Духовный мир общества творит человека. Духовный мир человека в разных религиях. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознани

Духовный мир общества творит человека. Духовный мир человека в разных религиях. Некоторые исследователи
характеризуют духовность как нравственно
сориентированные волю и разум человека.
Отмечается, что духовное характеризует
и практику, а не только сознани
Духовный мир общества творит человека. Духовный мир человека в разных религиях. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознани

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

По предмету: «Философия»

На тему: «Духовный мир человека»

Выполнил: курсант 142 гр. Скворцов Д.А.

Проверил: преподаватель Фомичёва А.А.

Череповец 2016

Введение

1. Понятие духовного мира личности

2. Процесс становления духовного мира человека

Заключение

Список литературы

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Культура отличает человека от иных земных существ, которым присущи лишь инстинкты.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего"Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек - это прежде всего ячейка общества, вступая в которое, ему предстоит освоить определенный духовный фонд.

Духовность является специфической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в виде общечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сих пор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение или является следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом.

Духовность является важным понятием, используемым при характеристике внутреннего мира человека.

Духовность есть постоянное совершенствование себя как личности. Каждый человек должен осознавать, что именно в его руках судьба человечества и всего мира. Поэтому необходимо саморазвитие, необходимы усилия и старания каждого из нас.

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает. Духовность человека - как классика - никогда не выходит из моды и имеет несравненный интерес у народов всех времен и эпох.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

1. Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух " как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности.

Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

2. Процесс становления духовного мира человека

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание -фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности. духовность личность философ

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них - это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой - это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний - усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык - это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума - важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом. Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность - это "рассудок".

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется "разум" - более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого - духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой - с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни.

Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.

Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.

Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего тем, что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения, человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

Заключение

В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой

важным элементом духовного мира человека является - мировоззрение,

совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

Человек - творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

Список литературы

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002.

2. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности //Материалы второй Международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.

3. Никитин Е. П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии, 1991.

4. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. - М.: 2009.

5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.

    статья , добавлен 30.09.2012

    Классификация потребностей - переживаемой человеком нужды в том, что необходимо для его нормального функционирования, поддержания жизнедеятельности организма и развития личности. Структура духовного мира человека. Потребность в самореализации по Маслоу.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2017

    Понятие мировоззрения, его структура и элементы, роль и значение в формировании личности человека и его взглядов на жизнь. Сущность и признаки картины мира. Модели бытия в рамках философского видения мира, их отличия от естественнонаучной картины мира.

    реферат , добавлен 25.01.2011

    Религиозное и секулярное направления духовности как сущностной характеристики человеческого бытия. Нравственные ценности Священного Писания и проявления бездуховности: отсутствие смысла личного бытия, веры в людей и Бога. Роль мировоззрения в жизни особы.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Этапы развития античной философии: досократический, классический, эллинистический, римский. Объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Достижение внутренней гармонии человека.

    доклад , добавлен 04.04.2007

    Понятие бытия в философии, диалектика бытия и небытия. Соотношение мира физических вещей, материальной действительности и внутреннего мира человека. Система категорий онтологии - категории возможного и действительного, существования и сущности.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2013

    Определение понятия культуры. Философское общезначимые условий творческой деятельности человека. Соотношение внутреннего мира человека и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры.

    презентация , добавлен 06.12.2014

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

Духовный мир человека является сложной системой, в которую входит множество элементов. Очень важными её составляющими яв­ляются мировоззрение, вера и убеждение. Духовный мир человека - это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Мировоззрение складывается в процессе активной жизнедеятельности и познания мира. На протяжении накопления оценочных суждений об окружающем мире формируется устойчивая система взглядов на мир.

Элементами духовного мира личности являются:

  1. духовные потребности в познании окружающего мира, в само­выражении средствами культуры, искусства, других форм деятель­ности, в пользовании достижениями культуры и др. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его кругозор;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе. Кто владеет информацией, тот владеет миром. Разносторонние знания делают че­ловека способным самореализоваться в жизни и защищать свои права;
  3. убеждения , твёрдые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях и сферах. В процессе познания формируются привычки и взгляды человека на жизнь, они определяют модель поведения;
  4. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек. Именно вера позволяет нам идти по своему пути и продолжать по­знание. Без веры человек становится рабом системы, т. е. живёт на­вязанными мнениями и ценностями;
  5. способность к тем или иным формам социальной деятельности . Для каждого человека очень важны общение с другими и способность заниматься тем или иным видом деятельности. Социальная деятель­ность помогает вырабатывать лучшие качества и совершенствоваться;
  6. чувства и эмоции , которые выражают отношения человека с при­родой и обществом;
  7. цели , которые человек сознательно ставит перед собой, иде­ально предвосхищая результаты своей деятельности. Если личность сознательно ставит перед собой цели, это говорит о высоком уровне сознания;
  8. ценности , лежащие в основе отношения человека к миру и са­мому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. На основании сформировавшихся ценностей мы по-своему понимаем смысл жизни и вообще какой-либо деятельности.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают соци­альные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из ис­точников мотивации её поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выра­ботки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гума­низм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им не­зависимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приори­тет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноцен­ное существование и развитие каждой отдельной личности.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и его место в нём. Оно включает в себя: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности.

Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения высту­пают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Типы мировоззрения:

  1. Обыденное (или житейское) - является порождением повсе­дневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовле­творение их потребностей.
    1. Религиозное - связано с признанием сверхъестественного на­чала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа - религиоз­ные течения (буддизм, христианство, ислам).
    2. Научное - теоретическое осмысление результатов научной дея­тельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
    3. Гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедли­вости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Формирование мировоззрения - длительный процесс, он прохо­дит следующие ступени (рис. 10).

  1. Мировоззрение

организованные в единое целое элемен­ты сознания, формирующие отношение человека к миру

  1. Миропонимание (рационально-логическая, основанная на знании и понимании)
  2. Миропредставление (формирование картины мира, переход к миропониманию)
  3. Мировосприятие (наглядно-целостное представление о мире)
  4. Миропереживание (эмоционально-психологический компонент) I. Мироощущение (первичная стадия освоения мира)

Рис. 10. Ступени формирования мировоззрения

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззре­ние средневекового человека отличается от современного. Однако мировоззрение людей, живущих в одном и том же обществе, различ­но. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирова­ния мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Таблица 8

Уровни мировоззрения

Мировоззрение имеет основополагающее значение в жизни че­ловека (рис. 11).

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определённым духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа - общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное - опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное - с основой на религиозные представления личности;
  3. научное - авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое - исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело - общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания – одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм - эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 29. Там же, с. 10. Там же, с. 10. их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т. д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потребность в культурном быте, гигиенические потребности и др.

К духовным потребностям относят: познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интересы могут быть личными, общественными, познавательными, эстетическими и пр.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эстетическим. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования - это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.

Большую роль в духовной жизни личности играют моральные и эстетические чувства, на основе которых у человека возникают переживания чести и совести, любви и дружбы, привязанности и благодарности, долга и ответственности, восхищения прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по обществознанию

Духовный мир человека

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому к себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства, прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь речь пойдет об отдельной области жизни - внутреннем, духовном мире человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитывали в себя познавательный опыт древнего человека.

Мифология была населена не только благородными богами и героями. Было и злое начало: здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру беды, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также неотъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так Платон сравнивал тело с кораблем, а душу - с кормчим корабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которым управляет всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской философии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склонность к злобе - злым духом, склонность к угрюмости - мрачным духом; печаль, вызванная мнением о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость - это величие духа. Немецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высокоразвита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание. И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен. Основа духовной жизни - сознание.

Сознание - высшая способность личности

Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том. Что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и вглубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то. Как она стремится выразить его. Воплотить свои цели и намерения в жизнь. Кроме способности целеполагания, которую глубоко осмыслили философы, сознание личности имеет и притязания. Ученые разработали теорию соотношения притязаний и достижений личности. Притязания выражают потребности. Мотивы личности, а также ее представление о себе: на что она способна, на что ориентирована, чего может добиться или заслужить и т.д.

При опросе старшеклассников о характере их будущей профессии одни опирались в ответах на критерии престижности, другие - на возможность помогать людям, а в притязаниях третьих был заложен критерий трудности данной профессии. В притязаниях взрослой личности уже видна ее ориентация либо на самое себя, свои силы, либо на внешнюю помощь, поддержку, успех, славу. В притязаниях присутствует и такая составляющая, как самооценка. Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, слабо выраженной индивидуальности, низкой мотивации достижений. Но завышенная самооценка отнюдь не всегда означает высокую активность, оптимальные возможности. Такой человек в своих притязаниях переоценивает свои реальные возможности, а потому включается в деятельность с определенным грузом противоречий. Человека с низкой самооценкой ожидает неуспех, неудача, поэтому он становится зависимым от поддержки и контроля окружающих, от их оценки. И, как это ни парадоксально, человек с завышенными притязаниями, будучи самоуверенным, часто также оказывается зависимым от социального одобрения, успеха, поскольку не достигает желаемого своими силами.

В настоящее время представление об этом важнейшем механизме разработано более детально: понятие достижений заменено понятием удовлетворенности, а между притязаниями и удовлетворенностью выявлен механизм саморегуляции. Это позволяет проследить, как личность в своих притязаниях не только предвидит свои достижения, но и выдвигает (или не выдвигает) требования к самой себе, к способу получения результата, к способу деятельности. При одних притязаниях личность ориентируется на легкий успех, а потому демобилизуется в процессе деятельности, снижает самоконтроль, ослабляет саморегуляцию, действует в полсилы. При других, напротив, мобилизуются все силы, самоконтроль повышается, включается саморегуляция.

Удовлетворенность, так же как и притязания, предполагает осознанные оценки, критерии, при которых личность удовлетворена своим результатом (или не удовлетворена, даже если имеет социальный успех), и эмоциональные переживания. Последние повышают дальнейшую активность личности, ее уверенность в себе. Часто для человека в очень трудной ситуации важно не только достижение результата, но и то, что он преодолел трудности, сделал все, что мог, сохранил свое лицо. Удовлетворенность позволяет оценить, как были достигнуты результаты, стоил ли определенный результат слишком больших усилий, затраченных в процессе саморегуляции, или напротив, он достигнут слишком легко. А из этого анализа делаются выводы на будущее, формулируются к дальнейшей деятельности. Механизм, включающий типичный для каждой личности комплекс притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, и есть механизм активности. Активность часто отождествляется с деятельностью. На самом деле активность отвечает более жизненной потребности, чем деятельность, - потребности в деятельности, тогда как деятельность, по общему признанию, отвечает потребности в каком-либо предмете. Одна и та же по своему социальному и профессиональному содержанию деятельность может осуществляться активно или пассивно, инициативно, добровольно, с интересом или вынужденно.

Существуют две основные формы активности личности, которые раскрывают ее особенности как субъекта деятельности, общения и жизни в целом. Это инициатива и ответственность. Психологические исследования обнаружили, что у разных типов личности инициатива имеет разные характеристики. Например, среди старшеклассников один тип инициативен только когда становится лидером, другой - только когда внутренне или реально состязается с кем-нибудь, третий - только когда ему самому что-то покажется интересным. В целом инициатива характеризует самостоятельную личность, но в первых двух случаях ориентированную на других, а в последнем - на себя. Характер ответственности, так же как и характер инициативы, зависит от типа личности: один тип - исполнитель, который непосредственно выполняет лишь внешние требования; другой тип - личность, обладающая глубоким чувством внутреннего долга, которая исполняет его по своей воле и желанию, когда от нее ни группа, ни общество ничего не требуют; третий тип, как правило, инициативный, но возлагающий ответственность за выполнение своих инициатив на других и т.д.

Ответственность - наиболее важная характеристика личности как субъекта деятельности. В ней, как и в притязаниях, всегда присутствует определенное предвосхищение результата, за достижение которого личность

И возлагает на себя ответственность. Гарантируя его достижение своими силами, она берет на себя свою задачу деятельности весь ее контур, внутри которого анна может действовать свободно, творчески, на свой страх и риск. Однако ответственность гарантирует не любой результат, а определенного качества и в определенный срок. Вся личностная проблема ответственности заключается в том, что она дает гарантию достижения результата при любых непредвиденных трудностях. Гарантия, ответственность личности состоит не в том, чтобы сделать необходимое дело, а в том, чтобы выполнить его на необходимом высоком уровне, в срок и преодолеть неизбежные в нашем обществе трудности, возникающие по ходу деятельности.

Активность и сознание личности есть ее качества и как субъекта деятельности - это не только труд, необходимый для зарабатывания средств существования. Это и ее жизненные начинания, которые она не только реализует сама, но, доказывая их важность, пробивает, отстаивает, добиваясь признания их социальной важности.

Микрокосм человека

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека микрокосмом - в отличие от «большого мира» - «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, другой общие иногда для всего человечества, иногда для этнической лил возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека?

Начнем с духовной потребностью. Это, прежде всего потребности в знаниях о мире, о себе, смысле и значении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Что такое интеллект? Слово это латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок», и означает способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имеется. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Отмечают также, что интеллект - это способность имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда, которая позволяет ему осознать свои собственные познавательные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности. Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуации и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной цвет, выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные маяки. Эти маяки не являются продуктом деятельности лишь того человека, который носит их в себе; как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационого развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность - это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Совокупность ряда лучших, можно сказать, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию. Вот как характеризовал интеллигентность современный мыслитель А. Лосев: «Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг». Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное». Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому - чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации самому возможность его существования на Земле.

Личность реальная

Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-х годах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющей определенный материальный и культурный уровень, характер взаимоотношений, обучающегося в определенной школе и т. д. однако вскоре эти исследования были запрещены, развитие ребенка стало объясняться с помощью умозрительных схем или отдельных частных наблюдений. Взрослая личность и сама проблема личности на много лет исчезли из поля зрения психологов, а когда вновь появились на сцене психологической науки, то предстали в виде идеала советского человека, который может все, а потому все должен. Современная отечественная психологическая наука в отличие от психологии недавней эпохи, когда идеал советского человека выдавался за сущность личности, направлена на исследование реальной личности. Изучая реальную личность, формирующуюся в ту или иную эпоху в конкретном обществе, психология и теоретически, и практически раскрывает механизмы и способы жизнедеятельности людей, которые в одних случаях оказываются личностно-незрелыми, пассивными, живущими приземленной, обыденной, бездуховной жизнью, а в других - интересными, плодотворно живущими, гуманными. Духовность и культура могут вырасти только на фундаменте личностно-полноценного человека. К сожалению, следует признать, что многие реалии нашей жизни не способствуют формированию духовной личности. Так, долгое время считалось, что наличие у ребенка матери - залог его полноценного развития. Однако последние исследования показали, что работающие, уставшие матери или родители, не придающие значения общению с ребенком, окружающие его только материальными заботами, не могут дать той любви, которая ему необходима. А следствием этого дефицита является агрессивность, умственная неполноценность, инфантилизм, а, следовательно, и бездуховность. Исчезновение московских дворов, о которых пел Б. Окуджава, привело к тому, что из образа жизни подростков этих дворов ушли игры, которые воспитывали самые разнообразные качества личности: инициативу и способность подчиняться дисциплине (правилам игры), способность действовать сообща и т.д. Погружение в виртуальный мир компьютера, как показывают исследования, зачастую тормозит развитие самостоятельности, чувства реальности.

Нередки случаи, когда к серьезным нарушениям в развитии личности ведут неправильные отношения между учителем и учеником. Особенно часто такая ситуация складывается в младших классах. Представьте себе, в школу приходит наивный, готовый любить нового взрослого, открытый, доверчивый ребенок и наталкивается на равнодушие взрослого. Ребенок замыкается, между ним и взрослым образуется барьер. Не секрет, что многие школьные характеристики ограничиваются фразами типа «вертится на уроках», «любит отвечать у доски» и т.д. Если взрослые видят только поведенческие, педагогически негативные особенности ребенка, то между ними образуется двойная блокада - взрослого раздражает бессилие его педагогики, ребенок прибегает к демонстративному, вызывающему поведению.

Ученые доказали что одного развития интеллекта, ума, на которое сегодня ориентированы подростки, далеко недостаточно для формирования нравственно полноценной личности. Скорее наоборот, именно глубина нравственного переживания содействует интеллектуальному прогрессу. выявлен тип детей, которые, находясь в конфликтной, насыщенной противоречиями семье, будучи интеллектуально развиты, холодно и рассудочно обсуждали нравственные проблемы, тогда как другой тип, с гораздо менее развитым интеллектом, всей душой, всеми чувствами переживая нравственные проблемы, становился зрелым и личностно, и интеллектуально.

Социальное мышление

Ставя перед учеными-психологами вопрос: «Чем наука может помочь человеку?» - Л.С. Рубинштейн, российский философ и психолог, отвечал: «Прежде всего, укрепить его духовно».

В настоящее время обесценились слова, обесценились многие понятия и идеалы, поэтому, как это ни парадоксально, укрепление духовности приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции. К сожалению, исследования обнаруживают в современном сознании некоторую рудиментарную форму коллективизма, сохранившееся в подсознании социальное сравнение. Это сравнение выглядит таким образом: «Я не лгу, а все кругом лгут», «Я не ворую, а все кругом воруют». Достоинства оцениваются не самим по себе, они доказываются только сравнением, которое доставляет удовлетворение тем, что у других этого нет, - своеобразное утверждение через отрицание, утверждение преимуществ «Я» через сравнение с другими, причем отрицательное. Это очень недалеко от того распространенного чувства коллективизма, которое недавно вело к покупке такого же дивана, как у соседа. Самостоятельность укрепляется собственными достижениями, собственными решениями, собственным моральным выбором и как психологическое качества удивительна тем, что укрепляет себя сама. Точно определенные притязания, дифференциация зависящего и независящего от собственных усилий, определение контура своей ответственности дают человеку, когда он начинает действовать, чувство свободы, способность определять события, а отсюда и самое главное - чувство уверенности в том, что живешь и делаешь верно. В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности.

Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции.

Хотя интеллектуальное развитие не ведет за собой автоматически нравственное, но работа сознания, осмысление действительности непосредственно связаны с отношением личности к жизни. Сознание, выявляющее смысл жизни, отношений, особенности поступков людей, есть особое социальное мышление.

В психологии детально исследованы механизмы и особенности мышления. Изучалось, как человек решает те или иные математические, физические задачи - стандартные или оригинальные, выявлялись интеллектуальные способности, их уровень. Но никогда не ставился вопрос о потребности в таком социальном мышлении, о том, насколько личность привыкла думать и обдумывать жизненно важные вещи.

Социальное мышление - это мышление реальной личности, связанное с ее жизненной позицией, ценностями, оценками. В нашем обществе постоянно уповали на сознание и сознательность людей. Но как развивается сознание, почему оно оказывается консервативным или прогрессивным, никогда по-настоящему не выявлялось, не исследовалось. Между тем самые первые исследования социального мышления показали, что люди могут читать, говорить о социальных проблемах своей личной жизни, но…не собираются их решать. Люди, привыкшие к тому, что в социуме все определено - и строй, и правила, и момент наступления коммунизма, оказались не в состоянии понять происходящее. А между тем для обеспечения самостоятельной жизненной позиции необходимо уметь осмыслять свои возможности и ограничения, причины поступков других людей, строить планы на будущее, сверяясь с социальной реальностью. Социальное мышление не только объясняет проблемы реальности, но и оценивает их относительно данной личности, поэтому способная к такому мышлению личность уже не живет чужим умом и социальными сравнениями с другими. Развитое социальное мышление - это привычка работать с проблемами, а не уходить от них; оно приучает личность жить и действовать в противоречивом изменчивом мире. Нравственные ценности стары как мир, но, для того чтобы реализовывать их в сверхсложном мире, недостаточно их чувствовать, необходимо понимать, как их отстаивать в мире господства денег, силы и несправедливости. Поэтому духовность личности - это не только ее способность подняться до уровня вечных истин и вечных ценностей. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Подобные документы

    Понятие и направления формирования духовной культуры как сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Особенности исследования ее формы и содержания, классификация и типы, значение в обществе.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Духовный мир личности. Взгляды человека на мир, на свое место в мире. Право человека на духовную свободу. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Смысл и значимость права человека на свободу убеждений, мысли, слова и совести.

    презентация , добавлен 02.09.2011

    Характеристика и общие понятия о потребностях, интересах и ценностях. Социализация потребностей человека. Диалектика объективного и субъективного в интересе. Интересы, ценности и формы духовной жизни общества. Способы интеграции человеческих ценностей.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Что такое духовный мир личности. Сущность и основа духовной жизни человека: вера, чувства, потребности, способности, стремления, цели. Интеграция в современную духовную культуру общества. Духовность как стремление преодолеть себя в своем сознании.

    реферат , добавлен 28.08.2009

    Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Личность и концепции её понимания. Типология и социализация личности. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции. Выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

    презентация , добавлен 27.05.2015

    Человек и общество. Современные представления о происхождении человека. Понятие индивидуальности и личности. Многообразие деятельности человека. Соотношение деятельности и общения. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный статус личности.