д. Но многие бахарина - иностранцы.

На самом архипелаге Бахрейн шиитское большинство борется за равноправие. Оно связано с бахарина в других странах Персидского залива и с Ираном, а также с шиитским большинством арабов Ирака. На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство (континентальные бахарина) оппозиционны господствующим суннитам. Другие арабы-шииты в ОАЭ - иракцы. Но большинство шиитов здесь - это иранцы, часть индийцев и пакистанцев. В городах они образуют общины, имеют свои школы (с обучением на фарси, гуджарати и других языках), даже филиалы университетов своей родины.

В Йемене шиизм в зейдитской форме на протяжении X-XI веков отличался относительной веротерпимостью, но непримиримостью к иноземному господству. В 1538 и последующие годы Йемен пытались завоевать турки, но районы, населенные зейдитами, им не покорились. В борьбе с захватчиками объединились зейдиты и сунниты, и после столетнего господства турецкие войска покинули Йемен. Вслед за тем зейдитский имам ал-Мутаваккил Али Исмаил распространил свою власть на Аден и ряд суннитских султанатов, а в 1658 году - на Хадрамаут. Даже в начале XVII века султан Хадрамаута был последователем зейдизма. Но в конце XVII - начале XVII века Йемен снова разделился на преимущественно зейдитский Север и союз суннитских владений Южного Йемена.

В XIX веке весь Аравийский полуостров был разделен на сферы господства Османской империи и Великобритании. Первой достался Северный Йемен, второй - Южный, а также эмираты Восточной Аравии: Кувейт, Маскат, эмираты Договорного Омана.

Первая мировая война привела к распаду Османской империи и вызвала на Острове арабов новую политическую ситуацию, которая окончательно установилась лишь в 1920 - начале 1930-х годов. Государства Северной и Центральной Аравии объединились в обширное ваххабитское Саудовское королевство. Оно заняло также часть шиитской области на берегу Персидского залива и небольшую зейдитскую область на Севере тогдашнего Йемена. Одновременно зейдитский имам Яхья тоже был провозглашен королем и попытался объединить весь Йемен, включая султанаты Юга, находившиеся под британским протекторатом. Но успеха в этом Яхья не имел и по договору 1934 года признал разделение Йемена на Северный - независимое королевство и Южный - британскую колонию Аден и протектораты. В дальнейшем рост города Адена привлек в него выходцев из зейдитского Севера. Объединение обоих Йеменов в одно государство состоялось только в 1990 году.

Таким образом, на обширной территории от Балкан до Индостана этноконфессиональные группы имеют не меньшее значение, чем нации. Шиитское содружество мусульманских народов - это не объединение наций (этнических), а духовно-политическое содружество этноконфессиональных групп шиитов внутри исламского мира. Оно служит важным фактором культурной и политической жизни.