Духовно-рыцарские ордены. Духовно-рыцарские ордена: тамплиеры

Духовно-рыцарские ордены. Духовно-рыцарские ордена: тамплиеры

Духовно-рыцарские ордены — военные монашеские братства в Зап. Европе в XII—XVII вв.

Целью их создания была защита христиан и христианской веры, защита и расширение владений на Ближнем Востоке, на Пиренейском п-ове, в Прибалтике. Виды Д.-р. о.: 1) военно-странноприимные, возникшие в XII—XIII вв. в Святой Земле в связи с ; 2) военные подразделения монашеских орденов, возникшие, как правило, в ходе на Пиренейском п-ове; 3) королевские национальные ордены, создававшиеся с целью консолидации знати в интересах королевской власти.

Ранее других возникли Д.-р. о., ставившие задачи обеспечения пути паломников в Святую Землю, выкупа пленных. Хотя их члены при посвящении принимали монашеское послушание и монашеским обеты (целомудрия, и добровольной нищеты), такие Д.-р. о. являлись преимущественно военными организациями. Таковы иерусалимские ордены: Св. Лазаря (конец XII в.), Св. Гроба (1099), Госпиталя Св. Иоанна (госпитальеры, они же , 1113—1130; впоследствии орден был известен как Родосский, а с 1530 — как Мальтийский), орден Храма ( , 1118), (1190), орден Меченосцев, основанный в в 1197 для христианизации Прибалтики; в 1237 он объединился с тевтонским. В 1218 в для выкупа пленников был учрежден орден Богоматери-Искупительницы, или орден Милосердия Святой Девы (Nuestra Señora de Merced); в 1317 его рыцари перешли в новый орден Монте`сы. Ранняя история орденов изобилует множеством полудостоверных сведений.

Воины-монахи (milites,chevaliers) духовно окормлялись духовенством соответствующих монашеских орденов (например, цистерцианского). Структурно Д.-р. о. делились на нации, приорства, бальяжи и командорства, за счет доходов от которых финансировалась их деятельность. Организация Д.-р. о. была строго иерархической: во главе стоял магистр или великий магистр, подчинявшийся папе римскому, за ним следовали командор, маршал, казначей. Рыцари были освобождены от , пошлин и налогов, за исключением коммерческой деятельности, наделены и другими экономическими и правовыми привилегиями. На Пиренейском п-ове великие магистры рыцарских орденов имели право на титульный предикат перед личным именем. Далеко не все воины принадлежали к привилегированному сословию, часть рекрутировалась из свободного крестьянства; рыцарями они не становились. Кроме рыцарей в орден входили монастырские братья и клирики церквей соответствующих приходов. Визуально различия отражались в церемониальном одеянии. Знаком орденов был крест: красный мечевидный процветший (), красный процветший (), зеленый процветший (Алька`нтара, ), черный процветший, обремененный красным крестом (Монте`сы), восьмиконечный белый (иоанниты), красный костыльный (Св. Гроба), черный лапчатый (тевтонский) и др.

Возникшие на Пиренейском п-ове ордены Алькантара (1154), Калатрава (1158), Ависский (св. Бенедикта) (1167), Сантьяго (1170), постепенно продвигая границы христианских королевств к югу, сыграли важную роль в Реконкисте. Им даровались замки, населенные пункты, земли и права, что включало их в сеньориальную и экономическую структуру регионов. С момента завершения Реконкисты (в Португалии в 1249) проблемой стали взаимоотношения Д.-р. о. с короной. Идеальный пример сотрудничества представляет португальский орден Христа, созданный в 1319 после ликвидации ордена тамплиеров (22 марта 1312) на основе их имущества. В Валенсии имущество тамплиеров было передано ордену Монтесы (1317), который в 1400 объединился с орденом Св. Георгия Альфамы, основанным в 1201 и признанным в 1373.

Королевские национальные, так называемые светские, Д.-р. о. создавались с целью консолидировать знать вокруг королевской власти и отличались гораздо меньшим религиозным компонентом. Таковыми во Франции являлись орден Звезды (1352), орден Св. Михаила (1469), орден Св. Духа (1570); в Англии орден Бани (1339), орден (1349); в Дании орден Белого Слона (1464); в Бургундии орден (1430). Основанный в конце XIV в. восточноевропейский рыцарский орден Дракона, формально считавшийся странствующим, относится к национальным королевским орденам. Старые ордены сближались с короной, создавались новые региональные. В орденах первого типа великий магистр избирался рыцарями, в орденах второго избирался рыцарями и утверждался капитулом монашеского ордена, а затем папой; в орденах королевского типа назначался из принцев или бастардов королевского дома. В XVI в. многие ордены были аннексированы короной.

В Новое время к членам в Д.-р. о. стали предъявлять строгие требования подтверждения знатности. В ходе либеральных революций начала XIX в. военные ордены были ликвидированы, но их наименования подчас были возвращены в виде орденов — наград за заслуги. Большая часть Д.-р. о. исчезла или продолжала номинальное существование. Ряд Д.-р. о. был восстановлен под старыми названиями в самые недавние времена; часть существует как самопровозглашенные.

Лит.: Антошевский И. К. Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914; История Мальтийского Ордена XI—XX века. М., 1999; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978; Bielenfeld F. F. von. Geschichte und Verfassung aller Ritterorden. Weimar, 1841; Bonnet M.-R., Cierbide R. Les statuts de l’ordre de Saint-Jean de Jérusalem. Ed. critique des manuscrits en langue d’Oc (XIVe siècle). Bilbao, 2007; Cappelletti L. Storia degli ordini cavallereschi. Livorno, 1904; Chaffanjon A., Galimard Flavigny B. Ordres et contre-ordres de chevalerie. Paris, 1982; La Commanderie: Institution des ordres militaires dans l’Occident medieval. Paris, 2002; Idem. Brève histoire des ordres religieux militaires. Gavaudun, 1997; Idem. Chevaliers du Christ, les ordres religieux-militaires au Moyen Age. Paris, 2002; Favyn A. Histoire des ordres de chevalerie. Vol. I—II. Paris, 1620; Lawrence-Archer J. H. The Orders of Chivalry. London, 1887; Novoa Portea F. Le Glaive et la Croix, templiers, hospitaliers, chevaliers teutoniques et autres ordres militaires au moyen âge. Paris, 2005; Pinoteau H. Études sur les Ordres de Chevalerie du roi de France, et tout spécialement sur les ordres de Saint-Michel et du Saint-Esprit. Paris, 1995.

Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно – этими-то качества они славились всегда, – но ещё и организованно, причем именно организованности-то им как раз и не хватало. Ведь каждый рыцарь-феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил Сюгер, настоятель Сен-Дени в описании «Жизни Людовика VI, прозываемого Толстым», в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1111 году решил наказать некоего Гуго дю Пюизе и осадил его замок в Босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом-отшельником и умер во время путешествия в Святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители Босе вздохнули спокойно.

Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари-феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив – обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!


Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым «камнем» на котором можно построить «здание» рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь… превратить рыцарей в монахов!

Вот так и возникли первые духовно-рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей-крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI – начале XII века у них были созданы военно-религиозные ордена Раххасийа, Шухайнийа, Халилийа и Нубувийа, большинство из ко-торых в 1182 году халиф ан-Насир объединил в общесульманский духовно-рыцарский орден «Футувва». Обряд посвящения в члены «Футувва» включал опоясывание мечом, затем кандидат пил «священную» соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!

«Крестоносцы идут через лес» – миниатюра из «Большой хроники св. Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно-рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал… орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.

По преданию он был основан негусом – правителем Эфиопии, известным на Западе как «Пресвитер Иоанн», в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель «с именем и наследием св. Антония». Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от Рождества Христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.

Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал-капитан Его Императорское Высочество Эрмиас Сале-Селассие Хайле-Селассие, Президент Королевского Совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена-знака есть две степени – Большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена KGCA (Knight Grand Cross – Рыцарь Большого Креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony – Компаньон ордена святого Антония).

1 – герб Добринского ордена, 2 – герб ордена меченосцев, 3 – крест Алькантары, 4 – крест Калатравы, 5 – крест Монтесы, 6 - крест ордена Сантьяго, 7 - Крест ордена Святого Гроба Господня, 8 – крест ордена Христа, 9 – крест тамплиеров, 10 – крест Ависа, 11 – крест госпитальеров, 12 – Тевтонский крест.

Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда – крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента-перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.


Осада Антиохии. Крест на щите только лишь у одного из воинов. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей были двойные кресты этого же цвета. Штаб-квартира ордена находилась на о-ве Мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!

Начальная буква «Р» изображающая султана Дамаска Нур-ад-Дина. Интересно, что султан изображен с голыми ногами, но в кольчуге и шлеме. Его преследуют два рыцаря: Годфри Мартел и Хьюг де Луизиньян-Старший в полных кольчужных доспехах и шлемах аналогичных изображениям в «Библии Мациевского». При этом обращает на себя внимание стеганый наколенник, надетый у Годфри поверх его кольчужных шоссов. Миниатюра из «Истории Аутремера». (Британская библиотека)

Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший!) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в Евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.


Печать тамплиеров.

Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в Святую Землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.

Когда в X веке Святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди Пантелеоне – благочестивый купец из итальянской республики Амальфи – в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали Иерусалимский Госпиталь Святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест Амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов - госпитальерами (от. лат. hospitalis - «гостеприимный»).


Карл Великий в бою. Понятно, что сам Карл Великий никакого сюрко не носил. Не было в его время такой моды. То есть изображение на миниатюре современно написанию манускрипта. Но обращает на себя внимание сюрко одного из воинов. Оно оранжевого цвета с белым крестом госпитальеров. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно – они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец-то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид Бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем Иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой Пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы Пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в Национальной библиотеке острова Мальта в Ла-Валлетте.


Восьмой крестовый поход 1270 г. Крестоносцы Людовика IX высаживаются в Тунисе. Одна из немногих средневековых миниатюр, на которой восточные воины изображены с саблями в руках. Миниатюра из «Хроника Сен-Дени». Около 1332 – 1350 гг. (Британская библиотека)

В статусе ордена о военных братьях не упоминалось вплоть до 1200 года, когда, вероятно, и сложилось их деление на три категории: военных братьев (получивших благословение носить и пользоваться ), братьев-лекарей, занимавшихся врачеванием, и братьев-капелланов, выполнявших в ордене религиозные обряды.

Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!

Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон Дюпюи. Именно при нем орден стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем – это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.

В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя – на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть «мальтийским крестом». Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками.

Средневековое европейское папство после отделения от византийской православной церкви неоднократно предпринимало крестовые походы и другие военные кампании для завоевания влияния, земель и власти. Особое внимание было уделено окатоличиванию протестантских и православных стран. Несмотря на то, что духовно-рыцарские ордены потерпели полный провал в выполнении своих первоначальных задач, некоторые из них существуют и поныне, поддерживая историко-культурные традиции и направив свои силы на гуманитарные миссии.

Тевтонский орден

Основанный на базе военного госпиталя возле Акры в 1190 году, Тевтонский орден поначалу был немецким отделением ордена Иоаннитов-госпитальеров. Впоследствии он развился в самостоятельную организацию. Основное структурное отличие Тевтонского ордена от других орденов состояло в том, что в руках Великого магистра не была сосредоточена абсолютная власть, большое количество прав и обязанностей было возложено на Генеральный Капитул. Иерархия ордена была более структурирована, чем в других рыцарских организациях. Название Тевтонского ордена на слуху у русского обывателя, мало-мальски знакомого с собственной историей – именно тевтонцы на Чудском озере получили разгромное поражение от дружины легендарного русского князя Александра Невского при попытке завоевать северную часть русского государства. На счету ордена много военных кампаний, по сути, они упразднили свою гуманитарную миссию в пользу развития армейской мощи. Орден активно распространялся на восток Европы: тевтонцы предлагали свою военную силу взамен на окатоличивание княжеств, благодаря чему папская власть всё ближе подбиралась к Руси. Но в начале 15 века литовцы совместно со смоленцами и поляками буквально разгромили военную кампанию тевтонцев, убив и главу ордена. Потеряв былое могущество, Тевтонский орден был вытеснен с западной Европы протестантами. В 1809 году он был официально упразднен. После нескольких попыток реорганизации и восстановления ордена сегодня он существует в качестве гуманитарной организации, объединяющей монашек. Интересно, что нацистский Рейх считал себя продолжателем дела Тевтонского ордена, особенно в том, что касается военного продвижения на восток Европы.

Тамплиеры

В начале 12 века сразу после Первого крестового похода на Святой земле был основан наиболее известный и обросший самыми невероятными мифами орден Тамплиеров. Первоначально в него входило всего 8 рыцарей, а их задачей была охрана паломников на их пути к христианским святыням Иерусалима. Вернувшись на родину, Тамплиеры завербовали много рыцарей на службу в орден, а богатейшие феодалы Европы давали им щедрые пожертвования. Рыцари честно исполняли свою христианскую миссию около века, затем орден ожидало постепенное вырождение. Рыцари-тамплиеры стали заниматься торговлей и ростовщичеством. Они учредили первейший в мире уникальный прототип современного банка, беря деньги за услугу сохранности и пересылки ценностей и денежных сумм. Тамплиеры стали богатейшей из когда-либо существующих организаций. По сей день многие историки и авантюристы ищут легендарные сокровища Тамплиеров. Однако деньги и большое влияние развратили рыцарей, де-факто превратив их в банду вооруженных воинов. Некоторые свидетельства говорят о поклонении сатане и применении магии Тамплиерами. Духовенство смотрело сквозь пальцы на их преступления, а светская власть боялась их репутации и могущества. Официально орден был упразднен папой римским в 1312 году, однако уже за несколько лет до этого Тамплиеры подвергались жестким гонениям и казням.

Госпитальеры

В конце 11 века на Святой земле был основан госпиталь для помощи и лечения христианских пилигримов и предоставления эскорта для обеспечения безопасности странствующих. После того, как в Иерусалимском королевстве окончательно обосновались мусульмане, госпитальеры вынуждены были уступить свои владения. Они долго скитались в поисках удачного и безопасного места для своей резиденции. В разные годы они обосновывались, строили замки и разрабатывали управленческую систему в Триполи, на Кипре, Родосе, Галикарнасе, пока наконец в 15 веке не остановили свой выбор на Мальте. По сей день резиденция госпитальеров находится там, а их орден является старейшим из ныне действующих. Наряду с названием «госпитальеры» бытует также название «Иоанниты». Сегодняшняя миссия рыцарей-госпитальеров носит гуманитарный, просветительский и благотворительный характер. Интересен также и их правовой статус на мировой арене: де-факто они являются государством без территории. Официальное название сегодняшней организации – Мальтийский орден. Он имеет многие признаки государственности и даже официально представительствует в ООН. Множественные дипломатические миссии по всему миру сходны с посольствами и дипмиссиями государств, а во главе этой организации стоит Великий магистр, исполняющий обязанности правителя организации.

Меченосцы

На заре 13 века в Восточной Пруссии был образован орден Меченосцев. По сути он был частью военной стратегии по завоеванию и окатоличиванию восточноевропейских земель. Орден руководствовался системой и уставом Тамплиеров с той лишь разницей, что они подчинялись не напрямую папе, а епископу. Орден просуществовал чуть более 30 лет, после чего полностью влился в состав Тевтонского ордена. Меченосцы успели вписать себя в историю Руси. Несколько раз они неудачно пытались завоевать Новгородские земли, после чего предприняли поход на места, где расположен современный Таллин – именно они основали крепость Ревель, которая стала началом будущей эстонской столицы. Впоследствии у них было еще несколько неудачных походов на русские земли, хотя основные силы меченосцы бросили на балтов и литовцев. Объявив Крестовый поход против Литвы, меченосцы потерпели самое разгромное в их истории поражение, погиб также их Великий магистр. После проигрыша их остатки были присоединены к тевтонцам.

История духовно – рыцарского ордена

Духовно – рыцарский орден - военно-монашеские организации феодалов, создававшиеся в 12-13 века под руководством католической церкви с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений, а также для новых территорий. К духовно-рыцарским орденам относятся ордена: Иоаннитов, Тамплиеров, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы.

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена первых крестовых походов. В XI веке католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и Гроба Господня, который, по преданию, находился в городе Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате новых земель. Город И ерусалим

Помимо земли, открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия Иерусалима на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование.

Духовно – рыцарские ордена Поддержка д вижения крестоносцев Вооруженная защита Святой Земли от нападения «неверных» Орден госпитальеров 1113 год «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна» Орден тамплиеров 1118 -1119 годы «Тайное общество Христово и храма Соломона» Тевтонский орден 1190 год «Орден дома Святой Марии Тевтонской»

Орден госпитальеров Орден тампилиеров Тевтонский орден

Вступая в орден, рыцарь приносил обычный обет монашества: бедности, целомудрия, послушания. Рыцарь должен был: исполнять долг гостеприимства и неустанно вести войну против неверных. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин. Члены рыцарского ордена беспрекословно повиновались главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру. Духовные рыцарские ордены почти во всем были похожи на монашеские ордены, но у них были определенный устав, утвержденный Папой Римским, и особая отличительная одежда.

Духовно-рыцарские ордена, возникшие на Святой Земле, участвовали в военных действиях и на других территориях христианского мира. Так, например, первыми вступили в войну в Испании рыцари госпитальеры и тамплиеры. Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание рыцарских орденов как источник доходов. Влияние рыцарей госпитальеров и тамплиеров привело к тому что, уже в XII веке в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. Испанским рыцарским орденам покровительствовали христианские правители Испании.

Не чаялось мне быть в такой кручине,
Как в честь Христа взялся я крест нести.
Теперь я рад бы биться в Палестине;
Но верность даме встала на пути.

Как должно, душу мог бы я спасти,
Когда б желанье сердца смолкло ныне.
Но всё равно ему в его гордыне,
В рай или в ад придется мне идти.

Ульрих фон Зингенберг. Перевод Б. Ярхо

А вот первый «зарегистрированный», вернее, скажем так - утвержденный римским папой орден воинов-монахов основал Гуго де Пейн. Название ему он придумал такое: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» – поэтому-то в дальнейшем его и стали называть орденом тамплиеров или храмовников (по-французски «тампль» как раз и означает «храм»). А было так, что в 1118 году Гуго де Пейн – французский рыцарь вместе со своими восемью родственниками-рыцарями основал орден с целью защищать пилигримов в Палестине. Задачу они себе поставили следующую: «По мере сил охранять дороги на пользу паломникам от коварства разбойников и от нападений степных кочевников». Рыцари были настолько бедными, что имели одного коня на двоих, из-за чего впоследствии на печати ордена изображались два всадника верхом на одной лошади.

Современные «рыцари-тамплиеры».

О создании ордена было объявлено на соборе в городе Труа в 1128 году, где его признали официально. Священнику Бернару Клервоскому была поручена разработка его устава, в котором должны были быть собраны все правила ордена. Архиепископ Тирский Вильгельм – канцлер Иерусалимского королевства и один из известнейших историков средневековья, описывал создание ордена следующим образом: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин I, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности». Тогда же ордену дали не только устав, но и разрешение на ношение его рыцарями белой монашеской рясы и плаща, а черных одеяний – для их оруженосцев и слуг. А вот красного креста на плече тамплиеры сначала не имели. Он им был дарован римским папой Евгением III лишь после 1145 года.


Средневековая миниатюра с изображением рыцаря-тамплиера.

Сам Бернар Клервоский, причисленный впоследствии к лику святых, писал о рыцарях-монахах следующее: «...Новое рыцарство появилось в Святой земле. Новое, говорю я вам, и не испорченное миром, в коем ведет оно двойное сражение – как против врагов во плоти и во крови, так и против духа зла в небесах. И нет никакого чуда в том, что рыцари эти противостоят крепостью мышц своих телесным противникам, ибо сие полагаю я делом вполне обычным. Но подлинным чудом является то, что силой духа своего сражаются они с пороками и демонами, заслужив такую же хвалу, как и священнослужители». Вот какой предстает перед нами жизнь тамплиеров в передаче Бернара: «Они во всем подчиняются командиру своему, носят предписанное им облачение, не пытаясь что-либо добавить к одеянию и к пище своей... Избегают они любого излишества в еде и в одежде... Живут вместе, без жен и детей... Обретаются под одной крышей, и в жилище этом ничего им не принадлежит – даже собственная воля их...» И вот ещё одно важное добавление, вернее, добавление, которое посчитал он важным: «Никого не ставят они ниже себя. Почитают лучших, а не знатных…» «Волосы стригут они коротко... Не причесываются никогда, моются редко, борода у них всклокоченная, воняют они дорожным потом, одежда их запачкана пылью, грязью и пятнами от упряжи...»


Печать тамплиеров.

Интересное описание, притом, что особенная чистоплотность в это время вообще не была популярна, так как церковь учила, что водой грехов не смоешь. И то, что Бернар отметил, что от них разило потом, говорит о многом.

Картина, как вы видите, создается не самая привлекательная – и, однако же, успех дела привлечения в орден людей был громадным. Правда, вступающим в орден было обещано – причем в весьма возвышенной форме – отпущение грехов. Однако Бернар позволил ордену – с разрешения местного епископа, конечно, вербовать в свои ряды даже тех, кто был... отлучен от церкви! Но следует подчеркнуть, что сам он абсолютно никаких иллюзий на счет людей, завербованных подобных образом, не питал: «Среди них, – писал он, – есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убийцы, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восток же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг». Разумеется, это довольно циничный подход для настоящего христианина. «Любовь – любовью, но надо ведь и меру знать!»

Однако крестовые походы действительно стали для Запада избавлением от множества «лишних ртов», и почему бы было этим не пользоваться и далее. И потом, разве святой Бернар помышлял сделать из этих людей монахов? Отнюдь нет – всего лишь лишенных собственной воли воинов-профессионалов, которых церковь могла бы противопоставить совершенно разнузданной рыцарской вольнице – только и всего! Чтобы войти в число монахов Храма, нужно было выдержать испытательный срок – иногда чрезвычайно долгий. Тем не менее, и бойцы, и дары начали стекаться в орден буквально со всех сторон, а вокруг монашеского рыцарства создается ореол необыкновенной притягательной силы. И этим широко пользовался также и орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского: кто страшился строгих требований ордена храмовников, находил здесь атмосферу более мягкую, хотя и не менее рыцарскую.

Оба ордена спасут Святую землю двадцать раз, и шесть Великих магистров-храмовников сложат свои головы в бою. И вот, что очень важно: орден стал богат, очень богат: на Востоке силой (поскольку война – это всегда грабеж), а на Западе – за счет пожертвований и подарков. Потому что орден одаривали, как раньше одаривали аббатства – то есть, исполняя обет, опасаясь загробного воздаяния, или ради традиционной заботы о спасении души. Орден получал деньги, земли, и даже невольников. Многие феодалы включали его по завещанию в число своих наследников, либо в пользу ордена отказывались от пустошей, лесов и глинистых участков, где ничего, собственно, и так не растет, но которые вполне годились, чтобы подарить их богоугодному ордену! Король Арагона дошел до того, что решил даже отдать тамплиерам и госпитальерам собственное королевство, и только сильнейшее недовольство своих вассалов, и даже крестьян, которых местные священники настроили против тамплиеров, заставило его расстаться с этой идеей. И жалко, что этого не случилось! В Европе тогда могло бы оказаться под властью ордена целое государство и – вот это был бы тогда социальный эксперимент! Орден же принимал практически все! Между тем, кроме дарений в Шампани и во Фландрии, тамплиеры стали получать земли и в Пуату, и в Аквитании, что позволило защитить от набегов арабов практически все побережье Франции. К 1270 году они имели в той же Франции около тысячи командорств, а к ним в дополнение еще и многочисленные «хозяйства» (небольшие фермы, управлявшиеся членами ордена). Ну, а к 1307 году количество их удвоилось.


Реконструкция вооружения тамплиеров, XIII в.

Самое интересное, что тамплиеры действительно свято чтили свой устав, запрещавший им поднимать оружие против единоверцев. Ведь они на Западе не участвовали ни в одной феодальной распре, хотя на Востоке, а ещё в землях Испании и Португалии (а также в битве при Легнице в 1241 году против монголов Бату-хана) сражались постоянно! Регламенты ордена были таковы, что не позволяли братьям-рыцарям удаляться от лагеря дальше, чем была слышна команда, не позволяли наступать без приказа или покидать строй даже в случае ранения. Более того, рыцари были обязаны сражаться с еретиками при их троекратном превосходстве в численности.

Одновременно уставом предписывалось, что если им придется защищать свою жизнь от нападения единоверцев, то браться за оружие они могут лишь после троекратного на них нападения со стороны последних. А в случае неисполнения своего долга их следовало трижды бичевать, чего среди светских рыцарей вообще не допускалось! Есть мясо тамплиеры в течение недели могли только три раза. Причащаться должны были три раза в год, мессу слушать тоже три раза и ещё трижды в неделю подавать милостыню... Сражаться с врагами им следовало, пока развевалось их знамя. И только лишь когда знамя падало, а все соратники были рассеяны или погибли, рыцарь-тамплиер, уповая на Господа, имел право искать спасения в бегстве и покинуть поле боя.

Численность братьев-рыцарей в Аутремере составляла примерно 300 человек. Еще орден мог выставить несколько сотен сержантов и рыцарей-мирян, на время примыкавших к тамплиерам, что было по тем временам силой очень внушительной – недаром короли Иерусалима обычно ставили их в авангарде своих войск. При этом орден умел также хорошо защищать свои замки и крепости, как и воевать в чистом поле. При этом тамплиеры были неутомимыми строителями. На Востоке они строили замки и прокладывали дороги. На Западе орден строил, прежде всего, церкви, соборы, ну и замки тоже. В Палестине тамплиеры владели 18 крупными замками, причем замки тамплиеров строились очень быстро и представляли собой по-настоящему неприступные крепости. Расстояния между ними выбирались с расчетом, чтобы эту территорию было легко патрулировать. Вот далеко не полный перечень замков, построенных орденом в Святой земле: Сафет (выстроен всего за четыре года), Бельвуар и Замок Паломника в Галилее, замки Бофор и Аркас в Ливане, Тортоса, Красный и Белый Замки в Сирии. При этом в каждом из таких замков располагались крупные отряды, что еще больше усиливало их значение. Так, например, в крепости Сафад, построенной для охраны дороги из Дамаска в Аккон в районе переправы через реку Иордан и восстановленной орденом в 1240 году, в мирное время находились пятьдесят тамплиеров. В их распоряжении также было тридцать послушников в качестве подкрепления. Кроме того, у них имелись еще пятьдесят легковооруженных конных воинов, тридцать лучников, восемьсот двадцать пеших воинов и четыреста рабов.

Формирование ордена было завершено в 1139 году буллой Иннокентия II, где заявлялось, что любой тамплиер любые границы имеет право пересекать свободно, не платит никаких налогов и не может подчиняться никому, кроме Его Святейшества Папы. Ну, а кресты после 1145 года они стали носить не только на левом плече, но также на груди и на спине. Знамя тамплиеров было двухцветным: верх – черный, низ – белый. Черное одеяние в ордене было у оруженосцев и слуг. Военное звание имели рыцари, у которых было два походных коня и один боевой конь, и оруженосец, служивший за плату либо добровольно. В этом случае его категорически запрещалось подвергать телесным наказаниям. За рыцарями следовали сержанты, носившие одежду коричневого цвета и сражавшиеся в конном строю. Каждый из них имел собственного коня и слугу. Находясь в замках ордена, они размещались в таких же помещениях, что и рыцари, и имели точно такие же спальные принадлежности. Зато в походе ни палаток, ни навесов им не полагалось – они спали прямо на земле и ели из одного котла. Вооруженные слуги, находившиеся при войске, шли в бой под началом брата-знаменосца вместе с другими. Наконец, в войске тамплиеров могли быть также и наемники – туркопулы, набиравшиеся обычно из армян и представлявшие собой конных лучников, которые, однако, всегда должны были спешиваться перед стрельбой. Реально, а не так как это изображала их печать, в поход они выступали, будучи прекрасно экипированными. По уставу ордена рыцарю следовало иметь: небольшую палатку, молоток, чтобы вбивать колышки для палатки, потом ещё веревки, топор, непременно два хлыста, а также мешок для спальных принадлежностей. Затем у него должны были быть котел для варки пищи, миска и сито для просеивания зерна, непременно две чашки, потом две фляги, а ещё ковшик, ложка, и два ножа и т. п., и это, не считая его оружия и доспехов, которые у тамплиеров всегда были наилучшего качества. Естественно, что все это перевозилось вьючными лошадьми, иначе с таким грузом рыцарь не смог бы сделать и шагу!

Здесь надо сказать, что помимо воинской доблести тамплиеры показали себя и весьма изобретательными людьми с точки зрения развития… финансового дела! Ведь это тамплиеры придумали чеки, наличие которых позволяло людям золото и серебро с собой уже не возить. Теперь вполне можно было совершать паломничество всего лишь с маленьким кусочком кожи, но затем обратиться в любое из орденских командорств и получить там по нему деньги в нужном количестве. Деньги владельца такого чека становились недоступными для разбойников, которых в Средние века было очень много. Орден давал ссуды под 10 процентов годовых, тогда как у ростовщиков комиссия была 40 и более процентов. И хотя папы освобождали крестоносцев, идущих в поход, от долгов еврейским ростовщикам, тамплиерам долги отдавали всегда.


Фигурки-миниатюры, в том числе и изображающие рыцарей-тамплиеров, сегодня очень популярны.

Известно, что богатство развращает, и уже очень скоро нравы храмовников во многом изменились. Например, хотя устав ордена и предписывал им умеренность в еде, вино они потребляли в таких количествах, что родилась даже такая поговорка: «Пьет, как тамплиер» – то есть самым неумеренным образом! Естественно, что богатства, собранные орденом за всю его долгую историю, вызвали к нему зависть очень многих, поэтому вскоре после изгнания крестоносцев из Святой земли на орден начались гонения. В 1307 году французский Филипп IV (который, кстати, был должен тамплиерам большую сумму денег!) обвинил тамплиеров в колдовстве и приказал их арестовать и пытать с целью добиться признательных показаний. Затем папа римский отдал распоряжение их судить, что, разумеется, было исполнено. Но нигде, кроме Франции, вина тамплиеров доказана не была. Тем не менее, папа все равно упразднил орден, а его последнего Великого магистра сожгли на костре в центре Парижа на острове посреди Сены в 1314 году, причем, умирая, он проклял короля и папу, и оба они вскоре умерли! Многие тамплиеры спаслись на территории Англии и Шотландии. В Германии они вошли в Тевтонский орден, а в Португалии просто поменяли название ордена и стали называться рыцарями Христа.


А вот такими изображает нам рыцарей XIII века знаменитая «Библия крестоносца» или Библия Мациевского.

А вот в Италии наследниками тамплиеров стали рыцари ордена Сан-Стефано из Тосканы. Его основал в 1561 году великий герцог Косимо де Медичи Тосканский, чтобы бороться с пиратами. Орден имел бенедектинский устав, а великий герцог являлся его патроном и одновременно магистром. Братья ордена разделялись на четыре класса: рыцари благородного происхождения, священники, братья-слуги и женщины-канониссы. Штаб-квартира ордена находилась в Пизе. Галеры ордена действовали вместе с галерами мальтийских рыцарей и патрулировали в Средиземном море совместно с ними. 12 галер ордена участвовали в битве при Лепанто в 1571 году, где флот христианских государств одержал решительную победу над турками. Одеждой этого ордена был белый плащ, имевший светло-красную подкладку и красный мальтийский крест слева на груди, обшитый золотым кантом. У братьев-слуг это был белый плащ или простая рубаха с нашитым красным крестом. Священникам полагалась белая одежда, а красный крест был с желтым кантом из тесьмы.


Тамплиеры-реконструкторы