Имя князя основателя библиотеки в киевской руси. Первые библиотеки на Руси. Первые книги на Руси. Тайна библиотеки Ивана Грозного. Когда была основана библиотека

Имя князя основателя библиотеки в киевской руси. Первые библиотеки на Руси. Первые книги на Руси. Тайна библиотеки Ивана Грозного. Когда была основана библиотека
Имя князя основателя библиотеки в киевской руси. Первые библиотеки на Руси. Первые книги на Руси. Тайна библиотеки Ивана Грозного. Когда была основана библиотека

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Библиотека Ярослава Мудрого.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве. Обширное собрание книг, не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., 1966.

Древнейшие сокровища Новгорода:

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Сейчас библиотека открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Возникновение монастырских библиотек:

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым, при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает «Повесть временных лет», первый летописный свод начала XII века.

Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром» . Книги для библиотеки покупались и в других странах. В стенах Софии Киевской создано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, разработаны основы первого сборника законов Киевской Руси «Русская правда» .

Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье, где в советское время были сооружены дома высших руководителей партии и правительства Украины и куда не проникал даже взгляд постороннего человека. Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся древние книги...

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, «любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...».

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: «книгохранительница» , «книгохранилище» , «книгохранильня» , «книгохранилица» , «хранильная казна» , «книжная клеть» , «книжная палата» .

Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом».

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: «Сказание о Мамаевом побоище», факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, «Повесть о Куликовской битве», факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года «Букваря» Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В «Предисловии» Поликарпов сообщает, что «Букварь» был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу.

Старейшая действующая библиотека

Старейшей библиотекой Восточной и Центральной Европы является библиотека Вильнюсского университета. Она основана при Вильнюсской иезуитской коллегии в 1570 году Великим князем Литвы Жигимантасом Аугустасом и Вильнюсским епископом Альбиниюсом. В настоящее время крупнейшая библиотека Литвы является также депозитарной библиотекой ООН, ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения.

Крупнейшая университетская

Крупнейшая университетская библиотека в мире — научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.

Самая высотная библиотека

Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг — от работ К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.

Самая крупная библиотека

Самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) в Москве.На ее полках, общая длина которых более 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В фондах библиотеки имеются произведения печати на 247 языках народов мира, в том числе на 80 языках народов бывшего СССР. В библиотеке сосредоточены рукописные книги начиная с II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.

Первые книги на Руси появились еще до появления там знаменитых книгопечатников из Моравии - Кирилла (Константина) и Мефодия. Предпосылками развития книжного дела на русских землях было их высокое экономическое и культурное развитие. Немаловажную роль в формировании такого уровня развития Руси сыграло ее политическое и географическое положение - на старейшем торговом пути "из варяг в греки", обеспечивавшем постоянный продуктивный культурообмен со странами западной и восточной Европы. Появление же книг, в свою очередь, дало толчок для возникновения и развития библиотек на Руси. В 9-13 веках этот процесс начался в связи с распространением на русских землях христианства.

Вклад Владимира Красно Солнышко в повышение грамотности населения Киевской Руси

Когда появились первые библиотеки на Руси? Почти тогда, когда великие русские князья озаботились просвещением своего народа.

Историки считают, что первые книги на Руси появились еще в 9-10 веках. Они были рукописными. Писали в то время тексты на пергаменте - хорошо выделанной телячьей коже. Украшали обложки золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Поэтому стоимость рукописных древнерусских книг была весьма высока.

Приобщение к чтению книг началось в знатных семьях. Еще киевский князь Владимир Святославович, заняв престол и "крестив Русь" в православие, особое внимание уделял повышению грамотности и образованию приближенных. Детей из знатных семей он велел отправлять на обучение в открытые по его указу школы, где одним из предметов было чтение книг. В основном эта литература имела церковное содержание или включала исторические и философские сведения. Владимир велел украсить книгами и интерьер возведенной Десятинной церкви.

Несмотря на то что термин "библиотека" в то время еще не употреблялся, по сути подборки греческих, славянских и русских книг для обучения грамоте уже могли считаться таковыми.

К 12 веку собрания книг имелись уже в столицах крупных княжеств Руси: Владимиро-Суздальского, Рязанского, Черниговского и др. Следует отметить, что книга была на Древней Руси предметом роскоши и богатства. Владеть ею могли лишь знатные люди и духовенство. Постепенно наблюдался рост количества частных библиотек, принадлежавших прежде всего княжеским и боярским домам.

Библиотека Ярослава Мудрого

В правление киевского князя Ярослава Мудрого впервые по его указу начали массово переписывать книги как иностранного, так и отечественного происхождения. Переписанные тома хранились в Софийском соборе. насчитывала около пятисот книг и содержала произведения церковного, исторического, естественнонаучного содержания (в том числе и описания фантастических животных), географию и грамматику. Были здесь и сборники народного фольклора.

Эта библиотека сильно пострадала во время разграбления Киева князем Мстиславом Андреевичем Боголюбским. Большое количество книг он вывез к себе в Москву. Сохранившийся фонд постепенно пополнился новыми томами, но в начале 13 века вновь был разграблен русскими князьями и половцами, совершавшими объединенные набеги на Киев. Возможно, Ярослав Мудрый - тот, кто создал первую библиотеку на Руси.

Исчезнувшая библиотека

Речь идет о легендарной библиотеке русского царя Иоанна Васильевича Грозного, одной из первых на Руси. Фонды этой коллекции складывались из трех источников:

  • подарков великих князей;
  • приобретений на Востоке;
  • привнесений от греческих церковников, прибывающих в Древнюю Русь с целью установления здесь православия.

Существует и легендарная версия о том, что большую часть коллекции составила немалая толика знаменитой Константинопольской библиотеки, привезенная в русские земли женой Ивана III Зоей Палеолог, племянницей императора Византии. Именно эти книги составили основу фонда литературы на греческом, латинском и еврейском языках. После присоединения Казанского ханства в состав царской библиотеки вошли и привезенные оттуда книги на арабском языке.

Считается, что книги хранились в кремлевских подвалах. В качестве аргумента приводятся три основные причины:

  • большое количество пожаров могло бы уничтожить книги, если бы их оставили на поверхности;
  • слишком много за этими ценностями было охотников из Европы;
  • Иоанн Грозный был очень подозрительным и не доверял книги никому или только особо приближенным, но в связи с его скоропостижной смертью выяснилось, что они все, возможно, были казнены раньше.

После внезапной кончины царя секрет библиотеки Иоанна Грозного остался неразгаданным. И до сих пор никто не знает ее местонахождения. Возможно, царь предусмотрительно вывез ее и перепрятал вне Москвы. Ведь есть свидетельства того, что Грозный часто покидал столицу с обозом, закрытым от любопытных глаз рогожею.

Поиски утраченного

По поводу тайны библиотеки Ивана Грозного до сих пор существует множество версий. Так, в 1933 году А. Ф. Иванов опубликовал в известном журнале "Наука и жизнь" статью, в которой говорилось о том, что к исчезнувшей библиотеке Грозного ведет потайной ход через подземелье под храмом Христа Спасителя в Кремлевские кладовые. Однако и по сей день все поиски библиотеки тщетны, а множественные гипотезы не находят подтверждения.

Первым "кладоискателем" называется Конон Осипов, пономарь Он во второй половине 17 века рыл подкопы под Тайницкую и Собакину башню, чтобы найти две комнаты, доверху заполненные сундуками с неизвестным содержимым, увиденные дьяком Большой казны Василием Макарьевым, недопущенным туда царевной Софьей Алексеевной. Нашел под Тайницкой башней засыпанный ход, но проникнуть в него так и не смог. При Петре I он же исследовал ход под Собакиной башней, но фундамент Цейхгауза не дал возможности довести начатое до конца. Позже Осипов пытался отыскать библиотеку через траншеи, прокопанные над искомой галереей, но и эта попытка была обречена на неудачу.

В конце 19 века раскопки начал князь Н. Щербатов. Но поскольку все ходы были заполнены землей и водой, работы также были остановлены.

Перед Игнатий Яковлевич Стеллецкий занялся этим вопросом. Ему удалось отыскать и исследовать часть галереи Макарьева, но библиотеку Иоанна Грозного снова не нашли.

Монастырские библиотеки и библиотекари на Руси

Первые библиотеки, собранные и сохраненные древнерусскими монастырями, оказали огромное влияние на развитие библиотечного дела.

Одной из знаменитейших библиотек Средневековья на Руси по праву считается собрание книг Киево-Печерского монастыря. Книги привозились сюда мастерами, расписывающими главный храм обители, и хранились на его хорах.

Именно в первых русских монастырских библиотеках впервые определилась должность библиотекаря, которую исполнял один из монахов обители. Прочая же братия была обязана посещать библиотеку для просвещения через общение с книгами в строго отведенное монастырским уставом время. Библиотекарем обычно назначался один из самых просвещенных и образованных монахов. В его обязанности входило и выдача их прочим монахам для изучения и ознакомления, а также повышение собственной грамотности и просвещенности. Кроме того, были написаны специальные правила для библиотекаря, которых тот должен был строго придерживаться.

Каких только книг не было в этих библиотеках! И церковные фолианты, и исторические тома, философские трактаты и летописи, древнерусская литература и народный фольклор, государственные документы... Была даже ложноцерковная литература! Личные библиотеки имели и отдельные монахи, например инок Киево-Печерского монастыря Григорий. Он занимался собирательством книг всю свою жизнь и не имел никакого иного имущества.

Монастырская библиотека того времени соединяла в себе три основные функции:

  • хранение книг (складская функция);
  • создание книг (творческо-созидательная функция): в монастырях книги не только создавались, но и переписывались, а также велось систематическое летописание;
  • выдача книг (просветительская функция).

Начало монастырским библиотекам могли положить 2-3 книги, принадлежавшие монаху-основателю, как, например, библиотека Троице-Сергиева монастыря началась с Евангелия и Псалтыря Сергия Радонежского. А всего монастырская библиотека могла содержать от 100 до 350 томов.

Библиотека патриарха Никона

Патриарх Никон, долгое время служивший в Ферапонтовом монастыре, считается основателем Патриаршей библиотеки.

История трепетных отношений Никиты Минина (так звали в миру будущего московского патриарха) с книгами начала складываться еще в детстве, когда умерла его мать, отца подолгу не было дома и воспитанием нелюбимого пасынка занималась злобная мачеха. Именно ее гнев и издевательства привели к тому, что Никита все время искал возможности уединиться и спасался чтением церковных текстов. Начавший самостоятельное обучение грамоте, подросток продолжил его в Желтоводском Макарьевском монастыре, где с 12 лет был послушником. После смерти любимой бабушки и неудачной женитьбы, Никита уединяется в где принимает постриг. Все время нахождения в ските он молится и читает священные книги.

Дальнейший путь Никона до сана московского патриарха был сложен и тернист. На посту патриарха Никон провел целый ряд церковных реформ, среди которых была и "книжная": священные книги должны были переводиться и переиздаваться согласно греческим канонам. Реформы привели к расколу русской церкви, а Никон впал в немилость царя Алексея Михайловича и был вынужден покинуть Москву. После долгого изгнания скончался от тяжелой болезни.

Никон был очень образованным и начитанным человеком. Из книг он черпал опыт и мудрость, которая помогала ему и его пастве в жизни и служении. Всю жизнь собирал свою личную коллекцию книг. Хранил и собственные рукописи. Все его достояние было описано перед отправлением ссыльного патриарха в Кирилло-Белозерский монастырь. Собрание его насчитывает 43 печатных книги и 13 рукописных.

Источники личной библиотеки патриарха Никона:

  • дар царя Алексея Михайловича;
  • дар из Воскресенского монастыря;
  • из рассылки печатной продукции московской типографии по монастырским библиотекам;
  • заказы Никона из Кирилло-Белозерского монастыря;
  • переписка патриарха.

Фонды Никоновской библиотеки можно условно разделить:

1. По типу издания:

  • рукописные;
  • печатные.

2. По месту издания:

  • "киевские";
  • "московские" (изданные на Московском печатном дворе).

История формирования системы библиотечного учета

До сих пор остается непонятной система организации фондов и каталогов древнерусских монастырских библиотек, так как огромное количество коллекций и документов было уничтожено в годы войн и нашествий, в период советской власти, погибло в пожарах, которые были частыми на Руси.

Состав книжного фонда формировался постепенно и разделялся традиционно на три основные части, но можно среди них было бы выделить и четвертую:

  • для ведения церковных служб;
  • для обязательного коллективного чтения;
  • для личного чтения (в т. ч. и светская литература);
  • для образования ("Травники", "Лечебники" и т. д.).

Первые библиотечные описи появились в конце 15 века и представляли собой систематизированный перечень книг, хранящихся в библиотеке. Благодаря древним описям можно проследить историю формирования библиотечных фондов и их пополнения. А также определить тематические группы сочинений, что уже можно считать предтечей библиотечных каталогов. При изучении таких описей было выявлено, что с течением времени в древнерусских библиотеках происходил процесс "вымывания" более старых изданий и процесс их обветшания.

Формирование фондов в монастырских библиотеках происходило за счет переписывания рукописей из книжных собраний других монастырей. Это стало возможным в связи с налаживанием тесных культурных связей между древнерусскими обителями. Процесс обмена книгами происходил за счет внесения в залог книги, аналогичной по стоимости как с точки зрения денежной цены, так и с точки зрения духовной ее значимости и содержательности. Подобный обмен осуществлялся не только между русскими монастырями, но и с монастырскими библиотеками других стран.

Кроме того, эти фонды накапливались и благодаря пожертвованиям прихожан, приносивших в дар монастырю книги из личных коллекций.

Значение и формирование термина

Дословно термин "библиотека" переводится с греческого языка как сочетание двух его частей: "библион" - книга, и "тека" - хранилище. Словари же дают нам неоднозначное толкование понятия. Прежде всего, библиотека - это хранилище книг, что соответствует прямому переводу слова. Так называется и учреждение, предназначенное для хранения и выдачи книг для чтения широкому кругу лиц. Кроме того, часто библиотекой называют и собрание книг для чтения. А также серии книг, схожих по типу или тематике или предназначенных для конкретной группы читателей. Иногда словом "библиотека" называют даже кабинет, предназначенный для занятий, в котором находится много необходимых для этого книг.

На Руси термин "библиотека" начал применяться лишь к 18 веку. До этого времени библиотеки называли "книгохранительницами". Однако встречается упоминание о библиотеках и в летописях 15 века, но с пометкой "книжный дом". Известны случаи, когда использовались такие наименования, как "книгоположница", "книгохранилище", "книгохранительная казна" или "книжная казна". В любом случае смысл наименования сводился к месту, куда складывали книги и где их хранили при определенных условиях.

Условия хранения книг в древнерусских библиотеках

Книги хранились в обычных с бытовой точки зрения помещениях, но при обязательном исполнении нескольких условий:

  • на двери должны быть замки, на окнах - решетки;
  • помещение должно быть "спрятанным" от людских глаз, в отдаленном и труднодоступном уголке монастыря;
  • попасть в помещение можно было лишь через путаные переходы и лестницы;
  • книги хранились в специальных коробах, ларцах или сундуках, в более позднее время - на полках в вертикальных шкафах, отчего они значительно меньше портились, чем от горизонтального способа хранения, и легче доставались;
  • компоновались по тематике: церковная, историческая, правовая и т. д. (именно в таком порядке они расставлялись по полкам);
  • в особую группу отделяли так называемые "ложные" книги (их читать строго-настрого запрещалось);
  • корешки книг не подписывали, а все пометки делались на первом листе или наружной части обложки, иногда - в конце книги;
  • использовались для маркирования книг специальные "скрепы" - длинные фразы, переходящие из страницы в страницу от начала и до конца книги, из которой на полях, у обреза или корешка писалось только по слову или слогу;
  • позже стали применять наклеиваемые на обложку или корешок ярлыки.

Находки XX века: берестяная библиотека

Первые экземпляры этой коллекции были собраны у новгородцев еще в конце 19 века Василием Степановичем Передольским. Они стали основой коллекции музея берестяных грамот, открытого Передольским в Новгороде. Но поскольку прочитать их не смог никто, власти музей закрыли, а коллекция была утеряна.

Однако через столетие в ходе археологических раскопок на Неревском раскопе была найдена старинная берестяная грамота. В тот же сезон таких же грамот было обнаружено еще девять. А сейчас коллекция уже насчитывает более тысячи экземпляров, самый древний из которых датируется 10 веком и найден на Троицком раскопе.

Можно выделить четыре группы берестяных грамот:

  • деловая переписка;
  • любовные послания;
  • послания с угрозами Божьим судом;
  • с нецензурной лексикой.

Там же были найдены и старинные рукописные книги, представлявшие собой деревянные доски с углублением в центре, залитым воском. Для написания букв служило специальное писало, один из концов которого был острым, а другой напоминал лопаточку - разравнивать воск. Такие книги-"тетради" использовали для обучения грамоте. Этим же способом изготавливали и книги, соединяя дощечки с текстами.

Извлечение и пополнение уникальной библиотеки продолжается и до сих пор. Для ее полного извлечения потребуется около тысячелетия.

Она была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Поэтому наша выставка, посвященная основанию библиотеки, открывается изображением Ярослава Мудрого, работы скульптора-антрополога М.М. Герасимова (реконструкция лица по черепу). Рядом с изображением Ярослава - сама "Повесть временных лет", выпущенная в Карелии в 1991 году.

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница ", "книгохранилище ", "книгохранильня ", "книгохранилица ", "хранильная казна ", "книжная клеть ", "книжная палата ".

Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: "Сказание о Мамаевом побоище", факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, "Повесть о Куликовской битве", факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года "Букваря" Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В "Предисловии" Поликарпов сообщает, что "Букварь" был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Последняя витрина выставки рассказывает о библиотеке Ростовского государственного университета, судьба которой, как и университета, уникальна. Библиотека стала создаваться в конце 1915 года после эвакуации в Ростов Варшавского университета. В 1920 году для библиотеки было выделено отдельное здание на Б. Садовой (ныне здание "Дон-ЦУМ"). К 1941 году книжный фонд библиотеки насчитывал 678000 экземпляров, библиотека стала крупнейшим научно-культурным центром Дона и Северного Кавказа. 17 июля 1942 года ростовчане, к тому времени уже испытавшие немало горя, с болью смотрели на пылавшее факелом старинное здание в центре города - горела библиотека университета. В 1944 году комплектование фондов библиотеки начинали с нуля... В 1955 году библиотека переехала в новое здание, построенное в 1914 году архитектором Л.Ф. Эбергом для Н.Е. Парамонова.

Предметом особого разговора могут быть книги, переданные в дар библиотеке. Интерес представляет помещенный на выставке первый том собрания сочинений А.И. Солженицына в 20 томах - Вермонт - Париж, 1978-1991-й. Тома были переданы в дар библиотеке сыновьями писателя в мае 1992 года. На титульном листе первого тома надпись: "Академической Библиотеке Ростовского Университета, где столько дней, часов просижено над книгами, от Вашего бывшего студента. А. Солженицын, май 1992 г. ".

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу. Эту мысль утверждают наша выставка и книги, на ней представленные.

К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси

«Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное»

(«Слово о почитании книжном», Изборник 1076 года)

«Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное»

(из сборника древнерусских изречений «Пчела»)

«К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем…»

(«Повесть временных лет»)

«Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»

(«Повесть временных лет»)

"Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».

Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак , на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

Смысл иллюстрации раскрыл книговед Н. Н. Розов. По его мнению, один из руководителей книгописной мастерской дает книгу молодому человеку, чтобы тот перевел или переписал ее. Сидящий справа пожилой человек читает текст будущей книги, проверяя его. То, что он не только читает, но и, может быть, собирается править текст, показывает стоящая на столе чернильница (на столе слева ее нет). Двое находящихся перед ним людей то ли вручили правщику текст, то ли ждут, когда он отдаст его им для переписки; скорее всего последнее, так как оба они протягивают к нему руки.

В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года - книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. "Изборник" 1076 года - не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.

Основное место в нем занимают поучении о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Особенно важно то, что сборник составлен на основе книжных богатств Киевской Софии, о чем говорится в приписке «грешного Иоанна» - «избрано из многих книг княжьих». Значит, по приведенным отрывкам, ссылкам на источники мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки. Источники Иоанна - многочисленны и разнообразны. Это жития святых, евангелийские и апостольские поучения, пророческие беседы. Такой состав библиотеки соответствует, в основном, и похвале учению книжному приведенной в Лаврентьевской летописи. Анализ содержания «Изборника» 1076 года позволил исследователям определить и характер работы его составителя - Иоанна и уровень его подготовки. Он не просто копировал отрывки для чтения, а подвергал их определенной обработке - сокращал, компилировал, переводил, - демонстрируя при этом широкую эрудицию и умение из доступных ему источников составлять содержательные, целенаправленные произведения. Хорошо образованный Иоанн отбирал, обрабатывал, а уж затем переписывал тексты. Кроме того, «Изборник» содержит оригинальные произведения.

К ним относится, в частности, первая статья «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и цели чтения. Русский филолог А. Х. Востоков, одним из первых обративший внимание на этот памятник, писал, что эта статья «особенно любопытна, как выражение новопросвященного славенина драгоценной науке книжной».

Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

В этой статье дан один из древнейших советов, как читать. Автор рекомендует осмысленно относиться к читаемому и указывает приемы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе». Важность учения подкрепляется примерами. Отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, а такжт славянский просветитель Кирилл потому «на добрые дела подвигнулись», что «измлад; прилежали к святым книгам». В подтексте этих рассуждений - мысль том, что высокие качества личности не «спускаются с неба» в готовом виде, а представляют собой результат постоянных усилий человека, его постоянной работы.

Ученые установили, что «Изборник» 1076 года оказал заметное влияние на «Поучение» Владимира Мономаха, и делают из этого вывод: он находился в княжеской библиотеке до начала XII века. Последующий путь его в полном объеме проследить трудно.

Этот «Изборник», а в нем 277 листов, дает некоторое представление о книгах библиотеки Киевской Софии. Составлен сборник уже при другом князе - Святославе Ярославиче; не вызывает сомнения то, что вместе с великокняжеским столом он унаследовал и богатое собрание книг отца...

Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

И все же - и это вызывает удивление - киевские книжники нашли возможность привезти из других стран (прежде всего из Болгарии), перевести или переписать наряду с церковными книгами - хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и юридические трактаты. Эти произведения послужили основой для плодотворной творческой деятельности книжников. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание.

Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.

«Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую религию, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных дел отца. Созданное в период наивысшего расцвета древнерусского государства, «Слово» проникнуто оптимистическим пафосом, оно устремлено к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу. С патриотической гордостью пишет Иларион о том, что и до Владимира в Русской земле были замечательные князья, которые мужеством и храбростью прославились во многих странах и победами и «крепостью поминаются ныне и славятся». Они «не в худой и не в неведомой земле владычествуют, но в Русской, которая ведома и слышема во всех концах земли».

Писатель Е. И. Осетров, много сделавший для пропаганды древнерусской культуры, назвал этот отрывок первым гражданским и лирическим монологом, посвященным Родине. Сразу же после создания, «Слово о законе и благодати» было прочитано автором перед Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевской Софии. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности, у южных славян. Более того, образы и сравнения, основные идеи Илариона ученые находят и в «Слове о полку Игореве», в других произведениях Древней Руси. Бесспорно, Иларион был хорошо образован, начитан. «Слово о законе и благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, имевшихся в княжеском собрании (книговеды даже сделали арифметические подсчеты). Он широко и свободно использует цитаты из житийной и апокрифической литературы, знает книжную поэзию.

Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

По предположению академика Б. Д. Грекова, в окружение Ярослава Мудрого (во всяком случае, в последние годы его княжения) входил и замечательный певец-поэт Боян, пользовавшийся в Древней Руси большой славой. Его цитировал Даниил Заточник, а Сафоний, автор «Задонщины», называл «гораздым гудцом в Киеве».

Само имя Боян стало нарицательным. Мастерство поэта было настолько совершенным, что под его перстами струны оживали и «сами славу князьям рокотали». И рокот струн, и вдохновенные песни слушал Ярослав Мудрый, его семья, его приближенные или в княжеском тереме, или в самой Софии Киевской.

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045-1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Это - книга большого формата, богато иллюстрированная многокрасочными миниатюрами. В «Изборнике» помещена и миниатюра, изображающая князя Святослава с книгой в руках в окружении семьи, - первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней.

Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

из "Изборника Святослава" 1073 г.

Изборник» позволяет судить о прекрасном мастерстве и художника и писца, позволяет сделать вывод о высоком состоянии книгописного искусства и отработанной технологии изготовления книги на Руси того времени.

Открывается книга вводной статьей - «От составителя», как мы сказали бы сейчас. Заметим, что это не буквальная, а творчески переработанная копия. Книгописец так сформулировал полученное задание: «Великий в князьях князь Святослав - державный владыка, желая объявить скрытый в глубине многотрудных этих книг смысл, повелел мне, несведущему в мудрости, перемену сделать речей, соблюдая тождество смысла».

Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

Есть в конце книги приписка, из которой мы узнаем, что «Изборник» написал «Иоанн диак». Эта рукопись содержала первый на Руси индекс - список «истинных» и «ложных» произведений. По мнению автора, истинные книги «добры и лепотны». Среди ложных, запрещенных церковью перечислялись апокрифические книги, отреченные сочинения, легенды, предания народного суеверия (25 книг). Этот список - первый цензурный памятник, позже были и другие. Они примечательны и тем, что дают возможность познакомиться не в полном объеме, конечно, с кругом чтения в Древней Руси, представляют собой своего рода библиографический материал. Какую-то часть сведений о книжном репертуаре дают сочинения Илариона, какую-то часть - «Изборник» 1076 года...

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.

Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.

Ярослав Мудрый // Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 131-134. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/41.htm . - 22.05.2012. http://www.calameo.com/books/0001662285cf773130456 . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – 255 с. : ил.

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.

Глухов, А. Г. «Реки напояющие Вселенную». Ярослав Мудрый : [книжная деятельность киевского князя] // Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – С.5-19.

Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.

Глухов, А. Г. Первые на Руси // Глухов А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.

Глухов, А. Г. «В лето 1037…» : [о создании библиотеки при Софийском соборе в Киеве Ярославом Мудрым] // Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. - М., 1992. – С. 119-129.

Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, с. - Библиогр.: с. 236-237.

Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.

Мальгин, А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам - Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

Электронные ресурсы

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

Бочкарев, А. Библиотека Ярослава Мудрого спрятана в киевских пещерах? [Электронный ресурс] : книжные сокровища, вскружившие голову не одному поколению искателей, могут быть захоронены в катакомбах одного из четырех древних храмов / Александр Бочкарев // Комсомольская правда в Украине. – 2011. – 26 янв. - Режим доступа: http://kp.ua/daily/260110/263735/ . - 22.05.2012.

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X: за гранью видимого: [сайт] . - Режим доступа:

Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

"Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе