Контрреформы Александра III

Контрреформы Александра III
краткое содержание других презентаций

«Внутренняя политика Александра 3» - Александр III. Министерство Д.А. Толстого. Университетская контрреформа. Земские начальники. Ликвидация мирового суда. В.П. Мещерский. Земская контрреформа. Контроль над волостным судом. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Игнатьев предложил созвать Земский собор. Отставка Н.П. Игнатьева. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Министерство Н.П. Игнатьева.

«Контрреформы Александра 3» - Портрет. Земская контрреформа. Начало. Национальная и религиозная политика. Задачи. Судебная реформа. Воспитатели. Циркуляр о кухаркиных детях. Реформа в области просвещения. Внутренняя политика Александра III. Судебная контрреформа (1887-1894гг). 1845-1894 – годы правления Александра III. Александр правил вместо умершего брата. Замена крестьянской администрации дворянской. Новые назначения. Отставки.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Выход крестьян из общины. Политика в области образования. Идеология. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Документ. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Смена правительства. Временные правила о печати. Полицейское государство. Александр III. Персоналии. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Внутренняя политика Александра III.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Особенности промышленного развития. Характеристика. Экономический подъем 90-х годов. Н.А.Вышнеградский. Характеристика экономической политики. Н.Х.Бунге. Транссибирская железнодорожная магистраль. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Основные направления экономической политики. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III.

«Александр III и его внутренняя политика» - Крестьянский вопрос. Отставки. Александр правил вместо умершего брата. Контрреформа. Экономика при Александре III. Программа царствования Александра III. Правила по отношению к евреям. Внутренняя политика. Портрет. Временные правила о печати. Правление Александра III. Из Москвы выселили всех евреев. Закон о земских участковых начальниках. Воспитатели. Социальное происхождение народников. Судебная контрреформа.

«Контрреформы Александра III» - Общая протяженность – 9332 км. Транссиб – ж/д, связавшая Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Усиление цензуры. Основные идеи царствования. Завод братьев Мамонтовых. Россия при Александре III. Запрет буддистам (калмыкам и бурятам) строить храмы, отправлять богослужения. 1882 г. – запрет труда детей до 12-летнего возраста. Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки».

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Курсовая работа

«Национальная и религиозная политика Александра III».

Выполнила: студентка группы 08130 з
Семиохина Татьяна Николаевна
__________
(подпись)
Научный руководитель: д.и.н, доцент
Палхаева Е.Н.

« __ »______________2016 г.
______________ (подпись)
Улан­Удэ
2016

2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Общая характеристика национальной и религиозной политики Александра III
«Русский царь»…………………………………………………………………….…...……....7
Особенности политики многонационального государства
при Александре III ……………………………………………………………….………………11
Основные мероприятия религиозной политики. ……………………..……………….. 13
Особенности русификации….……………………………………………………..…………17
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Глава 2. Еврейский вопрос в России в конце XIX века………………………………..………..19
Глава 3. Польша и Финляндия в условиях политики русификации …………………….…….22
Глава 4. Воинствующий национализм на окраинах Российского государства …………....30
4.1. Установление российского контроля над Памиром ……………..…………………….…..32
4.2. Обоснование российской колониальной политики в Средней Азии ……………………..33
Глава 5. Прибалтика, Украина и Беларусь ………………………………………………..…….37
Заключение………………………………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы и ссылок …………………………………….……..…..…45

3
Введение
Национальный вопрос как совокупность политических, экономических, территориальных,
правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и
народностями в Российском государстве с древнейших времен является одной из острых
социальных проблем.
В состав империи входило много этносов, и социальная жизнь каждого из них текла по
особым обычаям и законам. Этносы, конечно, взаимодействовали, в большей степени на уровне
элит, чем на уровне народов, но не жили единой жизнью, общими мыслями и настроениями, не
существовали как единое общество.

4
В книге «Социальная история России в период империи»1 автор Миронов Б.Н. высказывает
мнение о том, что «…Российская империя никогда не была нацией­государством. Даже
современная Россия до сих пор не является таковой. Когда Вы спрашиваете современного
россиянина любого возраста: кто Вы по национальности? Он ответит ­ карел, русский, татарин,
еврей и т. д. Редко кто скажет россиянин. Если задать такой же вопрос гражданину США, то он
ответит ­ американец. Этот факт говорит о том, что в государстве, где население не считает себя
единым народом, не может не возникать проблем на почве национальной розни. Но не только
этническая самоидентификация народов России дает повод для возникновения национального
вопроса. Также во многом на это влияет национальная политика государства.
1Первое в мировой историографии обобщающее, фундаментальное исследование социальной истории России
периода империи с конца XVII в. до 1917 г. Под новым углом зрения рассмотрен широкий круг проблем:
географическая среда и колонизация, территориальная экспансия и на циональный вопрос, демографические
проблемы и переход от традиционной к современной модели воспроизводства населения, развитие малой семьи и
демократизация внутрисемейных отношений, социальная структура и социальная мобильность населения, город и
деревня в процессе урбанизации, динамика крепостнических отношений от зенита до заката в начале XX в.,
эволюция сельской и городской общин, городских и дворянских корпораций, менталитет различных сословий как
важный фактор социальной динамики, эволюция российской государственности от патриархальной к
конституционной монархии, становление гражданского общества и правового государства, взаимодействие
общества и государства как движущая сила социальных изменений, смена типа господствующих правовых
отношений в обществе и динамика преступности, модернизация и благосостояние населения. Исследование
базируется на массовых статистических источниках и применении междисциплинарного и сравнительно­
исторического подходов, в нем широко использованы работы зарубежных историков. Книга богато иллюстрирована,
содержит в качестве приложений: Хронологию основных событий социальной истории России, Библиографию,
насчитывающую более 4000 названий, и уникальное Статистическое приложение: Россия и великие державы в XIX­
XX вв/.

5
Автор делает приблизительную оценку положения евреев, башкир и русских на 1897 г.,
которая приурочивается к году всеобщей переписи. ООН для оценки благосостояния населения
использует индекс человеческого развития (Human Development Index)2,
включающий три показателя ­ долголетие (средняя продолжительность предстоящей жизни),
образованность (грамотность взрослого населения и доля детей, обучающихся в школе) и
материальное благополучие (валовой продукт на душу населения); каждый показатель имеет
равное значение для индекса. К концу XIX в. средняя продолжительность предстоящей жизни у
новорожденного еврея равнялась 39.0 лет, башкира ­ 37.3 года, а у русского ­ 28.7, т. е.
соответственно на 10.3 и 8.6 лет меньше (I, 208). Сравнительно низкая смертность обеспечивала
более высокие темпы естественного прироста у евреев и башкир по отношению к русским. За
1795­1897 гг. численность евреев возросла с 750­800 тыс. до 5 216 тыс. ­ примерно в 6.7 раза.
2Благосостояние ­ характеристика социально­экономических условий жизни и удовлетворения потребностей
населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в
т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости,
организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для
международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс
человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения,
продолжительность жизни, образование.Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация
доходов населения. Уровень доходов в целом – результат развития экономики страны и наличия в ней природных
ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и
социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и
10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).Одной из главных характеристик
благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. В
«Декларации прав и свобод человека и гражданина» (ч. 2 ст. 26) предусмотрено,
виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного
минимума». Прожиточный минимум ­ это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных
благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического
состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального
набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении
благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности следствие низкого размера доходов, низкой
квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр. Благосостояние, наряду с доходами и потреблением,
включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и
образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве
стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание
покрывается за счет коллективных источников финансирования. Отрицательно сказывается на благосостоянии
населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции
посредством политики индексации доходов.
что «пенсии, пособия и другие

6
Таких темпов прироста ­ 1.9% в год ­ не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в
XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4.15%, несмотря даже на то, что к России
были присоединены Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В конце XVIII в. евреи были девятым
по численности народом России (после русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев,
латышей, татар и финнов), а в начале XX в. ­ пятым, опередив финнов, литовцев, латышей и
татар. До решения башкирского вопроса в конце XVIII в. доля башкир в населении России
уменьшилась с 1.1% в 1719 г. до 0.5% в 1795 г. вследствие эмиграции и снижения естественного
прироста; после решения башкирского вопроса в конце XVIII в. доля башкир в населении России
стала увеличиваться и составила 0.8% в 1857 г. и 1.0% в 1914 г., а доля русских непрерывно
уменьшалась ­ с 70.7% в 1719 г. до 44.6% в 1914 г. (1, 25­26).
В 1897 г: средняя продолжительность жизни у русских составляла 28.7 года, нерусских ­ 35.4
года.
Грамотность взрослого населения у русских равнялась 20%, нерусских ­ 35%.
Государственные доходы на душу населения в 30 великороссийских губерниях составляли 7.39
р., а в 39 губерниях с преимущественно нерусским населением ­ 7.88 (1, 33). Второй косвенный
показатель благосостояния населения ­ длина тела новобранцев за 1874­1883 гг. Средний рост
новобранцев из 28 великороссийских губерний был примерно на 1 см ниже среднего роста
новобранцев из прочих 22 губерний, населенных преимущественно нерусскими (I, 350). Таким
образом, существенно отставали от нерусских, по доходу, учитывая приблизительность оценки,
положение мало различалось. В целом, индекс человеческого развития у нерусских был выше,
чем у русских, и положение нерусских в целом было более предпочтительным.
Национальная политика Александра Романова характеризуется православным патриотизмом
и воинствующей русификацией. Негативное оценивание решений национального вопроса
предпоследнего императора, указывает на то, что именно Александр III стал автором лозунга
«Россия для русских» и заложил основы национализма в стране. Оправдательная часть строится
на указание того, что Александр III был настоящим русским царем, который старался защитить
национальные традиции и сделать все для того, чтобы права русских не ущемлялись.
Актуальность темы «Национальная и религиозная политика Александра III», взятой для
исследования в данной курсовой работе, заключается в поиске истины в деятельности русского
правителя в отношении других народов на основе объективных оценок исторических источников
и научных исследований.
Хронологические рамки исследования составляют время правления Александра III: 1881­
1894 гг.
Источниковую базу исследования составили:

7
1) законодательные акты в области национальной политики: манифесты; указы;
2) переписка Александра III и его личные дневники;
3) воспоминания друзей, близких людей Александра III: великого князя Александра
Михайловича;
4) воспоминания государственных и политических деятелей России: выдающего российского
государственного деятеля С. Ю. Витте3, который во время правления Александра III являлся
членом правительства; учителя, многолетнего наставника императора, а впоследствии обер­
прокурора Синода К.П. Победоносцева.
Историография, посвященная изучению национального и религиозного вопросов в период с
1881 по 1894 г. достаточно обширна. Проблема национального вопроса в России широко
3Сергей Юльевич Витте. Послужной список С. Витте довольно внушительный: Действительный статский советник
(1899), статс­секретарь, почётный член Академии наук, министр путей сообщения (1892), министр финансов(1892­
1903), председатель Комитета и Совета министров (1903­1906), член Государственного совета (с 1903). По
происхождения Витте ­ голландец, он получил российское дворянство в 1856г. Имел высшее образование, окончил
физико­математический факультет университета. С.Витте отличался политической дальновидностью, стремился
воплотить в жизнь реформы, которые далеко опережали время. Будучи по своим взглядам монархистом, он легко
улавливал новые явления в политической жизни стран, и именно ему принадлежали проекты многих реформ,
проведённых императором. Не все были довольны его деятельностью. Не случайно не раз Витте подвергался опале ­
отставке. Но несомненно, что вклад в развитие страны С. Витте огромен. По инициативе С. Витте и его активном
участии были проведены важнейшие реформы в стране: издание Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего
гражданские свободы, создание Государственной думы, преобразование Государственного совета (он стал верхней
палатой парламента), введение нового избирательного закона, изменения в Основных законах империи (Россия стала
ограниченной монархией).

8
представлена как в российской, так и мировой научной литературе. Работами общего характера,
объектом исследования которых было правление Александра III, являются издания авторов:
Зайончковский П. А., Боханов А. И., Толмачев Е. П., Майорова Е. И., Твардовская В. А., Ричард
Уортман4 и других. Все они имеют свой взгляд на национальную политику Александра III, в
зависимости от исповедуемой идеологии. Еще одно направление
историографии представляет блок работ, исследующих проблемы национализма в Российской
империи. К ним относятся исследования Миллера А. и Долбилова М5. Работы этих авторов
показывают объективность национальной политики Александра III, в особенности на
национальных окраинах империи, пытаясь установить исторические причины противоречий
внешней политики современной России.
4 Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.2. От Александра I до отречения
Николая II. Стр. 251
5
Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.2. От Александра I до отречения
Николая II. Стр. 251.

9
К работам, раскрывающим тему исследования «Национальная и религиозная политика
Александра III» и посвященных положению евреев, поляков, финнов в Российской империи,
можно отнести исследования таких авторов, как Дудаков С. Ю., Шульгин В. В., А. И.
Солженицына и В. И. Ленина о евреях в России.
Национальный вопрос является неотъемлемой частью социального положения населения
страны. Следует отметить его исследование Мироновым Б.Н. в труде «Социальная история
России периода империи». При помощи характеристики, которую дает автор различным
социальным группам, проживающим в империи, можно установить различия в положении
народов России в конце XIX века.
Методами исследования являются:
 Историко­генетический
(ретроспективный) метод, позволяющий показать причинно­
следственные связи и закономерности развития исторического события
 Историко­сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как
логической основы этого метода), позволяющий выявить как общие, так и особенные черты в
развитии разных событий, явлений, структур.
 Принцип историзма. Этот способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с
конкретными условиями предполагает изучение какого­либо явления с учетом конкретно­
исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности
событий.
 Системный принцип. В основе этого принципа лежит исследование объектов как систем. Он
ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов,
на выявление многообразных типов связей сложного объекта.
Цель исследования: выявить особенности национальной и религиозной политики периода
1881­1894 гг. и установить ее причины.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач исследования:
­ Представить краткий обзор национальной и религиозной политики Александра III.

10
­ Рассмотреть проблему и решение еврейского, польского и финского вопросов Александром
III.
­ Сделать вывод о национальной и религиозной политике Александра III, определить ее
особенности и историческое значение.
Предметом исследования в данной работе является национальная и религиозная политика
Александра
Глава 1 Александр III. Общая характеристика национальной и религиозной политики.
1.1 «Русский царь»
Александр III Александрович Романов (26 февраля (10 марта) 1845 г (Аничков дворец,
Санкт­Петербург ­ 20 октября (1 ноября) 1894, Ливадийский дворец, Крым), император
Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 (13) марта 1881г. Удостоен
особого эпитета в дореволюционной историографии ­ Миротворец.
Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился к
военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 г после смерти старшего брата великого князя
Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное
образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я.
К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на
цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.

11
В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе
Дагмаре6 (1847­1928 гг.; в православии ­ Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай
(впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, занимал ряд
военных должностей (до командующего войсками Петербургского военного округа и
Гвардейского корпуса). С 1868 г. ­ член Государственного совета и Комитета министров. В
русско­турецкой войне 1877­1878 гг. командовал Рущукским отрядом в Болгарии. Вместе с
Победоносцевым участвовал в создании Добровольного флота (акционерной судоходной
компании) для содействия внешнеэкономической политике правительства. После гибели
Александра II у трона развернулась борьба между либералами и охранителями Лидеры
охранителей К.П. Победоносцев7 (с 1880 г ­ обер­прокурор Святейшего Синода) и журналист М.
6
ии
ои
(Фе доровна
) (при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Д гмара
Мар я Фёдоровна
Frederikke Dagmar; 14 (26) ноября 1847, Копенгаген, Дания ­ 13 октября 1928, замок Видёре подКлампенборгом,
Дания) ­ российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II. Дочь
Кристиана, принца Глюксбургского, впоследствии Кристиана IX, короля Дании. Первоначально была невестой
цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра II, умершего в1865 году.
), дат. Marie Sophie
аа
7
ои
Констант н Петр вич Победон сцев
ии
(21 мая 1827, Москва ­ 10 марта 1907, Санкт­Петербург) ­
русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк
церкви;действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880­1905 гг. занимал
постобер­прокурора Святейшего Синода. Член Государственного совета (с 1872). Преподавал законоведение
ои

12
Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных
министром внутренних дел М. Т. Лорис­Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр
III издал 29 апреля 1881 г. манифест «О незыблемости самодержавия», что привело к отставке
Лорис ­ Меликова и его сторонников.
Александр Александрович держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался
бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и
дружеском кругу. Интересовался музыкой, участвовал в домашних концертах, играя на
валторне и на «басу», живописью, историей, был одним из инициаторов создания Русского
исторического общества и его первым председателем.
Вскоре стало известно, что новый наследник открыто симпатизирует идее о русской
национальной политике и дарит особым своим расположением главных проводников названной
идеи Каткова и Аксакова8. Подобные взгляды наследника сильно беспокоили так называемых
наследникам престола ­ Николаю Александровичу (старший сын императора Александра II), будущим
императорам Александру III и Николаю II, у которых пользовался большим уважением. Наряду
с М. Н. Катковым считается «серым кардиналом» правительства Александра III.
8
Аксаков последовательно проводил в своей публицистике идею о необходимости эволюции Российской империи в
Русское национальное государство: «…Россия потому только и Россия, что она Русь ­ живое, цельное тело, а не
мозаическая сборка иноверцев и иноплеменных. К этому телу могут прилепляться прочие народные личности и
тела, могут претворяться в его органическую сущность или только пользоваться его защитой, ­ но весь смысл бытия,
вся сила, разум, историческое призвание ­ заключается именно в святой Руси… Русское государство только до того
времени и в той мере крепко и сильно, в какой оно проникнуто духом русской народности, пока остается верным

13
западников, окружавших Александра II, ­ они с тревогой помышляли о будущем. Наследник
Цесаревич, симпатизировавший идее славянства9, сильно расходится во взглядах со своими
родителями. Да и в характерах отца и сына замечалась большая разница.
Эта особенность взглядов и характеров проявляется цесаревичем и в его государственной
деятельности ­ и в качестве канцлера Финляндского Александровского университета, и в
особенности в качестве начальника различных воинских частей ­ от самых малых до самых
крупных, включая командование войсками Санкт­ Петербургского военного округа.
Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил
коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др. В
народным русским началам, пока оно Русь… Русский Государь есть Русский Государь, и только, а не Польский,
Немецкий и т.д. Если прочие народности и находятся под защитой его могучей державы, то на том только условии,
чтоб эта защита не противоречила выгодам, счастью и благоденствию Русской народности».Русскость определялась
Аксаковым религиозно, православие представлялось ему «существенным содержанием русского национального
типа»: «Что значит выражение русский католик?.. Оно значит: русский, отрицающий православие…Что же
останется за тем у русского, из его русской народности, вне этого начала, им отвергаемого?.. Язык,
физиологические признаки, верноподданичество? Но разве в этом только заключается народность? Где же
духовные ее элементы? Какая же может быть общность духовных национальных интересов у латинянина с
православным русским? Хороши русские ­ латинского, Моисеева, Магометова закона, которые не могут назвать
Русь ­ Святой Русью, как ее называл создавший ее православный русский народ!» Несколько позднее устами М.Н.
Каткова заявила о себе гражданская версия русского национализма, которую издатель «Московских ведомостей»
развернуто изложил в ряде статей 1864 года. Главный нерв этих работ ­ в утверждении нескольких простых тезисов:
1) цивилизованное государство = национальное государство; 2) в национальном государстве возможна только одна
нация; 3) в России такой нацией может быть только русская нация; 4) членство в русской нации не связано с узко­
этническими или конфессиональными критериями, а основывается на лингвистической и гражданской ассимиляции.
9

14
реформах своего отца Александра III видел негативные аспекты ­ рост правительственной
бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам.
Он испытывал неприязнь к либерализму и интеллигенции. Его взгляды подкреплялись
впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М.
Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах).
Политические убеждения царя были глубоко консервативны, что ярко сказалось в
совещаниях о борьбе с революционным движением и о направлении внутренней политики в 1880
году. Он высказывался за неприкосновенность ничем неограниченного самодержавия, как
исконного устоя русского быта, и за организацию борьбы с революционными течениями при
помощи широко поставленных репрессивных мер.
Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно­
полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной
безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К
середине 1880­х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное
Александр III был национальный Государь и себя самого во всех отношениях сознавал Русским. К чему
императрица Екатерина II стремилась, то Александр III, действительно осуществил и был первым монархом,
который после прорубленного Петром окна в Европу, противопоставил потоку западноевропейской культуре
национально ­ русским стремления и идеалы.

15
движение, прежде всего, «Народную волю». В то же время приняты меры, облегчающие
материальное положение народа и смягчающие социальную напряженность в обществе (введение
обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного
банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).

Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев10 попытался увенчать политику «народного
самодержавия» созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили
Катков и Победоносцев. В мае 1882 г. Александр III заменил Н. П. Игнатьева убежденным
сторонником реакционно­охранительной политики Д. А. Толстым11. При поддержке Александра
10
Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859­1860), посла в Константинополе (1864­
1877), министра внутренних дел (1881­1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал­адьютанта (1878). В начале
1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным
шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии,
рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром
наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии
пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний. В январе 2008 г. произошло очень важное
событие: Президент России В. Путин и Президент Болгарии Г. Пырванов открыли памятник графу Н.П. Игнатьеву.
11
ии
ои
Граф Дм трий Андр евич Толст й
русский государственный деятель и историк: обер­прокурор Святейшего Правительствующего Синода (23
марта 1823, Москва ­ 25 апреля 1889, Санкт­Петербург) ­
еи
(1

16
III Д. А. Толстой и его преемник И. Н. Дурново проводили политику ограничения либеральных
преобразований 1860­1870­х годов12. Университетский устав 1884
г. урезал автономию высшей школы. Затруднялось поступление в гимназии детей из низших
сословий («Циркуляр о кухаркиных детях», 1887 г). Крестьянское самоуправление с 1889 г.
было подчинено земским начальникам ­ чиновникам из местных помещиков, соединявших в
своих руках судебную и административную власть. Земское и городовое положения (1890 г.,
1892 г) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права
избирателей из низших слоев общества.
Во время коронации в 1883 г. Александр III объявил волостным старшинам: «Следуйте
советам и руководству ваших предводителей дворянства». Отражением этой установки стали
июня 1865 ­ 23 апреля 1880), министр народного просвещения (1866­1880), министр внутренних дел и
шеф жандармов (1882­1889). Также член Государственного совета (с 1866), сенатор. ПриАлександре II был известен
как энергичный реформатор, а при Александре III ­ как проводник политикиконтрреформ. В качестве министра
народного просвещения граф Толстой провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, по
, во введении в учебные программы больших объёмов
свидетельству авторитетного историка А. А. Корнилова
математики вместе со значительным усилением преподаваниялатинского и греческого языков в гимназиях, причём
только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие
реальные гимназии преобразованы в реальные училища (1872)

12
аи
аи
ои (1

Марта 1834, Калужская губерния ­ 29 мая 1903, близ Берлина) ­
Ив н Никол евич Дурнов
русский государственный деятель, министр внутренних дел (1889­1895), председатель Комитета министров (1895-
1903). В 1870 году Дурново был назначен екатеринославским губернатором. В 1882 году был назначен товарищем
министра внутренних дел графа Д. А. Толстого. В 1885 году пожалован в статс­секретари. В 1886 году Дурново
также возглавил 4­е отделение собственной императорской канцелярии, через которое16 осуществлялась
благотворительная деятельность. На этом посту Дурново снискал всеобщие симпатии; им было открыто более
500 новых учреждений.

17
меры по охране сословных прав дворян­помещиков (учреждение Дворянского поземельного
банка, принятие выгодного для помещиков Положения о найме на сельскохозяйственные
работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой
патриархальной семьи. Предпринимались попытки повысить общественную роль православной
церкви путём распространения церковно­приходских школ, ужесточались репрессии против
старообрядцев и сектантов. На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались
права инородцев (особенно евреев).

18
1.2 Особенности политики многонационального государства при Александре III
Во второй половине XIX века окончательно установились границы Российской империи.
После русско­турецкой войны 1873­1874 г к России были присоединены грузинские и армянские
земли, а так же Южная Бессарабия. Были определены территории туркестанских владений
России в Средней Азии, разграничены территории между Россией и Китаем на Дальнем Востоке.
В 1875 году за Россией были признаны права на Сахалин13.
13
В условиях перспективы новой войны с Турцией, которую вновь могли поддержать западные державы,
российское правительство было заинтересовано в скором разрешении дальневосточных проблем. 25
апреля (7 мая) 1875 года в Санкт­Петербурге состоялось подписание документа, который остался в
истории под названием «Трактат, заключенный между Россией и Японией 25 апреля 1875 года, с
дополнительной статьей, подписанной в Токио 10 (22) августа 1875 года». По нему права на весь Сахалин
получала Россия, а все Курильские острова переходили во владение Японии. Хотя договор 1875 года
нередко именуют обменным, в действительности речь шла не об обмене одной территории на другую, а о
сдаче Курил в обмен на формальное признание Японией прав России на Сахалин. Следует обратить
особое внимание на тот факт, что Россия пожертвовала своей территорией, которая была официально, в
том числе с точки зрения международного права, признана таковой по трактату 1855 года, а «обменные»
японские права на Сахалин не имели никакого юридического оформления. Поэтому утверждения
японской стороны о том, что Петербургский договор 1875 года «был по­настоящему равноправным
договором», справедливы лишь для Японии. Россия же, как и в 1855 году, ради добрососедства с
Японией вновь пошла на существенные территориальные уступки с серьезными последствиями. «От
обмена Курильских островов на Сахалин, – говорил один из царских дипломатов, – Россия не только не
получила выгоду, но, наоборот, попала впросак, потому что, если Япония устроит сильный порт на
каком­нибудь из Курильских островов и тем пресечет сообщение Охотского моря с Японским, Россия
потеряет выход в Тихий океан и очутится как бы в сетях. Напротив, если бы она продолжала владеть
Курильскими островами, Тихий океан был бы для нее всегда открыт».

19
При Александре III Российская империя представляла собой 120 ­ миллионное население, в
составе которого насчитывалось более 200 наций, народностей и разноплеменных этнических
групп. Огромная разница в уровнях развития проживающих в стране народов существенно
осложняла проведение национальной политики.
Рассматривая политику Александра III нужно учитывать личностные качества царя. По
характеру и по душевному складу царь был русским человеком. Как русского его
идентифицировала православная вера. Для Александра Романова религиозность означала нечто
большее, чем подчинение обрядовым требованиям церкви. Он любил церковную службу и
молился истово. Религия давала ему эмоциональную связь и с покойным братом, и с матерью.5
Русскость ­ это была та черта, которую в первую очередь бросалась в глаза всем, кто
встречался с императором. Он был воспитан в православной вере своей матерью, императрицей
Марией Александровной. Его учителями и воспитателями были люди, глубоко любившие
Россию: историк С.М. Соловьев и филолог Ф.И. Буслаев. Большую роль в формировании его
личности сыграл известный юрист К. Победоносцев. Писатель И. Тургенев, написавший после
встречи в Париже с цесаревичем Александром Александровичем во французском журнале
статью «Александр III», отмечал: «Все, что о нем можно сказать, это то, что он русский и только
русский. Он представляет даже замечательный пример влияния среды согласно теории Дарвина:
в его жилах течет едва несколько капель русской крови, и, однако, он до того слился с этим
народом, что все в нем ­ язык, привычки, манеры, даже самая физиономия отмечены
отличительными чертами расы. Где б его ни увидели, везде бы назвали его родину».
Александр III хорошо знал и любил русскую историю, высоко чтил и сохранял русские
традиции и обычаи. При нем в Министерстве иностранных дел все делопроизводство и
переписка стали вестись на русском языке. Все эти факты говорят о том, что царь был
настоящим русским патриотом. Для царя русское означало родное. Сам он всегда разговаривал
на русском языке, предпочитал русскую пищу заморским деликатесам, являлся русским
националистом. Становление нации, ее духовно­нравственное самоопределение во всех странах
на определенных этапах истории приводило к торжеству национальной идеи и национальных
лидеров. В России такое время ­ вторая половина 19 века.
Существовала и жесткая национальная политика, которую обычно обозначают девизом
«Россия для русских»14 (под понятием русский подразумевали не только этнических русских, но
14

20
и всех, в первую очередь представителей других славянских народов, придерживавшихся
православного вероисповедания).
При этом речь не шла о том, чтобы все нерусские должны быть или изгнаны, или
насильственно «превращены» в русских. Таких целей никто не ставил и не мог ставить. Суть
русификаторства формулировалась совсем иначе: обеспечить приоритеты русскому
(православному) элементу, добиться того, чтобы русские и русское стало в империи первым и
главным.
Существование лозунга ещё в 60-е годы 19 века подтверждается
цитатой М. Н. Каткова в статье № 264 «Московских ведомостей» от 1867 года,
посвященной вопросу колонизации Юго-Западного Кавказа, автор указывает на
существование лозунга и соглашаясь с ней, требует колонизировать регион
исключительно при помощи русского населения (взамен колонизации немцами,
армянами и греками): «Недавно одна газета провозглашала с одушевлением:
Россия для Русских! Вот Кавказ со своими минеральными богатствами, с своею
почти тропическою растительностью, наконец с своим морским побережьем,
ставший неотъемлемой частью России: для кого Кавказ?». Авторство лозунга часто
приписывают В. А. Грингмуту, автору самой старой из публикаций с
использованием этого лозунга: «Россия - для русских», - таков лозунг Русской
Монархической партии, ясно понимающей, что если предоставить Россию
иноплеменникам, иноверцам и иностранцам, - то не только в России не будет
Самодержавной Монархии, но не будет и самой России». Лозунг стал центральной
идеей черносотенцев. По другим версиям, лозунг появился в период
царствования императора Александра III. Есть версия, что сам император
произнёс: «Россия должна принадлежать русским, и всякий, кто живёт на этой
земле, обязан уважать и ценить этот народ». По словам
генерала А. Н. Куропаткина, царь выбрал «Россия для русских» своим девизом, т.к.
считал необходимым удовлетворить народному чувству, по которому Россия
должна принадлежать русским, освободить внешнюю политику России от опеки
иностранных держав, упорядочить и скрепить внутренний строй управления,
развить духовные и материальные силы русского народа. Некоторые полагают,
что автором является генерал М. Д. Скобелев, которому приписывают слова: «Хочу
написать на своем знамени: «Россия для русских и по-русски», и поднять это знамя
как можно выше!». Лозунг «Россия для русских!» был созвучен мыслям Ф.
Достоевского, писавшего, что «хозяин земли русской - есть один
лишь русский (великорус, малорус, белорус - это всё одно)»}