Достоевский крокодил. Крокодил. Необыкновенное событие или Пассаж в Пассаже. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже

Достоевский крокодил. Крокодил. Необыкновенное событие или Пассаж в Пассаже. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже

Возлюблю тя, Господи, крепосте моя.

К Тебе, мой Бог великий, вечный,

Желанья все мои парят,

Сквозь тьму и бездну бесконечны,

Где миллионы звёзд горят

И где, крутясь, миры в пучинах

Твоё величество гласят:

Велик Господь, велик и свят

Вещей в началах и кончинах!

Велик величества Творец,

В бедах мне щит, в суде Отец.

Болезни взор мой помрачали;

Земля разверзлась подо мной;

Как сонм стеснённых туч печали

Носились над моей главой.

Переставало сердце биться,

Потёк по жилам смерти хлад,

Уже ногой ступил я в ад, -

Но вспомнил к Богу обратиться. -

Сквозь небеса проник мой вздох -

И мой меня услышал Бог.

И двигнулась - и встрепетала

Земля, поверженная в страх.

От гнева Бога тьма восстала,

Содрогнулись сердца в горах.

Взглянул Он - море возмутилось,

И вихри пламенны взвились,

И страшны громы раздались;

Ступил - и небо преклонилось.

Сошёл - и крепкою пятой

Сгустил Он тучи под Собой.

И се, воссед на вихри скоры,

Несётся облечённый в тьму.

Пред Ним кремнисты тают горы;

Курятся бездны вслед Ему.

Как молния, Его блистанье.

Он рёк - и, грозный глас внемля,

Расселась в трепете земля,

Вселенной вскрылись основанья;

И воды, в страхе, без препон,

Смутясь, из бездны рвутся вон.

Подвигнувшись толь страшной бранью,

Врагов моих карая злом,

Мой Бог Своею сильной дланью,

Как крепким медяным щитом,

Покрыл меня - и мне их стрелы,

Как ломкий и гнилой тростник;

Сколь Бог мой страшен и велик,

Столь тесны вражьих сил пределы!

Едва я возопил стеня,

Он двигнул громы за меня.

Пари, мой дух, за круги звездны,

Любовью к Богу вознесён;

Храни пути Его небесны -

И будешь в гибелях спасён.

Беги мужей коварных, льстивых:

Беседа их для сердца яд:

С святым ты будешь купно свят;

Познаешь правду средь нелживых.

С правдивым будешь ты правдив;

И с нечестивым нечестив.

Смиренных щит! Смиритель гордых!

Блесни зарями в грудь мою;

И на столпах надежды твёрдых

Твою я славу воспою;

Чрез горы препинаний ада

Переступлю, как исполин;

Перелечу, как сын орлин,

Чрез бездны, страшные для взгляда, -

И, верой воспалён к Царю,

Как солнце юно возгорю.

С Тобой кого мне устрашиться,

Кого бы я не превозмог? -

Кто славою с Тобой сравнится?

И где Тебя сильнейший бог? -

Где небо, где есть круги звездны,

Для сил и для богов иных?

И где для молний есть Твоих

Недосягаемые бездны? -

Твоим лишь Духом всё живёт -

Ты всё - иного бога нет.

Не Ты ль, вдохнув мне силы многи,

Дал крепость льва моим рукам,

Оленью скорость дал мне в ноги

И орлю быстроту глазам?

Не Ты ль на брань меня наставил,

Дал мышцы мне, как медян лук?

Не Ты ль различны силы вдруг,

Чем в тысящах Себя прославил,

В одном во мне соединя,

Венчал царём земли меня?

Не силою ль Твоей взлетает

Мой быстрый дух на небеса,

Где солнцев тысяча блистает,

Твои вещая чудеса?

Не силою ль Твоей великой

Причину мира мерит он

И постигает тот закон,

Чем обуздал хаос Ты дикой,

Пространства разделил мирам,

Дал стройный вид и бег телам?

Но где есть слово человека

Тебя обильно превознесть? -

В ком долгота найдётся века

Твои все чудеса исчесть? -

Пади, мой дух, в смиреньи многом

И свой не устремляй полёт

В пучины, коим меры нет. -

Чтоб Бога знать, быть должно Богом;

Но чтоб любить и чтить Его,

Довольно сердца одного.

– русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии.

Псалом 17.

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой. Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. "И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И изведе мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой. Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжженна, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возврашуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истаю я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

Слава:

Псалом 18.

Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое. И Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его. Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. Ибо раб твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой.

Псалом 19.

Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит, возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя. Ныне познах, яко спасе Господь христа Своего, услышит Его с Небесе Святаго Своего, в силах спасение десницы Его. Сии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя.

Псалом 20.

Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Жeлaниe сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Живoтa просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на него. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя да обрящет вся ненавидящыя Тебе. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего, Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. Яко положиши я хребет, во избытцех Твоих уготовиши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Слава:

Псалом 21.

Боже, Боже мой, вонми ми, векую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Ты же во Святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася. Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей, Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его. Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты. Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми. Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Отверзоша на мя уста Своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое, яко воск, таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси. Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, нскопаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий. Ты же. Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми. Избави от оружия душу мою, и из руки песий единородную мою. Спаси мя от уст львовых и от рог единорожь смирение мое. Повем имя Твое братии моей, посреде церкве воспою Тя. Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево. Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя. От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе, молитвы моя воздам пред боящимися Его. Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века. Помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки. Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вси низходящии в землю, и душа моя тому живет. И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем рождшымся, яже сотвори Господь.

Псалом 22.

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Псалом 23.

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен. Господь силен в брани. Возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению нашему: (просьба), и вознеси к Сыну Твоему и Богу нашему матернее Твое моление о рабах Божиих (имена), да не отвержет их грешных от лица Своего, но, яко Милостив, да простит им согрешения их вольная и невольная, да сохранит от соблазнов мира, от козней диавольских и от нападения видимых враг, яко благ Господь ко всея твари, со Отцем и Святым Духом, славимый во веки веков.

По 3-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 3: Живущи на земли, душе моя, покайся: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет. Возопий Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя. Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих? Доколе приемлеши покаяния преложение? Приими во уме суд грядущий и возопий Господу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя.

Слава: На Страшном Судищи без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся, книги бо совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются. Прежде неже во оном всенародном позорищи имаши испытати, яже мною содеянная, Боже, очисти мя и спаси мя.

И ныне: Недоразумеваемое и непостижимое есть. Владычице Богоблагодатная, содеянное о Тебе страшное таинство: Необъемлемаго бо, заченши, родила еси, плотию обложеннаго от чистых кровей Твоих: Егоже, Чистая, яко Сына Твоего, моли спасти вся поющыя Тя.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Вседержителю, Слове Пребезначальнаго Отца, самосовершенный Боже Иисусе Христе, милосердия ради безприкладнаго милости Твоея, никакоже разлучаяйся Твоих рабов, но присно в них почиваяй, не остави мя, раба Твоего, Всесвятый Царю, но даждь мне, недостойному, радование спасения Твоего и просвети мой ум светом познания Евангелиа Твоего, душу мою любовию Креста Твоего обяжи, тело же мое Твоим безстрастием украси, мысли умири и нозе мои сохрани от поползновения; и не погуби мя со беззаконьми моими, Благий Господи, но искуси мя, Боже, и вразуми сердце мое, испытай мя и увеждь стези моя, и виждь, аще путь беззакония во мне, и отврати от него, и настави мя на путь вечен. Ты бо еси Путь, и Истина, и Живот, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему; а иже не имать, и еже имать, возьмется от него».
(гл. 13; 12-13, ев. от Матфея).

О чём говорит Христос? Есть самые разные толкования. Но заметим: сии слова суть пояснение того, о чём говорит Христос выше! А выше (стих 11) сказано: «Яко вам дано есть разумети тайны Царствия Небесного, онем же не дано есть», — то есть тайны Царствия небесного открыты тем, кто рядом с Христом, но закрыты от других, кто далёк от Него.
Слова Христа объясняют нам воздействие Святаго Духа на человека. Святый Дух изливается на человека: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян., 2; 17); всеивается в него. Если человек бережно отнёсся к сему великому дару, то Дух Святый будет всё более в нём расширяться, расти, просветляя ум и сердце человека. У некоторых людей Святый Дух до того развивается, что делает людей ещё при жизни на земле почти небожителями. Это проявляется даже в физическом плане, телесном.
Что же происходит у людей нерадивых? Святый Дух дан им наравне с другими: как солнце светит, и дождь льёт на добрых и злых, на богатых и бедных. Но человек – то ли в силу беспечности и нерадивости, то ли в силу неразумия, лени или же гордости не хочет поддержать в себе сию искорку Божьей благодати. И она затухнет, как искра в костре, который полон золы и догорающих углей: отымется и то, что было дано. И человек остаётся ни с чем. Таковы последствия человеческой косности. Что такое косный? Чем отличается костная ткань от мышц? Кости плохо гнутся. Они скорее сломаются, чем согнутся. Так же и косный человек всегда предпочтёт покой, привычную среду. Ему не нужны перемены. Ему и так хорошо. Косный человек вообще не задумывается о жизни после смерти. Это всё так далеко, не известно, есть ли… Зачем об этом печься?
Нашей человеческой косностью пользуются демоны. Бороться с ними трудно. Что мы знаем о злых духах? Они родились ещё до человека. И пали перед падением Адама и Евы. Оглядывая творение Шестоднева, Господь говорит, что всё оно хорошо. Падению ангелов способствовали, как предупреждают святые отцы, скорее всего, гордость и зависть: потому что человек поставлен был Богом выше Ангелов. Человек — наместник Бога в созданном Богом материальном мире. Ангелы поклонились человеку, как венцу Божьего Творения. Но не все… Гордыня толкнула часть ангелов во главе с Люцифером-Денницей на роковое решение: удалиться от Бога и самостоятельно «стать богом». Своим грехом сатана соблазнил и прародителей — гордость: и мы станем, как боги без помощи Божьей! И зависть: а почему мы должны быть ниже, хуже? Гордость без зависти не живёт.
Если уж наши прародители не разобрались в коварстве диавола, то что говорить о нас? Мы рождаемся и живём – 50 лет или 70-80 лет… Единицы доживают до ста. А сколько живут демоны? Они старше человечества. Что мы знаем? Идём в школу, учимся писать палочки-крючочки… Потом хватаем верхи наук, которые часто преподаются плохо… А что имеют демоны? Огромные знания! Мы видим глазами самую крошечную часть мира. А ангелы, в том числе и те, которые затем пали, присутствовали при сотворении видимого мира.
Вот потому святые сравнивали битву человека и беса с неравной битвой слепого и зрячего: слепой машет мечом по воздуху, в то время как зрячий разит мечом в самое сердце. Сатана взял в плен к себе всё человечество. Святые ярко и образно сравнивают это злостное деяние с когтистой лапой зверя, которая похищает из гнезда яйцо.
Диавола называют лжец и клеветник. Почему? Из-за ненависти к Истине. Истина диаволу ненавистна, поскольку она его обличает и возвращает обратно на своё место. Сатана соорудил себе среди людей своё царство. С приходом Иисуса Христа это царство было поколеблено, а местами и вовсе пало. Но чтобы не выпустить из своей когтистой лапы плод, диавол старается или поссорить человека с Богом, или сделать человека равнодушным к Богу и истине. Сатана делает человека неблагодарным к Богу.
И вот неблагодарный человек получает от Господа искру Божию, семя Святаго Духа. Что ему с этим делать? Теперь нужно менять себя к лучшему – так говорит человек совестливый. Не надо ничего менять; это лишние заботы – так говорит человек косный. И искра гаснет, задыхаясь под пеплом.
Демоны изворотливы. Иной раз они стараются развить в человеке всего лишь один грех. Человек, осознавая, что он развивает в себе добродетели, живёт спокойно: подумаешь, один грех! А кто же без греха? Но вот в научение Предание рассказывает нам одну притчу. Шёл святой Андрей по рынку Царьграда и увидел инока. Вкруг инока струился чистый свет; инок был добродетелен и преуспевал в духовных трудах. Но вкруг шеи инока обвилась чёрная змея. Несмотря на чистое свечение вокруг брата, эта гадина крепко охватила его шею. И тут увидел святой Андрей, как завертелись вкруг инока бесы. А рядом с иноком Ангел Божий. И зашёл между бесами и Ангелом спор: кому принадлежит инок? Ангел перечислял множество добродетелей, а бесы с насмешкой говорили, что все добрые дела инока не стоят одного его греха: сребролюбия! С этим грехом на небеса не берут! Спор разрешился голосом свыше. Божественный глас велел Ангелу отойти от инока – «не имеешь в нём части!» Сребролюбие несовместимо с Небом. И потому один грех переборол множество добродетелей. То, что имел инок – всё отнялось от него. Как и говорил Христос: если что и будет иметь – возьмётся от него!
Да, нет у человека сил спастись самому. Потому и говорит пословица: без Бога ни до порога. Когда человек мал, сравнивает Ефрем Сирин, каждый любит свою мать. Мать дала жизнь, мать питала своим молоком. Мать успокаивала детские страхи и научала самому необходимому. Любой ребёнок любит мать и дорожит ею. Но когда человек вырастает, некоторые становятся к матерям сухими, чёрствыми и безразличными, начинают матерью пренебрегать. Вот так всякий человек, получив даром Благодать Духа Святаго, живёт и питается ею. Но потом перестаёт даже на мгновение задумываться о Благодати Божией, как и о том, что только благодаря Божьей благодати он жив.
А благодать мало получить. Её надо ещё и умно познать и понять, и взрастить! Согретое Божьей благодатью сердце боится уже и в малом согрешить: чтобы не обидеть Господа! Это — истинный страх Божий.
Человек, не живущий по благодати, радуется совершённым добрым делам как таковым. Но они не пользуют, ибо всегда найдётся «на старуху поруха»: среди света чёрная змея вокруг шеи. Никакие подвиги не освобождают нас. Исцеляет только благодать Божья и только Его Десница освобождает от страстей и смерти.
Когда нас обременяют скорби, нужно умножить молитву, чтобы усилить к себе приток Благодати Божьей. Без неё мы ничего не одолеем. Потому мы и молимся друг о друге в беде. Человек от бед слабеет и, порою, сам не может усердно молиться. Тогда его собратья молятся о нём, усиленно призывая на него схождение Благодати Божией, которая станет щитом и крепостью. Потому и научали апостолы: молитесь друг за друга.
Когда благодать осенит человека, человек перестаёт осуждать: иудеев, язычников, греховодников… Но всех любит и о всех молится. Ибо как Прообраз наш, Господь Бог, желает всем спасения, так и человек в благодати всем желает спастись. Стяжание благодати Святаго Духа – это и непременное условие шествия по небесам после смерти.
Святые говорят, что Благодать учит человека тайно. И человек начинает понимать и видеть то, чего раньше не видел и не понимал. Что же лежит в основе этой благодати? Наша любовь к Богу! Сердце, любящее Бога, Божья Благодать посещает всё чаще, всё явственнее. Она научает его поступать верно и делать добрые дела. Но это не дела фарисея, перечисляющего все свои достоинства и мнящего: вот за эти дела Бог меня непременно спасёт; вот потому, что я это сделал, Бог меня обязательно возьмёт в Царствие Небесное. И непонятно: отчего же Господь вдруг предпочёл того, кто долго грешил и сделал лишь одно доброе дело? Но вспомним притчу Евангельскую… Садовник нанял работников…. Кто-то трудился на жаре весь день. А кто-то поработал всего час под вечер. А плата одна и та же! Так и в жизни. Один человек рос в благодатной обстановке верующей семьи. А кто-то всю жизнь грешил. Но наступает поворотный пункт: когда Божья Благодать вдруг посещает сердце человека, и человек её принимает всею душою! Может быть, даже за минуту до смерти!
Благодать Божия может при жизни человека открыть ему рай. Вот о чём рассказывает нам житие палестинского инока Ефросина-повара. Ефросин трудился поваром при одном из палестинских монастырей. Ефросин изумлял всех удивительным смирением. Неустанно трудясь для братии, сам он так же неустанно молился и постился. Однажды священник монастыря стал просить Бога показать ему рай. Господь выполнил прошение. Священник был очень удивлён, когда увидел, что провожатым по раю ему дан … повар из его обители. Священник спросил, как Ефросин тут очутился. Ответ был таков: по великой милости Божией! Священник попросил Ефросина дать ему что-нибудь на память о рае. Священнику очень приглянулась яблоня, и он попросил яблоко. Ефросин сорвал три яблока, завернул их в плат и отдал священнику.
Проснувшись, священник решил, что видел чудный сон. Но каково же было его удивление, когда он нашёл у своей кровати райский дар – завёрнутые в плат три яблока! Священник отыскал Ефросина и спросил: где он находился сегодня ночью. С поразительной искренностью и без ложного смирения Ефросин отвечает, что был там же, где и священник – в раю!
Изумлённый священник пошёл к братии и рассказал о чуде. И о том, что их простому собрату уже при жизни открыт рай! Братья пошли на кухню, чтобы поклониться Ефросину, но не нашли его там. Избегая славы, он ушёл неведомо куда. Но братья знали: раз Ефросину открыт рай, они его там встретят, если будут достойны получить милость Божию. А яблоки разделили на небольшие кусочки и раздали верующим, в подкрепление их духа. Православные христиане перед приготовлением пищи молятся Ефросину-повару: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам преподобного Евфросина-повара благослови мне приготовить пищу сию во славу Твою. Аминь.»
Заметим, что в молитве говорится: приготовить пищу во славу Твою! Вот так, делая любое, пусть самое скромное дело во славу Божию, благодаря Господа за милость и Благодать Духа Святаго, человек постепенно обоживается, то есть соединяется с Богом через Божью Благодать. Тайна Царствия Небесного: кому было дано и кто будет иметь, тому ещё больше дастся; а кто не имеет любви к Богу – тому если и даны будут Дары Духа Святаго – он всё потеряет. Задумаемся над словами: во славу Божию! Когда человек поднимается от греха — диавол посрамляется. И сияет слава Божия: Божие творение не погибло! Человек с Богом, как и по сотворении своём! Потому всякое наше доброе дело ценно не само по себе, а как путь восстановления Славы Божией в человеке. Потому и говорим: делал я это во славу Божию.
Любовь к Богу – наша крепость. Когда человек любит Бога, он любит всех. Потому и говорит Господь, что Бога нужно любить более ближних. Наша любовь без Бога не пользует наших ближних, потому что, как только наши ближние поступят с нами грешно, наша любовь к ним слабеет или исчезает вовсе, или превращается даже в ненависть. Не было в ней Божьей благодати. Одни лишь человеческие чувства. А человеческие чувства очень непостоянны.
Одно спасение у человека: испрошать Благодати Божьей и любить Бога. А всё остальное приложится и всему человек научится.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин:

О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни

«Мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостью упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно.
…Ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность; непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть. Потому милость Господня подкрепляет его рукой Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произволения, совершенно не погиб он в падении своем (Собес. 3, 12). И кто будет столько самонадеян и слеп, чтоб думать, что не имеет нужды в непрестанном содействии Божием, когда Сам Господь в Евангелии ясно научает: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 4, 5)? Как же неразумно, даже святотатственно, присваивать какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию, когда Господне изречение свидетельствует, что без Его содействия никто не может приносить духовных плодов.
Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих безпечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной безпечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось безпричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне - даемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор.15. 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие, а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и безпечности пребывающему, а тогда, как он трудился.
Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но вовеки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. Благодать Божия близка ко всем; она всех без изъятия призывает ко спасению и к тому, чтобы все пришли в познание истины, ибо говорит: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокой вы (Мф.11, 28)».

Возлюблю Тебя, Господи, – крепость моя!
Ты твердыня моя и прибежище,
и опора моя.
Встречу лучшего я
от врагов избавителя где ещё?

Если вдруг разразится лихая беда
иль болезни одержат смертельные,
прославляя, Тебя призываю всегда,
и услышишь Ты просьбу молельную.

И от гнева Его затрепещет земля,
поколеблются горы, дымы заклубятся,
и от лика Его возгорятся поля,
и по воле Его – небеса наклонятся.

Понесут херувимы на крыльях ветров.
Вкруг Него – мрак покрова и тёмные воды,
и сиянье блистающих облаков,
и углями горящие чёрные своды.

Он избавит меня от мятежных врагов,
злобой полных, меня ненавидящих,
ибо я не нарушил заветов Его.
Да воздаст мне по правде Всевидящий!

С преподобным Ты будешь подобен ему,
с неповинным – как он, неповинен,
развратиться позволишь Себе Самому,
вразумляя строптивого сына, –

Ибо кротких спасёшь Ты, а гордых смиришь.
Непорочен Твой путь, и огни не погашены.
Ты светильник ума моего просветишь.
Разве есть где-то Бог, кроме Господа нашего?

Он поставил меня высоко на земле,
силой духа меня препоясал.
Стали ноги мои, словно быстрый олень,
мышца – луком тугим медно-красным.

Я настигну врагов и назад не вернусь,
все пока до конца не погибнут
под ногами моими.
И некому пусть
будет справить над падшими тризну.

Вот взывали они, и не слышал их Бог.
Перед ветром их прах рассеял,
чтобы гордый потомок их больше не смог
возрождать кровожадное семя.

Над народом, который по крови чужой,
Ты поставишь меня главою,
чтобы слушал меня, а народ родной
словно отраслью стал чужою.

Жив Господь! Покорил Он врагов моих,
от гневливых меня избавил,
чтобы голос Давида до века не стих
и спасенье царёво славил.

ПСАЛОМ 17
на церковно-славянском языке

Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя. Господь Утверждение мое, и Прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветренню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И извел мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим преиду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

Это произведение было написано Федором Михайловичем Достоевским в 1864 году, а опубликовано в 1865 г. Рассказчик «Крокодила» поведал нам такую историю.

«Крокодил»: краткое содержание

В петербургский Пассаж, в магазин, принадлежавший некоему немцу, привезли на показ большого крокодила. Однажды днем чиновник по имени Иван Матвеевич, его красавица-супруга Елена Ивановна и повествователь (их близкий друг) отправляются посмотреть на этого крокодила. Произошедший в Пассаже удивительный случай и составляет предмет рассказа.

Когда Иван Матвеевич принялся щекотать нос крокодилу своей перчаткой, тот каким-то образом умудрился проглотить его. Тогда остальные обескураженные зрители стали требовать «вспороть» крокодилу живот, но противный немец не только отказывался сделать это, но стал требовать от гостей денежной компенсации, поскольку они «накормили» его крокодила с ласковым именем Карльхен такой отравой, от которой он может и подохнуть.

Поскольку в воздухе носилось «Вспороть! Вспороть!», что напоминало посетителям Пассажа о порке крестьян, в лавке появился носитель «прогрессивных» убеждений, который стал говорить о недопустимости такой «ретроградной» меры. Тут из крокодила вдруг подал голос Иван Матвеевич, который не соглашается вспороть крокодилу брюхо без называния суммы компенсации хозяину, ибо «без экономического вознаграждения трудно в наш век торгового кризиса даром вспороть брюхо крокодилово, а между тем представляется неизбежным вопрос: что возьмет хозяин за своего крокодила? а с ним и другой: кто заплатит? ибо ты знаешь, я средств не имею». При этом он утверждает, что до решения денежного вопроса ему лучше побыть в брюхе, поскольку здесь «тепло и мягко», хотя и подванивает резиной.

Рассказчик отводит Елену Ивановну домой, причем она приходит в сильное возбуждение, выглядит еще моложе и красивей против обычного, намекает, что теперь она осталась вдовой... Чуть позже она заговорит о разводе — поскольку «муж должен дома жить, а не в крокодиле».

Рассказчик отправляется за советом к своему сослуживцу Тимофею Семёновичу. Тот высказывается в том духе, что давно предполагал: может случиться что-то в этом роде, поскольку Иван Матвеевич все время говорил о каком-то «прогрессе», а потому из-за своей заносчивости и очутился в крокодиловом брюхе. Вместе с тем он мудро советует не рассказывать на службе про крокодила — ведь Иван Матвеевич, как всем известно, должен отбыть в заграничный отпуск на три месяца.

Самые разные петербургские газеты поднимают шум по поводу этого необычайного происшествия. Они говорят о том, что в России еще не обучились гуманному обращению с животными. Желая поглядеть, как люди воспринимают это происшествие, рассказчик заворачивается в шинель и отправляется в Пассаж, где, как он предчувствует, образовалась давка...

Такова сюжетная канва этого рассказа. В нем Достоевский предпочитает не «насильственную» концовку, а обрывает повествование, давая волю читательскому воображению.

«Крокодил» (Достоевский): анализ рассказа

Обращает на себя внимание, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, представляет собой типаж газетного репортера, рыщущего по городу в поисках новостей. При этом Достоевский слегка меняет этот типаж газетчика. Это, конечно, не непосредственный участник событий, это — очевидец, который находится возле главных героев и наблюдает, что с ними происходит. Это, если так можно выразиться, «полуперсонаж», который интервьюирует персонажей полноценных. Когда герой повествования Иван Матвеевич оказывается в брюхе у крокодила, он говорит рассказчику, что хочет использовать того в качестве секретаря, определяя, таким образом, функцию, которую исполняет повествователь в этом рассказе.

В «Бесах» и «Братьях Карамазовых» такой же «полуперсонаж» («я») будет тоже поставлять информацию о случившемся. Вся литература Достоевского имеет характер новостной хроники, что проявляется и в образе рассказчика.

Свои произведения 1862-1865 гг. («Скверный анекдот», «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Записки из подполья» и др.) Достоевский публиковал в редактируемых им журналах «Время» и «Эпоха». Все эти произведения отмечены полемическим зарядом — они напитаны иронией и «фельетонностью». «Крокодил» (1865 г.) принадлежит к той же самой серии — в этой «художественной» прозе отчетливо отражены споры и журналистские дискуссии того времени.

В России 1860-х годов, начавшей осуществлять многочисленные социальные реформы (прежде всего, ликвидацию крепостного права), был высок дискуссионный градус, и, конечно, петербургские образованные люди выдвигали самые разные теории, которые отражены в той жесткой полемике, которую вели между собой журналы.

«Время», а затем и «Эпоха» развернули знамя «почвенничества» — несколько аморфной формы русского патриотизма. «Уши» Достоевского-полемиста торчат в «Крокодиле» повсюду. Он не мог удовлетвориться ролью журнального критика. А потому он обобщил своих оппонентов из прогрессистского «Современника» в одном лице, умело вкладывая в его уста присущую тем фразеологию и вводя ее в ткань своего анекдотическо-фельетонного повествования. Рассказчик неоднократно отмечает, что голос Ивана Матвеевича из брюха крокодила звучит как будто издалека, что должно было еще раз подчеркнуть отрыв «прогрессивной партии» от реальности. В речах самого рассказчика часто встречаются газетные цитаты — длинные и производящие комическое впечатление — что является составной частью авторского замысла. Ученые из Института русской литературы («Пушкинский дом») провели подробные исследования журнальной полемики тех лет и показали, кому конкретно адресуются те или иные колкости, появляющиеся в речах персонажей рассказа. Из этих комментариев ясно, что «Крокодил» — это произведение, направленное прежде всего против прогрессистов из «Современника».

Доносящийся из брюха крокодила голос Ивана Матвеевича — это настоящая публичная речь, направленная на «улучшение судьбы всего человечества». Понятно, что в этом пассаже Достоевский подвергает осмеянию экономиста Чернышевского — духовного лидера «Современника», арестованного властями.

Сразу после публикации «Крокодила» стали циркулировать разговоры, что в этом рассказе Достоевский подверг злобному осмеянию страдальца Чернышевского. Федор Михайлович полностью отрицал это («Дневник писателя», 1873 г. «Нечто личное»), но ясно, что у него было такое намерение. Прототип Елены Ивановны, жены Ивана Матвеевича, — это Ольга Чернышевская.

Свои идеи Чернышевский выразил в утопическом романе «Что делать?» (1863 г.). В этом произведении он неоднократно подчеркивает: все поведение человека может быть объяснено с точки зрения «выгоды»; для того, чтобы жизнь человека стала более радостной, следует только побудить его совершать поступки, соответствующие этой цели; если в соответствии с этим принципом дать выход такому пониманию «эгоизма», то и общество станет здоровым. Разве не над этим оптимистическим утилитаризмом издевался Достоевский в «Записках из подполья»?

Продолжение этой полемики мы видим в карикатурном Иване Матвеевиче из «Крокодила». Его обращенные ко всему человечеству речи, раздающиеся из крокодильего брюха, возможно, пародируют Чернышевского, который писал «Что делать?», находясь в тюремной камере.

Разбитной, фельетонный стиль «Крокодила» перевертывает устоявшиеся читательские представления о Достоевском. Обычно полагают, что Федор Михайлович — это сугубо серьезный писатель, который занят обсуждением метафизических проблем. Разумеется, в широком смысле этого слова, Достоевский — это писатель, в центре творчества которого стоят такие религиозные проблемы, как спасение человека, бытие Бога и бытие науки и т. п. Вместе с тем у него есть и произведения более «приземленного» плана, где господствует разбитной стиль и где писатель ставит своей целью рассмешить читателя. И эта сторона была проявлена достаточно ярко с самого начала его творчества.

Когда Достоевский находился еще в самом начале своего писательского пути, его влекли не только исторические пьесы Шиллера и Пушкина, но и водевиль, и фельетон. Он с большим удовольствием читал многочисленные водевили, печатавшиеся в театральном журнале, с которым сотрудничал его старший брат Михаил, обожал он и фельетониста Люсьена, выведенного у Бальзака в «Утраченных иллюзиях».

Внутренний мир неудачливого и отвергаемого сослуживцами мелкого чиновника составлял главный интерес молодого Достоевского («Бедные люди», «Двойник»). Но материалом для этой серьезной тематики служили и те мелкие уличные пересуды, которые можно было услышать на петербургских улицах. И в этом сказались литературные пристрастия Достоевского. «Двойник» написан в «раешном» ключе — его стиль утрирован и неестественен. «Господин Прохарчин» — в стиле анекдота, который вдруг заставляет читателя разразиться смехом. И это потому, что Федору Михайловичу нравились произведения водевильного плана. «Крокодил» продолжает эту смеховую традицию Достоевского.