Христианские Проповеди Онлайн. Проповедь о любви к богу и ближнему

Христианские Проповеди Онлайн. Проповедь о любви к богу и ближнему
Христианские Проповеди Онлайн. Проповедь о любви к богу и ближнему

Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты. Я хочу вам напомнить слова стихиры, песнопения, в котором Церковь учит нас, что такое пост, как должно его проводить: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа. Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка. Это малый член, но если мы его не обуздаем, то он нас будет влачить во дни поста по дебрям всякой лжи, клеветы, осуждения и злословия. Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей. Как-то, еще в прошлой беседе, я уже говорил в отношении этой добродетели, о том, насколько эта добродетель важна, необходима для нашего спасения. Потому что любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без любви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность — не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоинства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христианин не христианин. И христианство — не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон все живое, все твари соединяет в единую целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и на смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира. И святой апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви. Он указал на величие христианской любви, указал именно на те неземные свойства христианской любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. В Послании он пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ().

Любовь — долготерпит . То есть благодушно сносит все неприятности, все оскорбления, все напраслины, не поддаваясь движениям гнева и отмщения. Долготерпение — корень всякого благоразумия. И так по слову Премудрого, муж долготерпеливый мног в разуме. Немощной же крепок на безумие . И, продлевая далее мысль, Премудрый сравнивает эту добродетель с крепостью города, говорит, что она крепче даже самого крепкого города. Любовь милосердствует , терпит много неприятностей от других, но сама отнюдь не делает, не причиняет никакого зла ближнему. Наоборот, все скорби ближних она принимает как свои. И, сострадая ближнему, старается утешить, помочь в беде. Она все равно как елей на раны сама себя возливает, чтобы утешить, успокоить ближнего в горе и несчастье. И не успокаивается до тех пор, пока не совершит, пока не доставит утешение скорбящему.

Любовь не завидует ни дарованиям, ни отличиям, ни успеху ближнего в его делах, ни внешнему его благосостоянию. Никакому благу и совершенству ближнего не завидует, потому что это противно ее природе. Наоборот, существо любви — это желать и делать только добро, добро всем людям. Она не хочет, чтобы только ей одной самой быть счастливой, но стремится, желает, чтобы счастливыми были все люди. Таково свойство истинной христианской любви.

Любовь не превозносится , то есть не заносится, не кичится. Именно любовь делает человека благоразумным, степенным, порядочным. Заносчивость, легкомыслие свойственны только тем людям, которые любят других плотской любовью. А кто любит истинно духовной любовью, те от этого свободны.

Любовь не гордится . Какими бы ни был одарен дарованиями человек, но если он имеет действительно христианскую любовь, то он никогда не мечтает о себе, что он имеет что-то лучшее в сравнении с другим живым существом. И сколько бы он ни совершил добрых дел, все равно считает, что ничего не сделал особенного. Вот таково свойство истинно христианской любви.

Любовь не раздражается, не мыслит зла . То есть даже если тот, кому христианин благодетельствует, и доставляет ему какие-то неприятности, то все равно христианская любовь не огорчается. Она все равно старается творить добрые дела, невзирая ни на какое, может быть, и нехорошее поведение со стороны того человека, которому оказана любовь. Любовь даже и не мыслит зла . Она не мыслит зла во зле. Как сама любовь чужда всякого коварства, всякого зла, так и в других, в любимом человеке она не видит этого зла. Другие, может быть, и видят в человеке это зло, но любовь его не видит в нем — потому что любит. Любовь все терпит, все покрывает, все недостатки, все слабости, немощи. Человеку приходится терпеть всякие неприятности, может быть, даже поношения, побои. Но любящий человек все это покрывает. Пример можно привести из Ветхого Завета — жизнь святого царя и пророка Давида. Давид был человек весьма любвеобильный, обладал даром любви. И когда возмутился против него его собственный сын Авессалом, который умыслил захватить власть и погубить своего отца ради властолюбия, то все это Давид перенес очень спокойно. Он по отношению к своему сыну не произнес ни одного укоризненного слова. И даже после того, как его военачальник убил Авессалома, пророк Давид, как дитя, плакал о нем: сын мой Авессалом! (), — не помня зла, которое ему причинил его собственный сын.

Любовь всему верит . Любовь верит любимому человеку, что бы он ни сказал, не подозревая, может быть, что какое-то там есть лукавство в словах. Но любовь всему верит , все терпит и всего надеется . Вот вкратце таковы именно свойства истинной христианской любви, которую заповедал нам Господь. Должно стяжать ее и этою любовью любить ближнего. А под ближним надо разуметь всякого человека, кто бы он ни был.

Я уже сказал, что все наши дела внешнего благочестия — пост, молитва, целомудрие, милосердие — не будут иметь никакой цены нравственной, если они не соединены с любовью к ближнему. В ряду этих дел благочестия молитва стоит на первом месте. Но и молитва угодна Богу только тогда, когда она соединена с любовью. Если же, напротив, в нашем сердце живут ненависть, злопамятство, недоброжелательность по отношению к ближнему, то пусть будет человек и богомолен, и набожен, такую молитву Господь не примет. Бог, Отец наш, есть Бог и мира. Поэтому чуждые любви и мира, они своими молитвами только оскорбляют Бога. Им даже и в храм не дозволено ходить до тех пор, пока не примирятся со своим ближним. И как они могут просить у Бога прощения, оставления своих грехов, своих долгов, а сами еще не прощают ближнего! И до тех пор пока не простят ближних в согрешении, не примирятся с ними, до тех пор и Господь не прощает их и не принимает их молитвы.

Не только молитва, но даже и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий человек не прощает согрешения своему ближнему. История христианской Церкви знает множество таких примеров. Один из них — пример Саприкия пресвитера. В первые века христианства, во время гонения на христиан, он много претерпел мук и страданий за веру Христову. И ему уже готовился мученический венец. Но вот перед самой казнью к нему обратился его приятель Никифор, который из-за чего-то с ним поссорился. Теперь он просил у него прощения. Но Саприкий ему не простил. И тотчас благодать Божия отступила от него. И он устрашился смертной казни, отрекся от креста и лишил себя мученического венца, который воспринял тот же самый Никифор, который исповедал себя христианином, и тут же был казнен. Дела нашего целомудрия, нашего постничества, подвижничества не будут иметь никакой цены перед очами Божиими, если не будут связаны, соединены с любовью к ближнему.

Опять-таки обратимся к евангельскому повествованию. Богатый юноша, который вопросил Спасителя: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (). Спаситель ему указал на исполнение заповедей. Юноша ответил, что эти заповеди он исполняет. Спаситель, провидев в его душе, что он корыстолюбив, что он пристрастен к богатству, говорит: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (). Юноша был корыстолюбивым, имел пристрастие к богатству, а корыстолюбие никак нельзя совместить с любовью к ближнему. Корыстолюбец, наоборот, часто поступает несправедливо для стяжания своего незаконного богатства в ущерб правде, в ущерб любви к ближнему. Поэтому и отошел юноша с печалью, и лишился жизни вечной, хотя все другие заповеди он как бы исполнил. Главной же заповедью была и остается все-таки любовь к ближнему. Поэтому надо помнить, что в христианстве существуют две основные заповеди — любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим существом, всем разумением, и ближнего своего как самого себя (Ср .: ; ; ). Нет заповедей больших, чем эти. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, и напоминаю вам и себе в наступившие дни Успенского поста, что помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою , — говорит Господь (). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь. Будем подражать первым христианам, которые, как я уже говорил, хотя и претерпели страшное гонение: их грабили, отнимали имущество, кровь христианская лилась, но были соединены таким крепким союзом любви, что у них было одно сердце и одна душа (). И поэтому они переносили всякие напасти и гонения со стороны языческого мира. Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему. Богу нашему слава во веки! Аминь.

О Божьей Любви и Нашей Ответственности

Александр Сорокин / 07.04.2013.

Сегодня будем говорить о Божьей любви но и не только, и о нашей ответственности перед Богом.

Почему такая тема?

За последнее время Бог показал мне, как я нуждаюсь в этом. Но думаю не только я, но все мы.

(Матф. 22:36-40)

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Из этих слов Христа мы видим, что любить есть основное повеление от Бога, и таким образом, любить – это наша наибольшая ответственность.

От повеления любить зависит исполнение всего закона Божьего, потому что «любовь есть исполнение закона».

Значить, исполнять закон мы можем, если будем иметь любовь.

(Рим.13:10)

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Христос также объясняет, кто есть ближний через притчу в Евангелие от Луки 10 гл. Мы не будем ее зачитывать, но из нее понятно, что ближний для нас - это тот, кто нуждается в помощи, имы должны ему помочь из тех возможностей, которые имеем.

Но Писание говорит: «помышление сердца человеческого - зло от юности его» (Быт. 8.21).

И это действительно так. Моя жизнь без Бога, тому подтверждение.

Все что я делал, работая усердно, прилагая усилия к благоустройству своей жизни, быта, обеспечение семьи не приносило мне покоя и удовлетворения.

Всегда чего-то не хватало. А что именно не хватало, не я и никто не могли мне объяснить.

Я думал, что люблю своих близких, но сейчас в свете любви Христовой, понимаю, что я просто не способен был любить.

Очень важно понимать, что если мы не научимся любить, то мы не сможем и прощать. А непрощение - это грех.

(Матф.6:14,15)

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Мы более склонны осуждать других, нежели смотреть на самих себя. Наш эгоизм всегда оправдывает нас и обвиняет других.

Давайте посмотрим два примера из Писания, как любит нас Христос:

(Иоан.8:7-11) Речь о женщине, взятой в прелюбодеянии:

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Здесь мы видим как Христос обличил во грехе и обвинителей, и женщину, но сделал это с любовью не обвинял и не судил, а показал выход, говоря «иди и впредь не греши» .

Но мы не всегда так поступаем, есть желание осуждать. Проблема в том, что человеческими осуждениями без любви невозможно достигать результата.

(Лук.15:21-24) Притча о блудном сыне, когда он вернулся к отцу

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Говоря о любви Бога к нам, мы не имеем право давать людям ложные надежды, что всех Бог помилует, не зависимо грешишь ты или нет.

В этих двух историях мы явно видим покаяние, как в женщине, так и в блудном сыне. Искреннее покаяние и осознание своего греха перед Христом есть условие милости Божьей.

(Матф.7:21-23)

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Есть много мест в Писании, где Бог предупреждает о наказании грешников, поэтому неразумно и очень опасно не замечать нашу ответственность за свою жизнь.

Надо быть очень внимательными, как к самим себе, так и по отношению к другим.

По милости Божией мы не оставлены в неведении в этих вопросах.

Бог оставил нам в Своем Слове конкретные советы, как нужно поступать, чтобы получить Божью милость и любовь:

(Кол.3:5-7)

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

Здесь мы видим очень радикальное и жесткое повеление «умертвите земные члены ваши», и идет перечисление открытых и явных грехов, которые нужно убрать из жизни.

Человек не может даже именоваться христианином, если практикует хотя бы один из этих грехов.

Бог на таких людей гневается, и эти грешники не могут рассчитывать на любовь Бога.

(Кол.3:8,9)

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

В этих стихах мы видим повеление «отложите» в греческом варианте Павел использует слово, которое означает «снимать одежду».

Т.е. речь идет, не просто отодвинуть недалеко, а о том, что это нужно сбросить с себя.

Что мы должны сбросить и более не прикасаться. Здесь перечисляются грехи языка, ранее перечислялись грехи плоти.

Но это не просто грехи языка. Как говорит Библия «от избытка сердца говорят уста» . Т.е. эти грехи - есть проявление нашей злой сущности.

Если вы хотите узнать является человек христианином или нет, то посмотрите на него в какой-то сложной ситуации. Как он себя ведет.

К примеру, если человека оскорбили или обидели. То, как правило, невозрожденный человек ответит гневными словами.

Если человек, который называет себя христианином ведет себя также, проявляя гнев, то он не может быть христианин.

Павел так и говорит «совлекшись делами ветхого человека» , другими словами, иметь дела не христианина, а дела любого грешника.

(Кол.3:10-15)

и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, (Еще раз Павел заостряет внимание) как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

Здесь Слово говорит нам «облекитесь» , т.е. наденьте на себя новую одежду. Какую одежду?

«Одежду избранных Божиих» : милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Но какими силами мы можем это исполнять? Своими человеческими усилиями? Нет, конечно.

У человека нет сил на это. Эта сила есть только у Христа.

Когда Христос прощает человека, Бог дает ему свою благодать.

Благодать Божия - это широкое понятие. Я хочу рассказать, как во мне проявилась эта благодать:

До того, как простил меня Христос, в моем сердце была необъяснимая тоска, тревога, потому что я не понимал, что будет в будущем.

Вообще непонимание смысла жизни. И это очень сильно угнетает.

Но когда Господь простил меня, появилась понимание: насколько обманчивы были мои взгляды, и вообще в каком обмане живет весь этот греховный мир.

Спал груз обвинений в грехах, и вот здесь в сердце вместо тоски появился мир и любовь Божия. Этого раньше не было. А теперь есть.

Это нельзя придумать, или воспитать в себе, или достичь внушениями. Это в силах сделать только Христу.

(Рим.5:5)

а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Аминь! «любовь Божия излилась в сердца наши (христиан) Духом Святым, данным нам».

И эту любовь уже не на что не променяешь.

(1-е Иоан.3:1)

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

Это самое ценное, что есть в мире.

Бог нам дает сердце способное любить и прощать, т.е. мы получаем такую возможность и способность. Но как мы распорядимся этой возможностью, зависит от самих нас.

(1Кор.13:1-3)

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Здесь Господь говорит нам о тех делах, которые не сопровождаются любовью. Бог прославляется не количеством добрых дел, а тем, с каким сердцем мы их делаем, и вообще, как мы живем каждый день, час, минуту.

(1Кор.13:1-3)

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Бог хочет, чтобы мы живя святой жизнью, свидетельствовали не какими-то грандиозными заслугами или подвигами, а ежедневно и ежечасно просто проявляли в себе любовь, т.е. самого Христа.

(1Кор.13:13)

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Почему любовь больше, потому что она является результатом нашей веры и надежды.

Итак, подвеем итоги, о чем мы сегодня говорили:

1. Кто любить, тот исполнил Божию волю.

2. Христос нам показал пример Своей любви, умерев за нас на кресте, чтобы дать нам новое сердце, в котором живет любовь.

3. Бог не оставил нас в неведении и дает в Своем Слове инструкции, что мы должны делать.

4. Благодатью Божьей мы не только получили прощение, но и способность любить.

5. «…во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ». (Гал.5:6)

6. Любить – это наша наибольшая ответственность. «Более же всего облекитесь в любовь , которая есть совокупность совершенства » (Кол.3:14).

7. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей » (Иоан.15:9). Не почивать на лаврах, но бодрствовать постоянно в любви Иисуса.

«…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса…» (Евр.12:2).

Вопрос: Что такое любовь во всех смыслах этого слова?

Ответ: Любовь, это сущность Бога. «Бог есть любовь». 1 Иоан.4:8;

Любовь, это дар Бога человеку, как отображение Его образа. «Кто не любит, тот не познал Бога». 1 Иоан. 4:8;

Апостол Павел даёт определение любви Божьей: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства . Кол.3:14;

В человеческом языке нет достаточного определения, которым можно было бы выразить всю сущность любви. Апостол Павел пишет письмо в Эфес, и говорит: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову , дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Еф.3:18,19;

Изучая Писание, мы можем понять некоторые элементы любви. При сотворении мира: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Быт.2:7; Любовь Бога проявилась в том, что Он отдал частицу Себя. Собою, своими качествами наделил человека. В дальнейшем, как бы там не развивалась жизнь человека, Господь открывает сущность любви в словах «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Иер.31:3; Затем апостол Павел в послании к Коринфянам выразит: «Любовь никогда не перестает» 1Кор. 13:8; Перед этими словами апостол Павел даёт развёрнутую характеристику любви. В многочисленных «любовь не» совершенно чётко просматривается сущность любви – отдавать, служить ,

Вот ещё пара текстов о Божьей любви.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан.3:16;

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него». 1Иоан.4:9;

Таким образом, мы можем выразить две грани невыразимой любви.

Первая. Любовь – отдаёт, служит, отдавая себя, своё лучшее. Высшее выражение любви – жертва. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:13;

Вторая грань. Любовь – принимает, служит, принимая другого, принимая дар другого.

В отношение Бог – человек, в наибольшей степени, Бог — любовь дающая, человек — любовь принимающая. Однако, и любовь принимающая, также присуща Богу. Он принимает нас, Он принимает наши молитвы, Он принимает нашу хвалу и поклонение, Он принимает нашу любовь!

Несколько общих положений. Личность, определяется наличием интеллекта, эмоций, и воли.

Любовь, как её определяет Господь, включает все три элемента личности. «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим : сия есть первая и наибольшая заповедь»; Матф.22:36-38;

Любовь есть плод разума, эмоций, и воли. Вся троичная сущность личности в гармонии выражает любовь служением даяния, и в равной степени, выражает любовь в служении принятия. Хочу подчеркнуть особо, что любовь есть гармоничное служение всех трёх элементов личности.

Однако чаще всего словом любовь называют яркое, захватывающее чувство, страсть, которая возникает иногда безотчётно как по отношению к людям, так и по отношению к предметам, к положению, к карьере, к славе, к наградам и т.д.

Любовью называют, например, сексуальные отношения. Однако влечение плоти не есть ещё любовь. Вот пример: Амнон полюбил сестру свою Фамарь. Красивая. Увлёкся так, что потерял покой. Все уже видят это. Приходит в нему друг его Ионадав: «отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, — не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я». Ионадав научил его как сделать так, чтобы Фамарь пришла к нему. Он совершил насилие. И вот что в итоге: «Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней». 2Цар.13:14,15; Наибольшее количество человеческих трагедий имеет в корне своём половое влечение. Известное выражение «ищите женщину» точно отражает природу всех бед, трагедий и преступлений. В России четырнадцать тысяч женщин в год убивают мужья. Это финал любви, с обещаниями и клятвами.

В этом же ряду сильнейших увлечений, которые, кстати, также называют любовью, и алкоголизм, и наркомания, и блудодеяния, клептомания. Это не любовь. Это похоть плоти. Сильнейшее возбуждение, страсть, парализует разум и волю . Человек делает то, что в состоянии спокойного размышления не сделал бы никогда.

Вот пример. При взятии Иерихона, Иисус Навин объявил о том, что город под заклятием и ничего нельзя брать из него. Но случилось, и народ стал терпеть поражение. Иисус находит того, кто ослушался. Почему ты сделал это: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это». Иис.Нав.7:20,21;

Любовь это акт воли, основанный на серьёзном размышлении, доставляющий чувство удовлетворения, приносящий удовольствие, наслаждение.

Давайте рассмотрим любовь, как она предписана Богом и как она проявляется в жизни нашей.

Возлюби Господа Бога Твоего . Эта любовь, которая человека делает человеком.

Сюда включается благоговение перед Богом, восхищение Богом, поклонение Богу, прославление Бога, послушание Богу. Мы уже отмечали, что это предписание обязывает человека любить и умом и сердцем и волею. Любовь к Богу выражается в исполнение Его заповедей. Его заповедь возделывать землю. Заботливое отношение к природе, охрана окружающей среды, это не блажь зелёных, это Божье предписание. Ещё в большей мере заботливое отношение ко всему живому, нас окружающему. Ведь всё это творение Бога, во всём Его любовь. И конечно наивысшая фаза любви, отношение к людям. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». 1Иоан.4:20,21»

Любовь к себе.

Любовь к себе естественна. Любовь к себе есть отображение подобия Божьего в человеке. Общепринятая практика и в христианстве в том числе, скрывать любовь к себе, вопреки Писанию. Более того, существует позиция, «особо благочестивых фарисеев», которые категорически возражают против любви к себе. Они говорят, что это нескромно. Некоторые особо одарённые богословы говорят о том, что они страшные грешники, противные, мёртвые по грехам, что в них нет ничего доброго, они просто грязнее грязи и грешнее греха. Но всё это не более чем гордость. Мне нравится Фазиль Искандер, сказавший как-то, отвечая на вопрос: «Что такое скромность?»: — «Очень терпеливая гордость»! Ты сколько угодно можешь рассказывать о себе, какой ты страшный, грязный, грешный, подлый. Но когда тебе об этом скажет твой сосед, ты взорвешься во гневе, и в суд подашь, за оскорбление. При этом, когда мы педалируем свои плотские «достоинства», убеждая себя и ближних своих, в том, что мы нечестивцы, каких свет не видывал, и любить себя есть грех, мы лжём на истину. Господь, любовь, полюбил нас и преобразил нас и дал нам новое всё! Может быть, главное в любви к себе – это принятие себя. Когда-то Адам, услышав шаги Господа в раю, убоялся и скрылся. «Адам! почему ты спрятался»? – спрашивает его Господь. «Я убоялся, потому что я наг и скрылся». Это чувство стыда, ощущение наготы, мы носим в себе, и только любовь Божья одевает нас в Его святость, удаляет страх, возвращает в присутствие Божье.

Любовь к ближнему.

Вот слова Иисуса Христа: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего , как самого себя ; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Матф.22:36-40; В этом же ряду Его слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Лук.6:31;

Возлюбить Бога, всем сердцем, всею душою, всею волей, значит принять все Его дары, все данные Им качества, все Его предписания. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Иоан.14:15; Любить Бога это значит в Его распоряжение отдать своё сердце, свой разум, свою волю. Это одновременно значит, что мои мозги наполнены ведением от Него, мои чувства сформированы Им, и моя воля исчезла в Его воле. В таком состоянии любовь к Богу, есть одновременно и любовь к себе, может быть правильно будет сказать, любовь к Богу в себе. Это стартовое положение, которое вообще позволяет говорить о любви в библейском смысле. Если этого благоговейного слияния с Отцом нет, то тогда самая скромная скромность, есть не что иное, как гордость. Из любви к себе, мы просим у Бога прощение, просим защиты от лукавого, от болезней, падений, просим Его милости на каждый день. Из любви к себе, мы строим себе дома, готовим лучшую пищу, приобретаем лучшую одежду. Из любви к себе мы не допускаем обид, огорчаемся, когда нас обманывают, страдаем, когда нас предают, стыдимся, когда допускаем ляпы, надеваем маски, чтобы окружающие нас не знали наших страданий. Любовь к себе помогает нам понимать боль ближних, нужды ближних, радости и горести ближних. Вот поэтому, Господь предписывает любить ближнего, как самого себя ! Это не гордость самодовольного фарисея, это принятие Божьей любви, Его дара прощения, Его дара жизни и всех благословений.

Любовь к себе не инстинкт, не жажда удовольствий, не страсть. Прежде всего, ясный, Богом просвещённый разум. Мы имеем ум Христов! Чувства, подчинённые разуму, приученные навыком к различению добра и зла. Воля, покорившаяся Божьей воле, воля, которая сдерживает порывы чувств, заставляет разум семь раз отмерить и лишь потом, один раз отрезать. Уже не я живу, но живёт во мне Христос! «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем».

И только так выстроив отношения с Богом, и так в Его любви осознав ценности Его любви, мы можем любить ближнего. Повторю: любовь предполагает гармонию чувств, разума и воли.

Супружеская любовь .

Супружеская любовь — самая возвышенная, самая сложная, и самая плодотворная любовь. Супружеская любовь наиболее ярко характеризует Божью Любовь. В супружеской любви исполнение Божьего повеления «плодитесь и размножайтесь». В супружеской любви совершается отдание друг другу. Не разовое, в порыве чувств, не только тогда, когда богатство и здоровье, но отдание навсегда, в любых обстоятельствах, при любой погоде. «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». Песн.2:16;

Апостол Павел пишет: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: «Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Еф.5:28,29; Как видите, Слово Божье совершенно естественно опирается на любовь к себе, дабы показать ценность и важность любви к супруге.

Душевное единство . Супружеская любовь, это любовь мужчины и женщины, которые соединяются в одно для совместной жизни. Супружеская любовь предполагает единство душевное, в котором оба супруга душевные свои качества посвящают служению друг другу. «Что унываешь ты душа моя? Что смущаешься во мне»? – это воздыхание всем знакомо. Любовь в браке предполагает такое взаимное доверие, когда любое переживание одного, любая боль одного, станет переживание и болью обоих, и получит исцеление в любви. Душевные раны, возможные страхи, сомнения, подозрения, привносят напряжения в отношения супругов, разрушая любовь. Одиночество не свойственно человеку, ни мужчине, ни женщине. Человек нуждается в общении, не хорошо быть человеку одному! Супружеская любовь удовлетворяет эти запросы души. Это достигается в выражении всяческого внимания одного к другому, заботе, наслаждению, взаимным восхищением друг другом. «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен»! Песн.1:14,15;

Духовное единство . Это сторона любви, в которой супруги соединяются в одном духе, и поклоняются одному Богу, принимают Его слово, исполняют Его волю. Супруги заботятся о духовном состоянии друг друга, чутки к духовным запросам друг друга, созидают духовное единство в общем поклонении, в совместной молитве, и совместном изучении Писания. Идолопоклонство, вот самое большое искушение, разрушающее духовное единство в браке, ибо разрушает отношения с Богом. В создание духовного единства требуется напряжение воли, смирение эмоций, и просвещение разума словом Божьим. Если не проявляется любовь в душевном отдании себя друг другу, духовное единство будет терпеть поражение. В равной мере отсутствие духовного единства, любви отдания, любви служения, будет разрушать и любовь служения душевного.

Интимные отношения . «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». 1Кор.7:3-5; Как видите, даже в интимных отношениях в супружеской любви гармонично участвуют чувства, разум и воля. Удовлетворение плотского желания может стать похотью даже в браке. Общепринятые представления о любви как о сексе, выхолостили все сущностные, характерные именно для любви, обязанности одного по отношению к другому. Сам по себе половой акт есть механический процесс, сопряжённый с получением удовольствия, даже с возможным зачатием ребёнка. Половой акт совершают все живые существа. И способность к продолжению жизни Богом дана всем живым существам на земле. Но любовь, это гораздо больше, чем секс, и потому, говоря о любви в браке, об интимных отношениях в браке, я должен сказать, что настоящее наслаждение супруги могут получать лишь в том случае, если их душевные отношения святы. Если их духовное единство гармонично, чисто, без идолов. Тогда их единение, душевное и духовное, естественно, чисто, свято, будет и в интимном единении. Тогда близость, будет не использование супруга для получения удовольствия, но будет служением супругу, дарованием супругу себя.

В любви супружеской чрезвычайно важно сохранять гармонию. За это ответственны оба супруга, но мужчина в большей степени, ибо он по Писанию есть глава жены. Мужчине предписано любить жену, как Христос возлюбил церковь. Это значит, мужчина с холодной головой, обеспечивает жене, и значит и себе, духовный мир и порядок. Это значит что муж, свои чувства, свою страсть, жаждущие получать удовольствие, подчиняет, своей волей, ради того, чтобы удовольствие получала жена. Это значит, что муж любит свою жену, отдаёт ей себя, служит ей.

Любовь к детям.

Родительская любовь представляется естественной, как бы ни требующей напряжения. Но это обманчивое представление. Чаще всего такая любовь выражается в кормлении, в покупке игрушек, одёжек, обеспечении жизненных потребностей. Но Божьи стандарты любви требуют от родителей самого серьёзного внимания, посвящения, служения, детям, в созидании их духа, души и тела. Любовь формирует характер детей, обязывает родителей вкладывать в них дух семьи, как Господь вложил в человека, дух истины. Формируя их разум. Формируя их волю. Любовь родительская понимает воспитание, как сознательное, целеустремлённое, возрастающее питание духовной пищей. Любовь к детям включает в себя передачу знаний о Боге. Научение их Божьему Закону, Божьей любви. Любви к церкви. Любви к родителям. Средства воспитания разнообразные. Это и уроки, и пример родительской жизни, и чтение Библии, и игры, развлечения, поощрения и даже наказание. Но, повторюсь, любовь родителей, это напряженное, жертвенное отдание себя детям. Воля, разум, чувства создают гармоничную, цельную личность. Такая гармоничная цельная личность, с самых ранних пор приучается не только получать любовь родительскую, но и приучается отдавать. Родители обязаны научить детей любить родителей. Любить братишек и сестрёнок. Научить детей отдавать, лучшее отдавать. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Прит.22:6;

Любовь к братьям. Братство любите .

В первую очередь любовь к братству выражается в любви к церкви поместной. В добровольном приношение десятины. В участие в жизни общины, в содержании дома молитвы, в молитвенном общении, в помощи нуждающимся, в посещении больных, в ремонте здания. Любовь к братству выражается в поддержке молодых, в заботе о престарелых, в заботе о вдовах, о сиротах.

Любовь к врагам.

Заповедь, превосходящая привычное отношение к людям. Человек, не исполненный любви Божьей, не может ни понять эту заповедь, ни тем более исполнить её. Это способны понять и исполнить только рождённые свыше дети Божьи. Это любовь жертвенная.

« И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших , и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Лук.6:32-36;

Любить! Кто ж постиг это слово святое?
Кто ж вник в его смысл и значенье?
Любить- это значит на счастье чужое
Смотреть со слезой умиленья.

Любить — это с ближним, как с другом и братом,
Делить его горе, мученье;
Быть недругам другом, прощать виноватым,
Уняв в себе злобу презренья.

Любить — это значит смотреть с сожаленьем
На зло и пороки людские;
Заблудшим людям указать путь к спасенью,
Давая советы благие.

Любить — это значит для счастья другого
Отречься от личных стремлений;
Любить — это Бога великое слово,
Но кто ж его понял значенье?

Нынешняя проповедь моя будет для меня несколько необычной, ибо до сего времени выступал я только перед верующими православными христианами. Сегодня же мне придется прочитать свою речь перед куда более разнообразной публикой. Но это даже интересно, ибо как же еще попробовать вкус вина, если не выпить его? Иисус сказал: «Счастливы те, кто слышит слово Бога и соблюдает его!» И я всем сердцем надеюсь, что, выслушав меня, вы обретете это счастье и гармонию душ ваших.

Темой моей проповеди, как ни странно, будет любовь. Но подождите, не говорите, что о любви уже давно все сказано, и обсуждать тут нечего. Позвольте с вами не согласиться.

Любовь вечна, она существовала еще до того, как Господь сотворил этот мир, ибо Бог вечен, и Бог есть любовь. Первые люди были созданы для любви к Богу. Библейская книга «Песнь Песней» целиком посвящена любви царя Соломона. Любовь к людям побудила Иисуса Христа пожертвовать собой ради спасения человечества.

Апостол Павел сказал: «Бог дал нам не дух малодушия, но силы, и любви, и здравомыслия». Так не стоит считать этот «дух любви» какой-то таинственной гостьей, которая посещает человека, овладевает всем его существом, вызывая бурю восторженных чувств и страшное влечение. Это не так. Я соглашусь, что любовь - это прекрасное, ни с чем несравнимое чувство. Но, так или иначе, ее нужно постигать, причем как рационально, так и эмпирически. Я хочу сказать, что легкомысленные чувства, царящие в современном мире, мало чего общего имеют с настоящей любовью, с той любовью, которая побуждает людей стать мужем и женой, строить счастливую семью, растить детей и избегать разводов.

Откройте глаза ваши! Оглянитесь! Посмотрите вокруг! Разве не об этом писал Иоанн в своем Апокалипсисе: блуд, и прелюбодеяния, и безнравственность! В этом мире будто бы и не осталось места любви и семье. Многие недалекие люди сказали бы: «А зачем любовь и брак современному человеку?» Как зачем?! Да неужели современное общество - это малоорганизованная, расшатанная структура, пропахшая наркотиками, алкоголем, феромонами и подсвеченная красными фонарями?! Разве человечество сейчас вернулось в каменный век, во времена промискуитета, когда все спали со всеми?

В большинстве развитых стран институт брака разрушается или, по крайней мере, переживает кризис. Многие браки заканчиваются разводом. Неполные семьи составляют 20% от общего числа семей. И это притом, что при разводе родителей страдают самые безвинные существа - дети. В своих потрясающих посланиях Павел писал: «Мужья должны любить жен своих, как свои тела: любящий жену свою любит самого себя». Что, неужели апостол не был прав? Неужели любовь заканчивается только в постели, не выходя за рамки беспорядочной половой жизни и сомнительных связей?

Очень много молодых людей сегодня создают свои семьи так. Познакомившись, повстречались месяца два, получили небольшое представление друг о друге и решили, что будут жить вместе. Все! Просто жить вместе. И как они это объясняют? Да очень просто: мол, вдруг мы не сойдемся характерами, разлюбим друг друга, решим, что вместе нам быть нельзя. Тогда нет ничего проще, как разойтись. А вот если ничего такого страшного не случится, то там посмотрим, может - и зарегистрируем наши отношения. Но в основной-то своей массе такие отношения заканчиваются именно разводом, а в сущности, ничем. Было два любящих сердца, и нет. И еще хорошо, что за время совместной жизни молодые люди не нажили ребенка! В противном же случае страдать больше всего будет именно он. Но родителям-то все равно. А вся трагедия случилась из-за того, что когда-то они наплевательски отнеслись к любви, решили, что она не важнее сигареты: можно выкурить и бросить на грязный асфальт. И в этом они сами виноваты. Никто не виноват: ни Бог, ни окружающие, ни Церковь, ни кто-либо другой - только они в ответе за все.

Вот и получается, что настоящих, крепких семей у нас - раз два и обчелся, а потом еще кричат некоторые: «Не надо нам семей, не надо нам любви!» Ну, не надо и не надо. Только мне хочется спросить у подобных сотрясателей воздуха: «А вы-то сами откуда взялись? Ведь родил вас кто-то? А если родил, то я надеюсь, не в общественном туалете на вокзале, или не в подворотне квартала красных фонарей, и уж точно не в ночном клубе, прямо на танцполе?» Я уверен, клянусь вам, что нет. Вас родила вполне нормальная женщина, в нормальных условиях, и уж точно - вы плод чистой и крепкой любви ваших родителей. Иначе здесь бы вы не сидели и меня не слушали бы.

В одном из посланий Нового Завета сказано: «Все написанное прежде было написано для нашего наставления». Так давайте же обратимся к Священному Писанию, а именно к речам уже упомянутого мною в этой проповеди апостола Павла, его Первому посланию к коринфянам, гл. 13, ведь недаром его называют «апостолом любви».

Итак, теперь мы будем говорить не только о любви семейной, ибо я надеюсь искренне, что каждый из сидящих здесь разделяет библейскую истину «прилепится человек к жене своей, и будут двое одна плоть». Теперь к любви между мужчиной и женщиной добавится любовь духовная, любовь к ближнему. И ни в коем случае нельзя разделять эти два проявления любви, ибо помните: Бог есть любовь и Бог есть все в этом мире и Бог един, поэтому и любовь едина и никогда не перестает, что бы ни случилось и какие бы бредовые речи ни произносились.

Сказано у Павла: «вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Так что же тут сложного? Верьте! И по вере вашей дано вам будет надежды на спасение. Надейтесь! Ибо надежда ваша обязательно принесет с собою любовь. Так любите же, ибо в сущности только любовь правит сердцами добрых людей, через любовь проще всего узнать Бога; помните, что он так возлюбил нас, что отдал в жертву за грехи наши своего единородного сына! Верьте, надейтесь и любите, потому что люди с сотворения мира верили, надеялись и любили. Так было и так будет!

Но что есть любовь к ближнему? Возьму для примера чистую любовь мужчины и женщины. Что сказано в Писании? Что любовь милосердствует, долготерпит, не превозносится. И от себя еще добавлю: и жертвует собою ради любимого. Итак, если любовь взаимна, то пусть переносит все; если по какой-то причине не может она все переносить, значит, слаба любовь и нельзя ей называться настоящей.

Берегите любовь, ибо ничего лучше нее в жизни вашей не будет, ибо нет ничего и никого лучше Бога, а Бог, повторяю, есть любовь. Ничего не заменит вам любви: ни наркотики, ни спиртное, ни музыка, ни сомнительные развлечения, ни беспорядочные половые связи; и если не умеете вы любить, то нет несчастнее на свете человека, клянусь вам. Любовь хрупка, как тростинка, и нежна, как листья лилии, скрывайте ее от пагубного воздействия всего злого и дьявольского. Разве, когда горит свеча в руках у вас, и ветер подует, не укрываете ли вы пламя ее от ветра? Так и любовь вашу укрывайте от ветров житейских, иначе потушат они ее и ввергнут во тьму все существование ваше.

Позвольте рассказать еще такую историю. В бытность свою студентом историком, встретил этот человек одну девушку, красивую, умную и добрую. Через некоторое время родилась между ними любовь. И что бы вы думали? Молодые люди поженились и стали жить вместе. Уверен, поначалу любовь между ними была самая что ни на есть настоящая! Но вскоре появились те самые житейские ветры: скучные рабочие будни, новые знакомства, мелкие проблемы. Эти люди не берегли свою любовь, они позволили ее растерзать на мелкие кусочки. И кому? Самим себе! Проще простого срывать злость и усталость на ближнем своем, а ты попробуй любить его, несмотря ни на что, вопреки всем житейским неурядицам! Попробуй заботиться о любимом, не замечая соринки в его глазу, да еще вытаскивая бревно из своего глаза! Вот что сложно, вот что требует сильной веры и крепкой надежды!

К сожалению, подобная история сегодня не редкость, и, что печально, все чаще и чаще она повторяется среди молодежи. Но я искренне надеюсь, что сердца всех сидящих здесь не из камня, но из плоти, и хоть малая частичка моей проповеди затронула эти сердца. А это самое главное и утешительное для меня.

Напоследок хочу сказать, что все, что говорил я сегодня, говорил не голословно. Отнюдь. Проповедь моя сегодняшняя перед вами, так любезно согласившимися меня послушать, основана на бессмертной истине Священного Писания и в крепкой вере моей в Господа нашего Иисуса Христа, который сказал нам:

БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.

In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti, Amen.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4)

Слава нашему Господу! Мы сегодня утешаемся Его святым благословением. Проповедь Апостола Павла — это Христос, притом распятый. Мы, Его ученики и последователи, также проповедуем нашего Господа Иисуса Христа, Который был распят за грехи и беззакония всего мира, и за это благодарим Господа.

Любовь святая высока, широка и глубока. Мы можем подниматься туда, где Ангелы прославляют Бога, и можем опускаться туда, в глубину этой чудесной Божьей любви. Но немногие люди хотят опускаться туда, в глубину Божьей любви, которая является не просто красивой в устах людей, говорящих о ней, как обычно мы любим проповедовать любовь Божию. Христос хочет сказать, что мы правильно говорим, но только любовь должна быть всегда явлена делом. Любовь без дел — это не любовь, а просто фантазия на тему любви. Иуда Искариот тоже говорил Иисусу о любви к Нему и даже поцеловал Его. Но это был знак предательства, знак того, чтобы взяли Его и распяли. Это не была любовь. Но этого не должно быть в церкви Божьей. Те, которые сегодня не похожи на Иуду и на которых нет духа Иуды, должны любить Господа Иисуса Христа делом.

Итак, Иисус Христос для нас — величайшая глубина, если только мы действительно хотим погрузиться в Его Слово, как Он повелел Апостолу Петру, которого призвал в свое время, чтобы тот был ловцом душ человеческих. Кто не отплывёт на глубину, тот останется поверхностным и бесплодным человеком. Он не оправдает доверия Господа, что Он нашел действительно того человека, который после Него сделает то, что сделал Иисус Христос, и даже еще больше сделает.

Поэтому мы сегодня сердечно благодарим Господа и говорим о Его великой глубине. Я бы хотел сказать о таком удивительном примере. К Нему подошли два человека. Один сказал Ему: «Я хочу пойти за Тобой». Иисус посмотрел на него и ответил: «Нет, ты не пойдешь за Мной». Второй же не хотел идти, но ему Он велел следовать за Собой, отвергнув свои личные жизненные цели. Мы сегодня находимся в таком же положении. Вам, церковь Божия, Господь говорит в ваши уши и сердца, чтобы вы следовали за Ним, как следовал в свое время ученик Елисей за пророком Илиёй.

Прочитаю с первого стиха: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала» (4 Цар. 2:1). Почему Он хотел вознести Илию? Да Бог все видит! Бог все знает. Ему не нужно советовать или подсказывать. Он видел, что Илия с честью закончил свою работу на этой земле, на которую выслал его в свое время Господь, повинуясь только Ему, а не царской власти Ахава. он подчинялся только великому Богу, слушался только Его, говорил только с Ним, взывал только к Нему и получал откровения только от Него, чтобы исполнить Его волю. Илия трудился с юности до самой последней своей минуты, но должен был еще исполнить одно дело.

Давайте здесь порассуждаем. Не Елисей шел с Илией, чтобы от него что-то получить и что-то взять, а шел Илия с Елисеем. Почему я так хотел бы это подчеркнуть? Потому что Елисей еще ничего не понимает, как должно. Он только видит, что на этом человеке есть сила. Сердце его жаждало, потому что Бог его уже побудил прийти к Илии и пойти с ним для того, чтобы получить и познать ту силу, которая была на старом пророке. Итак, Илия идет с Елисеем. Там было четыре стадии пути. Он проходит Галгал, Вефиль, Иерихон, затем подходит к Иордану и переходит за Иордан.

За время всего своего пути с Илией Елисей не оставил пророка, хотя тот все время уговаривал своего служителя не следовать за ним, потому что Господь посылал его дальше. Елисей на это отвечал ему: «Жив Господь, и жива душа господина моего: не оставлю тебя, пойду с тобой». Это был верный ученик, которого действительно Бог послал на служение Илии. Во время испытания он отвечал разумно: «Нет-нет! Меня призвал Господь. Я последую за тобою, чтобы посмотреть, что сделает с тобой Господь: как Он поднимет тебя, и как ты понесёшься на небеса, чтобы я еще утвердился, увидев всё своими глазами». Это место Священного Писания мне очень дорого.

Теперь порассуждаем о нашем Господе Иисусе Христе. Он родился на Вифлеемских полях, вырос в Назарете, и вот Сам Бог ведет Его к Иоанну Крестителю, на реку Иордан, куда вел Илия своего ученика Елисея.

Он пришел на Иордан креститься от Иоанна. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо» (Лк. 3:21). Илия открывал и закрывал небо. По молитве Господа Иисуса также открывается небо.

Когда молятся те, кто правильно ходит пред Господом, для них открывается небо. Если вы еще не переживали, что значит открытое небо, то сегодня мы как раз и занимаемся этим. Церковь должна молиться Богу так, чтобы небо открывалось, и ты чувствовал, что небо открылось. Мы порой молимся, но над нами не открытое небо, а железные потолки. А кто-то замечает, что небо открылось. Кого наполняет Святой Дух, то для него небо открыто.

Иисус на Иордане Своей молитвой открывает небо. И когда Он открывает небо, то оно не безмолвствует. Верхние источники с неба изливают дождь на ту землю или на того человека, который молится, чтобы небо открылось. «И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22). Эти моменты мы с вами переживаем, потому что читаем Священное Писание и только верим, но сами в практической жизни не участвуем. Он хочет, чтобы ты шел за Ним, рядом с Ним, как шел Елисей рядом с Илией. Илия вел Елисея и вводил в эти чудесные благословения, потому что Елисей ещё не всё понимал. Христос идет сегодня с нами и ведет церковь, всю вселенскую Церковь, а также и нашу поместную, ведет и лично тебя в этой церкви, чтобы только ты последовал за Ним.

Мы сегодня решились нести сорокадневный пост. Группа людей, которая несет эту чудесную Божью вахту, сегодня следует за Иисусом. Иисус их сегодня ведет. Куда Он их ведет?

После того, как Дух Святой сошел на Иисуса, Он повел Его в пустыню. Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был духом в пустыню. Дух Святой идет с Иисусом, Дух Святой ведет Иисуса и церковь Свою святую, благословенную. Ты следуй за Иисусом: Он будет открываться тебе и благословит тебя. Бог сегодня каждого из нас с вами призывает для того, чтобы мы понимали эту глубину духовности Иисуса Христа. Иисус сегодня сходит со Страниц Священного Писания и, как живая Личность, стоит пред нами. Пришел день и час, когда Он был поведен Духом Святым в пустыню. Церковь Божию Бог ведет в пустыню для того, чтобы каждый из вас мог испытать и уразуметь Господа Иисуса Христа в самом себе. Насколько мы даем Ему простор в нашем сердце?

Взывая к Господу, мы должны почувствовать, как небо открывается, и как Дух Святой наполняет нас. Мы иной раз просим не то, что важно в нашей жизни. Самое главное – это нужно приготовить свое сердце для Христа.

Он ведет меня сегодня в пустыню, чтобы поститься, молиться и обогащаться, стяжать силу Святого Духа вовнутрь себя для того, чтобы потом прийти и совершать великие Божьи дела. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои» (Пс. 138:23), — молился псалмопевец Давид.

Если ты сделаешь первый шаг, тебе захочется пройти второй, сделав третий шаг, тебе захочется сделать следующий. Так ты будешь каждый раз продвигаться к Иордану. Там решится вопрос, когда расступится Иордан, как ты перейдешь туда, и что ты увидишь там, за Иорданом.

Господа Иисуса Христа нужно исследовать и познавать глубже. Когда мы будем проходить такое поприще во имя Господа Иисуса Христа, то Дух Святой будет привлекать те души, ради которых мы сегодня все это делаем. Мы трудимся не просто для того, чтобы пережить нам благословенный час молитвы, а чтобы, пережив этот час молитвы, испытать силу Божью. При помощи этой чудесной Божьей силы можно молиться и распространять святое Евангельское слово в этом городе, в этой области, во всей России и дальше, чтобы потек этот чудесный поток, чтобы многие напились этой святой благодати.

Иван Федотов,

Нач. епископ ОЦХВЕ