Глина. Свойства глины. Состав глины. Разница между песком и глиной

Глина. Свойства глины. Состав глины. Разница между песком и глиной
Глина. Свойства глины. Состав глины. Разница между песком и глиной

Глина - пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

Применение глины

Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

Строительство . В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

Сувениры и посуда . Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

Глина может входить в состав других материалов . Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях "Помощь художнику".

Свойства глины

Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая... Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции - соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность . Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость - изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

Состав глины

Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества - глинистые минералы - которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины - нетривиальная задача.

Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности » определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать , придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

Свойства песка и глины.

Урок окружающего мира. 3 класс.

Образовательная задача : научить выделять ведущую идею, целостно отображающую тему.

Цели :

Создать условия для работы в группах

Развивать коммуникативный навык

Повышать речевую активность

Учить анализировать и синтезировать.

1..Орг.момент

Урок начинается с вызова.

Верите ли вы? Дети отвечают словами «да» или « нет» (на листках)

    Мел, глина и галька - это горные породы.

    Горные породы могут лежать под асфальтом, под фундаментом дома.

    Горные породы состоят из миниралов.

    Миниралы всегда твердые.

Как нам проверить, верно, ли мы ответили на вопросы?

(Нам необходимо получить информацию.)

Откуда мы ее получим?

(Нам нужно познакомиться с текстом.) Для этого мы разделимся на две группы. Первая группа - мальчики.

Вторая - девочки.

2.Работа в группах. Работа с текстом.

Сначала вы отгадаете загадки и получите свою тему.

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже». (Песок).

«Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу». (Глина).

Вопрос к каждой команде:

Как вы представляете себе данный предмет?

Социоконструкция.

После обсуждения 1 человек от команды на доске рисует песок, а другой - глину.

Попытайтесь объяснить, почему такой рисунок.

3.Работа с учебником.Чтение текста.

Мальчики будут работать над темой «Песок».

Девочки - над темой «Глина». Все читают один и тот же текст (стр. 60-61)

Выделить все, что связано со своей темой.

Выписать на свой маршрутный лист признаки песка, а другой команде – признаки глины.

4. Социоконструкция .

Каждая команда оформляет это на общем листе.

5.Презентация своей работы с показом на доске.

« Песок состоит из песчинок, он разного цвета, не имеет запаха, рыхлый пропускает воду».

«Глина состоит из частиц, она разного цвета, не пропускает воду, в сыром виде – липкая».

Каждая команда читает ещё раз текст и дополняет ответы другой команды.

6.Составление синквейна .

1 .Одно существительное.

2 .Два прилагательных.

3 .Три глагола.

4 . Предложение из четырех слов.

5 . Синоним, или одно слово, выражающее свое отношение, чувство.

Синквейн можно оформить на листках – моделях, предложенных детям.

У мальчиков листки-модели- «горки песка», а у девочек листки-модели-«комки глины».

Они выбирают лучшие из работ своей команды.

1.Песок. 1. Глина.

2.Рыхлый, желтый. 2.Красная, голубая.

3.Лежит, пропускает, насыпается. 3.Липнет, не пропускает, состоит.

4.Желтый песок согревает ноги. 4.Голубая глина лечит суставы.

5.Не продукт! 5.Полезна!

7. Рефлексия .

А теперь мы снова ответим на вопросы, с которых начали урок.

Сравним результаты ответов. Есть ли разница? Как вы думаете, почему у нас так получилось?

А что мы узнали нового на уроке? Пригодились ли нам, полученные знания? Какую роль выполняют песок и глина в природе?

Что еще вам бы хотелось узнать?

Домашнее задание.

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия - 39 %, а также воды - 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины - это Al 2 O 3 и SiO 2 . Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина - полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность - комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец - это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина - полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина - это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м 3 . Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м 3 .

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м 3 . Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м 3 . У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м 3 . Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина - полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина - белая или коричневая.

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк - полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит - это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит - это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см 3 , его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина - это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

    Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

Таблица 12. Классификация форм рельефа

Формы рельефа

По величине

По происхождению

Процессы, участвующие в образовании

1)Планетарные

Океанические впадины и континенты

Геотекстуры

Планетарные геофизические и космические процессы

2)Мегаформы

Горные пояса, равнинно-платформенные области

3)Макроформы

Горные хребты, возвышенности, низменности

Морфоструктуры

Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

4)Мезоформы

Овраги, балки, барханы

Морфоскульптуры

Экзогенные процессы

5)Микроформы

Карстовые воронки, прирусловые валы

6)Наноформы

Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

Оборудование : Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

Ход занятия

Дети с воспитателем подходят к песочнице.

Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

Куличики.

Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

Ой, почему он не получился?

Песок сухой, он рассыпался.

Значит песок у нас какой?

Сыпучий, рыхлый.

Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

Полить.

Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

(Поливаем, дети лепят куличики).

Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

Мокрым, липким.

Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

(Дети выполняют работу).

Воспитатель - Из чего состоит песок?

Из мелких зёрнышек, песчинок.

А как они выглядят?

Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

Нет, в глине много комочков.

Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

(Дети выполняют).

Да.

Воспитатель: Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

Он рыхлый, сыпучий.

Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

Она слиплась комочками, твёрдая.

Скажите, чем песок отличается от глины?

(Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

Воспитатель: Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

Глина твёрдая.

Воспитатель: Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

Песок.

Почему вы так решили?

Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

Карандашами, красками…

А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

(Дети выполняют работу).

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

Что вы узнали про песок?

А что узнали о глине?

А чем вы рисовали?