Когда были изобретены шахматы. Что такое шахматы и где их изобрели

Когда были изобретены шахматы. Что такое шахматы и где их изобрели
Когда были изобретены шахматы. Что такое шахматы и где их изобрели

Согласно одной легенде, шахматы были изобретены около 1000 г. до н.э. индийским математиком или брахманом (по другой версии), а может быть брахманом-математиком, который также изобрел математическое действие возведения в степень.

Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая, что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Далее шахматы стали проникать из Индии
в древний Иран (Персию) и этот процесс описывается в персидской книге 650-750 годов. Эта же книга в мельчайших подробностях описывает шахматную терминологию и названия и действия различных шахматных фигур. Упоминание игры в шахматы имеется также в поэмах Фирдуси, персидского поэта, жившего в 10 столетии н.э. В поэме описаны подарки, преподнесенные посланцами индийского раджи ко двору персидского шейха Чосроя I Ануширавана. Среди этих подарков, согласно поэме, была игра, изображающая сражение двух армий. После того, как персидская империя была завоевана арабами-мусульманами, игра в шахматы начала распространяться по цивилизованному миру.

Шахматы были завезены в страны Запада мусульманами, которые завоевали территории от Индии и Персии на Востоке до Испании на западе.

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает "четыре", а анга означает "отряд"). В персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави (среднеперсидском языке), которая носила название "Учебник шахмат". В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначения современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента - земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также, что слово шахматы произошло он персидского "король" (шах) и термин шахматы происходит от персидского "Король умер".

Есть и еще одна теория, которая доказывает, что в начале 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга (предположительно, от санскр. чатур - четыре и анга - часть). Именно эта игра с таким названием была прямым предком шатранжа, который возник на востоке и позже попал в Европу. Именно чатуранга имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного 11 века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги. Приведённые ниже правила игры - реконструкция, которая может не быть точной. Кроме того, правила чатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.

Игра основывалась на структуре индийской армии, состоявшей из 5 частей:
1. Пехота, представленная в игре линией пешек
2. Король и его советник (визирь) или генерал в центре
3. Боевые слоны в центре армии
4. Кавалерия, представленная в игре конями
5. Боевые колесницы, представленные ладьями (современное название)

Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100-200 ходов. Игра напоминала в некотором смысле бридж. Два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры - взять 2-х королей противника.

В Древней Индии пользовались большим признанием также "большие шахматы". На шахматной доске размером 12x12 сражалось 48 фигур. Каждый игрок имел 12 пешек, короля, птицу Аанца, крокодилов, жирафов, единорогов, львов и ладей.

Индия: ближайшие туры

Кто придумал шахматы? Где изобрели шахматы? Откуда произошли шахматы? А главное, когда появились шахматы? Пожалуй, в нашем веке эти вопросы до сих пор остаются открытыми и неизведанными для нас. В данной статье мы постараемся подробно рассказать Вам об истории происхождения шахмат, ориентируясь на гипотезы учёных и информацию, добытую из древних источников.

Рождение шахмат

Прародиной шахмат является, древнее восточное государство, Индия, ставшая в конце VI века нашей эры основателем общепризнанного развлечения - чатуранга . «Что такое чатуранга?», - спросите Вы. Чатуранга представляла собой доску, состоящую из 64-х клеток и комплекта фигур: одна колесница (ратха), один боевой слон (хасти), одна конница, либо всадник (ашва), четыре пеших солдата (падати) и один король (раджа). Если взглянуть на них, то можно сказать, что они чем-то похожи на нынешние шахматные фигуры.

Первым письменным документом, свидетельствующим о чатуранге, является роман «Харчашарита», который был написан на древнем литературном языке Индии (санскрите). Он был сотворён поэтом, служащим при дворе короля, Харши Баной, живший приблизительно в середине VII века нашей эры. В данном произведении автор подчёркивает социальное положение большинства мирных жителей: всюду коррупция, казни за виновное деяния и лишь единицы занимаются изучением, познанием чатуранги, развиваясь при этом всесторонне. Помимо этого существует ещё один интересный исторический документ как «Чатранг-Намак», составленный на среднеперсидском языке и повествующий о том, как чатуранга (чатранг) проникла в Персидское государство во времена царствования Хосрова I. При этом Арабское историческое сообщество в большей мере склоняются в том, что, действительно: шахматы берут своё начало в северной части полуострова Индостан и потом просочились сквозь торговые пути, караваны на Ближний Восток.

Большинство арабских историков, основываясь на различных сведениях и фактах, считает, что легенда о человеке, который придумал шахматы, может носить в себе и действительный характер. Та самая легенда имеет следующее содержание: Однажды в королевский двор пришёл незнакомец, который держал в руках какую-то заманчивую, вырезанную точно из дерева доску. Ему удалось пройти к самому правителю, предложив поразмыслить над задачей: «Какое количество зёрен должно получиться на всей поверхности доски, если на последующей ячейке это число увеличивалось бы в двойном размере?». В случае неудачи глава государства должен был выдать проходимцу то количество злаковых культур, сколько вышло в итоге задачи. Спустя время монарху стало понятно, что такого числа зёрен на свете попросту не существует (оно примерно равняется 18,5 секстильонам штук). Учёные предполагают, что того самого проходимца звали Сассой, либо Сиссой бен Дахиром. В любом случае тот, кто догадался изобрести столь необычную, сложную, логическую игру, считается гением, в исчерпывающем его смысле.

Что касается механики и алгоритма действий в чатуранге, мы будем опираться на информацию, добытую из трактата «Кавьяланкара», написанного индийским мыслителем Рудратой в IX веке нашей эры. В данном произведении предлагаются возможные варианты прохождения всего поля доски одни конём, ладьёй (колесницей), либо слоном. Направление движения по игровому полю у ладьи и коня были аналогичны нынешним фигурам, при этом слон с большей вероятностью мог передвигаться на 1 клетку по диагонали во всех четырёх направлениях и на 1 клетку вперёд. Впрочем, досконального свода правил игры в чатурангу не существует, но с каждым годом предпринимаются всё новые и новые попытки обнаружения какой-либо информации о чатуранге.

Путешествие шахмат

I. Шатрандж


На одном месте шахматы долго задерживаться не стали: после того, как Персия оказалась под покровительством Арабского халифата в середине VII века, игра «чатранг» была переименована в «шатрандж» . До наших дней сохранились документы, в которых прописаны основные правила шатранджа:

1. Игрок считался победителем, если он провёл мат, пат, либо ликвидировал все фигуры противника;

2. При этом ферзь мог ходить на 1 клетку по диагонали в любом из направлений, а слон - через 1 клетку по диагонали в любом направлении;

3. Отсутствовала рокировка (особый ход в игре, который позволял горизонтально передвигать короля, аналогичного по цвету, в сторону ладьи).

4. Арабские мастера шатранджа начинали партию с упорядочивания на своей половине доски всех имеющихся фигур.

Далее данное развлечение перекочёвывает в Монголию, где его называли «шатар», либо «хиашатар». Потом, спустя время, шатрандж попадает к такому славному иранскому народу как таджики, где уже игра приобретает название «шахмат», что означает на русский диалект «властитель повержен».

II. Поход в Азию

Следующим направлением шатранджа стала Юго-Восточная Азия, а именно Таиланд, Япония, Китай, Корея. Жители данного региона были удивлены такому нововведению, правилам, по которым играли в это развлечение, так как у них уже существовали свои «изюминки» в подобных играх:

1. Отсутствие рокировки как в Европе;

2. Перемещения фигурок совершаются на, сравнительно, малые дистанции.

Поэтому под влиянием своих специфических черт и тех, которые пришли извне, возникла китайская игра «сянци» (слева), от которой в дальнейшем изобрели корейскую игру «чанги» (справа). Оба игрища неповторимы в своём дизайне и алгоритме действий, что является их основной отличительной чертой от других настольных игр:

1. Вариант размещения фигур на доске. Вместо клеток (полей) так называемые «пункты» - точки с пересекающимися на них линиями доски. На этих точках размещаются фигурки. Доска разделена на девяноста пунктов.

2. В Вашей армии прибавлена новая фигура «пушка», позволяющая атаковать по фигурам соперника путём перепрыгивания через них.

3. Присутствуют фигуры с определённым радиусом воздействия, т.е. их ход возможен лишь в пределах конкретной части доски.

4. В данных играх слон и конь не «перепрыгают» через клетки со стоящими на них фигурками, подобно шатранджу, а перемещаются в плоскости самой доски.

Помимо этого, позднее возникли таиландские шахматы «макрук», в большей степени похожие по своему алгоритму игры на чатурангу. Они отличаются тем, что ладья совершает ход как в шатрандже, а слон - как в чатуранге.

Но на этом не останавливается развитие шатранджа (шахмат) в юго-восточном регионе: его завершающим компонентом является японская игра «сёги» , которая считается предположительным родственником сянци и макрук. Особенности сёги:

1. Игровая доска стала буквальнее, то есть проста на глаз.

2. Игра поимела от западных капиталистов некоторые качества, тем самым став более похоже на европейскую модель: фигурки помещаются на клетки, а не на те самые пункты, поле расширилось до 9-и полей в длину и 9-и в ширину; близкородственно к макруку по изначальным положениям и ходам определённых фигурок.

3. В сёги, так же как и в макруке, наблюдается превращение. Что такое «превращение»? Превращение - это процесс, в котором плоская разрисованная фишка доходит до 1-й из 3-х крайних горизонтальных линий, при этом переворачиваясь и меняя свой рисунок на знак, говорящий о том, что Вы «перевоплотились». А далее перед нами открывается одна очень крутая способность: захваченные Вами фигурки противника имеют право быть выставленными вместо Вашего хода на любые клетки доски в качестве своих (Ваших). Именно по этой причине в данной игре все фигуры принимают 1 цвет, а, что касается их постановки, то они ставятся острым концом в направление оппонента.

III. Новинка в Европе

Поскольку Пиренейский полуостров (нынешняя территория Испании и Португалии) когда-то принадлежал могущественному Арабскому халифату, соответственно и те традиции, обычаи, культурное наследие и достопримечательности стали основой последующего приобретения популярности в Европе.

Главным историком шахмат XIX века считался английский математик Марри Гарольд Джеймс Русвен Мэррей. Интерес к истории происхождения шахмат возник у него в 1893-м году. Тогда ему удалось добыть завещания графа Уржеля Эрменгола и графини Эрмезинды Каркассонской, что являлось, своего рода, первоначальным упоминанием о шахматах (XI век). Также Гарольд считает, что в шахматах ранней Европы существовало 2 обычая:

1. Набирающий высоту к Испании и хорошо знакомый в Англии (непосредственно из-за нормандских походов) и Франции. Для данной традиции было свойственно резервирование культурного наследия арабов, что выявлялось в шахматной номенклатуре: фигурка, которая находилась в непосредственной близи от короля, называлась «ферзь», а офицер назывался на старофранцузском диалекте «aufin», что напрямую свидетельствовало об арабском происхождении.

2. Закрепившийся в Италии, а спустя время в Германии, на Скандинавском полуострове. Данный обычай обзывают ещё и континентальным обычаем. Здесь шахматы рассматривались уже только в плане игры, поучающей нормам морали и дающей представление о государстве, только в маленьком формате: ферзь был переименован в королеву, а офицер (слон) в епископа. При этом в некоторых государствах наблюдались противоречия, ведь спустя время «королева» выдвинула назад слово «ферзь», а при превращении пешки на доске появляется фигурка королевы. Это явно вызвало волну негодования в Европе, и поэтому в таких странах были введены запреты на превращения, и «королева» называлась «девой», либо «женщиной».

В 1061-м году кардинал епископского сана, то есть старший по чину среди прочих кардиналов, Остии (субурбикарной епархии, относящийся к общей Римской епархии) Пётр Дамиани в своей очередной записке к папе Александру Второму (1061-1073) был недоволен поведением одного из флорентийских епископов - он злоупотреблял игрой в шахматы. С воззрения Петра, данное увлечение было эквивалентно запальчивому игрищу в кости. Гарольд Мэррей, английский историк шахмат, считает, что Дамиани многое знал про шахматы, в которых ход совершался за счёт броска кубиков, отсюда следует, что он мог уклониться от духовного табу путём игры в развлечение без костей. Если говорить о костях, то можно сказать, что они использовались в Европе в XI-XIV вв. в качестве дополнения к шахматам. Многократно предпринимались попытки полной ликвидации этого развлечения в слоях духовенства, но позднее шахматы закрепились в обществе и начали считаться увлечением высокообразованных слоёв.

Одним из самых богатых источников по истории возникновения шахмат в Европе считается «трактат Альфонса Мудрого», написанный в 1283-м г. при короле Кастилии и Леона, Альфонсе Десятом. В данном документе прописаны основополагающие нормы игры в шахматы, в большей мере унаследованные от шантранджа, а также в нём рассказывается о немногих нововведениях, например:

1. Ферзь и пешка имеют возможность совершить «скачок» на 2 клетки, а не на одну (что касается пешек, то это правило действительно в наши дни).

2. Заданное разрешение на «скачок» могло быть лишь у ферзя, который прошёл превращение при том условии, если он уже сошёл с шахматной доски.

Тем временем, в северной части Италии создаётся труд церковнослужителя Якобуса Цессолеса « Об обычаях людей простых и знатных», гласящий о том, что тот самый «скачок» может быть использован королём, либо королём вместе с ферзём уже на первом ходу игры. Помимо этого Якобус рассказывает, что пат равноценен ничье, а король, который оказался полностью в осаде у одного из оппонентов, то есть «голым», не утверждает автоматическое поражение.

Большую роль в распространении шахмат по Европе сыграли скандинавские воины-мореходы, именуемые викингами. С эпохой их морских походов историки объединяют, пожалуй, самый популярный шахматный комплекс, найденный в 1831-м году на острове Льюис, что неподалёку от Шотландии. При этом доскональное время и место сотворения семидесяти восьми фигур, которые выдолблены из моржового бивня и китового зуба, неведомо, однако, опираясь на гипотезы, можно предположить, что они были созданы в Тронхейме (на данный момент является третьим по населению городом в Норвегии) во второй половине XII века.

В Восточной Римской империи (395-1453) шахматы «затрикион» взяли своё начало приблизительно в IX веке, после вытеснения шатранджа из повседневного вида развлечений. Играли в них, как датируется в джокументах, на круглых досках. И опять же в этом государстве наблюдались притеснения данной игры со стороны духовенства.

И вот наконец-то мы добрались до нашей Руси: опираясь на исторические документы, можно предположить, что слово «шахматы» возникло, примерно в XIII веке, однако существуют находки, демонстрирующие шахматы, сделанные в XI-XII вв. «Это - да, но каким образом шахматы, возникшие в Азии, дошли до границ Руси?» Всё очень просто: Русь в целом имела статус вовсе не консервативного государства, то есть славяне были только рады завести какие-либо новые знакомства, следовательно, налаживая при этом торговые пути. Блестящим примером таких торговых путей может послужить содружествоРуси и Арабского халифата, где был популярен шатрандж. Соответственно, данная игра была способна проникнуть на Русь или через западное побережье Каспийского моря, прямиком из Персии или Хазарского каганата или из среднеазиатских земель через Хорезм - развитый цивилизованный на тот момент регион, сквозь который просачивались основные поставки сырья из Азии в Европу.

Казалось бы, теми самыми документами на Руси должны были быть летописи, но - нет. Как считает Исаак Максович Линдер, советский и российский историк шахмат, такой поворот событий объясняется тем, что Русь могла унаследовать обычай порицания шахмат православной церковью в качестве запальчивого игрища от соседнего государства - Византии, так как летописи, в основном, писались духовенством. Городом, где были обнаружены пятьдесят восемь фигурок, датирующихся XII-XV веком, извлеченные из тридцати шести комплектов, является Великий Новгород, а именно Неревский раскоп - жилой квартал раннего Средневековья, который находился на северо-западе города; непосредственным участником этой операции в 1964-м году был сам Исаак Линдер.

В заключение можно сказать: История происхождения шахмат прошла очень длительный, сложный путь практического развития, преодолевая все трудности и препятствия со стороны духовенства. На данный момент нет ни одного континента, где бы они не побывали. В XXI веке игра в шахматы представляется нам, по большому счёту, скучным, не интересным занятием, хотя мы даже не догадываемся какие силы предков были вложены в них на протяжении тысячелетий. Как говорил легендарный Роберт Фишер: «Шахматы - это жизнь», поэтому, дорогие друзья, любите каждый прожитый момент, купив при этом наши шахматы!

  • Профессиональная литература
  • Предлагаю отвлечься от прямого соприкосновения с миром ИТ и обратить свое внимание на такую разновидность тренажеров для головного мозга как настольные игры.
    Сейчас во многих офисах специально проводят коллективные настольные игрища, которые помогают отвлечься от рутины (чем повысить производительность труда) и положительно влияют на налаживание хороших отношений в коллективе. В этой статье будет приведен краткий экскурс в историю возникновения одной из главных игр человечества - ШАХМАТ.
    В современном виде такая знаменитая и известная настольная игра как шахматы появилась не сразу. До знакомого всем варианта настольной игре пришлось пройти ряд изменений и форм. В настоящее время «шахматы» это целый класс игр.


    Некоторые из настольных игр этого класса являются самостоятельными, самобытными и значительно отличаются от современного представления шахмат.
    Помимо общеизвестных классических шахмат, существует большое количество других вариантов шахматной игры. Есть национальные варианты шахмат, например, распространённые в Южной Азии сянци, сёги, чанги, макрук. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры и/или необычные доски, так, известны варианты на больших по размеру досках, на круглых досках, с фигурами, объединяющими ходы коня и ладьи и/или коня и слона, с магараджей (фигура, объединяющая ходы ферзя и коня) вместо ферзя, гексагональные шахматы (играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников).
    Существуют шахматы для более чем двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя), управляющие каждый своим комплектом фигур, а также «командные» варианты шахмат, где игра ведётся команда на команду на одной или нескольких досках, причём на ход партии за одной доской влияют действия более чем одного игрока из каждой команды (например, шведские шахматы).


    Изобретением новых вариантов шахмат увлекались многие «шахматные композиторы», а также учёные, шахматисты-любители и профессионалы. Известны, например, шахматы Капабланки - на доске 10×8, с двумя новыми фигурами. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера, в них игра ведется по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях. В части вариантов правила сохранились неизменными (или минимально изменёнными), а изменена лишь начальная расстановка фигур. Кроме уже упомянутых шахмат Фишера и вольных шахмат, таковыми являются кингчесс и боевые шахматы.
    Согласно классификации Роберта Белла шахматы относятся к одноименной группе настольных игр и являются «военной игрой».
    В группе «Шахматы» можно выделить следующие игры:
    - шатуранга (чатуранга);
    - шатрандж;
    - круговые шахматы (разновидность шатранджа);
    - курьерские шахматы (еще одна разновидность шатранджа);
    - магараджа и сипаи;
    - китайские шахматы (сянци);
    - японские шахматы (сёги);
    - игра джунгли;
    - тибетские шахматы.
    Каждая из этих игр ведется, как правило, на квадратном поле, разделенном на квадраты и/или разлинованном в соответствии с требованиями правил игры.
    И так, приступим с рассмотрения игр прародителей ШАХМАТ. Обратимся к истории Древнего Востока.

    ШАТУРАНГА (ЧАТУРАНГА)

    В сельскохозяйственных районах Древней Индии среди населения в период созревания урожая была популярна игра ТААЯМ. В нее играли на квадратном поле, состоящем из 64 квадратов, которые размечались на простой земле. Сама по себе игра не относится к классу шахматных игр и представляла собой игру-преследование, в которой фигуры двигались против часовой стрелки по полю с целью скорейшего достижения центра поля. Кто из игроков первым выводил свои фигуры с поля, то и выигрывал.
    Приблизительно в 5 веке нашей эры на доске для игры ТААЯМ стали играть в новую игру, ШАТУРАНГУ, которая в миниатюре представляет собой битву четырех армий, каждая из которых управляется собственным командиром (в оригинале раджа) и состоит из четырех родов войск: пехота, кавалерия, боевые слоны и боевые лодки (думаю наше название этой фигуры «ладья» связано с этим).
    ШАТУРАНГА (в некоторых источниках - ЧАТУРАНГА) - древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Шатуранга - игра, распространённой на Востоке и позже попавшей в Европу, от которой и произошли современные шахматы.
    Название «шатуранга» переводится как «четырёх составная» и предположительно объясняется тем, что первоначально в нее играли вчетвером. Шатурангой в древней Индии называлось войско, состоявшее из боевых колесниц (ратха) и слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа).
    В игре участвовало четыре игрока, причем «битва» на игровом поле организовывалась между союзами игроков (игра «два на два»).
    Описание ШАТУРАНГИ присутствует в одном из ранних произведений на санскрите, «Бхавишиа пурана».
    В этом произведении ведется повествование о том, что один из правителей проиграл все свое имущество (включая собственную жену) в кости. После этого, он отправился к своему старому другу, чтобы овладеть тайнами игры в шатурангу, чтобы отыграться.
    В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений - трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание шатуранги. Кроме того, правила шатуранги наверняка имели местные варианты и, совершенно точно, изменялись со временем.
    Из-за малой подвижности фигур партия чатуранги длилась очень долго - 100 - 200 ходов.
    В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки. Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии - ряд пешек.

    Целью игры являлось условное уничтожение всей армии противника. Партия продолжалась до уничтожения всех фигур одной из сторон. В игре двух игроков победа также достигалась взятием вражеского короля. Не было таких понятий, как шах, мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой, кроме случая, когда противник мог взять вашу последнюю фигуру следующим ходом. Тогда объявлялась ничья. Кроме этого у ШАТУРАНГИ был ряд особенностей.
    Так, например, право «первого хода» определялось числом, выпавшим при бросании игрового дайса (прародитель современного игрового кубики с точками от 1 до 6). Игрок перед ходом бросал дайс и выпавшее значение указывало на фигуру, которой он должен сделать ход.
    Судя по историческим источникам, шатуранга была изобретена именно в Индии, где была игрой, в основном, интеллектуалов высших каст. Никаких сведений о проведении официальных соревнований в те времена не сохранилось. Не осталось и записей сыгранных партий. Шатуранга существовала в Индии до начала XX века и, по свидетельству бенгальского автора Рагхунанды (XV-XVI вв.), стала со временем называться «чатурраджа» - «игра четырёх королей».
    В VI или, возможно, в VII веке чатуранга попала в Китай, а также в Персию (Иран). В Китае вариант игры для двух игроков был существенно трансформирован, превратившись в итоге в китайские сянци. В странах арабского востока чатуранга в течение нескольких веков видоизменялась, сохраняя, впрочем, основные черты. В конечном итоге появилась игра-потомок - шатрандж, который впоследствии превратился в шахматы.
    Кроме того, ШАТУРАНГА изначально была азартной игрой. Перед началом игры все игроки ставили определенную сумму денег на кон. Выигрыш делился между победителями.
    Азартные игры были запрещены в ранние периоды индуисской культуры. Об этом сказану в девятой книге «Закона Ману»:
    «Пусть владыка накажет телесно по своему усмотрению как играющего, так и хозяина игрального заведения, даже если они имеют дело с неживыми предметами, такими, как кости или шатуранга, или с живыми существами, к примеру, бой петухов до крови и бой баранов».
    Игроки обошли требования данного закона отказавшись от дайса. После этого с игрой произошел еще ряд изменений:
    Первое, в игре произошло объединение сил союзников в единую армию. Игра преобразовалась в игру для двоих. В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) - аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией стал такой же, как и в современных шахматах.
    Второе, фигура раджи союзников после понижения до советника (визиря) потеряла часть своего «влияния» на игровой процесс.
    Третье, изменился способ передвижения по игровому полю фигур колесниц (ратха) и слонов (хасти).
    После введения таких преобразований игра перестала называться ШАТУРАНГА и превратилась в начальный вариант средневековых шахмат - ШАТРАНДЖ.

    ШАТРАНДЖ

    Шатрандж сформировался в VII - VIII веке на арабском Востоке, как изменённый вариант шатуранги, пришедшей из Индии.
    Поэт Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» рассказал о том, как шахматные игры появились в Персии:
    «Ко двору шаха Шосроеса I прибыло посольство от правителя Хинд. После обмена любезностями посол Хинд подарил шаху множества подарков, среди которых была удивительная клетчатая доска, на которой стояли причудливые резные фигуры. Посол предложил шаху и его мудрецам разобраться в правилах этой игры и тогда верховный правитель Хинда признает его своим верхоным правителем. Доску показали всем придворным и через сутки один из них (согласно поэме - Бузурджамихр) разгадал секрет этой игры. Правители Древней Индии признали свой вассалитет от Персии.
    Вероятнее всего сутки ушли на подкуп посла, чтобы выведать у него правила игры.
    В последующие годы ШАТРАНДЖ проникает по всему арабскому миру и в Византию.

    Уже в IX веке игра была исключительно популярна в Средней Азии. В шатрандж играли представители всех социальных слоёв. Существовали признанные мастера игры, имелась собственная иерархия классов игроков. Активно развивалась теория. Выходили книги, обучающие искусству шатранджа. Пользовались популярностью мансубы (задачи, главным образом на быстрый выигрыш комбинацией). Сохранились «шахматные легенды», в которых драматическая история (например, игрока, который ставил на кон что-то последнее, особенно дорогое, и оказывался в последней партии в положении, выглядящем безнадёжным) соединялась с задачей, решение которой обычно достигалось неожиданной и красивой комбинацией.
    Органический недостаток шатранджа - недостаток динамизма, особенно в дебюте, вызванный слабостью унаследованных от чатуранги фигур. В начале партии игроки могли длительное время делать ходы, не вступая в соприкосновение с противником. Чтобы оживить игру, арабские мастера начали применять табии - искусственно сформированные условные позиции, обычно более-менее симметричные, в которых шансы игроков были, как и в начальной позиции партии, примерно равны. По договорённости игроки начинали игру не с исходной позиции, а с одной из табий, чтобы можно было сразу перейти к активным действиям. Табии были распространены повсеместно, применялись очень широко, о чём говорит такой факт: когда в книгах приводились фрагменты из партий, игранных с начальной позиции, без табий, это всегда отмечалось особо.
    Имелась достаточно интересная форма игры в шатрандж: мастер разрабатывал позицию и предлагал желающим сыграть с ним из этой позиции на ставку, причём противнику предлагалось самому выбрать, каким цветом играть. Для таких игр разрабатывались позиции, в которых, на первый взгляд, одна из сторон имела серьёзное преимущество, однако, это преимущество могло быть сведено каким-либо неожиданным ходом.
    В IX веке, в период завоевания арабами Испании, шатрандж попал в Западную Европу, где и превратился в современные шахматы. Тогда же или несколько раньше через Среднюю Азию игра попала на Русь, уже под современным названием «шахматы», которое было принято у персов и таджиков.
    В шатрандж играли на квадратной доске размером 8x8 полей, аналогичной шахматной. В игре участвовали два игрока, каждый из них имел по одному комплекту фигур своего цвета (чёрные и белые). В комплект входят: король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи, восемь пешек. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично классическим шахматам за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).
    Порядок ходов в ШАТРАНДЖ близок к современным шахматам.
    Первый ход делает игрок, играющий белыми фигурами. Затем ходы делаются по очереди. Пропускать ход нельзя. Каждый ход состоит из передвижения в соответствии с правилами одной из своих фигур. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует.
    Побеждает игрок, который объявил мат королю противника или поставил его в положение пата. Кроме того, игрок объявляется победителем в случае взятия последней фигуры противника (оставляя его с голым королём, в некоторых вариантах шатранджа могла быть объявлена ничья, если соперник в ответ также брал последнюю фигуру).
    Фигуры ШАТРАНДЖА практически идентичны фигурам современных шахмат, но правила хода немного отличаются:
    Король (шах) ходит на одно поле в любом направлении. Ситуация, когда король находится под боем (может быть взят противником на следующем ходу), называется «шах». Игрок, чей король оказался под шахом, должен следующим ходом вывести его из-под шаха, делать другие ходы, оставляя короля под шахом, нельзя.
    Ладья (рух) ходит по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
    Конь (фарас) - аналогично шахматному коню (это единственная фигура, правила хода которой не изменились за весь период от шатуранги до современных шахмат).
    Слон (алфил) ходит по диагонали через одно поле, причём поле, через которое делается ход, может быть занято (в современных шахматах слон может ходить только по свободной диагонали на любое количество полей). Очень слабая фигура, могла ходить только по восьми полям доски (современный слон может ходить по половине полей).
    Ферзь (ферс) ходит и бьёт на одно поле по диагонали (в современных шахматах ферзь может ходить на любое количество полей в любом направлении, кроме случая, когда путь ферзю преграждает другая фигура).
    Пешка (байдак) ходит только вперёд на одно поле, или бьёт по диагонали на одно поле вперёд. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя. Первым ходом новый ферзь имел право пойти на второе поле по вертикали или диагонали, независимо от того, было ли это поле занято.
    Согласно правил ШАТРАНДЖА рокировка короля и ладьи была не разрешена (появилась в намного более поздних правилах шахмат).
    Сегодня нам известны следующие варианты шатранджа:
    Шатрандж камил I - вариант игры на доске 10x10 с двумя верблюдами, дополнительными фигурами, которые являются ортогональным аналогом слонов. Возможно это самый первый вариант шахмат на увеличенной доске с нетрадиционными фигурами.
    Шатрандж камил II - вариант игры на доске 10x10 с двумя боевыми машинами (осадные орудия), имеющими те же ходы, что и король.
    Цитадель - играли также на доске 10x10, но имелись дополнительные поля («цитадели») по углам. Кроме этого в игре присутствовали дополнительные фигуры боевые машины, имеющие те же ходы, что и современный слон.
    Удлинённые шахматы - имеет те же фигуры, что и обычный шатрандж, но играется на доске 4x16. Часто играли с шестигранными костями, ограничивающими ходы фигур.
    Византийские шахматы - игра ведется обычными фигурами, но на круглой доске. Существует также современный вариант с той же доской, но современными фигурами и правилами (круговые шахматы).
    Четыре времени года - это шатрандж для четырёх игроков на обычной доске.
    Шахматы Тамерлана - вариант игры на доске 11x10 с полями-цитаделями, несколькими видами дополнительных фигур и разными пешками (видимо вводились различные рода войск для пехоты). Изобретение игры приписывается непосредственно Тамерлану.
    Шахматы курьера (Courier chess) - европейский вариант игры на доске 12x8 с несколькими видами дополнительных фигур, в том числе курьер с ходом современного слона.
    Многие исследователи считают, что классические шахматы появились именно благодаря шахматам курьера.

    Таким образом, пройдя ряд видоизменений, игра ШАХМАТЫ появилась в Европе и на Ближнем Востоке. Но движений шахмат шло не только на Запад. С купцами, путешественниками и завоевателями древние шахматные игры проникли в Азию. Здесь правила этих игры смешивались с правилами местных национальных игр, проникались взглядом жителей этого региона и представлением о стратегических играх.
    В Юго-Восточной Азии появились увлекательные и самобытные игры сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). В Азии эти игры даже более популярны чем классические шахматы. Но это следующая история.

    Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет. Ученые спорят, выдвигая свои версии.

    Спорная версия

    Некоторые издания с уверенностью заявляют, что шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э. Об этом еще в начале XX века можно было прочесть в книге Гарольда Мюррея «История шахмат». Да, изобрели игру именно там и в то время, но придумали ее намного раньше. Ученые всерьез взялись за исследование этой темы и нашли много самых разных версий, которые порой удивляют фактами.

    Если рассматривать Индию в качестве прародительницы шахмат, стоит вспомнить известную легенду о радже и брамине. После многочисленных походов, побед и поражений властелин устал и загрустил. Раджа велел своими советникам и мудрецам придумать ему забаву, на что отвел 3 дня и ночи. Никто не смог удовлетворить его и заинтересовать, кроме скромного крестьянина, который принес доску с клеточками и деревянными фигурками. Когда раджа узнал условия игры, радости его не было границ.

    Это было то, что так долго они пытался найти. Взамен крестьянин потребовал скромную награду – несколько зернышек пшеницы. Но поставил условие: количество должно возрастать с каждой клеткой доски (1 клетка – 1 зернышко, 2 клетки – 2, 3 клетки – 2 2 , 4 клетки – 2 3 , …, 64 клетка – 2 64). Раджа сначала высмеял глупого брамина, но только потом он понял свою ошибку. На всей планете такого количества зерна нет, ведь после подсчетов конечная сумма равна – 1,8*10 19 . Эта доска и была полем боя современных шахмат, что в переводе с персидского – “смерть короля”.

    Есть и другой вариант – корейская легенда. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари. Ему приходилось долгое время отсутствовать из-за многочисленных походов, поэтому его супруга часто грустила. Шахматы настолько заинтересовали всех жителей дворца, что они распространились по всему миру (Индия, Китай, Корея).

    Любопытно, но этому есть реальное документальное подтверждение. В начале XX века фон Борк доказал наличие прототипа игры. По его сведениям она появилась в 1250 году до н. э. в Индостане. В нее играли представители местного племени, позаимствовавшие древнюю забаву в Эламе (нынешний юго-запад Ирана).

    Теперь точно установить это невозможно, ведь в то время под словом шахматы люди могли объединить разные игры: кости, нарды, чаупара или пачизи. У всех этих вариантов есть одно общее – квадратная или крестообразная доска. Нам остается только угадывать, что из них было первым.

    Древние игры на досках

    Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

    • 5 на 5;
    • 7 на 7;
    • 9 на 9.

    Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

    Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

    Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

    Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

    Известная чатуранга

    Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

    1. доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
    2. фигурки внешне схожи с шахматными;
    3. всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
    4. король и конь ходят одинаково.

    Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

    Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

    Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

    Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

    • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
    • гонки для 4 игроков;
    • шахматы для 4 игроков;
    • шахматы для двоих.

    Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

    Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

    Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

    Дальнейшее движение игры по миру

    Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.

    Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:

    • 2 игрока;
    • 2 комплекта фигур;
    • отказ от костей;
    • очередность совершения хода;
    • 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
    • победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).

    Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:

    • арабы – шатрандж;
    • персы – шатранг;
    • буряты – шатар;
    • монголы – хиаштар;
    • таджики – шахмат.

    Проникновение шахмат на восток

    В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

    Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

    Основные изменения:

    • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
    • отсутствие рокировки;
    • фигуры расположены в пунктах;
    • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
    • отсутствия взятия фигуры на проходе;
    • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
    • добавлена фигура – пушка.

    Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

    Тайский и камбоджийский вариант

    Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

    Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

    Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

    • доска 9 на 9 клеток;
    • расположение фигур на полях;
    • превращение фигур по достижении горизонтали;
    • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
    • фигуры одноцветные;
    • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

    Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

    Малайзия и Бирма

    Родоначальником современных шахмат мог стать любой вариант древней игры в Бирме или Малайзии. В первом ее называют ситтуйин (война 4 родов), а во второй – майн чатор. В Бирме принято играть красными и черными фигурками, которые внешне напоминают доисламских воинов.

    Итак, основные особенности бирманских шахмат:

    1. Доска одного цвета с клетками 8 на 8, но с двумя диагоналями Сит-Ке-Мьин или линии генерала.
    2. Расположение пешек на 3-4 горизонтали.
    3. Первыми расставляют красные фигуры, и только после этого черные.
    4. Все остальные фигуры располагают в любом месте за пешками, кроме ладьи (стоят только на двух первых горизонталях).
    5. Черная ладья не может стоят напротив красного ферзя.
    6. Красные фигуры ходят после того, как расставлены фигуры черного цвета.

    Цель игры – поставить мат, но пат ставить не разрешалось, нет там и прямого шаха.

    Малазийские шахматы по большей степени носят названия фигур, взятых из санскрита, кроме названия пешки (пошло от арабского «байдак»). У них была одна интересная особенность, ведь местные короли племен играли прямо на поле возле своих домов огромными каменными глыбами. Длительность иногда достигала целого года.

    Характеристики игры:

    1. Доска без двух цветов, 8 на 8 клеток.
    2. На некоторых есть диагональные разметки.
    3. Фигуры расположены в клетках.
    4. Фигуры либо абстрактные из бамбука, либо фигурные с резьбой по индийской традиции.
    5. Зеркальная начальная расстановка фигурок.
    6. Особое правило превращения пешки в фигуру.
    7. Есть правило взятия пешки на проходе, чего не было ни у одной предшествующей ей игре.

    Шахматы на Руси

    К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

    Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

    Церковь против игры

    Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

    Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

    Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

    Особый вид «сумасшедших» шахмат

    Так можно говорить только о шведской разновидности игры, которая дословно переводится – «сумасшедший дом». Внешне она так и выглядит, если не знать досконально ее правил. Темп таких шахмат быстрый, а во время раздумий игроки имеют полное право переговариваться между собой.

    Для игры в шведки необходимо взять 2 доски. Играть нужно парами, причем 1 человек будет орудовать белыми фигурами, а второй – черными. Есть одна особенность: если фигура была забрана, то она передается на доску напарника, который может ее спокойно выставить на любую клетку, когда захочет. Напарникам разрешено подсказывать друг другу, просить передать определенную фигуру.

    Эта игра интересна своим быстрым темпом и наличием напарника, который всегда может помочь. В итоге, у игроков шведок более развито логическое мышление, ведь они думают схемой и за себя, и за напарника, у них отличное комбинационное зрение. А вот компьютер обыграть намного проще, чем в классических шахматах.

    Долгий путь шахмат

    Полноценно теория игры в шахматы начала развиваться лишь в XV-XVI веке, когда правила устоялись и все страны играли более-менее одинаково. В то время было выделено 3 главных этапа партии:

    • дебют (отдельная часть – гамбит);
    • миттельшпиль;
    • эндшпиль.

    Это подробно описано в учебнике шахмат Руи Лопесом в 1561 году. До XVIII века итальянские мастера считали массированную атаку на короля всеми средствами и применение пешки в качестве вспомогательного материала наилучшим стилем этой логической игры. Но Филидор значительно изменил эту мысль. Он указывал на безрассудность таких атак, ведь можно постепенно выстраивать сильную позицию без потерь, используя размены и упрощения.

    Основная мысль игры должна сводиться к правильному выставлению пешек, так как они являются отличной защитой и способом для ведения атаки. Филидор придумал специальную цепь пешек, которая двигалась по определенной тактике. У него даже был специальный пешечный центр. Эти разработки стали основой для теории шахматной игры следующего века.

    Шахматы как вид спорта

    Немного позже люди начали объединяться в шахматные клубы, где они играли на деньги. Популярность шахмат настолько возросла, что в 1575 году был проведен первый международный турнир по шахматам. Его провели при дворе короля Филиппа II в Мадриде. Правда, участие в игре принимало только 4 человека (2 итальянца и испанца).

    После этого значительного события национальные турниры проводили практически во всех европейских странах, а в 1836 году мир увидел первый журнал о шахматах – «Полимед». Его издателем был француз Луи Шарль Лабурдонне. В 1821 году начали постоянно проводить международные матчи и турниры. В это же время мир узнал имя самого сильного шахматиста – Адольфа Андерсена. Позже его опередил американский Пол Морфи, после чего Андерсен снова вернул себе звание.

    В современном виде турнир проводился намного позже. В XIX веке появились шахматные часы, которые придумал англичанин Томас Брайт Уилсон. Это дало толчок развитию новых укороченных партий под названием – «быстрые» (30 минут) и «блицтурнир» длительностью 5-10 минут.

    Эта игра настолько понравилась людям всего мира, что о ней было написано много художественных произведений. Шахматная доска навеяла мотив не для одной картины.

    ШАХМАТЫ – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Использовались они и для выявления возможностей ЭВМ при решении задач так называемого переборного типа, когда из возможных элементов решения нужно выбрать наилучший.

    В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs)

    ИНДИЙСКИЕ ИСТОКИ

    Существует древняя легенда, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За свое изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 264 − 1 ≈ 1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³). Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

    Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

    АРАБСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж, у персов - «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.

    ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ НА РУСИ

    Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.

    ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЕВРОПУ

    В VIII-IX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

    По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

    ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПРОТИВ ШАХМАТ

    С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

    Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII-XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

    РАЗВИТИЕ ШАХМАТНОЙ ТЕОРИИ

    К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

    Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.