Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки, и буква Д. Конспект урока по обучению грамоте План урока чтения с буквой д

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки, и буква Д. Конспект урока по обучению грамоте План урока чтения с буквой д
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки, и буква Д. Конспект урока по обучению грамоте План урока чтения с буквой д

Звуки [д, д, ]. Буквы Дд.

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели урока

    Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

    Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.

    Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

    Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

На экране изображены 2 группы предметов.

Демонстрируется слайд №2.

В первой группе:

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)

Во второй группе:

Слайд №2

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, машина, малина.)

С помощью чего вы называли изображённые предметы? (С помощью слова.)

Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.)

Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)

Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога, по 6 звуков, оканчиваются на гласный звук).

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д, ], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д, ] и буква, которая их обозначает».)

Демонстрируется слайд №3.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д, ], буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

Где живёт дятел? (На дереве.)

Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.

Что строит дятел? (Дупло.)

Демонстрация слайда №5: дупло.

Слайд №4

Слайд №5

Демонстрируется слайд № 6.

Слайд №6

На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д, ].)

Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

    Реализация принципа деятельности.

    Формирование мотивации учения и обучения.

    Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.

    Психологический комфорт в учебном коллективе.

    Единство воспитания и обучения.

    Реализация субъект – субъектных отношений.

    Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Слайд №7

Демонстрируется слайд № 8.

дятел

дом

дерево

дупло

Слайд №8

На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:

Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)

Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии встречаются звуки [д, д, ], изображаете его содержание соответствующими движениями.

С этой формой проведения физкультминутки дети уже знакомы, поэтому учитель не объясняет методику ее проведения.

1) Подъём – 7 ч 30 мин. (Встают из-за парт.)

2) Водные процедуры – 7 ч 40 мин. (Имитируют умывание.)

3) Завтрак – 8 ч. [д, д, ].)

4) Занятия в школе – до 12 ч 10 мин. (Изображают занятия в школе.)

5) Обед – 13 ч. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

6) Прогулка – полтора часа. (Движения не выполняют, так как в этом слове нет звуков [д, д, ].)

7) Ужин – в 19 ч. (Движениями показывают, что они ужинают.)

8) Подготовка ко сну – 21 ч. (Движениями показывают, что собираются спать.)

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д, ].)

Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новую букву, то хлопаете в ладоши, если нет, то качаете головой.

Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.)

Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Демонстрируется слайд №9.

Слайд №9

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)

Демонстрируется слайд №10.

Слайд 10

Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная.

V . Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.

Цели.

    Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.

    Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.

Работа по учебнику «Моя любимый букварь», с.

даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

Прочитайте слова в столбиках.

Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

1 столбик

дама

дума

душа

дышит

Прочитайте слова, где все звуки звонкие. (Дама, дума – звонкие.)

Прочитайте слова, где есть опасное место. Почему? (Дышит. Жи- и ши- пишется с буквой и.)

2 столбик

дом

домик

дол

долина

– Прочитайте слово с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет. (Дом.)

Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. (Домик.)

Какая часть слова делает предмет маленьким, выделите его. (Суффикс – ик-.)

3 столбик

дым

дымок

дыра

дырка

Прочитайте слова с корнями – дыр-; – дым-. (Дыра, дырка; дым, дымок.)

Выделите корень.

Как называются эти слова? (Однокоренные.)

4 столбик

дар

дарит

подарит

подарок

Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

Что вы заметили? (В этом столбике все слова однокоренные.)

Выделите корень в этих словах. (Корень –дар-.)

5 столбик

ладони

ладошки

ладушки

оладушки

Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму.

Гимнастика для глаз

Цель. Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.

Это текст или отдельные предложения? (Это текст, так как предложения связаны по смыслу, объединяет общая тема.)

Почему перед текстом стоит вопросительный знак? (Нет названия.)

Давайте его озаглавим. («Наш дом».)

Прочитайте выделенные слова. (Над, у, на, у, к, у.)

Как называются выделенные слова? (Предлоги.)

Понаблюдайте за предлогами. Что вы заметили интересного? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок»

Учебник «Моя любимая Азбука», с.95.

Демонстрируется слайд №11.

На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.

дымок

труба

всё-всё увидеть

растаял

Слайд №11

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

Прочитайте про себя текст «Дымок».

Задания 3-ой и 2-ей группам (плохо и средне читающим детям)

Найдите в тексте «Дымок» слова с новыми звуками. Подчёркните их. Определите, каким в подчеркнутых словах является новый звук: твёрдым или мягким?

Проверка выполнения заданий: 1-я группа читает вслух, а 2-я и 3-я группы слушают. Текст читается по предложениям с комментариями (комментируют все группы) . Ключевые слова по мере встречи с ними в тексте появляются на слайде №12.

1-е предложение. Над трубой появился белый дымок.

Представьте, какой был дымок? (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

Заметили ли вы, что автор оживил дымка ? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. – Постой, не спеши, - стала учить труба.

Какой вопрос можно задать, прочитав это предложение? (Почему стала его учить труба?)

Почему стала его учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома.)

4-е предложение. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть!

Каким был дымок? (Любознательным.)

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)

5-е предложение. Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся. 7-е предложение. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

Что он означает ? (При чтении нужно сделать небольшую паузу.)

Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

Что же случилось с Дымком? Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

Поразмышляйте , что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял?

А что об этом сказано в тексте? (Дети читают 8-е предложение.)

8-е предложение. – Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

Как вы думаете , куда плывут послушные дети? Мог ли быть с ними наш Дымок?

За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо»? (Обмен мнениями.)

VI. Итог урока.

Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.

Дети, что нового вы узнали на уроке ?

VII . Творческое домашнее задание.

    Нам не известно, какие путешествия и приключения ждали Дымка? Пофантазируйте. Нарисуйте.

    Расскажите, о чем вам мечтается, когда вы смотрите на облака?

Тема урока: Звуки [д] - [д , ]. Буквы «Д д».

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;

вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Сейчас у нас урок обучения грамоте.!

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Актуализация знаний.

Чтение с доски:

Ба баб

Бо боб

Бу буб

Бе беб

Бы быб

3.Знакомство с новыми звуками и буквой.

1.)-К нам на урок пришёл в гость

Сейчас прослушайте отрывок из сказки

Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»

Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)

Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

Называется (дуб)

На дубе сидит (дятел)

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Из тучки пошёл… (дождик).

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Какие первые звуки услышали в этих словах?

Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Звуки [д] - [д , ] обозначаются буквой Д

Вот так выглядит буква Д.

Послушайте стихотворения о букве.

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)

Помогите собрать букву.

У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.

2. Чтение слогов с буквой Д.

Откройте учебник стр.109.

Прочитаем слоги с новой буквой.

Да Ди

Ды Ду

До Де

3. Физ. минутка.

4. Чтение слов, предложений.

Закройте глаза и послушайте шум моря

Мы очутились на море.

Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза

Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).

Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.

Посмотрите, что за странные люди под водой?

Кто знает, кто это?

Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.

2. Чтение слов на стр.109.

Прочитаем слова в столбик.

Прочитаем текст

Откройте кассу букв и напечатайте слово.

Дом, Дима

4. Загадки. Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)


Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Итог урока.

- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.

Послушайте его.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не ленится-

На зарядку становится?

Чистить зубы, умываться,

Закалятся, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

Сними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай. К врачу тебе пора.

Понравился вам совет Доктора Айболита.

− Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

− Как вы сегодня поработали?

− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

− Что интересного было на уроке?


Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.

Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:

Для Оли (левша):

Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.

Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.

(На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.

Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!

Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».

Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»

Любовь Абрамова
Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д»

Конспект занятия .

Тема : Звук и буква «Д»

ЦЕЛЬ : Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма.

Задачи :

1. Формировать умения подбирать родственные слова.

2. Закрепить образ буквы «Д» .

3. Формировать навыки чтения и письма.

4. Закрепить знание правил орфографии. (правило написания предложения, слога «ши» , имён собственных)

5. Развивать навыки звуко-слогового анализа .

6. Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, слуховую память.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование : Магнитная, маркерная доска, наборное полотно; картинки 5 домов (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зелёный с колокольчиком, зелёный без колокольчика); тетради, раздаточные карточки для письма, ручки, большая и маленькая буква «Д» ; картинки : дым, душ, дубы, дуга, дупло, панда, радуга, заводы, схемы звуко -слогового анализа к ним; дед Буквоед и его помощники ; маркеры; символы родственных слов; изображения фей Фонетики и Графики.

I. Организационный момент.

Назовите любой согласный твёрдый звук .

II. Основная часть.

1) Введение в тему

Сегодня мы отправимся в страну феи Фонетики.

Кто живёт в этой стране? (гласные, согласные звуки )

Мы пойдём в гости к звуку «Д» . Но где его дом?

Посмотрите на карту.

Какие звуки живут в этом доме ? Как вы догадались? и т. д.

Действительно в этом доме живёт звук «Д» , потому что он согласный, твёрдый, звонкий.

2) Работа над родственными словами.

«Найди родственников слова «дом» .

Мы нашли с вами дом звука «Д» , чтобы войти в него нужно придумать родственные слова. (выставляются символы родственных слов и картинка дома)

Дом- домик-домишко-домище-домино-домашний-домовой-домовёнок-домосед-домохозяйка (уточнить значение слов)

Чем похожи все эти слова?

Дети повторяют слова все вместе.

3) Работа над фонематическим восприятием.

«Что лишнее?» .

В доме звука «Д» много разных предметов. Послушайте и скажите, что лишнее в доме звука «Д» ?

а) душ, полка, домино, дудочка Почему?

б) тапки, подушка, подарок, вода Почему?

4) Работа над звуко -слоговоговым анализом слов.

«Подбери к слову схему» .

Фея Фонетика просит вас отгадать её загадки.

Посмотрите, что это? (выставляются 4 схемы звуко-слогового анализа )

Затем на доске выставляются картинки. Логопед называет их : «Это дым, дубы, дупло, панда, радуга, душ, заводы, дуга.»

Найдите, какие слова к какой схеме подходят?

Дети должны подобрать схему для каждого слова и объяснить свой выбор.

III. Физкульминутка.

Логопед произносит звук , слог, слово. Дети поднимают руки вверх в виде круга на звук , на слог - держат 1 руку перед грудью, на слово - руки в стороны.

IV. Буква «Д»

1) Работа над зрительным восприятием.

«Найдите букву » .

Фея Графика прислала срочную телеграмму.

«Нужна ваша помощь. Дед Буквоед похитил букву… Помогите

Посмотрите, что лежит в мешке Буквоеда ? (в зашумлённом мешке большая и маленькая буква «Д» ) Дети выходят к доске и обводят букву указкой . (на доске выставляются буквы )

Давайте вернём большую и маленькую букву «Д» фее. Напишите большую и маленькую букву на карточке .

2) Работа над словом, чтение слов.

«Верните букву в слово » .

-Букву «Д» мы нашли вот она, большая и маленькая.

Давайте вернём её в слова. (1 ребёнок выходит к доске, вписывает букву и читает слово , затем читают все вместе)

«са…ы, …ыни, …аша, …анила, по…ушка, сол…ат, по…арок, лан. ыш» (сады, дыни, Даша, Данила, подушка, солдат, подарок, ландыш)

3) Работа над закреплением правил орфографии.

«Исправляем ошибки» .

У деда Буквоеда есть помощники . Вот они! Это Ошибкин, Помаркин и Кляксич.

Посмотрите, что они натворили с предложением. Фея Графика просит вас исправить ошибки и объяснить правила написания.

«у дашы дыни. данила стоит удома»

4) Работа в тетрадях.

Фея предлагает детям записать правильно написанные предложения в тетрадь.

«У Даши дыни. Данила стоит у дома.»

Фея благодарит детей за помощь.

V. Итог занятия .

У кого мы сегодня были в гостях?

Какой это звук ? Какие родственные слова мы находили?

Какую помощь вы оказали фее Графике? Какие правила орфографии вы вспомнили?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.

НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа села Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва

Конспект урока литературное чтение

(обучение грамоте)

1 класс

Тема: « Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Учитель: Хуваа Чечек Санышировна

Литературное чтение 1 класс

Тема:« Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д" ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами. Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальныеучебныедействия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать учебную задачу, извлекать необходимую информацию из текста и иллюстраций.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение) , определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные: дифференцировать звуки по твердости и мягкости [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные : осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая,индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал(карточки, схемы слов) , карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

1

Организационный момент

В школу мы пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаемвнимательно,
работаемстарательно.

Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку,

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2

3

4

Актуализация знаний

Игра

Характеристика звуков

Речевая разминка

подготовительная работа;

Открытие нового знания

формулирование темы и цели урока

создание проблемной ситуации

Знакомство с новыми звуками

[д], [ д/ ]

Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? (листья).

А это не просто листья, а они с секретом.

Давайте посмотрим, что за секрет? (листочки переворачиваются и на них появляются буквы)

У меня есть две корзинки, помогите мне разложить в них листочки с буквами.

Как вы считаете, почему мы будем раскладывать эти листочки в две корзинки?

(Потому, что в одной будут гласные звуки, а в другой - согласные)

Раскладывая буквы, вы должны назвать звук, который она обозначает.

(Дети показывают букву и называют звук)

Скажите, а листья, с какого дерева мы раскладывали в корзинки? (с дуба ) В процессе урока мы обязательно еще вернемся к такому могучему дереву.

А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Ученик. Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки?

ласные и согласные ).

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

( Ударные и безударные ).

Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие )

Приведите примеры с согласным звуком вначале слова и скажите, какой он твердый или мягкий.

Листок рефлексии. (Кто не ошибался и отвечал правильно, раскрасьте листик на дубе зеленым цветом, а у кого не все получилось - желтым)

А сейчас мы проведем с вами речевую разминку. (слайд)

Внимательно слушаем, как я четко проговорю слова, а вы повторите за мной.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

Ребята, кто был внимателен и может сказать, какой звук часто встречался у нас в речевой разминке? (новый звук [д] )

-Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

( Знакомство с новыми звуками и буквой Д)

Звуки [д], [ д/ ] и буква Д д. (слайд)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, будем исследовать эти звуки, охарактеризовать их.

Скажите, а для чего нам нужны эти знания и где могут пригодиться? (мы научимся читать слова с новым звуком,узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки). А на уроке письма научимся писать эту букву.

Алгоритм работы (на доске)

    Знакомство с новымизвуками

    Знакомс тво с новойбуквой

    Чтениеслогов и слов

    Работанадпредложение м

    Чтениетекста

- Помогите мне закончить предложения. На слайде появляется картинка.

Тут наш... (дом).

Из трубы идёт... (дым).

У дома растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

( Проговаривая каждое слово дети дают характеристику звуку [д], [ д/ ], используя карточки синяя - зеленая)

(Алгоритм определения мягкости согласного звука на доске)

Проверяем, как мы выполнили задание (слайд)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

работа в парах

со схемами, исследование звуков

Физкультминутка

знакомство с новой буквой

Отгадайте загадки (слайд)

1. Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Из него добротен сруб. Угадали? Это ( дуб)

дуб и покажите ее.

(

Проведем исследование нового звука .

Что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске)

2. Долго дерево долбил

Всех букашек истребил

Зря он времени не тратил

Длинноклювый пестрый … ( дятел)

Выберите схему соответствующую слову дятел и покажите ее.

( схема прикрепляется на доске)

Проведем исследование нового звука .

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный . При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий . Звук [д] может быть твердый или мягкий .)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Следим только глазками.

Выполняется упражнение для глаз.

На что похожа буква Д ? (слайд)

( карточка на доске )

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

(Указать на план работы: знакомство с новой буквой)

Звуки [д], [ д’ ] обозначаются буквой Д .

С какими буквами рядом стоит буква Д в алфавите?

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом исследования звуков .

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям.

6

Обводка по шаблону

самостоятельная работа

Обвести по шаблону букву Д печатную

Образец на доске (схема буквы)

Сначала, посмотрите, как правильно нужно выполнить задание.

(Учитель показывает на доске)

П равила просадки при письме (напомнить)

    Обвести по воздуху

    Обвести пальцем

    Обвести по шаблону по направлению стрелок.

Сравните, какая из букв написана правильно в соответствии с образцом?

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ,

анализировать свою работу, находить ошибки

7

Первичное закрепление

Работа с учебником

Азбукой

    рассматривание иллюстрации

    составление рассказа

    словарная работа

(ключевые слова на доске)

    чтение, анализтекста

    озаглавливание

Работа в парах

(чтение по одному, хором) с.105

Рассматривание иллюстрации «Клад найден» с.104

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

Чтение слов, записанных на доске. Анализ слов (водолазы, подводные, клад, морские, обитатели)

По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить

О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)

Давайте проверим предположение, прочитав текст с.105

Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

Где работают водолазы?

Кем работают папы Нади и Димы?

Что они делали на дне реки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем

- От чего зависит мягкость и твердость звуков [д], [ д’ ]

Продолжим работу в парах.

Правила работы в парах (назвать).

Послушайте внимательно задание, обсудите и договоритесь, как вы будете работать. Обязательно выслушайте друг друга.

Задание : - Посчитайте, сколько слов написано на карточке, прочитайте слова на карточках, которые у вас лежат на партах.

Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук Д – твердый, в каких – мягкий

(дети, Дима, дело, кактус, домик, дым)

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] ?

(От того, какая гласная буква стоит после них. Схема.)

Слова, в которых, звук д – твёрдый,обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий, зеленым цветом

Проверка . Чтение слов (слайд)

Кто догадался, какое слово лишнее, почему?

- Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

- Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

Мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] зависит от того, какая гласная буква стоит после них.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД :

о риентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения )

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок ,

анализировать свою работу

8

Итогурока

Наш урок подходит к завершению .

Какая была тема урока?

Какие цели ставили? Чему научились?

Кто достиг поставленных целей?

Посмотрите на ваш листок.

Каких листочков у вас больше?

Молодцы! (слайд)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные УУД: ориентировать ся в своей системе знаний