Конспект по ознакомлению с природой в средней группе. Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Мои зеленые друзья Занятие ознакомление с природой в средней группе

Конспект по ознакомлению с природой в средней группе. Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Мои зеленые друзья Занятие ознакомление с природой в средней группе

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы.

«Цветочный город»

Цель:

1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.

2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.

3. Учить делать простейшие умозаключения и отвечать на вопросы, активизировать словарь.

4. Развивать познавательный интерес, наблюдательность; умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

5. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Предварительная работа:

Наблюдения за растениями на участке д /с, рассматривание гербария о цветах. Проведение д /и типа: «В магазине растений», «Разговор с семечком», подготовка почвы для посадки; чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»; чтение стихов о цветах.

Средства:

Письмо Феи Цветов, горшочек с семечком, кукла Феи Цветов, д/и «Собери цветок из частей» на каждого ребенка, наборное полотно с карточками об условиях развития растения; луковицы тюльпана на каждого ребенка; инструменты для трудовой деятельности.

Способы: Художественное слово, вопросы, психогимнастика, показ, поощрения.

Индивидуальная работа:

Во время посадки луковицы тюльпана активизировать речь Кирилла С, Миши Г, Матвея, в ответах на вопросы.

Сегодня в наш д/с пришло письмо. Ребятки! Хотите узнать, кто его прислал и что там написано?

«Дорогие ребята! Я хочу вас попросить мне помочь. Как? Об этом я расскажу, когда мы встретимся. Я живу в Цветочном городе. Попасть ко мне вы сможете с помощью волшебного цветка, которому надо сказать волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели».

Я жду вас. Фея Цветов.

Где же нам взять такой цветок? В горшочке, где мы посадили семечко.

Правильно, мы сажали волшебное семечко в землю. Посмотрите, оно взошло, и вырос прекрасный цветок! Таким он стал благодаря вам, вашей любви и заботе! Думаю нам пора спешить к Феи Цветов!

(под музыку дети попадают в Цветочный город.)

Мы очутились в Цветочном городе.

Как вы думаете, кто в нем живет? Цветы.

Ребята! Посмотрите! Все цветочки перепутались и непонятно какой цветок где растет! Давайте поможем Феи Цветов и посадим цветы вместе.

Д /и «Собери цветок из частей»

Дети собирают одуванчик, тюльпан, ромашку, подснежник.

Молодцы! Всех жителей Цветочного города отыскали и правильно посадили. Как же можно назвать их одним словом? Цветы

Ребята! А вы знаете, как нужно ухаживать за цветами? Без чего они не смогут расти и радовать нас?

Дети выкладывают на наборном полотне, что необходимо, чтобы цветы росли. (солнце, почва, тепло, вода, воздух, уход) .

Верно! Итак,

Солнце согревает растения, дает им тепло

Почва, где растут корни, обеспечивает растению питательные вещества

Вода поит цветок

Воздух нужен растениям, т. к. они живые, дышат

Необходим уход

Психогимнастика «Я растение»

(на фоне музыки звучит текст.)

Представь, что ты растение – малыш

Тебя посадили в черную землю.

Ты еще очень маленький росточек,

Совсем слабый, хрупкий, беззащитный

Но вот чьи- то добрые руки

Поливают тебя, вытирают пыль,

Рыхлят землю, чтобы твои корешки дышали.

Ты начинаешь расти.

Твоим лепесточки подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету!

Дети выполняют движения.

Дети садятся на корточки и закрываются руками

Дети медленно поднимаются

Воспитатель ходит и движениями показывает, как он ухаживает за ростками.

Дети встают и разводят руки в стороны.

Дети поднимают руки вверх к солнышку и покачиваются.

Тебе хорошо жить вместе с дружными, красивыми цветами.

Вам понравилось быть растениями? Почему?

За ними ухаживали, о нас заботились.

(входит Фея Цветов)

Фея: Здравствуйте ребята! Вы получили мое письмо? Я очень рада, что вы пришли мне на помощь. Я пригласила вас, чтобы вы помогли мне в одном очень трудном, но полезном деле. Скоро придет весна, а я не успеваю справляться с посадками цветов. Надеюсь на вашу помощь.

В: Вы знаете, как сажать семена? Ухаживать за ними? Мы подготовили горшочки с землей. Расскажите, как вы это делали?

Фея: А я прорастила луковицы тюльпанов. Возьмите их аккуратно и рассмотрите. Где корешки? Где вершки? Вы видите, появились первые росточки.

А как мы будем сажать луковицу? Насыпали землю в горшочек, сделали лунки, полили.

Фея: Вы все сделали, чтобы наши тюльпаны росли? Что забыли?

Корешками в лунку и присыпать сверху землей. (дети сажают) Не все. Полить, и поставить на окно, где солнце и тепло.

Ну вот, теперь действительно все. Вы мне очень помогли.

В: Ребята! Нам пора возвращаться в д/ с. Давайте воспользуемся лепестком, произнесем волшебные слова и очутимся в нашей группе.

Гузалия Сафаргалеева
«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в средней группе

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе ;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы : игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей

Оборудование :

Схемы живой и неживой природы ;

Картинки живой и неживой природы ;

Игрушка «Кукла» и ширма;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются) .

Сегодня мы с Вами поговорим о природе , послушайте стихотворение :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа ? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой .

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей) . Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой .

– Всю природу можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе .

Эмилия : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель : Разиль расскажет нам о неживой природе .

Разиль : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» .

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Воспитатель : Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы . Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны : тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух!

Воспитатель : Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель : Мы с ребятами говорим о природе . И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла : Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети : Нет, не видим.

Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети : Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель : Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель : Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети : Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воспитатель : Смотри, Кукла! Вывод : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла : А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель : А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель : Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети : Потому что он наполнился воздухом.

Кукла : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки : какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .

Дидактическая игра : «Тонет - не тонет» . (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель : Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель : Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .

Кукла : А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод : значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла : Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель : Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель : Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель : Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети : Да.

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Кукла : Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Воспитатель : Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла : Я тут! (дует) . Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель : И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

«Природа нашего края »

Цель :

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи :

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь ,а в наших домах? (душ).

В природе ветер ? (доме -вентилятор, кондиционер) .

В доме пол? (в природе – земля , почва).

В доме ковёр? (в природе- трава ).

В доме стены? (в природе- горы , деревья).

В домах потолок? (в природе- небо , космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц , нашего края вы знаете ?

Птиц , которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц , то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц . Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц , а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы :

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз :

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

« Природа нашего края »

Цель:

1 Развивать речь детей.

2 Формировать представление о взаимосвязях в природе.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у детей общее представление о лесе, о реке и ее обитателях.

2. Закрепить знание детей о видах деревьев, которые растут в нашем лесу.

3. Закрепить знание детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесах родного края.

4.Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитывающие:

1.Воспитывать любовь к природе.

2.Бережное отношение к природе и ко всему живому.

Интеграция образовательных областей:

познание,

коммуникация

социализация,

чтение художественной литературы,

безопасность,

здоровье,

Предварительная работа:

Беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с иллюстрациями диких животных,птиц, рыб; знакомство с информацией о пользе животных, птиц и растительности нашего края.

Наблюдение на прогулке;

Подбор дидактических игр;

Загадывание загадок.

Материалы к занятию:

Иллюстрации «Дикие животные нашего края», иллюстрации « Речная рыба нашего края»,иллюстрации «Птицы нашего края»,цветные шарики по количеству детей, аудиозапись « голоса птиц» , «Речка быстрая» в исп. В.Толкуновой, слайды с изображением речных и природных пейзажей, силуэтные изображения животных, картинки с изображением детенышей диких животных.

Ход занятия.

Словно крыша над землёю

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки, и леса.

И дома, машины, лодки.

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

Воспитатель:

Ребята, каждый из нас живёт в доме со стенами, потолком, полом - это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог, попадаем в другой дом. Этот дом - Природа .

Как вы думаете, можем ли мы прожить без природы ? (ответы: нет, без воды, без солнца, без растений, животных).

А в группе у нас есть природа (да- растения воздух, солнечные лучи).

От чего в доме бывает светло (лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе ? (солнце).

В природе идёт дождь,а в наших домах? (душ).

В природ е ветер? (доме -вентилятор, кондиционер ) .

В доме пол? (в природе – земля, почва).

В доме ковёр? (в природе- трава).

В доме стены? (в природе - горы, деревья).

В домах потолок? (в природе - небо, космос).

Воспитатель:

Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться на экскурсию в лес. Как вы думаете, на чём мы с вами можем отправиться в это путешествие?

Дети: На автобусе, паровозе, велосипеде и. т. д

Воспитатель:

А я хочу предложить вам совершить путешествие с помощью воздушных шариков. Взяли в руки тот шарик, который вам больше нравится по цвету. Шарики волшебные нас поднимут в небо, когда вы правильно отгадаете загадки.

Загадки:

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый серый и косой,

Кто он такой?

(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это

(Белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это?

(Лиса)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…

(Лось).

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно грузди он искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был …

(Кабан).

Под соснами,под елками

Лежит мешок с иголками. (Ёж).(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

Дети: О животных.

Воспитатель: А о каких животных?

Дети: Диких.

Воспитатель: А где живут дикие животные?

Дети: В лесу.

Правильно все эти дикие животные обитают в наших лесах.(Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

А теперь шарики готовы. Раз, два, три- полетели.

Под музыку дети имитируют полёт в небо.

(Звучит куплет песни «Речка быстрая»).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это за водоем? Это- река наша, Волга(слайды).

Она самая крупная на земле и самая длинная в Европе. В народе Волгу ласково называют «Волга – Матушка», «Волга- Кормилица».

Давайте с вами посмотрим, какие рыбы обитают в нашей реке? (картинки с изображением рыб).

Ребята мы с вами познакомились с рекой Волгой, которая протекает в нашем городе Балаково. А теперь мы с вами отправимся дальше –полетели!

Посмотрите, вот он лес, полон сказок и чудес (слайды)

Давайте здесь остановимся.

Дидактическая игра «Деревья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много деревьев в лесу. Назовите те деревья, которые вы знаете.

Дети: Дуб, сосны, ёлки, берёзы, осины, ольха.

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены деревья. Дети рассматривают и называют те деревья, которые знают. Воспитатель предлагает составить небольшой рассказ о том, как деревья меняются в разное время года.

Дидактическая игра «От какого дерева листочек» (воспитатель использует картинки с разными листочками).

Дети используют слова: берёзовый, тополиный, ивовый, еловые и сосновые иголки)

Воспитатель:

Можно ли ломать веточки? Почему?

Какое дерево очищает воздух? (тополь)

Какое дерево нам помогает легко дышать? (ель, сосна)

Воспитатель: правильно, деревья нужны не только животным, но и они помогают людям.(слайды)

Воспитатель: А как живётся зверям в лесу? Вы знаете, что у каждого животного есть свое жилище?

Дидактическая игра «Кто, где живёт? (карточки с картинками).

Танец- имитация . «Детишки – зверюшки».

Дети по музыку танцуют и изображают разных животных.

Дидактическая игра «Назови, кто спрятался»

Воспитатель: Уже темнеет. Вот- вот ночь наступит. Никого не стало видно. Одни лишь силуэты. На ватмане контуры диких животных, которые наложены друг на друга. Отгадайте, какие животные уснули на полянке? Дети называют животных.

Дидактическая игра «Назови детёныша».

Взошла луна. Животные вышли на полянку и перепутали своих детёнышей. Давайте назовём их.

У лисы- лисёнок

У волчицы – волчонок.

У зайчихи- зайчонок.

У медведя- медвежонок и.т.д.

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка.(Присесть).

Два – прыжок.(Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики).

А лисята как проснутся,(Потереть кулачком глаза).

Любят долго потянуться,(Потянуться).

Обязательно зевнуть, (Повороты туловища).

Рыжим хвостиком вильнуть.(Движения бедрами вправо-влево).

А волчата спинку выгнуть (Наклон вперед).

И легонечко подпрыгнуть.(Прыжок вверх).

Ну а Мишка косолапый,(Согнуть руки в локтях).

Широко расставив лапы,(Ноги на ширине плеч).

То двумя, то всеми вместе(Переступание с ноги на ногу).

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны.)

Начинает все сначала.

Воспитатель: Ребята,а вы знаете,что лес является домом не только для зверей, но и для птиц. А для чего нужны птицы ?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких птиц, нашего края вы знаете?

Птиц, которые селятся в лесах и на водоемах Саратовской области?

Дети: дятел, галка, сорока, дрозд, воробей, синица и др.

Воспитатель:

Как тихо вокруг нас стало

Шуметь природа устала

Ребята и те присмирели

Слышны только птичьи трели

Кто песню споёт,

Нужно вам отгадать –

Воспитатель: Раз вы знаете так много птиц, то наверняка справитесь со следующим заданием. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птиц, а что-то другое вы сразу должны поправить меня (громко хлопать).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи (дети хлопают)

Что не правильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны (дети хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи (дети хлопают)

Прилетели птицы:

голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижи!(слайды)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ребята,а как нужно себя вести в лесу?

Дети перечисляют правила поведения в лесу.

Гимнастика для глаз:

Сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Только совушка-сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

Воспитатель:

Какие вы молодцы и деревья назвали, и птиц знаете. А что еще растёт в наших лесах? Правильно, много цветов. Вот здесь лежат разрезные картинки, собрав их, узнаете, какие цветы растут на опушках и полянках нашего леса.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

По окончании работы воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой природы города Балаково в разные времена года (слайды).

Рефлексия

Вместе с детьми делаю вывод, что природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь, природа в нашей местности действительно чудесная. Родной край – самое дорогое место для нас. Здесь мы родились и живем, здесь наши друзья.

Используемая литература:

1.Чтение энциклопедической литературы о диких животных, птицах Москва Росмэн 2009,

2.География Саратовской области.Саратов1997,

3.Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»


Наталья Асанова
Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа)

«Мы - друзья природы

Цель :

Воспитывать бережное отношение к природе .

Задачи :

Образовательные :

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.

Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.

Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.

Развивающие :

Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные :

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.

Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .

Предварительная работа :

Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;

Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?

- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)

“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”

Ну что ребята, поможем Лесовичку?

Вы дружные? Вы смелые?

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .

-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.

Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!

Слайд 3.(Полянка)

Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

1задание.

Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)

Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)

Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .

А сейчас какой период? (Поздний) .

Молодцы! Справились с 1 заданием.

Появляется первый лучик в лесу.

2 задание.

В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)

Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)

Как вы думаете, дерево живое? (Да.)

Почему? (Оно растет, дышит, питается.)

Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.

Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)

Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)

Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)

Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.

Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя

На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия

Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.

Слайд 7 (Ива) -Ксюша

Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша

Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу) . Слайд 10.(Правило)

Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.

3 задание.

Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .

Слайд 13.(Животные)

Почему их называют дикими?

Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.

Слайд 14. (Медведь)

«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья

Слайд15.(Белка)

«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня

Слайд 16.(Ежик)

«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина

Слайд 17. (Волк)

«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима

Слайд 18.(Заяц)

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор

Слайд 19. (Лиса)

«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника

Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)

Появляется 3 лучик.

Физкультминутка.

4задание.

Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)

Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой.

Назови его скорей!

Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)

Черная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри -

Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)

Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?

Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)

Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.

Слайд 27. (Правило)

Молодцы!

Появляется 4 лучик.

5 задание.

Слайд 28. (Правила)

Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.

Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.

5 лучиков и появилось Солнышко

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

Воспитатель :

Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.

Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: закрепить знания детей 4-5 лет о диких животных средней полосы России и Севера (лиса, заяц, белка, медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни в зимний период.

Задачи:

  • Расширять кругозор, развивать интерес к диким животным (лиса, заяц, белка, медведь);
  • воспитывать любовь к живой природе, вызвать желание заботиться о животных леса.

Оборудование:

  • картины с изображением диких животных зимой;
  • выставка художественной литературы о животных леса;
  • компьютерная презентация (интерактивная игра) «Зимняя песня леса»;
  • проектор, ноутбук, аудиозапись песни «Кабы не было зимы», синий воздушный шарик, «письмо от старичка-Лесовичка» (звуковое), игрушка старичок-Лесовичок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных, книги. В группу влетает синий воздушный шарик с привязанной на ниточке открыткой (письмом). Дети ловят шарик. Воспитатель читает письмо, включается проектор):

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут старичок-Лесовичок. Слыхали о таком?
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу, во время которой вы узнаете как проводят зиму лесные жители. Вы готовы? Тогда вперед!
Но сначала я хочу, чтобы вы отгадали мои лесные загадки.

II. Отгадывание загадок.

Первая загадка.

Ловко прячется в норе,
Любит шарить во дворе!
Схватит куру – и в леса!
И зовут ее…

Дети: Лиса!

Появляется слайд с загадкой и изображением лисы.

Вторая загадка.

Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.

Дети: Это заяц!

Появляется слайд с загадкой и изображением зайца.

Третья загадка.

Рыжий маленький зверек.
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле.

Дети: Это белка!

Появляется слайд с загадкой и изображением белки.

Четвертая загадка.

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет?

Появляется слайд с загадкой и изображением медведя.

III. Динамическая пауза.

Появляется старичок-Лесовичок (игрушка): Молодцы! Вы отгадали все мои загадки! А теперь настало время познакомить вас с моими друзьями – лесными жителями.

По «мосту» (из скамеек) дети за старичком-Лесовичком идут в «лес»:

Очень страшен этот мост.
Переход совсем непрост:
Зазеваешься, слетишь
И ребят всех насмешишь.

Динамическая пауза «Как живешь?»

– Как живешь?
– Вот так!
– Как бежишь?
– Вот так!
– Как плывешь?
– Вот так!
– Ждешь обед?
– Вот так!
– Машешь вслед?
– Вот так!
– Как шалишь?
– Вот так!
– А как спишь?
– Вот так!

IV. Знакомство с жизнью диких животных (лисы, зайца, белки, медведя) в зимний период времени.

Старичок-Лесовичок обращает внимание детей на слайд с изображением лисы и говорит:

Ребята, у меня есть помощники. Это ребята подготовительной к школе группы. Они большие знатоки диких животных и природы. Сейчас они расскажут вам о жителях леса.

Ребенок 1: Лиса – представитель семейства псовых. Самый близкий ее родственник – собака. Существуют множества видов этих животных. Основное место их обитания – лес. Свое логовище она устраивает, роя глубокую нору с несколькими выходами, которая помещается под камнями, между корнями больших деревьев или в других удобных местах. У лис удлиненное тело и вытянутая мордочка. Ноги у нее короткие, а хвост очень длинный и пушистый. Окрас шерсти бывает от бурого до светло-оранжевого оттенка. Зубы у лисы такие же как у собаки, но острее. Добыча лисицы состоит из разных животных, начиная от молодой косули и заканчивая майским жуком, но чаще всего она поедает различных мышей. Лисица охотнее всего отправляется за добычей по ночам, но в ненаселенных и спокойных местах охотится и днем.

Ребенок 2: Зайцам больше всего по нраву луга, поля, заросли кустарника и леса. Заяц имеет удлиненное тело, длинные уши, передние лапы его короткие, а задние большие, длинные – это помогает ему быстро бегать и далеко прыгать. У зайца острый слух, поэтому он может спастись от нападения хищников. Шерсть зайцев имеет разные оттенки коричневого, бурого, рыжего и серого цветов. Зимой она меняет цвет на белый, что помогает зайцам маскироваться. Питаются эти животные травянистыми растениями, овощами, подземными грибами, иногда ягодами.

Воспитатель: Ребята, холодно зимой в лесу. Я предлагаю немного погреться. А как же мы греться будем?

Дети: Можно костер развести, найти избушку лесника. А можно поиграть в подвижные игры.

Воспитатель: А какие подвижные игры про диких животных вы знаете?

Дети: «Медведь «(Как-то мы в лесу гуляли…), «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

V. Подвижная игра.

Дети выбирают любую из названных игр. Например, «Хитрая лиса».

(Дети стоят по кругу, закрыв глаза. Воспитатель касанием руки выбирает «хитрую лису», затем предлагает детям открыть глаза. Дети зовут: «Хитрая лиса, где ты?» Ребенок, выбранный воспитателем, говорит: «А вот и я – хитрая лиса!»

Дети, позвавшие хитрую лису, разбегаются по площадке. «Лиса» догоняет детей. Игра проводится по принципу игры «Ловишка»).

Появляется слайд с изображением белки.

Ребенок 3: Белка является мелким грызуном. Она имеет удлиненное тело и ушки, так же пушистый хвост. Окрас ее бурый, иногда серый. Живут они в дуплах деревьев. Белки питаются растительностью. На зиму запасаются орехами, грибами. Иногда белки считаются вредителями, так как могут грызть все что можно и нельзя; их зубы всегда острые.

Появляется слайд с изображением медведя.

Ребенок 4: Медведь – крупный зверь, может питаться разной едой. Некоторые предпочитают растительную пищу, а некоторые – животную. Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а так же отличное обоняние и слух. Они охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь. Обитают медведи в разных местах – лесах, степях, горах и даже в арктических льдах. Зимой впадают в спячку. Место долгого сна называют берлогой. В это время они живут за счет накопленного ими жира.

VI. Рефлексия – итог занятия.

Воспитатель: С какими животными мы сегодня встретились в лесу? Что нового вы узнали про каждого лесного жителя?

Ответы детей.

Старичок-лесовичок: Что ж, ребята, пришло время прощаться! Я очень рад, что вы узнали много нового о лесных жителях. Встретимся с вами в следующий раз. До свидания! Пора вам возвращаться в детский сад. А чтобы вы быстрее добрались, я дарю вам лыжи!

Дети на «лыжах» возвращаются в детский сад из «леса» под песенку «Кабы не было зимы».