Как отличить фарфор от фаянса. Фаянс и фарфор отличия. Фаянс. История возникновения и особенности изготовления фаянса Сравнение фарфора и фаянса

Как отличить фарфор от фаянса. Фаянс и фарфор отличия. Фаянс. История возникновения и особенности изготовления фаянса Сравнение фарфора и фаянса
Как отличить фарфор от фаянса. Фаянс и фарфор отличия. Фаянс. История возникновения и особенности изготовления фаянса Сравнение фарфора и фаянса

Посуда изготавливается из самых разных материалов - стекла, керамики, дерева, фаянса, фарфора и даже пластика. Наиболее востребованными считаются изделия, для производства которых был использован фарфор, фаянс и керамика. Многих интересует вопрос о том, как отличить эти материалы друг от друга, а сделать это несложно.

Фарфоровая посуда


Фаянс и фарфор - отличия материалов:
  1. Фарфор - это керамика, которая характеризуется непроницаемостью для воздуха и воды, но в то же время имеющая незначительную толщину. Что же такое керамика? Ответ прост - это материал, который производится путем спекания глины с некоторыми минеральными добавками. Что касается самого фарфора, то его основными составляющими считаются каолин (глина), полевой шпат и т. д. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом. На поверхности фарфора невозможно увидеть поры, так как таковые отсутствуют. Это и обеспечивает прочность фарфора, делающего его идеальным сырьем для производства посуды.
  2. Фаянс - это материал, который своими свойствами напоминает фарфор, однако фаянсовое изделие, в отличие от фарфорового, будет иметь мелкие поры. Чем отличается фарфор от фаянса? Последний поглощает определенное количество влаги (около 12%), в то время как для фарфора это свойство нехарактерно. Фаянс на 85% состоит из глины, чем и объясняется свойство материала к поглощению воды. Именно по этой причине все изделия из фаянса покрывают глазурью.

Фарфор и фаянс: виды

Прежде чем разобраться, как отличить фарфор от фаянса, следует узнать о видах этих материалов. Существуют такие виды фарфора:

  1. Твердый: получают путем двойного отжига под воздействием температуры от 1350 до 1450 градусов, что позволяет получить сверхпрочный материал для изготовления посуды. Условно твердый фарфор делят на такие виды: хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп твердого фарфора, то условно выделяют европейский (в его составе преобладает глина) и восточный (обжигают его при более щадящем температурном режиме, а сам фарфор содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают благодаря обжигу при температуре до 1350 градусов. Его цвет и характеристики во многом напоминают твердый фарфор, однако мягкий материал больше поддается воздействию перепадов температуры. Весь мягкий фарфор делят на европейский, французский и английский.

Что касается фаянса, то он бывает:

  • глиноземным;
  • шамотным;
  • известковым;
  • полевошпатовым.

Не секрет, что фарфор стоит дороже по сравнению с фаянсом, чем и пользуются недобросовестные продавцы изделий, изготовленных из этих материалов. Чтобы не попасться на уловки обманщиков, следует узнать, чем могут отличаться эти виды сырья для производства посуды.

Фаянсовый лебедь

Отличия

Фарфор или фаянс - как их различать:

  1. Следует взять изделие (это может быть кружка, тарелка, статуэтка и т. д.) и обратить внимание на его ободок. Если краешек, не покрытый глазурью, имеет белый цвет, то высока вероятность того, что рассматриваемое изделие произведено из фарфора.
  2. Затем тестируемый предмет следует рассмотреть на свету. Если он просвечивается, то это свидетельствует о том, что для его изготовления был использован фарфор. Что касается фаянса, то у него подобная характеристика отсутствует. Если проверяется объемное изделие, то следует обратить внимание на его дно. Отсутствие на нем глазури будет говорить о том, что изделие произведено из фарфора.
  3. Следует взять изделие и слегка ударить по нему металлическим предметом. Фарфор издаст чистый и звонкий звук. Что касается фаянса, то звук, исходящий при ударе об него, будет приглушенным.
  4. Со временем фаянс может терять свою привлекательность - на изделиях из такого материала образуются трещины. Для фарфора это явление нехарактерно.
  5. Можно оценить вес изделия. Если оно небольшое, но достаточно тяжелое, то это будет свидетельствовать о том, что изделие произведено из фаянса.
  6. Изделия из настоящего фарфора не покрываются краской, так как она искажает натуральный белый цвет материала. Посуда из фаянса практически вся цветная и пестрая.

Посуда и предметы декора из фарфора, в отличие от фаянсовых, имеют высокую стоимость. Чтобы не ошибиться при покупке фарфоровых изделий, предпочтение стоит отдавать товарам, предлагаемым под известными брендами.

В каждом доме найдется какая-нибудь фаянсовая посуда: это может быть старая тарелка или пиалка, красивая бабушкина ваза или сахарница, чудом сохранившийся чайный набор или простая салатница. В советские времена фаянсовая посуда была весьма популярна, достать ее было не так сложно, и стоила она значительно дешевле той же фарфоровой посуды. Качество, конечно, было на порядок хуже, но кто при всеобщем дефиците об этом думал. Сейчас фаянсовая посуда не столь популярна, ведь магазины посуды заполнены более качественным и доступным по цене товаром, но все же любители посуды именно из фаянса встречаются и сегодня. Кроме того, заведения общепита предпочитают именно фаянсовую посуду из-за ее дешевизны и часто оригинального рисунка.

Относится к разряду керамической посуды. Само слово фаянс произошло от названия города Фаэнца в Италии, где активно выпускалась керамическая посуда разных видов.

Черепок (обожжённая масса для изготовления изделий) фаянса характеризуется такими качествами как мелкопористость, хрупкость, плотность. Так как фаянс состоит по большей части из глины, то он способен поглощать влагу. Именно поэтому посуду из такого материала покрывают глазурью, которая обладает водоотталкивающими свойствами. Фаянсовая посуда внутри, как правило, белого цвета, а снаружи покрыта, как мы сказали, бесцветной или цветной глазурью.

В состав всей фаянсовой посуды обязательно входят такие вещества как огнеупорная белая глина и кварц. В зависимости от характера и количества дополнительных примесей выделяют 4 разновидности фаянса:


  1. Известковый. Помимо беложгущейся глины и кварца, в состав таких фаянсовых изделий входят доломит и мел. Фаянсовая посуда известковой разновидности подвергается относительно недолгой термической обработке при низкой температуре.
  2. Мягкий. В составе фаянсовых изделий данной категории, кроме традиционных глины и кварца, содержатся также различного рода плавни (вещества, вызывающие при обжиге образование легкоплавких соединений).
  3. Полевошпатный. Уже исходя из самого названия данного вида, нетрудно определить, что такой фаянс, помимо белой глины и кварца, содержит определённую долю полевых шпатов (породообразующих минералов).
  4. Твёрдый . Такой фаянс отличается высокими механическими характеристиками. Фаянсовые изделия данного типа проходят обжиг при повышенной температуре.

Достоинствами посуды из фаянса являются: низкая стоимость, относительная прочность (благодаря использования подглазурных декоров), практичность в повседневном использовании.

Краткая история фаянса


Первые упоминания о фаянсе связаны с историей Древнего Египта. Согласно имеющимся данным, фаянс производился в Египте и Месопотамии ещё в 4500 году до нашей эры. Правда, состав древнего фаянса сильно отличался от состава современного. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с различными примесями: известняк, сода, железные и медные руды.

До Старого Света фаянс добрался лишь в XVI веке. Сначала он под именем майолики выпускался в итальянских городах: Урбино, Фаэнца, Губбио, - а затем уже истинно фаянсовые изделия стали производиться в Сен-Порше во Франции.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами. Фаянс с синими рисунками, а также расписанный золотым люстром фаянс производились на фабриках Гжели.

Перечень фаянсовой посуды

Самыми распространёнными предметами фаянсовой посуды являются:


Отличие фаянсовой посуды от фарфоровой

Фаянсовая посуда отличается от фарфоровой более низкой степенью белизны, меньшей прочностью, большей толщиной стенок, а также плавностью форм готовых изделий.

Фаянсовая посуда не может хранить тепло пищи так же долго, как фарфоровая.

Фаянсовая посуда не выдерживает высокие температуры, в отличие от изделий из толстого фарфора. Фарфоровую посуду можно мыть в горячей воде, а у фаянсовой в таком случае может потрескаться вся эмаль. Именно по этой причине фаянсовую посуду не стоит использовать в микроволновой печи и посудомоечной машине.

Чтобы различить фаянсовую и фарфоровую посуду, надо постучать по краю тарелки. Фарфоровая - издаст отчётливый длительный гул, в то время как фаянсовая отзовётся глухим звуком.

А еще можно взять тонкую тарелку, изготовленную из фаянса, и рассмотреть ее на свету. Фаянсовая тарелка окажется абсолютно непрозрачной, а вот фарфоровая будет просвечивать.

Главные преимущества фаянсовой посуды:

  • доступная цена,
  • большое разнообразие изготавливаемой посуды: от ваз и салатников до мелких тарелок и чашек,
  • интересный дизайн: посуда покрывается глазурью и ее можно расписывать как угодно,
  • такая посуда, покрытая глазурью, не впитывает моющие средства, а значит остается безопасной,
  • по той же причине не впитывает грязь и жир, а значит легко моется,
  • практичность: она подойдет для многоразового ежедневного использования,
  • легкость хранения: тарелки из фаянса можно ставить друг на друга и они нисколько не повредятся,

Среди минусов фаянсовой посуды:

  • невозможность использования в микроволновой печи и посудомоечной машине,
  • фаянс боится высоких температур, мыть следует в теплой воде, а не в кипятке.

Все же несмотря на некоторые недостатки фаянсовой посуды и преимущества фарфоровой, спрос на фаянсовые изделия не падает и множество кружек и тарелок, продаваемых сегодня в России, изготовлено именно из фаянса. А вы пользуетесь фаянсовой посудой?

Видео: изготовление фаянсовой посуды

Фаянс (фр. faïence ) - одна из разновидностей керамики, отличающаяся плотностью и наличием мелких пор. Каждое такое изделие обязательно покрывается глазурью. Название произошло от французского города Фаэнца, где когда-то в больших количествах производили посуду из этого материала. При изготовлении фаянса используются те же компоненты, что и при изготовлении фарфора. Отличие лишь в соотношении компонентов и в режиме обжига. Фаянсовые изделия стоят несколько дешевле фарфоровых.

Высшим сортом считается опак. Стоимость этой разновидности сравнима со стоимостью фарфора. В основном фаянсовая смесь состоит из глины, кварцевого песка, полевого шпата. При изготовлении мягких видов иногда также добавляется мел.

История фаянса

Изделия из материала, очень похожего на фаянс, изготавливались в Древнем Египте, а также в Китае IV – V вв. Позднее технология была заимствованы иранцами, корейцами и японцами (XI – XIII вв.). Особую ценность имели иранские изделия, покрытые кремовой глазурью. В Европе фаянс впервые начали выпускать только в середине XVI века. Французские мастера изготавливали покрытый кобальтовой синей либо многоцветной подглазурью материал. В XVIII – XX веках производство фаянса в Европе достигло наивысшего расцвета. Фаянсовые изделия того времени отличались замечательными практическим и эстетическим свойствами.

Предшественницей фаянса у нас в стране была майолика. Производилась посуда из нее на фабрике Гребенщикова, открытой в 1724 году (Петербург). Именно на этой, а позже и на гжельских фабриках начали выпускать первый фаянс. На широкую ногу производство изделий из этого материала было поставлено в начале XIX века. В это время были открыты крупнейшие заводы Ауэрбаха недалеко от Твери и Киево-Межигорский.

Разновидности фаянса

Сегодня выпускаются самые разные виды фаянса. В основном различают глинистый, мягкий (известковый) и твердый (полевошпатовый) материалы.

Для изготовления твердого фаянса используются высококачественные глины (50 – 65%), полевой шпат и кварц (примерно 10%). Такие изделия отличаются высокой прочностью и долговечнее других. Чаще всего из твердого фаянса выполняют посуду.
В состав мягкого фаянса входит больше глины (75 – 83%). Изделия из него имеют меньшую прочность.

В наше время изготавливают также майолику и гончарные керамические изделия, которые можно отнести к разновидностям фаянса.

Гончарная керамика – старейший вид изделий из глины. Такие изделия отличаются естественно окрашенным непросвечивающим черепком. Цвет его может варьироваться от желтого до темно-коричневого. При изготовлении такой посуды используются окрашенные легкоплавкие глины. В состав также добавляется кварцевый песок (около 15%). Гончарная посуда способна выдерживать очень высокие температуры, поэтому ее используют для приготовления пищи в печах и духовках.
Майолика – разновидность фаянса, отличающаяся цветным или светлым мелкозернистым черепком. При изготовлении такой посуды могут быть использована глина с большим содержанием примесей окислов железа.

В XIX веке в России выпускался в основном белый фаянс. Иногда на ярмарках также можно было встретить полуфаянсовую посуду с синей росписью или золотистым люстром. Выпускали эти изделия мастера Гжели. Оформленную рисунками же посуду из этого материала впервые начали изготавливать на фабрике товарищества Кузнецова. Изделия, выпускаемые здесь, представляли собой опак, украшенный рельефами, печатными изображениями и цветной глазурью. Несмотря на дешевизну, такая посуда отличалась высокими художественными качествами. В последующем предприятие Кузнецова было переименовано в завод имени М. И. Калинина, а еще позже – в Конаковский фаянсовый завод. В середине прошлого века мастерами этого предприятия выпускалась исключительно посуда, декорированная надглазурным способом. Шаблоны и трафареты для печати рисунков подготавливали известные художники. Помимо печатного способа украшения фаянсовых изделий, в это время на заводе также использовалась роспись и аэрография.

После Великой Отечественной войны фабрику пришлось восстанавливать. На первых порах был налажен выпуск лишь старого, еще кузнецовского столового сервиза, широко известного, как «сервиз №2». Расцвет конаковского фаянса, отличающегося прекрасными рабочими и эстетическими качествами, пришелся на 50-е годы прошлого века. Изделия этой фабрики пользовались заслуженной популярностью как в СССР, так и за рубежом. Художникам Конаковского завода удалось полностью раскрыть все привлекательные свойства фаянса и майолики. Именно в этот период на предприятии была запущена поточная линия для декорирования посуды через шелковую сетку и деколью. В 1975 г. на заводе был организован участок малосерийной продукции. Здесь изготавливалась самая красивая фаянсовая посуда СССР тех лет.

На сегодня эта компания считается одним из крупнейших производителей декоративного фаянса и майолики. Конаковское предприятие производит две разновидности керамических изделий, отличающихся технологией глазурирования, политого обжига и декорирования.

В современной России существует огромное количество и других компаний, занимающихся производством фаянсовых изделий (московские «Промыслы Вербилок», Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение» и др.). Благодаря своей дешевизне, высоким декоративным качествам и прочности фаянсовая посуда по-прежнему остается необыкновенно популярной у потребителя. Подобные изделия предназначены зачастую не только для повседневного использования. Красивые фаянсовые сервизы традиционно служат настоящим украшением для праздничного стола.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФАЯНСА

Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается Опак.
Неповторимая посуда из фаянса в Интерьерном бутике COTE TABLE, ул. Пушкинская 61.

Как отличить фаянс от фарфора?
Неспециалист может с легкостью отличить фаянс от фарфора, зная основные свойства этих таких разных керамических изделий. При постукивании по фарфору он издает звонкий звук, фаянс - глухой. Даже тонкий фаянс никогда не просвечивает, тогда как тонкий фарфор просвечивает. На дне фарфорового изделия обязательно будет неглазурованный ободок, так как фарфор обжигают два раза, после первого обжига покрывают глазурью, и, чтобы изделие не прилипло к подставке, счищают слой глазури с донышка.
В заблуждение может ввести кракелюр, который является признаком старого фаянса, но не свойственен фарфору. Однако, из этого правила есть и исключения. Цек глазури - это сеть мелких трещин, возникающая в двух случаях - при несовместимости состава глазури, свойств черепка и температуры обжига, либо на мягком фарфоре. Из-за высокого водопоглощения мягкого фарфора спустя время глазурь даёт этот самый цек. Кракелюр у фаянса возникает по тем же причинам.

Фаянс непрозрачен


Фарфор просвечивает


На изломе фаянс пористый, цвет от белого до кремового.


черепок фарфора на изломе плотный, от белого до сероватого цвета


Фаянсу свойственен кракелюр.


Дно фаянсового изделия сплошь покрыто глазурью.

На дне фарфоровой вещички будет шероховатый неглазурованный ободок.

Простой горшечник, гончар, Палисси стал изобреталелем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии.
Палисси занимался фаянсом, эмалями, глазурью, выпустив в свет трактат "О гочарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне"(1580). Он изучил и опубликовал немало призводственных тайн и секретов, но оставил и свои: целый ряд рецептов его глазурей не раскрыты и по сей день.

Хабанская керамика XVII - XVIII веков из собрания Музея декоративно-прикладного искусства в Будапеште.
Хабанская керамика - фаянс, производившийся готарами-гуттерами в 16-18 веках в Моравии, Словакии и Трансильвании. В конце 18 - первой половине половине 19 века производство постхабанской керамики было налажено колонистами-гуттерами на Черниговщине, где впоследствии его традиции были продолжены и сохранены до 1920-х гг. их украинскими преемниками.
Название хабанская керамика происходит от слова «хабаны» (вероятно, словацкий вариант воспроизведения немецкого слова «Haushabener»).
Первоначально производство хабанской керамики было ориентировано на аристократические круги. Работа чаще всего исполнялась на заказ. Хабаны изготовляли многопредметные столовые сервизы, шарообразные широкогорлые кувшины с одной ручкой, цилиндрические и конусовидные кружки, граненые банки, миски, декоративные тарелки и подносы, солонки, парадную апгетную посуду, изразцы, кафли и т. д.
В ранний период основными мотивами декора X. к. являлись скромный растительный орнамент, геральдические изображения и надписи.
Информация: http://www.rusdeutsch-panorama.ru/jencik_statja.php?m ..

1695

1726


1728

1655


1729

1687


1710

ПОСУДА

Милая незатейливая дигуэнская фаянсовая посуда с цветочным орнаментом в сине-красной цветовой гамме, выпускавшаяся в первой половине ХХ-го в. в бургундском городке Digoin, снова узнаваема и популярна. Во Франции была издана книга "Fleurs de Digoin" , авторы которой создали множество схем для вышивки крестом по мотивам дигуэнского фаянса. http://livbook.ru/book/hobby_remesla/10319-fleurs-de- ..


...вдохновленные цветами...роспись фаянса...
...Паула Колинз

Вполне самостоятельная тарелка английских производителей-Johnson Brothers.

Название компании происходит от имен её основателей:Альфреда, Фредерика Генри и Роберта.Вначале они специализировались на производстве прочной глиняной посуды,а потом,компания разработала продукт, известный как"semi-porcelain "-полу-фарфор,или фаянс.Эта посуда,имела характеристики тонкого фарфора, а служила,будто была сделана из железной руды. Такая посуда вскоре стала очень популярной в Соединенных Штатах благодаря своей долговечности и низкой стоимости.Начиная с 1889 года,и протяжении первой половины 20-го века,братья Джонсон,внесли немалый вклад в экономику Великобритании.
Вторая мировая война почти остановила производство и экспорт продукции.Но тяжёлые времена закончились,и послевоенный период ознаменовался новыми инновациями. Братья Джонсон даже получили Королевский орден, от королевы Елизаветы II и королевы-матери.А в 1950, проекты "Старые замки Великобритании» и «История Америки», стали очень популярными, и компания была дважды удостоена премии королевы за их вклад в британскую экономику.
Но всё хорошее,рано или поздно кончается,и в конце 1960-х,из-за роста конкуренции, растущих расходов на производство,снижения популярности,Johnson Brothers, ограничивают дальнейшее расширение. А в 1968 году(чтобы оставаться конкурентоспособными),решают присоединиться к группе Веджвуд(Coalport, Adams, Crown Стаффордшир)



Немецкий сервиз середины 70-х годов прошлого века, не использовался, отличный фаянс, раритет, завода изготовителя уже не существует(BES,FORTUNA), сервиз столовый на 12 персон

Знакомые каждому керамические и фарфоровые материалы имеют схожие признаки и принципиальные отличия. Долгий период поисков позволил выявить новые уникальные возможности такого доступного и дешёвого ресурса, как обычная глина. Слои осадочных горных пород залегают на небольшой глубине и встречаются практически повсеместно. Различные по составу они обладают общим свойством. При соединении с водой образуется пластичный тестообразный материал, который после высушивания становится твёрдым и сохраняет форму.

Разбираемся с формулировками

От состава исходного сырья, внесённых добавок, способа формования и обжига зависит качество и конечные свойства получаемого материала. Изделия из глины, после высокотемпературной обработки, носят название керамики.

По структуре и плотности существует деление на грубую и тонкую керамику. К последней относятся: фаянс, фарфор, майолика и каменная керамика. Эти виды имеют плотный мелкозернистый черепок с низким уровнем поглощения жидкости. Отличаются по цвету технологии росписи, способам нанесения глазури. Используются для изготовления посуды и предметов бытового назначения.

Фарфор в этом перечне стоит особняком. Это высококачественный вид керамики , имеющий белый цвет черепка. Благодаря высокой плотности, изделия из него тонкие, лёгкие, прозрачные на просвет. При ударе издают приятный чистый звук.

К категории грубой керамики относятся изделия с рыхлой, крупнозернистой структурой. У них более высокий уровень поглощения жидкостей. Керамические массы с добавками различных металлов имеют цветовые оттенки и носят соответствующие названия.

Общие признаки и свойства

– основной природный компонент для производства всех видов керамики. Похожим является технологический процесс, подразумевающий обязательный высокотемпературный обжиг. Внешняя схожесть изделий из данных материалов.

Если коснуться внешнего вида изделий из фарфора и различных видов керамических масс, то отличить их достаточно сложно. Все товары соответствуют потребительским нормам. Это касается посуды, сантехнических изделий, некоторых декоративных строительных элементов.

Китай – родина фарфора

Но различия всё-таки существуют. Они объясняются химическим составом керамических масс и соответствующим режимом обжига. Из-за долгого отсутствия знаний о составе глин, керамика производилась повсеместно, из того сырья, которое было распространено в данной местности. А состав разных участков даже одного месторождения может значительно отличаться по химическому составу. Так Китай смог первым создать фарфор в 620 году, из-за присутствия на своей территории месторождений с высоким содержанием каолина . Именно он позволял проявиться тем качествам, которыми славится настоящий фарфор.

На юго-востоке страны в провинции Цзянси были обнаружены запасы белой глины. Они и получили название каолина (gaoling – высокая гора). Выдерживая высокие температуры при сушке и обжиге, черепок становился очень прочным и не пропускал жидкость. Китайские мастера добились создания удивительной по красоте и лёгкости посуды. Её секреты пытались постичь европейские учёные и ремесленники. Но удалось это сделать только в начале XVIII века. Загадочная, восточная редкость стоила дороже золота. За чашку могли заплатить столько монет, сколько она в себя вмещала.

Различие в химическом составе и правилах обжига

Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.

Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.

Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C . В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18% . Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.

Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.

Служит безотказно уже тысячи лет

Трудно оценить значение керамики в жизни современного человека. Каждому знакома промышленно-строительная категория, включающая кирпич, печные изразцы, черепицу, облицовочную и половую плитки. Хозяйственно-бытовые вещи заявляют о себе наборами посуды, раковинами, унитазами. Художественно декоративная серия потребительских товаров включает вазы, статуэтки, панно, игрушки. Область применения так обширна, что всем видам обожжённой глины находится место не зависимо от цены и названия.