Игорь грабарь биография кратко. Смотреть что такое "И. Э. Грабарь" в других словарях. «…Есенинский сюжет, почти библейский…»

Игорь грабарь биография кратко. Смотреть что такое "И. Э. Грабарь" в других словарях. «…Есенинский сюжет, почти библейский…»

- (1871 1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894 96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896 98). Преподавал в МГУ (профессор с… … Художественная энциклопедия

Грабарь, Игорь Эммануилович - (р. 1871) живописец, историк искусства, музейный деятель. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Дальнейшее художественное образование… …

Грабарь - Грабарь фамилия восточнославянской народности русины. Известные носители: Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 1960) российский и советский художник, искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь, Владимир Эммануилович… … Википедия

Грабарь-Пассек - Грабарь Пассек, Мария Евгеньевна Мария Евгеньевна Грабарь Пассек (нем. Maria Grabar Passek; 28 октября 1893, Дерпт 1975) российский филолог и переводчик античной литературы. Дочь ректора Юрьевского университета Евгения Пассека, жена… … Википедия

Грабарь Игорь Эммануилович - Грабарь, Игорь Эммануилович живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и… … Биографический словарь

Грабарь, Владимир Эммануилович - юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в… … Большая биографическая энциклопедия

Грабарь Владимир Эммануилович - , советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893 1918… …

Грабарь Владимир Эммануилович - Грабарь, Владимир Эммануилович юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором… … Биографический словарь

Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894 96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е.… … Большая советская энциклопедия

ГРАБАРЬ - Владимир Эммануилович (1865 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права … Современная энциклопедия

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович - (1865 1956) российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • История русского искусства. Т. 1. Архитектура. Допетровская эпоха. , Грабарь И.. Книга представляет собой репринтное издание 1910 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Грабарь, Игорь Эммануилович

(р. 1871) - живописец, историк искусства, музейный деятель. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896-1900). Свое заграничное пребывание Г. использовал для широкого ознакомления с западным искусством как старым, так и новейшим. Это позволило ему выступить почти одновременно в качестве живописца и в качестве художественного критика, В обоих отношениях Г. принадлежал к числу наиболее передовых фигур рус. искусства 1900-х гг., примкнув к группе "Мир искусства " и став деятельным соратником Дягилева, Бенуа, Сомова и других. Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. "Мир искусства", знакомили с текущими событиями в новейшем европейском искусстве, а его живопись этих лет вносила молодую западную струю в тенденции ретроспективизма, господствовавшие среди художников "Мира искусства". Этим определяется двойственное положение Г. в "Мире искусства": близость к группе в культурно-художественных вопросах и расхождение в области живописного творчества.

Для живописи Г. характерны три черты, которые проявились с первых же его выступлений: во-первых это реалист, избравший своей специальностью пейзаж и натюрморт; во-вторых его интересы ограничиваются передачей света и воздуха, изменяющих локальную окраску предметов; в-третьих живописные решения этих вопросов он пытается дать исследовательски, аналитически. Грабарь пишет пейзажи и натюрморты, акцентируя их воздушно-световую атмосферу так, как если бы дело шло не о субъективном восприятии его глаза, а об объективной данности. Его техника поэтому родственна технике "научной" ветви европейского импрессионизма - дивизионизму или пуантилизму ; поэтому типичные картины Г. представляют собой по внешней обработке густую сеть мелких цветовых мазков, которые, на расстоянии смешиваясь, вызывают впечатление света, окутывающего предметы. Диапазон этой системы сугубо ограничен, и у Грабаря так же, как у его западных учителей, эволюция искусства невелика: ранние вещи Г. отличаются большей монохромностью, новейшие - большей цветистостью и декоративностью; с 1908, отходя от импрессионизма, он начинает разработку главным образом проблем цвета. "Живописный позитивизм" Г. не получил в русском искусстве сколько-нибудь широкого распространения, и Г. стоит особняком, своего рода метеоритом импрессионизма, упавшим в нашу живопись. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др.), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Главнейшие работы - в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909-1913).

Прямо противоположна художественной специфичности Грабаря по своей широте его роль как историка искусства и музейного деятеля. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 - как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. Реформа Третьяковской галереи, проведенная им в 1913-14, была самым крупным событием русской музейной жизни предреволюционного периода. Сопротивление, оказанное реакционной частью Московской городской думы и старыми художниками, общественная и газетная полемика, создавшая целую литературу, выдвинули вопрос о "перевеске картин" в Третьяковской галерее далеко за пределы его практического значения, придав ему сугубо принципиальный характер - уничтожения частновладельческой замкнутости рус. музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Вопрос стоял так потому, что "перевеска" Г. нарушала завещание основателя галереи и коренным образом изменяла тот облик галереи, который придал ей П. М. Третьяков. Победа Грабаря, поддержанного прогрессивными кругами, была определенным общественным событием на фоне послестолыпинских лет и сплотила вокруг Г. большую группу историко-художественной и музейной молодежи, составившей вместе с ним основное ядро музейных работников первого революционного периода. С точки зрения нынешних музейных требований реформа Г. была очень умеренной, сводясь к исторической систематизации произведений и большей наглядности их экспозиции, в соответствии с новыми историко-художественными данными.

Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, - с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909-1914). Уже увлечение ретроспективизмом, свойственным "Миру искусства", вызвало к жизни усиленное изучение русской старины. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Однако движение это сопровождалось всеми особенностями замкнутости и дворянско-плутократической специфичности, характерными для группы основателей и вдохновителей журнала. Грабаревская "История русского искусства", с сопутствующими ей монографиями русских художников, была опять-таки прорывом в широкие круги демократической интеллигенции, давая движению охраны искусства от вандализмов последних лет самодержавия значительную общественную базу. К составлению "Истории русского искусства" был привлечен Грабарем ряд значительнейших сил, выдвинувших новые проблемы во всех областях изучения русского искусства. Война прервала публикацию; однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Эта предшествовавшая деятельность Грабаря подготовила его и к выполнению задач, поставленных музейному делу революцией. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). При его участии был проведен ряд основных декретов: об учете и охране музейных ценностей, организации музейного фонда, национализации крупнейших частных коллекций и т. п. В частности Грабарь провел меры государственного собирательства и реставрации памятников древнерусского искусства. С дальнейшим развитием музейной работы, повлекшим реорганизацию первоначального плана рационализации музеев и огромную дифференциацию музееведения и особенно поставившим на очередь непосредственную связь музеев с задачами реконструкции советского хозяйства, роль Г. естественно значительно сузилась; он теперь избрал своею специальностью вопросы художественной реставрации, в качестве директора научно-показательного учреждения этого рода - Центральных государственных реставрационных мастерских. Опыты Г. в этом направлении, равно как и публикация им трудов мастерских, встретили значительный интерес и на Западе, особенно в связи с выставкой древнерусского искусства, которая, по поручению советских государственных органов, была организована и показана Г. в заграничном турне в 1929. С 1920 - проф. 1 МГУ, с 1928 - заслуженный деятель искусства. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б.С.Э.

Важнейшие историко-художественные исследования Грабаря: Упадок или возрождение?, прил. к "Ниве", январь-февраль, 1897; Ф. Алексеев, "Старые годы", 1907; История петербургской архитектуры, "История русского искусства", т. III, Москва, 1911-12; Происхождение Александровского классицизма, "Старые годы", 1912; В. А. Серов, Москва, 1915; Феофан Грек, Казань, 1922; Freskomalerei der Dimitri Kathedrale in Wladimir, B., 1926; Андрей Рублев, 1-й сборник Реставрационных мастерских, 1927; Мадонна из Нижнего Тагила, 2-й сб. Реставрационных мастерских, 1928; Sur l"évolution du type iconographique de la Vierge Eleousa, P., 1930 ("Mélanges Charles Diehl").

Абр. Эфрос.

Грабарь, Игорь Эммануилович

(25. 03. 1871, Будапешт - 16. 05. 1960, Москва)

Художник и искусствовед. Обучался в Германии. В 1910-е организовал выпуск многотомника "История русского искусства". В 1911 нарисовал в классическом духе фасады главного здания лечебницы имени С. Г. Захарьина, построенной А. И. Клейном и А. В. Розенбергом в с. Куркино (ныне в Москве).

Лит.: Грабарь И. Э. Автомонография. - М., 1937.

Граба рь, Игорь Эммануилович

Род. 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. 16 мая 1960 г., в Москве. Художник, искусствовед, художественный критик, стоял у истоков отечественного музееведения. Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903; "Февральская лазурь", 1904; "Мартовский снег", 1904; "Хризантемы", 1905; "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932, и др.), "официальные" полотна ("В. И. Ленин у прямого провода", 1933; "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина", 1938). Руководил изданием первой научной "Истории русского искусства" (1909-16; из задуманных 12 тт. было выпущено 5; значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. новой "Истории русского искусства", 1953-69), серии монографий "Русские города - рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве; написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее - монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов"). В 1913-25 гг. попечитель и директор Третьяковской галереи, создатель первого научного каталога ее собрания. После Октябрьской революции активно занимался охраной и реставрацией памятников древнерусского искусства (с ноября 1917 г. глава Отдела по делам музеев Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе, в 1918-30 гг. директор Центральных реставрационных мастерских, в годы Великой Отечественной войны - член Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками, глава Комиссии по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР; после войны директор Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937-43; директор Института истории искусств АН СССР). Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941); с 1943 г. академик АН СССР. Народный художник СССР (1956).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Грабарь, Игорь Эммануилович" в других словарях:

    Игорь Грабарь Имя при рождении: Игорь Эммануилович Грабарь Дата рождения: 25 марта 1871 Место рождения … Википедия

    - (1871 1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894 96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896 98). Преподавал в МГУ (профессор с… … Художественная энциклопедия

    Грабарь, Игорь Эммануилович живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и… … Биографический словарь

    - (25. 3. 1871, Будапешт, 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894 96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е.… … Большая советская энциклопедия Энциклопедический словарь Википедия


русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор

Игорь Грабарь

Краткая биография

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871-1960) - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.

С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

Выставки

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи - он оставался на этой должности вплоть до 1925 года; в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты; в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель»; И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната - для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

Кроме того, Грабарь в 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был. С 1921 года он - профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).

Избранные публикации

  • Грабарь И. Э. История русского искусства. - Т.1. - М.:изд. Кнебель, 1910; Т.2. - М., 1910-1911; Т.3. - М., 1912
  • Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. - М.: изд. Кнебель, 1914
  • Грабарь И. Э. Репин - М.: Жургаз, 1933. - 264 с. - 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. - М.: Изогиз, 1937. - 5 000 экз.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. - М.-Л.: Искусство, 1937
  • Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. - М.: изд. АН СССР, 1956
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. - М.: Наука, 1974, 1977, 1983.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. - Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. - М.: Республика, 2001. - 495 с.

Семья

Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892-1959)

Дети:Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925-2006)

Ученики

  • Афонина, Таисия Кирилловна
  • Ахмаров, Чингиз Габдурахманович
  • Булгакова, Матильда Михайловна
  • Гаврилов, Владимир Николаевич
  • Гремитских, Владимир Георгиевич
  • Конопацкая, Галина Павловна
  • Кугач, Юрий Петрович
  • Лактионов, Александр Иванович
  • Мыльников, Андрей Андреевич
  • Новиков, Николай Фёдорович

Награды и звания

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник РСФСР (1943)
  • народный художник СССР (07.04.1956)
  • два ордена Ленина (10.06.1945; 25.03.1946)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (14.01.1940; 27.03.1954)
  • медали

Выставки

Искусствоведческая работа

Пейзажи и натюрморты

Жанровые сцены

(25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Выставки

С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Награды

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник СССР (1956)
  • Два ордена Ленина (19??, 1946)
  • Орден Трудового Красного Знамени

Галерея

Пейзажи и натюрморты

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»