Фискальный регистратор: срок полезного использования. Все, что нужно знать об эксплуатации ккт

Фискальный регистратор: срок полезного использования. Все, что нужно знать об эксплуатации ккт

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 29

Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый "агрегат" в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

  • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
  • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
  • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее - Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

  • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
  • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

По Реестру

Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно - Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе "RECOVER-K".

Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя "забракованную" модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

По нормативному сроку

Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на "одобренную" Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

Конечно, если подобное уведомление, что называется, "затеряется" в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать "негодную" кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

Правила и исключения

Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее - в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.

Федеральным законом № 51-ФЗ от 08.03.2015г. внесены следующие изменения: В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет. Вопросы:1) ранее можно было использовать ККТ до истечения нормативного срока амортизации. Чем отличаются понятия "нормативный срок амортизации" и "срок использования, установленный изготовителем". Если в паспорте на ККТ не указан срок использования, а указан только нормативный срок амортизации, то это одно и тоже понятие. 2) данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу, или только нам ККТ введенную в эксплуатацию с момента вступления в силу данных изменений. Спасибо

О тличие нормативного срока амортизации от срока использования, который устанавливается изготовителем, заключается в том, что в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации кассы - от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 16.03.12 № 03-01-15/2-56).

Если в паспорте указан нормативный срок амортизации, то Ваша организация может эксплуатировать такую ККТ до истечения срока ее полезного использования, но не более 10 лет.

Данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Справочники: Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

Применение исключенных из реестра ККТ

Если модель ККТ исключена из Государственного реестра, ее можно продолжать применять до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок полезного использования исключенной из реестра ККТ не может быть больше 10 лет. Об этом сказано в пункте 5 статьи 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Пример определения предельного срока эксплуатации ККТ, исключенной из Государственного реестра*

В декабре 2012 года ООО «Торговая фирма «"Гермес"» приобрело ККТ модели ОКА-102К (версия 01). В этом же месяце ККТ была введена в эксплуатацию. Срок службы, установленный изготовителем, – пять лет, то есть до декабря 2017 года (включительно).

С 7 октября 2014 года данная модель ККТ была исключена из Государственного реестра. Организация вправе продолжать эксплуатировать кассовый аппарат до декабря 2017 года (включительно).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 , постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168 , п. , и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, представлен на сайте www.nalog.ru .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать не более 10 лет

Получая наличные деньги за реализованные товары, работы, услуги, вы обязаны применять кассовую технику (ККТ). При этом модель используемой ККТ должна быть включена в государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Так вот, до недавнего времени, если модель вашего кассового аппарата исключали из госреестра, то вы могли пользоваться им до истечения нормативного срока его амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ в старой редакции). Согласно разъяснениям финансистов этот срок составляет от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). Вообще же его устанавливает производитель, и теоретически он может быть сколь угодно большим.

Однако уже начиная с 9 марта 2015 года следует принимать во внимание новые правила использования ККТ, исключенной из госреестра. Так, если модель вашей ККТ исключили из реестра, то вы можете ее дальше эксплуатировать до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок не должен быть больше 10 лет. Соответствующие поправки законодатели внесли в пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ.*

5.Статья: Срок эксплуатации ККТ увеличился

Новая норма разрешает использовать кассовые аппараты, исключенные из Госреестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока службы, указанного поставщиком, но не более 10 лет.*

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

В первом чтении Госдума приняла законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Теперь срок эксплуатации кассовых аппаратов увеличен до десяти лет (если производитель не установил меньший срок службы ККМ). Раньше срок эксплуатации кассовых аппаратов , в зависимости от модели, составлял от пяти до семи лет. Законопроект напрвлен на снижение издержек бизнеса при замене ККТ . До этого срок использования ККТ определялся нормативным сроком ее амортизации. Также надо понимать, что кассовый аппарат должен находиться в реестре контрольно-кассовой техники на момент ввода его в эксплуатацию.

Какие именно издержки сократятся? Стоимость замены ККТ складывается из стоимости устройства, относящегося к ККТ, регистрации ККТ в налоговой инспекции и снятия с учета предыдущего кассового аппарата. Таким образом, расходовать средства на эти операции теперь нужно будет реже.

Мнение работников ЦТО " ": "Это очень хорошо, что правительство идёт на встречу, в первую очередь, малому предпринимательству. Для крупных же сетевых ритейлеров замена ККТ через определённый срок это скорее необходимость, чем требование Законодательства. Дело в том, что в основном они используют фискальные регистраторы для печати чеков, которые тоже являются ККТ. Если нагрузка на это устройство очень велика, то рано или поздно механизмы дадут о себе знать. Поэтому лучше вовремя делать профилактические работы и производить замену ККТ, чтобы избежать неожиданных поломок, чреватых, как минимум, недовольством покупателей в очереди".

Из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н следует, что контрольно-кассовая машина (ККМ) должна учитываться в составе основных средств, так как срок ее службы - более одного года:4. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.В стоимость кассового аппарата включаются затраты на доставку, установку, ввод в эксплуатацию; стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб. Каждый год организация обязана покупать в ЦТО новую голограмму, а каждый квартал - новые самоклеящиеся пломбы. Эти расходы относится на текущие затраты организации. На основании договора организация перечисляет ЦТО плату (ежемесячно или за несколько месяцев вперед). Если организация сделала предоплату за техобслуживание, то данная сумма сначала включается в расходы будущих периодов, а затем равномерно списывается на затраты в течение периода, за который была сделана предоплата.Стоимость ККМ различна - от несколько тысяч рублей до несколько тысяч долларов. ККМ стоимостью менее 10 000 руб. в бухгалтерском учете списывают сразу после ввода в эксплуатацию (пункт 18 ПБУ 6/01):18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.Списав ККМ, организация заводит инвентарную карточку (форм ОС-6), на которой и продолжает учитывать аппарат. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 года № 7 утверждены формы первичной документации по учету основных средств. В налоговом учете основные средства стоимостью меньше 10 000 руб. не включаются в амортизируемое имущество: Статья 256. Амортизируемое имущество 1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. Стоимость ККМ следует относить на материальные расходы организации:Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 254. Материальные расходы 1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика: 3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования , спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию; Эти расходы уменьшают налогооблагаемый доход того отчетного периода, в котором кассовая машина начала работать.

Операция: ООО «Сервис» приобрело ККМ

В апреле 2003 года ООО «Сервис» купило новый кассовый аппарат за 8100 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.). ООО «Сервис» заключило договор с ЦТО на техническое обслуживание. За голограмму для ККМ было заплачено 150 руб. (в том числе НДС - 25 руб.). Кроме того, были приобретены две самоклеящиеся пломбы. Их стоимость составила 81 руб. (в том числе НДС – 13,5 руб.). За техническое обслуживание ККМ в апреле-мае 2003 года ООО «Сервис» заплатило ЦТО 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). 7 апреля ККМ была зарегистрирована в налоговой инспекции. Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «Сервис» в апреле 2003 года:Дебет 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 6750 руб. (8100 руб.- 1350 руб.) - отражены затраты на покупку кассового аппарата;Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1350 руб. - учтен НДС;Дебет 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 – 192, 5 руб. (150 руб.- 25 руб. + 81 руб. – 13,5 руб.) - в стоимость ККМ включена стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб;Дебет 19 Кредит 60 - 38,5 руб. (25 руб. + 13,5 руб.) - отражен НДС;Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит 60 – 675 руб. (810 руб.- 135 руб.) - учтены в составе расходов будущих периодов затраты на техническое обслуживание в апреле-мае 2003 года;Дебет 19 Кредит 60– 135 руб. – отражен НДС;Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» - 6942,5 руб. (6750 руб. + 192,5 руб.) - введен в эксплуатацию кассовый аппарат;Дебет 60 Кредит 51 «Расчетный счет» - 8100 руб. - оплачен кассовый аппарат; Дебет 60 Кредит 51 - 1041 руб. (150 руб. + 81 руб. + 810 руб.) - оплачены голограмма «Сервисное обслуживание», самоклеящиеся пломбы и техническое обслуживание за апрель-май 2003 года;Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 01 – 6942,5 руб. - списана на расходы стоимость ККМ в момент ввода в эксплуатацию; Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 1227 руб. (1350руб. + 38,5 руб. + 135руб.) - возмещен из бюджета НДС по кассовому аппарату и услугам ЦТО.Для целей налогообложения первоначальная стоимость ККМ будет равна 6942,5 руб. Эта сумма включается в состав материальных расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в апреле 2003 года.Если стоимость ККМ окажется больше 10 000 руб., то ее необходимо включить в состав амортизируемых основных средств. Чтобы рассчитать сумму амортизации, нужно выбрать метод, которым ее станут начислять, и определить срок полезного использования ККМ. Если организация остановить свой выбор на линейном методе, то в бухгалтерском и в налоговом учете он будет один и тот же.Для целей налогообложения срок службы ККМ устанавливают, руководствуясь Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. В бухгалтерском учете срок службы объекта организация определяет самостоятельно, причем и в данном случае имеет право использовать указанную Классификацию. Можно установить одинаковый срок полезного использования ККМ в бухгалтерском и налоговом учете.В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 кассовые аппараты (код 14 3010000) - это средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, они входят в IУ амортизационную группу. Срок полезного использования ККМ - от пяти лет и одного месяца до семи лет включительно. Если организация приобретает ККМ, бывшую в эксплуатации, более чем за 10 000 руб., то на нее необходимо начислять амортизацию. Срок эксплуатации ККМ будет указан в документах, полученных от бывшего ее владельца. Организация уменьшит установленный срок полезного использования ККМ на период, в течение которого она служила своему прежнему владельцу. Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации

12. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Операция: ООО «Витязь» приобрело кассовый аппарат бывший в эксплуатации

В апреле 2003 года ООО «Витязь» купило кассовый аппарат за 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). С ЦТО был заключен договор на техническое обслуживание, которым предусмотрено, что предприятие будет платить за фактически выполненные работы. Услуги ЦТО (ввод в эксплуатацию, голограмма, самоклеящиеся пломбы) обошлись ООО «Витязь» в 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). В апреле месяце ООО «Витязь» зарегистрировало ККМ в налоговой инспекции, и в этом же месяце аппарат был учтен в составе основных средств.

Установлен одинаковый срок службы в бухгалтерском, и в налоговом учете - 6 лет (72 месяца). Предыдущий владелец ККМ уже год использовал ее. Следовательно, срок, в течение которого стоимость ККМ будет списываться на затраты, - 60 месяцев. Амортизацию в бухгалтерском и в налоговом учете решено начислять линейным методом. Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «Витязь»:Дебет 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 15 000 руб. (18 000 руб. – 3000 руб.) - куплен кассовый аппарат;Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 60 - 3000 руб. - отражен НДС;Дебет 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 - 675 руб. (810 руб. – 135 руб.) - включены в стоимость кассового аппарата услуги ЦТО;Дебет 19 Кредит 60 - 135 руб. – отражен НДС;Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08/субсчет «Приобретение объектов основных средств» - 18 450 руб. (18 000 руб. + 675 руб.) - ККМ учтена в составе основных средств;Дебет 60 Кредит 51 «Расчетный счет» - 810 руб. - оплачены услуги ЦТО;Дебет 6О Кредит 51 - 18 000 руб. - оплачен кассовый аппарат;Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 3135 руб. (3000 руб. + 135 руб.) - принят к вычету «входной» НДС по кассовому аппарату и услугам ЦТО.С мая 2003 года ООО «Витязь» будет начислять амортизацию по приобретенному кассовому аппарату в сумме 311 руб. 13 коп.(1: 60 мес. х 100%):Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 02 «Амортизация основных средств» - 311 руб.13 коп. - начислена амортизация по ККМ.

Из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н следует, что контрольно-кассовая машина (ККМ) должна учитываться в составе основных средств, так как срок ее службы - более одного года:

4. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В стоимость кассового аппарата включаются затраты на доставку, установку, ввод в эксплуатацию; стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб.

Каждый год организация обязана покупать в ЦТО новую голограмму, а каждый квартал - новые самоклеящиеся пломбы. Эти расходы относится на текущие затраты организации.

На основании договора организация перечисляет ЦТО плату (ежемесячно или за несколько месяцев вперед). Если организация сделала предоплату за техобслуживание, то данная сумма сначала включается в расходы будущих периодов, а затем равномерно списывается на затраты в течение периода, за который была сделана предоплата.

Стоимость ККМ различна - от несколько тысяч рублей до несколько тысяч долларов. ККМ стоимостью менее 10 000 руб. в бухгалтерском учете списывают сразу после ввода в эксплуатацию (пункт 18 ПБУ 6/01):

18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство () по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Списав ККМ, организация заводит инвентарную карточку (форм ОС-6), на которой и продолжает учитывать аппарат. Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 года № 7 утверждены формы первичной документации по учету основных средств.

В налоговом учете стоимостью меньше 10 000 руб. не включаются в амортизируемое имущество:

Статья 256. Амортизируемое имущество

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.

Стоимость ККМ следует относить на материальные расходы организации:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 254. Материальные расходы

1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования , спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

Эти расходы уменьшают налогооблагаемый доход того отчетного периода, в котором кассовая машина начала работать.

Операция: ООО «Сервис» приобрело ККМ

В апреле 2003 года ООО «Сервис» купило новый кассовый аппарат за 8100 руб. (в том числе НДС – 1350 руб.). ООО «Сервис» заключило договор с ЦТО на техническое обслуживание. За голограмму для ККМ было заплачено 150 руб. (в том числе НДС - 25 руб.). Кроме того, были приобретены две самоклеящиеся пломбы. Их стоимость составила 81 руб. (в том числе НДС – 13,5 руб.). За техническое обслуживание ККМ в апреле-мае 2003 года ООО «Сервис» заплатило ЦТО 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). 7 апреля ККМ была зарегистрирована в налоговой инспекции.

Отражение операций в бухгалтерском учете ООО «Сервис» в апреле 2003 года:

Дебет /субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 6750 руб. (8100 руб.- 1350 руб.) - отражены затраты на покупку кассового аппарата;

Дебет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 1350 руб. - учтен НДС;

Дебет /субсчет «Приобретение объектов основных средств» Кредит – 192, 5 руб. (150 руб.- 25 руб. + 81 руб. – 13,5 руб.) - в стоимость ККМ включена стоимость голограммы «Сервисное обслуживание» и самоклеящихся пломб;

Дебет Кредит - 38,5 руб. (25 руб. + 13,5 руб.) - отражен НДС;

Дебет 97 «Расходы будущих периодов» Кредит – 675 руб. (810 руб.- 135 руб.) - учтены в составе расходов будущих периодов затраты на техническое обслуживание в апреле-мае 2003 года;

Дебет Кредит – 135 руб. – отражен НДС;

Дебет 01 «Основные средства» Кредит /субсчет «Приобретение объектов основных средств» - 6942,5 руб. (6750 руб. + 192,5 руб.) - введен в эксплуатацию кассовый аппарат;

Дебет Кредит «Расчетный счет» - 8100 руб. - оплачен кассовый аппарат;

Дебет Кредит - 1041 руб. (150 руб. + 81 руб. + 810 руб.) - оплачены голограмма «Сервисное обслуживание», самоклеящиеся пломбы и техническое обслуживание за апрель-май 2003 года;

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит – 6942,5 руб. - списана на расходы стоимость ККМ в момент ввода в эксплуатацию;

Дебет /субсчет «Расчеты по НДС» Кредит - 1227 руб. (1350руб. + 38,5 руб. + 135руб.) - возмещен из бюджета НДС по кассовому аппарату и услугам ЦТО.

Для целей налогообложения первоначальная стоимость ККМ будет равна 6942,5 руб. Эта сумма включается в состав материальных расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в апреле 2003 года.

Если стоимость ККМ окажется больше 10 000 руб., то ее необходимо включить в состав амортизируемых основных средств. Чтобы рассчитать сумму амортизации, нужно выбрать метод, которым ее станут начислять, и определить срок полезного использования ККМ. Если организация остановить свой выбор на линейном методе, то в бухгалтерском и в налоговом учете он будет один и тот же.

Для целей налогообложения срок службы ККМ устанавливают, руководствуясь Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года № 1. В бухгалтерском учете срок службы объекта организация определяет самостоятельно, причем и в данном случае имеет право использовать указанную Классификацию. Можно установить одинаковый срок полезного использования ККМ в бухгалтерском и налоговом учете.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 кассовые аппараты (код 14 3010000) - это средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда, они входят в IУ амортизационную группу. Срок полезного использования ККМ - от пяти лет и одного месяца до семи лет включительно. Если организация приобретает ККМ, бывшую в эксплуатации, более чем за 10 000 руб., то на нее необходимо начислять амортизацию. Срок эксплуатации ККМ будет указан в документах, полученных от бывшего ее владельца. Организация уменьшит установленный срок полезного использования ККМ на период, в течение которого она служила своему прежнему владельцу.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации

12. Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Операция: ООО «Витязь» приобрело кассовый аппарат бывший в эксплуатации

В апреле 2003 года ООО «Витязь» купило кассовый аппарат за 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). С ЦТО был заключен договор на техническое обслуживание, которым предусмотрено, что предприятие будет платить за фактически выполненные работы. Услуги ЦТО (ввод в эксплуатацию, голограмма, самоклеящиеся пломбы) обошлись ООО «Витязь» в 810 руб. (в том числе НДС - 135 руб.). В апреле месяце ООО «Витязь» зарегистрировало ККМ в налоговой инспекции, и в этом же месяце аппарат был учтен в составе основных средств.