Иов почаевский, преподобный. Святой преподобный иов почаевский и почаевская лавра

Иов почаевский, преподобный. Святой преподобный иов почаевский и почаевская лавра
Иов почаевский, преподобный. Святой преподобный иов почаевский и почаевская лавра

Некоторые люди слышат зов Божий в своем сердце с самого детства. Таким был и преподобный Иов Почаевский, который ушел в монастырь десятилетним мальчиком. Поистине, это была жизнь, целиком посвященная Господу.


Биография Иова Почаевского

Будущий святой (до монашества носил имя Иван Железо) родился на Украине, о родителях его известно немного - они были мелкими помещиками, которые вели благочестивую жизнь. В роду были священнослужители.

За краткое время пребывания в Угорницком монастыре, юный монах заслужил любовь братии, был назначен игуменом. Достигнув 30 лет, рукоположен в священника. Слава о нем облетела всю область, к преподобному потянулись за помощью и советом люди.

Иов Почаевский каждому давал душеспасительный совет. В середине 16 в. по просьбе князя Острожского Иов был переведен в Крестовоздвиженский монастырь. Отслужив там игуменом несколько лет, святой стал тяготиться своими обязанностями.


Молитвенные подвиги

Настал день, когда монах тайно перешел в Почаевский монастырь. Там он удалялся в свою излюбленную пещеру, где проводил по несколько дней - на коленях молился о всех грешниках. Преподобный Иов Почаевский и на новом месте был избран игуменом. Ему приходилось совмещать монашеские подвиги с общественными обязанностями. Не чуждался он тяжкого физического труда: сажал деревья, укреплял плотину. При этом носил вериги (металлические кольца на ногах).

Более полувека управлял святой Почаевской обителью. При этом он все же находил время для монашеского уединения. Еще во время земного жития Иова Почаевского вокруг него происходили чудеса. Так, однажды он был в пещере на молитве, в это время икона, помещенная у входа, стала излучать прекрасное сияние, которое продолжалось несколько часов. В пещере до сих пор видны следы, которые остались от коленопреклоненной молитвы.

Ни одно праздное слово не слетало с уст монаха, все его мысли были заняты непрестанной Иисусовой молитвой и благом ближних. Кроткий, милосердный, он всегда проявлял любовь к братьям по монастырю.


Уход из жизни

Скончался святой Иов Почаевский в возрасте более ста лет. Свой день смерти он сумел предсказать заранее, как и многие праведники. Кончина была тихой, безболезненной. Тело его пробыло в земле несколько лет. Потом над могилой стали замечать свечение, а сам Иов Почаевский явился во сне митрополиту Киевскому и просил открыть мощи.

При собрании множества народа нетленное тело было извлечено из гроба, его перенесли в храм Живоначальной Троицы. В житие, которое начали составлять сразу после смерти святого его ученики, имеется много свидетельств об исцелениях. И сегодня он подает благодатные чудеса тем, кто просит с верой.

Православная Церковь трижды в год поет тропарь Иову Почаевскому, служит ему литию - в день кончины, обретения мощей и прославления. В этот день читается канон и другие молитвы преподобному. Считается, что именно по праздникам обращение к святому будет обладать особой силой.

Чудеса возле мощей

Иов Почаевский до сих пор известен многими чудесными избавлениями от недугов.

  • Игумен монастыря, где жил преподобный, заболел неизлечимо. Святой явился одной из паломниц, передал через нее ткань, пропитанную миром. Приложив святыню, игумен Досифей стал здоров.
  • Зафиксировано большое денежное пожертвование монастырю, которое сделал Иван Лобос - он исцелился после молитвы у гробницы святого.
  • Приходили не только православные, но и католики. Сильная горячка оставила польского графа Яворского; прекратился ревматизм у Г. Волянского, получил исцеление и оружейник из Италии И. Лигурри.

Согласно монастырским летописям, только с 1719 по 1830 гг. было совершено более 500 чудес. Происходят они и в наши дни.

О чем молятся святому Иову

О чем молятся прихожане Иову Почаевскому? Каждый приносит свою беду. Многие просят исцеления от телесных немощей. Помогает святой достичь духовного совершенства, обустроить мирскую жизнь, если она угодна Господу, избавляет от тяжких искушений. До сих пор сохранилась пещера, где он молился.

Мощи преподобного находятся в пещерном храме, под Собором Успения Пресвятой Богородицы. Сюда и стекаются паломники. Сегодня есть возможность для посетителей остановиться на пару дней в гостинице при святой обители. Это делается для того, чтобы можно было исповедоваться и причаститься в святом месте, подольше помолиться о своих бедах. Суммы берутся небольшие, а польза духовная от такой поездки будет очень большой - ведь в Почаевскую Лавру являлась Сама Богородица. Храни вас Бог!

Молитва Преподобному Иову Почаевскому

О, преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да будет в стране нашей выну мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судах правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в стране нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во Святых Своих: Ему же единому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551, мест. Отыния (совр. Коломыйский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 28.10.1651, Почаевский мон-рь), прп. (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых), Почаевский, игум. почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря.

В кон. XVIII в. (по данным Н. И. Петрова, ок. 1791, по мнению свящ. В. Левицкого, ок. 1773) в ожидании канонизации И. католич. Церковью почаевские василиане издали (без обозначения даты) Житие И. В издании сообщается, что Житие составил ученик И. иером. Досифей, к-рый воспитывался под духовным руководством преподобного. Одним из источников печатного ЖЖития была рукопись «Книга чудес, при образах чудотворных Матери Пречистой и других, также при мощах блаженного старца Иова Железо произошедших, присягой подтвержденных, как давних, так и тех, которые в прошлые годы по воле Божьей совершились». Впервые «Книга чудес...» упоминается в инструкции от 30 авг. 1695 г., данной нареченным на Луцкую кафедру еп. Дионисием (Жабокрицким) , тогда еще православным, во время его приезда в Почаев настоятелю Почаевского монастыря Иосифу (Добромирскому). Дионисий (Жабокрицкий) настаивал на том, чтобы все вносимые в книгу чудотворения подтверждались под присягой. Последние события, отмеченные в сборнике, датированы 1726 г. (в кон. XIX в. списки «Книги чудес...» хранились в архиве правления Волынской ДС). Важнейшим источником биографии И. является анонимный униат. сб. «Гора Почаевская...» («Góra Poczajowska...»), посвященный гл. обр. истории чудотворной Почаевской иконы Божией Матери . Сборник, впервые опубликованный в 1742 г., переиздавался несколько раз с дополнениями и небольшими изменениями на церковнославянском и польск. языках, последнее издание вышло ок. 1815-1820 гг. В данной книге И. упоминается в связи с историей Почаевской иконы Божией Матери, а также в рассказе о ковчеге с мощами вмц. Варвары, пожертвованном в обитель Луцко-Острожским униат. еп. Иосифом Выговским (1712-1737) и помещенном рядом с пещерой И.

Материалы, относящиеся к управлению И. Почаевским мон-рем, содержатся в архиве Почаевской лавры (ИР НБУВ, ГА Тернопольской обл.). Документы, связанные с судебными тяжбами Почаевского мон-ря, когда обителью управлял И., находятся в архивах Луцкого и Кременецкого гродских судов (ЦГИАК. Ф. 22, 25, 26, 28), ряд судебных дел хранится в Тернопольском обл. архиве. Данный источник для изучения биографии И. первыми использовали архим. Амвросий (Лотоцкий) и прот. Андрей Хойнацкий. Ряд документов, связанных с жизнью и деятельностью И., опубликовали Н. И. Теодорович и свящ. В. Левицкий.

Биография

Святой происходил из мелкопоместной шляхетской семьи. Из помянника Почаевского мон-ря известно, что отца И. звали Иваном, мать - Агафией, они жили недалеко от Коломыи (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2; запись рода И. в помяннике датируется 1641 г., составлена, вероятно, самим И.). По нек-рым свидетельствам, родители преподобного одно время проживали рядом с сел. Угорники (на месте совр. урочища Новосёлки; см.: Хавлюк. 1996. С. 15). Общепринятым является мнение, что родиной И. было мест. Отыния (Отыня) близ Коломыи. В роду И. были лица духовного звания. Когда И. возглавлял Почаевский мон-рь, в приходской Рождество-Богородицкой (Пречистенской) ц. в Ст. Почаеве служил свящ. Иаков Железо, испытывавший притеснения от местных магнатов и к 1642 г. лишенный места.

В 10 лет, т. е. ок. 1561 г., И. Железо поступил в Угорницкий Преображенский мон-рь. О местонахождении обители существуют различные мнения. Это не мог быть Угорницкий мон-рь в совр. с. Угорники (Коломыйский р-н), поскольку мон-рь во имя св. архистратига Михаила в селе был основан прп. Иовом (Княгиницким) в 1603 г. Версию о существовании в Угорниках обители в более раннее время полностью исключить нельзя, но о такой обители ничего не известно. В значительном удалении от Угорников, на границе Галичины и Буковины, на берегу р. Серет, между г. Теребовля и совр. с. Подгора (Теребовлянский р-н Тернопольской обл.), существовал Угорницкий (Подгорянский) Преображенский муж. мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне (Яворський Г. Тернопiльський енциклопедичний словник. Тернопiль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор // Волынские ГВ. 1868. № 74/75).

Как сообщается в Житии И., настоятель Угорницкой обители с любовью принял Ивана и поручил экклисиарху научить его «церковному послушанию», т. е. богослужебному чтению и пению. Однако святой не довольствовался этим послушанием и старался «услужить каждому из наименьших монастырских работников», благодаря чему приобрел всеобщую любовь. На 2-й год жизни в Угорницком мон-ре 11-летний Иван «за его добрые нравы» был пострижен в монашество игуменом с согласия братии. По мнению прот. А. Хойнацкого, И. был рукоположен во иерея после достижения 30-летнего возраста, по распространенной в западнорус. мон-рях традиции. Со временем святой принял великую схиму с именем Иоанн. Слава о подвижнике распространялась по Галичине и Волыни, привлекая в Угорницкий мон-рь множество людей, желавших получить наставление от преподобного. Среди посетителей были простые и знатные, бедные и «нарочитые вельможи», обращавшиеся к преподобному «пользы ради душевной».

Гимнография

Первые службы И., как считается, были составлены сразу после его канонизации. По данным прот. А. Хойнацкого, ссылавшегося на архив Почаевской лавры, в нач. 10-х гг. XVIII в., в православный период истории лавры, в ней действовала маленькая типография, издававшая небольшими тиражами молитвенные песнопения в честь И. (Хойнацкий А. Ф., прот. Западнорусская церковная уния в ее богослужении и обрядах. К., 1871. С. 35; Амвросий (Лотоцкий). 1878. С. 32-33; совр. исследователи А. А. Романова, Ю. Тиховский ставят под сомнение факт существования правосл. типографии в Почаевском мон-ре). После отпадения обители в унию эти листы переиздавались василианами в типографии Почаевского монастыря, основанной в нач. 30-х гг. XVIII в. Не позднее 1773 г. почаевский униатский монах Дубына-Княжинский составил службу и акафист И., которые в рукописном виде хранились в архиве лавры в кон. XIX в. Как писал прот. А. Хойнацкий, по своему духу и стилю служба И. «совершенно православная» (Хойнацкий. Западнорусская церковная уния. 1871. С. 435-437). В 1820 г. почаевские василиане составили новый акафист И. (ИР НБУВ. Ф. 1. № 4072. Л. 40).

Известен ряд молитвенных песней в честь И. Неск. песнопений, составленных в 1736, 1755 и 1768 гг., вошли в сб. «Книга чудес...». Песнопение 1768 г. на укр. книжном языке, по замечанию свящ. В. Левицкого, может иметь правосл. происхождение. Известны 3 песни, посвященные чудесному спасению Почаевского мон-ря от турок 23 июля 1675 г. (на укр. языке): «Весело спевайте, челом ударяйте…» (опубл.: «Гора Почаевская». Почаев, 1742), «Вселенная вся страны» (опубл.: Песни о Пресвятой Богородице. Почаев, [ок. 1773]; Богогласник: Песни благоговейные. Почаев, 1790-1791, 1805, 1825); в неск. изданиях сб. «Góra Poczajowska...» XVIII в. помещена песня «Пасли пастыри овцы на горе», в к-рой также упоминается явление И. в 1675 г.

По преданию, первый правосл. акафист И. был написан неизвестным монахом Почаевской лавры в 30-х гг. XIX в., но не был утвержден священноначалием и читался иноками келейно. Возможно, речь идет об использовании правосл. насельниками лавры униат. акафиста 1820 г. Новые, православные по своему содержанию акафист и службу И. написал прот. А. Хойнацкий. Святейший Синод дважды отправлял тексты на доработку, после чего 27 июля 1883 г. было получено благословение на их издание и использование (Попов А. В. Православные русские акафисты. Каз., 1903. С. 327-331). В 1884 г. акафист и служба впервые были напечатаны в типографии Почаевской лавры, вторично изданы там же в 1889 г. с приложением Жития И. Как отмечает Ф. С. Спасский, автор стремился следовать южнорус. традиции. Позднее в тексты внес изменения Волынский и Житомирский архиеп. Антоний (Храповицкий) , по этой причине нек-рые историки (еп. Никон (Рклицкий), Е. Никольский и др.) называли его автором службы И.

Арх.: НБУВ ИР. Ф. 231. Д. 31; Д. 38. Л. 163-165; Д. 47. Л. 2-3; Д. 65; ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Д. 1178. Л. 1-6 об.; Ф. 258. Оп. 3. Д. 12. л. 17 об.; ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 271. Л. 1-2; ЦГИАК. Ф. 22. Оп. 1. Д. 42; Ф. 25. Оп. 1. Д. 176, 177; Ф. 26. Оп. 1. Д. 41; Ф. 28. Оп. 1. Д. 78, 87.

Ист.: Гора Почаевска, стопою и образом чудотворным Пресвятой Девы Богородицы почтенна, всему миру светла и ясна. Почаев, 1742, 1757, 1793; Góra Poczajowska, słodką cudownie z niej wypływającą wodę, i obraz cudowny Marii Panny w Poczajowie. Poczajow, 1767, 1773, 1778, 1807, б. д. [ок. 1815-1820]; Житие прп. Иова (Железо). Почаев, б. д. [ок. 1773-1791 гг.]; Служба с акафистом прп. Иову, в схимонасех Иоанну, (Железу), игумену и чудотворцу св. лавры Почаевской: С прил. кр. жития его, от ученика его игум. Досифея списанного. Почаев, 1889; Алфавит поименный и предметный делам архива Почаевской Успенской лавры за время с 22 сент. 1557 г. по 10 окт. 1831 г. / Сост.: послушник Лев. Почаев, 1908; Материалы по истории Почаевской лавры / Изд.: В. Левицкий. Почаев, 1911; Теодорович Н. И. Архив Почаевской лавры. Почаев, 1915. Т. 1; Пiснi до Почаïвськоï Богородицi. Перевидання друку 1773 р. / Транскрипцiя, комент. i дослiдження: Ю. Медведик. Львiв, 2000.

Лит.: Муравьёв А. Н. Житие блж. Иова (Железа), игумена лавры Почаевской. Почаев, 1860; Хойнацкий А. Ф., прот. Прп. Иов, игумен почаевский, его жизнь и прославление. Каменец-Подольский, 1871; он же. Род прп. Иова, игумена и чудотворца Почаевскаго, в Помянниках лавры Почаевской // Волынские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. № 6. С. 252-256; он же. Мат-лы для жизнеописания прп. Иова, игумена почаевскаго // Там же. № 17; он же. Прп. Иов Почаевский и схим. Иов (Княгиницкий) // Там же. 1879. № 13; он же. Из воспоминаний и заметок бывшего послушника Почаевской лавры при базилианах [о. Валериана] // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1879. № 6. С. 95-98; № 8. С. 135-142; он же. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или патерик Волынско-Почаевский. М., 1888. С. 127-210; он же. Почаевская лавра: Ист. описание. Почаев, 1897; Кулиш П. А. О значении прп. Иова, почаевского игумена, в истории рус. жизни. М., 1876; Амвросий (Лотоцкий), архим. Сказание о Почаевской Успенской лавре. Почаев, 1878; Петров Н. И. Прп. Иов (Железо), игум. почаевский, как духовный писатель // Странник. 1883. № 9. С. 3-22; № 10. С. 179-204; № 11. С. 373-381; он же. Украïнська старовина: Прп. Iов (Залiзо), iгумен почаïвський, й мiсцевi святi украïнськоï церкви // Слово: Газ. К., 1918. № 35; Левицкий В. Жизнь и деятельность прп. Иова (Железо) на пользу Почаевской лавры // Волынские ЕВ. 1914. № 13. С. 205-208; Карвовський I., прот. Прп. Iов (Желiзо) // Духовний сiяч. Кременець, 1930. № 19-22; Теодорович Т. П., прот. Почаевская Успенская лавра и ее святыни: Ист. очерк. Варшава, 1930; Зноско К., прот. Житие прп. Иова, игумена и чудотворца почаевского. Варшава, 1932; Лозов"юк I. Давнi дубенськi монастирi. Дубно, 1994; Хаварiвський Б. В. Архiв Почаïвського мон-ря як джерело iсторичноï правди // Почаïвський монастир в контекстi iсторiï та духовностi укр. народу. Тернопiль, 1995. С. 94-97; Хавлюк М. Угорницький монастир. Коломия, 1996; Зелинский В., свящ. Объятия Отча. Почаев, 2000; Савчук П. О. Дубенський Хрестовоздвиженський монастир. Рiвне, 2002; Саух П. Ю. Князь Василь-Констянтин Острозький. Рiвне, 2002; Фiльваркiв I. Облога Почаïвського монастиря турками 1675 р. i коронацiя iкони Почаïвськоï Богородицi на гравюрах у вiддiлi мистецтва ЛНБ iм. В. Стефаника НАН Украïни // Зап. ЛНБ. Львiв, 2003. Вип. 11. С. 381-394; Шкраб"юк П. В. Монаший чин отцiв василiан у нацiональному життi Украïни. Львiв, 2005; Кисельов Р. Жанровий репертуар украïномовних видань Почаïвського Успенського монастиря XVIII - 1-ï третини XIX ст. // Вiсник Львiвського ун-ту. Сер. «Книгознавство». 2006. Вип. 1. С. 72-88; Онуфрий (Березовский), митр. Пастырское служение прп. Иова, игумена почаевского. К., 2007; Sobol W. A. The ancient anonymous work «Preslavna gora Pochaivska» // Slavia Orientalis. 2007. vol. 56. N 3. p. 387-398; Дудар В. Л. Громадсько-полiтичний та культурний вплив Почаïвського монастиря на населення Волинi (ХIХ - поч. ХХ ст.): АКД. Переяслав-Хмельницький, 2008; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века. Почаев, 2008; Бочковська В. Г. Iсторiя Почаïвського монастиря у вiзитацiях XVIII - 1-ï чвертi XIX ст. // Рукописна та книжкова спадщина Украïни: Археографiчнi дослiдження унiкальних архiвних та бiблiотечних фондiв. К., 2009. Вип. 13. C. 22-35; Гуменюк С. М. Вплив творчостi Iова Желiза (Почаïвського) на формування морально-релiгiйного образу вiтчизняноï ренесансноï культури // Днi науки фiлос. фак-ту, 2010: Мiжнар. наук. конф. (21-22 квiтня 2010 р.): Мат-ли доповiдеï та виступiв. К., 2010. С. 144-145.

В. Г. Пидгайко

Иконография

И. начала складываться после обретения в 1659 г. его нетленных мощей. Наиболее ранний известный портрет И., принятый православными в 1831 г. от униатов после сдачи ими обители, был датирован кон. XVII - нач. XVIII в. (предположительно хранится в ризнице Почаевской Успенской лавры). Впервые его описал в 1978 г. П. Н. Жолтовский (Жолтовський П. М. Украïнський живопис ХVII-ХVIII ст. К., 1978. С. 203). На образе была надпись: «Зрей любопытнее сию икону, да веси, чию являет персону. Иов он се есть, Железо реченный, житием свят, по смерти блаженный» (Булига О. Пошанування святинь Почаïвського мон-ря у перiод юрисдикцiйноï належности унiатськiй церквi // Сакральне мистецтво Волинi: Наук. зб. Вип. 9: Мат-ли IX мiжнар. наук. конф. Луцьк, 31 жовтня - 1 листопада 2002 року. Луцьк, 2002. С. 138-139).

Над входом в пещерную ц. во имя И. в Почаевской Успенской лавре хранится живописный образ преподобного, описанный прот. А. Хойнацким, со стихотворной надписью (виршами) в 8 строк: « / » По мнению прот. А. Хойнацкого, именно это изображение является древнейшим (Хойнацкий А., свящ. Путеводитель по горе Почаевской. Почаев, 18954. С. 125; Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 99). По стилистическому исполнению это копия 1-й трети XIX в. с более раннего (прижизненного?) портрета: И. представлен по пояс, вполоборота вправо, в черной монашеской мантии с 2 звездами и со светлым исподом, на голове округлый темный куколь со звездой, на парамане Голгофа, в левой руке - посох, в правой - развернутый свиток с надписью: « () » У святого небольшие, глубоко посаженные глаза, крупный прямой нос, впалые щеки с морщинами, короткая седая борода. Личное исполнено живописно, со светотеневой моделировкой, нимб в виде охристого контура добавлен позднее; фон сероватого оттенка.

Известны ранние гравированные изображения И. В униат. период была изготовлена доска для печатания образа святого (ксилографический эстамп), переданная в 1880 г. из Почаевской лавры в музей при КДА (в наст. время в НКПИКЗ; см.: Попов П. М. Ксилографiчнi дошки Лаврського музею. К., 1927. Вип. 1. Табл. XXXI; Каталог збережених пам"яток. 2002. С. 68. № 525). По мнению О. Шпак, эту гравировальную доску вырезал в кон. XVIII в. униат. гравер Теодор Стрельбицкий (Стржелбицкий) (Шпак О. Почаïвськi ксилографiчнi естампи сер. XVIII - початку XIX ст. // Волинська iкона: дослiдження та реставрацiя: Мат-ли Х мiжнар. наук. конф. Луцьк, 17-19 вересня 2003 року. Луцьк, 2003. С. 138-139; см. также: Ровинский. Словарь граверов. Стб. 639. № 6). По др. версии, авторами были граверы Иосиф и Адам Гочемские, работавшие в 40-70-х гг. XVIII в. в Почаевском мон-ре (Турченко. 1964. С. 262-265). В собрании НИМУ хранится коллекция гравюр 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в., поступивших из типографии Почаевской лавры в ЦАМ КДА (Каталог збережених пам"яток. 2002. С. 64. № 399-506).

В иконописных подлинниках описания внешнего облика И. не обнаружены. Сохранившиеся иконописные образы И. относятся гл. обр. ко 2-й пол. XIX - XX в. В основном они находятся в мон-рях и храмах Украины, Волыни, южнорус. земель (Белгородская, Воронежская епархии). Наиболее распространенный извод, сформировавшийся после 1831 г., составляют ростовые или поясные прямоличные изображения святого с небольшой седоватой бородой, в мантии и схиме с куколем на голове; правой рукой он благословляет или держит игуменский посох, в левой - развернутый свиток (текст: Пс 15. 10). Как правило, иконы И. выполнены в академической манере, на пейзажном или на золотом фоне с гравированным орнаментом, многие из них, вероятно, работы иконописной мастерской Почаевской лавры. К этому типу относятся, напр., ростовая икона преподобного из иконостаса лаврской пещерной ц. во имя И. (60-80-е гг. XIX в., работа почаевского мастера иером. Паисия?); иконы кон. XIX - нач. XX в. над входными дверями (преподобный на фоне пейзажа и мон-ря) и при спуске на лестницу к пещерной церкви; поясной образ на хоругви кон. XIX - нач. XX в. из Успенского собора (свиток в руке И. свернут); ростовой образ посл. четв. XIX в. на холсте (на голубом фоне) из Загаецкого мон-ря во имя свт. Иоанна Милостивого; поясной аналойный образ нач. XX в. из ризницы Данилова мон-ря в Москве и др. (см. также: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 4, 12). На иконах преподобный обычно именуется игуменом почаевским, чудотворцем.

Сравнительно ранним является поясной образ святого вполоборота вправо, с развернутым свитком и посохом в руках (30-50-е гг. XIX в., алтарь Успенского собора Почаевской лавры), закрытый окладом 70-х гг. XX в. На ростовой иконе (ок. 1861) из местного ряда иконостаса Успенского собора Почаевской лавры (художники В. В. Васильев, К. А. Горбунов, Н. А. Лавров; дар имп. Александра II) в левой руке у И.- четки. Тот же иконографический вариант (с опущенными руками) встречается на его живописном образе на фоне обители (ок. 1869?, поновлялся в XX в.) на сев. стене лаврской колокольни (на юж. стене над входом - Почаевская икона Божией Матери). На ростовой иконе 2-й пол. XIX в. из Успенского собора (в отдельном киоте, по сторонам изображения Волынских святых) И. держит в руках жезл и четки. Вполоборота влево, в молении, с десницей на груди и с четками в левой руке И. изображен справа от Почаевской иконы Божией Матери, с избранными образами Богородицы на полях (кон. XIX - нач. XX в., прописи XX в.?), Успенский собор Почаевской лавры), напротив - прп. Феодор Острожский. С лежащей на груди рукой (ср. иконографию прп. Серафима Саровского) И. написан на тканой хоругви XX в. из Загаецкого мон-ря во имя свт. Иоанна Милостивого.

По заказу заведующего типографией Почаевской лавры архим. Виталия (Максименко) не позднее 1906 г. была создана икона «Преподобный Иов типограф» (И. благословляющий в традиц. иконографии, слева на заднем плане - за печатным станком), находившаяся в здании лаврской типографии вплоть до ее закрытия в 1917 г. (в наст. время в Троицком мон-ре Джорданвилла, США; см. также: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 123). Близкая по композиции, большая по размеру икона (слева от И.- типографский станок, справа - отпечатанные книги и развернутый свиток, на полях написан тропарь преподобному) помещена на юго-вост. столпе Троицкого собора Почаевской лавры. Различные иконы И. кон. XIX - нач. XX в. имеются во мн. храмах и часовнях лавры и Свято-Духова скита.

В нач. XX в. появился ряд изображений И., выполненных в стиле древнерус. иконописи XVI в., в частности в Троицком соборе Почаевской лавры. На ростовой иконе в басменном окладе из местного ряда иконостаса (ок. 1911, мастерская О. С. Чирикова) И. представлен прямолично, в островерхом куколе, с окладистой и острой на конце бородой с проседью, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Небольшие отличия в деталях иконографии - на хоругви с образом И. в басме, созданной одновременно с убранством храма в нач. 10-х гг. XX в. (вклад архим. Тимолая; И. изображен по пояс с немного волнистой седоватой бородой средней длины). Полуфигура И. в медальоне написана на стене лестницы, ведущей на хоры собора (живопись нач. 10-х гг. XX в. по эскизам худож. В. С. Щербакова, поновления - кон. 70-х гг. XX в.), большой ростовой образ - на вост. грани сев.-вост. столпа (кон. 70-х гг. XX в., бригада мастеров под рук. реставратора В. В. Филатова).

Др. извод представляет И. в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Не исключено, что нек-рые иконописные изображения этого типа восходили к гравюре на дереве почаевской работы (И. представлен в рост; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 620. № 1504), к книжным иллюстрациям (Псалтирь с восследованием. Почаев, 1872 - АОКМ; на л. 1 об. гравюра Л. Серякова, см.: Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат. / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 139-140. Кат. 245), а в кон. XIX - нач. XX в.- к хромолитографии этого времени (один из экземпляров - в ц. свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря): левая рука стоящего святого поднята к груди, правой он перелистывает книгу. На нек-рых иконах коленопреклоненная фигура И. с разведенными в стороны руками расположена слева, а образ Божией Матери - справа над аналоем в церковном интерьере. Сравнительно ранний живописный образ на холсте (ок. сер. XIX в.; на левой руке святого четки, перед ним - раскрытая книга) хранится возле св. мощей И., др. икона - внутри пещеры преподобного. Особенностью иконы 8-угольной формы (2-я пол. XIX в., Троицкий собор лавры) является изображение И. с непокрытой головой (подобный поясной образ - в левом верхнем картуше рядом с чудотворной Киево-Почаевской иконой Божией Матери в юж. части Успенского собора). На композиции в стенописи посл. четв. XIX - нач. XX в. (с поновлениями посл. трети XX в.) в сев. проходе в Успенский собор стоящий святой обращен влево, левая рука - на страницах книги, лежащей на аналое, правая протянута в сторону Почаевской иконы Божией Матери. На иконе нач. XXI в. в древнерус. стилистике (пещерный грот возле раки святого) молящийся И. изображен в земном поклоне перед Спасителем в облачном сегменте, перед ним - Почаевский образ Божией Матери, на заднем плане - горки, постройки обители и исходящий из следа от стопы Богородицы водный источник.

В кон. XIX - нач. XX в. в Почаевской лавре И. писали вместе с др. святыми, напр. вместе с прп. Серафимом Саровским (после 1903, галерея перед пещерной ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), с прп. Феодором Острожским (кон. XIX - нач. XX в., придел Воскресения на хорах Троицкого собора), с местночтимым прп. Мефодием Почаевским (см., напр.: Объятия Отча…: Очерки по истории Почаевской лавры / Сост.: свящ. В. Зелинский. Почаев, 2000. С. 6). Фигуры И. и преподобных Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Киево-Печерских вписаны в отдельные створки высокого складня-ширмы кон. XIX - нач. XX в. (при пещерной ц. во имя И.). В ризнице лавры хранятся образ И. вместе со свт. Николаем Чудотворцем и с прп. Досифеем и неск. икон святого XIX в. На мозаике ок. 1911 г. зап. фасада Троицкого собора И. (с раскрытой ладонью правой руки) изображен в левой группе Волынских чудотворцев, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери. В наст. время получили распространение изображения И. вместе с прп. Амфилохием Почаевским на фоне лавры (икона из местного ряда ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3).

Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) (Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. № 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью.

Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. (Бочковська В. Рiдкiсна гравюра на шовку // Сакральне мистецтво Волинi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам"яток. 2002. С. 66. № 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.

Первая рака из бука, в которой почивали св. мощи И., в 1842 г. была заменена серебряной, предположительно сооруженной с.-петербургским мастером Ф. А. Верховцевым (пожертвована А. А. Орловой-Чесменской). Однако на ее разных частях обнаружены только клейма с.-петербургского мастера Д. Андреева (в сер. XIX в. имел собственную мастерскую и работал для имп. двора) и пробирера Д. И. Тверского с датой «1842» (Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: (Территория СССР). М., 1995. С. 178, 181. № 1171-1172, 1269). На крышке раки отлит рельефный ростовой образ И. в мантии и схиме, со сложенными крестообразно на груди, натуралистично проработанными руками, на голове куколь, глаза закрыты; на нимбе надпись: «


Волынские святые с прп. Иовом Почаевским. Мозаика на зап. фасаде Троицкого собора Почаевской лавры. Ок. 1911 г.

В 1875 г. в пещере над ракой И. была поставлена покрытая листовым золотом сень работы А. Прокофьева. Позднее, в 1889 г., над мощами был установлен величественный балдахин (сень с 4 витыми колоннами) из белого каррарского мрамора (работа итал. худож. Л. Менционе), к-рый сохранился до наших дней. Прежний балдахин тогда же был перенесен в Успенский собор лавры вместе со старой деревянной ракой И., но в 1905 г. в связи с расширением дубенского Крестовоздвиженского мон-ря и относящейся к нему пустыни во имя И. на Дубенском о-ве (были приписаны к Почаевской лавре) по просьбе наместника иером. Стефана (Твердынского) старая рака с сенью была перенесена в храм во имя И. при этой обители (Из совр. летописи обители в Дубно // Волынские ЕВ. 1905. № 20. С. 670). Дубенский мон-рь подвергся сильным разрушениям в годы первой мировой и Великой Отечественной войн; местонахождение первоначальной раки и сени неизвестна.

Наряду с изображениями почаевских святынь и святых, образ И. присутствует на самом большом лаврском колоколе, отлитом в 1886 г. в Москве мастером Иоакимом Воробьёвым (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 106-107), также на совр. колоколе, изготовленном в 2005 г. в честь 765-летия явления Пресв. Богородицы на горе Почаевской. Рельефные изображения И. украшают и др. произведения декоративно-прикладного искусства, напр. подсвечники, стоящие в гроте возле раки святого (пластины с фигурой И. изготовлены, очевидно, в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в.).

Во внутренних и внешних монументальных росписях посл. трети XIX - нач. XXI в. различных построек лавры, Свято-Духова скита и окрестных церквей и часовен много традиц. изображений И. в академической манере. Наиболее интересными являются житийные композиции в стенописи 80-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия (поновления - 1976, послушник Почаевской лавры Александр Корецкий) при входе в пещерный грот с ракой И.: чудесное явление И. в тонком сне митр. Дионисию (Балабану), обретение мощей преподобного, исцеление игум. Досифея (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 61). Дважды - в начале галереи, ведущей в пещерную церковь (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в.; поновления - 70-е гг. XX в.), и при входе в грот - написан сюжет «Прп. Иов Почаевский с ангелами на молитве, виденный девицей Анной» (в гроте имеется аналогичная по композиции икона XX в.): фигура И. помещена между изображениями 2 стоящих ангелов. В стенопись Успенского собора включена композиция «Прп. Иов Почаевский с братией, пред Почаевской иконой Божией Матери молящийся» (70-е гг. XIX в.; см.: Там же. С. 78) - И. в коленопреклоненной молитве перед иконой и аналоем с раскрытой книгой, за ним группа монахов.

В иконописи XX в. образ И. (в округлом куколе) присутствует в группе Волынских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236, 239). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. , 2000. С. 41) под 28 окт. образ И. дан в рост, в куколе, с посохом в правой руке и с развернутым свитком в левой, на фоне многоглавого храма. В сонме рус. святых, молящихся Господу Вседержителю на престоле, И. представлен в нижнем ряду на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты ТСЛ), поднесенной Патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии». Прорись ростового образа И. традиц. иконографии создана для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 50).

Изображения И. встречаются в совр. росписях церквей Украины и России, напр. в восстановленной после пожара стенописи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА (на зап. стене), в кафедральном Преображенском соборе Белгорода (1999-2005, А. С. Работнов; надпись на свитке: « »). Фронтальная полуфигура И. с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, исполненная в визант. манере, помещена в одном из медальонов в росписи Троицкого собора Пахомиева Нерехтского Сыпанова жен. мон-ря Костромской епархии (2005, А. В. Алёшин). Некоторые изображения и сюжеты Жития И. введены в роспись семинарской ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаеве («Прп. Иов отпускает вора», ок. 2006).

Вместе с прп. Амфилохием Почаевским И. представлен на иконе письма Е. И. Николаевой (2009, кафедральный собор во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе, Украина), в составе избранных святых - на нижнем поле иконы «Прп. Сергий Радонежский, с избранными святыми» (2005, собрание архим. Луки (Головкова); см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 55, 77). Поясные иконы И. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерусскую стилистику, хранятся в гроте возле мощей И., в ризнице ТСЛ и др. И. изображается на совр. иконах «Собор Волынских святых» (1996, М. Конский - ц. в честь Собора всех святых земли Волынской в Луцке Волынской обл.; после 2006 - ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС). Кроме того, иконы И. имеются в посвященных ему храмах и мон-рях (напр., в Мюнхене, Германия).

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519, 620. № 1295, 1296, 1504; Кн. 4. С. 721-722. № 1276-1296; Турченко Ю. Я. Украïнський естамп. К., 1964; Каталог збережених пам"яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр. / НКПИКЗ. К., 2002; Свято-Успенская Почаевская лавра: Взгляд через века: Ист. повествование в словах и образах. Почаев, 2007; Свято-Успенская Почаевская лавра: Юбил. изд. Почаев, 2009.

Я. Э. Зеленина, В. Г. Пидгайко

После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.

В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.

В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске.

Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.

Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.

Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия.

На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

Почаевская гора находилась недалеко от имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся «Стопа Пресвятой Богородицы». С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.

Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.

По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.

Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.

В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Преподобный Иов родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. В десять лет он поступил в Угорницкий монастырь. С самого раннего возраста он так преуспевал в иноческих подвигах, что уже в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иова, затем, по достижении совершеннолетия, возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоился великой схимы. При этом ему было возвращено имя Иоанн, но канонизирован он под именем Иова.

Годы жизни преподобного Иова пришлись на тяжелые времена для Православия на его родине. После Люблинской унии, воссоединения Польши и Литвы, под давлением польского правительства православные епископы согласились признать власть папы на Соборе в Брест-Литовском. Прихожане, пошедшие на унию, стали сохранившими православный обряд католиками, те же, кто остался верен Православию, терпели различные гонения и притеснения. Многие уходили в степь и образовывали казацкое войско, другие же объединялись в церковные братства под защитой вельмож, оставшихся православными. Самым видным из них был князь Константин Осторожский, основавший в своем городе Духовную академию и типографию. С этим выдающимся деятелем и свела судьба преп. Иова.

По просьбе князя преподобный был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. В начале XVII в. в поисках уединения для подвижнической жизни преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, знаменитой своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери, но и здесь братия, полюбив святого отшельника, избрала его игуменом.

Преподобный Иов был непрестанным делателем молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», доводящей подвижника благодатию Божией до высочайшего духовного совершенства. Вот свидетельство Досифея, ученика преподобного, составителя его жития: «Однажды, когда молился преподобный, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно». Одновременно с суровой подвижнической жизнью преподобный много заботился о монастыре, он ввел общежительный устав, воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом шесть меньших церквей, создал знаменитую Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия. Сохранилась одна из его книг с заглавием: «Книга Иова Железо, игумена Почаевского, властною его рукою написанная». (Типография Почаевского монастыря была возобновлена в начале XX в., вывезена после революции в Америку, в Свято-Троицкий монастырь.)

Деятельно участвуя в защите Православия, преп. Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 г., созванном против унии. Скончался преп. Иов в 1651 г., прожив более 100 лет, после 50-летнего управления Почаевской обителью. Мощи его были открыты в 1659 г. после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты, чудотворную икону Божией Матери они чтили, но закрыли доступ верующим к мощам преподобного. Однако происходившие от мощей чудеса заставили их через двадцать лет допустить к ним верующих. В 1831 г., когда униаты были воссоединены с Православной Церковью, мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

, преподобный

Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав . Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале века архимандритом Виталием (Максименко) , была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре , обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской , лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой . Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В году принимал участие в Киевском Соборе , осудившим унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: "Иоанн Железо, игумен Почаевский".

Иногда полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет.

Скончался 28 октября года после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью, прожив чуть более 100 лет.

Мощи и почитание

Мощи его были открыты митрополитом Киевским Дионисием и архимандритом Феофаном (Креховецким) и со братиею 8 августа году после трехкратного его явления митрополиту. 28 августа того же года совершилось прославление преподобного Иова.

Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея , в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В начале XVIII века Почаевским монастырем завладели униаты . Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В году униаты были воссоединены с Православной Церковью, после чего 28 августа года мощи преподобного Иова были повторно осведетельствованы и торжественно открыты для всеобщего поклонения. В году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим .