Где похоронен максим богданович. Нижегородская энциклопедия. Какие муки

Где похоронен максим богданович. Нижегородская энциклопедия. Какие муки
Где похоронен максим богданович. Нижегородская энциклопедия. Какие муки

БОГДАНОВИЧ Максим Адамович(27.11.1891, Минск — 12.5.1917, Ялта, похоронен на Ауткинском кладбище) — белорусский и русский поэт, переводчик, литературный критик.

Раннее детство прошло в Гродно, в разносторонне одаренном семейном кругу. Прабабушка и бабушка были талантливыми сказительницами, отец Адам Егорович — ученым-этнографом, мать — Александра Павловна, урождённая Волжина, человеком яркого литературного и музыкального дарования. Она умерла, когда Максиму было 5 лет.

Свыше 8 лет из своей недолгой жизни прожил Богданович в Ярославле(сюда перевели по службе отца). В Ярославле Максим учился в губернской гимназии . Однажды одноклассник Николай Кокуев пригласил Максима в гости и познакомил со старшей сестрой Аней. Максим без памяти влюбился в неё, посвятил ей множество лирических стихотворений, в том числе цикл « Мадонны».

В 1911 Богданович окончил гимназию и летом съездил в Белоруссию, в Вильно, центр тогдашнего« белорусского возрождения». 1911−1916 — годы учебы в Демидовском юридическом лицее . Но юриспруденция не увлекала Богдановича. Это было время углубленного самообразования, изучения белорусского языка и литературы, годы активного литературного творчества. Дебютировал стихотворением в прозе« Музыкант»(1907). Публиковался в ярославской ежедневной газете« Голос ». В 1913 выходит единственный прижизненный сборник стихотворений — «Венок».

Осенью 1916, окончив лицей, осуществляет мечту вернуться на родину и уезжает в Минск, где поступает на службу в губернскую продовольственную комиссию. Наследственная болезнь, туберкулез, заставляет его в феврале 1917 поехать в Ялту. Там он умер на 26 году жизни.

Главная страсть короткой жизни Богдановича — любовь к далекой родине, к истории и культуре белорусского народа. Он посвятил себя формированию национально-культурного самосознания этнической общности, волей судеб оказавшейся на периферии европейского культурного процесса. Выдвинутые им культурные задачи сохранили актуальность.

Как поэт Богданович испытал влияние двух культур — русской и белорусской. «Максим Богданович, чьим родным языком был русский, стал зачинателем и остается ведущим мастером белорусской поэзии, одарив ее своим русским языковым и литературным опытом»(Р. Якобсон). В стремлении к социальному и национальному освобождению белорусского народа Богданович был близок к таким поэтам, как Янка Купала, Якуб Колас и др. Болью за бесправное положение народа проникнуты его стихи« Межи», «Край мой родимый! Как проклятый Богом…» Но, не теряя интереса к социальной и гражданской теме, Богданович сумел сказать и о ценностях, которые, по его мнению, составляют основу бытия, об истоках вымечтанной им душевной жизни народа. Цикл« В заколдованном царстве» из сборника« Венок» был построен на мотивах и образах древней языческой мифологии, являлся попыткой разгадать« древнейший» лик родного народа. Герои цикла« Старая Беларусь» раскрывают разные грани национального самосознания. Стихотворения« Переписчик», «Летописец», «Книга» говорят о традициях белорусской культуры. В некоторых своих стихах Богданович обретает« вселенское видение».

Богданович — поэт высокой культуры стиха, в его лирике гармонически слиты чувства и мысли, пластика и музыка. «Мое творчество, — писал он, — было направлено, главным образом, на расширение круга тем и форм белорусской поэзии». Богданович был и самобытным прозаиком(рассказы« Марина», «Весной», «Мадонна», «Сон-трава», «Безумец»), мастером поэтического перевода(переводил на белорусский язык Пушкина, Шевченко, Франко, Гейне, Верлена), литературным критиком, ученым-исследователем(исследовал и рецензировал литературу многих славянских народов, музыкальные и живописные произведения).

В Ярославле общался с людьми, изучавшими историю Ярославского края, считавшими« родиноведение» задачей государственной важности. Среди его окружения — П.А. Критский , Н. Г. Огурцов , сотрудники« Голоса», Н. К. Мочульский и А. Д. Титов, оставившие воспоминания о поэте, Д. А. Золотарев, Д. Д. Дебольский. Печатался в «Голосе», в «Русском экскурсанте», где был объявлен в числе постоянных сотрудников. В издательстве К. Ф. Некрасова в серии« Библиотека войны» были изданы его брошюры о галичанах, угро-руссах.

В настоящее время Богданович считается классиком белорусской поэзии. В Минске и Ярославле открыты музеи поэта, установлены памятники. Столетний юбилей со дня рождения был внесен по решению ЮНЕСКО в календарь знаменательных дат человечества.

Максим Богданович - известный белорусский поэт. Его значение для литературы этой страны трудно переоценить, ведь именно он создал ее современный художественный язык. Деятельность этого талантливого автора была чрезвычайно многообразной: он не только поэт, но и публицист, литературовед, переводчик. Несмотря на свою короткую жизнь, он успел создать значительное количество стихотворных произведений, которые являются классикой белорусской литературы.

Семья

День рождения Максима Богдановича - 9 декабря 1891 года. Он происходил из простой крестьянской семьи. Богатое воображение мальчик, вероятно, унаследовал от своей прабабушки, которая была прекрасной рассказчицей, знала много народных сказок.

При этом она умела каждый раз придать знакомой истории новое звучание благодаря особому способу повествования: она говорила нараспев, как будто пела песню. Ее сказания записал дед будущего поэта. По этим записям мальчик впервые и познакомился с белорусской речью. Максим Богданович благодаря ей узнал не только устный фольклор, но также обряды и обычаи. Кроме того, любовь к литературе он унаследовал от своей матери, которая много читала, училась, владела художественным языком. Она даже пробовала себя на литературном поприще, сочинив рассказ, который отличался необыкновенной живостью повествования.

Ранние годы поэта

Максим Богданович рос в материально обеспеченной семье. Его отец был преподавателем в училище - профессия, которая хорошо оплачивалась. Через некоторое время молодая чета перебралась в Гродно, где глава семейства получил должность в банке. Будущий знаменитый поэт воспитывался в творческой атмосфере: в доме его родителей часто бывали представители интеллигенции, здесь велись дискуссии на общественно-политические, культурные темы. В то время в моде были революционные движения, отголоски которых впоследствии отразятся в поэзии автора. Вскоре семью постигла тяжелая утрата: от туберкулеза скончалась мать будущего поэта. По характеру маленький Максим Богданович был похож именно на нее: он был так же весел, жизнерадостен, непосредственен, впечатлителен. В 1896 году отец семейства принял решение переехать в Нижний Новгород.

Годы учебы

Здесь Адам Богданович подружился с М. Горьким, с которым даже впоследствии породнился, когда оба женились на девушках-сестрах. Известный писатель оказал большое влияние на мальчика, укрепив в нем любовь к литературным занятиям. Большое влияние на него оказал и отец, который был ученым-фольклористом, активно занимался славянскими языками, изучал историю Белоруссии. Максим Богданович, биография которого была неразрывно связана с белорусской поэзией, вспоминал, что родитель оказал влияние на формирование его мировоззрения. 1902 год стал знаковым в жизни мальчика: он поступил в Нижегородскую гимназию.

Здесь он увлекся революционными идеями и даже принимал участие в студенческих демонстрациях и выступлениях. Но вместе с тем он начал серьезно заниматься литературой. В 1907 году был опубликован его первый рассказ «Музы́ка», в котором молодой автор в аллегорической форме представил судьбу своей страны.

Ранняя лирика

Максим Богданович, стихи которого посвящены, как правило, теме белорусской истории и природы, начал сочинять лирику в 1908 году, когда его семья переехала в Ярославль. В них прозвучала идея национально-освободительной борьбы белорусского народа, тема его угнетения и необходимости возрождения. После окончания гимназии он вошел в круг молодых белорусских писателей. В этот период поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи», в которых описал тяжелую судьбу крепостных портних, вынужденных все время работать на чужбине. Также он сочиняет небольшой очерк о сонетной форме написания стихотворений.

Годы учебы в лицее

Максим Адамович Богданович в 1911 году уехал в Ярославль, где поступил в лицей. Вообще, в планах молодого человека было отравиться на учебу в Петербург, однако из-за недостатка средств, а также сырого климата столицы (у молодого поэта открылась чахотка) он изменил решение. В Ярославле он много занимается изучением западноевропейских и славянских языков, исследует историю Белоруссии, ее этнографию, что находит отражение в его произведениях.

Проза и стихи о Белоруссии

Максим Богданович, фото которого представлено в настоящей статье, писал не только лирику, но и прозаические произведения. В ярославский период своего творчества он сочинил два проникновенных рассказа, посвященных женщине. Произведение «В деревне» посвящено раскрытию внутреннего мира маленькой девочки, в которой уже заложено чувство материнской любви к ребенку. Другое сочинение «Вероника» повествует о первой любви поэта.

Известно, что музой для молодого писателя стала Анна Кокуева, талантливая пианистка, к которой он был неравнодушен. Также он создает целый цикл стихотворений, посвященных родной стране. В них вновь прозвучали мотивы освободительной борьбы белорусского народа.

Научная работа и сборник стихов

Поэт исследовал историю белорусской литературы, много переводил иностранных авторов, писал статьи. 1914 год стал знаковым в творческой биографии поэта: в Вильно был выпущен сборник его стихов «Венок» (единственное прижизненное издание). В книгу вошли более 90 стихотворений и две небольшие поэмы.

Все произведения были разделены по смыслу на несколько циклов. Сборник получил одобрение в рецензиях, в которых указывалось, что поэта волнуют не общественно-политические проблемы, а тема красоты. Критики отмечают, что стихотворения Максима Богдановича проникнуты идеей смерти и бессмертия. Это проявлялось в картинах природы, философских размышлениях поэта о судьбе. Он писал также и на русском языке, переводил на белорусский язык А. Пушкина. Также его перу принадлежат фельетоны, этнографические и исторические очерки, брошюры, посвященные краеведческой тематике.

Особенности и тематика произведений

По мнению критиков, в творчестве поэта преобладали грустные мотивы, что было связано с ощущением близкой смерти. Вместе с тем он верил в будущую жизнь, что и нашло отражение в его лирике. Большой отпечаток на его творчество наложили идеи белорусского Возрождения, идеологические искания интеллигенции. Поэтому многие его стихотворения проникнуты пафосом борьбы, темой национально-освободительного движения. Однако в них было и много личного: так, поэт создал прекрасные образцы любовной лирики. Важное место в его стихах занимает тема природы и Родины. В его сочинениях можно найти размышления о судьбе своей страны, которые представлены как в аллегорических образах, так и в описаниях конкретных явлений социальной действительности.

Несмотря на то что Богданович не в совершенстве владел белорусским языком, он считал своей главной целью создать для него идеальную стихотворную форму, и это ему удалось. Во-первых, Максим Адамович много изучал фольклор своей страны, ее историю, что и отразилось на его лирике. Во-вторых, он удачно применил свои знания русской и западноевропейской литературы применительно к белорусской поэзии. Поэтому все произведения проникнуты духом любви к Родине и ее природе. Во многом благодаря ему сформировалась поэтическая культура данной страны. Поэт использовал самые разные стихотворные формы - от сонета до рондо. Кроме того, ему принадлежит заслуга создания городской поэзии в литературе Белоруссии.

Последние годы жизни

Богданович занимался и общественной деятельностью. Так, он поддерживал белорусскую Раду в Ярославле, оказывал землякам помощь, помогал беженцам. Во время этой деятельности он заразился тифом, тяжело болел, но выздоровел и продолжил заниматься благотворительностью. Поэт окончил лицей в 1916 году и приехал в Минск, где продолжил помогать пострадавшим в результате Первой мировой войны. К этому времени его страшная болезнь сильно развилась, однако он продолжал заниматься общественной работой, организовывал молодежные кружки просветительского и революционного характера. Автор пишет знаковое произведение «Погоня». Эта поэма была посвящена национальной борьбе белорусского народа. Книга считается одной из самых драматичных в его библиографии. Итак, в самых разных жанрах писал Максим Богданович. Интересные факты из его творчества связаны с его необыкновенной впечатлительностью. Например, на написание знаменитого стихотворения «Слуцкие ткачихи» его вдохновили слуцкие пояса. Поэт много работал, несмотря на то что болезнь подтачивала его силы. На деньги друзей он отправился лечиться в Крым, где скончался в 1917 году.

Признание и память

Через десять лет после смерти поэта художник В. Волков написал его портрет. Музеи, посвященные творчеству Богдановича, открыты в нескольких городах Беларуси.

Его именем названы улицы не только этой страны, но и России. Также поэту посвящены некоторые белорусские школы, библиотеки и две оперы. В Минске открыт памятник поэту, где он изображен с букетом васильков, которые воспевал в своих произведениях. Памятник Максиму Богдановичу установлен также и в Ярославле, где он жил и учился некоторое время.


на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».


"Белорусский партизан"

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Максим Богданович – выдающийся классик белорусской литературы, один из творцов белорусской литературы и современного белорусского литературного языка, поэт, прозаик, литературовед, публицист и переводчик.

Родился Максим 9 декабря 1891 года (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец – Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем Минского городского начального училища, землеустроителем и оценщиком в Крестьянском земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Он известен как учёный-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом Максима Горького. Мать – Мария Афанасьевна Мякоты (1869-1896) – окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке у Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).

В 1892 году почти сразу после рождения Максима, семья переехала Гродно, а в 1896 году, после смерти от туберкулёза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович женился на Александре Павловне Волжиной (родной сестре жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын рос в семье Максима Горького (в двухгодовалом возрасте мальчик сильно заболел и умер). Поздней А.Я. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).

С 1902 по 1907 год Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Подросток находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановича собиралась народовольческая интеллигенция. Максим часто бывал на различных митингах и манифестациях, в результате чего получил в аттестате отметку “неблагонадёжного ученика” . В то время он изучает белорусский язык и литературу и знакомиться с материалами белорусскоязычных газет “Наша ніва” и “Наша доля”, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович отдавал предпочтение белорусскому языку. Это в особенности относится к его художественному творчеству.

1907 год принято считать началом литературно-художественной деятельности Максима Богдановича. Его первым, без сомнения, значительным художественным произведением была белорусскоязычная прозаическая повесть “Музыка”, которое сразу напечатала “Наша ніва”. В повести рассказывается легенда про Музыку, который “много ходил по земле и всё играл на скрипке”. Необычайными были и его скрипка, и музыка. Когда скрипка словно плакала в руках Музыки, то каждый плакал о своей доли, когда грозно гудели струны, люди подымали опущенные головы и гневом велики сверкали их глаза. За его музыкальное творчество “злые и сильные люди” заключили Музыку в тюрьму, где он и загинул. В этом произведении молодой автор в аллегоричной форме поведал о многострадальной судьбе Белоруссии на протяжении веков и высказал надежду на грядущие в скором времени перемены к лучшему.

С 1908 года Богдановичи жили в Ярославле, тут он продолжает свою учёбу в гимназии. В этот период юноша столкнулся тяжёлыми испытаниями. В 1908 году от туберкулёза умер старший брат Максима – Вадим, и сам он весной 1909 года заболел туберкулёзом. Отец отвёз Максима в Крым на лечение, что благоприятно повлияло на его состояние здоровья.

В 1908 году Максим Богданович написал первые лирические стихотворения "Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне", которые были напечатаны на страницах газеты “Наша ніва”. А начиная с 1909 года его проізведенія уже не сходят со страниц этой газеты. Среди прочих был и стих “Краю мой родны! Як выкляты богам... ", в которо отчётливо прозвучала тема социального гнёта и национального возрождения белорусов. Максим Богданович заявил о себе как о певце беды родного края, вместе со святой верой в его счастливое будущее. Это произведение, по некоторым оценкам, прставило его в один ряд с такими выдающимися классиками белорусской литературы как Якуб Колас и Янка Купала.

После окончания учёбы, в 1911 году, Максим Богданович имел намерение поступить в Петербургский университет, но по причине его слабого здоровья и сырого петербургского климата его желанию не суждено было сбыться. В том же году он призжает Белоруссию, где посещает город Вильно, где знакомится с известными деятелями белорусского народно-освободительного союза братьями И. и А. Луцкевичами и белорусским писателем, литературоведом, историком, филологом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Богданович поактически все лето прожил на усадьбе Ракутевщина близ Молодечно. До этого времени Максим имел только книжное представление о жизни своей Родины, но здесь, уже в двадцатилетнем возрасте, он смог вблизи увидеть жизнь и быт белорусов, белорусскую природу. По возвращении из Белоруссии в Ярославль, он поступает в Демидовский юридический лицей. При этом Максим настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

В тот период были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Места", "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына". Главным содержанием большинства произведений была борьба за гуманистические идеалы, и на первый план выдвигалась тема тяжёлой жизни белорусского народа, громко звучали идеи народно-освободительной борьбы против царской империи.

В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд перевел на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена. Кроме этого, в тот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности и до начала 20-го века. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "Глыбы і слаі" (напечатано в "Нашай ніве"), а также в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти до конце 1916 года были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Надо также отметить и профессиональное признание коллегами молодого литератора: Максим Богданович был принят в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы”

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал жить в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. В то время Максим Богданович написал такие известные произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня". "Страцім-лебедзь"- это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой только один Страцім-лебедзь отказался от Ноева ковчега, и сам вступил в единоборство со стихией потопа, но трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птицы, которые засели его, спасаясь от потопа. Хотя сам Потеряем-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицу. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении «Пагоня» автор обращается к героических страниц белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава"). Но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнюю возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте.

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имени Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - очень значимая часть духовного наледия и культуры белорусского народа. По мнению белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк... уникальная, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох.”

Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводов на белорусский язык произведения классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

Максим Богданович был в числе тех пионеров белорусского национального возрождения, кто попытался показать на место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусского нации.

Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 годах и в 1968 году. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 годы. Кроме того, в 1981 году в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями("Лявоніха", "Зорка Венера", "Слуцкія ткачыхі").

Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Вянок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

Произведения белорусского поэта были переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991 год.