Как собрать самодельный мотоблок своими руками. Самодельный мотоблок – варианты самоделок своими руками! Последовательность изготовления мотоблока

Как собрать самодельный мотоблок своими руками. Самодельный мотоблок – варианты самоделок своими руками! Последовательность изготовления мотоблока
Как собрать самодельный мотоблок своими руками. Самодельный мотоблок – варианты самоделок своими руками! Последовательность изготовления мотоблока

Качественный инструмент и современная техника позволяют значительно упростить работу на приусадебном участке. В сельской местности в обработке земли и решении ряда сопутствующих задач хозяева активно используют мотоблоки. Современные модели от проверенного производителя надежны, многофункциональны и готовы к существенным нагрузкам, но стоят дорого. Механизировать свой труд можно и без солидных финансовых вложений: мотоблок достойного качества можно сделать своими руками из подручных или доступных в цене материалов и запчастей. В зависимости от перечня актуальных работ и необходимой мощности выбирают чертеж и основу для будущей техники. Самодельный мотоблок может конкурировать с заводскими моделями, если уделить достаточно времени изучению чертежей, сбору информации и подбору долговечных элементов конструкции.

Преимущества самодельного мотоблока

Даже самые бюджетные мотоблоки от проверенных брендов стоят довольно дорого. Главное достоинство кустарной техники - минимальная цена . Собирая изделие из собственных или дешево приобретенных составляющих частей, владелец сможет получить в свое распоряжение производительный и надежный агрегат. Устройство можно оснастить граблями и другим навесным оборудованием.

Назначение мотоблока - обработка земли, посадка и сбор урожая. Устройство позволяет бороться с сорняками, если его оснастить косилкой. Зимой его используют на снегоочистительных работах, оборудовав специальным отвалом. Основные преимущества изделия:

  • низкое потребление топлива - стандартного бака хватает минимум на полдня работы;
  • возможность усовершенствования техники для транспортировки грузов;
  • оперативное выполнение большого перечня сельскохозяйственных и бытовых работ.

Зарубежные покупные мотоблоки стоят слишком дорого, а китайские агрегаты часто выходят из строя. Поэтому решение произвести довольно производительное устройство в домашних условиях оказывается выгодным вложением своего труда и времени.

Что понадобится в работе?

Начать следует из определения оптимальной мощности будущего изделия. На этапе планирования необходимо тщательно изучить конструкцию подходящих для использования на вашем участке заводских моделей . Это позволит избежать непредвиденных обстоятельств. Стоит заранее начертить четкую схему расположения каждого элемента.

В работе будут необходимы: болгарка, дрель, сварочный аппарат, слесарные инструменты. Важно заранее позаботиться о приобретении расходных материалов и средств защиты (маска для сваривания, очки, перчатки). Сборка начинается из рамы. Элемент техники можно сварить из стальной трубы нужного диаметра. Далее добавляется цепной редуктор и ходовая.

Популярные основы для техники

Самодельные мотоблоки являются переделкой устаревшего или ненужного устройства. Умельцы собирают многофункциональные устройства из бензопилы или мопеда, а с необходимыми навыками и знаниями переделать можно и мотоцикл. Последний вариант наиболее трудоемкий и реализуем, если есть фрезерноый и токарный станок. Поэтому подробно стоит остановиться на более простых способах создания мотоблока.

При создании мотокультиватора можно использовать совместимые запчасти от разных устройств. Обязательными элементами системы являются: двигатель, трансмиссия, редуктор, система агрегатирования для оснащения техники навесным оборудованием . Блок управления должен состоять из тормоза, средств переключения скоростей и контроля уровня подачи топлива.

Оборудование на базе КПП от ЗАЗ

Этот вариант производства малогабаритного трактора надежный, быстрый и доступный в цене. Приступать к работе следует после того, как были изучены все чертежи. Готовый мотокультиватор способен орать, вскапывать грунт, перевозить грузы вплоть до 800 кг. Кроме КПП ЗАЗ или ВАЗ, будут необходимы: рулевая рейка авто, передняя подвеска, бортовые редукторы и колеса. В качестве двигателя целесообразно использовать ЗИД-5.

Мотоблок на базе КПП ЗАЗ

Ось изготавливается из стальной трубы с шарикоподшипными корпусами на концах для крепления колес. Приварив кронштейны, можно монтировать КПП. Далее устанавливается мотор. Управляется мотоблок ручками на вертикальном удерживателе.

Переделка мопеда в мотокультиватор

Это бюджетный способ сделать мотоблок своими руками. Для работы подойдут запчасти и мост от любого мопеда, но чаще всего используют "Муравей". Сборка начинается со сварки рамы. Для этого подойдут 4 мм листы металла и трубы диаметром 40 мм. К готовой конструкции крепят двигатель на трех опорах. Мотор следует предварительно перебрать. Непосредственно над "сердцем" мотоблока монтируется крышка принудительного охлаждения. Цепная передача сооружается с использованием привода двигателя. Приваренная металлическая трубка будет выполнять роль руля.

Важный нюанс: необходимо избежать ошибки в расчете параметров нижнего картера на раме. Передаточное число двигатель-редуктор - 4:1, в редукторе - 2,5:1.

Из мопеда "Муравей"

Готовое устройство будет обладать весом порядка 90 кг и его мощности вполне достаточно, чтобы присоединить плуг и пахать грунт на штык глубиной.

Мотоблок из бензопилы

Такой подход к делу пользуется спросом благодаря малому весу и небольшим габаритам будущего мотокультиватора, а также простотой работ. Готовое оборудование обладает высокой мощностью и его производительность не вызовет сомнений. Финансовые расходы на создание агрегата из бензопилы окажутся минимальными, особенно если переделывать отечественную модель.

Из бензопилы "Дружба"

Рама мотоблока должна иметь форму куба с углами 32×32 мм. Поперечины каркаса станут основанием для двигателя, а место под ними можно использовать для установки топливного бака. Оптимальным креплением будут кронштейны. К опорам следует приварить подшипники. Важно, чтобы центр тяжести изделия располагался строго над колесной опорой. Управление агрегатом будет осуществляться посредством приваренных труб.

Для старта двигателя подходит замок зажигания от ЗАЗ или ВАЗ. Этот мотоблок способен функционировать на бензине низкого качества и дешевых смазочных материалах. Благодаря компактным размерам, техника станет эффективной даже в труднодоступных местах.

Не стоит экспериментировать, это приводит к потере времени и средств. Четкое применение стандартных решений и использование опыта удачных модернизаций техники гарантирует положительный исход работы.

Создание самодельного мотоблока отнимет немало времени, но более доступного в цене способа получить эффективную технику для выполнения различных транспортных и сельскохозяйственных задач не существует. Самодельное устройство поможет качественно выполнить работу и тратить меньше на обслуживание и расходные материалы, если сравнивать с заводскими моделями.

Жители сельской местности, дачники, огородники, словом, все, кто трудится на земле, всегда мечтают о механизированном «помощнике». Они ожидают от него, наконец, чтобы он заменил лопату. Лучшим станет мотоблок. Мы пошагово расскажем для них о том, как в своем дворе из подручных материалов соорудить такой агрегат.

Представим идеи из чего можно сделать простой мотоблок. Во-первых, главный узел – это двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Чаще одноцилиндровый, чтобы расход бензина был меньше. Во-вторых, конструкция должна позволить пахать, полоть и стать транспортным средством.

На мотоблок можно навесить ряд самодельных устройств, облегчающих работы на огороде. Наиболее необходимые: отвальный или безотвальный плуг, барабанный или лапчатый культиватор, косилка травы с минимальным захватом или насос для подачи воды из любого источника.

Сразу возникнет вопрос: какой расход бензина? На мотоблоке ставится бак на 4 литра. Его достаточно на полдня работы двигателя. Но только если это не целинный (уплотненный) участок, а часто обрабатываемый, пусть и лопатой.

Пошаговое конструирование

Определите мощность ДВС. Помните: ДВС с воздушным охлаждением перегреваются от длительной работы, им необходима и принудительная вентиляция. Поэтому отложите ДВС от бензопил, даже от «Урала 2Т Электрон» с 5 лошадиными силами (л.с).


Продуктивнее ДВС от мотоциклов марки «Планета» – одно- и двухцилиндровые (16-22 л.с). Подойдут и советские мотороллеры группы «Вятка» (прототип итальянской «Веспы»), а также «Тула» и ее прототипы, в том числе, грузовой «Муравей». Их мощность – от 5,5 до 8-11 л.с. Такие мотоциклы и мотороллеры еще стоят в гаражах и сараях, их можно за бесценок купить по объявлениям.

Продолжим подробные инструкции, как сделать мотоблок. Тем, кто имеет земельный участок в 20-50 соток предложим изготовить мотоблок с ДВС одноцилиндрового мотоцикла Иж-49 или двухцилиндрового К-700, или первых выпусков «Уралов».

Техническая ценность «Иж-49» – в стальной головке двигателя, а не алюминиевой. Несмотря на мощность в 11,5 л.с, этот «Иж» даст фору в тяговой силе преемнику – «Иж-Планета П-5» с его двадцатью «лошадьми».

В селах еще сегодня им без переделок пашут огороды. А на прицепах возят до полутора-двух тонн сена. Они тихоходные, поэтому не греются.

Что необходимо для сборки:

  • «донор», с которого снимаются некоторые запчасти;
  • чертежи (из Интернета или паспорта заводского мотоблока);
  • сварочный, желательно и мини-токарный агрегат (есть школьного типа);
  • набор инструментов.

Особенности сборки

Главное в этом – чертежи и размеры мотоблоков своими руками. Начертите их даже от руки, проставив параметры, обозначив места сварки, крепления болтами.


Установите на раму главный редуктор от «Муравья». Рама – от старого мотоцикла, с которого убрано вилку переднего колеса. Сзади рамы прикрепите сцепку для навесного оборудования. Колеса от классики («жигули») прикрепите на трубу-ось.

Основные узлы

Про ДВС сказано основательно. На «Ижи», работающие с большими оборотами, необходим ходоуменьшитель. Его монтируют на многие мотоблоки, продается он в качестве обычной запасной детали.

Фабричный редуктор уже укомплектован ходоуменьшителем. Самим его не собрать, лучше купить или демонтировать с нерабочего или устаревшего мотоблока. Это простые варианты мотоблоков своими руками.

Тележка-прицеп

Заводские агрегаты часто компонуются двухколесной тележкой с сиденьем для водителя. Не составит особого труда приставки для мотоблоков собрать своими руками. Одна из них – тележка-прицеп.

Что необходимо подготовить к работе:

  • металлические трубы;
  • колеса, предпочтительны десятидюймовые от старого советского мотороллера или мотоколяски;
  • стальные листы толщиной 0,2 – 0,3 миллиметров;
  • уголки, метизы, инструменты.

Сваривать раму желательно в одном месте. Так она получит прямоугольную форму без вертикальных изгибов.

Технология сборки

Из уголков делаете поперечины, которые будут устанавливаться сзади и спереди. Их соединяют вертикальными профилями с прямоугольным просветом. Получите решетку.

К продольным прицепите такие же четыре стойки – крепеж для бортов.

К решетке привариваете сталь 0,3 мм, борта делаете из 0,2 мм.

К поперечным балкам привариваете лонжероны. На них крепите рессоры от «москвича», «жигулей – классики». Середины рессор соедините с колесной балкой.


Приварите в передней части «дышло» для не жесткого сцепления с мотоблоком.

Сидение устанавливают либо на удлиненном дышле, либо в кузове прицепа. Оно – от переднего места любого легкового автомобиля, или сваренное самими и оборудованное мягкой подушкой и спинкой.

Гусеницы на мотоблоке

Крестьяне, дачники работают в поле, на огороде чуть ли не до первого снега без морозов. Въехать на такую почву или выехать на асфальт или грейдер мотоблоку с прицепом непросто. Для наглядности сделайте фото мотоблока своими руками.

Усовершенствуют тяговую силу установкой своеобразных гусениц из транспортерной ленты или старых покрышек. Но тут необходим некоторый опыт или подсказка умельцев.

Проще в такую погоду надевать на шины цепи для легковых автомашин. Выехали из грязи, снега на асфальт – снимите цепи, и домой без происшествий.

Фото мотоблоков своими руками

В статье раскрывается принцип создания мотоблока своими руками для осуществления механизации операций, связанных с обработкой сельскохозяйственных приусадебных участков.

У людей, которые обрабатывают дачные или приусадебные участки, а также живущих в сельской местности, очень часто встает вопрос о механизации работ по посадке, выращиванию и уборке урожая. В наше время на рынке сельскохозяйственной техники предлагается множество агрегатов, которые способны выполнять любые сельскохозяйственные операции.

Список необходимых материалов и запчастей

Для изготовления рамы будущего агрегата необходимо приготовить стальные уголки 36,0х36,0 мм или трубы 60,0×50,0x2,0 мм.


Со старой техники для изготовления мотоблока можно использовать:

Инструмент для сборки агрегата

Для качественного и оперативного выполнения сборочных работ необходимо приготовить следующий основной инструмент:

  • шлифовальную машинку с диском для резки металла;
  • сварочный аппарат;
  • мощную дрель;
  • набор рожковых (накидных) ключей;
  • тиски.
Вариант решения проблемы механизации при минимальных финансовых затратах является мотоблок своими руками.

Последовательность изготовления мотоблока

Рассмотрим, как сделать мотоблок своими руками при минимальных финансовых затратах.

Первым вопросом необходимо решить проблему с трансмиссией, так как для мотоблока необходим более высокий крутящий момент и соответственно не высокая скорость. Для этого необходимо изготовить промежуточный вал с двумя звездочками. Для первой передачи подойдет штатная шестерня.Такая кинематика позволяет снизить частоту вращения промежуточного вала почти в 8,5 раз. Основная передача остается цепная.

Соотношение зубьев второй звездочки должно соответствовать 1:4,5.

Видео мотоблок своими руками.

Принцип работы мотоблока

Мотоблок позволяет выполнять множество сельскохозяйственных работ. Его универсальность обеспечивается разнообразным навесным оборудованием, которое можно установить на агрегат.

От двигателя крутящий момент передается на промежуточный вал с помощью цепной передачи через две закрепленных на нем звездочки. Вместе с валом вращаются закрепленные на нем колеса, приводя агрегат в движение. С помощью ручки газа можно поддерживать необходимую скорость движения.

Таким образом, изготовленный самостоятельно мотоблок, является отличным помощником по обработке сельскохозяйственных участков и значительно упрощает выращивание урожая. И плюс ко всему вы сможете сами осуществить ремонт мотоблока своими руками.

Перед началом работ необходимо тщательно изучить строение мотоблока. Для его создания потребуется двигатель от мотоцикла или бензопилы. Но стоит помнить, что должна быть мощной. При желании может быть изготовлена борона для мотоблока своими руками, а также другое навесное оборудование.

Общее описание мотоблоков

У многих нет возможности вспахивать землю при помощи трактора, а вручную обрабатывать даже небольшой огород достаточно трудно. Но если у владельца участка есть мотоблок, таких проблем не возникает, так как обработка почвы происходит быстро и достаточно легко.

Одним из преимуществ описываемых агрегатов является небольшое количество потребляемого топлива. Многим владельцам таких изделий хватает 5 литров бензина на несколько часов работы. Но не все имеют возможность приобрести заводскую конструкцию, так как дешевые модели являются недостаточно мощными для выполнения всех работ, а более качественные изделия могут купить далеко не все владельцы участков.

Если же использовать старую технику в качестве донора, можно создать надежный мотоблок для огорода своими руками, который прослужит несколько десятков лет. При этом создать конструкцию можно без траты большого количества денег.

При помощи описываемого агрегата можно выполнять такие работы, как:

  1. Перевозка грузов. При мощи мотоблока можно переводить груз до 300 кг. Для этого к агрегату присоединяется прицеп.
  2. Вспашка почвы, а также боронование. Это производится при помощи такого навесного оборудования, как бороны, фрезы и культиватора.
  3. Посадка культур.
  4. Удобрение почвы на своем участке.
  5. Окучивание.
  6. Сбор картофеля.

Также мотоблок может быть использован для таких работ, как бурение, уборка снега и подметание территории.

Что нужно для создания мотоблока

Прежде чем начинать собирать агрегат, нужно определить мощность будущей конструкции. Если донором для нового устройства является бензопила, лучше выбирать мощный двигатель «Урала». Также для создания мотоблока подойдет мотор старого мотоцикла.

У многих остались старые мотоциклы, которые перестали использоваться, поэтому найти такие не составит труда. Средняя мощность многих старых мотоциклов равна 16-22 лошадиным силам.

Перед тем как сделать мотоблок своими руками необходимо найти чертежи таких устройств. Не стоит забывать и о сварочном аппарате.

Схема устройства мотоблока

Перед установкой двигателя от мотоцикла стоит увеличить тягу. Это необходимо для более легкого старта мотора. Для этого достаточно заменить установленный клапан на лепестковый. Это позволит сэкономить на топливе во время использования мотоблока.

Редуктор можно взять с мотороллера. В качестве рамы будущего изделия может выступать измененная конструкция от мотоцикла. Для этого достаточно обрезать вилку для переднего колеса, а также другие детали, мешающие монтажу оборудования.

Мотор некоторых мотоциклов является слишком мощным для мотоблока, поэтому следует установить ходоуменьшитель. Стоит помнить, что для оси мотоблока не следует использовать трубу, так как такие изделия ненадежны. Эта деталь должна быть цельной.

При желании можно сделать телегу для мотоблока своими руками.

Основные узлы агрегата

Перед началом работ по созданию мотоблока следует подробно узнать о следующих элементах конструкции:

  • ходоуменьшитель;
  • редуктор.

Первый названный узел является частью коробки передач и необходим для нормальной работы устройства на низких скоростях. Многие работы на участке производятся медленно, поэтому этот элемент необходим. Например, выкапывание картошки и нарезание борозд происходит на низких скоростях.

На всех заводских моделях установлен ходоуменьшитель, поэтому его следует закрепить и на самодельном устройстве. Если данный элемент не будет установлен, сделанный собственными руками мотоблок можно будет использовать только для перевозки грузов или для вспашки больших участков земли.

Редуктор на агрегате устанавливается между мотором и колесами. При установке определенного навесного оборудования крутящий момент передается на закрепленное устройство. В пример можно привести снегоочиститель или бур.

При отсутствии опыта работы с такой техникой не стоит пытаться самостоятельно собирать редуктор, а также закреплять ходоуменьшитель. Проще всего приобрести такие механизмы в специализированных магазинах. Часто они снимаются со старой техники, которая уже не используется.

Плуг

Чтобы сделать плуг для мотоблока своими руками, стоит найти сталь, толщина которой равна 3-5 мм. Сначала создается лемех. Обычно эта деталь делается из диска для циркулярной пилы. Режущая кромка лемеха сначала отбивается на наковальне, а затем затачивается таким же образом, как и лезвие косы.

После изготовления лемеха происходит создание отвала. Для него можно использовать трубу, диаметр которой равен 0,58 м. При этом толщина стенок не должна превышать 0,5 см. Подготовив все необходимые детали собрать плуг для мотоблока своими руками.

Чтобы не ошибиться во время сборки всех элементов плуга в единое целое, сначала стоит сделать это при помощи макета. После создания лемеха, отвала и дополнительных компонентов необходимо соединить их точечной сваркой. Щиток и стойки стыкуются с лемехом и привариваются как на чертежах. Правильно сделав все элементы, можно сделать плуг для мотоблока своими руками, который ничем не отличается от заводских изделий.

В представленном видео показан процесс создания мотоблока.

Адаптер

Многие владельцы описываемых устройствиспользуют адаптер, чтобы сделать передвижение более комфортным. Такая конструкция является непрактичной, так как вместо нее можно установить прицеп. На котором будет расположено сиденье. Но, все же, многие владельцы мотоблоков создают такие конструкции.

Сделать их можно даже не имея опыт создания таких конструкций. Сначала нужно убедиться, что на мотоблоке есть сделка, которая предназначена для присоединения адаптера. Если она имеется, можно приступать к следующим работам:

  1. Сперва необходимо найти трубу прямоугольного сечения, которая будет иметь следующие параметры: длина 1,7 м, ширина и высота около 4 см.
  2. Затем на одном конце данного изделия необходимо приварить трубу длиной около полуметра, которая станет основой для стоек колес. Во время выполнения таких работ стоит помнить, что высота стоки от середины колеса до основы крепления должна составлять около 35 см.
  3. Рама с сиденьем может иметь различный вид. выбор определенного варианта зависит от телосложения и предпочтений владельца.
  4. Чтобы конструкция была надежной, к поперечным трубам необходимо приделать раскосы.
  5. На последнем этапе на раму устанавливаетсярычаг, при помощи которого можно управлять навесным оборудованием.

Таким образом, чтобы создать адаптер, необходимо иметь стальную трубу, колеса, сиденье и сварочный аппарат.

Грунтозацепы

Создаются грунтозацепы для мотоблока своими руками для увеличения эффективности механизма. Даже большие колеса не всегда позволяют качественно обработать почву. Указанные изделия хорошо сцепляются с почвой, что позволяет работать более эффективно.

Существует три распространенных типа грунтозацепов:

  • накладки на колеса;
  • грунтозацепы из стального листа;
  • изделия, созданные на основе автомобильных дисков.

Накладки на колеса изготавливаются из стального листа толщиной около 5 мм. Такие изделия представляют собой загнутые листы металла, на которых располагаются приваренные уголки. Подобные грунтозацепы можно закреплять на колесах и снимать их, так как края затягиваются при помощи болтов.