Кипр. По следам апостола Варнавы

Кипр. По следам апостола Варнавы

Варнава (+ ок. 62), апостол от 70. Память 4 января (17 января) 70 апостолов, 11 июня (24 июня).

Родился на Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого законоучителя Гамалиила.

Увидев Господа Иисуса Христа, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя — Варнава, что по-еврейски значит «сын утешения». После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4: 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9: 26 — 28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших. Затем пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года они учили народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами.

Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись, а затем возвратились в Антиохию. Вскоре, побывав в Селевкии, они отплыли на Кипр, в синагогах проповедовали Слово Божие и обратили ко Христу проконсула Сергия.

Позднее проповедовали в Пергии Памфилийской, Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Проповедники рассказали Апостолам, «что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам». По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме самого необходимого (Деян. 15: 19 — 20). Послание было отправлено с Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а потом решили посетить города, где ранее проповедовали. Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком — на Кипр (Деян. 15: 36 — 41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе, став епископом Саламинским. Иудеи возбудили язычников против апостола, вывели его из города и побили камнями. Это произошло около 62 года. Послу убийства иудеи разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Мощи и почитание

С течением времени место погребения апостола Варнавы было забыто. В 478 году апостол трижды являлся во сне архиепископу Кипра Анфимию, показал место погребения своих мощей. Вскоре сопровождении духовенства Анфимий направился к указанному месту и нашел сундук, подписанный собственноручно Варнавой, со святыми мощами и копией Евангелия от Матфея. Анфимий сразу отправился с драгоценными реликвиями в Константинополь, чтобы сообщить об этом удивительном случае. Император Зинон, в знак той важности, которую он придавал находке, подтвердил самостоятельность Кипрской Церкви и предоставил кипрским архиепископам особые права, которые они сохраняют до сих пор. Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Копия Евангелия от Матфея, представленная Анфимием императору, была доставлена в часовню святого Стефана в императорском дворце в Константинополе, где по нему читали ежегодно в Страстную пятницу.

Тропарь апостолам Варфоломею и Варнаве

Тропарь

глас 3

Апостоли святии, Варфоломее и Варнаво, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Ин тропарь

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше, во плоти пришедшее Слово проповедасте всюду, Егоже ради ов во главу усечен, ов же камением побиен, и есте апостольскому лику украшение, Варфоломее и Варнаво, темже память вашу почитаем и просим: молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостолу Варфоломею

Кондак

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень апостоле.

Кондак апостолу Варнаве

Кондак

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесятих первый, озарил еси и с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Величание

Величаем вас, святии апостоли Варфоломее и Варнаво, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

Имя св. апостола Варнавы было Иосия, или Иосиф, а Варнавою он был наименован св. апостолами за горячую его любовь ко Христу и щедрые пожертвования в пользу первого христианского общества. Св. Лука пишет, что не было между ними (уверовавшими во Христа) нуждающегося: ибо все, которые владели землями, или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов и каждому выдавалось, кто в чем имел нужду. Так Иосия, прозванный св. апостолами Варнавой, что значить сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам апостолов (Деян. IV, 34-37). Св. Варнава был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и считался в числе 70 апостолов; может быть по раннему своему последованию за Господом он считается первым среди семидесяти: «Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился седмидесяти первый» (Кондак, служба дня 11-го) и св. Димитрий Ростовский пишет: «в тех 70 вначале вчинен бысть сей Иосиф и от апостол святых переименовать Варнавою» (Четьи Минеи 11 июля). Варнава, по свидетельству Климента Александрийского , св. Епифания и др., родителями своими с Кипра в юности отправлен был в Иерусалим для обучения и он вместе с Савлом (ап. Павлом) обучался у знаменитого иудейского ученого Гамалиила (Деян XII, 3); в Иерусалиме была в замужестве сестра Варнавы — Мария, мать Иоанна-Марка (Деян. XII, 12), имевшая свой дом, в котором, вероятно, проживал и св. Варнава. В Acta Sanctorum 11 Iunii сообщается, что св. Варнава обратил в христианство сестру свою Марию (у Болландистов 26 р.). Чрез посредство Варнавы прежний гонитель христиан Савл, а затем избранный сосуд благодати Божьей — Павел, вошел в общество учеников Иисуса Христа. Варнава с Савлом целый год трудились в проповеди о Христе в Антиохии и наставили в истинах св. веры немалое число людей, которые в первый раз стали называться христианами (Деян. XI. 25—26). Антиохийские христиане собрали значительное пособие для учеников Господа и все, собранное ими, отослано было чрез Варнаву и Савла в Иерусалим (Деян. XI, 30). Исполнив поручение, они (Савл и Варнава), взявши с собой Иоанна-Марка (племянника Варнавина), возвратились из Иepyсалима в Антиохию (Деян. XII, 25). В Антиохии когда некоторые учители и пророки (последователи Иисуса Христа) служили Господу и постились, св. Дух сказал: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому я потребовал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их на проповедь (Деян. XIII, 1-3). Св. Варнава и Савл (Павел) трудились над распространением веры о Христе, о чем подробно описано в апостольских Деяниях гл. XIII-XIV. Они присутствовали в Иерусалиме на Апостольском Соборе (50 г) и все собрание с особым вниманием слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников (Деян. XV, 12). Апостольский собор постановил принимать обращающихся к церкви язычников, не подвергая их обрезанию и не обременяя их выполнением обрядов Моисеева закона и свое послание апостолы поручили доставить в Антиохию (где и начался спор о принятии язычников чрез обрезание), куда послали «мужей начальствующих между братьями» вместе с Павлом и Варнавою (Деян. XV, 22). Павел и Варнава в 51—52 проживали в Антиохии , уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: «пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут». Варнава хотел взять с собой Иоанна своего племянника, но Павел воспротивился ему и от этого между ними произошло огорчение и они в 52 г. разлучились друг с другом; Варнава, взяв с собой Марка, отплыл в Кипр (Деян. XV, 36-39). «Разделение их, по словам св. Иоанна Златоуста, послужило к большему благу, которое произошло по этому поводу (именно — больше просвещения язычников светом Христовой веры чрез таких великих апостолов). И врагами ли (продолжает Златоуст) они расстались? Нисколько. Ибо и после этого случая ап. Павел в своих посланиях упоминал о Варнаве с большими похвалами (I Кор. IX, 6)». (Толкование св. Златоуста на апостольские деяния, Спб. 1857. IV, 57, 94-97). Некоторые предполагают, что св. Варнава, после проповеди на о. Кипр и в других местах, снова присоединился к ап. Павлу и разделял проповеднические его труды, и что он (Варнава) был тот брат, который по словам ап. Павла прославляется по всем церквам за благовествование (2 Кор. VIII, 18). По сказанию Дорофея Тирского, св. Варнава с о. Кипра в 57—58 г. отправился в Ефес, где трудился несколько времени с ап. Павлом (1 Кор. IX, 6), а затем снова возвратился на свою родину (Кипр); отсюда в Александрию, где будто, бы встретил Климента (впоследствии Римского епископа) и в Климентинах есть некоторыя сведения о св. Варнаве, но это сочинение не заслуживает доверия. Из церк. песнопений видно, что Варнава был в Риме (11 июня): «прошел еси землю…. и в Рим славный пришед…» Из Рима он с проповедью о Христе проходил Ломбардию и Лигурию и основал христианскую церковь в Медиолане (Милане); затем возвратился на о. Кипр и в г. Саламине в 62 г. потерпев мученическую кончину (язычники побили его камнями). Тело св. Варнавы, согласно завещанию, погребено было ап. Марком вместе с евангелием Матфея. Марк о кончине св. Варнавы сообщил ап. Павлу, который о нем (Варнаве) много плакал…. Подробно описано житиe (сказание о периодах, или путешествиях, св. Варнавы) монахом Александром, но эти сказания большей частью апокрифического достоинства. Св. Варнава написал Послание , которое в особенном уважении было в Александрии . О принадлежности сего послания Варнаве свидетельствуют Евсевий (Церк. Ист. кн. III, 25), Иероним (Каталог писателей, г. VI). Ориген называл это послание «соборным». Некоторые (Тертуллиан) св. Варнаве приписывали послание к евреям, (несомненно принадлежащее ап. Павлу). Мощи св. ап. Варнавы были обретены в г. Саламине при императоре Зеноне (419). Празднование св. Варнаве и в Восточной и в Западной церкви совершается 11 июня, предполагаемый день мученической его кончины, а также 4 января (в Соборе 70 Апостолов). В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев, Правосл. Собеседник 1898. Apxиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163-258 стр., св. Димитрий Ростовский. Четьи Минеи 11 июня , а также в житиях святых под 11 июня — Д. Протопопов, С. Дестунис, Apxиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.)

Православный собеседник. — 1906. т.1. с. 80-83 .

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:

Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:

Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:

Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих – словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:

Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Вишдевше людие православнии ангельское житие твое, отче Варнаво, смирения твоего глубину, кротость, любовь нелицемерную, милование к скорбящим, болезней благодушное терпение, воздержание и велия дары духовныя, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, даровавшаго им таковаго заступника и утешителя. Сего ради и мы, любовию побуждаеми, похвальная песнопения тебе приносим и молитвенно тя на помощь призываем:

Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный; радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый. Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый; радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче. Радуйся, избраный Богом на священное служение; радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый. Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый; радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный. Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый; радуйся, милости источниче неистощимый. Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю; радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник силы и славы Божия явился еси, отче Варнаво, дивными бо чудесы землю нашу озарил еси и сугубую благодать восприял еси недуги целити, скорбящия утешати, бесы прогоняти. Отвсюду бо земли нашея страждущия люди – мужи и жены со младенцы, старцы с юнотами, богатии и убозии к тебе притекаху и предстательством твоим здравие душ и телес обретаху, вопиюще Подателю всех благих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в земли Российстей, отче Варнаво, яко светило многосветлое, просвещающее светом истины всякаго человека, приходящаго к тебе. Ты бо монахам и мирским был еси наставник и многих подвижников веры возрастил еси, благочестием их напоив. Озари лучами добродетелей твоих и всех нас, любящих тя и молитвенно тебе взывающих:

Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, верою чудодейственною озаренный. Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, живущим в миру дивный помощниче. Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных; радуйся, верный путеводителю ко спасению. Радуйся, любовию твоею вся покрывали; радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй. Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный; радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, истинный пастырю душ человеческих.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящи показати любовь Свою к чадом Божиим, Премилосердая Мати Господа благослови тя, преподобне Варнаво, на реце Выксе обитель девичью во имя Иверской иконы Ея воздвигнути, яже бысть оттоле пристанище благоутишное многим девам и женам русским. Ты же, преподобне, явился еси благий отец и наставник всем собравшимся в ней инокинем, и яко добрый кормчий направлял еси сестер обители ко спасению, наставляя словом и примером жития своего единем сердцем и единеми усты воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новыя труды и подвиги ко устроению обители Иверстей подъял еси, отче преподобне, инокинь ея на усердное Христу Богу служение подвизая, и был еси им учитель благодатный и праведный. Тогда воздвигоша врази гонения противу обители, покушающеся отвратити тя от трудов сих. Ты же, благодатию свыше укрепленный, мнози скорби и искушения препобедил еси и вверил еси судьбы сестер промышлению Божию, подвизая их усердно молитися ко Пресвятей Владычице Богородице. Темже память твою святую славим и вопием ти сице:

Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное; радуйся, Покровом Ея невидимо осененный. Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый. Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый; радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси. Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся; радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый. Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити; радуйся, небесную помощь от Нея восприемый. Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый; радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне Варнаво, како прослави тя Бог еще на земли и великими дары благодатными обогати: прозорливости, пророчества, любве, молитвы, исцеления. Ты бо, якоже другий Илия, дождь с небесе свел еси, сего ради вси людие православнии, от бедствия избавльшиися, благодарственно взываху Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь благодатию Божественною преисполнен быв, преподобне отче Варнаво, прозорливыма очима грядущая, яко настоящая, провидел еси, и тайну беззакония верным предвозвестил еси, яко бурю гонений воздвигнет диавол на Церковь Русскую Православную. Последи же скорбь чад Божиих обратится в радость духовную и по всей земли Российстей, яко крины сельныя, процветут храмы и обители иноческия. Мы же, сбытие сих проречений ныне зряше, глаголем ти сице:

Радуйся, духом премудрости и разума озаренный; радуйся, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный; радуйся, даром прозорливости просиявый. Радуйся, даром рассуждения почтенный; радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный. Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый; радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый. Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся; радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый. Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Весь в Бозе был еси, святе Варнаво, егда с молитвою на устах предал еси праведную душу твою в руце Божии, мирно и безмятежно, в алтаре пред престолом храма Божия колена преклонив. Смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от великих трудов и подвигов непрестанных. О таковом блаженном успении твоем радующеся, воспоем Создателю нашему песнь: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи обилие радости духовныя, еюже исполнени быша сердца верных о прославлении твоем, отче Варнаво, в лице преподобных, яко великаго старца и чудотворца Церкве Русския. Темже, поюще твое прославление, молим тя: не забуди чад твоих, почитающих имя твое и взывающих тебе благодарно:

Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый; радуйся, в чудесех от Бога прославленный. Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый. Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый; радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй. Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый; радуйся, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество; радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче; радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасения всех желая, пастырю добрый отче Варнаво, до конца дней своих многих людей, мирскими делы обремененных, наставлял и укреплял еси, отраду им своим попечением подавая и тяготы трудов облегчая. Такожде и по отшествии твоем помощь и заступление подаеши во всех нуждах и испытаниих молящимся тебе и поющим о тебе благодарственную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною заступления православным людем страны нашея явишася чудотворныя мощи твоя, преподобне Варнаво, подаеши бо от них врачевание страстем неисцельным, слепым даеши свет, глухим слышание, разслабленным здравие, страждущим раковыми язвами исцеление и всем благодать изливаеши, радостию озаряя приходящих к раце мощей твоих и воспевающих тебе с любовию таковая:

Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый; радуйся, обитель твою сим освятивый. Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный; радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй. Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый; радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю. Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю; радуйся, немощей и страстей душевных целителю. Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй; радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный. Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй; радуйся, радости духовныя нас исполняяй.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти по достоянию о множестве чудес, яже от мощей твоих являются, отче Варнаво, ихже благодатию сияет обитель твоя святая, от безбожных разоренная. Темже инок множество зде собравшихся вкупе со всеми чтущими любовию память твою воспевают Богу, дивному во святых Своих, песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси и яко Ангел пожил еси на земли, преподобне отче Варнаво. Сего ради многих подвижников благочестия и старцев воспитал еси, да не увянет цвет благоуханный старчества в Российстей земли. Ныне же, на небесех пребывая со ученики твоими в сонме святых земли нашея, поминай нас, вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый; радуйся, светильниче Божественныя благодати. Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый; радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый. Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих; радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый. Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый; радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый. Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси; радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю. Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче; радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию дарова ти Господь, предивный угодниче Божий, якоже бо в земней жизни твоей пророчествовал еси и, совершал еси дивная и многая чудеса, тако и доныне не престаеши чудодействовати и источати исцеления всем чтущим тя. Темже и нас молитвою твоею исцели, буди нам помощник скорый и врач духовный, да покаянием очищени, в Царство Небесное внидем и тамо с тобою и со всеми угодившими Богу воспоем Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление в лице святых земли нашея, хвалим, славим и ублажаем тя любовию, преподобне отче наш Варнаво, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом. Ты же дарованною тебе благодатию освяти, просвети и настави на путь спасения нас, грешных; услыши нас, скорбных, недугующих, страждущих, вопиющих к тебе, великому всероссийскому старцу-утешителю таковая:

Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, великий Божий угодниче. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси; радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице. Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся; радуйся, звездо сияющая в лике преподобных. Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый; радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю. Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый; радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши. Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Варнаво, ты явился еси в Отечестве нашем столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, заступник, утешитель и хранитель всем прибегающим к тебе. Не забуди убо нас, чад своих, сохрани и заступи от находящих зол, да твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем, поюще Ему победную песнь: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак: «Избранного угодника Христова...».)

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова.

Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим – любовь Божию и согласие стяжати; алчущим – не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим – утешитися; изгнанником и странником – пристанище обрести; в темнице сущим – от уз свободитися; благочестивым – в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ва­си­лий Ильич Мер­ку­лов (в ино­че­стве Вар­на­ва) ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1831 го­да в с. Пру­ди­щи Туль­ской об­ла­сти, ря­дом с те­ми ме­ста­ми, от­ку­да при­шли на Вык­су ос­но­ва­те­ли на­ше­го го­ро­да бра­тья-за­вод­чи­ки Ба­та­ше­вы.

Дет­ство и от­ро­че­ство

Ро­ди­те­ли Ва­си­лия, Илья и Да­рья Мер­ку­ло­вы, бы­ли кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми. Лю­ди доб­рые и бо­го­бо­яз­нен­ные, они ра­до­ва­лись рож­де­нию сы­на и на­рек­ли его в честь свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го .
Как вспо­ми­нал о сво­ем дет­стве ста­рец, был он маль­чик шуст­рый и по­движ­ный. На­бож­ные ро­ди­те­ли от­да­ли сво­е­го от­ро­ка в шко­лу пса­лом­щи­ков, где тот изу­чал Ча­со­слов и Псал­тырь. Неко­то­рое вре­мя спу­стя по­ме­щик, вла­де­лец Мер­ку­ло­вых, про­да­ет их в се­ло На­ро–Фо­мин­ское Мос­ков­ской гу­бер­нии. Но­вый вла­де­лец, князь Щер­ба­тов, при­ка­зы­ва­ет обу­чить под­рост­ка сле­сар­но­му де­лу.
В сво­бод­ное от ре­мес­ла вре­мя Ва­си­лий по­се­ща­ет рас­по­ла­гав­шу­ю­ся неда­ле­ко Зо­си­мо­ву пу­стынь и зна­ко­мит­ся с от­шель­ни­ком – мо­на­хом Ге­рон­ди­ем. Это за­став­ля­ет его со­вер­шить ре­ши­тель­ную пе­ре­ме­ну в жиз­ни – по­свя­тить се­бя слу­же­нию Бо­гу.

По­слуш­ник Геф­си­ман­ско­го ски­та

Осо­бен­но он утвер­дил­ся в этом, ко­гда в 1850 го­ду по­се­тил вме­сте с ма­те­рью Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Спу­стя год Ва­си­лий ухо­дит ту­да вме­сте с Ге­рон­ди­ем, ре­шив­шим за­кон­чить свою жизнь око­ло мо­щей Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, а в 1852 го­ду по бла­го­сло­ве­нию на­мест­ни­ка Лав­ры Ан­то­ния пе­ре­хо­дит в рас­по­ла­гав­ший­ся в трех ве­стах от Лав­ры Геф­си­ман­ский скит. Этот скит жил по уста­ву Са­ров­ской Пу­сты­ни, опи­сан­но­му са­ров­ским стар­цем Па­и­си­ем Ве­ли­ким.
Во вре­мя пре­бы­ва­ния в ски­ту осо­бен­но боль­шое вли­я­ние на бу­ду­ще­го стар­ца ока­зал мо­нах Да­ни­ил (Схи­мов­ский).
17 фев­ра­ля 1856 г. Ва­си­лий по­лу­чил от­пуск­ную гра­мо­ту, то есть сво­бо­ду от по­ме­щи­ка.
23 де­каб­ря 1957 г. он ста­но­вит­ся по­слуш­ни­ком. И лишь спу­стя по­чти де­сять лет, 20 но­яб­ря 1866 г., по­сле смер­ти стар­ца Да­ни­и­ла Ва­си­лий при­ни­ма­ет по­стриг и впо­след­ствии несет по­двиг стар­че­ства под име­нем Вар­на­ва («ди­тя ми­ло­сти, сын уте­ше­ния»).

На­род­ный ду­хов­ник

В 1871 го­ду Вар­на­ва ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­ны, 10 ян­ва­ря 1872-го – в иеро­мо­на­хи, а еще неко­то­рое вре­мя спу­стя на­мест­ник Лав­ры утвер­дил его в зва­нии на­род­но­го ду­хов­ни­ка пе­щер Геф­си­ман­ско­го ски­та.
С это­го мо­мен­та на­чи­на­ет­ся из­вест­ность Вар­на­вы сре­ди ве­ру­ю­щих. За его бла­го­сло­ве­ни­ем идут па­лом­ни­ки из мно­гих угол­ков Рос­сии. В сви­де­тель­ствах совре­мен­ни­ков, с ним об­щав­ших­ся, на­хо­дим мно­го при­ме­ров про­зор­ли­во­сти стар­ца. В ян­ва­ре 1905 г. на ис­по­ведь к Вар­на­ве хо­дил сам им­пе­ра­тор-му­че­ник Ни­ко­лай II.

Устро­и­тель Ивер­ской оби­те­ли на Вык­се

Стар­че­ство на Ру­си бы­ло осо­бой фор­мой мо­на­ше­ства. Стар­цы остав­ля­ли по­сле се­бя не толь­ко чи­сто ду­хов­ное, но и ма­те­ри­аль­ное во­пло­ще­ние этой ду­хов­но­сти – мо­на­сты­ри, ко­то­рые жи­ли под их вли­я­ни­ем.
Мно­го сил и тру­дов о. Вар­на­ва по­ло­жил на со­зда­ние и на­ше­го Ивер­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. Оби­тель ве­дет свою ис­то­рию с 1863 г., ко­гда здесь в по­стро­ен­ной бо­га­дельне по­яви­лись пер­вые на­сель­ни­цы.
Бла­го­да­ря тру­дам стар­ца к на­ча­лу XX ве­ка мо­на­стырь стал про­цве­тать.

17 фев­ра­ля 1906 г. стар­ца не ста­ло. А 19-го в от­вет на прось­бу се­стер Ивер­ско­го мо­на­сты­ря о за­хо­ро­не­нии стар­ца в сте­нах мо­на­сты­ря обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го Си­но­да от­ве­ча­ет те­ле­грам­мой, что усоп­ший бу­дет по­гре­бен на брат­ском клад­би­ще Геф­си­ман­ско­го Ски­та.
В 1913 го­ду под­ни­ма­ет­ся во­прос о пе­ре­име­но­ва­нии Вык­сун­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Ивер­ский Вар­нав­ский жен­ский мо­на­стырь. Но его ре­ше­нию, ви­ди­мо, по­ме­ша­ли вой­на и ре­во­лю­ция.

Ка­но­ни­за­ция

В 1989 го­ду на Со­бо­ре под­нят во­прос о ка­но­ни­за­ции иеро­мо­на­ха Вар­на­вы. По­сле изу­че­ния ма­те­ри­а­лов пред­се­да­тель ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции мит­ро­по­лит Юве­на­лий до­ло­жил пат­ри­ар­ху Алек­сию II о воз­мож­но­сти ка­но­ни­за­ции стар­ца Вар­на­вы.
30 сен­тяб­ря 1994 г. пат­ри­арх на­пра­вил пись­мо на­мест­ни­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ар­хи­манд­ри­ту Фе­о­гно­сту, в ко­то­ром со­об­щил, что ко­мис­сия еди­но­глас­но при­шла к вы­во­ду о воз­мож­но­сти при­чис­ле­ния иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва) к ли­ку ме­сто­чти­мых свя­тых Мос­ков­ской епар­хии в сон­ме Ра­до­неж­ских свя­тых.
В 1995 го­ду, в день Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых, в Успен­ском Со­бо­ре мос­ков­ско­го Крем­ля свя­тей­шим пат­ри­ар­хом бы­ла со­вер­ше­на ка­но­ни­за­ция иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва).

Святой апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать своему сыну хорошее образование. Еще с детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда Иосифом; а когда он подрос, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с юношей Савлом, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими душевными способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не сблизиться в школе Гамалиила и не сдружиться. Но Промыслу было угодно вести их ко Христу различными путями. Если Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, то Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и вообще жил благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, глядя на Его Божественное лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Святое Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал увидеть Христа, услышать Его Божественную проповедь, стать свидетелем совершаемых Им чудес. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей своей душой, уверовал в Него и сделался Его учеником.

С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, был свидетелем многих чудес Его, и Христос удостоил его быть призванным на апостольство в числе избранных Им семидесяти учеников. Когда, незадолго пред страданиями Христа, многие ученики из лика семидесяти оставили Христа, то святой апостол Варнава остался в числе нескольких сохранивших верность Христу учеников Его от семидесяти.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа на апостолов, когда верующие жили в братстве, все делая общим достоянием, в числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован апостолами Варнавою, что значит «сын утешения» (см.: Деян. 4, 36). Полагают, что это имя он получил потому, что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время святой Варнава ревностно проповедовал слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры (Деян. 11, 24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге своем Савле, который был упорным врагом Христа и гнал верующих. Вскоре после этого Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Спустя три года после своего обращения апостол Павел прибыл в Иерусалим. Но ученики Господа опасались его и сторонились, не веря, что он стал христианином. Тогда святой Варнава представил его апостолам, рассказав им о его чудесном призвании и обращении. Когда после того святые апостолы отправили Варнаву к новообращенным христианам в Антиохию Сирийскую для утверждения их в вере, он там некоторое время подвизался с успехом один, а потом для большего распространения веры Христовой призвал туда к себе апостола Павла. Целый год они трудились вместе в благовествовании Святого Евангелия, и с каждым днем умножалось число верующих в Антиохии. По случаю наступившего голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимским христианам и с нею послали святых апостолов Варнаву и Павла. Исполнив возложенное на них поручение, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком, племянником Варнавы, пошли в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Когда они вскоре, по повелению Духа Святого, отправились проповедовать имя Христово в других странах, то Марк оставил их и возвратился назад. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, остров Кипр, были с проповедью слова Божия в Саламине, рассказывали об учении Христа на острове Паф, затем прошли Писидию и Иконию и возвратились в Антиохию. Всюду, где бы ни были апостолы, они сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали Церкви. Во время своего апостольского путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз им грозила опасность быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на Соборе апостольском, на котором рассуждали, следует ли новообращенных из язычников принуждать к соблюдению закона Моисеева. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении. Варнаве вместе с Павлом было поручено передать христианам Сирии и Киликии Соборное послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения закона Моисеева. Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где они проповедовали слово Божие, и узнать, как они живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал брать его с собой.

Поэтому они разделились: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а святой Варнава с Марком отправились на остров Кипр, где провели довольно много времени, распространяя веру Христову. По преданию, после того святой Варнава первым из апостолов отправился в Италию проповедовать там слово Божие, был в Риме, основал Церковь в городе Медиолане (Милане) и был поставлен в епископы Медиоланской Церкви. Затем, возвратясь на остров Кипр, свою родину, продолжал там распространять слово Божие.

На семьдесят шестом году жизни святой Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе острова Кипра – Саламине восстановила против него живших там иудеев, которые решили убить его. Святой Варнава, предвидя свою кончину, созвал верующих, дал им последние наставления и простился с ними. При этом он поручил племяннику своему апостолу Марку рассказать обо всем святому апостолу Павлу и завещал положить с собой в гроб Святое Евангелие от Матфея, которое некогда переписал сам и с которым никогда не разлучался. После этого святой апостол Варнава, приобщившись Святых Таин Христовых, пришел бесстрашно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе неверным иудеям.

Озлобленные иудеи бросились на святого апостола, вывели его за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели сжечь его святое тело. Но это им не удалось, тело святого Варнавы осталось цело и невредимо и было похоронено апостолом Марком. Вместе с убийством святого Варнавы иудеи начали гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и уже никто не знал, в каком месте был похоронен апостол. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли то место, где пребывали эти святые останки.

В 488 году, 11 июня, Кипрский архиепископ Анфиск обрел мощи святого Варнавы, и на груди апостола лежало Евангелие от Матфея, переписанное Варнавой. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он попросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди святого Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения святых мощей при содействии императора был сооружен храм, и с тех пор память святого апостола ежегодно совершается 11 июня Православной Церковью, так же как и Римской. Наш русский паломник, игумен Даниил, видел на Кипре мощи святого апостола Варнавы в XII веке.

С именем святого апостола Варнавы сохранилось одно Послание, написанное к христианам неизвестно какой Церкви. Содержание Послания вполне соответствует тем убеждениям, которые Варнава проводил в своей деятельности. Как в Антиохии и на Соборе апостольском он восставал против обязательного для христиан исполнения обрядов закона Моисеева, так и в Послании он доказывает, что с пришествием в мир Спасителя Ветхий Завет должен уступить место Новому Завету, что после страдания Иисуса Христа иудейские жертвы потеряли свое значение, и предохраняет уверовавших во Христа от увлечения иудейством. В нравственной части Послания святой Варнава излагает два пути: путь света, то есть добродетельный, и путь тьмы, то есть порочный, и увещевает христиан идти путем света.

Из книги Жития Святых - месяц сентябрь автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Св. Апостол Варнава (IV, 36-37) Сын утешения, самим Духом Святым определенный на служение Евангелию, постоянный спутник св. Ап. Павла, святой Апостол Варнава происходил от колена Левиина и родился на острове Кипре (Деян. 4, 36, 37). Прежнее имя его было Иосия. Св. Писание не говорит,

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Тит Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных - язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому

Из книги Очерки по истории церкви автора Мансуров Сергей

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

III СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ Предание церковное, писания апостольские и еврейские воспоминания (Иосиф Флавий) сохранили нам облик великого и праведного апостола, брата Господня Иакова, первого епископа Иерусалимского.В лице его сочеталось все то, что было своеобразного и

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян.9.11;21.39) и пользовался правами Римского гражданина (Деян.22.28–29); происходил из колена Вениаминова, по

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Святой апостол Петр В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера, расположился небольшой городок Вифсаида. В нем жили больше рыбаки, отчего он и получил свое название, которое на еврейском языке означает «рыбачье место». Между другими рыбаками жил

Из книги автора

Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которого происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное

Из книги автора

Святой апостол Варфоломей Святой апостол Варфоломей в Евангелии святого Иоанна Богослова упоминается под именем Нафанаил (см.: Ин. 1, 45 и далее; 21, 2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда

Из книги автора

Святой апостол Фома Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (см.: Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услышав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов (см.: Лк. 6, 15; Мк. 3, 18).Фома был

Из книги автора

Святой апостол Матфий Святой апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был святой Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и

Из книги автора

Святой апостол Иосия Святой Иосия, также называемый Иустом и Иосифом, упоминается в Деяниях апостольских, где говорится, что он был поставлен для принятия апостольского жребия вместо выбывшего из числа двенадцати апостолов Иуды Искариотского. И поставили двоих: Иосифа,

Из книги автора

Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший

Из книги автора

Святой апостол Тимофей Святой апостол Тимофей происходил из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллином и ярым последователем язычества. Мать же его Евникия и бабка Лойда происходили из иудейского рода. Когда святой апостолом Павел посетил в первый раз

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. апостол Варнава (О дружбе) I. Св. апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Св. Варнава воспитывался вместе с св. апостолом Павлом, тогда носившим имя Савла, у знаменитого в то время Гамалиила. Иосия (так прежде