Доверие Богу – умение принимать уроки судьбы и не обижаться на неё. Недоверие к людям и богу

Доверие Богу – умение принимать уроки судьбы и не обижаться на неё. Недоверие к людям и богу
Доверие Богу – умение принимать уроки судьбы и не обижаться на неё. Недоверие к людям и богу

Милосердный Господь никогда не допускает произойти ничему плохому, если не знает, что из этого произойдет какое-то благо и мы получим для нашей души пользу. Поэтому мы всегда должны быть уверены, что Бог даже наши безобразия обращает в добро. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в Его руки и ни о чем не тревожьтесь.
Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело - доверие Богу.
Тот, кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это. Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся.
Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию.
Мы должны непрестанно молиться и со смирением просить Господа о помощи и милосердии. Но нельзя настойчиво умолять, чтобы Господь и Матерь Божия немедленно исполнили нашу просьбу, даже если мы желаем добра. Да, мы хотим добра, и Бог благоволит подать нам помощь, но время может не подходить для этого, а, может быть, Господь знает, что сейчас для нас полезнее не получить того, о чем просили. Поэтому нам надо терпеть, обвиняя себя, и со смирением просить Бога, а не требовать, и быть уверенным, что Он покроет нас Своим милосердием тогда, когда на то будет Его воля.
Если мы полностью доверяемся Богу, милосердный Господь наблюдает за нами и заботится о нас. Как хороший распорядитель Он посылает всем нам все потребное. Он обращает внимание даже на наши мелкие материальные нужды, и чтобы мы увидели Его попечение о нас, действие Его промысла, Он подает нам именно столько, сколько необходимо. Но не надо ждать, что прежде Господь пошлет тебе что-нибудь, сначала целиком предай в руки Божии себя самого. Ведь если ты все время просишь о чем-то Господа, но не вверяешь Ему всего себя, это означает, что твое пристанище на земле, и ты не стремишься в райские обители. Те люди, которые всю свою жизнь и себя целиком предают Богу, находятся под Его великим покровом и защищены Его промыслом. Доверие Богу - это непрестанное таинственное моление, которое в нужное время незаметно призывает силу Божию туда, где она необходима.
Человек, который со вниманием относится к проявлениям милости Божией к себе, научается зависеть от промысла Божия, и тогда начинает чувствовать себя, как дитя в колыбельке, которое, едва лишь мать отойдет от него, заливается слезами и не успокаивается, пока она опять не подбежит к нему. Вверять себя Богу - великое дело!
Тех людей, которые все принадлежащее им и себя самих без остатка предают в руки Божии, защищает могучий покров Божий и хранит Его все-мудрый промысел. И тогда они усыновляются Творцу и с Его помощью могут действеннее помогать своими молитвами находящемуся в бедственном положении миру, а также - просвещаемые свыше - указывать людям правильный путь, чтобы они приблизились к Богу и через Божественное утешение обрели радость, мир и спасение для своей души, потому что душа имеет покой только в Боге.
Господь хочет, чтобы мы понимали свою греховность и проявляли свое расположение к добру хотя бы небольшим подвигом самоотречения. Все прочее пошлет Он. Для духовной жизни не нужны накачанные мускулы. Надо со смирением подвизаться, молить Бога о милосердии и всегда благодарить Его. Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу.

Сегодня мне хочется воодушевить Вас тем, что времена года сменяют друг друга, обстоятельства постоянно меняются, но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Внезапно что-то может произойти в правительстве или мировой экономике, но Господь является нашей единственной постоянной величиной во всякое время; Он Скала, на которой мы можем стоять вечно; Он укрепляет нас, даёт нам сил, делает нас твёрдыми и стойкими, потому что мы взираем на Него (см. 1 Петра 5:10). Эта истина подтверждалась в нашей жизни неоднократно. Расскажу Вам о том, что происходило с нами сразу после переезда в эту часть мира, и Вы сами в этом убедитесь.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

Двадцать пять лет назад мы всей семьёй переехали в бывший Советский Союз. В день приезда мы поселились в заранее арендованном нами доме и отправились спать, поскольку нуждались в отдыхе. Проснувшись на следующее утро, мы услышали в выпуске новостей, что стоимость всех основных продуктов питания выросла в пять раз, прямо на следующий день после нашего приезда! Но и это ещё не всё. Пятидесятирублёвые банкноты были признаны недействительными; они просто-напросто превратились в бумажки, не обладающие никакой ценностью.

К сожалению, в день приезда мы обменяли тысячу долларов на рубли, чтобы у нас была валюта той страны, в которую мы прибыли, и чтобы у нас было на что жить здесь первое время. Всю нашу тысячу долларов поменяли как раз на пятидесятирублёвые купюры, которые внезапно обесценились. Вдобавок ко всему, магазины были опустошены, отсутствовали даже основные товары; в аптеках тоже было пусто; на полках хоть шаром покати. С трудом можно было найти заправочную станцию, где имелся бензин. Вся инфраструктура Советского Союза распалась.

БОГ ВЕРЕН

Люди боялись, что не смогут найти даже хлеба. И когда в магазин наконец привозили хлеб, тут же выстраивалась очередь на целый квартал. Такие основные продукты питания, как мука, сахар, молоко и яйца, можно было купить только в небольшом количестве и только при наличии продовольственных талонов, которые выдавала администрация города. Но эти талоны могли получить лишь граждане, поэтому наша семья не имела права на их получение.
И всё же, несмотря на трудности и потрясения, с которыми мы столкнулись с первых же дней, Бог предусмотрел, чтобы у нас всегда было всё необходимое. Более того, нас наполнял совершенный мир, потому что мы доверяли Ему.

ВАЖНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЧУТКОСТИ

В то время бывали дни, когда мы, словно охотники, выслеживающие добычу, искали заправочные станции, на которых был бы бензин, искали основные продукты питания, мы «охотились» даже на туалетную бумагу. Бывало и так, что в течение многих дней в пунктах обмена валюты не было рублей. А если нет рублей, то нет и возможности купить продукты, даже если их наконец удавалось найти. Как только в пунктах обмена валюты появлялись рубли, мы, помня о своей потере в тысячу долларов, обменивали лишь небольшую сумму долларов, чтобы больше не понести такие потери, как в тот раз. В тот период, довольно нестабильный и опасный, следовало быть очень чутким к Святому Духу, чтобы знать, когда и как действовать, дабы иметь возможность выполнять даже какие-то элементарные, повседневные дела.

ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВО

Сегодня условия жизни не такие ужасные, с которыми мы столкнулись, как только переехали в бывший Советский Союз. Но и сегодня во всём мире люди переживают большие финансовые трудности. Цены поднялись. Непонятно, в каком направлении движется экономика. Возможно, и Вы ощущаете тяжесть финансовой нестабильности. Но, вместо того чтобы поддаваться духу страха, твёрдо держитесь того, чему учил Иисус:
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Матфея 6:31-33

За годы нашей жизни и служения много раз было так, что мы с Дэнис не знали, как будем оплачивать затраты на то, что Бог сказал нам сделать. Однако мы усвоили: если прежде будем искать Божьего Царства, как и учил Иисус, то всё остальное у нас будет появляться по мере необходимости.

УЧИМСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ

В первое время нашей жизни в этой части мира – впрочем, как и каждый раз, когда Бог говорил нам сделать что-то, что превосходило финансовые возможности нашего банковского счёта, – мы особенно часто размышляли над словами Иисуса из 6-й главы Евангелия от Матфея, где Он учит доверять Богу в час нужды:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:31-33).

ЗАПРЕТ НА ТРЕВОГУ И ВОЛНЕНИЕ

Обратите особое внимание на крайне важную для нас с Вами фразу «не заботьтесь». Она употреблена в запретительном повелительном наклонении, выражающем запрет на совершение того или иного действия. Греческое слово merimnao – «забота» – также означает тревога, волнение, беспокойство и описывает человека, который сильно чем-то обеспокоен; применительно к контексту данного стиха это человек, беспокоящийся о восполнении своих основных потребностей. Употребив эту фразу в запретительном повелительном наклонении, Иисус буквально сказал: «Не беспокойтесь, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом».

БОГ ВЕРЕН ВСЕГДА

Я лично могу засвидетельствовать, что с самого начала Бог проявлял верность как в нашей жизни, так и в служении, и проявляет по сей день. Даже когда мы с Дэнис понятия не имели, каким образом будут удовлетворены наши основные потребности, Бог был верен и вовремя восполнял их все. А потребовав от нас предпринять колоссальные шаги веры, которые были за пределами наших финансовых возможностей, Он делал так, что у нас появлялись необходимые суммы; посредством Своего Духа Он совершал то, что не могли бы сделать мы сами.

БОГ ВПЕРЕДИ НАС

Позвольте также сказать, что тревоги, волнения и беспокойства никак не помогут восполнять нужды или продвигаться к цели. Это не означает, что я никогда не тревожился и никогда ни о чём не беспокоился. Но за все эти годы я не раз убеждался, что Бог прекрасно осведомлён о каждой нашей нужде и всегда знает, какая сумма нам требуется. Он далеко впереди нас – Он действует таким образом, каким мы и представить не можем, и заботится о том, чтобы всё необходимое появлялось у нас вовремя.

ПОСТАВЬ БОГА НА ПЕРВОЕ МЕСТО

Иисус сказал:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:33).

Мой сын Филипп перефразировал этот стих так: «Поставьте Бога на первое место, а всё остальное придёт к вам». Аминь – всё, что я могу на это сказать, потому что именно эту истину Иисус и хотел донести до нашего сердца и разума, произнося эти слова.

ДУМАЕТЕ, БЕСПОКОЙСТВО ПОМОЖЕТ?

Что по этому поводу можете сказать о себе Вы? Вы тревожитесь и беспокоитесь о том, чего изменить не в силах? Известно ли Вам, что Бог хорошо осведомлён о Вашей ситуации? Каким образом беспокойство может Вам помочь хоть в чём-нибудь? Оно ничего не изменит в лучшую сторону – вот почему Иисус сказал:
«НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом»
. Я призываю Вас возложить свои бремена, тревоги, беспокойства и заботы на Господа и прежде всего искать Его и Божьего Царства. Вы увидите, как Он будет предоставлять Вам то, в отношении чего Вы беспокоились и переживали. Бог верен. Он обеспечит Вас всем необходимым. Он Господь, и Его характер никогда не меняется (см. Малахия 3:6). А также Он не лицеприятен (см. Деяния 10:34). Это означает: что Он сделал для других, то сделает и для Вас.

СОМНЕНИЯ В БОГЕ БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ!

У нас нет никаких оснований сомневаться в Боге или Его верности. Он не человек, поэтому никогда не лжёт (см. Числа 23:19). Но если мы сосредоточиваемся на своих нуждах, которые кажутся нам слишком серьёзными и даже невосполнимыми, то упустим из виду Его верность и абсолютную честность. Мы можем и не знать, каким образом Бог придёт нам на помощь, но мы можем помолиться и возложить свои заботы на Него (см. 1 Петра 5:7), затем успокоиться и верить, что Он нам поможет.

ЧТО У ВАС НА СЕРДЦЕ?

Пожалуйста, сообщите мне о своих молитвенных нуждах! Если Вы хотите, чтобы я и моя команда молились за Вас, напишите сюда . Я и моя молитвенная команда считаем честью для себя представать перед Господом с Вашими молитвенными просьбами и вместе с Вами ожидать чудес в ответ на молитву.

Не так давно мы рассуждали в семье, что такое любовь. И Евгений, мой сын, сказал: «Любовь - это доверие».
Я задумался над его словами.
Что же такое доверие? Может быть, это способность полагаться на кого-либо или на что-либо?
Словарь Ожегова говорит: «Доверие – это уверенность в чьей- либо добросовестности и искренности».
Крепкие отношения между супругами основываются на доверии друг другу. Доверительные отношения между друзьями являются залогом крепкой дружбы. Отношения между сотрудниками на работе, основанные на доверии, – залог уважительных отношений и успешной карьеры.
А что дают доверительные отношения между Богом и человеком? Доверие Создателю – это залог нашего духовного здоровья, праведной жизни и радости в Боге.
Между тем, верующих людей в Бога по статистике в России около 70%, и только 9% таковыми являются.
Довериться Христу трудно многим. Мешают: неверие, грехи, самоуверенность, гордость, жизненный опыт и многое-многое другое.
Но и среди обращённых ко Христу людей есть достаточное количество тех, которые бояться полностью доверить Богу свою жизнь, свои дела, проекты; бояться принимать ответственные решения, потому что не уверены в том, что Господь может помочь им. А вдруг не получится!
Мы доверяем Богу какие-то незначительные дела. А вот когда вопрос касается очень ответственного дела, здоровья, личной безопасности или принятия какого-либо решения в жизни, то процент доверия Богу весьма падает. Мы, как правило, в таких ситуациях начинаем опираться на самих себя или на других людей, ища в них своих помощников, опору и спасителей.
Простой пример с Апостолом Петром: Иисуса схватили стражники и держали Его под стражей. Петр следовал за Христом, и в претории рано утром (Лк.22:56-57)
«Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его».
Пётр, который говорил Иисусу: "Ты - Сын Бога живого, который видел Христа каждый день, ходил с Ним, видел чудеса, вдруг отрекается!
Почему? Причина проста: недоверие Богу и страх перед обстоятельствами. Веруя в Сына Божьего, Пётр боится доверить своё спасение Богу. Он осознаёт, что в данную минуту ему надо спасать свою жизнь, и делать это надо как можно быстрее. Каким образом? Враньем.
Мог ли Бог позаботиться о нём? Безусловно! Но Пётр не доверяет в данный момент Господу. Результат – принародное отречение.
Вопрос недоверия Богу проявляется в различных сферах нашей жизни, даже в простых вещах.
Например: в приобретении одежды. Мф.6:28-30
28 Что вы постоянно думаете об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то более вас оденет, маловеры!

И во многих евангельских эпизодах мы можем встретить моменты, когда Христос упрекает своих учеников, говоря им: «Маловеры!»
Итак, что же мешает нам полностью доверить свою жизнь Богу?
Прочитаем место из Мф.14:25-31
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

Итак мы видим, что Иисус Христос сказал Петру:
«Маловер, к чему ты усомнился!»
Почему Пётр стал тонуть?
Потому что стал сомневаться: испугался бушующих волн и сильного ветра, а Христос так еще далеко…
Причина маловерия скрывается в сомнении в силу и всемогущество Бога, в Его помощь в любых сложных и опасных ситуациях.
Бог не будет помогать нам в том случае, когда наше надежда основывается на собственных силах, на собственных пониманиях происходящих процессов, когда мы полагаемся на себя, сомневаясь во всемогуществе Создателя неба и земли.
«А сомневающийся» , - говорит Апостол Иаков – «не твёрд в своём пути, как и морская волна. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:6-7)
Теперь вспомним Давида – мужа по сердцу Бога. Он достаточно много времени бегал от Саула по горам и холмам, прятался, притворялся безумным, боялся, что царь его убьет.
Что Бог не мог спасти его? Мог!
Что мешало Богу сделать это?

Посмотрим Псалом 114:1-9
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во [все] дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.

Обратите внимание на стих 1. «Я радуюсь, что Бог услышал голос мой, моление моё!» Бог всегда слышит нас, не так ли? И далее 6 стих.
«…я изнемог и Господь помог мне».
Т.е. до этого Давид мог: убегал, скрывался, полагался на свои силы, а теперь изнемог! И только тогда, когда надежда Давида на себя полностью растаяла, только тогда Бог помогает ему!
Что мы можем вынести из этого отрывка?
1. Бог допускает идти человеку своим путём и решать проблемы собственными силами. "Бог, мы знаем лучше", - тем самым не даём Ему действовать.
2. Что мешало Давиду получить помощь?
САМОУВЕРЕННОСТЬ! Что такое самоуверенность? Это ВЕРА и НАДЕЖДА на себя и свои силы, пренебрежение помощью и поддержкой со стороны других.
3. Когда исчезает самоуверенность, то последнее, на Кого может положиться человек – это Бог. И только тогда, когда Давид понимает это, Бог начинает помогать ему.
Итак, мы вывели две вещи, которые мешают нам доверять Богу на все 100%:
1. Сомнение в силе и всемогуществе Бога.
2. Самоуверенность в себе самом.
Как в нашей повседневной жизни могут проявляться эти вещи?
Наша повседневная жизнь полна маленьких и больших испытаний.
- Солгать или не солгать – самое распространённое испытание, возникающее в минуты сохранения своего имиджа в обществе, для продвижения в бизнесе или по служебной лестнице.
- Или «мне и так не хватает денег на жизнь, а в церкви говорят о пожертвованиях».
Один человек мне сказал как-то: "Вот когда я буду достаточно много зарабатывать, тогда и принесу пожертвования в церковь". Что мы видим здесь? Страх недоверия финансового вопроса Богу.
- Не отступающая болезнь, о которой молятся в церкви, которая продолжает наступать, а вера в помощь Божию тает с каждым часом. Что мы в такие минуты стараемся делать? Бежим к профессиональным врачам, покупаем дорогостоящие лекарства и обращаемся к современной технике. Но где вера в Бога, нашего врачевателя и сердцеведца?
- Кто-то говорит: "Зачем молиться и просить Бога о мелочах, когда я сам смогу это сделать".
- Или сначала делаем что-то упорно - не получается, мы делаем - не получается, мы продолжаем делать, не молясь - не получается... И когда у нас совсем не получается - вот тогда говорим себе: "Надо помолиться Богу".
Можно привести еще очень много примеров.
Как нам поступать в такие моменты? Дать место сомнениям и страху? Удариться в панику? Искать свои выходы и решения? Нет. Нужно полностью доверить ситуацию Всемогущему Создателю. Неужели, Тот, Кто сотворил вселенную, Тот, Кто управляет временем и историей не может нам помочь? Может и желает…

Но как же нам научиться доверять Богу?
1. Нужно знать о могуществе и любви Господа Бога нашего, спасающего во всевозможных обстоятельствах. «…не бойся, ибо Я с тобою;- говорит Господь, - не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:10)
2. Нужно перестать полагаться на себя, на собственные силы, на людей, на случайности, а полностью положиться на Христа. т.е. делать всё в сотрудничестве с Богом и идти не впереди Бога, а за Ним и с Ним!
3. Нужно перестать бояться ситуаций в обществе людей, не бояться сказать правду, не бояться кризисов, болезней и т.п.
Хочу в завершении прочитать наставлении Господа Бога:
«Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь». (Иисус Навин1:9)
Аминь.

Трудность веры
(Мф.17:14-21)

Для начала подумайте и про себя ответьте на вопрос, что такое вера? Я не сомневаюсь, что многие ответили словами Павла: «Вера – это уверенность в невидимом Боге…» Да, вы правы, но вера в Бога – это не только твёрдая убеждённость в Его существовании, но и доверие Ему. Доверяющие Богу называются верующими людьми.

Давайте прочитаем две Библейские истории, показывающие разные веры учеников Иисуса Христа:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род, не доверяющий и всё искажающий! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру (доверие, верность, убеждённость) с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

Те же самые ученики несколько лет спустя:

1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
(Деян.3:1-9)

Что изменилось с того времени, как Иисус на глазах учеников исцелил больного, до того времени, как ученики сами стали исцелять? Верили ли ученики Христу? И да, и нет. Почему? Да, потому что в одних случаях верили словам Христа, в других - нет. Сам Иисус называл их родом неверующим и всё искажающим.
Почему Ученики не могли творить чудеса исцеления? Потому что они были колеблющимися в доверии Богу, хотя и шли за Иисусом.
Христос сравнивает нашу веру с горчичным зерном. Зернышко горчицы очень маленькое, но, тем не менее, вера с такое зерно может перемещать горы. Это весьма большая вера, раз делает такие дела!
Имеет ли вера размер? Да, имеет. Кто больше доверяет Иисусу, у того она больше или крепче. Кто меньше доверяет, у того она слабая и маленькая.
Иллюстрация с перемещением горы – это проекция на наш реальный мир, показывающая, что с помощью нашей веры, можно менять мир, воздействуя на него своей верой. Так что не стоит воспринимать это место буквально.

Теперь посмотрим на второе событие.
Пётр и Иоанн пришли к храму. Смотрят – сидит у ворот хромой. Говорят ему: «Встань и ходи!» Тот вскакивает и начинает ходить!
Что изменилось? Изменилась вера Петра и Иоанна, изменилось их доверие Богу! Результат изменения – чудо исцеления!
Что особенного произошло с их верой? Пётр и Иоанн научились:
а) слушать Бога;
б) доверять Ему.

Почему ученики Христа повели себя именно так в этой ситуации? Могли же они просто помолиться о том, чтобы Бог дал больному хорошую работу или крепкую веру в исцеление? Могли! Могли дать ему денег, найти врача, накормить его, т.е. помочь ему чем-нибудь? Тоже могли.
Но обратите внимание на один очень интересный момент. Пётр и Иоанн внимательно всмотрелись в лицо этого человека. И пока они смотрели на него, слушали, что скажет им в это время Бог. Это очень важный момент. Почему? Потому что, когда мы сталкиваемся в своей жизни с определёнными трудностями или стоим перед каким-нибудь важным решением, у нас возникает вопрос: как нам поступить в этой ситуации.
И Бог сказал Петру: «Скажи этому человеку: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Пётр сделал так, как сказал ему Господь, и подал сидящему руку. В результате чего, хромой встал и начал ходить.

Подумайте: считаете ли вы себя верующими?
А теперь вспомните: сколько раз вы начинали молиться за какое-либо дело, и к вам сразу же приходили мысли, что такое сложное дело у вас все равно не получиться! Было? Думаю было. И у меня не раз такое случалось.
Кто из нас имеет веру с горчичное зерно? Чем мы, сегодняшние последователи Иисуса Христа, отличаемся от тех же Апостолов? Чем наша вера отличается от их веры? Видим не видимого и веруем в Господа Грядущего. Но можем ли мы вот так прямо сейчас сказать, например, Хасану: встань и ходи, или больному Игорю: будь здоров, или слепому Максиму Варфоломееву, который как- то один раз пел псалмы у нас в церкви: во имя Иисуса Христа прозри, да так, чтобы всё совершилось? Наверняка, кто-то из сидящих в зале засомневался, а кто-то совсем не верит в такие чудеса.
Слаба нынешняя церковь, потому что мало доверяет Богу. Только большими группами в молитве как-то и двигается. А если бы каждый из нас имел веру с горчичное зерно?

Почему же мы часто ничего не получаем, когда молимся? Почему наши молитвы терпят крах?
Есть две причины, которые важно понимать:
а) есть Божий промысел (план);
б) наше вера или доверие Богу.

Есть Божий промысел (план) , с которым мы часто не согласны:
Существуют дела, которые Господь хочет делать через нас. Но мы находим множество причин, чтобы не делать их и часто не поступаем так, как говорит нам внутренний голос – голос Бога. Нередко Бог говорит нам и через людей. «Это не моё дело, - успокаиваем мы себя, - у меня нет даров и талантов, нет времени, пусть это делает другой, а вдруг не получиться…»
В таких ситуациях мы становимся похожими на раба, которому хозяин доверил 10 талантов и уехал в другую страну. А раб взял и закопал их в землю. Что может получить такой раб от своего хозяина?

Мы ожидаем ответа на наши молитвы, но мало реагируем, или вовсе игнорируем просьбы Бога, когда Ему нужно что-то от нас. Порой Господь подводит нас к какому-нибудь человеку, которому сейчас нужно Евангелие или какая-нибудь помощь, но у нас находятся причины, чтобы уйти от него поскорее.
Зато, когда Бог закрывает нам путь, то мы ломимся, но ничего не происходит. Разочаровываемся, начинаем надеяться на свой разум, на других людей, на церковь – но всё безрезультатно. Обижаемся на братьев и сестер, уходим в другие церкви, думая, что вот там-то Бог точно присутствует. Мы слабеем в своём доверии Господу и создаём себе сложность в отношениях с Ним.
«Просите и не получаете, потому, что просите на трату ваших наслаждений» (Иак.4:3) - говорит Иаков. И это истина.
Часто в молитвах мы выступаем в роли просителей, и большая часть наших молитв направлена на нас самих: наше существование, здоровье и благополучие. И очень часто Господь просто молчит. Почему?
Бог, прежде всего, заинтересован в нашем духовном росте, а потом уже обо всем остальном. Ему важно наше физическое здоровье, но важнее духовное. Ему важно научить нас жертвовать, чем топить нас в денежном и материальном избытке. Ему важно научить нас любить людей вокруг нас, чем наше собственное благополучие. Господь всегда предупреждал Свой народ о том, что
«когда у вас будет достаток, не забудьте про Меня!» Для Него важнее научить нас больше доверять Ему, чтобы изменить нас духовно.

Кто живёт духовной жизнью, того чудеса постоянно сопровождают.

Наша вера:
Иногда наша вера подводит нас, когда мы молимся за своих близких, за своё здоровье или еще за что-либо. В этот самый момент времени против нас идёт война. Дьявол не хочет укрепления нашей веры, поэтому подсовывает нам всякие мысли о неисполнении просимого. Как только мы сами или кто-нибудь навязывает нам отрицательный исход событий, считайте - всё пропало. Особенно когда мы молимся за больных или за трудную ситуацию в жизни. Духовная брань велика! Часто приходят такие мысли, как: «О, столько людей молилось, и ничего! Ему Бог дал страдать в этом мире, а ты хочешь его исцелить?» или «ты хочешь изменить эту ситуацию? Да не отпустит тебя начальник!», или многие другие ситуации, которые, на первый взгляд, кажутся просто горами, которые невозможно сдвинуть ни при каких обстоятельствах. Такие мысли побеждают нас. Вся наша молитва становится тщетной. Даже молясь за самого себя, ощущаешь присутствие мыслей типа: «А вдруг я помолюсь, и ничего не будет…» В этих случаях мы становимся похожими на учеников Иисуса Христа, которые ничего не могли сделать с больным мальчиком. Иисус назвал их неверующими.
Допущенная мысль извне, противоположная нашей вере, ломает всё. Только немножко усомнились – можно уже дальше не молиться! Или молиться так: «Господи, укрепи мою веру и помоги полностью довериться Тебе!»

Итак: чтобы иметь ответы на молитвы , необходимо:
1) стараться исполнять волю Господа;
Нужно учиться слышать Бога и отзываться на Его просьбы.
Вера действует тогда, когда вы полностью доверяете Богу.
Не бойтесь действовать в условиях трудных обстоятельств.
2) иметь веру непоколебимую, где нет места сомнениям.
Изгоните страх «а вдруг».
Тогда наша вера укрепит нас и сделает нас более совершенными.

Хочу закончить словами Иакова.
6 …да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

В 1922-ом году была издана небольшая книжица «Heart talks» (Сердечные беседы), статья из которой предлагается вашему вниманию. Автор, - Ч. В. Найлор (1874-1950), которого в 35-летнем возрасте постигло несчастье и он на всю оставшуюся жизнь остался парализованным и прикованным к постели, - научился в своей школе страданий и полной зависимости от Бога всецело доверять Ему и жить в тесном общении с Богом.

Во всей Библии нам указывается на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не уповали на людей, богатство и самого себя, потому что такое упование напрасно. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, т.к. из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом уповании базируются наши надежда, сила, спокойствие и защищенность.

Полное доверие Богу – что это?

Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога. Представлять все свободному течению обстоятельств – тоже не упование. Доверие – это всегда пребывать в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это определенное состояние души и равновесие духа (разума). В уповании мы можем открыть наши нужды, осознавая всемогущество Бога. Уповать – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за Него держаться.

Душа, имеющая истинную веру, не будет колеблема различными ветрами. Хотя волны высоко бьются об его жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто уповает на Бога, тот укрепил свой якорь за скалу силы Божьей.

Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их.

В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если в нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если мы имеем доверие к Богу, тогда страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в мучительном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед различными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощено сердце. Но этим я не хочу сказать, что если ты уповаешь на Бога, то тебе никогда не встретятся вещи, которые будут страшить тебя. Но в таких ситуациях именно доверие дает нам ощущение безопасности, основанное на знании того, что Бог рядом, Ему все ведомо и Он обо всем позаботится, окажет своевременную помощь и защитит нас.

Когда Джон Уэсли плыл из Англии в Америку для миссионерской работы, то корабль попал в сильный шторм. Казалось, весь корабль с пассажирами потонет. Большинство людей были в полном отчаянии и страхе, да и сам Уэсли тоже. Но тут его внимание привлекли несколько пассажиров, которые, несмотря на ужас непогоды, были спокойны и невозмутимы. На Уэсли это оказало большое впечатление, и он спросил о причине их спокойствия. Они просто и ясно ответили, что они доверяют Богу и их души сокрыты в Его присутствии и находятся под Его заботливой охраной. Они не испытывали страха, т.к. не было ничего такого, чего могли бы страшиться христиане. В это время Уэсли еще не пережил возрождения, но именно этот впечатляющий случай подстегнул его к тому, чтобы лично приобрести этот опыт.

В доверии нет озабоченности.

Если мы чем-то сильно озабочены, значит, мы не доверили это обстоятельство Богу. Доверие освобождает нас от любого беспокойства и заботы. Многие люди напрасно растрачивают большую часть своей силы и энергии в лишних заботах. Их постоянно что-то беспокоит. Их дни и ночи наполнены озабоченностью. Это стало их привычкой. В их жизни мало места для внутреннего мира, покоя и безопасности веры. Самое лучшее лекарство для таких состояний – полное упование. Тесная связь с Богом рождает доверие. Упование показывает, что Бог крепко держит руль нашего жизненного корабля. Это доверие требует от нас, чтобы мы пребывали в хорошем расположении духа, дает нам чувство безопасности, уверенность в том, что Бог наше прибежище и сила; оно дает нам понимание того, что наша жизнь, да и вообще все, находится в Его руках, и что Он желает сделать для нас все, что служит нам во благо.

О дорогой брат или сестра, оставь свои заботы и уповай на Бога! Это так облегчает жизнь! Если ты замечаешь, что обременен заботами, то прекрати заботиться. Отврати свой взор от всего, что отягощает тебя; обрати свой взгляд на Бога и не отводи его до тех пор, пока не познаешь Его вечную и верную заботу о тебе. Помни всегда о том, что если ты озабочен, то у тебя нет доверия к Богу. Но если ты Ему доверяешь, то не будешь заботиться! Заботы подавляют душу, ослабляют нас и лишают мужества, что мешает нам продвигаться вперед. Озабоченность – всегда препятствие в нашей жизни веры и упования на Бога. Бог хочет наполнить нашу жизнь мирным покоем, каким бывает покой красивого летнего вечера. Он желает, чтобы мы были бесстрашны и беззаботны точно так, как птицы или цветы на лугу. И мы можем это испытать, если доверяем Богу.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Доверие не знает жалоб.

Если мы все отдаем в руки Бога, то мы довольны всем, что посылает Бог в нашу жизнь. Тогда мы можем от всего сердца петь: «Твой путь, Господь мой, самый лучший…» Если мы доверяем Ему, то нам не сложно славить Его, потому что наше сердце исполнено благодарным благоволением. Но если мы склонны к жалобе, то у нас нет доверия к Богу.

Если мы доверяем Богу, то в нас не возникает горечь, если обстоятельства складываются не по нашему желанию. Там, где возникает горечь и противление (непослушание), невозможно доверие к Богу. Доверие всегда способно сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

В доверии – мир, именно – мир Божий, который «превыше всякого разумения». Человек, уповающий на Бога, имеет покой в своей душе. В доверии нет сомнений, потому что изгоняются уверенностью в безопасности. Уверенность в безопасности в свою очередь дает мир и покой.

Условием полного доверия Богу является тесное общение с Богом. Через доверие мы получаем способность познавать истинный характер Божий. И тогда мы до глубины осознаем его любовь к нам. Мы осознаем также как велика Его власть, в которой мы укрыты под сенью Его крыл. По причине нашего доверия наши враги и подстерегающие нас опасности теряют свою силу. Доверие дает нам чувство безопасности и защищенности, а они, в свою очередь, дают нам покой. Господь сказал: «…и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Душа, доверяющая Ему, найдет этот покой. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Разве эти обетования не драгоценны? Не являются ли они реальностью в этой жизни? Реальны ли они и в твоей жизни? Бог ожидает, чтобы так было! Доверие осуществит эти обетования лично в тебе. Но они никогда не станут реальными, если ты не научишься доверять Богу.

Доверие к Богу – это корень твоего жизненного древа, питающий и укрепляющий его. Доверие к Богу позволяет этому дереву цвести и приносить плоды. Чем больше наше доверие к Богу, тем богаче и лучше будут плоды праведности в нас.

Я много вещей сказал о доверии, но теперь хочу сказать о другом, что тоже связано с нашим доверием. Доверие требует присутствия уничижения (смирения). Часто Бог не может помочь нам, потому что мы не позволяем Ему это сделать: мы сами хотим строить и претворять наши планы. Мы хотим все иметь и делать по своему пониманию, как бы ни были узки наши познания.

Доверие включает в себя послушание. Это значит, мы трудимся для- и с Богом, чтобы достичь определенных результатов. Мы не можем бессмысленно сидеть сложа руки в ожидании что все свершится само собой. Если пахарь будет молиться о хорошем урожае и при этом не вспашет и не засеет поле, то напрасна его молитва. Труд и вера неразрывны. Мы должны позволить Богу управлять нашими усилиями. Мы должны быть готовы трудиться, когда и где Бог этого пожелает. Наши попытки доверять Ему будут напрасны, если мы не готовы быть послушными; именно это является причиной затруднений, которые возникают у большинства людей. Собственно, они хотят быть послушными настолько, насколько это сообразно их собственным представлениям. Но если что-то происходит не в соответствии с их представлениями, то готовность к послушанию исчезает. Наше послушание и готовность к действию не должны быть ограничены, иначе невозможно доверие.

Доверие включает в себя и терпение. В большинстве случаев мы ожидаем немедленного ответа на свои молитвы. Если этого не случается, то мы становимся нетерпеливы и думаем, что Бог нас не слышит. Но нет никакой необходимости давить на Бога, потому что стоим у Него на пути мы сами! Он будет трудиться не по нашим представлениям и планам, а по Своим; Он сделает все в Свое время. Бог Сам распоряжается временем.

Доверие к Богу указывает на нашу активную и позитивную жизненную позицию. Пассивное отношение к возникшей проблеме или уход от нее не являются признаками доверия к Богу. Доверять Богу, уповать на Его помощь означает: полностью полагаться на Него, считаться с Ним, верить, что Он желает исполнить нашу просьбу; и терпеливо ожидать ответа. Все это приведет нас к уверенности, что исполнение нашей просьбы – ясный свершившийся факт.

Мы не оставлены в сомнении, неуверенной надежде или предположениях; но мы имеем позитивное доверие, которое даст нам положительные результаты.

Пророк Исаия говорит: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» (12:2). Бог ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом. Он хочет, чтобы мы все отдавали в Его руки. Псалмопевец говорит нам, что мы должны делать, если нас одолевает страх: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Оставайся в уповании! Бог никогда не упрекнет тебя в настоящем неизбежном страхе, более того, Он укажет тебе путь из боязни, которая исходит от твоего неверия. Уповай на Бога! Это самый верный путь, по которому мы можем идти. Бог не забудет нас, ни тем более не оставит!

Мы очень любим говорить и писать о доверии к Богу ? Мы умеем это куда лучше, чем, собственно, доверять Ему, что не удивительно и отнюдь не только к этому предмету относимо.

Любовь же к теме понятна. Доверие – это очень теплое и глубоко трогающее слово. Оно возвращает нас в детство, обещает нам безопасность, согревающую и защищающую нас любовь. Оно обладает психотерапевтическим действием: повторяя его, усиленно относя его к Богу, мы надеемся избавиться от своих болей и страхов...

Надеемся, но не всегда избавляемся, потому что слово это повторяем мы немножко всуе. Потому что доверять Богу – это на самом деле совсем не то, что уютно устроиться на маминых коленях или на папиных плечах. Довериться Создателю – предприятие для взрослых, сильных духом, твердых и решительных людей. Вы таковы? Я – нет, хотя и знаю, что надо.

Мне легко «доверять Богу» , а точнее, радостно сообщать самой себе о доверии к Нему – когда в моей жизни происходит что-то хорошее, жданное, желанное. И гораздо труднее найти в себе подлинное, без кавычек, доверие, когда не случается того счастливого, о чем многие дни молилась, напротив, все поворачивает к худшему, и кажется, что Он не слышит молитв.

Жертвоприношение Авраама; Греция. XVI в., Феофан Критский

Темой доверия к Богу пронизано всё Священное Писание: это и Авраам, который поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт. 15:6), и Многострадальный Иов, и Давид со своими псалмами, и пророк Илия на горе Кармил... и, наконец, Дева Мария: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38). Но, если мы всмотримся в эти и многие другие эпизоды Священной истории чуть внимательнее, мы увидим, что понятие доверия здесь тесно связано с понятием послушания Богу; что доверявшиеся Ему праведники и пророки исходили отнюдь не из того, что любящий Отец уж наверняка обеспечит им безбедное и безболезненное существование. Они доверялись потому, что имели понятие о благе высшем, о Промысле, для человека непостижимом и о своем долге перед Творцом, наконец. Хотя награда все равно приходила: он (Авраам) сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов (Рим.4:18).

Кроме того, и в Ветхом, и в Новом Завете способность или неспособность человека сразу, не колеблясь довериться Богу – всегда проверка его веры как таковой. Это особенно хорошо видно на «отрицательных» примерах: пророк Иона бежит от лица Господня в Фарсис – как будто там, в Фарсисе, Бога нет (Ион. 1:3); Захария не верит Ангелу (Лк.1:11-25). Да и Симеон Богоприимец, по преданию, не поверил в свое время, что Дева может родить, после чего и ждал 300 лет... Все эти эпизоды обнаруживают слабость и несовершенство веры в людях, которые всегда считали себя верующими, конечно (а какими же еще?!), но которые при том не считали, оказывается, что Богу все возможно, то есть, ограничили Его всемогущество собственными рассудочными понятиями. Зададим себе еще один вопрос: наша вера не страдает ли этой слабостью, этим несовершенством? Моя страдает куда большей слабостью, легко догадаться.

Мы повторяем слова о доверии к Богу и бодримся, а на самом деле унываем, потому что наша вера слаба. В нас нет подлинного (не только словесного) доверия к Богу, потому что нет самоотвержения и способности подняться над собственными ограниченными представлениями о нашем благе.

Где есть вера, там, прежде всего, есть благоговение; а нам так не хватает благоговения перед волей Божией о нас! Отсюда – постоянные внутренние попытки сопротивления, спора, которые нас изматывают и потихоньку разрушают. Отсюда хроническая жалость к себе, подобная, как известно, соленой воде: чем больше пьешь, тем сильнее жажда. «Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми мя. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить волю Твою», – это слова из ежедневной молитвы святителя Филарета, митрополита Московского, но нам до этого далеко, оказывается.

Плохо еще и то, что словами о доверии к Богу мы нередко маскируем собственную беспомощность, инфантильность, безволие, лень, беспечность. Примеров можно было бы много привести. Ну, хотя бы – неспособность разрешить жилищный вопрос, потому что страшно. Страшно шагнуть из приятного интеллигентного и православного мира в мир хищных риэлторов, подозрительных покупателей, хитрых продавцов и многозначительных нотариусов, перед которыми ты чувствуешь себя уже не доцентом и не публицистом, к примеру, а вертикальной козявкой, статус которой определяется количеством квадратных метров и возрастом твоей хрущобы. Страшно шагнуть в мир, где ты – как бы уже и не ты, где всем правит не духовное, а материальное. Страшно иметь дело с документами, в которых ничего не понимаешь, надеть на себя петлю кредита... Страшно, и вот, мы заводим пластинку: «Я доверяю, пусть Он управит, я сам не буду делать ничего». И не понимаем, что проявляем на самом деле глубокое недоверие и малодушие. Да к тому же еще и гордость: страх унизиться, потерять значение.

Впрочем, это еще не худший случай. Худший был, когда ребенок погиб из-за беспечности молодой мамы, очень верующей, очень воцерковленной, и «доверявшей свое дитя Богу». Обойдемся без подробностей.

Ну так что же делать-то? Как научиться Богу доверять по-настоящему?

Хороший вопрос. Это ведь все равно, что научиться жить. Жить с Ним. У меня не получится. Никогда не смогу довериться по-настоящему и все принимать как исходящее от Него.

Но кому писал свои письма святитель Феофан Затворник, если не таким же, как я?

«Хозяйка сажает в печку пирог и не вынимает его оттуда, пока не удостоверится, что он испекся. Владыка мира посадил и вас в печь и держит в ней, ожидая, пока испечетесь. Терпите же и ждите. Как только испечетесь, и минуты не будете долее сидеть в печи. Тотчас вынут вас вон. Если рванетесь сами вон, будете то же, что недопеченный пирог. Вооружитесь же терпением. Еще скажу: по вере нашей, кто переносит благодушно все встречающиеся неприятности, тот причастником бывает мученичества...».

Причастником мученичества – неужели так? Да. А мученик причастен Христу. «Какое счастье и какая бесконечная и неизживаемая радость быть хоть отчасти участником тех язв, которыми все исцелены...», – писал в одном из светлых своих писем священномученик епископ Герман (Ряшенцев) расстрелянный в сентябре 1937 года после долгой череды арестов, тюрем и ссылок. Нам того, что он нес, не вынести, пожалуй, а вот немножко причастными себя почувствовать – почему бы нет?

Только надо помнить – о чем, собственно, и пишет святитель Феофан – что для этого недостаточно просто страдать. Для этого надо переносить страдания благодушно (для чего современный язык так принижает слова, прежде высокие?). А если я не могу, значит, я недостойна собственного страдания, даже небольшого. Бог мне его посылает, а я, оказывается, не такова, чтобы его принять.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня наставь и поддержи меня так, чтобы видеть волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи меня принять их со спокойной душею и с твердым упованием, что на все Святая воля Твоя». Это слова из молитвы Оптинских старцев. Изначально каждый из них был обычным человеком, таким же, как любой из нас. Нас подстерегает опасность ложного смирения: мы читаем святых авторов и про себя говорим: «Ну, это ж были такие люди, не чета нам! Куда нам, жалким до них!» А это не они были – не чета нам, это мы теперь – не чета им, а возможности-то у нас те же, что и у них, как ни странно это звучит.

Чтобы научиться доверять Богу, нужно… учиться. Благо, уроки – каждый день, и учителей прекрасных предостаточно. И даже и самый неуспешный ученик – он все же ученик, и может когда-то помочь соседу по парте, делясь тем, что сумел-таки усвоить.