Как написать введение к научной работе правильно. Как написать исследовательскую работу. Правила оформления Что должно быть в заключении исследовательской работы

Как написать введение к научной работе правильно. Как написать исследовательскую работу. Правила оформления Что должно быть в заключении исследовательской работы

Предлагаемая Вашему вниманию работа была представлена на Международной конференции "Интеллуктуал" в г.Саров моей ученицей Шошиной Олесей . Работа получила высокую оценку жюри (диплом II степени).

Мониторинг малого водоема урбанизированной территории
с целью создания рекреационной зоны

Научный руководитель:
Корниенко Наталья Павловна
учитель биологии

Введение

Стремительная урбанизация природных биоценозов отрицательно сказывается на экологическом состоянии нашей планеты и негативно отражается на здоровье людей. В городах остается все меньше и меньше «уголков естественной природы», где можно отдохнуть после напряженной работы, погулять с детьми. В городе Кемерово эта проблема стоит достаточно остро и требует внимания общественности и властей.

Цель работы: изучение экологического состояния малого водоема, расположенного в Заводском районе города Кемерово для дальнейшего его использования в рекреационных целях.

Задачи:

  1. ознакомиться с теоретической литературой об экологическом состоянии водоемов урбанизированных территорий;
  2. провести мониторинг данного водоема по следующим параметрам:
  • физические свойства воды;
  • химический состав воды;
  • флора водоема и прилегающей территории;
  • оценка антропогенного давления;
  • сравнить экологические параметры исследуемого пруда с параметрами природного водоема, находящегося за чертой города (озеро Суховское);
  • составить прогноз развития водоема.
  • предложить проект рекреационной зоны
  • Гипотеза:

    если экологическое состояние пруда соответствует нормам, то на месте заброшенного пруда, можно создать рекреационную зону, обладающую оздоровительным потенциалом для горожан.

    Глава 1. Общая характеристика водно-ресурсного потенциала Кемеровской области

    Гидрографическая сеть Кузбасса принадлежит бассейну верхней Оби и представлена довольно густой сетью малых и средних рек, озерами, водохранилищами, болотами. Общий объем поверхностного стока составляет 37 км³ (6,4% от поверхностного стока Западно-Сибирского региона). Реки Томь и Иня – основные поверхностные источники водоснабжения Кемеровской области.

    Общее количество озер (вместе с речными старицами) составляет 850 ед., суммарная площадь 101 км², что составляет 0,1% от всей площади Кемеровской области. Также для Кузбасса характерно наличие искусственных озер, образованных в результате отработки угля и других полезных ископаемых. Данные озера имеют глубину до 80-120 м и, соответственно, большой объем при небольшой площади.

    Из существующих в области водохранилищ наиболее крупными (с объемом более 10 млн м³) являются: Беловское водохранилище – 59 млн м³, Кара-Чумышское – 61 млн м³, Журавлевское – 31,59 млн м³, Дудетское – 36 млн м³, запасы воды которых используются в энергетике, для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения, рыборазведения и в рекреационных целях.

    Однако, с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на водные объекты, которая обуславливается введением новых мощностей (в первую очередь на действующих предприятиях угольной промышленности и гидроэнергетики), возможно формирование напряженного водохозяйственного баланса на отдельных водных объектах, особенно в период зимней межени.

    Использование водных ресурсов

    Характеристика поверхностных водных объектов (на постах контроля города Кемерово) приведена по данным наблюдения ГУ «Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за 2002 – 2006 год включительно. В течение 2006 года проводилось биотестирование проб воды р. Томь, отобранных в двух створах города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково). Было исследовано 22 пробы воды, острой токсичности не выявлено.

    Таблица 1. Динамика среднегодового загрязнения реки Томь выше и ниже города Кемерово (поселок Металлплощадка, деревня Подъяково),
    доли ПДК (для водоемов рыбохозяйственного значения)

    Наименование

    загрязняющего вещества

    Азот аммонийный

    Азот нитритный

    Нефтепродукты

    1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка

    2 строчка – отбор проб д. Подъяково

    УКИЗВ – Удельный комбинаторный индекс загрязнения воды. (Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям РД 52.24.643-2002). Рассчитывается с 2005 года. Значения: до 1 – вода условно чистая, от 1 до 2 – вода слабо-загрязненная, от 2 до 3 – вода загрязненная, от 3 до 4 – вода очень загрязненная, от 4 до 8 – вода грязная, от 8 до 11 – вода очень грязная, от 11 и выше – вода экстремально грязная.

    Таблица 2. Масса загрязняющих веществ со сточными водами (в тоннах)

    Наименование

    веществ

    Всего (без учета БПКп и ХПК)

    Сухой остаток

    Сульфаты

    Взвешенные вещества

    Азот аммония

    Основными загрязняющими веществами являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Уменьшились среднегодовые концентрации фенолов, нефтепродуктов, тяжелых металлов (цинка, меди), однако повысилось загрязнение железом на всем контролируемом участке.

    В 2006 году в реке Томь в районе города Кемерово были обнаружены хлорорганические пестициды (для водоемов рыбохозяйственного значения предусмотрено отсутствие пестицидов).

    Кислородный режим реки удовлетворительный, среднее содержание растворенного кислорода по сравнению с предыдущим годом повысилось.

    Понятие пруда. Классификация

    Наряду с крупными уникальными водохранилищами в Кемеровской области, построено большое количество малых водохранилищ-прудов.

    Пруд - это искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей площадью обычно не более 1 км 2 .

    Наполнение прудов обеспечивается местным стоком:

    • талыми и дождевыми водами,
    • родниками,
    • паводковыми водами малых рек равнинной, предгорной и горной части края.

    Пруды как инженерные сооружения могут быть:

    • русловыми,
    • пойменными,
    • балочными,
    • копанями.

    Исследуемый пруд относится к пойменным.

    Пойменные пруды-водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению.

    Схема пойменного пруда.

    1 - река; 2 – чаша пруда; 3 – дамба обвалования; 4 – подводящий канал; 5 – водозаборное сооружение; 6 – сбросной канал; 7 – шлюзы–регуляторы; 8 – сбросное сооружение.

    Глава 2. Материалы и методика работы

    Исследования проводились в летний период 2010 – 2011 годов.

    Объект исследования – пойменный пруд - расположен на территории города Кемерово, рядом с жилыми домами по улице Космической. Имеет размеры: 197 метров в длину и 36 метров в ширину. Пруд не имеет названия. Он образовался путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки Искитимка оградительной дамбой. Рядом с прудом располагается гаражный кооператив.

    Выбор объекта исследования обусловлен рядом причин:

    а) он соответствует основным критериям выбора объекта (искусственный водоем в городских условиях);

    б) водоем ещё находится в состоянии, подлежащем восстановлению.

    При отборе проб воды на анализ мы придерживались определенных правил:

    1. для анализа нужно использовать стеклянную или пластиковую тару из-под минеральной воды объемом 1,5 литра.
    2. в природных источниках тару опускаем ниже уровня поверхности на 10-15 см.
    3. бутылку необходимо промыть изнутри водой, которая будет браться на анализ.
    4. после набора воды необходимо слегка сдавить бутылку, чтобы не попал воздух или закрыть бутылку под водой.
    5. все анализы должны проводиться в течение 24 часов после взятия пробы.

    В период лета 2010 годы были изучены состав и структура сообщества прибрежных водно-болотных растений. При изучении физического состава проб воды использовала метод качественных реакций на содержание хлора и сульфатов. Также был проведен сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховское по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций, влиянию антропогенного фактора.

    Среди органолептических показателей мы обращали внимание на интенсивность запаха, цвет, мутность воды.

    Таблица 3. Оценка интенсивности запаха воды.

    Интенсивность запаха

    Характер появления запаха

    Оценка интенсивности запаха

    запах не ощущается

    очень слабая

    запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

    запах замечается, если обратить на него внимание

    заметная

    запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

    отчетливая

    запах обращает на себя внимание и пытается воздержаться от питья

    очень сильная

    запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

    Таблица 4. Оценка цветности воды.

    Таблица 5. Оценка мутности воды.

    Летом-осенью следующего, 2011 года мы продолжили наблюдения за сообществом прибрежных водно-болотных растений, следили за общим состоянием пруда, влиянием антропогенного фактора. Также был сделан анализ пробы воды в лаборатории Мариинского ликеро-водочного завода. Затем мы сравнили полученные показатели с ПДК веществ (Предельно Допустимые Концентрации); также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми около п. Металлплощадка и д. Подъяково; вычислили ИЗВ (Индекс Загрязненности Воды) по следующей формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде;

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей.

    Таблица 6. Оценка качества воды в зависимости от полученного показателя ИЗВ.

    Полученное значение ИЗВ

    Класс воды

    Текстовое описание воды

    <0,2 для пресной

    0,25 для морской

    Очень чистая

    Умеренно загрязненная

    Загрязненная

    Очень грязная

    Чрезвычайно грязная

    Глава 3. Результаты исследования

    Описание растительного сообщества прибрежной зоны водного биоценоза

    Оп 1, 2010 К. 17.06.10

    Территория изучаемого водоема.

    Прибрежное растительное сообщество.

    атм. давление = 748 мм. рт. ст.

    ветер = 2 м/с

    влажность воздуха = 20%

    Общая высота травостоя ≈ 1м

    ОПП (Общее Проективное Покрытие) = 30-40%

    Состав сообщества описан в приведенной ниже таблице.

    Таблица 7. Описание сообщества прибрежных водно-болотных растений

    Семейство

    Представители

    Сложноцветные

    р.Репейник (Arctium)

    Одуванчик обыкновенный (Taraxacum officinale)

    Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris)

    Осот полевой (Sonchus arvensis)

    Мать-и-мачеха (Tussilago)

    Тысячелистник обыкновенный

    (Achillea millifolium)

    р.Донник (Melilotus)

    Клевер ползучий (Trifolium repens )

    Клевер луговой (Trifolium pratense)

    Горошек заборный (Vicia sepium)

    Ива белая (Salix alba)

    Тополь белый (Populus alba)

    Мятлик луговой (Poa pratensis)

    Ежа сборная (Dactylis glomerata)

    Хвощовые

    Хвощ болотный (Equisetum palustre)

    Хвощ полевой (Equisetum arvense)

    Кленовые

    Клен ясенелистный (Acer negundo)

    (Chenopodiacecae)

    р.Лебеда (Аtriрlех)

    Подорожниковые

    (Plantaginaceae)

    Подорожник большой (Plantago major)

    Крапивные

    Крапива двудомная (Urtica dioica)

    Яснотковые

    Будра плющевидная (Glechoma hederaceae)

    Гречишные

    Горец птичий (Polygonum aviculare)

    Зонтичные

    Купырь лесной (Anthriscus silvestris)

    Осоковые

    р.Камыш (Scirpus)

    Рогозовые

    р.Рогоз (Typha)

    Розоцветные

    Лапчатка гусиная (Potentilla anserina)

    Лютиковые

    Лютик едкий (Ranumculus acer)

    Изучение химического состава воды

    Изучение химического состава воды проводилось при помощи качественного анализа.

    Качественная реакция на ион хлора.

    Для обнаружения ионов хлора в пробе воды мы добавляли к жидкости нитрат серебра. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xCl + AgNO 3 AgCl ↓ + xNO 3

    xCl – некоторое соединение, в состав которого входит хлор

    AgNO 3 – нитрат серебра

    AgCl↓ - осадок, указывающий на наличие хлора

    xNO 3 – продукт реакции.

    При добавлении нитрата серебра мы наблюдали появление мутного, творожистого осадка, что свидетельствует о наличии хлора в пробе воды.

    Качественная реакция на сульфаты.

    Для обнаружения сульфатов в пробе воды мы добавляли к жидкости хлорид бария. Если ионы хлора в воде содержаться, то проходит следующая реакция:

    xSO 4 + BaCl BaSO 4 ↓ + xCl

    xSO 4 – некоторое соединение, в состав которого входит сульфат

    BaCl– хлорид бария

    BaSO 4 ↓ - осадок, указывающий на наличие сульфата

    xCl– продукт реакции.

    При добавлении хлорида бария мы наблюдали появление белого осадка, что свидетельствует о наличии сульфатов в пробе воды.

    Сравнительный анализ

    Мы провели сравнительный анализ искусственного водного биоценоза города с естественным водным биоценозом озера Суховского по основным органолептическим и внешним показателям, результатам качественных реакций. Озеро Суховское расположено на территории Ботанического сада города Кемерово. Имеет размеры: около 1 км в длину и 100 метров в ширину. Итоги анализа приведены в следующих таблицах:

    Таблица 8. Сравнение органолептических показателей.

    Таблица 9. Сравнение физических и химических показателей.

    Таблица 10. Сравнение внешнего вида.

    Место отбора пробы

    Присутствие нефтепродуктов

    (разводы на поверхности)

    Присутствие твердых частиц

    (отсутствие разводов)

    озеро Суховское

    (отсутствие разводов)

    Таблица 11. Влияние антропогенного фактора.

    Динамика изменений

    Наблюдения за прудом были продолжены летом 2011.

    Динамика изменений характеризуется следующим образом:

    1. сообщество прибрежных водно-болотных растений качественно не изменилось. Наблюдали те же виды, что и в прошлом году;
    2. на поверхности пруда и по его берегам накапливается все больше мусора (пластмассовых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых пакетов и др);
    3. водоем сильнее зарос водорослями и другими водными растениями;
    4. примерно в середине октября была проведена чистка пруда. Убрали все бутылки, пакеты, отчего водоем стал выглядеть гораздо лучше. Здесь явно наблюдалось положительное антропогенное давление;
    5. на пруд уже не первый год прилетают гнездиться кряквы – дикие утки;
    6. также этим летом нам удалось увидеть ондатру – мускусную крысу. Мы предполагаем, что на пруду обитает не одна особь, а две. Зверь очень осторожный и хорошо скрывающийся, за ним трудно вести постоянное наблюдение. Объяснить, как ондатра могла сюда попасть, можно только одним способом. Скорее всего, зверь по ближайшей реке (Искитимке) попал сюда и нашел условия водоема наиболее благоприятными.

    Выводы по лабораторному анализу воды

    Осенью был сделан лабораторный анализ пробы воды из пруда. Результаты можно посмотреть в Приложении 1.

    Мы сравнили полученные показатели с ПДК. Результаты сравнения представлены ниже в таблице.

    Таблица 12. Сравнение полученных в лаборатории показателей с ПДК.

    Определяемые

    показатели

    Результаты исследования

    ПДК мг/л

    Ион аммония

    Ион нитратов

    Ион нитритов

    Щелочность

    Алюминий

    Гидрокарбонаты

    Сульфаты

    Жесткость

    Сухой остаток

    Взвешенные вещества

    Окисляемость

    Нами был вычислен Индекс Загрязненности Воды по данной формуле:

    ИЗВ = (∑ Ci /ПДК i ) / число показателей

    Сi – фактическая концентрация примесей в воде

    ПДКi – предельно допустимые концентрации этих примесей

    В итоге мы получили ИЗВ = 0,01969 , что свидетельствует о I классе воды (очень чистая).

    Также сравнили показатели нашей воды с показателями проб воды реки Томь, взятыми в 2006 году около п. Металлплощадка и д. Подъяково

    (1 строчка – отбор проб п. Металлплощадка, 2 строчка – отбор проб д. Подъяково).

    Таблица 13. Сравнение показателей воды из пруда и воды из р.Томь.

    Выводы

    На основе результатов исследований, проведенных в 2010 и 2011 годах, были сделаны следующие выводы:

    1. на основе теоретических данных, состояние водных ресурсов нашей области улучшается, вследствие усовершенствования технологий на предприятиях Кузбасса;
    2. в фитоценоз прибрежной зоны входит растения, принадлежащие к 16 различным семействам; основу сообщества составляют представители семейства сложноцветных (6 видов), как наиболее устойчивые к внешним факторам;
    3. качественные реакции указывают на наличие хлоридов и сульфатов в пробах воды;
    4. главным антропогенным загрязнителем является бытовой мусор (предметы из полиэтилена, пластмассы, пенопласта), который не способен переработаться микроорганизмами и отравляет биоценоз пруда;
    5. сравнительный анализ искусственного и естественного водоемов показывает, что главная причина различий - это влияние антропогенного фактора;
    6. динамика изменений состояния пруда в 2010 и 2011 годах показывает, что влияние антропогенного фактора усиливается; наряду с отрицательным антропогенным давлением (увеличение количества мусора) наблюдается и положительное (очистка пруда);
    7. все показатели ПДК в норме;
    8. низкое значение ИЗВ свидетельствует о хорошем качестве воды; такую воду можно употреблять в бытовых целях;
    9. вода из изучаемого нами пруда лучше по большинству показателям по сравнению с водой из реки Томь. Только один показатель (ХПК) выше в пруду, чем в реке. Это может свидетельствовать о том, что в водоеме содержится больше органических и неорганических остатков, не перерабатываемых микроорганизмами пруда. Хотя в целом показатель в пределах ПДК.

    Проект рекреационной зоны.

    Таким образом, изучаемый малый водоем на территории г. Кемерово можно считать безопасным для здоровья человека. В связи с этим целесообразно рациональное и грамотное использование данного природного ресурса. Итогом нашей исследовательской работы стал проект по созданию рекреационной зоны на данной территории.

    Вблизи пруда достаточно местности для оборудования парковой зоны. Если разделить эту местность на отдельные участки, то она должна получиться очень удобной в использовании для жителей близлежащих домов.

    Примерный план рекреационной зоны представлен в приложениях 2 и 3 .

    Предложения по улучшению:

    1. Конечно, водоем нужно очистить и периодически поддерживать его чистоту.
    2. Гаражный кооператив до водоема можно разместить более компактно, даже если оставить все его составляющие.
    3. Территорию за прудом, которую мы отметили, как «Парковая зона» стоит выровнять и проложить удобные тропинки, без ущерба для растительности.
    4. Тропу вокруг пруда стоит выровнять и немного расширить
    5. «Игровую зону» оборудовать площадкой для детей.
    6. «Зону отдыха» снабдить скамьями и беседками.
    7. Разнообразить растительность и привести в порядок уже существующую.

    Литература

    1. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.: ил. – (В помощь учителю).
    2. Дружинин С.В. Исследование воды и водоемов в условиях школы – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Биология». Вып. 20).
    3. Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Мониторинг водных объектов в школьном курсе: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.-108 с.

    Приложение 1.
    Протокол лабораторных испытаний.



    Приложение 2.
    Местность на данный момент.


    Некоторым студентам, а также соискателям научной степени придется столкнуться с такой задачей, как НИР. А вот как написать эту научно-исследовательскую работу в вузе, никто толком и не знает. Ну, кроме нас, конечно же.

    Для чего нужна научно-исследовательская работа в институте?

    НИР – это такой же вид работ, как и все остальные ( , ). Как и все они, научно-исследовательская работа прецдназначена для тех, кто жаждет докопаться до сути вещей и явлений, хочет понять и проанализировать какие-то природные явления, а также намеревается сам сделать какое-то открытие.

    НИР – это процесс постижения знаний, проведения исследований.

    Остается только узнать, как составить научно-исследовательскую работу.

    Давайте разбираться.

    Если перед вами стоит такая нелегкая задача, а вы «ни бум-бум», не переживайте. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых вы справитесь легко и непринужденно:

    1. Грамотно сформулируйте тему исследования . Не стоит брать слишком обширный вопрос для изучения. Например, если вы являетесь поклонником Гоголя, не стоит брать все его творчество. Остановитесь на определенном жизненном отрезке его жизни или займитесь изучением истории создания «Вий». Если застряли на этой задаче, попросите помочь научного руководителя.
    2. Обсудите объем работы . Как правило, на него повлияет уровень сложности. Например, школьник для выступления на научной конференции должен подготовить около 20-30 страниц печатного текста. В дипломном проекте НИР может достигать 100 листов.
    3. Изучите проведенные ранее исследования по этой теме . Сравните их с собственными данными и сделайте выводы.
    4. В самом начале сформулируйте цель работы и задачи . Это поможет с оформлением заключения. Да и в достижении задач гораздо лучше, когда их четко для себя сформулируешь.
    5. Определите актуальность . Наметьте возможные пути решения проблемы. Перед тем как писать введение в научно-исследовательской работе, следует выяснить для себя, зачем была выбрана именно эта тема.
    6. Проработайте основную часть . Здесь описывают промежуточные результаты исследования, наблюдения и опыты, делаются предварительные выводы.
    7. Проследите логичность работы . После ее написания необходимо обязательно просмотреть и определить, не нарушен ли логический порядок, последовательность хода исследования или мыслей.
    8. Проработайте заключение . Здесь нужно подвести итог проделанной работы, описать ее достоинства, а также определить дальнейшие пути в выбранной области.
    9. Составьте библиографический список . можно так же, как и в других научных работах.

    А здесь вы можете увидеть общий структурный план-образец того, как правильно написать НИР:

    Этот же план вам понадобится и перед тем, как написать отчет по НИР (если потребуется).

    Как и любая студенческая работа, научно-исследовательский труд должен быть оформлен по строгим правилам:

    1. После написания проверьте работу на наличие стилистических, грамматических или орфографических ошибок. Основная часть не должна превышать по объему 30-35 страниц. Текст должен быть напечатан с полуторным интервалом 14-м шрифтом. Нумерация страниц должна быть выполнена арабскими цифрами в верхнем правом углу страницы.
    2. Используемые графики, диаграммы, схемы, таблицы следует использовать по ходу изложения материала. Дополнительные сведения лучше размещать в приложениях. Все таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
    3. Стиль оформления ссылок на источники по всей работе должен совпадать. При использовании прямых цитат, их следует помещать в кавычки.
    4. При оформлении титульного листа сверху указывается название организации, для которой выполняется НИР. В центре листа указывается название научно-исследовательской работы, ее тип (курсовая, диплом и т.д.). Чуть ниже справа пишут ФИО учащегося, а также научного руководителя, его должность. В самом низу проставляется город и год выполнения работы. А вообще, перед тем как писать научно-исследовательскую работу, обязательно просмотрите примеры готовых работ или попросите образец предыдущих лет у своего научного руководителя.
    5. Приложения начинаются с нового листа. В верхнем правом углу пишется слово «приложение». Каждый такой лист должен иметь свой заголовок.
    6. Библиографический список должен быть оформлен по алфавиту фамилий авторов.

    Не переживайте! Миллионы студентов писали в своей жизни научно-исследовательские работы. Никто от этого еще не умер. И у вас непременно получится. Впрочем, если вам и без того есть куда потратить свое драгоценное время, то рекомендуем обратиться с этой задачей к специальным студенческим сервисам . Они-то уж точно выполняли такое задание пару миллиардов раз. Так зачем насчет этого париться еще и вам?..

    Общие требования:

    Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением следующих требований:

    – размер листа бумаги А4 ;

    – шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12);

    – текст должен быть выровнен по ширине страницы;

    – поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

    – интервал междустрочный: полуторный ;

    Страницы должны быть пронумерованы (номер проставляют на нижнем поле по центру).

    Объем работы определяется Положением о конкурсе:

    Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам – 35-45 страниц;

    - Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу студентов – до 35 страниц;

    Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу аспирантов и соискателей – до 50 страниц.

    При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

    Структура и содержание научно-исследовательской работы

    Любая научно-исследовательская работа должна содержать в указанной последовательности следующие разделы:

      титульный лист;

      введение;

      основную часть;

      заключение;

      список использованной литературы;

      приложения (при необходимости).

    Титульный лист

    С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе не ставится.

    Образец оформления титульного листа работы, направляемой на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам приведен в Приложении 1, на краевой конкурс – в Приложении 2. Никакие сокращения и переносы в названии работы не допускаются. В конце названия работы точка не ставится.

    Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).

    ВВЕДЕНИЕ …..

    Глава 1. Название главы ….(Теоретическая часть работы)

    1.1 Название первого параграфа ….

    1.2 Название второго параграфа ….

    Глава 2. Название главы ….(практическая часть работы)

    2.1 Название первого параграфа….

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….

    ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….

    Список использованной литературы

    Приложение….

    Введение

    Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).

    Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явногопротиворечия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

    Вслед за этим определяются объект ипредмет исследования. Объект – это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определениеобъекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

    На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель . Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

    Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы

    Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы . Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

    Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи , которые необходимо решить для достижения поставленнойцели . В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

    Объем введения обычно не превышает 2 страниц.

    Выполнение этих шагов существенно повысит шансы на завышение окончательной оценки. Имеется даже возможность того, что после ознакомления с идеально написанным введением, проверяющие не станут обращать внимание на основной текст и заключение. Поэтому, исследователь должен сосредоточить все свое внимание именно на написании введения.

    Несомненно, обоснование выбора своей темы является одним из основных пунктов введения, можно условно назвать его “введение во введении”. Именно с его написания и должно начинаться хорошее введение, которое произведет впечатление, как на научного руководителя, так и на всевозможных проверяющих. Поэтому, основное внимание этого мини-обзора будет сосредоточенно на написании этой части введения.

    Написание введения начинается с вводного слова

    Любое введение нужно начинать с вводного слова. У многих начинающих авторов, которые впервые сталкиваются с написанием научных работ, первые проблемы начинаются именно с вводного слова. Что же такое это вводное слово и как его правильно составить?

    Вводное слово играет роль “опоры”, с которой должно начинаться дальнейшее описание. Без него введение будет неполным, поскольку нельзя начинать повествование сразу с актуальности или с описания целей и задач.

    Если у вас будет отсутствовать вводное слово, то при защите у проверяющих могут возникнуть лишние и неприятные вопросы, которые доставят вам немало неприятностей.

    Вводное слово, как правило, состоит из двух-трех страниц чистого текста, который по своему содержанию полностью раскрывает проблематику вашей темы.

    Правильно написанное вводное слово должно содержать следующие основные пункты:

    1. Раскрытие основных понятий и проблематики исследования. Здесь вопросов быть не должно, вы просто указываете на основную проблему исследования и даете определение основным понятиям, с которыми будете работать.
    2. Вы должны показать особенности взаимодействия основного объекта вашего исследования с внешним миром. Это очень важный вопрос, который сможет показать ваш уровень понимания выбранной вами темы. Поскольку это основной пункт “введения к введению”, то мы более детально его опишем. Итак, выбранная нами тема будет звучать так:

    Пример написания введения к научной работе

    Тема : проблема моральных ценностей в современной политике.

    Введение :

    Главное отличие морали от остальных организационно-контрольных сфер заключается в том, что мораль не имеет вещественных форм, не материализуется в аппаратах управления, институтах власти, не имеет центра управления и средств связи и находит свое отражение лишь в языке, речи и общественном поведении. Не смотря на это, она присутствует во всех сферах, влияет на управляющие обществом стереотипы, и особенно, на феномен политики, как общественного явления. Все предписания морали имеют характер идеалов, с которыми стоит согласовывать все свои действия. Мораль дает оценку внутреннему переживание поступков. Политика, как таковая, является наиболее «приземлённым» объектом и целенаправленна, т.е. она ориентируется на достижение конкретных целей и результатов. Важнейшей особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же опирается главным образом на «санкции» совести.

    • провел четкую параллель между основными пунктами своей работы;
    • кратко раскрыл суть их взаимодействия;
    • показал, в чем состоит главной отличие одной сферы контроля от другой.

    При таком описании, проблем на защите не возникнет.

    После, идеально написанное вступительное слово должно содержать абзац, указывающий на развитие проблемной ситуации в определенных временных отрезках.

    Пример . Следует отметить, что на взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывают характер общественного развития в определенном временном отрезке и господствующая социокультурная среда. Одно дело взаимовлияние политики и морали в классическом обществе, где главное внимание уделяется, в основном инерции сознания и поведения. Абсолютно другая ситуация возникает с переходом в эру техногенных цивилизаций. Выражаясь более конкретно, в основном содержании взаимодействия морали и политики отражаются основные особенности культуры и традиций”.

    Это важно! Вводное слово должно быть кратким анонсом ко всему содержанию вашей работы.

    Совет №1 . Многие исследователи ошибочно полагают, что введение необходимо писать сразу и полностью. Это не так. До начала работы над основной частью исследовательской работы, необходимо написать лишь часть введения, а именно: актуальность, цели и задачи. Все остальное пишется после завершения работы.

    Совет №2. По правилам, размеры введения должны колебаться в диапазоне от пяти до десяти процентов от общего размера всей работы. На защите этому могут уделить особое внимание.

    Совет №3 . Введение исследовательской работы должно быть взаимосвязано с её заключением. Как минимум, в заключении должны перечисляться общие итоги проделанной работы, а итоги эти обязаны исходить из поставленных исследовательских задач.

    Ради заключения следует отметить, что представленная схема по написанию вводного слова не является абсолютно исчерпывающей. Однако, если вы будете следовать описанным выше рекомендациям и советам, то во время защиты у вас не возникнет никаких проблем, связанных с лишними вопросами по написанию введения к исследовательской работе.

    Обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

    Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье младшего школьника, я сделал вывод , что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость.

    Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим.

    И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.

    Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден.


    В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость , подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

    Развитие новых технологий обучения в школе требует хорошего знания персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно.

    Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения . В этом учащимся поможет школа.

    По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на их здоровье. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома. В школе уделяется огромное внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье.

    Отношение учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы . Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть.

    Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще всего предпочитают различные «стратегии и др.». А это отрицательно сказывается на их психике и работоспособности.

    Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа за компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой .


    Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

    Проводя исследования я выяснил, что у 52 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают.

    Работа по вопросу влияния компьютера на психическое здоровье учеников второго класса велась в течение года. Вопросы и проблемы, поднятые в моей работе, привлекли внимание моих одноклассников.

    Пока симптомы психической зависимости никак не проявляются у учеников нашей школы, но я думаю, что это может быть связано с не очень откровенными ответами на вопросы анкеты, с несовершенными способами исследования.

    Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня , потому что каждый должен знать, как уберечь себя от негативного влияния компьютера.
    проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные.

    Среди своих одноклассников. Она включала в себя распространение памятки с комплексом упражнений для глаз и мышц шеи. (приложение №2)