Грех не к смерти толкование святых отцов. Грех к смерти, грех не к смерти. И если мы покидаем собрание — перестаем возвещать и уже не остается жертвы за грехи

Грех не к смерти толкование святых отцов. Грех к смерти, грех не к смерти. И если мы покидаем собрание — перестаем возвещать и уже не остается жертвы за грехи
Грех не к смерти толкование святых отцов. Грех к смерти, грех не к смерти. И если мы покидаем собрание — перестаем возвещать и уже не остается жертвы за грехи

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”

Итак, сформулирую ещё раз свой ответ на конкретный вопрос Дэнни: Что такое ‘грех не к смерти?’ Грех, который не ведёт к смерти и вечному осуждению, - это любой грех, совершаемый нами, который, по Божьей благодати, мы способны по-настоящему исповедовать и покаяться в нём.

“Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1:9). Это очень драгоценное обетование.

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

Грех это не перечень поступков. Грех это удаление, отхождение от Бога, а Бог есть любовь и значит любое отхождение от любви есть грех и значит смерть. Но от Павла мы знаем, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. В чем различие? Это позже, а пока вот вопрос: «Вообще есть ли свобода от греха»?

Когда говорим «свобода от греха», то замолкаем о Боге, не так ли? Типа мы главные. Мы сами себя освобождаем. А кто ещё? Ведь мы же совершаем подвиги, кладём поклоны, ставим свечи, постимся, послушаемся, стремимся к праведности, получаем медали от патриарха. А может стоит позаботиться о свободе со Христом?

Но знаем ли мы что это такое? Свобода от греха и свобода от Бога?
В области духовной всё именно так как в детстве. Человек в мире Христовом ничего не доказывает, доказывают только в мире диавола. Всё принимается без барьеров, из души в душу, от Бога к человеку внутрь.
Но разве можно всем и всему верить? Людей много и слов много. И часто они противоречат друг другу. Как тогда верить?

Грех это не тот или иной проступок. Грех на самом деле это состояние души. А грех зримый, поступок или мысль, есть только отображение этого состояния.
И ещё. Один и тот же поступок иногда может являть грех, а иногда праведность. Как отличить? Внешне никак, только через любовь.
Пример? Благотворительность. Внешние признаки праведности ничего не гарантируют судьбе души.
- На самом деле и проступок, и состояние души, и много чего еще. Мы и так грешники в любом случае, изначально. Грех - дословно "промах" или "непопадание в цель" (греч. - амартия). Но это все очень относительно именно потому, что одно и то же действие для одного человека может быть грехом, а для другого нет, в одной ситуации тоже будет грехом, а в другой нет (хотя оценки могут быть неизбежно разными). В общем, все, что по воле Божией, не грех, а что против нее, то грех.
Или - "все, что не по вере - грех" (ап. Павел, к Римлянам).
Другое дело, какова воля Божия в каждый конкретный момент времени и когда время говорить или время молчать, время собирать камни или время их разбрасывать, мало кто из нас может достоверно и всякий раз определить истинность. Потому и грешники, потому и промахиваемся.
- Вот опять повторю. Поступок есть ничего более как только внешнее свидетельство какого-то процесса в состоянии души.
Грех не сам поступок, грех то, что нас толкнуло на него.
-За каждое праздное слово дадут люди ответ на суде, а не за каждую мысль, пусть и греховную.
Но слово-то не само по себе из уст выскакивает. Оно только отражает наше греховное внутреннее состояние. И именно это состояние Господь и будет судить.
Как тут: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». [Мф.5:28] Вот тут и слова нет и поступка, только состояние вожделения, а Христос осуждает.
Иначе впадаем в арифметический подход в общении с Богом, а это уже некий вид торговли. Торговцев же Христос изгоняет из храма.

[Ин.9:39 ] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Если другой более грешен, то тебя это не спасает. Грех невозможно оплатить, только надеяться на прощение. 31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Сказано «прости нам долги наши». 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

Увы, часто мы оказываем друг другу услуги, расчитывая тем поработить друг друга, сделать должником своим. Так и диавол с нами поступает и не стоит идти нам его путём.

Есть и ещё некие странные слова, на которые мы обычно мало обращаем внимания, а между тем они имеют огромное значение для нас. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Ин. 5:16-21)
В чем странность? В том, что оказывается есть грехи к смерти, а есть не к смерти. И как узнать, что есть что?
В церковной практике принято считать грехами к смерти восемь главных страстей:
1. Чревоугодие
2. Блуд
3. Сребролюбие
4. Гнев
5. Печаль
6. Уныние
7. Тщеславие
8. Гордость.
Однако оказывается это не окончательное мнение, часто считается, что любой нераскаянный грех является грехом смертным.
Итак налицо некоторое разномыслие не позволяющее увидеть истину. Между тем Христос даёт нам путь к точному пониманию сути. Вот эти слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)

Почему именно так говорит Христос? Ведь вроде-бы и Христос Бог и Дух Святой, а на одного хула простится, на другого нет.
Наверное дело тут в том, что само учение Христа имеет своим содержанием любовь. Но что есть любовь как ни соединение объекта и субъекта? Ведь только при таком условии возникает церковь, где у уверовавших образуется одно сердце и одна душа. [Деян.4:32]

Но как происходит это единение людей и Бога?
Вспоминаем чудесную молитву Святому Духу.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Да, именно Дух Святой связует нас и со Христом и с Отцом нашим Небесным и конечно же исключая Его из своего общения, мы исключаем себя из Книги жизни, ибо никак по иному не можем стать членами семьи Божией.
Неслучайно, когда спросили Серафима Саровского о цели жизни человека, он сказал: «Имать Духа Святаго», то-есть стяжание Его. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.»
Итак мы уверенно можем сказать себе, что единственным и безусловным критерием грехов к смерти является отрицание, отказ от богообщения Духом Святым.

Анатолий Пеньшин

Это один из сложных Библейский текстов, о значении которого даже у серьезных исследователей Писания существуют разные мнения. Причина в ракурсе, с которого смотрят на подобные тексты. На мой взгляд, в определении истинного значения того или иного текста Библии наибольшую роль играет контекст. Прежде всего, ближайший контекст, далее - контекст книги, и затем контекст - всей Библии.

Центральная тема Первого Послания Иоанна - объяснение принципов истинной веры. В виду появления многочисленных подделок, лжеучений и псевдо христианских движений апостол ставит целью объяснить в этом послании сущность христианской веры. Делает он это, указывая на несколько отличительных характеристик истинных христиан.

В конце послания Иоанн посвящает несколько стихов утверждению своих читателей в вере.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. (1 Ин. 5:12, 13)

Одно из благословений настоящих христиан - в том, что они могут с дерзновением обращаться в молитве к Богу с уверенностью, что Он слушает их и готов отвечать им.

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него. (1 Ин. 5:14, 15)

Это утверждение о силе молитвы имеет одну важную деталь. Для того чтобы Бог принял нашу молитву и ответил на нее, мы должны просить то, что не противоречит Его воле. Апостол подчеркивает, что настоящие верующие - это те, кто, познавая Бога, очищаясь от греха, любя ближних и покоряясь Его слову, наполняют свой внутренний мир Божиим Духом. Это и позволяет им просить в молитве о том, что соответствует воле Божией.

В качестве примера апостол приводит практическую ситуацию того, о чем нужно молиться, и о чем - нет.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Эти стихи утверждают, что о тех, кто согрешает грехом, квалифицированным здесь как "грех не к смерти", нужно молиться. О тех же, кто согрешает "грехом к смерти", молиться не стоит. Тут и возникает проблема: что это за разные типы грехов?

За историю христианства выдвигались самые разные объяснения. В католицизме и православии существует даже специальное учение о смертных грехах, выделяющее группу грехов, как особо страшную с духовной точки зрения.

Эти теории трудно совместить с многочисленными свидетельствами Писания, утверждающими, что всякий грех - это бунт против Бога, и поэтому всякий грех неизбежно ведет к смерти. Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, необходимо посмотреть на более широкий контекст стиха, т. е. на контекст книги, в которой эти слова записаны.

Как мы уже отметили, одна из главных тем Первого Послания Иоанна - объяснение отличий настоящих верующих от тех, кто только называется таковыми. Среди таких качеств здесь указаны:

Исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим и Спасителем;
. Ненависть ко греху и стремление к святости;
. Любовь к Божиим заповедям;
. Любовь к братьям и сестрам.

Все это - результаты наличия спасающей веры, один из которых - постоянное стремление настоящих верующих к очищению от греха. Хотя они могут согрешать, но каждый раз обнаруживая в себе грех, христиане обязательно ищут освобождения от него (1 Ин. 3:9). Это очищение возможно благодаря искупительному действию жертвы Иисуса Христа и Его продолжающемуся ходатайственному служению перед Отцом. Вот как об этом говорится во второй главе:

Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши... (1 Ин. 2:1, 2)

Несколькими стихами выше написано, что Иисус Христос прощает грехи спасенных Им людей:

...если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1 Ин. 1:7, 8)

Таким образом мы можем сделать вывод, что грехи верующего человека - это грехи не к смерти, поскольку за него ходатайствует Христос, однажды умерший за эти грехи на кресте. Именно к этому ходатайству апостол призывает присоединиться и нас.

Когда мы видим согрешающего брата или сестру, нам нужно молиться о том, чтобы они покаялись и освободились от греха. Иначе грех принесет существенное поражение в их жизнь.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность - прим. автора) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Здесь же апостол отмечает, что есть и другие ситуации, когда грех людей, с которыми мы сталкиваемся, является грехом к смерти. В свете контекста послания можно ясно сделать вывод, что грех к смерти - это грех отвержения Иисуса Христа.

Мы уже цитировали слова Иоанна о том, что "имеющий Сына Божьего", т. е. верующий в Него, "имеет жизнь" (1 Ин. 5:12). Здесь Иоанн подчеркивает эту же истину с другой стороны: "не имеющий Сына Божия, не имеет жизни". Другими словами, человек, не верующий в Иисуса Христа, пребывает в смерти. О грехах такого человека нет смысла молиться, т. к. он находится в состоянии вражды с Богом, и поэтому пребывает под действием Его гнева.

Таким образом, смысл этого текста можно обобщить так: наша обязанность - молиться об освящении братьев и сестер по вере, чтобы они побеждали грех, преображаясь в образ Христа. Эти молитвы соответствуют воле Божией. Бог слышит их, и Он обязательно будет действовать в сердцах тех, о ком мы молимся.

Когда же мы имеем дело с людьми, не верующими в Иисуса Христа, молиться об их избавлении от того или иного греха нет смысла (напр. чтобы неверующий человек бросил пить, курить, воровать или ругаться). В духовном смысле это ему не поможет. Даже если он и избавится от этих привычек, он так и останется погибшим, и пойдет в ад некурящим или непьющим.

Здесь важно добавить еще одну деталь. Понимая, что неверующий человек, перестающий практиковать какой-либо грех, продолжает оставаться погибшим, нам в определенных обстоятельствах все же нужно молиться о нем.

Например, вы можете и должны молиться о том, чтобы муж вашей сестры в Господе перестал пить. Понимая, что это не даст ему спасения, и, продолжая молиться, прежде всего, об избавлении его души, мы можем просить Бога и об изменении его жизни ради сестры во Христе, чтобы через это Бог дал ей облегчение.

Меня один мой друг спросил, — что является смертным грехом? Начав разбираться в этом вопросе, наткнулся на ответ Джона Окса. Делюсь с вами. Мне кажется многим будет интересно.

Вопрос:

Что такое грех, который ведёт к смерти?

Ответ:

Грех, ведущий к смерти – грех человека, когда-то получившего спасение, но затем вновь отвернувшегося от Христа и вернувшегося к наполненной грехом жизнью. Это по разному описывается в Библии, например, как «собака возвращается к своей блевотине» — 2 Петра 2:22. Или где Петр говорит о людях: «Как ни мой свинью, она всегда валяется в грязи». И еще: «И если те люди, кто ушёл от мирской нечистоты, познав Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, теперь покорены и снова запутались в мирской нечистоте, то их положение ещё хуже, чем прежде».

Другое описание этого заявления мы можем найти в книге Евреям 10:26-31:

«Ибо, если мы будем намеренно продолжать грешить, после того как уже познали истину, то нечем больше станет искупать грехи, а останется только со страхом ожидать суда и адского огня, который поглотит тех, кто идёт против Бога. Всякого, кто отрицал закон Моисеев, предавали смерти на основании показаний двух или трёх свидетелей. Подумайте же, насколько более страшного наказания заслуживает тот, кто проявляет ненависть к Сыну Божьему, не признаёт священной Крови нового соглашения, той Крови, что освятила его, и оскорбляет благодатного Духа Божьего! Ибо мы знаем Того, Кто сказал: «Мщение принадлежит Мне Я отплачу.» И ещё сказал Бог: «Господь будет судить Свой народ». Страшнее страшного попасть в руки живого Бога. (Евр. 10:26-31)

Этот отрывок описывает человека, познавшего истину, но вновь отвернувшегося от Бога. Этот человек буквально: «проявляет ненависть к Сыну Божьему, не признаёт священной Крови нового соглашения, той Крови, что освятила его, и оскорбляет благодатного Духа Божьего ».

Евреям 6:4-8 говорит:

«Разве можно обратить к покаянию тех, кто отвернулся от Христа? Я говорю о тех, кто познал истину, получил дар Божий и приобщился Святого Духа. Эти люди слышали слово Божье, видели великую силу нового мира Божьего и удостоверились в том, что всё это добро, а потом отступились от Христа. Их не вернуть на путь раскаяния, ибо они вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают Его унижению. Земля, пьющая дождь, который часто проливается на неё, и приносящая урожай на пользу тем, кто её обрабатывает, получает благословение Божье. Земля же, которая приносит только тернии и чертополох, ничего не стоит, и ей грозит быть проклятой Богом. Она будет уничтожена пожаром» . (Евр . 6:4-8)

Я верю, что нет такого особого греха, который ведет к смерти. Грех, который ведет к смерти, это грех, который вновь нас отворачивает от Христа, уничтожая влияние милости Бога в нашей жизни. Хотя мы не можем сказать, когда кто-то достигает точки, когда он отворачивается от Бога, но в итоге Бог забирает Святой Дух у этого человека.

И вновь, нет никакого особого непростительного греха. Если Павлу простились убийства христиан и противостояние Богу, тогда вообще нет непростительных грехов. Есть только один непростительный грех – это когда человек окончательно отпадает от Бога. Когда человек сознательно грешит на протяжении длительного времени, не раскаиваясь.

Основываясь на этом можно сказать, что грех, который не ведет к смерти – есть грех, в котором человек покаялся и был прощен, благодаря крови Иисуса Христа. Вам может быть знакомо учение Римско-Католической церкви об обычных и смертных грехах. Смотрите учение о Чистилище. Это ложная доктрина, не находящая поддержки в Библии.

А вот еще один взвешенный взгляд на этот вопрос:

Иоанн приводит пример, когда верующий может молиться с дерзновением и когда такое дерзновение невозможно. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Это, очевидно, тот случай, когда христианин видит брата участвующим в греховной деятельности. Но это не такой грех, за который человека, совершившего его, надо лишить жизни.

В таком случае верующий может молиться о восстановлении согрешающего человека, и Бог даст просящему жизнь того, кто согрешил грехом не к смерти.

Однако есть грех к смерти , и апостол добавляет: «Не о том говорю, чтобы он молился».

Грех, ведущий к смерти

Нельзя с полной уверенностью сказать, что значит «грех к смерти» , поэтому, вероятно, будет более правильным перечислить различные принятые толкования, а затем сказать, которое из них, на наш взгляд, наиболее верно.

1. Одни считают, что грех к смерти — это совершенный верующим грех, который он не исповедал. В 1Кор 11:30 читаем, что некоторые умерли, потому что участвовали в Вечере Господней и при этом не судили сами себя.

2. Другие считают, что здесь упоминается грех убийства. Если христианин в минуту негодования убьет другого человека, то мы не должны молиться об отмене для него смертной казни, потому что Бог по Своей воле установил, что «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека».

3. Иные полагают, что грех, упомянутый здесь, — хула на Духа Святого. Господь Иисус сказал, что те, кто приписывал чудеса, сотворенные Им силой Духа Святого, князю бесовскому Веельзевулу, совершили непростительный грех и что нет прощения за этот грех ни в этом веке, ни в грядущем.

4. Некоторые полагают, что это особый грех, похожий на грех, совершенный Моисеем или Аароном, Ананией и Сапфирой, которому Бог выносит окончательный суд.

5. Последнее объяснение отстаивает ту точку зрения, что это грех измены, или отступничества. Мы полагаем, что именно это объяснение лучше всего соответствует контексту. Отпавший — это тот, кто слышал великие истины о христианской вере, своим разумом признавал то, что Иисус есть Христос, даже открыто называл себя христианином, хотя в действительности никогда не был спасен. Вкусив все то лучшее, что несет христианство, он полностью отказывается от него и отрекается от Господа Иисуса Христа. Из Евр 6 мы узнаем, что именно этот грех ведет к смерти.

Совершающие такой грех лишаются пути к спасению, ибо «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Через все Послание Иоанн проводит мысль о гностиках. Эти лжеучителя однажды пребывали в христианском общении. Они утверждали, что были верующими. Они знали истинную веру, но затем отвернулись от Господа Иисуса и придумали учение, полностью отрицавшее Его Божество и достаточность Его искупительной жертвы за наши грехи.

Христианин не может молиться за восстановление таких людей, потому что Бог уже указал в Своем Слове, что они грешат к смерти.