История кроватей. История появления кровати. Старое русское название ложа, постели

История кроватей. История появления кровати. Старое русское название ложа, постели

История кровати - это интересное исследование которое было проведено. Она использовалась нашими древними предками и
насчитывает тысячи истории множество культур. Археологи, антропологи и историки хорошо изучили документы и сделали выводы из глиняным табличкам, произведения искусства и историческим картинам. Эти открытия сделаны также балагодаря частным коллекциям сохранившимся на протяжении веков в музеях. Эта история дает нам заглянуть на историю развития кровати на протяжении веков, изменения в конструкции и используемых материалов, и как изменлось их строительство на протяжении веков.

В 1975 году были обнаружены ямы заполненные травой в пещере Hinds, предположительно, возраст которых составляет период раннего неолита. Доисторические изображения предоставлены в штате Техас.

Кровати с раннего неолита: 7000г. до н.э. - 6000Г. до н.э.
Многое из того, что мы знаем об этом периоде исходит от найденыых рисунков на стенах пещер древних людей или из археологических раскопок. В середине 1970-х годов группа исследователей из Техаса под руководством профессора ГарриДж. Шафера и Вона Бранта тщательно раскопали пещеры Hinds расположеные на юго-западе Техаса. Там они обнаружили клад артефактов насчитывающих более 9000 лет, которые оставили там кочевые охотники-собиратели. Исследователи обнаружили, что в этих кроватях на траву ложились свернувшись калачиком для того чтобы спать. Размер многих из этих ям предпологал, что человек будет спать в позе эмбриона. В период позднего неолита была обнаружена каменная кровать в доме доисторической деревни расположенной на Оркнейских островах Шотландии, Великобритания. Изображение дотируется 5000 г. до н.э. - 4000 г. до н.э. Несколько мест обнаруженных археологами в этот период дает нам намного лучшее понимание кроватей, мебели для спальни и жизни в позднем неолите. Одним из наиболее хорошо сохранившихся из этих мест находится на Оркнейских островах Шотландии, Великобритания, остров, расположенный в самой северной части Шотландии. Поселение, известное как Скара Брей был защищен дюнами до его открытия. В 1850 году сильные бури смыли часть дюн, что позволило выявить наиболее хорошо сохранившуюся доисторическую деревню в Северной Европе. Люди этого периода в основном использовали камень в качестве материала для мебели и это можно увидеть на изображении. Это означает, что древние обладали умением работать камнетесом и другими инструментами. Древние кровати представляли собой огромные каменные плиты и скорее всего, были увенчаны папоротником и покрыты шкурами для тепла и комфорта.

Бронзовый век, египетская кровать изготовлена из древесины и покрыта золотой оболочкой. Ножки кровати имели вид животных и это характерная черта египетского стиля в эту эпоху. Бронзовый век принес много изменений на внешность кровати. В частности было много проектов мастеров и плотников в Древнем Египте после чего их начали использовать. Простые кровати были сделаны для простых людей, а самые сложные конструкции и материалы использовались для богатых и для египетских фараонов. Многое из того, что мы знаем о египетской кровати мы узнали из иероглифов, а также из найденных гробниц фараонов. Наиболее богатые деревянные кровати были покрыты золотой оболочкой.

Металлическая каркасная кровать Этруссков. Платформа состоит из металла. Сверху был матрац из пера или соломы. Изображение предоставлено в музее Ватикана в эпоху железного века: 1000 г. до н.э. - 476 г. н.э. Железный век был важным и постепенного перехода от бронзового века для многих культур во всем мире как люди начали понимать, как делалась мебель, инструменты и оружие из железа. Причиной этому было открытие того, что сталь имеет температуру плавления выше чем у бронзы, а значит крепче и лучше. Римская цивилизация вплоть до его падения в 476 г. произвела много авансов том числе и разновидностей кроватей. Богатые римские и европейские кровати в эту эпоху состояло из нескольких опор под платформой, состоящую из наружной металлической рамы сотканной между собой крест-накрест поперек платформы для поддержки матраса. Большинство матрасов, используемые на этих кроватях состояли из перьев или соломы. Шерстяные одеяла также использовались.

Сент-Джеймс, кажется, король Карл Великий во сне. Обратите внимание на богато украшенный стиль своей постели в этой
10-м веке норвежская кровать изготовлевалась ​​из бука. Платформа кровати состоит из деревянных ламелей. Мешки набивались соломой или сеном, это были матрасы викингов. В Скандинавии в этот период, норвежские викинги строили деревянные решетчатые платформы для кроватей и использовали их на своих кораблях.

Кровать 16 века ремесленники изготавливали деревянной, а площадка под матрац изготавливалась при помощи веревок через отверстия по периметру основания кровати.

Кровать 18-го века изготавливалась из американского ореха с участием драпировки и текстиля. Изображение предоставлено в Сент-Луисе художественный музеем: 1700 - 1799гг. В этот период колониальные державы, таких как Англия, Франция и Испания продолжают отстаивать свое влияние по всему миру. Новые проекты и идеи стали появляться в эту эпоху и привелок введению многих новых методов строительства. В этот период предлагается альтернативная форма украшения и можно увидеть уменьшение резных поверхностей, которые были столь видны ранее. Кровати и спальни мебель этой эпохи часто были украшены с большим количеством текстиля, такие как постельное белье, шторы, постельное портьеры. Обычно в 18 веке в домохозяйстве, самый ценным предметом мебели в доме была кровать, и поэтому она была оформлена в богато и стильно.

Кровать 19 века из красного дерева. Инкрустированные линии и цифры из латуни, перламутра, меди и олова.
Радикальные изменения в обществе привели к изменению стиля управления, увеличение рабочего населения во всем мире и рост новых классов богатеев уступил началу массового производства, что привело к изменениям в дизайне кровати. Традиционные богато убранные ручной работы кровати перестали существовать. Они были заменены простыми плавными линиями. Стили стали менее декоративными. Как и в прошлые века, так и по настоящее время появился более элегантный внешний вид. Красное дерево и атласное дерево стали доминирующими видами древесины, используемой в этот период. Массовое производство деталей для постели стало простым и дешевым и в конечном итоге привело к тому, что производители стали выпускать кровати с исторически привитыми правильными украшенями (Ренессанс, греческий, египетский и т.п.). Индивидуальные мастера и дизайнеры были не в состоянии конкурировать с этими подражателями стиля. Время дешевизны сделало свое дело и выложило на рынок новые богатые кровати для неосведомленных покупателей мебели. Поэтому индивидуальные мастера в конечном итоге вынуждены были работать с этими производителями из необходимости оставаться на плаву.

В 1968 году Чарльз Холл создал современный дизайн водяной кровати с помощью коллег SFSU студентов Пола Хекеля и Эвана Фокса. Первоначально они пытались построить инновационный стул из виниловой сумки с 300 фунтами кукурузного крахмала. Следующая попытка была заполнить его с желе, но она тоже была неудачной. Холл отказался от концепции кресла и попытался усовершенствовать концепцию в кровати. В итоге создал водяную кровать и аксессуары к ней такие, как обогреватель и ремонтные комплекты. Типичная водяная конструкция состоит из MDF-доски постамент. Внутри постамента есть опоры. Вокруг постамента подняты установленные внешние рамки. Современные водяные кровати используют обогреватель с термостатом для контроля температуры воды. Панели устанавливаются по поперечному каркасу на платформе кровати. Подкладка находится внутри кровати и виниловый водяной матрас вставляется в рамку и заполняется водой. Популярность водяной кровати резко возросла в 70-х, но даже если она в настоящее время считается причудой, они по-прежнему продаются по всему миру от различных производителей.

Кровать Мерфи создал Уильям Л. Мерфи из необходимости освободить место в своей 1-комнатной квартире, чтобы развлечь своих гостей. Уильям Л. Мерфи американский дизайнер придумал раскладушку, которая стала называться "Murphy Bed", которые все еще продаются сегодня. Это уникальное изобретение состояло из раскладушки с использованием стальной платформы, на которой размещается один матрас. Размер зависит от модели. Идея пришла к созданию такой кровати г-ну Мерфи, когда он жил в однокомнатной квартире в Сан-Франциско, и его существующая кровать заполняла слишком много места. Он экспериментировал с откидной кроватью, и оформил свой первый патент в 1900 году. Это скромное начало, в конечном итоге привело к формированию "Murphy кровати-стены", которая существует до сих пор и находится в ведении его внука Кларка В. Мерфи. "Кровать-стена" который является нынешним президентом компании. Несмотря на популярность Мерфи кровати достигла своего пика в 1920-х и 1930-х годов, но они все еще популярны и сегодня.

Старое русское название ложа, постели

Альтернативные описания

В старину: постель, ложе

Ложе смерти

Постель, на которой почиют в Бозе

Смертное ложе

Повозка в старину

Повозка (устаревшее)

Последняя постель

Ложе умирающего

Смертный...

Ложе покойника

Старинное название повозок

Старое русское название ложа

Печальное ложе

Последнее ложе

Ложе на старинный манер

Постель больного

Грустное ложе

Постель наших прабабушек

Ложе поэтично грустно

Кровать чахлика

Повозка (устар.)

Постель (устар.)

Постель

. «на хладный... монаха отходя»

Ложе, постель (книжн.)

Возвышенное название постели

Древняя постель

Ложе умирающего (устар.)

Ложе (возвыш.)

Его называют смертным

Постель в старину

. "На хладный... монаха отходя"

М. кровать, постель, ложе. Завещанье писанное на смертном одре. Возьми одр твой и иди, говор. в Еванг.; во всей Азии поныне кроватей нет, постель, кошемка, войлок, стелют, ее где вздумается, а утром свертывают и уносять. Носилки под покойников, одер. Полати, примост к дереву, в лесу, куда ставять колоды, улья; борть долбится в голомени, а кузов подвешивается к нему. Одер, полати, кровать, помост в лесу на медведя. Одр, одрик каз. урал.-казач. разлюли, долгуша, тарантас, карандас, тележный или иной кузов на долгих, зыбких дрогах. Одр, одрец или одрецы м. мн. (ошибч. андрец) сев. вост. одер ряз. тамб. или одрянка ж. тамб. сноповозка, сноповая телега, рыдван, большая, развалистая, на долгих дрогах, с высокими дробинами; местами одноколка, у которой две грядки или дроги тащатся волоком, волокушка. Одрик, одришка, одноколка, брыкушка, беда. Одрина ж. твер. большой хлев для рогатого скота; зап. сарай, сеновал (не от этого ли дрин?). Одрина стар. спальня, почивальня; ино жилой покой, комната вообще. Одровые слеги, дрожины. Одрцовые дробины. См. также одер

Ложе умирающего (возвыш.)


В настоящее время невозможно представить себе детскую комнату без детской кроватки или колыбельки, которые сегодня являются неотъемлемыми атрибутами детской и, как правило, приобретаются родителями еще до рождения маленького. Однако такого порядка вещей еще пару-тройку веков назад просто не существовало.

Малыша, как правило, молодые мамы укладывали баюшки рядышком с собой или огораживали для этих целей некоторое пространство комнаты (чаще всего занавесом). В последнем случае занавес был предназначен для того, чтобы, говоря современным языком, обеспечивать малышу «личное пространство» для сна. Детские спальные принадлежности вплоть до семнадцатого века оставались роскошью, которую могли позволить себе разве что самые привилегированные особы.

Первые дет ские кроватки — это колыбели или люльки. Люлька, или зыбка — обычно название подвесной кроватки, она качалась, закрепленная под потолком. Легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп - это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. По преданиям некоторых коренных народов Сибири, боги спустили первого человека с небес в люльке, качающейся на золотой цепи. И каждый новый человечек как будто «спускался с неба» в своей колыбельке, подвешенной под потолком. Иногда кровать детская — колыбель — представляла собой некие «пяльцы», привешенные за углы на веревках. Качаться колыбель могла не только на веревках, но и с помощью подставки.


Напольная люлька "ванька-встанька"
А в народном обиходе города встречалась другая форма люльки - напольная, которая качалась по принципу " ваньки-встаньки".

В старину в русских крестьянских семьях, когда ребенок выходил из грудного возраста, его из люльки перекладывали спать в кровать, где спали родители или старшие братья и сестры малыша.
Делались первые кроватки для новорожденных, естественно, из дерева, а изготовление их носило штучный кустарный характер. Первые кроватки для новорожденных имели и некоторые функциональные возможности. К примеру, многие сохранившиеся до наших времен образцы наделены специальной функциональной подставкой, предполагающей раскачивание кроватки из стороны в сторону. Такие колыбельки чаще всего изготавливались из разных сортов дерева, производились они, что называется, в домашних условиях.

Стоило малышу немного подрасти и научиться самостоятельно садиться, как его тут же в целях безопасности лишали уютного местечка в собственной люльке и перекладывали в небольших размеров детскую кроватку, которую также выполняли из дерева и хранили под основанием большой родительской кровати. Позднее в целях наибольшего удобства хранения такие кроватки стали изготавливать на специальных деревянных колесиках, позволявших с меньшими проблемами перемещать кроватку для новорожденного под большую кровать родителей или в иное место.
В восемнадцатом веке в европейских странах, кустарное плотницкое производство кроваток для новорожденных стало прибыльным делом и приобрело массовую популярность. Стоили такие кроватки недешево - в этом сходятся все достоверные исторические источники, поэтому позволить себе иметь такую роскошь в собственном доме могли далеко не многие родители. С восемнадцатым веком связано и множество функциональных разработок по отношению к колыбелям, совокупность которых к началу-середине следующего, девятнадцатого века, позволила вплотную подойти к созданию тех образцов-прототипов современных детских кроваток для новорожденных, к которым мы, современные обыватели, уже давно привыкли.

Однако покуда процесс изготовления детских кроваток оставался делом рук мастеров-одиночек, цены на этот предмет детской мебели оставался очень высоким, а, следовательно, детские кроватки считались роскошью, доступной лишь элите. Неудивительно, что во многих семьях кроватки для новорожденных передавались, что называется, от отца к сыну, и имели статус некой семейной реликвии. Как правило, детские кроватки использовались в качестве спального места для многих карапузов поочередно: как только ребенок вырастал из кроватки, его место занимал новорожденный.

К началу двадцатого века относится всплеск популярности кроваток для новорожденных. Связано это, прежде всего, с развитием промышленности и постановкой кроваток на производственный конвейер. В двадцатом веке получили известность и столь привычные современному пониманию понятия «детская комната», «детская кроватка», «кроватка для новорожденных» и так далее. Внешний вид и функциональные изыски кроваток для новорожденных претерпели значительную эволюцию, но и в веке двадцатом, как, впрочем, и в двадцать первом, основными качествами детской кроватки считались и считаются их прочность и комфортность.

В настоящее время к производству кроваток для новорожденных предъявляются достаточно строгие стандарты безопасности, которые обновляются год от года, шагая нога в ногу с развитием самой массовой индустрии детских кроваток. Новейшие разработки в области производства современных кроваток для новорожденных подвергаются обязательному тестированию на предмет прочности и безопасности для малышей. Но, несмотря на это, и сегодняшним родителям, как и сотни лет назад, следует со всем вниманием следить за безопасностью и комфортом малыша даже в самой современной кроватке для новорожденных.


Русская печь действительно русская? Была ли она в каждой избе? А кровати когда появились на Руси? С незапамятных времен? Думаете, знаете ответы на эти вопросы?

Мы уверены, что многое знаем. Нас учили в школе, мы читали книги, фильмы образовательные, в конце концов, смотрели. Да и опыт какой-никакой поди житейский имеется. Рассуждаем и спорим о древней истории, а что было 200, 100 лет назад знаем? Оказывается, буквально, куда не сунь нос, везде ждут удивительные открытия.

История кровати и немного о печи

10 тысяч лет назад, с кучи листьев и веток, в лучшем случае завернутых в шкуры убитых животных, начиналась история развития матраса и кровати. Эти первые примитивно обустроенные лежанки, служили не столько комфорту сна пещерных людей, сколько помогали, приподняв человека с земли, защититься от холода, грязи и опасных насекомых.

Даже древние египтяне в 3400 г. до н.э. все еще спали на пальмовых листьях, которые укладывались в углах дома.

Самая древняя известная кровать, сделанная из веревок, принадлежит известному герою эпической поэмы Гомера Одиссею. Подробные кровати можно также увидеть в национальном историческом музее Уэльса.

Первые же кровати, найденные в деревнях на севере Шотландии относятся к периоду 3200 - 2200 гг. до н.э. Одни представляли собой коробки немногим выше уровня земли, сделанные из камня с наполнителем.

Первая же водяная кровать появилась в Персии около 3600 лет назад. Она представляла собой наполненные водой козьи шкуры. Позднее в римских термах также использовали подобные водяные матрасы для расслабляющего отдыха посетителей, что позволяло завлекать больше клиентов.

Всё это не может и не должно вызывать никаких возражений. Музейные коллекции ломятся от кроватей, да и что, казалось бы, сложного - на доску мешок с сеном кинуть и спать на нем? 10 000 лет зафиксированной истории.

Ну.... а теперь ушат холодной воды за шиворот. Россия, Санкт Петербург, конец девятнадцатого века!

Маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1836 году, пишет про Петербург следующее:

"Внутренний вид жилищ печален, потому что, несмотря на роскошь передних покоев, предназначенных для приема гостей и обставленных в английском стиле, отовсюду из темных углов выглядывает домашняя грязь и глубочайший, истинно азиатский беспорядок. Предмет обстановки, которым меньше всего пользуются в русском доме, это кровать. Служанки спят в чуланах, напоминающих прежние каморки швейцаров у нас во Франции, а мужская прислуга валяется на лестницах , в прихожих и даже, говорят, в гостиных прямо на полу , подложив под голову подушку.

Сегодня утром я был с визитом у одного князя, в прошлом большого вельможи, ныне разорившегося, дряхлого и страдающего водянкой. Он так серьезно болен, что не покидает ложи, и тем не менее у него нет постели , то есть того, что подразумевается под этим наименованием в цивилизованных странах.

Живет он у своей сестры, уехавшей из города. Одинокий, в необитаемом, пустом дворце, он проводит ночи на деревянной скамье , покрытой ковром и несколькими подушками. И в данном случае дело объясняется вовсе не причудой старика. Иногда можно увидеть парадную постель - предмет роскоши, который показывают из уважения к европейским обычаям, но которым никогда не пользуются"

Как же так!? Кюстин кровати не нашел? В девятнадцатом-то веке!? Это же глупость какая-то! Что, на полу разве спали дворяне? А гусары, там, и фрейлины всякие, приходя с балов, в стог сена валились? А Пушкин? Спал на коврике возле двери? Нет, ну, вот, чушь так уж чушь!

Правильно, это нормальная человеческая реакция - отторжение и раздражение, часто даже злость! "Чушь, все готов принять, но вот это уже полная чушь!"

Это ладно. Злоба и раздражение проходят. Мне интересно, что вы дальше сделаете? Просто отмахнетесь? С досады оставите гневный комментарий? Я рассчитываю, что "полезете в интернеты", чтобы "утереть мне нос" и..... И....!

Вот какой комментарий я получил от уважаемого

"Специального места для спанья не было, кровать занимала много места, и это было большой роскошью как в деревне, так и в городе. Спали сидя, полусидя, максимум полулёжа, русские по персидской привычке, ну, или татарской, любили обкладываться подушками.

В самой нищей хате ещё в 80-е ХХ века было с десяток подушек, могло не быть матрасов и одеял, но "падушку паложь!". Так что Московия - это пол, полати, сеновал.

Ещё в 50-е мордовские детишки соседей спали вповалку на поросятах, которые прямо в дом спать приходили. Летом на Украине прямо перед домом стелили рядно, на него подушек и покрывало, спали прямо в одежде.

Большая русская печь в каждой избе - фейк. Это - предмет роскоши, и в привычном для нас виде они появились годах в 60-х ХIХ века, хотя до 70-х годов ХХ века голландки имели хождение едва ли не более широкое, а в конце ХIХ века абсолютным шиком была буржуйка. Дед у меня был печником, так что даже начало ХХ века русская печь - не наше всё.

В Европе спали тоже не в кроватях. В гамаках спали, в креслах, на диванчиках, которые, опять же, с крестовых походов 30-х годов ХIХ века привезли. Спали, как и мы, на сеновалах, на полу и где попало"

Что же получается, кровать и даже печь - не признак цивилизованного общества? Да, получается, что не всё так однозначно. И если маркиз де Кюстин не застает кроватей в домах - это еще не значит, что кругом варвары и дураки. Не так всё просто.

Я лично утверждения, что места не было, - не принимаю. Может, для деревенского дома и актуально, но не для новых дворцов Петербурга.

Вот еще о кровати у Кюстина:

"Гостиницы в Петербурге похожи на караван-сараи. Как только вы в них устроились, вы предоставлены исключительно самому себе, и если у вас нет своего лакея, вы останетесь без всяких услуг. Мой слуга, не зная русского языка, не мог быть мне полезен. Более того, он становился мне в тягость, так как я должен был заботиться и о нем. Но все же, благодаря своей итальянской сметливости, он вскоре нашел выход из создавшегося положения: в одном из темных коридоров этой каменной пустыни, которая называлась «отель Кулона», он разыскал какого-то искавшего службы лакея, говорившего по-немецки и хорошо отрекомендованного хозяином гостиницы. Я его тотчас же нанял, рассказал ему о своей беде, и ловкий немец сейчас же притащил мне русскую железную кровать . Я ее немедленно купил, положил на нее новый, набитый свежим сеном матрац и, подставив под каждую ножку кровати чашку с водой, поместил ее посреди комнаты, которую очистил от всей находившейся в ней мебели. Обезопасив себя таким образом на ночь, я вновь оделся и, в сопровождении своего нового слуги, оставил этот «великолепный» отель, походивший по внешности на дворец, а внутри оказавшийся позолоченной, обитой бархатом и шелком конюшней."

Это какую же русскую железную кровать ему притащили?

Кровати в художественных произведениях

Продолжим изучать продукцию отечественного кинематографа. Каким мы привыкли представлять убранство домов 19 века? А точнее, кто как спал:


Кадр из фильма "Несколько дней из жизни Обломова".

На чем спал Илья Ильич? На диванчике. Пожалуй, единственное произведение, к которому у меня нет никаких вопросов.

Все же о наличии в гостиничном номере диванов Кюстин упоминает. Не устраивают его диваны по причине большого наличия в них тех же злосчастных клопов.

И клопов не надо игнорировать! Это сейчас, когда их нет у вас под матрасом, как бы и бес с ними. Не существовало не химии такой, ничего! Я, простите, помню этих тварей из детства. Даже в 80-ые годы в СССР это было проблемой. Что говорить о 19 веке?!

Какие матрасы? Какие одеяла?? Какие перины??? Не могу представить. Вот, называйте меня, как хотите, но не представляю! Даже если все это есть, как спать на этом? Весьма и весьма изощренная пытка.

Скажите, вы так себе представляете "Гуляй шальная императрица"? Не разгуляешься... Собирателю мертвых душ в провинциальной гостинице замшелого города N посчастливилось вкусить изысков побогаче!

Мебель для этого помещения была выполнена мастером А. Туром, мастерская которого, плодотворно сотрудничавшая с В.Стасовым, в 1820-1830-х годах изготовила и поставила в царскосельские дворцы большое количество разной мебели.

Как считаете? Не факт, да? Мало ли, прикорнуть за вязанием? А мол, где-то там - царские покои, будуар, кровать на 10 метров в ширину? Нет. Нету - вот он - будуар и вот она спальня.

Спальня! Смотрим на кровать у окна справа.



Кровать Павла I из Михайловского дворца Санкт-Петербурга

Эта кровать выглядит, как ложе из гробницы фараона, а не как царское ложе.



Кровать Николая I из дворца Коттедж в Петергофе

Времянка, раскладушка - да. Но кровать? Я выбираю лавку и сундук.



Походная кровать Александра I. Екатерининский дворец Царского села.

Вот, верно: эти носилки на ножках - походная кровать.

Справа у стены видна та самая складная дорожная кровать.

А тут она зачем? Прикорнуть в кабинете? А что, где-то есть другая, нормальная кровать? Нету!

Глядя на эти украшенные золотой лепниной с огромными потолками залы, недоумеваешь. Кровати выглядят нелепо! Казалось бы, чего проще? Ведь что такое кровать - та же лавка да матрас на ней. Какое-то убожество. Не ложе хозяина, а времянка сторожа. Дичайшее несоответствие одного другому!

Как же так? Древняя греция, Египет времен фараонов!? Кровати, подголовники, матрасы, подушки!?

Решайте сами, дорогой читатель.

Итак, к чему я все это

Я - не историк, а обыватель. И с позиции обывателя пишу, небольшую статью, не научный труд, намеренно обходя заумные цитирования и скучные детали. Про простые вещи - печь, кровать, а не вайтманы, не пирамиды - и что? Каша оказывается у нас в голове. Какие-то придумки из сказок про принцесс и горошину и про Петра который из загранки все дикарям привез. Мы лезем рассуждать о тысячелетних древностях, о скифиях и тартариях, а я в подмосковье в 80-м году и вшей, и клещей застал, и в городе, а не в деревне. Это было обычным делом везде, дело не в плохой гигиене, поверьте! Кто из детей семидесятых,восьмидесятых девяностых не знаком с ДДТ? Я не про рок-группу, а про мыло.

Мы рассуждаем со своей колокольни, с реалиями сегодняшними лезем в древность, не принимая элементарных вещей! Я не об отправлении естественных потребностей в отсутствии бумажной промышленности пишу. Это печь, кровать - Николаевская Россия! Время Пушкина и декабристов!

Кровать - очень привычный предмет мебели. И мы мало задумываемся какой исторический путь развития она претерпела, прежде чем приобрела современный вид.

Долгое время люди спали группами. И чем больше те были, тем безопаснее считался сон. Даже сейчас в некоторых африканских, гвинейских и австралийских племенах жива традиция общинного сна. Для него выделяется большая постройка, в которой с наступлением ночи располагается все племя. Почему?

Ночь - это время демонов, которые могут причинить массу неприятностей. Но их можно отпугнуть… шумом. Храп, дыхание, детский плач - все это способно испугать нечистую силу.

В этом помогают и домашние животные. Их тоже зачастую оставляют на ночь в доме, так как звери очень чувствительны к потусторонним силам и могут предупредить об их появлении.

Ложе для патрициев

Итак, на заре цивилизации люди спали сообща. И, конечно же, они спали на земле, устилая ее травой, ветками деревьев или звериными шкурами. Все изменилось при появлении домов. В них стали выделяться отдельные комнаты для сна. Причем впервые это произошло в Шумере около пяти тысяч лет назад. Естественно, в спальне было и место для сна, но это была уже не лежанка, а достаточно заметное возвышение.

Правда, оно было жестким и узким. И тем не менее на таком неудобном ложе спала знать - шумерская, ассирийская, египетская.

А вот древним римлянам подобная аскеза была не по душе. Изнеженные патриции больше всего ценили собственный комфорт и желали спать со всевозможными удобствами. Это стремление привело к появлению кровати, вернее ее прообраза. Он представлял собой возвышение, застеленное богатыми тканями и мехом. На таком ложе нежились и приближенные императора.

Именно из их числа выбирались наместники. Они ехали на завоеванные Римом земли и привозили туда свои привычки, традиции, предметы обихода и обстановки. К последним относилась, прежде всего, кровать.

Однако у поверженных народов она не прижилась. Галлы, германцы, бритты, саксонцы, ненавидя все римское, оставались верны своему укладу жизни. Спать они продолжали на земле.

Странности Средневековья

Ситуация изменилась лишь в Средние века. В это время в Европе стали строиться каменные дома и замки. Именно это и дало толчок для обустройства спального места.

Началось его возвышение. Причиной этому служил банальный холод. Вернее, не холод, а сквозняки по полам жилищ.

Поэтому кровать стала расти над полом, и достаточно стремительно. Сначала ложе устраивалось на небольшом постаменте. Потом к нему начало вести несколько ступенек. А спустя некоторое время появились и такие кровати, на которые нужно было забираться по лестнице.

Постепенно кровати стали настоящим произведением искусства. Их делали из самых ценных пород дерева, покрывали удивительно тонкой резьбой и украшали различными фигурками. Такие изделия имели огромную ценность, они даже становились военной добычей.

Супружеская хитрость

В Средние века произошло еще одно превращение - полога в балдахин. Римляне часто завешивали свою кровать полупрозрачной материей, которая защищала спящего от насекомых. В средневековой Европе этот легкий полог трансформировался в балдахин, окутывающий ложе со всех сторон. Плотная ткань не столько защищала от мух и комаров, сколько от холода.

Как уже было сказано, каменные дома и замки европейцев не отличались уютом. Комнаты были большие, очаги и камины протапливали воздух очень неравномерно, поэтому люди все время страдали от сырости. Лучше всего от нее защищал балдахин. Он выполнял и другую функцию - давал супругам иллюзию уединения. В комнате могло присутствовать много народа, но уставшие хозяева вполне могли спрятаться за длинными фалдами балдахина.

В богатых домах на балдахины тратились огромные деньги. Заказывались самые роскошные ткани. Они расшивались золотошвейками и украшались огромными витыми кистями. В домах попроще балдахины были из обычной светлой ткани. К тому же кровати незнатных людей часто делались очень большими, так как на них спала практически вся семья, включая малолетних детей.

Купеческая перина

На Руси кровати появились в начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом. Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейское обустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати.

Царская “перестройка” никак не затронула крестьянские семьи. Там, как и раньше, продолжали спать на полатях - высоко расположенных деревянных настилах. Было еще одно место для сна - русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих.

Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано было спать на полатях. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплоть до ХХ века.

Что до семей купеческих, то тут тоже царил строго определенный уклад. В спальне находился стандартный набор предметов, начиная с кровати и заканчивая горкой, где хранилась посуда, а также неизменный серебряный самовар.

Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывала лишь презрение. Можно даже сказать - позорила семью невесты. В цене был пух. Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения. Языческие страхи

Несмотря на христианское вероисповедание, русские люди никогда не забывали о язычестве. Одним из его проявлений была вера в нечистую силу - леших, домовых, водяных. Именно с ними и связано большинство “сонных поверий”. Например, русский человек никогда не ложился ногами к двери - в противном случае нечистая сила могла унести спящего человека из избы. Интересно, что эта традиция пересекается с восточными обычаями. Но в них все объяснялось с точки зрения энергетических потоков и их благоприятного распределения.

Перекрест с китайской приметой имеет и другое русское поверье. Считалось, что кровать нужно ставить на то место, где ляжет впущенная в комнату кошка. У русских она считалась символом плодовитости, поэтому указанное животным место сулило супругам здоровых и крепких детей.

Китайцы же верили, что кошка может выбрать эпицентр позитивной энергии, которая так необходима супругам.

Есть еще одна русская традиция, перекликающаяся с восточным взглядом на жизнь. Пары, которые хотели детей, клали на кровать что-то, что символизировало плодородие. В одних районах это были колосья пшеницы, в других - курица-несушка, в третьих - все та же кошка.

В Китае же атрибуты плодовитости всегда украшали постельное белье. В основном на нем фигурировали рыбки и маленькие китайские уточки. Они всегда изображались на очень ярком фоне - преимущественно розовом и красном. Восточные люди никогда не пренебрегали психологией цвета и считали, что яркое белье способствует супружеской гармонии, а также делает комнату более уютной.

Женские радости

Русские люди всегда очень тщательно готовились к отходу ко сну. Сначала укладывались дети и укачивались младенцы. Только когда в доме воцарялась полная тишина, хозяйка могла заняться собственной персоной.

Сначала снималась одежда - из нее на теле оставалась лишь просторная нательная рубаха. Потом расплетались длинные косы, и женщина брала в руки гребень. Волосы им расчесывались очень долго - не менее 10 минут. С научной точки зрения это абсолютно правильный подход - ведь интенсивнее всего волосы растут ночью. Именно в это время корням необходимо усиленное кровоснабжение для того, чтобы клетки получили возможность нормально делиться.

Потом переходили к лицу. Ничего мудреного с ним не делали, никаких ночных кремов и масок не существовало. Основной уход кожа получала по субботам, в банный день. Но каждый вечер женщина обязательно умывала лицо водой, которую иногда настаивала на серебре, на цветах или травах. Но в любом случае вода была холодной, а полотенце - жестким и колючим.

Лицо терлось им до румянца - это был своеобразный механический пилинг, устранявший мертвые клетки кожи.

Потом наступала очередь молитвы. Только после нее женщина могла лечь и заснуть.

Древний Египет

Тогда на кроватях спалось не особо мягко: они были сделаны из необработанного дерева, покрытого травой или растительными волокнами.

Позднее у египетских кроватей появилась дизайнерская «фишка» - деревянная рама-каркас, обтянутая шкурой или кожей, установленная на ножки, по форме напоминавшие бычьи ноги или львиные лапы. Был у тех кроватей и весьма любопытный функциональный нюанс: передние ножки делали выше, чем нижние. Таким образом, изголовье оказывалось выше ног. Сегодня такое положение спинки или изголовья называют «релакс» (полусидя). Оно регулируется кнопкой или пультом или перемещением самой спинки. В Древнем Египте угол наклона спинки или изголовья регулировался при помощи богато расписанной подставки под верхние ножки. Похожие подставки спользовались и в качестве подушек. Иногда их покрывали расшитой тканью.

Древняя Греция

Культура быта эллинов была во многом заимствована у практичных эстетов персов. Обычай есть и пить лежа и полулежа пришел в Грецию именно из Персии. Кровать теперь служила не только спальным местом, но и столом. Она представляла собой продолговатую бронзовую раму, украшенную орнаментами и поставленную на четыре или шесть ножек. Сверху располагались мягкий матрас, вышитые покрывала и подушки.

Древний Рим

Ложе древних римлян было схоже с греческим: бронзовая основа со спинкой, богато украшенная орнаментами, в том числе головой животного или птицы. Ложе было застлано дорогими тканями и мехом. Часто завешивалось полупрозрачной тканью

(прообразом балдахина) для защиты спящего от насекомых. Кровать использовалась и для сна, и для принятия пищи, и для деловых переговоров; на ней же совершали ритуальный вынос покойника из дома. Кровать в Древнем Риме была предметом роскоши. А потому рабы, люди невысоко происхождения и все дети довольствовались стульями, скамейками или ковриками.

Итальянское Возрождение

Кровать по-прежнему выполняла массу функций. Днем в спальне обитала вся семья. Кровать представляла собой большой высокий ящик, окруженный приступкой, служившей как сиденьем, так и комодом (крышка приступки открывалась). в последствии постамент кровати рос - появилось даже такое ложе, на которое приходилось забираться по специальной лестнице.

Европа XVII - XVII вв.

На кровать, которая раньше представляла собой лишь каменное возвышение, оберегавшее от сквозняков, начинают смотреть как на элемент декора. Мастера-мебельщики, чей труд теперь оплачивался выше, чем полотна живописцев, начинают использовать дорогие породы дерева и другие материалы, украшать изделия инкрустацией, лепниной или росписью. Чарльз II как-то выбрал для подарка кровать, вы полненную из 90 килограммов чистого серебра! Кровати являлись ценными военными трофеями. Легкая ткань над кроватью превращается в полноценный балдахин из дорогой ткани, расшитой золотом и украшенной витыми кистями. Он окружал ложе со всех сторон, защищая спящего от холода и сквозняков. Кровати незнатных людей делались, как правило, очень большими, так как на них спала вся семья, включая маленьких детей. Балдахины на таких кроватях делались из обычной плотной светлой ткани.

Россия

Кровать в более или менее современном ее понимании популяризовал Петр Первый. Но это касалось знати и дворянства. А крестьяне по-прежнему спали на полатях - высоко поднятых над полом деревянных полках - или на печах. Второе было приятнее,

так как печь всю ночь сохраняла тепло и грела спящих. Поэтому там укладывались, как правило, маленькие дети и старики. В купеческой спальне стояла кровать и обязательно горка, в которой хранилась посуда и непременно серебряный самовар.

Обстановка этой комнаты давалась в приданое невесте. Кровать была просторной, с пышной периной, а то и не с одной, с огромным количеством подушек. Ценились исключительно пуховые перины.

И на Руси, и в Китае кровати устанавливали на то место, куда ляжет запущенная в комнату кошка. На Руси ее считали символом плодовитости, а в Китае верили, что

кошка безошибочно определяет центр концентрации позитивной энергии. В Китае символами плодовитости украшали постельное белье. Это были рыбки и особые китайские утки. Белье делали преимущественно красным или розовым - считалось, что эти цвета энергетически благоприятны.

Наши дни

Нам повезло больше, чем тем, кто жил до нас. Прогресс - отличная штука! Мы можем выбрать кровать разного дизайна, с разными функциями. От классики до хайтека, от водяного ложе до кровати на воздушной подушке.

Из последних кроватных тенденций можно выделить следующие:

  • Усовершенствованный ящик для белья. Его делают, например, сферической формы.
  • Изголовье стали оснащать полочками и светильниками. Оба новшества особенно порадуют тех, кто любит почитать перед сном. Полка в изголовье может стать альтернативой прикроватной тумбочки для тех, кто сражается за свободное пространство в спальне.
  • Мягкие спинки: и облокотиться удобно, и выглядит такая кровать уютнее.
  • Модные для гостиных сочетания дерева (орех, вишня) и стекла добрались и до спальни. Также из гостиных и столовых в спальню перекочевала мода на шелковисто-глянцевые поверхности.
  • Для декора используют вставки из натурального дерева или из пленки, имитирующей его текстуру.
  • Естественно, в основу «кроватного» производства положен наиактуальнейший принцип здорового образа жизни. Отсюда и приставка «ортопедический» комногим матрасам и решеткам.