Краткая биография Лжедмитрия I. Правление Лжедмитрия I

Краткая биография Лжедмитрия I. Правление Лжедмитрия I
Краткая биография Лжедмитрия I. Правление Лжедмитрия I

Лжедмитрий 1 (Григорий Отрепьев)
Годы жизни: ? –1606
Годы правления: 1605-1606

Считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына

Претендовал на принадлежность к Рюриковичам.

6-й Русский царь 1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606. официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами - император Димитрий.

Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной из них он — царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу. Противники этой гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках, потому что в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. И инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позже столь же быстро отреклась от него - объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей наказанием. Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых.

Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.

Краткая биография Лжедмитрия 1

По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, он был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

В 1601 году он обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602 году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного — Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» он вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф.Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

Правление Лжедмитрия 1

17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, он конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.

Однако он вызвал недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»).

Возмущение горожан довершила свадьба с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.
Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.

Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома, грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем . Василий Шуйский не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью - свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его самого.

14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.

Смерть Лжедмитрия Первого

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем.

Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно.

По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать.

Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел - в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»), в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881-1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

Использование самозванцев, чтобы расколоть или захватить соседний народ, было способом уже известным в Восточной Европе, особенно в польской Украине и Молдавии. В 1561 г. польский магнат из Подолии, Альберт Ласский, набрал банду украинских разбойников для поддержки греческого авантюриста Басилида, который называл себя племянником деспота Самоса. Басилиду удалось свергнуть молдавского тирана господаря Александра, и его провозгласили князем Молдавии. Однако, когда он попытался ввести в Молдавии западный образ жизни и выразил желание жениться на дочери молдавского магната протестантской веры, молдаване восстали и убили его.

В 1574 г. украинские казаки пытались возвести в Молдавии на престол мнимого сына господаря Стефана VII, а три года спустя – другого самозванца, который называл себя братом предыдущего. Впоследствии король Польши Сигизмунд III запретил казакам предоставлять убежище претендентам на молдавский трон, и в 1592 г. казаки выдали одного из них полякам.

Приказ Сигизмунда касался только Молдавии и казаков, и не мог помешать Сапеге начать игру с самозванцем для Московии. Однако в этом случае ставки, безусловно, были много выше.

К лету 1601 г. Лжедмитрий, по всей видимости, уже благополучно находился в Речи Посполитой, поскольку примерно в это время на Волыни при дворе князя Константина Константиновича Острожского появился молодой странствующий монах. Князь, известный поборник Православия в Польско‑Литовском Содружестве, прославился своим покровительством православным монахам и духовенству.

Пилигрим долго у Острожского не задержался и перебрался к Хойским. Гавриил Хойский был близким другом Острожского. И он, и его сын Роман активно участвовали в арианском движении в Польше и основали на Волыни две арианские школы. Будучи православным, Острожский поддерживал тесную связь с польскими арианцами и кальвинистами, поскольку православным и протестантам необходимо было поддерживать друг друга, чтобы противостоять давлению католической Контрреформации.

Вскоре после прибытия к Хойским чернец сбросил монашеское одеяние и поступил в арианскую школу в Гоще. Там он изучал латынь и польский. В то же время, являясь членом свиты Хойских, он имел массу возможностей познакомиться с образом жизни молодых людей при дворах польских и западнорусских магнатов, со стрельбой, верховой ездой и спортом вообще. Интеллектуальная атмосфера и в школе, и при дворе Хойских была такова, что бывший монах не мог не стать своего рода вольнодумцем.

Хойские состояли в дружеских отношениях с другой украинской влиятельной семьей, князьями Вишневецкими. Летом 1603 г. молодой человек покинул Хойских и переехал в Братин (Брагино), где стал членом свиты князя Адама Вишневецкого. При удобном случае (рассказы о нем различны) новый слуга Вишневецкого открыл хозяину свое происхождение, назвавшись сыном царя Ивана Грозного, царевичем Дмитрием.

Князь Адам принял историю за чистую монету. По всей вероятности, он уже слышал о существовании претендента от Льва Сапеги. Князь Адам представил «Дмитрия» своему троюродному брату Константину, галицкому воеводе. Жена Константина Вишневецкого была дочерью Юрия Мнишека. Юрий Мнишек с энтузиазмом отнесся к известию о появлении «царевича».

Мнишек, сандомирский воевода, являлся также старостой Львова и управляющим королевского имения в Самборе, где он и жил. Он был чрезвычайно состоятелен, однако всегда нуждался в деньгах из‑за расточительного образа жизни. Его репутация довольно сомнительна. Известно, что в последние годы правления короля Сигизмунда Августа Мнишек снискал расположение развратного и суеверного монарха, поставляя ему соблазнительных дам, а также ворожей для восстановления его ослабевающей сексуальной энергии посредством магических заклинаний и снадобий. Подозревали, что в ночь смерти короля Сигизмунда Августа (7 июля 1572 г.) Мнишек опустошил его личную казну.

Козда Мнишек узнал о появлении Дмитрия, ему сразу же пришло в голову, что в покровительстве претенденту кроется великолепная возможность заполучить больше власти и денег. Его приманкой для Дмитрия стала младшая дочь, прекрасная Марина. Дмитрий влюбился в нее с первого взгляда. Марина не была сентиментальной, но была честолюбивой, и перспектива стать царицей привлекла ее.

В этих обстоятельствах претендентом заинтересовалась римско‑католическая церковь. Епископ Бернард Мациежовский (кардинал с 1603 г.) оказал предприятию энергичную поддержку. Во время Брестской унии Мациежовский являлся одним из активных проводников униатской церкви и теперь был готов испытать новые возможности римско‑католической экспансии на Русь.

Папа Климент VIII сначала был настроен весьма скептически, но очевидные выгоды плана, в случае его осуществления, сделали папу крестным отцом движения. Иезуиты тоже вступили в игру.

8 ноября 1603 г. Рангони, нунций при польском дворе, доложил папе о появлении Дмитрия. Тогда же приходский священник Самбора и иезуит Лавицкий посоветовали Дмитрию написать Рангони и попросить его о помощи делу. В душе Дмитрий не тяготел к католичеству, но прекрасно понимал практическую важность поддержки римско‑католической церкви. Кроме того, он звал, что переход в католическую веру будет необходимым предварительным условием женитьбы на Марине. Поэтому он написал Рангони, и даже дважды. Осторожный нунций на письма не ответил, но посоветовал Вишневецким и Мнишеку доставить Дмитрия в Краков, чтобы представить его королю Сигизмунду III.

Дмитрий и его покровители прибыли в Краков в марте 1604 г. Рангони объявил претенденту, что король поддержит его только в том случае, если он примет католичество и обратится за помощью к папе. Лавицкий и другие иезуиты взяли на себя заботу о юридическом статусе Дмитрия. По совету Рангони король Сигизмунд затем дал Дмитрию частную аудиенцию (15 марта).

Король был любезен, но отказался официально поддержать претендента. Против этого выступали несколько влиятельных польских государственных деятелей, включая канцлера Замойского, гетмана Жолкевского и князя Василия Острожского. Король, однако, пожаловал Дмитрию содержание в 4000 флоринов в год и разрешил магнатам, желающим помочь ему, использовать для этого свои собственные войска и добровольцев. Мнишеку поручили руководить предприятием.

17 апреля (по григорианскому календарю) Дмитрий тайно перешел в католичество. Неделей позже он написал папе (на несколько несовершенном польском), прося принять его под свое покровительство. После этого Дмитрий официально попросил руки Марины. Предложение приняли, но свадьбу отложили до того момента, когда претендент станет царем. Кроме этого, Дмитрию пришлось подписать обязательство: во‑первых, выплатить Мнишеку один миллион злотых (100 000 флоринов) сразу после возведения на престол и, во‑вторых, передать Марине в полное ее владение Новгород и Псков со всеми их территориями (25 мая).

Не удовлетворясь этим, 12 июня Мнишек вынудил Дмитрия подписать дополнительное обязательство даровать ему Смоленск и Северскую землю, подразумевая, что половина каждой из этих территорий будет передана королю (в компенсацию за что Мнишек должен был получить в прилежащих территориях дополнительные районы).

Совершенно очевидно, что главные действующие лица этой политической игры не верили в то, что Дмитрий является сыном Ивана Грозного, и меньше всех – Мнишек. Некоторые польские вельможи открыто высказывали недоверие ко всей этой истории. «Это сцена из комедии Плавта или Теренция?», – насмешливо вопрошал Замойский. Дмитрий являлся удобным орудием для Сапеги, Вишневецких, Мнишека и самого короля Сигизмунда в их попытках подчинить себе Московию или, по крайней мере, присоединить западные московские территории к Речи Посполитой. Папа и иезуиты, в свою очередь, желали использовать самозванца для пересадки католичества на русскую почву.

Но если Дмитрий не был сыном Ивана Грозного, кем же он был? Его личность остается загадкой. Когда московские власти получили известие о появлении претендента при дворе короля Сигизмунда, они объявили, что это – Григорий Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря в Москве. Это стало официальной версией, однако ее достоверность сомнительна. Кем бы он ни был, очевидно, что его самого убедили в том, что он является настоящим царевичем, и он верил в это.

В то время как Мнишек начал собирать добровольцев для похода, Дмитрий отправил гонцов в Запорожье и к донским казакам с просьбой помочь ему получить отцовский (паря Ивана) трон. Обе группы казаков с готовностью откликнулись и признали его царевичем.

К середине лета 1604 г. Мнишеку удалось собрать для армии Дмитрия примерно две тысячи поляков и украинцев. Дмитрий выступил из Самбора 15 августа. Иезуит Лавицкий сопровождал его в качестве духовного наставника. Еще до того, как Дмитрий достиг Киева, к нему присоединились две тысячи донских казаков. В октябре Дмитрий пересек Днепр выше Киева и вступил в Северскую землю.

В мировой истории существует немало примеров, когда власть в той или иной стране захватывали самозванцы, выдававшие себя за настоящих правителей. Были такие случаи и на Руси. Первый из них произошёл в 1605 году, когда на московском престоле оказался Лжедмитрий 1. Биография этой исторической личности содержит множество противоречивых фактов. Некоторые историки приписывают ему царское происхождение, однако большинство учёных склоняется к версии, что человек, объявивший себя чудом спасшимся младшим сыном Иоанна IV Грозного Дмитрием - авантюрист, обладавший хитростью и завидным умом.

Происхождение и молодость самозванца

Кем же был на самом деле Лжедмитрий 1? Краткая биография этого человека содержит не так уж и много информации о его жизни до воцарения на троне. В официальной истории принято считать, что Лжедмитрий 1 родился приблизительно в 1581 году в Галиче (Костромской волости). При рождении самозванца назвали Юрием (Юшкой), а отцом его был дворянин из обедневшего литовского рода Нелидовых Богдан Отрепьев. Приехав в юности в Москву, молодой человек поступил на службу в один из приказов. Отработав некоторое время, Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григорий. Случилось это в Ушёл в монастырь Юшка не от большой веры, а ради того, чтобы избежать расправы, ведь в мирской жизни он воровал, пьянствовал и не слушал своего отца.

Через год после пострижения в монахи Григорию удалось обосноваться в Чудовом монастыре в Москве. Будучи грамотным и обладая каллиграфическим почерком, молодой человек получил в нём должность переписчика книг. Именно здесь и возникает у Отрепьева идея выдать себя за преждевременно умершего наследника московского престола царевича Дмитрия. Григорий был приблизительно такого же возраста, как и младший сын Иоанна IV, и даже имел сходство с ним.

Описание внешности Отрепьева

Характеристика Лжедмитрия 1, оставленная его современниками, свидетельствует о том, что он был ниже среднего роста, необычайно широк, с короткой шеей и руками разной длины. Этого человека нельзя назвать красавцем: его "украшали" большие бородавки и крупный, напоминающий башмак, нос. Он был мрачным и задумчивым, однако обладал недюжинной физической силой и с лёгкостью мог согнуть голыми руками подкову.

Жизнь в Польше

Как же сложилась дальнейшая судьба человека, вошедшего в историю как Лжедмитрий 1? Краткая биография его свидетельствует, что в 1602 году он был обвинён в воровстве и убежал из монастыря. Некоторое время мошенник пробыл в Киеве, а затем перебрался в Польшу и тайно принял католическую веру. Там он провозгласил себя законным наследником российского престола и заручился поддержкой короля В благодарность за то, что тот поможет ему завладеть московским троном, Лжедмитрий 1 пообещал отдать Речи Посполитой часть западно-русских земель. Заручился самозванец и поддержкой воеводы Ежи Мнишека, поклявшись ему жениться на его дочери Марине, подарить города Псков и Новгород и выплатить 1 млн злотых.

Наступление на русские города и захват власти

Лжедмитрий 1 вместе с трёхтысячным польским войском начал свой поход на российские земли осенью 1604 года. Из-за недовольства местного населения внутренней политикой Бориса Годунова, который был фактическим правителем государства при тщедушном сыне Иоанна Грозного, Отрепьеву достаточно быстро удалось подчинить себе ряд русских городов и осесть в Путивле. Именно здесь обосновался со своим правительством Лжедмитрий 1. Краткая биография самозванца содержит факты, подтверждающие то, что народ поддерживал нового правителя, веря, что перед ним действительно чудом спасшийся сын Иоанна IV, и он наведёт на их землях порядок.

В апреле 1605 года внезапно умер Борис Годунов и наследником трона был провозглашён его сын Фёдор. Однако тому не удалось долго продержаться при власти: спустя несколько недель он был свергнут сторонниками Лжедмитрия. Официально воцарившись на престоле 20 июня 1605 года, самозванец приказал убить Фёдора и его мать, а сестру его Ксению сделал он своей наложницей, а затем отправил её в монастырь.

Чтобы народ окончательно поверил в то, что перед ним настоящий наследник трона, была устроена встреча авантюриста с Марьей Нагой, матерью Дмитрия. Женщина признала в стоящем перед ней человеке своего сына. Позже, после смерти Отрепьева, она отреклась от своих слов, сознавшись, что её заставили сказать неправду его сторонники.

Характеристика внутренней политики Лжедмитрия 1

Оказавшись при власти, новоиспечённый правитель официально запретил взяточничество, приказал вернуть из ссылки людей, пострадавших при Годунове, провёл реорганизацию армии и увеличил жалованье всем, кто находился на службе. Самозванец облегчил участь освободил юг России от налогов и отобрал земельные наделы у монастырей.

Внутренняя политика Лжедмитрия 1 была направлена на усиление польского влияния во всех сферах жизни государства. Он закладывал строительство костёлов, распространял среди простых людей иностранные забавы и организовал Тайную канцелярию, в состав которой входили поляки. При самозванце Боярская Дума была переименована в Сенат, а возле Кремля началось строительство деревянного дворца с потайными ходами. Во внешней политике Лжедмитрий 1 вёл подготовку к войне с турками, в которой был заинтересован Сигизмунд III.

Свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек и его убийство

Очень скоро потерял поддержку народа Лжедмитрий 1. Биография его указывает на то, что он много развлекался, любил охоту и красивых женщин. Недовольство православных людей вызвало бракосочетание правителя с Мариной Мнишек, проведённое по католическому обряду. Во время празднования в Москву съехалось много поляков, которые, изрядно подвыпив, грабили прохожих и врывались в дома местного населения.

17 мая 1606 года, в самый разгар празднования свадьбы, стремящийся захватить трон князь Василий Шуйский поднял в Москве восстание, в результате которого Лжедмитрий 1 и его сторонники были убиты. Люди, обозлённые произволом самозванца, долго глумились над его телом, а затем сожгли его и, зарядив пеплом пушку, выстрелили из неё в направлении Речи Посполитой. Так бесславно закончил свои дни Лжедмитрий 1. Краткая биография этой является поучительной историей, рассказывающей о том, что бывает с самозванцами.

Отличалась крайней степенью безбожности, наплевательским отношением к русским обычаям, и наводнением страны поляками. не может быть однозначной, поскольку в первые недели своего правления он придерживался абсолютно других принципов. Лжедмитрий прекрасно понимал, что для закрепления власти его должен был полюбить народ. Одного спектакля, разыгранного, пусть и мастерски, с Марией Ногой, вдовой русского царя Иоанна Грозного, было явно недостаточно. Поэтому на начальном этапе своего правления характеризуется, как политика заигрывания с населением. Новый царь самостоятельно проводил встречи с населением. Он выслушивал жалобы людей на свою судьбу, а также претензии граждан друг к другу. Практически целыми днями Лжедмитрий принимал людей, выслушивал их наказы и обещал во всем разобраться. В результате внутренняя политика Лжедмитрия 1 характеризуется началом борьбы с казнокрадством. Но люди ждали от него совершенно другого. Крестьяне, которых было подавляющее большинство, ждали, когда же царь исполнит главное свое обещание – раздать землю крестьянам.

Характеристика внутренней политики Лжедмитрия 1 на заключительном этапе своего правления, описывается историками, как ненавистная для русского народа. Россияне стали презирать своего царя, который не соблюдал русских обычаев, ходил по Москве в польских нарядах. Поляки же, которые прибыли в Москву по призыву Лжедмитрия, вели себя в столице не как гости, а как захватчики. Поляки убивали русских людей, грабили их. В церквях они смеялись, не снимали шапок и всячески выказывали свое пренебрежение к русской вере. Внутренняя политика Лжедмитрия 1 окончательно переполнила чашу терпения россиян, когда юный царь решил жениться. Его избранницей стала полячка Марина Мнишек. На свадьбу были приглашены многие поляки, которые оскверняли русские обычаи и традиции, высмеивали и оскорбляли русских.

Свержение Лжедмитрия 1

Все выше перечисленное это и есть основные . Народ негодовал. Абсолютно все население страны обозлилось на царя. В народе все чаще стали появляться мнения о том, что только свержение Лжедмитрия 1 может остановить беспорядок в стране. Кроме простого люда царем были недовольны и знатные бояре, которые начали подготавливать бунт для свержения неугодного монарха. В результате был реализован боярский заговор. В его результате произошло свержение Лжедмитрия 1 . Говоря о том, в чем же заключаются причины свержения Лжедмитрия 1 смело можно говорить о том, что Лжедмитрий был в душе поляком, который воспользовался ситуацией в России и выдал себя за царевича Дмитрия. Лжедмитрию было чуждо все русское. Ему был чужд русский народ и его проблемы. В такой ситуации свержение Лжедмитрия 1 было неизбежным. Случилось же оно 17 мая 1616 года. Лжедмитрий был убит. Поляки выдворены из страны.

Биография Лжедмитрия 1 до сих пор будоражит умы историков. Самозванец, которому удалось захватить престол был удивительной личностью. Воспользовавшись смутой на Руси, Лжедмитрий, под покровительством польского правителя Сигизмунда, стал царем великой державы.

Григорий Отрепьев – настоящее имя Лжедмитрия Первого. Происходил он из холопов. Григорий получил хорошее образование, и его отец выбрал для сына духовный сан. Григорий решил не покоряться судьбе и бежал из Чудова монастыря в 1601 году. Удачное стечение обстоятельств помогло несостоявшемуся монаху. Он нашел поддержку в лице Папы Римского и правителя Польши. Первому он пообещал распространить католическую веру на Руси, а второго сманила мысль, что внутренняя политика сильной державы будет в его руках.

Поход Лжедмитрия 1 на Москву был хорошо обдуман. И сложный для Руси период, когда народ мучился от голода, а аристократия была недовольна политическими взглядами действующего правительства, сыграл на руку самозванцу. С небольшим отрядом воинов Григорий Отрепьев вступил на русскую землю. И так как он именовал себя законным наследником престола,чудом выжившим царевичем Дмитрием, его отряд постоянно пополнялся за счет крестьян, переходящих в число его войск. Внезапная смерть была счастливым знаком для Григория. Поэтому свержение Федора, который еще не успел укрепиться на троне, было легкой задачей. 30 июня 1605 года Лжедмитрий вошел в Москву. Его коронация состоялась на следующий день. Так произошло воцарение Лжедмитрия 1 – первого из самозванцев в российской истории.

Годы правления Лжедмитрия 1 были недолгими. На престоле он пробыл 11 месяцев. Свое царствование он начал с того, что «забыл» выполнить обещания, данные им Папе Римскому. Сложно представить как российский люд, веками воспитанный в православной вере, мог бы проститься с ней. Это самозванец понимал. И поэтому сполна старался отблагодарить своих польских покровителей. Он не только опустошил русскую казну, возвращая свои долги, но еще и женился на Марии Мнишек. Этого российские бояре не потерпели.

Правление Лжедмитрия 1 закончилось так же быстро, как и началось. Бояре, во главе которых стояли Шуйские, организовали заговор. Они не могли спокойно смотреть, как новоявленный правитель опустошает казну, отдавая деньги за границу. И так как денег подчас не хватало, то ежемесячными поборами больше всего были обеспокоены крестьяне. Ведь им обещали вернуть Юрьев день, который, конечно, Лжедмитрий не возродил. И вдобавок еще и увеличил срок поисков беглых крестьян с пяти до шести лет. Недовольство окружало царский престол со всех сторон. Поэтому когда в Польше объявился еще один самозванец – Лжедмитрий 2, его с радостью поддержали все слои населения. 17 мая 1607 года, в результате заговора бояр Шуйских, Лжедмитрий 1 был убит. И чтобы показать, как народ относится к самозванцам, его праху не дано было упокоиться с миром. Тело лжецаря было сожжено, а прах был смешан с порохом. А останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши, туда, откуда явился самозванец.