Экологический паспорт дошкольногоучреждения. "экологический паспорт группы"

Экологический паспорт дошкольногоучреждения.
Экологический паспорт дошкольногоучреждения. "экологический паспорт группы"

1. Краткая характеристика МБДОУ:

Наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Ёлочка» МО «Алданский район» РС(Я).

Учредитель: Администрация Муниципального образования «Алданский район».

Тип учреждения: образовательное учреждение.

Год основания: 1963 г.

Адрес:

Режим: 10, 5 часов.

Количество групп: 6.

Списочный состав детей: 115

Кадровый состав: Заведующая, старший воспитатель, воспитатели - 8 человек; педагог-психолог; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; вспомогательный учебно-воспитательный персонал - 7 человек, технический персонал -15 человек, 1 медработник.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводятся тематические семинары по экологическому образованию; НОД с детьми по экологии проводят воспитатели (ОО «Познавательное развитие» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»)

2. Экологическая ситуация района

Местонахождение дошкольного учреждения: … характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой.

Это обусловлено тем, что золотодобывающая промышленность в Республике Саха (Якутия) является одной из крупнейших отраслей, в Алданском районе - занимает ведущее место по выбросам в атмосферу. Деятельность горнорудной золотодобывающей промышленности оказывает неблагоприятное экологическое влияние не только на водоемы, почву, но и в значительной степени на атмосферный воздух.
Выбросы вредных веществ в атмосферу производятся от:

  • котельных, работающих на угольном топливе;
  • вентиляционных выбросов;
  • эксплуатация железной дороги.

Наибольшую техногенную нагрузку испытывает центральная часть района с населенными пунктами г. Алдан, г. Томмот, п. Н. Куранах, п. Ленинский, п. Лебединый. По данным Новосибирского института санитарной гигиены и профпатологии, санитарное состояние в центральных частях г. Алдана, г. Томмот и п. Н. Куранаха классифицируется как неблагоприятное для проживания. В населенных пунктах горнопромышленных районов сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья населения. Практически все дети г. Алдана в возрасте до 1 года являются группой риска по состоянию здоровья. Все это может свидетельствовать о наличии токсического действия факторов окружающей среды и особенно загрязнением атмосферного воздуха.
Состояние воздушного бассейна: Основными ингредиентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: диоксид серы, оксид углерода, оксид азота, углеводороды.

Радиоэкологическая обстановка: На территории района в результате геологоразведочных работ, проведенных в 1963-1985 гг. на Эльконском уранорудном месторождении образовались отвалы горных выработок с уровнями гамма- излучении до 1500-2000 мкр./час., которые в настоящее время являются источниками радиоактивного загрязнения и требуют незамедлительной переработки.

Особо опасные источники загрязнения природной окружающей среды:

  • склад жидкого хлора для дезинфекции питьевой воды;
  • склады МТС хранение аммиака, метанола, фреона.

3. Состояние здоровья населения

Заболевания и патологические состояния человека имеют, как правило, несколько или много этиологических факторов, в том числе и экологические факторы. Но изученность данной проблемы в Республике Саха (Якутия) остается такой, что большей частью не дает основания указывать на наличие прямой причинной связи сегодняшнего состояния здоровья населения с нарушением экологического равновесия.

Для оценки экологического риска здоровью населения, выработки соответствующих профилактических мер необходимо в рамках социально-гигиенического мониторинга проведение углубленного эпидемиологического исследования наиболее значимых патологий, в том числе экологически обусловленных болезней (Приведенные данные взяты из официальных материалов «Программы социально-экономического развития МО «Алданский район» РС(Я) на 2012-2016 г.». )

4. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на стыке двух улиц, характеризующихся малым транспортными потоками. В непосредственной близости от МБДОУ расположен лесной массив и цветочный луг, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.

Полную версию работы можно .

Экологический паспорт ДОУ №11 «Ласточка»

Содержание экологического паспорта

1. Общие данные о ДОУ.

2..Общая характеристика района.

3. Характеристика территории и непосредственного окружения детского сада.

4. Растительный и животный мир, почвенный покров.

5. Зонирование территории.

6. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.

7. Используемая методическая литература.

8. Приложение.

1 Общие данные о ДОУ

Год строительства - 1969
Общая площадь земельного участка - 10 164 кв. м
Общая площадь здания - 1980, 3 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном от здания. Растительность занимает 75-80% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые дорожки. Территория детского сада огорожена стационарным металлическим забором высотой 2 метра и сеткой рабицей.

Общее количество детей, посещающих детский сад -253

Общее количество персонала – 40

Количество групп - 11: ясли - 3, сад-7, логопедическая -1

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели - 11, младшие воспитатели - 11, музыкальный работник - 2, логопед - 2, инструктор по физической культуре -1.

2 Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: Владимирская область Собинский район г.Лакинск, улица Горького, д. 29 а. ДОУ находится в жилом микрорайоне, недалеко от автомагистрали. ДОУ от жилого района с многоэтажными домами отделен дорогой. С трёх сторон ДОУ находятся частные дома с деревьями.

3 Характеристика территории и непосредственного окружения детского сада.

В связи с ремонтом автомагистрали запыленность территории высокая, так как машины ездят по городской дороге.
Ветровой режим благоприятный, так все прогулочные участки с четырех сторон окружены зданием и деревьями, домами частного сектора, смягчающими порывы ветра. Шумовой фон умеренный, с расстояния три - пять метров свободно слышен тихий разговор. Основным источником шума являются автомобили.
Территория посещается машинами, привозящими продукты. Подъезд к детскому учреждению ограничен запрещающим знаком. Участок чистый, регулярно убирается штатным дворником.

4 Растительный и животный мир, почвенный покров. На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, культурные травянистые растения, лианы, цветы, сорные травянистые растения - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.


Деревьев на участках достаточно много. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений(рябина,пирамидальный, орешник , ясень и клён американский, вишня, сирень. Видовой состав деревьев : тополь пирамидальный, береза бородавчатая, рябина, яблоня, вишня , обыкновенная, клен платановидный, клён, ясень обыкновенная, сосна обыкновенная, сосна сибирская(кедр), ель колючая.

Кустарники: ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, красная смородина, желтая акация, спирея, красная черёмуха, гортензия. На групповые участках кустарники: акация, сирень, черноплодная рябина, ирга они все образуют живую изгородь . Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участков . Сорные травянистые растения : ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, лебеда раскидистая, пастушья сумка, сурепка обыкновенная, гравилат городской, мятлик, лапчатка гусиная.

Культурные цветущие растения: флокс, колокольчик, лилии, папоротник, мелколепестник, дильфиниум, бархатцы, астры, душистый горошек, нарциссы, тюльпаны, георгины, ирисы, жёлтый кореопсис

На территории детского сада встречаются: вороны , галки, воробьи, трясогузки, снегири, дятлы, синицы, ласточки, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, а также мухи, комары, пчелы, муравьи, бронзовки) и пауки, улитки, лягушки.

На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, суглинистый. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

5 Зонирование территории.

До 2007 года в ДОУ было 8 групповых участков. С 2007 по 2013 стало 10 групповых участков. С сентября 2013 года 11 групповых участков.

На территории детского сада присутствуют искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Во круг здания асфальтированная дорожка, спортивная площадка, огород, клумбы и газоны.



6 Условия для исследовательской и трудовой деятельности детей в природе.

В каждой группе созданы уголки природы соответствующие возрасту. В них имеются:календари природы, картины по сезонам, модели года, суток.Календари погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.Календари наблюдения за птицами ежедневно схематично отмечаю тптиц, которых видели.

Календарь наблюдения за солнцестоянием. Дневники наблюдений опытов, экспериментов. В уголках природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов.

7 Используемая методическая литература:

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Людмила Георгиевна Петерсон «Мир открытий» .Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

8 Приложение.

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и организуются экскурсии: в парк, к водоёму, в поле.
В подготовке и проведении экологических мероприятий принимают участие родители.

Участие детей в озеленении территории детского сада.


Дидактические материалы используемые в образовательной и самостоятельной деятельности

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

5) Папки, альбомы, наборы открыто

Папоротник - травянистое растение. Его родиной ученые считают Северный Китай, Корею, Дальний Восток. Встречается папоротник в лесах России. Растение представляет собой зеленый стебель с перисто-рассеченными листьями. Папоротник считается одним из самых древних растений на планете.

Загадка. Есть в лесу трава - краса.

Листья словно паруса,

А в цвету красу - траву

Не увидишь на яву.

Лилии - многолетние растения с чешуйчатыми луковицами, прямыми стеблями и изящными цветками разнообразных форм и окрасок, отличающиеся продолжительным цветением. Они широко распространены в декоративном садоводстве как открытого, так и защищенного грунта.

Загадка. Листики в спирали гнутся,

И друг к другу жмутся,

А над ними те цветы,

Не бутоны, а духи,

Что же это за цветы?

Муравьи(муравейник) - Структура муравьев не может не поражать: мало того, что среди них есть самки, самцы, рабочие особи, так ещё есть виды, содержащие в своём гнезде рабов, которые будучи личинками, были взяты в плен из другого муравейника. Правда, рабы эти исполняют те же функции, что делали бы и в своём гнезде, только заботятся о потомках не своего, а чужого вида.Несмотря на то, что абсолютно все виды муравьев являются хищниками, они не только ловят или подбирают добычу, но и разводят грибы, держат животных, в роли которого выступает тля, и являются единственными в мире существами, за исключением человека, ведущими сельскохозяйственную деятельность.

Загадка. У них огромная семья.
Не сосчитать их никогда.
Их дом зовётся "кучей"
В большом лесу дремучем.

Ворона является одной из самых крупнейших птиц. По размеру самцы больше чем самки. Окрас перьевого покрытия вороны имеет однотонный цвет черного цвета. Оперение птицы чёрного цвета, имеет синеватый или зеленоватый отлив.


Загадка. Серо-чёрная та птица.
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает
Птицам певчим подражает.

Грач – стройная черная птица. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Загадка. Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Экологический паспорт ДОУ №26

Общее количество детей, посещающих детский сад — 160.

Общее количество персонала — 38 человек.

Количество групп — 7

Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, воспитатели — 14 человек, младшие воспитатели — 6 человек, музыкальный работник — 1 человек, преподаватель по обучению татарскому языку, логопед, медработник — 1 человек.

С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Зеленодольск, Республика Татарстан, улица Тургенева, д. 31.
Вся северная зона, в которой расположен жилой район, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Это объясняетсяотсутствием крупных промышленных зон, В районе не наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Зеленодольску.

Состояние здоровья населения

Для жителей микрорайона характерен средний уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также встречается распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей вмикрорайоне благоприятное.

Зеленые массивы

Рядом с территорией микрорайона расположена лесная зона.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г.Зеленодольска.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся небольшими транспортными потоками. Недалеко от детского сада находится крупная ЛЭП, являющаяся источником экологической опасности. В непосредственной близости от ДОУ расположена лесная зона, представляющая интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: березовая роща, сосновый, дубовый массив, поляны, берег пруда и др. Не смотря на то, что экологическая обстановка в районе благоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в лесную зону, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей от автомагистралей.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание ближайшего участкалесной зоны, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1 здание -1959-й, 2 здание - 1991-й
На месте детского сада раньше располагался зеленый массив (тополя, липы, березы) .
Общая площадь земельного участка — 4 343,8кв. м
Общая площадь здания — 1 346,4 кв. м
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы и игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником,ямой для прыжков, гимнастическим бревном, дорожками для бега.
Территория детского сада огорожена бетонным забором высотой 1,5 метра и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).

Видовой состав деревьев : тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.

Фруктовые деревья: яблоня, вишня — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.

Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина, ирга, сирень обыкновенная, черная смородина, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).

Газоны занимают 70—75% территории. Культурные травянистые растения многочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.

Сорные травянистые растения : крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 20%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, клумбы, газоны, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме. Организована альпийская горка на территории участка.

Территория регулярно не посещается посторонними; вход на участок ограничен.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги отделены от нее деревьями и кустарниками, несколькими рядамидомов.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с четырех сторон окружен зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.

Шумовой фон умеренный (для Зеленодольска), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомобили. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.

Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здания кирпичные - 2 шт. Этажность зданий: 2. Общая площадь 2-х зданий — 1346,4 м2

Помещения для занятий: экологические, живые уголки в группах, физкультурный зал, музыкальный зал.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой и экологический уголок в группах
В зимнем саду ДОУ находится аквариум с рыбками и специальные уголок, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи, морские свинки, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.

Оформление: фотообои, спилы деревьев, камни, стеллажи споделками детей.
Состав растений : амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 30 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.

Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

В работе с детьми используются следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программы «От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты» и др.

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото» и др.

3) Экологические кубики.

5) Папки, альбомы, наборы открыток

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду осуществляется проектная деятельность, проходят экологические праздники и театральные экологические представления, проводятся викторины, выставки, конкурсы. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом лесном массиве.
В подготовке и проведении всех экологических мероприятий участвуют родители.

6. Дополнительные сведения

Анализ заболеваемости детей за последние три года:

Показатели

Среднесписочный состав

Посещаемость

Пропущено

По болезни

Прочие причины

1 ребенком пропущено по болезни

Случаев болезни

1. Экологическая ситуация.

Общая характеристика района. Дается оценка района города, где распо­ложено учреждение (для крупных городов). Информация представляется в виде данных, взятых из справочной литературы местных природоохранных органов (уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень 143 е­диационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведе­ния, которые помогут оценить экологическую обстановку). При возможности ситуация характеризуется серией экологических карт, на которых обозначается местоположение детского сада. Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация пред­ставляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумо­вого, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Опыт работы показал, что в городах дошкольные учреждения часто размещены невдалеке от оживленных автомагистралей, предприятий, окружены гаражами и стихийными стоянками автомобилей. В то же время дошкольные коллективы не владеют информацией о возможных путях уменьшения такого влияния (подбор зеленых насаждений, выделение наиболее безопасных мест для прогулок и т.п.).

Отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначе­ние. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздорови­тельных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки уч­реждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т. п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений (деревья, кустарники, лианы, травы, мхи), упавших сухих ство­лов, пней. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. На плане выделяются наиболее затененные и влажные участки, что помогает правильно подобрать для озеленения растения с разными экологическими требова­ниями. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30-40 кв. м зелени на ребенка). В большинстве дошко­льных учреждений эта норма не выдерживается. Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химиче­ского загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций.

Составляется список птиц, насекомых и других животных участка, кото­рый в дальнейшем помогает выбрать объекты для исследований дошкольников и определяет направление работы по привлечению на территорию других живот­ных.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки). В данной графе указывается процентное соотношение территории под растительностью, асфальтом и оголен­ных участков. В крупных городах специалисты рекомендуют иметь на террито­рии как можно меньше лишенных растительности участков, поскольку подни­мающаяся с них пыль содержит загрязняющие вещества и создает угрозу здоро­вью ребенка.

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спор­тивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещен­ные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), от-дельно лежащие камни. Анализ этой информации позволяет выбрать наиболее интересные объекты и составить схему экологической тропинки. К данной рабо­те активно подключаются специалисты: биологи, географы вузов, станций юн­натов, экологических центров. Возможно и желательно привлечение к такой ра­боте учеников старших классов близлежащей школы или студентов.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумо­вом, радиационном и других видах загрязнения. Необходимые измерения можно провести с помощью простых приборов или с помощью органов санэпидемнадзора. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли тер­ритория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков. Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и вре­мя их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов (например, для выгула собак). Указывается наличие мусора, свалок (причина их возникновения) и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей пло­щади, этажности, современном состоянии здания, характере материала (различ­ные материалы по-разному влияют на создание микросреды), о помещениях для занятий: экологическом классе, физкультурном зале, живом уголке, бассейне и прочих.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений Увлечение синтетическими материа­лами, особенно в групповых комнатах негативно влияют на здоровье ребенка.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных рас­тений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фото­графиями и описанием особенностей живых организмов. Такая информация по­могает выбрать тематику и методику занятий, исходя из конкретных условий учреждения.

Кратко перечисляется оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Крайне важной для формирования экологического мировоззрения и эколо­гически грамотного поведения в быту воспитателей является оценка влияния их учреждения на окружающую среду. В данной графе отмечается ряд сведений.

Использование воды:

- сколько воды потребляет дошкольное учреждение (хотя бы приблизи­тельно);

Для каких целей она используется;

Есть ли различия в потреблении воды по сезонам года;

Откуда, из каких источников (поверхностных, подземных) поступает питьевая вода;

Куда уходят загрязненные стоки;

Какова плата за использованную воду;

Зависит ли эта плата от количества использованной воды;

Кто платит: дошкольное учреждение или муниципалитет;

Есть ли в помещениях неисправные трубы, краны, постоянно действую­щие фонтанчики для питья?

Использование энергии:

Сколько энергии в месяц потребляет учреждение; кто и сколько за нее платит;

Тип светильников (лампы накаливания, дневного света);

Откуда поступает энергия (ТЭЦ, ГЭС, АЭС);

Экономится ли энергия.

Отопление:

- тип отопления;

Хорошо ли помещение утепляется на холодный период;

Регулируется ли температура в помещениях.

Отходы.

- какое количество отходов выбрасывается за день (приблизительно: сколько ведер, бачков и т. п.). В какое время года их бывает больше всего?

Какие отходы преобладают?

Куда вывозятся эти отходы?

Платит ли учреждение за отходы?

Используются ли отходы (в первую очередь упаковочные) для поделок, оформления помещений и т. п.)?

Химические вещества:

- список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей;

Где они хранятся, кто за этим следит?

Что происходит с химическими веществами, имеющими просроченный срок годности?

Обрабатываются ли помещения в отсутствие детей? Строго ли соблюда­ются правила их применения? Какие из них наиболее опасны?

Указывается общее количество взрослых и детей учреждении (чем числен­ность больше, тем интенсивнее влияние на окружающую среду).

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики. Приводится краткий результат анализа используе­мых коллективом программ и методик с точки зрения экологического образова­ния; акцент делается на направлениях, связанных с ознакомлением детей с ок­ружающим миром, природой и т. п.

Кадры. Дается информация о кадровом составе учреждения (психолог, эко­лог, лаборант живого уголка, педагог по изобразительному искусству и т. п.), сведения о повышении квалификации педагогов на курсах, семинарах в области экологического образования, указывается специализация (приоритет) учрежде­ния.

Литература. Многие детские сады и школы имеют свою библиотечку, од­нако, книги часто не систематизированы, и работать с ними сложно. В качестве приложения к «Паспорту» составляются списки (каталоги) литературы, которую можно использовать для целей экологического образования (литература для де­тей, методическая литература, литература для родителей).

Дидактические материалы. Таким же образом анализируются и классифи­цируются имеющиеся дидактические материалы.

Основные направления работы. Почти все учреждения знакомят детей и родителей с вопросами охраны окружающей среды, но часто это происходит эпизодически. В данной графе предлагается четко сформулировать основные направления работы и проанализировать их.

Связь с другими организациями. Дается список организаций, занимающихся вопросами экологического образования, их адреса, направления работы (органы образования, охраны природы (экологии), другие детские сады, школы, рабо­тающие в этом же направлении, библиотеки, музеи, экологические центры, вузы, станции юннатов).

6. Дополнительные сведения

Графа заполняется в зависимости от специфики учреждения (вносится любая значимая информация для данного детского сада, которая не нашла отражения в предыдущих разделах).

Данная графа может считаться основной. На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и формулируют­ся главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении со­стояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости по­вышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

В последнее время в литературе по экологическому образованию дошколь­ников все чаще можно встретить термин «мониторинг окружающей среды» дет­ского сада. При этом зачастую дается его неточная трактовка, любое (как прави­ло, разовое) определение состояния растительности, воздуха называют монито­рингом. Однако мониторинг - это именно система слежения за состоянием ок­ружающей среды, подразумевающая многократные наблюдения, их сравнение. Кроме того, вряд ли можно согласиться с утверждением, что детский сад своими силами должен проводить мониторинг среды, а его эколог - овладевать всем» методами мониторинга. Это просто невозможно, так как определить уровни загрязнения почв, воздуха могут только специалисты при помощи определенных приборов и методик. Эколог дошкольного учреждения может только грамотно воспользоваться этими данными, установить контакты со специалистами, провести доступные исследования окружающей среды, например, выяснить степень озеленения территории, вытоптанности участков, запыленности листьев. А вот пригодность почвы для выращивания культурных растений с точки зрения химического загрязнения на территории участка эколог самостоятельно определить никак не сможет, хотя и такие рекомендации встречаются (но не объясняется, как именно это можно сделать). Даже если гипотетически представить, что кто-то из экологов, все-таки, овладеет методикой и определит содержание разных элементов в почве, воздухе, растениях и т.п., все равно сам факт наличия соединений свинца или нитратов в почве ни о чем ему не скажет. Чтобы оценить степень их опасности нужно еще знать существующие нормы содержания раз личных веществ в той или иной среде (прежде всего так называемые ПДК - предельно допустимые концентрации), определить, во сколько раз превышены нормы, как это может повлиять на здоровье человека. Без специалистов это сделать трудно, а непрофессиональный подход часто приводит как к недооценке опасности, так и ее переоценке, что также нежелательно.

Таким образом, коллектив детского сада, его эколог, могут проводить лишь некоторые, наиболее простые наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе и в рамках «Экологического паспорта»), которые можно рассматри­вать как элементы мониторинга. В целом же эта проблема обязательно должна решаться с привлечением специалистов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы значение и задачи оценки состояния окружающей среды дошкольного учреждения как условия для организации работы по экологическому образованию.

2. Примерная структура «Экологического паспорта дошко­льного учреждения».

Светлана Аксёнова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Колосок»

городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района

Волгоградской области

Экологический паспорт

МКДОУ дс "Колосок"

Цели и задачи составления экологического паспорта :

1. Дать оценку экологического состояния района , на территории которого расположено ДОУ.

2. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

3. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ .

4. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

5. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания .

Общая информация об учреждении

Полное наименование : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Общее количество детей посещающих детский сад - 156

Общее количество персонала - 34

Количество групп - 6 (две ясельные группы :1 младшая, 1 младшая (2) ; вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы.)

Кадровый состав МКДОУ : заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию, старшая медсестра, воспитатели, младшие воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1 Общая характеристика района.

Местонахождение дошкольного учреждения : Волгоградская область, Камышинский район, г. Петров Вал, улица Камышинская, 45.

Экологическая обстановка в районе , где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. В 400 м от детского сада находится асфальтовый завод, являющийся единственным источником загрязнения атмосферы. Уровень радиационного и шумового фона в пределах нормы.

Транспортные дороги, проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.

ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком, в центре жилого массива. Близлежащие промышленные предприятия – асфальтовый завод. Свалки - отсутствуют.

В ближайшем окружении находятся магазин "Магнит", Жилищно-коммунальное хозяйство, частная стоматология, жилые двухтажные дома, частный сектор, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду.

По периметру ограждения детского учреждения с наружной стороны проходит санитарная зона в виде зелёных насаждений (кустарники, цветы) .

2. Характеристика территории дошкольного учреждения.

2.1 Общие данные.

Детский сад функционирует с 1985 года. Принадлежал Камышинскому районному производственному объединению по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.

Детский сад-ясли на 140 мест с дневным пребыванием детей в течение 10.5 часов при 5-дневной неделе был передан на баланс Администрации города Петров Вал на основании распоряжения Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.1994г. №344-р "О передаче детского сада-ясли на баланс администрации города Петров Вал"

В 2000 году Петроввальский детский сад "Колосок" был передан в собственность Камышинского муниципального района согласно Постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области № 247-п от 14 июня 2000г. и являлось муниципальным учреждением с приоритетным интеллектуальным направлением.

На основании постановления Администрации Камышинского района Волгоградской области от 01.09.2011г. №1142-п "Об утверждении Устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области в новой редакции" детский сад переименован в Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колосок" городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области.

Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала . Игровые площадки разделены между собой живой изгородью из растений кустарниковых пород (низкорослая ирга) . На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка.

Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.

По периметру здания разбиты цветочные клумбы. За зданием детского сада -большой огород с грядками, закреплёнными за каждой группой, для выращивания овощей (перец, баклажаны, огурцы, помидоры, свекла, тыква, лук, кабачки, картофель, укроп, петрушка) и клубники сотрудниками детского сада совместно с детьми. Летом 2016 года здесь же появился небольшой сад с плодовыми деревьями (вишня, яблоня, слива, груша) и кустами смородины.

Подходы к зданию имеют плиточное покрытие.

Вся территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 1,5 метра.

За территорией детского сада ведется круглосуточное видеонаблюдение.

2.2 Растительный и животный мир, почвенный покров. Растительный мир.

Схема посадок видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию детей . Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия .

Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.

Во избежании травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовой состав деревьев : тополь, сосна, ель, вяз, ива остролистная.

Фруктовые деревья : вишня, груша, яблоня, слива, ирга.

Кустарники : смородина черная, красная, ирга низкорослая.

Цветы : эшшольция, бархатцы, декоративный лук, многолетние астры-сентябринки, пион, роза, гладиолус, ландыш, лилия.

Уголок лекарственных трав : календула, ромашка, шалфей, подорожник большой, одуванчик лекарственный, мята лимонная (мелисса, мята обыкновенная, мать-и-мачеха, крапива.

На деревьях и кустарниках оседает до 72% частиц пыли, потому зелёные насаждения служат надежной пылезащитной и ветрозащитной полосой.

На территории имеется небольшой искусственный пруд.

Животный мир

На территории детского сада в разное время года встречаются :

птицы : вороны, галки, воробьи, синицы, сороки, грачи, скворцы, ласточки, дятлы, голуби, кукушки;

различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, божьи коровки, пчёлы, осы, шмели, муравьи, пауки, стрекозы, тля.

Таким образом, дети имеют возможность круглый год вести наблюдение за самыми разнообразными представителями местной фауны.

В районе преобладают каштановые почвы. Опадающая и перегнивающая листва является натуральным естественным удобрением. Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному составу добавляется привозной торф, песок. Ежегодно весной привозится и обновляется песок в песочницах всех групп.

На игровых площадках грунт плотный, песчаный, вытоптанный до 40%,. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи тех деревьев, где часто играют дети.

Почва клумб, газонов, овощных грядок- рыхлая, мягкая.

2.3. Зонирование территории

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором, который находится в удовлетворительном состоянии. Въезд на хозяйственный двор своевременно закрывается. Шумовой фон умеренный. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Вся территория детского сада разделена на зоны- прогулочные площадки для каждой группы, спортивная площадка, хозяйственная зона (огород, молодой сад, уголок лекарственных трав, 2 сарая для хранения с/х инвентаря). На территории хозяйственной зоны предусмотрено место для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий. Ветровой режим благоприятный, т. к. участок со всех сторон окружен деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра. Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения. Затенённые зоны – прогулочные участки трёх групп.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории низкая, так как автодороги не являются центральными, но иногда возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных) . Металлический забор пропускает пыль, снег, шум. Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в день.

Ветровой режим удовлетворительный, со всех сторон территория детского сада окружена двухтажными зданиями, деревьями и кустарниками, смягчающими порывы ветра.

Участок регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев. В хозяйственной зоне оборудован мусоросборник, который регулярно очищается службой ЖКХ и вывозится за пределы города.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание кирпичное. Этажность здания : 2.

Помещения ДОУ : шесть групп, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, кухня с кладовой, прачечная, служебно-бытовые помещения для персонала.


В приёмной каждой из групп расположен информационный уголок для родителей; стенды, отражающие ОБЖ. В оформлении групповых помещений, лестничных пролётов и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины.

Для оформления коридоров используются побелка, плитка, дерево. В группах – побелка, ДВП, синтетические ковры; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Полы в группах покрыты линолеумом.

В помещениях групп существует разделение на зоны : выделены зоны по 5 направлениям (физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-личностное, имеется отдельная зона уголка природы.

Каждая группа имеет отдельную спальную комнату, оформленную в спокойных тонах. Одна стена каждой спальни всех шести групп расписана картинами, способствующими быстрому и комфортному засыпанию детей.


Физкультурный зал оформлен экологически безопасными материалами, всё оборудование проверено на безопасность использования, эстетически оформлено.

При оформлении внутренних помещений использованы : акриловая краска, синтетические ковры.

3.2. Уголок природы

Во всех группах существуют уголки природы с комнатными растениями в соответствии с программными требованиями. Наиболее распространенные растения : хлорофитум, фикус, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, алоэ, каланхоэ, бегонии. Во избежание несчастных случаев в группах нет кактусов и молочаев.

С целью исключения аллергических реакций у детей в группах не содержатся животные и аквариумные рыбы. Знакомство детей с обитателями уголков природы происходит с использованием макетов "Домашнее подворье", "Дикие животные", "Жители подводного царства", а также применяются иллюстрации и видеоматериал.

Оборудование и учебные материалы : ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, лаборатория, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными , поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.

4.1. Использование воды.

В ДОУ вода поступает из централизованного водоснабжения, которая используется на : приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта. Загрязнённые стоки уходят в центральную канализацию. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

4.2. Использование энергии.

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения ДРЛ, электроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3. Отопление

В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей) .

4.4. Отходы.

Отходы в ДОУ делятся на : пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки) ; строительные (обрезки досок, плитка) ; хозяйственные (лампы накаливания, сантехника) ; за день выбрасывается до 20 кг отходов.

4.5. Бытовые химические вещества.

Используемые химические вещества : хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид» , хлорамин - используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки,сода, туалетное мыло для мытья рук. Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте) .

Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

Воспитательно - образовательная работа с детьми строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения МКДОУ дс "Колосок".

5.1. Используемая методическая литература :

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Москва. Просвещение. 2002

2. Николаева С. Н. Создание условий для . Москва. 1993

3. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. Москва. 1993

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Мозаика- Синтез. 2008

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2007

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.. М.:Мозаика- Синтез. 2009

5.2. Дидактические материалы.

Для развития экологической культуры используются :

- дидактические игры : «Что, где растёт» , «С какого дерева листок» , «Что в корзину мы берём» , «Птицы в природе» , "Четвертый лишний", "Найди по описанию", "Собери картинку"

-лото : "Времена года", "Ассоциации", "Растения", "Животные", "Кто где живет?"

Атлас, глобус, компас;

Видеоматериал,

Календари наблюдений;

Коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток;

Конспекты организации непосредственно образовательной деятельности по познанию, коммуникации, художественному творчеству;

Картотеки игр, наблюдений, опытов;

Консультации для родителей и педагогов;

Мини-лаборатории для детского экспериментирования.

В течение года в детском саду проходят занятия по экологии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, экологические викторины как в помещении детского сада, так и на его территории. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Родители воспитанников активно участвуют в конкурсах : «Благоустройство территорий и игровых участков» ; «Уголков природы и предметно-развивающей среды» . «Каждой пичужке – по кормушке» ; «Скворечник» ; «Посади деревце и цветок» .


Считаем, что МКДОУ «Колосок» достаточно серьёзно решает проблемы экологического воспитания детей . Территория детского сада хорошо ухожена. Растительный покров на территории разнообразен и целесообразно его использование в целях экологического образования . Значительная часть газонов засеяна культурной газонной травой (заменены сорные виды на газонные злаки) . Отдельные группы сорных растений оставлены для проведения наблюдений и опытов. При подборе видов растений для озеленения учитывались заброшенные и вытоптанные участки. Год от года расширяется видовой состав культурных растений, расширяются цветники; увеличивается количество лекарственных растений, злаковых культур; заложен молодой сад.

Транзитный проход через детский сад запрещен. Задняя калитка закрывается на ключ, что предотвращает появление посторонних лиц на территории ДОУ, препятствует вытаптыванию газона, повреждению деревьев и растений.

Своевременно (1 раз в год) заменяется песок в песочницах.

Рекомендовано : продолжать озеленение территории детского сада. Наиболее полно использовать заброшенные и вытоптанные участки, расширять цветники; продолжить уход за огородом, увеличить состав овощей; регулярно вскапывать почву вокруг ряда деревьев, продолжать работы по расширению и облагораживанию молодого сада. Активно привлекать детей к работам в саду, цветнике, на огороде, прививая таким образом привычку и желание трудиться.

Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.