Энциклопедия фантастики кто есть. Энциклопедия фантастики — фанфик по фэндому «Фикбук и всё, что с ним связано. Фантастика научная

Энциклопедия фантастики кто есть. Энциклопедия фантастики — фанфик по фэндому «Фикбук и всё, что с ним связано. Фантастика научная
Энциклопедия фантастики кто есть. Энциклопедия фантастики — фанфик по фэндому «Фикбук и всё, что с ним связано. Фантастика научная

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-13 И войдя Иисус в церковь, изгна вся продающия и купующия в церкви, и трапезы торжником испроверже, и седалища продающих голуби. И глагола им: писано есть: храм Мой храм молитвы наречется, вы же сотвористе и вертеп разбойником

Об этом говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что так случилось два раза, и притом в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: кое знамение являеши нам (Ин. II, 18) ? а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, - молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме, и называли Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Они видели, как Он и чудеса творил, и как слова Его согласны с делами Его. Но они не убеждались и этим, а негодовали, не смотря и на то, что слышали пророка, говорящего об этом, и отроков, не по летам своим прославлявших Иисуса. Потому Он, обличая их, приводит слова пророка Исаии: дом Мой дом молитвы наречется. И не этим только показывает Христос Свою власть, но и тем, что исцеляет различные болезни. Приступиша, говорится, к Нему хромии и слепии, и исцели их . И здесь Он являет Свою силу и могущество. Но иудеи не трогались и этим, но видя и последние чудеса Его и слыша отроков, прославляющих Его, сильно негодовали и говорили Ему: слышиши ли, что сии глаголют ? Христу лучше бы надлежало сказать им: слышите ли, что сии глаголют? Ведь отроки воспевали Его, как Бога. Что же Христос? Так как иудеи противоречили столь очевидным знамениям, то Христос, чтобы сильнее обличить их и вместе исправить, говорит: несте ли чли: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ? И хорошо Он сказал - из уст, так как слова их происходили не от разума их, но Его же сила двигала несовершенным еще языком их. Это изображало также и язычников, которые прежде немотствовали, но потом вдруг начинали вещать великие истины убедительно и с верою, - и вместе немало утешало и апостолов. Именно, чтобы апостолы не сомневались, как они, будучи людьми простыми и необразованными, могут проповедовать народам, отроки наперед истребили в них всякое беспокойство и внушили им твердую надежду, что Тот, кто научил отроков прославить Господа, сделает и их красноречивыми. Это чудо показывало также, что Он есть Господь природы. Дети, еще не достигшие зрелого возраста, вещали великое и достойное неба; а мужи говорили слова, исполненные всякого безумия. Такова-то злоба! Итак, поелику много было причин, от которых раздражались иудеи, например, толпы народа, изгнание из храма торгующих, чудеса, пение отроков, то Христос опять оставляет их, чтобы утишить их гнев, и не хочет предлагать им Своего учения, чтобы они, снедаемые завистью, не пришли еще в большее негодование от Его слов.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Храм – это обиталище Бога, следовательно – домъ молитвы, ибо с Богом общаются прежде всего молитвой. Если в храм входят с корыстолюбивым, сребролюбивым желанием, то храм превращается в вертепъ разбойниковъ. Боголюбивая молитва – это выражение и излияние боголюбия. Самостная молитва – это слуга грехолюбивого самолюбия. Настоящая молитва всегда богоустремленна, и поэтому человеколюбива, потому что всегда помогает и умножает то, что есть в человеке божественного и богоустремленного. Поскольку храм – дом молитвы, он есть тем самым школа бессмертности человеческой, школа беспредельности человеческой, школа вечности человеческой ибо он обессмертствует, обезграничивает, овечнует то, что в человеке есть богоустремленного, богообразного.

В переносном смысле: душа – это обиталище Бога, если она домъ молитвы, если она молитвенная. Молитвенная же значит, что она богоустремленная и желает жить с Богом и в Боге. Но душа превращается в вертепъ разбойниковъ, если она не молится: ее окрадывают и разграбляют, ее делают больной страсти как разбойники. И все, что относится к ней, относится к вертепу разбойников. Сребролюбие, самолюбие, ненависть, похоть, гордость, пакость, злоба, зависть и остальные грехи превращают душу в вертеп разбойничий. Если появляется в душе какое бы то ни был евангельское желание или богоустремленная мысль, страсти как разбойники набрасываются на нее со всех сторон, чтобы ее уничтожить и погубить. Большим трудом душа превращается в домъ молитвы = в обиталище Бога. Как? Принуждением себя к молитве, постепенным приучением себя к святым добродетелям евангельским, пока они не станут составной частью нашей души и не вытеснят из нас всех разбойников = все страсти. А добродетели эти суть: вера, молитва, пост, любовь, кротость, смирение, терпение и другие. В этом святом лике добродетелей – молитва предводительница.

Вы церковь Бога Живаго (2 Кор. 6:16) : ναός, temple, храм. Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников . Ты - Церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? - Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо она вносит в душу вещественное, царство вещей: деньги, яства, голубей, книги (см.: Ин. 2:14), - и из дома Отчего делает вертеп разбойников… Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты… Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш - человеческий, разбойнический. Господи, да приидет Царствие Твое и да изгонит разбойников из души моей.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется »; а вы сделали его вертепом разбойников

Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, - приводя свидетельство Писания (Ис. 56:7) , - что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок (Иер. 7:11) . Так написано и в другом Евангелии (Ин. 2:16) . Относительно этого места прежде всего надо узнать то, что, по предписанию закона, в этом святейшем во всем мире храме Господа, куда стекался народ из всех почти стран иудейских, приносились бесчисленные жертвы, - особенно в праздничные дни, - из баранов, быков и козлов; в то время, как бедняки, чтобы не остаться без жертв, приносили птенцов, голубей и горлиц. В большинстве случаев было так, что те, которые приходили издалека, не имели жертвенных животных. Таким образом, священники придумали, каким образом брать добычу от народа, и стали на месте продавать всякого рода животных, необходимых для жертвоприношений, так что они за один раз и снабжали неимущих, и сами снова получали обратно то, что было продано. Но такие обороты их часто оказывались неудачными вследствие недостаточности покупателей, которые сами нуждались в средствах и не имели не только жертвенных даров, но даже и средств, чтобы купить птиц и дешевых подарков. Поэтому [священники] поставили там и меновщиков монеты, которые под поручительство ссужали деньги [нуждающимся]. Но так как законом было предписано (Лев. 25:36 ; Втор. 23:19) , чтобы никто не брал лихвы и потому не мог пользоваться деньгами, отдаваемыми в рост, ибо они не только не давали никакой прибыли, но даже могли быть потеряны; поэтому они измыслили другой способ, так называемых колливистов (Collybistas). Латинский язык не имеет выражения для передачи смысла этого слова. Колливой у них называлось то, что мы называем tragemata, то есть маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода. Таким образом, колливисты, не имея возможности при отдаче денег в рост брать лихвы, брали взамен разные предметы, так что то, чего не позволялось [брать] в виде денег, они требовали предметами, которые приобретались за деньги, как будто не об этом проповедовал Иезекииль, говоря: Не берите лихвы и сверхдолжного (Иез. 22:12) Господь, видя в доме Отца Своего такого рода сделки, или разбойничество, побуждаемый пылом духа, - согласно тому, что написано в Шестьдесят восьмом псалме: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10) , - сделал себе бич из веревок и выгнал из храма большую толпу людей со словами: Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников . В самом деле, разбойник - тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл (juxta historiam). А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте (см. Мф. 10:8). Он также опрокинул столы меновщиков монет. Обрати внимание на то, что вследствие сребролюбия священников алтари Божий называются столами меновщиков монет. И опрокинул скамьи продавцов голубей, [то есть] продающих благодать Святого Духа и делающих все, чтобы пожирать подчиненных им людей, о которых Он говорит [или: говорится]: Которые пожирают народ Мой, как хлебную пищу (Пс. 13:4) . Соответственно простому смыслу голуби не были на сидениях, а в клетках; на сидениях могли сидеть только продавцы голубей. А это почти бессмысленно, потому что понятием сидение (cathedra) указывается преимущественно на достоинство учителей, которое сводится ни к чему, когда бывает смешано с прибылями. То, что мы сказали о Церквах, каждый пусть понимает в отношении к самому себе, ибо апостол говорит: Вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас (1 Кор. 6:15) Пусть не будет в доме сердца нашего торговых сделок, ни продажи, ни купли, ни жадности к подаркам, чтобы не вступил Иисус в строгом гневе и не очистил наш храм только с помощью бича, чтобы сделать его домом молитвы из пещеры разбойников и из дома торговли.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 12-13 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им; написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников

Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой - обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: «дом Мой - домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» , ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники - то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евагрий Понтийский

Будь внимателен к себе, дабы ради выгоды, пустого удовольствия или преходящей славы не высказаться тебе о чем–либо неизреченном и не быть изверженным из священных притворов, уподобившись продающим в храме птенцов голубей.

Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.

Евфимий Зигабен

И вниде Иисус в церковь Божию и изгна вся продающыя и купующыя в церкви, и трапезы торжником испроверже и седалища продающих голуби

Подобное говорит и Иоанн, но он говорит в начале Евангелия, а Матфей и другие – под конец. Очевидно, что Христос совершил это дважды и в различное время. Тогда иудеи говорили Ему: кое знамение являеши нам? – а теперь они молчат. И обрати внимание на их небрежность: они торговали в храме. Одни продавали нуждающимся необходимое для жертвоприношения, т.е. овец, волов, голубей, как объявил Иоанн, и другое подобное, а другие – покупали. Торжники (κολλυβισται) – это люди, имеющие мелкие деньги; их также многие называют меновщиками, потому что κολλυβος мелкая монета и κολλυββιζω – значит «менять». Итак, Христос вошел в храм с большой властью, как Домовладыка, и удалил вышеупомянутых и все вышеупомянутое, показывая Свою власть над всем, которую Он, как Бог, имел, и смелость, так как был безгрешен, – затем, заботясь о благолепии Своего храма, – показывая отвержение кровавых жертв, и научая нас смело действовать в защиту Церкви.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей

Об очищении Христом иерусалимского храма здесь говорится во второй раз. О первом очищении рассказано было Иоанном (2:13-22) . События, рассказанные евангелистами, так сходны, что подавали повод не только к обвинениям евангелистов в так называемых передержках, но и к глумлениям и издевательствам по поводу того, что они здесь совершенно перемешали одно и то же событие, относя его то к началу служения Христа (Иоанн), то к концу (синоптики). Такие возражения делались, по-видимому, не только в новое время, но и в древности, и вызывали опровержения. Так, обсуждая этот факт, Златоуст утверждает, что были два очищения, и в разное время. Это видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея - задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? А здесь молчат, хотя Христос и укорил их, - молчат потому, что все уже дивились Ему.

С мнением, высказанным Иоанном Златоустом, согласны многие как древние, так и новые экзегеты (за исключением, конечно, отрицательных критиков, и притом лишь некоторых); мнения, что евангелисты здесь рассказывают об одном и том же событии, в настоящее время придерживаются немногие. В самом деле, ни синоптики, ни евангелист Иоанн не могли ошибочно перемешать такого важного события, как очищение храма. Последнее вполне подходит и к началу, и к концу служения Мессии. Первоначальное очищение могло произвести сильное впечатление и на начальников, и на народ; но потом, как это обыкновенно и везде бывает, злоупотребления опять развились и сделались вопиющими. Второе очищение поставлено в едва заметную связь с ненавистью начальников храма, которая повела к осуждению и распятию Христа. Можно даже сказать, что ничто больше не содействовало такому концу, как обстоятельство, что Спаситель Своим поступком сильно затронул различные имущественные интересы, связанные с храмом, потому что известно, что нет труднее и опаснее борьбы с ворами и разбойниками. И не будучи священником, Спаситель, конечно, не входил теперь в сам храм. Неизвестно даже, входил ли Он во двор мужчин. Местом событий был, несомненно, двор язычников. На это указывает и само выражение, употребленное здесь всеми синоптиками, το ίερόν (прибавка θεού в других местах не встречается - здесь она сделана для особенной выразительности), которое, в отличие от ό ναός, или собственно здания храма, обозначало все вообще храмовые постройки, в том числе и двор язычников. Торговля могла происходить только во дворе язычников, что и выражается через πωλοΰντας καί αγοράζοντας εν τω у Матфея и Марка. Здесь продавались жертвенные животные, ладан, масло, вино и другие принадлежности храмового богослужения. Здесь же стояли “столы меновщиков” - κολλυβιστών, слово, встречающееся у Ин. 2:15 и еще только здесь у Матфея и Марка в Новом Завете. Торжники (κολλυβισταί), по Феофилакту и Зигабену, - то же, что меняльщики (τραπεζίται), а κολλυβος - дешевая монета вроде обола или сребренника. Они назывались еще (по Зигабену) καταλλάκται (менялы). Что касается до скамей (καθέδρας), то некоторые думали, что они поставлены были во дворе язычников для женщин или приносились ими самими, так как будто бы они занимались преимущественно продажей голубей. Но в евангельском тексте на женщин нет никакого намека, а скорее можно предполагать здесь мужчин, потому что причастие “продающих” (των πωλούντων) у Матфея и Марка мужского рода. Дело просто объясняется тем, что “скамьи” или лавки были нужны для клеток с голубями, а потому и стояли в храме. Интересное аллегорическое толкование дает здесь Иларий. Под голубем он разумеет Духа Святого; а под скамьею - кафедру священника. “Следовательно, Христос опрокидывает кафедры тех, которые торгуют даром Святого Духа.” Всех этих торговцев “изгнал” (έξέβαλεν) из храма Христос, но “кротко” (tamen mansuetus - Бенгель). Это было чудо. На такой поступок не решились бы и многочисленные воины (magnum miraculum. Multi milites non ausuri fuerant, Бенгель).

Толковая Библия.

« Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»(Ин.2:13-16)

«и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь» (Мар.11:16)

« и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников»(Мат.21:13)

История изгнания торговцев включена во все четыре евангелия. Интересно, каким вы представляете себе Иисуса, когда Он выгонял торговцев? А сейчас Он перестал их выгонять?

Был ли Иисус радикалом, революционером, хулиганом? А может Он зачищал территорию, чтоб провозгласить Себя царем?

Попробую изложить свою версию событий…

Странствуя, проповедуя и исцеляя по Иудее, Самарии, десятиградию, Иисус посетил и Иерусалим. Приближалась Пасха. В эти праздничные дни, количество паломников в несколько раз превышало, собственно, жителей города. Иисус подходил к храму… Навозные испарения…, блеяние, мычание… Всем надо запастись жертвами. И кто с какой валютой… Может это рыночные ряды? Круче…современный бизнесцентр! Все в шаговой доступности. Древние были не глупее нас.

«ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня»(Пс.68:10) - «…ранит зло обидчиков Твоих»(совр.пер)

«до ревности любит дух, живущий в нас»(Иак.4:5) -

«Или вы считаете, что в Писании напрасно сказано: «Дух, что Он вселил в нас, желает, чтобы мы принадлежали только Ему»(Иак.4:5, совр.пер.)

Ревность по Богу можно сравнить с огненным псом. Охраняющим Бога? С Богом все в порядке! Охраняющим храм души от нападающих на него, и готовых разграбить его торговцев-разбойников. Торговцы извращают ценности души и торгуют ими.

Когда Иисус увидел превращенный в торговый центр храм, ревность по Богу, как огонь охватила Его, готовая вырваться наружу. Дело в том, что огонь Божий не является яростью, гневом, возмездием нечестивым. Вероятно, это всего лишь аллегории. Бог и Иисус Христос не имею ничего общего с гневом. Гнев присущ низшему, «животному» отделу души. Такой отдел можно обнаружить у человека. Но от человека тоже требуется незлобие и без_гневие. И как быть? Подавлять или лукавить, прикидываясь овечкой? Как быть, было сказано когда гнев был только в потенциале:

«…да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»(Быт.1:26)

«Кроткая душа - престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства.

А лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих.

Раздражительность есть безобразие души.

Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренно обращается со всеми»Преп. Иоанн Лествичник

А причина Божьего «яростного» воспламенения в несовместимости вещества.

Соломе с огнём не ужиться, как бы они не старались. Самое лучшее, это не встречаться, если возможно. Поэтому Бог неоднократно прямо предупреждал, чтоб к Нему не подходили.

Вспоминается подобная ситуация, когда ветхозаветную скинию наполнила слава Божия, и никто из священников не мог в нее войти(Исх.40:34,35), аналогично и храм Соломона(3Цар.8:10,11). На гору Синай евреи не смогли взойти по причине огня(Исх.19:18-22). Слава являлась в виде огня, и гнев Божий сравнивается с огнем. А для грешника, что слава, что гнев, все равно, как огонь для соломы. И это не шутки. Можно ли поднести к огню солому и требовать, чтобы он ее не сжег? Это будет что-то противоестественное.

« И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это»(Авд.18)

Под влиянием насажденной «овечьей» кротости, можно думать, что Иисус должен был подойти к одному торговцу, к другому, к меняле, и сказать: «Друзья, братья, это не правильно, что вы здесь торгуете. Не могли бы вы выйти?» Они бы ответили: «Да ты шутишь, брат?! Сейчас самый пик торговли, как мы можем прерваться? Такой праздник приближается, столько паломников…». А если бы Он продолжал настаивать и приставать к торговцам, они бы сначала отмахивались: «Отстань, не мешай!» Но в итоге, вызвали бы охранников и убрали «помеху» в работе.

Что лучше, сжечь грешников от явления славы Божьей, или взять бич и выгнать их вон из храма?

И то, и другое основывается на естественных причинах. Но главное - миссия Иисуса, Его цель.

Тогда « приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их»(Мат.21:14) И начали раздаваться восклицания «осанна Сыну Давидову!»(Мат.21:15)

«Видевши же первосвященники и книжники… вознегодовали»(Мат.21:15)

«На это иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
Иисус сказал им в ответ: разруште храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
А Он говорил о храме Тела своего»(Ин.2:18-21)

После очищения храма, когда Иисус начал использовать его по своему назначению, т.е. учить и лечить, священники стали предпринимать попытки убить Иисуса:

« И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его»(Лук.19:47,48)

Это притча для спящих. Вся наша жизнь представляет собой сон… сознания. Итак, мы спим, и снится сон, что Иисус вошел в храм и выгнал оттуда торговцев. Смотрим в «сонник»:

Храм – человек;

Торговцы – лукавые помыслы, гнездящиеся в душе;

Иисус Христос – хозяин храма, дух Божий в человеке;

Торговля – диавольская подделка любви.

Торговля – это антипод Божьей любви. Своих «торговцев» из храма своей души надо выгонять решительно, настойчиво и непреклонно. Можно выгонять их, "беря за шиворот", "пинками", или как Иисус, "бичом". И это будет кротостью, т.е. непреклонным отстаиванием истины в использовании храма души исключительно по назначению, для встречи с Богом.

«…и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, Которого вы желаете»(Мал.3:1) – в очищенный храм души.

У храма нет другого предназначения. Торговля в храме, это его незаконная оккупация. Поэтому, или он будет очищен, или разрушен. И никакого гнева и злобы…

Продолжение следует

Сегодняшний сюжет очень любим художниками всех времён.
Поэтому иллюстраций собрано очень много.
См. под обрезкой.

Мк 11.12-26 ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ И ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА

(Мф 21.12-22; Лк 19.45-48; Ин 2.13-22)

Н а следующий день, когда они вышли из Вифании, Иисус почувствовал голод. 13 Увидев вдали смоковницу, покрытую листвой, Он пошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел ничего, кроме листвы, – для плодов было еще рано. 14 Тогда Иисус сказал ей:

– Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!

Ученики это слышали.

15 И вот приходят они в Иерусалим. Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. 16 И никому ничего не позволял проносить через храмовый двор. 17 Он учил их и говорил:

– Разве не сказано в Писании:

«Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов»?

А вы превратили его в разбойничий притон!

18 Когда это услышали старшие священники и учителя Закона, они стали искать способ расправиться с Ним. Ведь они Его боялись, потому что весь народ ловил каждое слово Его учения.

19 Когда настал вечер, Иисус с учениками ушел из города.

20 Legrand Les Vendeurs Chasses Du Temple

20 Teo c Ma Maison Une Maison De Priere


Jesus and the Moneychangers, Stanislav Grezdo, 2000


The Moneychangers, Iain McKillop, The Lady Chapel Altarpiece, Gloucester Cathedral, 2004


Biblia Pauperum ещё



Christ driving the money changers from the temple
BASSANO, Jacopo
1569

20 colette isabella

17 век rembrandt

20 век Dennis Les Vendeurs Chasses Du Temple

20 век De Saussure

20 век Fan Pu

1693. Евангелие Апракос

20 На следующее утро они проходили мимо смоковницы и увидели, что она вся засохла, от самых корней. 21 Петр, припомнив вчерашнее, говорит Иисусу:

– Учитель, смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла!

22 Иисус сказал им в ответ:

23 - Верьте Богу!

Истинно вам говорю, если скажет кто этой горе:

«Поднимись и бросься в море!» -

и не усомнится в душе, но будет верить,

что сказанное им исполнится,

так и будет!

24 Поэтому вам говорю Я:

о чем бы вы ни молились и чего бы ни просили,

верьте, что вы уже получили, -

и так и будет!

25 И когда вы стоите и молитесь,

прощайте все, что против кого-то имеете,

чтобы и Отец ваш Небесный

простил вам ваши грехи.

Примечания ВК

26 В ряде рукописей имеется ст. 26: «А если не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваших грехов».

Ст. 12-14 – На следующий день Иисус снова идет из Вифании в Иерусалим. По дороге Он, не найдя на смоковнице плодов, проклинает ее, и, как становится известно из ст. 21, она засыхает.

Это одно из самых трудных мест в Евангелиях.

Прежде всего потому, что Он совершает единственное чудо, приведшее к разрушению.

Во-вторых, в той истории, которая рассказана Марком, есть явные нестыковки и противоречия. Евангелист сообщает, что Иисус пошел искать плоды, потому что почувствовал голод. В это время года на смоковнице (у нас более известной под названием «инжир») есть завязи плодов, которые появляются одновременно с листьями или даже раньше. Плодов на смоковнице нет, но даже если бы они были, они были бы несъедобны, о чем тоже говорится у Марка: для плодов было еще рано. Может создаться впечатление, что Иисус проклинает несчастное дерево из чувства досады и раздражения. Кроме того, у Луки нет эпизода с проклятием смоковницы, но у него есть притча, в которой тоже говорится о бесплодной смоковнице и о том, что хозяин готов ее уничтожить, срубив (Лк 13.6-9). Всё это не может не вызвать вопросы, на которые разные ученые дают разные ответы.

Прежде всего надо помнить, что отрывок 11.12-25 состоит из двух частей:

в рассказ о проклятии смоковницы вставлено другое повествование – об очищении Храма. Из такого расположения материала видно, что бесплодная смоковница символизирует собой Храм и его богослужение, пышное, прекрасное, как дерево с обильной листвой, но такое же бесплодное. Некоторые полагают, что по дороге в Храм Иисус, увидев смоковницу, рассказал притчу, подобную той, что содержится в Евангелии от Луки, а позже она была понята как рассказ о реальном событии.

По другой версии, Иисус совершил пророческое действо , подобно древним пророкам (Иер 13.1-3; 19.1-3; Иез 24.3-12 и др.). Если это так, то дерево действительно было проклято, но не с досады, а потому что оно символически представляло собой Храм и Израиль. Это было символическое действие, инсценированная притча, провозглашавшая обвинительный приговор, который постигнет народ Божий в случае дальнейшего упорства. Тогда и слова о голоде имеют символическое значение (ср. 6.34). Есть также предположение, что Иисус произнес не проклятие: «Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки!», а горькое пророчество о судьбе Иерусалима: «Уже никто не будет есть твоих плодов вовеки!» Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно ясно, что бесплодная смоковница олицетворяет народ, отказавшийся принести плод (ср. Мф 21.43).


Ст. 15 – Войдя в храмовый двор, Иисус выгнал вон тех, кто продавал и покупал в Храме . Храм состоял из четырех дворов и святилища (собственно Храма), в которое разрешалось входить одним только священникам. События, о которых рассказывается здесь, происходят во внешнем, самом большом дворе, который назывался «Двором язычников».

Здесь продавалось всё необходимое для жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные продавались в Храме для удобства жертвователей, которым не надо было гнать скот через всю страну, рискуя тем, что животное заболеет, или захромает, или ритуально осквернится, ведь жертва, приносимая в Храме, должна была быть «непорочной», то есть без каких-либо недостатков.

Выгнав торговцев, Иисус прервал – пусть и на короткое время – непрерывно совершаемые в Храме жертвоприношения. Многие считали, что причиной такого решительного действия были высокие цены, установленные торговцами-монополистами на животных. Считалось, что именно торговцы названы разбойниками (ст.17). Но, во-первых, по некоторым сведениям, священники строго следили за ценами, а во-вторых, негодование Иисуса обращено не только на продавцов, но и на покупателей.

Кроме того, Иисус опрокинул столы менял. В этом же дворе менялись римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету, которой платился храмовый налог в размере половины шекеля. Налог был «добровольно-обязательным» для всех евреев, достигших двадцатилетнего возраста (см. Мф 17.24), и должен был быть уплачен к первому числу месяца нисана. На римских и греческих монетах того времени, имевших хождение в Палестине, были человеческие изображения, и такими монетами платить храмовый налог запрещалось. Деньги можно было поменять и раньше в других городах страны, за несколько же дней до 1-го нисана, то есть за две недели до Пасхи, скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Кстати, это может помочь установить более или менее точное время описываемого события – оно состоялось за две или три недели до Пасхи. Хотя, согласно традиционному церковному календарю, Иисус пробыл в Иерусалиме всего лишь неделю, Он, вероятно, провел там больше времени (ср. 14.49, а также хронологию Евангелия от Иоанна, в котором Иисус уже в 7-й главе уходит из Галилеи и проводит в Иерусалиме и Иудее около полугода).

Ст. 16 – Иисус никому ничего не позволял проносить через храмовый двор . Известно, что в Храм нельзя было вносить никакую вещь, в него запрещалось входить в сандалиях и с пылью на ногах. Кроме того, не разрешалось проходить через двор Храма, чтобы сократить путь. Возможно, что некоторые люди иногда нарушали этот запрет. Иисус подтверждает его, тем самым ратуя за святость Храма. Таким образом, Его поведение нельзя объяснить только тем, что Своим поступком Он якобы отменял старую жертвенную систему и еврейское храмовое богослужение.

Ст. 17 – Вероятно, разгадка кроется в словах: «Дом Мой будет назван домом молитвы для всех народов». Язычники, которые хотели помолиться единому Богу Израиля, могли сделать это только во Дворе язычников, потому что вход в другие дворы им был запрещен под страхом смертной казни. Но это единственное место наполнено шумом и гамом, ревом животных, голосами продавцов и покупателей. Кроме того, пророки верили, что с приходом Мессии язычники тоже будут причастны к спасению и придут как паломники на гору Сион, в Храм Господень.

Иисус выступает против излишне строгих и ненужных ограничений, но и против пренебрежительного и легкомысленного отношения к святыне. Храм превращен в разбойничий притон людьми, уверенными в том, что сюда можно прийти с нераскаявшимся сердцем и приобрести прощение принесением жертвы. Так ведут себя и жертвователи, и те, кто совершает жертвоприношения, то есть священники. Но такие жертвы не будут приняты Богом. Эти слова Господа обращены ко всем людям, отвергшим волю Бога, а не только к тем, кто продавал или торговал в Храме. Мнение, что под «разбойниками» здесь следует понимать мятежников, восстающих против римского владычества, маловероятно, хотя Храм действительно постепенно становился местом их сходок, а в 70 г. превратился в крепость, в которой засели осажденные повстанцы.

С появлением Мессии всё должно было измениться и иерусалимский Храм должен был быть очищен. О том же говорили раньше и пророки, например, Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете… Вот Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (3.1-2). А вот слова пророка Захарии: «И не будет более ни одного торгующего (в синодальном переводе – «Ханонея») в доме Господа Саваофа в тот день» (14.21; ср. также Иез 40 – 48).

Несомненно, очищение Храма было мессианской демонстрацией. Но так как религиозные лидеры не признали Иисуса Мессией, остается загадкой, почему не вмешалась храмовая полиция, которая часто упоминается в 4-м Евангелии. Так же неизвестно, имели ли римляне обыкновение вмешиваться в стычки, случавшиеся в Храме. Существует предположение, что торговля животными в Храме была введена сравнительно недавно и что к ней относились по-разному даже представители священства. В таком случае можно предположить, что какая-то часть их поддержала Иисуса в Его стремлении прекратить профанацию Храма, и именно поэтому было решено временно не предпринимать никаких действий против Иисуса. И всё же после очищения Храма судьба Его была предрешена. Иисус посягнул на Храм – источник доходов высшего духовенства и предмет гордости всего народа. Чаша терпения Его врагов переполнилась.

Хотя никто из синоптиков не приводит здесь слов Иисуса о судьбе Храма, вероятно, они были произнесены (ср. Ин 2.19), потому что позже, на суде, Иисуса обвиняли в том, что Он якобы угрожал разрушить Храм (14.58; ср. 15.29).

Ст. 18 – Намерения врагов Иисуса расправиться с Ним еще укрепились. Марк указывает еще на одну причину, по которой они не решились сделать это сразу же: они боялись народа. Господь, пришедший в Храм, учил народ, и люди с восторгом слушали Его учение.

Ст. 19 – Как уже говорилось раньше, Иисус на ночь уходил, вероятно, в Вифанию, а утром снова возвращался в Иерусалим.

Ст. 20-21 – Когда они шли в Иерусалим, Петр обратил внимание Иисуса на то, что смоковница вся засохла, от самых корней, что предполагает чудо, а не о естественные причины гибели дерева.

Ст. 22-23 – Это побуждает Иисуса произнести поучение о силе веры. То, что смоковница засохла, свидетельствует о вере самого Иисуса, которая должна стать для учеников образцом для подражания. Под этой горой понимается Сион, гора, на которой располагался Храм. Выражение «передвигать горы» было пословичным и означало «сделать что-либо невозможное» (например, в еврейской традиции «передвигателями гор» называли тех учителей, которые умели истолковывать самые трудные места Писания). Вопреки распространенным в то время верованиям, что в последние дни «гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мих 4.1), Иисус предвещает ей иную участь – погрузиться в морскую бездну, символ гибели (ср. Лк 10.13-15).

Ст. 24 – Иисус называет два главных условия молитвы. Это, во-первых, полное доверие к Богу, уверенность в том, что Бог любит Своих детей и заботится о них. Это можно назвать отсутствием сомнения в силе и любви Бога. Уверенность в том, что всё, о чём человек просит, будет получено, не следует понимать как некое самовнушение, но нужно помнить, что это молитва христианина, который не будет просить Бога о зле, иначе он перестанет быть христианином. В Евангелии от Иоанна есть очень похожие слова: «Но если во Мне вы останетесь и слова Мои в вас останутся, прос`ите, о чём хотите, – и вам будет дано! Слава Отца Моего проявится в том, что вы урожай принесете обильный и станете учениками Моими» (15.7-8). Именно об этом нужно молиться: чтобы стать учениками и принести обильный плод. Ср. также Мф 6.8. Верьте, что вы уже получили – ср. слова Исайи: «И будет, прежде нежели они воззовут, – Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу»(65.24). Уже получили – вероятнее всего, здесь прошедшим временем (греческим аористом) переведена еврейская глагольная форма, так называемый пророческий перфект, говорящий об обязательности исполнения в будущем.

Ст. 25 – Второе условие – это прощение. Прощайте всё, что против кого-то имеете – здесь слышатся отголоски Молитвы Господней в той форме, которая сохранилась у Матфея и у Луки (Мф 6.12; Лк 11.4). В этих же Евангелиях Господь рассказывает несколько притч о должниках: нельзя ожидать от Бога прощения своих грехов, если ты не прощаешь тех, кто нуждается в твоем прощении. Когда вы сто`ите и м`олитесь – в древности обычно молились стоя и с протянутыми к небу руками.

Многие ученые полагают, что речения ст. 22-25 были произнесены Иисусом при других обстоятельствах, более подходящих для учения о молитве и прощении, чем уничтожение дерева. Ср. Мф 17.20, где слова о вере, способной передвигать горы, помещены в контекст исцеления эпилептика, и Лк 17.6, где говорится не о гор`е, а о шелковице, которая может пересадить себя в море. Вероятно, эти некогда независимые речения были сгруппированы Марком по ключевому слову «вера» (ср. 9.39-50).

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Был обычный вечер, коих в жизни моей прошло немало. Горячий шоколад медленно остывал в любимой кружке, монитор ноутбука рассеивал голубоватый свет в полумраке кухни. «Странно», - думала я, читая очередной комментарий в Сети. - «Многие совершенно не разбираются в фантастике, наверно надо искоренить такое невежество».

Да-да, надо расставить всё по полочкам, объяснив всем, что такое фантастика! Займёмся этим.

Фантастика - обширный жанр, встречающийся в литературе, кинематографе, изобразительном и других формах искусства, включающий в себя десятки поджанров. Основа всему - фантазия автора, не ограниченная рамками реального мира и реального хода вещей.

Фикбук говорит нам следующее: «Фантастика - это истории о техническом прогрессе, далеких планетах и других мирах, звездолетах и бластерах». Забудьте это определение, ведь оно урезано до невозможности и лишь раскрывает один поджанр. Также строго-настрого запомните: фэнтези, которое на обывательском уровне выделяется в отдельный жанр, на самом деле является одним из поджанров фантастики.

Избавимся ещё от одного стереотипа. Если в произведении есть орки, эльфы, вампиры или другие несуществующие в реальном мире существа, то это не обязательно фэнтези. Орки в силовой броне и с плазмомётом наперевес - привет от боевой фантастики, эльфы сидят в матрице - чем вам не киберпанк, а вампиры - это генномодифицированные люди - сто процентов не фэнтези.

А теперь обо всём подробнее. Будем рассматривать каждый поджанр в отдельности, отвечая на три вопроса: о чём он, где встречается и какими особенностями обладает.

Научная фантастика (Sci-Fi) - жанр фантастики, включающий в себя огромное количество поджанров (киберпанк, стимпанк, космоопера и так далее). Основывается на допущениях (вымысле) в различных научных дисциплинах и сферах жизни. Описывает вымышленные технологии и научные открытия, альтернативный ход истории, ближайшее и далёкое будущее, знакомство с нечеловеческим разумом. Твёрдая научная фантастика - это взгляд вперёд, прогнозирование, оценка и анализ будущего.
Особенности жанра. Сложно выделить «чистую» научную фантастику, жанр собирательный, поэтому проще выделить конкретный поджанр (ы). Также отличаться различной степенью допущений.

Космоопера (или космическая опера) - поджанр научной фантастики. Место действия - космос и/или другие планеты. Существует конфликт, чаще военный, между различными расами с других планет, между землянами и инопланетянами.
Особенности. Эпичность, размах, излишняя героичность.

Что посмотреть? «Звёздные врата», «Пандорум», «Звёздный десант», «Стар Трек».

Во что поиграть? «Galactic Civilizations», «Mass Effect», «Spore».

Киберпанк - поджанр научной фантастики. Основная идея - описание антиутопического мира будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.
Сюжет обычно строится на конфликте, например, между корпорациями и хакерами, между людьми и искусственным интеллектом. Нередко имеется психологический и философский контекст, скажем, при осознании роботом своей человечности, появлении чувств и эмоций у искусственного интеллекта.
Мир киберпанка наполнен атрибутами будущего: биороиды, гиноиды, андроиды, аугументации и улучшения человеческого тела с помощью киберпротезов и биоимплантов, виртуальная реальность. Несмотря на всю современность, города напоминают или многоуровневые муравейники, или состоят из квартала для элиты и бедняцкие, напоминающие постапокалиптические виды, трущобы. Кроме всего, мир киберпанка полон болезней, депрессий, суицидов, наркотиков, алкоголя; даже роботы порой сходят с ума.
Особенности. Чёткое сохранение атмосферы, соответствующей жанру. Использование особой лексики (киборг, матрица и тому подобное). Местами мрачность и часто антиутопичность.

Что посмотреть? «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию», «Агент Вексилл», «Джонни Мнемоник», «Матрица», «Робокоп», «Трон».

Во что поиграть? «Deus Ex», «Syndicate», «Remember Me».

Киберпанк относится к одному из видов таймпанка - жанра, моделирующего мир, стоящий на каком-то ином (отличительным от сегодняшнего) технологическом уровне. Ниже рассмотрим ещё несколько видов таймпанка:

Стимпанк (от английского «steam» - пар; другое название жанра - паропанк) - альтернативное развитие науки и техники, где упор делается на паровые двигатели и механику. Стилизация (одежда героев, архитектура, социальные устои) идёт под Англию 19 века. Присутствует несправедливость, выраженная в конфликте между обычными людьми и государством, между разными социальными слоями. Общий сюжет далёк от утопии.

Дизельпанк - уклон в сторону дизельной эпохи (20-е - 50-е годы прошлого века).

Биопанк - в этом жанре внимание уделяется биотехнологиям, в частности генной инженерии и биологическому оружию, а также затрагивается моральные и социальные аспекты их использования.

Космопанк - смесь жанров киберпанк и космоопера. Масштабная космическая экспансия, колонизация сотен и тысяч планет на фоне мира, наполненного киборгами, роботами и разумными компьютерами. В отличие от чистой космической оперы, присутствует больше реализма (научно-обоснованных предметов и фактов), в частности в оружии и технике.

Стоунпанк (от английского «stone» - камень) - моделирует мир, стоящий на технологическом уровне Каменного века.

Клокпанк (от английского «clock» - часы) - описывает мир от эпохи Возрождения до Викторианства. Слуги во фраках и платьях, придворные инженеры, самоходные марионетки вместо классических роботов, голубиная почта и первое огнестрельное оружие. Ключевая черта жанра - часы, которые выступают альтернативой двигателю, и с их помощью работает примитивная техника и самодвижущиеся куклы. Иногда вмешиваются фэнтези-элементы, точнее магия.

Нанопанк - изображает мир будущего, в котором активно используются нанотехнологии. Как и в биопанке, затрагиваются моральные, психологические и социальные аспекты.

Утопия - поджанр, направленный на описание социального устройства. В утопии говорится об идеальном обществе.

Антиутопия. Автор пишет об обществе, полностью противоречащем идеальному, часто описывается тоталитарное общество. Жизнь людей ужасна, мир покрыт язвами из-за правительства и его жестоких законов.
Особенности. Острый конфликт, драматичность событий.

Альтернативная история - ещё один поджанр научной фантастики. Автор ставит вопрос, что было бы, если какое-то историческое событие не произошло, или произошло совершенно не так, как на самом деле. Что бы случилось, скажем, если Наполеон не стал императором, а СССР не распался?
Особенности. Присутствие реальных исторических личностей, фактов, стран.

Что посмотреть? «Альтернативная история» - цикл постановочно-документальных фильмов.

Альтернативная география. Описывается наш реальный мир лишь с одним фантастическим допущением - иным расположением материков/островов/стран. К примеру, Атлантида внезапно всплыла у берегов Китая, или Антарктида переместилась на экватор.

Апокалиптическая фантастика - жизнь людей, непосредственно, во время свершения «судного дня». Самый распространённый случай - зомби-апокалипсис, который не редко выделяют в отдельный жанр.

Что посмотреть? Практически любой зомби-фильм («Война миров Z», «Обитель зла»).

Постапокалиптическая фантастика. Основа сюжета - описание существования людей после глобальной катастрофы (ядерная война, падение метеорита, тотальное вымирание из-за болезни и тому подобное). Также постапокалиптическим произведением может считаться такое, в котором присутствует настроение пустынности, заброшенности, одиночества, а также проявление этого в общем антураже: заброшенные здания, города, отсутствие или частичное отсутствие жизни.
Особенности. Мрачность, антиутопичность.

Что посмотреть? «Книга Илая», «Безумный Макс», «Водный мир».

Во что поиграть? «Fallout».

Боевая фантастика - описание военных событий, сражений, с применением фантастического оружия и/или в нереальных условиях. Герои произведения часто наделены сверхвозможностями, отважны и мужественны и на удивление живучи.
Особенности. Огромное количество экшен сцен, описания боёв, погонь, драк.

Что посмотреть? Любой боевик с фантастическим допущением («Хроники Риддика», «Хищник»).

Во что поиграть? «Halo», «Quake», «Doom».

Хронофантастика. Весь сюжет закручен на путешествиях во времени, это может послужить и завязкой для сюжета, и быть фантастическим элементом на протяжении всего произведения. Часто герои являются «попаданцами» в прошлое, где произведение плавно переходит в альтернативную историю, или в будущее.

Что посмотреть? «Назад в будущее», «Гостья из будущего».

Фэнтези - жанр фантастики, основанный на использовании сказочных и мифологических мотивов. Действие происходит в вымышленном мире, напоминающем Средневековье (латы, холодное оружие, архитектура и так далее). Фэнтези наполнено мифическими (драконы, бабайки, эльфы) и вымышленными (ягодо-феи, жирафо-мутанты) существами; возможно существование богов, демонов, различных потусторонних сущностей (призраки, фантомы). Кроме всего, магия, колдовство, алхимия - обычное дело для данного жанра.
Особенности. В отличие от научной фантастики автор не объясняет с точки зрения логики/физики/биологии и других наук вещи, происходящие в этом мире. Также не объясняется и не указывается расположение вымышленного мира относительно нашего реального.

Эпическое фэнтези. Сюжет такого произведения заключается в том, что главные герои, олицетворяющие сторону добра, пытаются победить зло, и с успехом справляются с этой задачей. События затрагивают весь мир или же большую его часть.
Особенности. Огромных размах действий, масштабность.

«Меча и магии» - классический вариант фэнтези. «Меч» - означает использование героями холодного оружия всех видов; «магия» - присутствие магических элементов: волшебные артефакты, колдуны и чернокнижники, заклинания и призывы существ. Мир произведения напоминает средневековье с королями, рыцарями и огромными замками. Также присутствуют драконы, эльфы и другая живность.

Тёмное фэнтези (Dаrk Fantasy). Сюжет состоит в том, что миром правит Зло и нет другой силы, которая может исправить эту ситуацию. Мир тёмного фэнтези суров, жесток и несправедлив, главные герои неоднозначны, но их невозможно назвать святыми. Основа - противостояние двух зол: «малого» и «большого».
Особенности. Мрачная атмосфера, налёт готичности, чувство страха и безысходности. Очень тонкая грань между ужасами и классическим фэнтези.

Хоррор-фэнтези (или фэнтези-ужасы) - произведение, цель которого - напугать читателя. Местом действия не обязательно должен быть мир, напоминающий средневековье. Используются элементы фэнтези: выдуманные и мифические существа, колдовство и чародейство.

Славянское фэнтези - в основе стоит использование славянской мифологии, которое проявляется в существах (лешие, русалки, барабашки), в общей атмосфере (одежда героев, архитектура и тому подобное).

Женское фэнтези (Lady Fantasy). Произведение, написанное обычно женщиной и для женщин. В сюжете чётко прописана любовная линия между главной героиней, типичной Мэри Сью, и не менее харизматичным вампиром/колдуном/аристократом-демоном.

Юмористическое фэнтези (также отнесём сюда пародии) - жанр, пронизанный шутками и иронией. В произведениях могут высмеиваться черты, свойственные фэнтези, возможно полное пародирование знаменитых книг.

Во что поиграть? «Overlord».

ЛитРПГ - совсем юный жанр, расшифровывается как литературная ролевая игра (от английского «RPG - role play game», жанр видеоигр). События таких книг происходят в онлайн играх, чаще всего фэнтезийной направленности (магия, средневековые атрибуты). Встречаются случаи, когда игры проникают в реальность, и главный герой должен «выиграть», чтобы спасти весь мир. Иногда данный случай выделяют в жанр обратное ЛитРПГ.
Особенности. Автор описывает именно игру, поэтому в тексте часто мелькают специфические слова из сленга геймеров (например, баф, агрить, каст, спел, НПС). Также есть подробнейшие описания интерфейса, окон, кнопок, иконок, полосок жизни и маны. Встречаются огромные куски, выделяемые другим шрифтом (курсив, жирный) - тексты квестов, действия магии или предмета, урон от монстров, который ещё и цифрами подкреплён. Ещё излюбленный приём - особый тип оформления текста. Пример: > Вы получили благословление Авангарда. + 5% к жизни.

Фантастика по уровню допущений

Рассмотрим произведения жанра, основываясь на разном количестве фантастических допущений.

Малое количество (одно-два не глобальных допущений). Покажем на примере, мультфильм «Фиксики» (или повесть Успенского «Гарантийные человечки»). В нашем мире живут существа, которые своим домом выбрали бытовые приборы. Все остальные аспекты произведения соответствуют описанию реального мира.
Или другой пример, обычная чаща, в которой живут безобидные пикси (феечки).
Обобщим. В данную категорию подходят литературные сказки (с местом действия в нашем мире), произведения любовной направленности (отношения между вампиром/оборотнем/колдуном/инопланетянином и обычной девушкой), «несерьёзные» работы (комедии, юмор, пародии).

Среднее количество. Существование параллельных миров и/или скрытых магических областей (например, Хогвартс); недалёкое будущее; наличие в реальном мире огромного количества различных выдуманных существ и так далее. Главное - присутствует мир планеты Земля определённого временного периода.

Большое количество. Абсолютно другой мир. Например, фэнтези-страна, кишащая нагами (змееподобными существами) и наядами (нимфами, подобием русалок). Или же далёкая планета с ксеносами.

Теперь, когда мы разобрались с жанрами и поджанрами, избавимся ещё от нескольких стереотипов. Телепорт - атрибут не только научной фантастики, в фэнтези вполне уместен магический портал, работающий абсолютно так же. Магия порой может быть объяснена, хотя фэнтезийность мира того не требует. У многих существ нет чёткого канона, канон создаётся самостоятельно для каждого произведения в отдельности (вспомните банальных вампиров, они везде разные). Для пущего усложнения жизни существует синтез жанров (технофэнтези, стимпанк с магией и другие), что не позволяет подобные произведения отнести к чему-то одному.

Сейчас, настало время прощаться.

Друзья, до новых встреч!