Герои поэмы дом у дороги. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Сочинения по русской литературе

Герои поэмы дом у дороги. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Сочинения по русской литературе
Герои поэмы дом у дороги. В основе поэмы «Дом у дороги» повествование о горестной судьбе Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Сочинения по русской литературе

«Дом у дороги». Усиление личностного начала в творчестве Твардовского 40-х годов несомненно сказалось и еще в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (). «Тема ее, - как отмечает сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:Тема Давайте, люди. никогда Об этом не забудем».



В основе поэмы - скорбное повествование о драматической, горестной судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в ней отразилось горе миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны, жестокого времени. И рассказ, повествование тесно соединены, слиты с социально-философскими раздумьями поэта. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию, - поэт не только раскрывает тяготы военных испытаний, но прежде всего утверждает победу жизни над смертью.



Поэма - о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях гитлеровских лагерей. Повествуя о смертельно тяжких испытаниях, она вся обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, Пока роса, Роса долой -



И мы домой», возникший уже в 1-й главе мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни. Хотя в «Доме у дороги» есть достаточно четкая и определенная сюжетная канва, главное здесь все же не в событийности. Гораздо важнее пристальное внимание к духовному миру, внутренним переживаниям действующих лиц, чувства и думы лирического героя, роль и место которого в поэме заметно усилились. Личностное, лирическое, трагедийное начало выдвигается в ней на первый план, становится определяющим, и потому не случайно Твардовский назвал свою поэму «лирической хроникой».



Поэма отмечена многоголосием и в то же время своеобразной пе-сенностью. Отсюда характерные образные, речевые, лексические средства и обороты («плач о родине», «песнь ее судьбы суровой» и др.). Вместе с «Василием Теркиным» эта поэма составляет своеобразную «военную дилогию» - героический эпос военных лет, отмеченный усилением и углублением лирического начала.




Новый этап в развитии страны и литературы е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.



Поэма «За далью - даль» () - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.эпопея



Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было»



Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет!



Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.



Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.



Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - «великих строек коммунизма»). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема «культа личности». Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о «За далью - даль» А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

Данные об авторе

Дондупова Лариса Доржиевна

Место работы, должность:

МОУ "Могойтинская СОШ", учитель русского языка и литературы

Республика Бурятия

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Все уровни образования

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Методическая статья из опыта работы по анализу и интерпретации художественного произведения

Концепт ДОМ в поэме А.Твардовского «Дом у дороги»

Творчество Александра Трифоновича Твардовского занимает особое место в русской литературе. В 2010 году исполнилось 100 -лет со дня рождения А.Твардовского, талантливого поэта, незаурядной личности, внесшей несомненный вклад в развитие отечественной литературы. В поэтическом наследии поэта поэма «Дом у дороги» является особенной по своему содержанию и идее. Поэма названа А. Твардовским «лирической хроникой», так как ее в основе лежат глубокие переживания, попытка философского осмысления трагических событий поэта Великой Отечественной войны.
Актуальность изучения поэмы заключается в возникновении необходимости «нового прочтения» художественного текста через выявление таких литературоведческих понятий, как концепт.

В Новой Иллюстрированной Энциклопедии понятию концепт дается такое определение: концепт: (от латинского концептус - мысль, понятие), это смысловое значение понятия, имени(знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (детонат) этого имени. Другими словами, художественный концепт- это категория, вобравшая в себя некое множество смыслов, отражающих миропонимание, мировоззрение. Понятие концепт намного шире, чем архетип, т.к. в семантику этого слова входят наряду с архетипическими (наиболее ранними), мифологическими, и религиозные, и культурно-исторические представления человека о мире. У каждого народа своя концептосфера, своя система концептов, особо значимых для человека и всего народа.

Известный литературовед Ю. М. Лотман выделял, что концепт Дом - это некая модель мира, занимающая особое положение в системе миропонимания. Если обратиться к фольклору, к устному народному творчеству, то можно сказать, что концепт Дом в концептосфере любого народа имеет здесь значение безопасного пространства, огражденного от внешнего мира. В русской литературе концепт Дом является одной из основополагающих понятий, раскрывающих национальную картину мира.

В самом названии поэмы «Дом у дороги» сосредоточены два наиболее емких, основополагающих концепта, имеющих глубокий философский смысл. В сочетании этих слов раскрывается образ Дома как символа средоточия мира, добра, жизни и образ дороги, трагической дороги войны. Война - величайшая трагедия в истории любого народа, отбирающее и разрушающее самое ценное, что есть у человека - его Дом, Семью, Родину. И если в начале А.Твардовский какое-то время сомневался в этом названии, то в дальнейшем оно замечательно отвечало не только сюжету «лирической хроники», но и главной её теме - судьбе семьи, народа в годы Великой Отечественной войны. « Тема ее,- как отмечал сам поэт,- война, но с иной стороны, чем в «Теркине», -со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну…» Если «Василий Теркин» - героическая эпопея о народном подвиге, то «Дом у дороги» - произведение трагедийное, и судьба ее по сравнению с триумфом поэмы «Василий Теркин» намного сложнее.

Да вникнет в душу снова, Ее судьбы суровой.

Сюжет поэмы изменялся по мере дальнейшего продвижения нашей армии и всё учащавшихся встреч и разговоров с людьми, испытавшими не только оккупацию, но и каторжную неволю в Германии и теперь одолевавшим долгую дорогу Домой.

В русской литературе концепт Дом является одной из важных семантических составляющих национальной картины мира. Концепт Дом вобрал в себя множество таких понятий, как семья, семейный очаг, родной кров, память о предках, связь поколений. У каждого Дома есть свои святыни. Образ Дома ассоциируется с мирной жизнью, с любовью, уютом, домашним теплом.

Еще в начале 20 века И.Бунин в романе «Белая гвардия» показал, как в хаосе революции, в огне гражданской войны рушится мир, и как противостоит ему Дом, как символ мира, спокойствия, гармонии.

Такое же осмысление трагических событий Великой Отечественной войны происходит и в поэме А.Твардовского «Дом у дороги».

Дома крестьянской семьи- Андрея и Анны Сивцовых и их детей разрушен Войной. В судьбе их Дома отразилось великое всенародное горе. Твардовский говорит о неимоверном противостоянии народа войне, как злу, нарушившему мирный покой. Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

Поэма «Дом у дороги»- это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле Истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной Войны. Поэма создавалась трудно, так как автор хотел показать правдивое лицо войны, не приукрашенной ничем. И смелость Твардовского, как художника, и как человека, именно в правдивом описании всех происходящих тогда событий. Прежде всего, надо сказать, что героями своей поэмы он выбрал людей, заведомо объявленных изменниками Родины. Таким образом, Твардовский встал на защиту всех несправедливо обвиненных. Судьба героев похожа на тысячи трагических судеб, жестоко сломанных войной: Андрей Сивцов, хозяин дома, ушел на войну, попал в окружение, а жена Анна, оставшаяся с детьми, угнана в плен, в Германию. И за этими короткими строками - судьба многих тысяч семей, изгнанных врагом из-под родного крова, оказавшихся вдали от родного Дома. Читая поэму, вместе с автором невольно задумываешься, а сколько тогда было Домов у дороги, сиротливо ожидающих своих хозяев! Поэма А. Твардовского «Дом у дороги» утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который смог выстоять в чудовищном месиве войны, сохранить силу чувства Семьи и Дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях. И хотя в ней повествуется о смертельно тяжелых испытаниях, вся поэма обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой- // И мы домой»,- возникший уже в первой главе, мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни, к Дому.

В ходе изучения поэмы были сделаны следующие выводы:

1)Концепт Дом является основой национальной картины мира . Концепт Дом раскрывается в поэме как символ противостояния войне, вбирает в себя такие смыслы как: семья, мир, гармония.Твардовский возвращает читателя к народной мудрости, выверенной вековым опытом. Есть ли для человека место лучше, чем родной Дом? И есть утрата горше, чем потерять свой Дом? Ведь для каждого человека утрата Дома - это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.

2) Личностное, лирическое, трагедийное начала выдвигаются в поэме на первый план, становятся определяющими.

Поэма «Дом у дороги» отличается глубочайшей правдивостью, реалистичностью воспроизведения жизни, народных характеров, образа мыслей и чувствований, психологии и языка. Вместе с поэмой «Василий Теркин» они, по верному замечанию одного из исследователей, составляют своего рода «военную дилогию»- героический эпос военных лет, отмеченных усилением и углублением лирического начала. Рассмотренный концепт Дом помогает глубокому осмыслению войны и более полному, объективному восприятию творчества поэта.

Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского «Дом у дороги» (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. «Ва­силий Теркин» – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте. В «Доме у дороги» эпичес­кое по характеру своему событие раскрыто приемами лири­ческими. Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского. В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что и в стихотворении старшего земляка поэта Ми­хаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». Время, когда были созданы эти произведения, оказалось совсем не благо­приятным для размышлений о цене нашей победы, о горе солдат-освободителей, вернувшихся домой и нашедших лишь «травой заросший бугорок». Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах «Звезда» и «Ле­нинград», время очередного «закручивания» идеологических «гаек», ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковс­кого, поэма Твардовского «Дом у дороги», а затем и его за­писки «Родина и чужбина» вызвали критику в печати за пес­симизм и «упаднические настроения», которые, по мнению официальной пропаганды, не должны были быть свойствен­ны победителям.

В поэме «Дом у дороги» действительно нет героического па­фоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий. Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как паха­ли и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с вра­гом (начальные сцены поэмы). Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты. Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.

Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал рус­ский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Насто­ящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой. Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: «Коси, коса, Пока роса»… Ребенок, рожденный жен­щиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицет­ворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродо­ванной, но не уничтоженной войной.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.

Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще «не время вспоминать». Но «в тот день, когда окончилась война» «и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Запол­ненный товарищами берег», наступило время памяти, подведе­ния итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А. Твар­довского зазвучали интонации реквиема. Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими («Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу»), стала «жес­токой памятью». Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А. Твардовского и в послевоенной литера­туре в целом, написано от лица павшего воина:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.

От плана частного, конкретного, к обобщенно-философс­кому движется мысль автора. Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом («я – где корни слепые», «я – где крик петушиный», «я – где ваши машины»). Это стихотворение – обращение к «товари­щам верным», «братьям» с единственным завещанием – жить достойно.

Мотив единства живых и мертвых, «связи обоюдной», род­ства, ответственности «за все на свете» станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мотив «жестокой памяти» получит распространение не толь­ко в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта «о вре­мени и о себе», о своем поколении, о своей собственной судьбе.

Я жил, я был – за все на свете

Я отвечаю головой.

Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоен­ного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, «самостоянье человека – залог величия его».

Здесь искали:

  • дом у дороги краткое содержание
  • твардовский дом у дороги краткое содержание
  • дом у дороги твардовский краткое содержание

Как писал С. Маршак, «поэма могла родиться только в годы великого народного бедствия, обнажившего жизнь до самого основания». Защита, утверждение этого основания, самого «изначального» (Ю. Буртин) в человеческой жизни составляет пафос поэмы. С главной темой сочетается вторая - памяти, преемственности личности и общности людей; здесь это и память горя войны, и память силы любви и дома, освещающей, преодолевающей силу горя в любом горе, в самой страшной дороге, переправе,- силы исконного человеческого, народного. А тема дороги здесь выступает также с двух сторон - как исходная, своя родная дорога, у своего дома, так и дорога, навязанная войной и нелюдьми - от своего к чужому и назад к своему. «Памятью горя», «глухой памятью боли», перекликнется с последними главами «Василия Теркина» и с лирикой Твардовского последних лет войны. Но «глухая намять боли» заново заостряет ясную память семьи, как счастья, как любви, как задушевного и коренного начала и любого отдельного дома и всей жизни на земле.

Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» - не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе. И женщине-крестьянке, как прежде всего женщине-матери. Но вместе с тем и женщине - хозяйке дома, труженице. И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа. Любовь жены и матери - это та же деловитая, деятельная любовь, приметы которой мы видели и в лирике Твардовского 30-х годов, но здесь это уже не только лирический, но и лирико-эпический мир. Этот мир - дом, труд. «Коей, коса, пока роса». Дом и в самом узком, тесном, личном, усадебном смысле. «И палисадник под окном. // И сад, и лук на грядках - // Все это вместе было дом, // Жилье, уют, порядок». Три основные приметы, три качества, вместе с тем трудом, той косьбой на лугу около своего дома. Но это личное начало, даже, я бы сказал (как это теперь ретроспективно видно), начало той некой личной собственности, с которой были связаны и деревенские корни молодого Твардовского, это личное начало дома противопоставлено замкнутому, собственническому дому, где, «никому не веря, // Воды напиться подают, // Держась за лямку двери». Нет, это дом человека, включенного в новый тип более широкой человеческой общности, хотя вместе с тем и традиционного гостеприимства, артельности. Это «тот порядок и уют, // Что всякому с любовью, // Как будто чарку подают // На доброе здоровье». Две характерные для Твардовского системы поведенческих деталей, играющих роль и прямого изображения этого неповторимого дома у дороги и даже метафорической, метонимической конкретности, даже символа Дома у Дороги в новом, расширительном и общем для всей поэзии Твардовского смысле! Характерны и дополнительные конкретные признаки дома и его хозяйки - хорошо «помытый пол», особая деловитая и, как выразился Твардовский, «опрятность тревожная» - чисто крестьянская черта. «И весь она держала дом // В опрятности тревожной, // Считая, может, что на том // Любовь вовек надежней». Надежность любви связана с домовитостью, трудовой деловитостью и особой заботливостью.

Центр поэмы-именно эта женщина-крестьянка, домовитая, преданная, деловая и сердечная. Но еще В. Александров отметил, что в поэме звучит не один голос, а чередование голосов - автора, жены солдата, ребенка солдата, самого солдата, и в каждом голосе раскрывается характер живого действующего лица. Высказывалась и другая точка зрения (Ю. Буртина), что «в отличие от «Василия Теркина» - здесь не характеры, а «судьбы». Да, здесь у каждого человека, как отдельного персонажа, есть более законченная (хотя тоже не вполне законченная), отдельная судьба, но судьба характера, так же как и в той поэме характеры имеют судьбы, хотя и с несколько более широкими и подвижными границами.

Вообще в поэзии Твардовского характеры и судьбы всегда неотделимы. И по существу их соотношения в обеих поэмах сходны: только в «Доме у дороги» больше акцентировано домашнее лирическое начало характеров, и они сосредоточены на двух-трех основных мотивах, голосах. Наиболее разработан центральный образ Анны Сивцовой, в ее трех главных ипостасях, лицах-ликах: матери, жены, домохозяйки-крестьянки. И этот ее основной пафос не просто назван и судьбой обозначен, но и намечен несколькими краткими дополнительными штрихами характера, поведения, высказывания. Она и «в речах остра», и «в делах быстра». И подвижна, как «змейка». А в беде - спокойно-мужественна, вынослива, терпелива, с мужем и с детьми предельно участлива, понятлива, заботлива. Это особый, хотя вместе с тем идеально обобщенный тип русской крестьянки, продолжающий галерею женщин-крестьянок лирики и прозы 30-х годов, но более развернутый и напряженно-эмоциональный, в гораздо более напряженной исторической ситуации и в своей личной и общенародной жизни. И более активно выступает и голос самого автора. А в условно-символическом голосе ребенка в поэме подчеркнут голос самого начала жизни, права жизни жить, и эта условная «речь» по-новому контрастирует с конкретными чертами окружающих событий, поведения людей. Лирическое начало приобретает эпическое и трагическое содержание, ибо семья и семейный труд, семейная общность воплощает всемирно-исторические тенденции, традиции, идеалы народной жизни и конкретных русских советских крестьян в конкретных условиях времени. И у себя па Родине, и в плену у врага. И лирический голос семьи естественно сливается с лирическим голосом воюющего солдата, самого автора, их единства - «Не пощади // Врага в бою, // Освободи // Семью свою». Это голос исповеди и вместе с тем ораторский призыв ко всему народу. А лирический диалог матери и ребенка в той же главе VIII , где описывается рождение сына в плену у врага, в чужом доме, как антидоме, превращается в обобщенно-символический диалог двух главных сил жизни в их общей борьбе со смертью, как своеобразная песня жизни, песня дома.

Совмещение эпического, трагедийного и лирического начал, как всегда у Твардовского, выступает и в своей непосредственной бытовой и в психологической конкретности, но здесь в ней подчеркнуто мелодическое, песенное начало. Не только тональностью разных голосов персонажей, но и господствующей тональностью лирического обращения автора к своим героям и к самому себе. Голоса звучат несколько более однородно, чем в военной лирике и в «Василии Теркине». Авторский голос остается спутником и комментатором, вся поэма совмещает в себе и последовательность рассказа-описания, лирической хроники, и непрерывное движущееся настоящее, дневниково-монологового обращения автора. В единой музыкальной организации этих голосов особую роль приобретает ставший знаменитым лейтмотив: «Коси, коса, // Пока роса. // Роса долой, // И мы домой». Лейтмотив сначала появляется как деталь прямого конкретного изображения мирного труда и жизни хозяина дома у дороги. А затем по-вторяется как воспоминание, напоминание, многоповоротная метонимия и метафора - памяти об этом труде, об этой мирной жизни и как деталь-сигнал, воскрешающий утраченное время, цепочку времени памяти, и как новое утверждение силы человеческого постоянства, непреодолимого начала мирной жизни, надежды на будущее, и как более широкий символ труда и утра жизни, всего домашнего и трудового в ней. Ее косы, ее росы, ее дома. Таким образом, лирическая хроника становится не только новой формой лирической поэмы с эпическими элементами, но и новой формой движущегося настоящего, дневникового начала в поэзии Твардовского. Отражения в ней коренных, внутренних, интимных, глубинных ценностей человеческой жизни, выражаясь словами одной из глав «Василия Теркина», - «неприкосновенного запаса» каждого отдельного человека, отдельной семьи и всего лирического начала человеческой жизни. И соответственно поэтика всей поэмы отличается от «Василия Теркина» большей сосредоточенностью изображения этих ценностей и более простыми, экономными средствами, также, однако, объединяющими и прямое, и косвенное, метафорическое воспроизведение. Такая деталь и вместе с тем метафора, как «запахов тоска», - показательный пример и типологических особенностей поэтического языка, мастерства этой поэмы, и того, что роднит это мастерство с остальным творчеством Твардовского.

Хроникальное построение поэмы, подчеркнутое подзаголовком и перекликающееся с названием сборника стихов того времени («фронтовая хроника»), осложнено, как и в других поэмах Твардовского, вставными эпизодами, со своим временем, отчасти параллельным общему ходу времени поэмы (рассказ солдата, отца и мужа, в главе VI ). Кроме того, вставлены диалоги, создающие, как в «Теркине», непосредственные переходы прошедшего в настоящее время. Последняя глава IX отделена от предыдущих резким скачком во времени, завершает все движение поэмы возвратом от войны к миру, от дорог войны и чужого дома к исходным дому и дороге. Но это опять диссимметрическое построение, ибо того дома уже нет, и «присел на камушке солдат у бывшего порога» своего дома, солдат - с больной ногой, прошедший войну и еще не знающий, что же случилось с его женой, семьей. И начинает строить дом сначала. В этой незавершенности завершения поэмы - особый художественный такт, сила. Автор и читатель все-таки знают, что семья выжила, даже появился сын солдата, которого он, видимо, теперь также обретет. Жизнь победила, дом победил, хотя и разрушен. И сливаются память горя, и память семьи, дома, и память самого труда, всей трудовой народной общности, неистребимая, как сама жизнь на земле. Отмечу попутно перекличку мотивов этой главы с «Солдатом-сиротой» «Василия Теркина» и с почти одновременным стихотворением Исаковского «Враги сожгли родную хату». Перекличку - и дополнение.

При всей предельной простоте и отсутствии внешних новаций поэма также является глубоко новаторским произведением. И своим соединением лирического и эпического начал, мотивов мира и войны, семьи во время войны. И очень смелым в своей предельной «естественности сочетанием конкретно-бытовой и условно-символической речи. И дальнейшим развитием интонации Твардовского, совмещающей напевность, разговорность, ораторскую и драматическую речь, личное и коллективное переживание при господстве особой, впервые найденной многоголосой лирической мелодии. Поэма тесно переплетается и с лирикой, и с эпосом Твардовского этих лет, отчасти подготавливает новые черты его лиризма уже 60-х годов, в частности, некоторых разделов цикла «Памяти матери».

Дом у дороги. Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году. Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны. Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вра­жеском тылу, возле собственного дома, испытывая уста­лость от перенесенных лишений. Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естест­венным казалось определить возведение этого незатейли­вого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...». «Я начал песню в трудный год, Когда зимой студёной Война стояла у ворот Столицы осаждённой. Но я с тобою был, солдат, С тобою неизменно - До той и с той зимы подряд В одной страде военной. Твоей судьбой я только жил И пел её доныне, А эту песню отложил, Прервав на половине. И как вернуться ты не мог С войны к жене–солдатке, Так я не мог Весь этот срок Вернуться к той тетрадке. «.

Слайд 15 из презентации «Александр трифонович твардовский»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Александр трифонович твардовский.pptx» можно в zip-архиве размером 2416 КБ.

Скачать презентацию

Твардовский

«Твардовский По праву памяти» - Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. При жизни автора произведение не будет издано. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Главный редактор журнала «Новый мир».

«Стихи и поэмы Твардовского» - В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. (1910 - 1971). Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Твардовский Александр Трифонович - поэт, общественный деятель.

«Годы жизни Твардовского» - 2. Сын за отца не отвечает. 3. О памяти. 1. Перед отлетом. Твардовский Александр Трифонович. Советский писатель и поэт. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Главный редактор журнала «Новый мир». Член ВКП с 1940 года. Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

«Поэт Твардовский» - Первая проба пера. Твардовский - народный поэт. Страницы жизни и творчества. А.Т.Твардовский Страницы жизни и творчества. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. Самая знаменитая поэма - созданная во время войны поэма "Василий Теркин. Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата.

«Литература Твардовский» - Годы начавшейся вскоре коллективизации А. Твардовский называл в «Автобиографии» самыми значительными в своей жизни. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на одном из хуторов небогатой Смоленщины в многодетной семье сельского кузнеца. Со второй половины 40-х годов А. Т. Твардовский входит в число высших руководителей Союза советских писателей, в 1950-м получает назначение на пост главного редактора журнала «Новый мир».