Конт вошел в историю как. Философия позитивизма огюста конта. Огюст Конт как основатель социологии

Конт вошел в историю как. Философия позитивизма огюста конта. Огюст Конт как основатель социологии

Огюст Конт (годы жизни: 19 января 1798 года — 5 сентября 1857 года) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки, создатель позитивизма — философского учения и направления.
Огюст Конт родился на юге Франции в городе Монпелье в католической семье. Его отец был сборщиком податей.
Конт получил образование в Парижской высшей политехнической школе, где изучал математику, физику и астрономию.
В период 1818-1824 годах становится личным секретарем социалиста-утописта, другого французского философа и социального реформатора Анри Сен-Симона (основоположника утопического социализма), от которого до некоторой степени перенял идеи о классификации наук, учение о 3-х стадиях развития общественного и познавательного, а также само понятие «позитивизм».
К 40-50-м годам 19 века стали появляться теории, обуславливающие изменения в развитии науки и одной из таких был закон О. Конта о 3-х стадиях.

Огюст Конт будучи основателем позитивизма в философии считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит 3 стадии: теологическое мышление, метафизическое мышление и научное (позитивное) мышление. Этот закон согласно О. Конту определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Теологическая стадия — на ней человек стремится все происходящие явления объяснить вмешательством сверхъестесственных сил (богов, душ, ангелов и др.).

Метафизическая стадия — для этой стадии, также как и для первой характерно достижения исчерпывающего абсолютного знания о мире. Отличие между первой и второй стадиями состоит в том, что объяснение явлений происходит с указанием на различных выдуманных первосущностей, которые находятся «за кулисами», позади мира явлений.

Научная (позитивная) стадия — в этом случае человек отказывается от теологических и метафизических вопросов, и устремляется по пути накопления положительного знания, полученного частными науками.

Поскольку О. Конт в основу науки ставил наблюдение , то научное знание по его мнению является преимущественно описательным. Главную функцию науки он видит в предвидении.

Огюст Конт сформулировал энциклопедический закон классификации наук . Он отвергает принцип классификации, предложенный Фрэнсисом Бэконом, в зависимости от познавательных способностей человека (воображения, мышления, памяти, рассудка), и говорит, что все эти способности применяются одновременно и во всех науках.

Принцип разделения наук по О. Конта происходит в зависимости от предмета науки, ее характера и содержания. Его основная классификация включает такие науки как: астрономия, физика, химия, математика, физиология, социальная физика и мораль.
Для психологии не нашлось места. Конт отнес ее частично к метафизическим и даже несколько к теологическим наукам, и был убежден, что психология как наука не должна иметь такого статуса, что ее судьбы — это слиться с биологией и физиологией.

Вместе с тем, Огюст Конт стремится построить позитивную науку об обществе — социологию, и в 1842 году становится автором этого термина.

Социология по его мнению вмещала в себя 3 главных учения об обществе:

  • Учение об условиях существования общества (которое он также называет «социальной статикой») — в нем рассматривались социальные институты (семья, государство, церковь).
  • Учение об изменении социальных систем (также, «социальная динамика») — ведущим выделяется представление об общественном прогрессе.
  • Программа социального действия (или «социальная политика») — заключается главным образом в преобразовании «позитивной философии» в религию всего человечества.

Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. В 1814 он поступил в Политехническую школу в Париже, но был исключён за участие в студенческом восстании. Несмотря на это, вся последующая жизнь философа была связана с этим учебным заведением.

В 1817 Конт стал секретарём основателя школы утопического социализма Анри Сен-Симона , однако по прошествии 10 лет порвал с ним отношения и при каждом удобном случае критиковал эксцентричного социального реформатора.

Расшатанные нервы Конта стали причиной того, что он вёл довольно странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Многие труды философа воспринимаются с трудом - светлые мысли чередуются в них с полубредовыми утверждениями и откровенной путаницей.

В ответ на научные, политические и индустриальные изменения эпохи Конт обращал своё внимание на возможность интеллектуальной, моральной и политической реорганизации социального порядка. Основными задачами человека философ считал описание опытных данных, их систематизацию и выявление закономерностей. В качестве эталона познания он выделял естественные науки. Самыми известными произведениями мыслителя стали "Курс позитивной философии" (1830-1842) и "Система позитивной политики" (1851-1854).

Последние годы жизни Конт страдал приступами тяжёлой умственной болезни. 5 сентября 1857 года он умер в своём доме в Париже. В день памяти философа "Вечерняя Москва" вспоминает интересные факты из его биографии.

1. Личная жизнь Конта во времена его молодости была беспорядочна. В 1818 году он сошёлся с женщиной, которая была значительно старше его, а в 1821 году в одном увеселительном заведении он познакомился с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой вступил в гражданский брак. Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но позже Конт отмечал, что ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства.

2. Начиная с 1826 года Конт читал частные лекции, на основе которых создал знаменитый шеститомный "Курс позитивной философии". После третьей лекции у него случилось душевное расстройство. Не владея собой, он убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной его болезни были чрезмерное умственное напряжение, он также подозревал свою жену Каролину в неверности. В припадке бешенства мыслитель пытался даже утопить её, после чего хотел покончить с собой. Пройдя курс лечения в психиатрической клинике, он восстановил пошатнувшееся здоровье и вернулся к работе.

3. Помимо прочего, философ ввёл в оборот термин "социология" и разработал трёхстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии). Согласно Конту, в основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, при этом само государство должно строиться на социальной солидарности и быть прогрессивным.

4. В зрелые годы Конт стал невероятно подозрительным и раздражительным, а его политические взгляды эволюционировали от юношеского республиканизма до крайнего консерватизма. Он был ярым противником демократии, анархии и классовой борьбы, а также отвергал либерализм как генератор эгоизма и низменных инстинктов.

5. В 1845 году Конт познакомился с очаровательной Клотильдой де Во, страстно и безответно полюбив эту 30-летнюю женщину. Спустя год после знакомства она умерла от туберкулёза, но мыслитель боготворил её до конца своих дней.

6. На финальном этапе жизни Конт увлекся утопическими идеями с мистическим оттенком. В 1848 году он основал "позитивистское общество", которое должно было стать зародышем позитивистской церкви. Конт искренне верил в свою пророческую миссию и предлагал заменить традиционную религию религией человечества со своими святыми, храмами и обрядами.

7. За два месяца до смерти Конт писал: "С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции" .

Конт Огюст родился 19 января 1798 года в Париже. Он известен миру как французский философ и считается самим основателем социологии и позитивизма . Конт являлся последователем великого философа Сен-Симона, совместные разработки и взгляды учителя дали влияние на убеждения Конта. Он работал преподавателем в политехнической школе, читая лекции, он взял их за основу соей книги, под названием «Курс позитивной философии».
Главную задачу всей науки философии, Конт определял как описание человеческих мыслей, которые могут выразиться и оставить свой след в развитии данной науки. Самым главным, для философа стало первое изложение систематики истории естествознания. В основе появилось концепция, которая была разделена на три стадии. Именно Конт определил, что каждая наука во время своего развития проходит три этапа.

1.Теологический. Объясняет возможность человеческого ума, выразить понимание явлений природы важными действиями сил потустороннего мира.
2.Метафизический. Все силы мысли и понимания заменены принципами абстракции. Вместо понимания и обсуждения иных сил, рассматриваются естественные причины.
3.Позитивный. На этой стадии исследуются все факты и знания, полученные ранее и приводиться одно, как считается верное решение.

Все науки мира, проходят каждую из стадий самостоятельно, без помощи окружения. Помимо этого, есть определенный порядок, по которому наука и развивается. Все это объясняется тем, что должна быть опора на факты, которые могут быть описаны в другой науке. Самой первой из всех наук, три стадии прошла астрономия. Она заключает в себе самые простые и общепринятые исследования. Второй по счету была физика. Все что заключено в ней, отталкивается от фактов астрономии. После нее идет химия, которая берет достижения физики, но только все уже достаточно сложней в явлениях.
Самая последняя из наук , которая прошла три этапа Конта – это биология . Ведь он считал, что все биологические термины не смогли бы утвердиться без опоры на химию. В каждом из исследовательских методов, по мнению философа, отмечается та иерархия, которая заложена в науке. К примеру: в астрономии – наблюдение, в физике и химии к наблюдению добавлен эксперимент. Вот только для биологии не один из вышесказанных свойств не подходит, ведь стоит, что-то неправильно сделать, как может разрушиться вся внутренняя структура науки. Для биологии больше подходит сравнение, в качестве исследовательского метода.
Метод сравнения, по мнению Конта, является самым важным и главным для науки социологии. В принципе, сам термин «социология» ввел сам философ. Он посвятил всю свою жизнь, чтоб разобраться в самой системе знания и сущности социологии. Но к великому сожалению, в самом конце своей жизни философ убедился в том, что все его научные теории и все подробное изложение науки социологии ничего не изменит в реальной жизни. Ведь не в каждом человеке заложено понимание социологических знаний и помимо этого, не все ученые смогут придти к общему единству в понимании науки.
Конт решил, что для мира просто необходим второй синтез теологии, как опора для духовности народов. Он размышляет и изучает другой вид социологии, которую описывает в своей книге «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию человечества» . Судя коротко по книге, автор убежден, что очень важную роль для жизни общества играет религия. На данной основе, у Конта проснулась в душе вера в Бога, но он решил заменить ее, на любовь ко всему человечеству.
Судя по всей философии Конта Огюста, разум человека очень контекстуален и способен принять любую реальность. Такая наука, как социология, должна быть очень важна для всего общества. В ней, каждый человек, должен видеть самое важное для себя и своей души. Для кого-то это будут просто интересные факты, а для кого-то смысл всей жизни. Для многих учения социологии будут и религией, и наукой, как выражается сам Конт «позитивной».
Если все будут заинтересованы наукой, то каждый ученый-социолог будет превозноситься. Все люди будут испытывать к нему доверие, сравнительно такое же, как в средних веках уважали церковь. На людей, которые идеально точно разбираются в социологии, будет возложена великая миссия – управление человечеством. Такие мысли и рассуждения Конта поддержали не многие ученые. Но к удивлению, по сей день прибегают к его исследованиям, опираясь на уже доказанные факты.
На закате своей жизни, Конт стал разрабатывать катехизис позитивной религии. Помимо этого, сам объявил себя первосвященником. Все идеи философа были довольно популярны в 19 веке, среди естествоиспытателей. Такой интерес был вызван благодаря работам Милля и Спенсера, которые обозначались как дух позитивной философии.

Крупнейший французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) является родоначальником философии позитивизма .

Закон трех стадий Конта – кратко

По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный . Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.

На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).

На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного . Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.

Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами , первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы , – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов .

Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.

Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840

Классификация наук Конта – кратко

Исследуя порядок, в котором науки совершили свой переход из одной стадии в другую, Огюст Конт пришел к своей замечательной классификации наук .

Рассматривая разные науки, можно, по мнению Конта, заметить, что они естественным образом располагаются в порядке возрастающей сложности при убывающей общности, так что каждая зависит от истин всех предшествующих ей наук, плюс те истины, которые принадлежат лишь ей самой .

Наука о числе (арифметика и алгебра ) есть наука, которая занимается явлениями наиболее простыми и наиболее общими. Её истины самые верные и зависят только от самих себя. Её можно изучать независимо от всякой другой науки. Она есть, следовательно, основная наука и, в некотором роде, первая философия. Затем следует геометрия , предполагающая законы числа – её можно изучать, не нуждаясь в предварительном знании какой-либо иной науки, кроме арифметики. Третье место занимает в классификации Конта рациональная механика , зависящая от науки о числе и от геометрии, к которым она прибавляет законы равновесия и движения. Истины алгебры и геометрии были бы даже тогда правильны, если бы законы механики были иными. Арифметика, алгебра, геометрия нисколько не зависят от механики, но последняя существенно зависит от наук числа и протяжения. Наука числа (арифметика и алгебра), геометрия и рациональная механика образуют вместе науку математики, науку всеобщую, единственное основание всякой естественной философии.

К математике примыкает астрономия , область которой Огюст Конт ограничивал планетами Солнечной системы. Истины астрономии зависят от истин арифметических, геометрических и механических, но сама она не оказывает на них никакого влияния, но присоединяет к ним группу новых фактов: факты тяготения.

За астрономией следует физика , зависящая не только от наук математических, но и от астрономии, так как земные явления испытывают влияние от движений земли и небесных тел. В состав физики классификация Конта включает барологию или науку o тяжести, переходную между астрономией и физикой, термологию или науку о теплоте, акустику , оптику и электрологию , связывающую физику и науку, непосредственно за нею следующую в лестнице нашего познания – химию .

К законам физики, особенно к законам термологии и электрологии, от которых она существенно зависит, химия прибавляет собственные законы.

Биология увеличивает законы предшествующих наук группой законов, свойственных только ей.

Наконец на вершине лестницы наук стоит, по философии Конта, социальная физика или социология , которая тоже зависит от всех предыдущих наук, но прибавляет к ним новые данные. В самом деле, законы жизни органической и животной, равно как и законы неорганической природы влияют на человеческое общество, действуя или прямо на жизнь, или определяя физические условия, в которых развивается общество.

К наукам, которые Конт в своей классификации называет абстрактными , примыкают науки конкретные . К физике и химии, абстрактным наукам, – минералогия, наука конкретная; к физиологии, абстрактной науке, – зоология и ботаника, науки конкретные. Конкретные науки, по Конту, рассматривают существующие создания и объекты, а абстрактные науки – общие законы явлений. Конкретные науки необходимо развиваются медленнее, нежели науки абстрактные, ибо они зависят от последних. Поэтому-то многие из них и существуют пока только в описательном виде.

Что касается абстрактных наук (математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии), то они по своей простоте быстрее переходят со стадии теологической к стадиям метафизической и позитивной. Чем сложнее та или иная наука, тем более затруднений для преодоления она представляет человеческому духу вообще и индивидууму в частности. Поэтому математика, самая простая наука в классификации Конта, уже почти тысячелетия представляет науку позитивную. Она никогда и не была теологической: никогда ни один разумный человек не обращался к божеству с молитвой о том, чтобы трижды три дало десять, или сумма двух углов в треугольнике была больше двух прямых. С самого начала поняли, что в этой области невозможно вмешательство чьей-либо воли, а существует лишь неизменный закон.

Не так было с астрономией. У неё был свой теологический фазис, когда небесные тела рассматривали то как божества, то как движимые волей богов, многих или одного, смотря по тому, была ли теология политеистическая или монотеистическая. У астрономии был и свой метафизический фазис, когда объясняли правильное движение небесных тел их стремлением к совершенству . Аристотель еще почти теолог в астрономии, Коперник и даже Кеплер еще метафизики, и только с Ньютона астрономия достигла позитивного фазиса. В наше время позитивная астрономия вошла и в народное сознание настолько, что хотя у Бога еще просят дождя или ясной погоды, но его никогда уже не просят остановить движение солнца или изменить небесные орбиты.

Дольше, чем наука о небесных телах, были теолого-метафизическими науками физика и химия, в которых допускалось наличие в природе скрытых качеств, отвращения, симпатии и прочих реализованных абстракций. Химия, бывшая до восемнадцатого века алхимией, стала позитивной только с Лавуазье . Физиология достигла позитивной степени ещё позже. Еще незадолго до времени Конта она была исполнена метафизики (анимизм Сталя , витализм , Шеллинг , Окен), и только с Биша начинается позитивная биология. Наконец, социология (моральные и политические науки), по мнению Конта, и в его эпоху еще не перешла границы, отделяющей метафизику от позитивизма. У многих мыслителей (де Местр , де Бональд , теократическая школа) она еще не перешла даже и теологической точки зрения. Правда, уже с XVII века были сделаны опыты политического позитивизма Гоббсом и Спинозой , которые рассуждают о человеке совершенно так же, как если бы дело шло о линиях, поверхностях, телах, но усилия их оставались без отклика. Восемнадцатый век и революция подготовили позитивную социальную науку, не построив ее, однако – и это намерен сделать Огюст Конт в своей философии позитивизма.

Политические и социальные идеи следуют друг за другом по определенному закону. Если мы познали этот закон, история перестает быть Хаосом, становится наукой в том же смысле, что физика и астрономия. Исторические факты следуют друг за другом и сцепляются с той же необходимостью, как и биологические феномены. Огюст Конт в своей философии настаивает на том фундаментальном понятии, признанном еще в семнадцатом веке Гоббсом и Спинозой, что исторические события, социологические феномены, подчинены, как и все прочее, определенным законам. Сверхъестественное вмешательство нисколько не участвует в развитии обществ.

Огюст Конт о позитивизме

Огюст Конт считает, что когда социальная мораль поднимется на степень позитивной науки, тогда совокупность наук – философия – тоже станет позитивной . Позитивная философия не есть отдельная наука – это есть синтез, систематическое упорядочение человеческого знания. Выйдя из наук, позитивная философия не имеет иного метода, кроме метода наук, т. е., опыта в соединении с индукцией. Она, кроме того, представляет философию в настоящем значении этого слова, так как её предмет – совокупность феноменов , вселенная . Работать над этой совокупностью, упорядочивать всю целость человеческого знания так, чтобы владеть всеми его нитями, сделать науки философскими, а философию научной, дать первым единство, которого им до сих пор недоставало, возвратить последней то обаяние, которое отняли у неё её недавние ложные шаги – такова в глазах Конта задача позитивизма.

Царство метафизики приходит к концу, и если серьезные мыслители теперь от неё отворачиваются, то это потому, что она никогда не была наукой и состояла, и в древности, и в новое время, лишь в беспрерывном создании гипотез, напрочь лишённых характера прочности. Системы, которые создала метафизика, не совпадают даже в самых основах своих концепций. История наук есть постоянный прогресс, где один раз добытое остается навсегда; в метафизике наоборот постоянные колебания, вечные перемены. Метафизика, без сомнения, имела свое историческое назначение, которое она с честью выполнила. В Греции она разрушила политеизм и заменила его монотеизмом. В христианском мире она была матерью ересей, мало-помалу поколебавших и перестроивших догматическую систему католицизма. Но роль эта, отрицательная и критическая, теперь исполнена, и бесплодность двухтысячелетних попыток метафизики, сравнительно с быстрыми и прочными успехами позитивных наук ясно показывает, по утверждению Конта, что она представляет лишь переходную форму в истории человеческого духа, которая завершится торжеством позитивизма.