Хвостик краткое содержание. Астафьев Виктор Петрович. Затеси. В П. Астафьев «Хвостик»

Хвостик краткое содержание. Астафьев Виктор Петрович. Затеси. В П. Астафьев «Хвостик»

Текст. По В. Астафьеву
(1)Смеется, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. (4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небояз-ного к огню смородинника...
(б)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8) Л ишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. (Ю)Нынче сооружен здесь деревянный причал. (И)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
(13)Под бравую песню «То ли еще будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.
(16)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное...
(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»
(21)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
- (22)Что же ты смеешься, мальчик?!
- (23)Хво... хво... хвостик!
(24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеется, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)

Сочинение
К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или еще есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.
Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому.
Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определенный вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, - это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеется, заливается, хохочет мальчик...» Автор убежден: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.
Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока еще не все разрушено, не все в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.
Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно - страшная и мучительная гибель человечества.
Проблема отношения человека к природе - одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течет нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.
Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.
Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за ее первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожженная» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять ее красоту.

Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов

В.П. Астафьева из цикла «Затеси»

Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска

Шерстобитова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №10 Октябрьского района г.Красноярска

Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания . В данной технологии можно выделить фазы:

    Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как…», так как он способствует развитию творческих способностей.

    Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.

    Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.

«Метки к свету». Анализ рассказа «Хвостик» из книги

«Затеси» В.П. Астафьева (6 класс)

Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.

Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.

Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.

Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей

и птиц, он от природы наделен

наблюдательностью,

он переполнен любовью к многоцветному

миру.

Н. Н. Яновский

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.

II. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.

(Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева и сборник «Затеси» .)

1. Слово учителя

- Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.

2. Справочное бюро

Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» - «…зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведома - это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».

Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси - это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.

Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).

Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них .)

Хвостик - маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное…

Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.

(Высказывают различные точки зрения .)

О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

1. Чтение первого отрывка

(Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника .)

Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи .)

2. Чтение второго отрывка

Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана черноволосьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспенённого черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника. В осени мелкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.

Где происходят описываемые события?

Справочное бюро

Отава - трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

Тальник - небольшая ива, растущая по сырым местам.

- Каким рисует остров Астафьев?

Комментарий. В ответах звучат слова, говорящие о богатой растительности острова: черёмуха, тальник, ольха, верба, тучные травы. Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств. В ходе беседы выписываются эпитеты, метафоры. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.

А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то .)

- Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли .)

- Как вы понимаете эти слова?

- Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.

3. Чтение третьего отрывка

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта - цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучей курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

- Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова : налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением : захудала, усохли, обуглились.)

- Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?

Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом.

- А люди там перестали бывать? Как вы думаете?

4. Чтение четвёртого отрывка

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкий овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, ракета за ракетой прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затопленному клочку земли, глядя на который, ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь. Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое…

- Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?

Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?

Как относится к ним писатель?

Сопоставьте этот отрывок со вторым. Что изменилось?

Русский язык

21 из 24

1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета - цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».-(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! -(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)

Показать текст целиком

К чему приводит жестокое и безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или есть еще слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими и другим вопросами предлагает нам задуматься Виктор Астафьев в предложенном для анализа тексте, где поднимается проблема варварского отношения к природе.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной теме, автор с грустью говорит о том, что «в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может». Отдыхающие от трудов люди даже не задумываются о последствиях их «гуляний». Хохочущий над зверски убитым сусликом мальчик поражает Астафьева. Писатель убеждается в том, что экологическая и нравственная катастрофа человечества действительно близка и в своём тексте пытается донести это до нас, повлиять на ситуацию.

Позиция автора по поднятой проблеме выражена ярко и однозначно. Астафьев подводит читателя к выводу о том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Многое уже разрушено людьми, но у нас еще есть возможность изменить своё отношение к окружающему миру и сохранить Землю.

Нельзя не согласиться с мастером слова. Безусловно, бездушное и потребительское отношение к природе может привести лишь к одному – гибели всего человечества.

Многие писатели поднимали данную проблему в своих произведениях, и Борис Васильев –

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, —- говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.

Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

«Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

Подлетела к Лисице, кричит:

— Отдавай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке.

Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободные хвосты искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост.

— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова молчала, молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.

Упала Муха на землю — дух вон и ножки кверху.

А Человек и говорит из окошка:

— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоела.

Сочинение по тексту:

К чему приводит жестокое, безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или ещё есть слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими вопросами заставил меня задуматься текст В.П. Астафьева, известного российского писателя.

Автор обращается к проблеме варварского отношения человека к природе. Сегодня уже не: может быть сомнений в том, что этот вопрос является жизненно важным для всего человечества. Люди XXI века в погоне за развлечениями, выгодой утрачивают возможность видеть боль природы, исчезает потребность в бережном отношении ко всему живому. Писатель с болью говорит о том, что «оглохла земля, коростой покрылась». Это и в прямом смысле короста: грязь, нечистоты, в смысле выделения которых, по мнению В.П. Астафьева, нет никого равного человеку. Это и другая короста: глухота души, эгоизм человека, необъяснимая жестокость и даже определённый вызов всему живому. Автор считает, что несчастный, заживо замученный отдыхающими суслик, чьи лапки и хвостик так беспомощно торчат из узкой консервной банки, это молчаливый укор всем нам, допустившим настоящее бесчинство вандалов-людей. Как многозначительно последнее предложение текста: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик...» Автор убеждён: если и дети, самые беззащитные из людей, самые ранимые, способны смеяться над смертью маленького беззащитного зверька, то действительно близка экологическая и нравственная катастрофа.

Главная мысль текста состоит в том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Пока ещё не всё разрушено, не всё в природе безвозвратно потеряно, нужно приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу красавицу Землю.

Невозможно не согласиться с мыслями автора: вандализм человека по отношению к природе достигает сегодня своего апогея, за которым может быть только одно — страшная и мучительная гибель человечества.

Проблема отношения человека к природе — одна из главных проблем русской литературы. Так, Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» говорит о том, что сегодня, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В произведении звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга.

Другой известный русский писатель, С.Т. Аксаков, в очерке «Буран» признавался, что никогда не мог равнодушно видеть ни вырубленные рощи, ни даже падение от старости одного большого дерева. В этом он чувствовал что-то невыносимо грустное, тягостное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигает дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибнет, нередко от пустой прихоти человека! Такое варварское отношение человека к природе недопустимо.

Таким образом, можно сделать вывод: человек в ответе за сохранение природы, за её первозданную чистоту и нетронутость. Нельзя допустить, чтобы «изуродованная, пораненная, битая, обожжённая» природа страдала от рук того, кто должен беречь и лелеять её красоту.

Текст Виктора Петровича Астафьева:

(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».—(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! —(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)