Династия романовых кратко о каждом. Династия Романовых – XVII век

Династия романовых кратко о каждом. Династия Романовых – XVII век
Династия романовых кратко о каждом. Династия Романовых – XVII век

Дом Романовых праздновал свое четырехсотлетие в 2013 году. В далеком прошлом остался день, когда Михаил Романов был провозглашен царем. Целых 304 года потомки рода Романовых правили Россией.

Долгое время считалось, что с расстрелом императорской семьи Николая II покончено было со всей царской династией. Но и сегодня здравствуют потомки Романовых, Императорский Дом существует по нынешний день. Династия постепенно возвращается в Россию, в ее культурную и общественную жизнь.

Кто принадлежит династии

Род Романовых берет свое начало в 16 веке, с Романа Юрьевича Захарьина. У него было пятеро детей, которые дали многочисленное потомство, дошедшее до наших дней. Но дело в том, что большинство потомков уже не носят эту фамилию, то есть они рождены по материнской линии. Представителями династии считаются только потомки рода Романовых по мужской линии, которые носят старинную фамилию.

Мальчики в роду рождались реже, и многие были бездетны. Из-за этого царский род чуть было не прервался. Ветвь возродил Павел I. Все ныне живущие потомки Романовых - наследники императора Павла Петровича,

Ветвление генеалогического древа

У Павла I было 12 детей, из них двое внебрачных. Их десяти законнорожденных - четверо сыновей:

  • Александр I, в 1801 году вступил на Российский престол, не оставил после себя законных престолонаследников.
  • Константин. Был женат дважды, но браки оказались бездетными. Имел трех которые не были признаны как потомки Романовых.
  • Николай I, Всероссийский император с 1825 года. Имел трех дочерей и четверо сыновей от брака с прусской принцессой Фредерикой Луизой Шарлоттой, в православии Анной Федоровной.
  • Михаил, в браке имел пять дочерей.

Таким образом, династию Романовых продолжили лишь сыновья российского императора Николая I. Так что все оставшиеся потомки Романовых - его прапраправнуки.

Продолжение династии

Сыновья Николая Первого: Александр, Константин, Николай и Михаил. Все они оставили после себя потомство. Их линии неофициально зовутся:

  • Александровичи - линия пошла от Александра Николаевича Романова. Ныне живут прямые потомки Романовы-Ильинские Дмитрий Павлович и Михаил Павлович. К сожалению, они оба бездетны, и с их уходом из жизни эта линия пресечется.
  • Константиновичи - линия берет начало от Константина Николаевича Романова. Последний прямой потомок Романовых по мужской линии умер в 1992 году, и ветвь пресеклась.
  • Николаевичи - произошли от Романова Николая Николаевича. По сей день живет и здравствует прямой потомок этой ветви Дмитрий Романович. У него нет наследников, поэтому линия угасает.
  • Михайловичи - наследники Михаила Николаевича Романова. Именно к этой ветви относятся остальные Романовы-мужчины, живущие ныне. Это дает надежду роду Романовых на выживание.

Где сегодня потомки Романовых

Многие исследователи интересовались, остались ли потомки Романовых? Да, у этого великого рода есть наследники по мужским и женским линиям. Некоторые ветви уже прервались, другие линии скоро угаснут, но надежда на выживание у царской семьи еще есть.

Но где живут потомки Романовых? Они рассредоточены по планете. Большинство из них не знают русского языка и никогда не бывали на родине предков. У кого-то фамилии совсем другие. Многие знакомились с Россией исключительно по книгам или по сводкам новостных телевизионных каналов. И все же кое-кто из них бывает на исторической родине, они занимаются здесь благотворительностью и считают себя русскими в душе.

На вопрос, остались ли потомки Романовых, можно ответить, что сегодня в мире живет всего лишь около тридцати известных отпрысков царской фамилии. Из них всего двое могут считаться чистокровными, потому что родители их заключали браки по законам династии. Именно эти двое могут считать себя полноправными представителями Императорского Дома. В 1992 году им были выданы российские паспорта взамен паспортов беженцев, по которым они проживали за границей до этого времени. Средства, получаемые в качестве спонсорской помощи из России, позволяют членам семьи наносить визиты на Родину.

Неизвестно, сколько в мире живет тех, у кого в жилах течет «романовская» кровь, но они не принадлежат к роду, так как произошли по женской линии или от внебрачных связей. Тем не менее генетически они тоже принадлежат древней фамилии.

Голова Императорского Дома

Князь Романов Дмитрий Романович стал Головой Дома Романовых после того, как скончался Николай Романович, его старший брат.

Праправнук Николая I, правнук князя Николая Николаевича, сын князя Романа Петровича и графини Прасковьи Шереметьевой. Был рожден во Франции 17 мая 1926 года.

С 1936 года жил с родителями в Италии, позже - в Египте. В Александрии трудился на автомобильном заводе Форда: работал механиком, продавал автомобили. По возвращении в солнечную Италию работал секретарем в судовой компании.

В России побывал впервые в далеком 1953 году в качестве туриста. Когда обвенчался в Дании со своей первой женой Йоханной фон Кауфман, поселился в Копенгагене и там более 30 лет служил в банке.

Все многочисленные члены царской семьи называют его Головой Дома, только ветвь Кирилловичей считает, что он не имеет законных прав на престол по причине того, что его отец был рожден в неравнородном браке (Кирилловичи, наследники Александра II - это княжна Мария Владимировна, которая сама претендует на титул головы Императорского Дома, и ее сын Георгий Михайлович, претендующий на титул цесаревича).

Давним увлечением Дмитрия Романовича являются ордена и медали разных стран. У него собрана большая коллекция наград, о которых он пишет книгу.

Второй раз был повенчан в российском городе Костроме с Доррит Ревентроу, датской переводчицей, в июле 1993 года. Детей не имеет, поэтому, когда уйдет в мир иной последний прямой потомок Романовых, пресечется ветвь Николаевичей.

Законные члены дома, угасающая ветвь Александровичей

Сегодня живы такие истинные представители царской семьи (по мужской линии от законных браков, прямые потомки Павла I и Николая II, которые носят царственную фамилию, титул князя и принадлежат к линии Александровичей):

  • Романов-Ильинский Дмитрий Павлович, 1954 г. р. - прямой наследник Александра Второго по мужской линии, проживает в США, имеет 3 дочерей, все замужем и сменили фамилии.
  • Романов-Ильинский Михаил Павлович, 1959 г. р. - единокровный младший брат князя Дмитрия Павловича, также живет в США, имеет дочь.

Если прямые потомки Романовых не станут отцами сыновей, то линия Александровичей прервется.

Прямые потомки, князья и возможные продолжатели рода Романовых - самая плодовитая ветвь Михайловичей

  • Алексей Андреевич, 1953 г. р. - прямой потомок Николая I, женат, детей нет, проживает в США.
  • Петр Андреевич, 1961 г. р. - также чистокровный Романов, женат, бездетный, живет в США.
  • Андрей Андреевич, 1963 г. р. - законно принадлежит к дому Романовых, имеет дочь от второго брака, проживает в США.
  • Ростислав Ростиславович, 1985 г. р. - прямой продолжатель рода, пока не женат, проживает в США.
  • Никита Ростиславович, 1987 г. р. - законный потомок, пока не женат, живет в Великобритании.
  • Николас-Христофер Николаевич, 1968 г. р., - прямой потомок Николая I, живет в США, имеет 2-ух дочерей.
  • Даниэль Николаевич, 1972 г. р. - законный член дома Романовых, женат, живет в США, имеет дочь и сына.
  • Даниил Данилович, 2009 г. р. - самый юный законный потомок царской семьи по мужской линии, проживает с родителями в США.

Как видно из генеалогического дерева, надежду на продолжение царского рода дает только ветвь Михайловичей - прямые наследники Романова Михаила Николаевича, младшего сына Николая I.

Потомки семьи Романовых, которые не могут передать по наследству царственную фамилию, и спорные претенденты на членство Имперского Дома

  • Великая княжна Мария Владимировна, 1953 г. р. - Ее Императорское Высочество, претендует на титул Головы Российского Имперского Дома, законная наследница Александра Второго, принадлежит линии Александровичей. До 1985 года была замужем за принцем Францем Вильгельмом Прусским, от которого в 1981 году родила единственного сына Георгия. При рождении ему дано отчество Михайлович и фамилия Романов.
  • Георгий Михайлович, 1981 г. р. - сын княгини Романовой Марии Владимировны и принца Прусского, претендует на титул цесаревича, однако большинство представителей дома Романовых справедливо не признают его права, поскольку он не является потомком по прямой мужской линии, а именно по мужской линии передается право наследования. Его рождение - это радостное событие в прусском дворце.
  • Княгиня Елена Сергеевна Романова (по мужу Нирот), 1929 г. р., живет во Франции, одна из последних представительниц дома Романовых, принадлежит линии Александровичей.
  • 1961 г. р. - законный наследник Александра Второго, ныне живет в Швейцарии. Его дед Георгий был внебрачным сыном от связи Императора с княжной Долгоруковой. После того как отношения были узаконены, все дети Долгоруковой были признаны законнорожденными от Александра II, но фамилию получили Юрьевские. Поэтому де-юре Георгий (Ханс-Георг) не принадлежит к дому Романовых, хотя де-факто он - последний потомок династии Романовых по мужской линии Александровичей.
  • Княгиня Татьяна Михайловна, 1986 г. р. - принадлежит к дому Романовых по линии Михайловичей, но как только выйдет замуж и сменит фамилию, потеряет все права. Живет в Париже.
  • Княгиня Александра Ростиславовна, 1983 г. р. - также наследный потомок ветви Михайловичей, не замужем, проживает в США.
  • Княжна Карлайн Николаевна, 2000 г. р. - является законным представителем Императорского дома по линии Михайловичей, не замужем, проживает в США,
  • Княгиня Челли Николаевна, 2003 г. р. - прямой потомок царственной семьи, не замужем, гражданка США.
  • Княгиня Мэдисон Даниловна, 2007 г. р. - по линии Михайловичей законный член семьи, проживает в США.

Объединение рода Романовых

Все остальные Романовы - дети от морганатических браков, поэтому не могут принадлежать к Российскому Императорскому Дому. Все они объединены так называемым «Объединением рода Романовых», который возглавил в 1989 г. Николай Романович и исполнял эту обязанность до самой смерти, в сентябре 2014 года.

Ниже описаны биографии самых ярких представителей династии Романовых 20 века.

Романов Николай Романович

Праправнук Николая I. Художник-акварелист.

Увидел свет 26 сентября 1922 года недалеко от французского города Антиб. Там же прошло его детство. В 1936 с родителями перебрался в Италию. В этой стране в 1941 году непосредственно от Муссолини получил предложение стать королем Черногории, от которого отказался. Позже жил в Египте, потом снова в Италии, в Швейцарии, где состоялась его женитьба на графине Свеваделле Гаральдески, затем опять вернулся в Италию, где в 1993 году принял гражданство.

«Объединение» возглавил в 1989 году. По его инициативе в Париже в 1992 году был созван съезд Романовых-мужчин, на котором было принято решение о создании Фонда помощи России. По его мнению, Россия должна быть федеративной республикой, где сильна центральная власть, полномочия которой строго ограничены.

У него три дочери. Наталья, Елизавета и Татьяна создали семьи с итальянцами.

Владимир Кириллович

Рожден 17 августа 1917 года в Финляндии, в эмиграции у Государя Кирилла Владимировича. Его растили истинно русским человеком. Он в совершенстве владел русским, многими европейскими языками, отлично знал историю России, был хорошо образованным эрудированным человеком и испытывал истинную гордость, что принадлежит России.

В двадцать лет последний прямой потомок Романовых по мужской линии стал Главой Династии. Ему достаточно было заключить неравнородный брак, и к 21 веку законных членов императорской фамилии уже бы не осталось.

Но он встретил княжну Леониду Георгиевну Багратион-Мухранскую, дочь Головы Грузинского Царского Дома, которая стала его законной женой в 1948 году. В этом браке была рождена в Мадриде Великая княжна Мария Владимировна.

Он несколько десятков лет был Головой Российского Имперского Дома и своим собственным указом объявил о праве его дочери, рожденной в законном браке, на наследование престола.

В мае 1992 года был похоронен в Санкт-Петербурге в присутствии многих членов семьи.

Великая княгиня Мария Владимировна

Единственная дочь князя Владимира Кирилловича, члена Императорского Дома в эмиграции и Леониды Георгиевны, дочери Головы Грузинского Царственного Дома князя Георга Александровича Багратион-Мухранского. Рождена в законном браке 23 декабря 1953 года. Родители обеспечили ей хорошее воспитание и отличное образование. В возрасте 16 лет она присягнула на верность России и ее народам.

По окончании Оксфордского университета получила диплом филолога. Свободно изъясняется на русском, многих европейских и арабском языках. Работала на административных должностях во Франции и Испании.

В собственности императорская семья имеет скромную квартиру в Мадриде. Дом во Франции был продан по причине невозможности содержать его. Семья поддерживает средний уровень жизни - по меркам Европы. Имеет российское гражданство.

По достижении в 1969 году совершеннолетия, согласно династическому акту, изданному князем Владимиром Кирилловичем, провозглашена блюстительницей престола. В 1976 году сочеталась браком с принцем Прусским Францем-Вильгельмом. С принятием православия он получил титул князя Михаила Павловича. Нынешний претендент на русский престол, князь Георгий Михайлович, был рожден от этого брака.

Цесаревич Георгий Михайлович

Претендует на наследника титула Его Императорское Высочество Государь.

Единственный сын княгини Марии Владимировны и принца Прусского, рожденный в браке 13 марта 1981 года в Мадриде. Прямой потомок германского императора Вильгельма Второго, российского императора Александра Второго, английской королевы Виктории.

Школу он окончил в Сент-Бриаке, затем обучение продолжилось в Париже в колледже Св. Станислава. Живет в Мадриде с 1988 года. Родным языком считает французский, испанским и английским владеет в совершенстве, русский язык знает немного похуже. Впервые увидел Россию в 1992 году, когда сопровождал тело своего деда князя Владимира Кирилловича вместе с семьей к месту погребения. Его самостоятельный визит на Родину состоялся в 2006 году. Работал в Европарламенте, Еврокомиссии. Холост.

В юбилейный для Дома год им был учрежден фонд исследований по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Андрей Андреевич Романов

Праправнук Николая I, правнук Александра III. Родился в Лондоне 21 января 1923 года. Сейчас проживает в Соединенных Штатах, штате Калифорния, в округе Марин. Русский язык он знает отлично, потому что всегда и все в его семье говорили по-русски.

Закончил лондонский колледж имперской службы. Во время Второй мировой служил на военном корабле ВМС Великобритании моряком. Именно тогда, сопровождая до Мурманска грузовые суда, он впервые посетил Россию.

Имеет американское гражданство с 1954 года. В Америке занимался сельским хозяйством: фермерством, агрономией, агротехникой. В изучал социологию. Трудился в пароходной компании.

Среди его увлечений - живопись и графика. Создает работы в «детской» манере, а также цветные рисунки на пластмассе, которая позже подвергается термообработке.

Состоит в третьем браке. От первого брака имеет сына Алексея, от второго двух: Петра и Андрея.

Считается, что прав на престол не имеют ни он, ни его сыновья, но как кандидаты могут быть рассмотрены Земским собором в одном ряду с другими потомками.

Михаил Андреевич Романов

Праправнук Николая I, правнук князя Михаила Николаевича, родился в Версале 15 июля 1920 года. Окончил Виндзорский королевский колледж, Лондонский институт инженеров аэронавтики.

Служил во Вторую мировую в Сиднее в добровольческом резерве ВВС Британского ВМФ. Был демобилизован в 1945 году в Австралию. Там и остался жить, занимаясь авиационной индустрией.

Был активным членом Мальтийского ордена православных рыцарей Св. Иоанна Иерусалимского, даже избирался протектором и великим приором Ордена. Он входил в число участников движения «Австралийцы за конституционную монархию».

Был женат трижды: в феврале 1953 на Джил Мерфи, в июле 1954 года - на Ширли Краммонд, в июле 1993 года - на Джулии Креспи. Все браки неравнородные и бездетные.

Ушел из жизни в сентябре 2008 года в Сиднее.

Романов Никита Никитич

Праправнук Николая I. Рожден в Лондоне 13 мая 1923 года. Детство прошло в Великобритании, затем во Франции.

Проходил службу в армии Великобритании. В 1949 году перебрался в США. В университете Бэркли в 1960 году получил степень магистра истории. На учебу и жизнь зарабатывал сам, трудясь обивщиком мебели.

В Стэнфордском университете, а позже в Сан-Францисском занимался преподаванием истории. Им написана и издана книга об Иване Грозном (соавтор - Пьер Пейн).

Его жена - Жанет (Анна Михайловна - в православии) Шонвальд. Сын Федор покончил с собой в 2007 году.

Неоднократно бывал в России, посетил имение своего дела Ай-Тодор в Крыму. Последние лет сорок жил в Нью-Йорке, пока не умер в мае 2007 года.

Братья Дмитрий Павлович и Михаил Павлович Романовы-Ильинские (иногда под фамилией Романовские-Ильинские)

Дмитрий Павлович, 1954 года рождения, и Михаил Павлович, 1960 года рождения

Дмитрий Павлович женат на Марте Мэрри Макдауэлл, 1952 г. р., имеет 3 дочерей: Катрину, Викторию, Лелу.

Михаил Павлович был трижды женат. Первый брак с Маршей Мэри Лоу, второй - с Паулой Гей Маир и третий - с Лайзой Мэри Шислер. В третьем браке рождена дочь Алексис.

В настоящее время потомки династии Романовых проживают в США, признают законность прав членов Имперского Дома на российский престол. Княгиней Марией Владимировной было признано их право называться князьями. Дмитрий Романовский-Ильинский признан ею старшим представителем мужского рода всех потомков Романовых, независимо от того, какие браки им заключены.

В заключение

Около ста лет в России нет монархии. Но по сей день кто-то ломает копья, споря о том, кто именно из ныне живущих потомков царской семьи имеет законное право на российский престол. Кто-то и сегодня решительно требует возвращения монархии. И пусть вопрос этот непростой, так как законы и указы, касающиеся вопросов престолонаследия, трактуются по-разному, споры будут продолжаться. Но их можно описать одной русской поговоркой: потомки Романовых, фото которых представлены в статье, «делят шкуру неубитого медведя».

Для окончательного завершения Смуты требовалось не только избрать нового монарха на русский престол, но также обеспечить безопасность русских пределов от двух наиболее активных соседей - Речи Посполитой и Швеции. Однако это было невозможно, пока в Московском царстве не был бы достигнут социальный консенсус, а на престоле потомков Ивана Калиты не появился бы человек, который в полной мере бы устраивал большинство из делегатов Земского собора 1612-1613 гг. По целому ряду причин таким кандидатом стал 16-летний Михаил Романов.

ПРЕТЕНДЕНТЫ НА МОСКОВСКИЙ ТРОН

С освобождением Москвы от интервентов земские люди получили возможность приступить к избранию главы государства. В ноябре 1612 года дворянин Философов сообщил полякам, что казаки в Москве стоят за избрание на трон кого-нибудь из русских людей, «а примеривают Филаретова сына и воровского калужского», тогда как старшие бояре стоят за избрание чужеземца. Казаки вспомнили о «царевиче Иване Дмитриевиче» в минуту крайней опасности, Сигизмунд III стоял у порот Москвы, и сдавшиеся члены семибоярщины могли в любой момент вновь переметнуться на его сторону. За спиной коломенского царевича стояло войско Заруцкого. Атаманы надеялись, что в критическую минуту давние соратники придут им на помощь. Но расчеты на возвращение Заруцкого не оправдались. В час испытаний атаман не побоялся развязать братоубийственную войну. Вместе с Мариной Мнишек и ее малолетним сыном он явился к стенам Рязани и попытался захватить город. Рязанский воевода Михаил Бутурлин выступил навстречу и обратил его в бегство.

Попытка Заруцкого добыть для «воренка» Рязань не удалась. Горожане выразили свое отрицательное отношение к кандидатуре «Ивана Дмитриевича». Агитация в его пользу стала стихать в Москве сама собой.

Без Боярской думы выборы царя не могли иметь законной силы. С думой избрание грозило затянуться па многие годы. На корону претендовали многие знатные фамилии, и никто не желал уступить дорогу другому.

ШВЕДСКИЙ ПРИНЦ

Когда Второе ополчение стояло в Ярославле, Д.М. Пожарский с согласия духовенства, служилых людей, посадов, питающих ополчение средствами, вступил в переговоры с новгородцами о кандидатуре шведского принца на московский престол. 13 мая 1612 г. написали грамоты к новгородскому митрополиту Исидору, князю Одоевскому и Делагарди и отправили их в Новгород со Степаном Татищевым. Ради важности дела с этим послом Ополчения поехали и выборные - от каждого города по человеку. Интересно, что у митрополита Исидора и воеводы Одоевского спрашивали, как обстоят отношения их и новгородцев со шведами? А Делагарди сообщали, что если новый шведский король Густав II Адольф отпустит своего брата на московский престол и велит ему креститься в православную веру, то они рады быть с Новгородской землей в совете.

Черникова Т. В. Европеизация России в XV - XVII веках. М., 2012

ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА

Когда съехалось довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы. Прежде всего стали рассуждать о том, выбирать ли из иностранных королевских домов или своего природного русского, и порешили «литовского и шведского короля и их детей и иных немецких вер и никоторых государств иноязычных не христианской веры греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть, потому что польского и немецкого короля видели на себе неправду и крестное преступленье и мирное нарушенье: литовский король Московское государство разорил, а шведский король Великий Новгород взял обманом». Стали выбирать своих: тут начались козни, смуты и волнения; всякий хотел по своей мысли делать, всякий хотел своего, некоторые хотели и сами престола, подкупали и засылали; образовались стороны, но ни одна из них не брала верх. Однажды, говорит хронограф, какой-то дворянин из Галича принес на собор письменное мнение, в котором говорилось, что ближе всех по родству с прежними царями был Михаил Федорович Романов, его и надобно избрать в цари. Раздались голоса недовольных: «Кто принес такую грамоту, кто, откуда?» В то время выходит донской атаман и также подает письменное мнение: «Что это ты подал, атаман?» - спросил его князь Дмитрий Михайлович Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Одинакое мнение, поданное дворянином и донским атаманом, решило дело: Михаил Федорович был провозглашен царем. Но еще не все выборные находились в Москве; знатнейших бояр не было; князь Мстиславский с товарищами тотчас после своего освобождения разъехались из Москвы: им неловко было оставаться в ней подле воевод-освободителей; теперь послали звать их в Москву для общего дела, послали также надежных людей по городам и уездам выведать мысль народа насчет нового избранника и окончательное решение отложили на две недели, от 8 до 21 февраля 1613 года. Наконец Мстиславский с товарищами приехали, приехали и запоздавшие выборные, возвратились посланники по областям с известием, что народ с радостию признает Михаила царем. 21 февраля, в неделю православия, т. е. в первое воскресенье Великого поста, был последний собор: каждый чин подал письменное мнение, и все эти мнения найдены сходными, все чины указывали на одного человека - Михаила Федоровича Романова. Тогда рязанский архиепископ Феодорит, троицкий келарь Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Иосиф и боярин Василий Петрович Морозов взошли на Лобное место и спросили у народа, наполнявшего Красную площадь, кого они хотят в цари? «Михаила Федоровича Романова» - был ответ.

СОБОР 1613 Г. И МИХАИЛ РОМАНОВ

Первым делом великого Земского собора, избравшего шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова на русский престол, было отправление к новоизбранному царю посольства. Отправляя посольство, собор не знал, где находился Михаил, и потому в данном послам наказе говорилось: «Ехать к государю Михаилу Федоровичу царю и великому князю всея Руси в Ярославль». Прибыв в Ярославль, посольство здесь только узнало, что Михаил Федорович живет со своей матерью в Костроме; не медля, двинулось оно туда, вместе со многими и ярославскими гражданами, присоединившимися уже здесь.

В Кострому посольство прибыло 14 марта; 19-го оно, убедив Михаила принять царскую корону, выехало вместе с ним из Костромы, и 21 числа все прибыли в Ярославль. Здесь все ярославцы и съехавшиеся отовсюду дворяне, дети боярские, гости, люди торговые с женами и детьми встретили нового царя с крестным ходом, подносили ему образа, хлеб с солью, богатые дары. Местом своего здесь пребывания Михаил Федорович избрал древний Спасо-Преображенский монастырь. Здесь в кельях архимандрита, жил он со своей матерью инокиней Марфой и временным Государственным советом, который составляли князь Иван Борисович Черкасский с другими вельможами и дьяк Иван Болотников со стольниками и стряпчими. Отсюда 23 марта послана была и первая от царя грамота в Москву, извещавшая Земский собор о согласии на принятии царского венца.

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому .

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование .

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни . Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.

Исторически Россия является монархическим государством. Сначала были князья, затем цари. История нашего государства стара и многообразна. Россия знала множество монархов с разными характерами, человеческими и управленческими качествами. Однако, именно семья Романовых стала ярчайшим представителем российского престола. История их правления насчитывает около трех столетий. И конец Российской империи тоже неразрывно связан с этой фамилией.

Семья Романовых: история

Романовы - старинный дворянский род, не сразу обладали такой фамилией. На протяжении веков сначала их величали Кобылиными , чуть позже Кошкиными , затем Захарьиными . И только спустя более 6-ти поколений они приобрели фамилию Романовы.

Впервые приблизиться к Российскому престолу этому дворянскому роду позволил брак Царя Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной.

Прямой связи между Рюриковичами и Романовыми нет. Установлено, что Иван III является праправнуком одного из сыновей Андрея Кобылы - Федора по материнской линии. Тогда как род Романовых стал продолжением другого внука Федора - Захария.

Однако этот факт сыграл ключевую роль, когда в 1613 году на Земском соборе для царствования был избран внук брата Анастасии Захарьиной - Михаил. Так престол перешел от Рюриковичей к Романовым. После этого правители этого рода сменяли друг друга в течение трех столетий. За это время наша страна сменила форму власти и стала Российской империей.

Первым императором стал Петр I. А последним Николай II, который отрекся от власти в результате февральской революции 1917 года и был расстрелян со своей семьей в июле следующего года.

Биография Николая II

Для того, чтобы понимать причины плачевного конца императорского правления необходимо подробнее рассмотреть биографию Николая Романова и его семьи:

  1. Николай II родился в 1868 году. С детства воспитывался в лучших традициях царского двора. С юных лет увлекся военным делом. С 5 лет он принимал участие в военных сборах, парадах и шествиях. Еще до принятия присяги имел разные чины, в том числе был казачьим атаманом. В результате, самым высшим военным чином Николая стал чин полковника. Пришел к власти Николай в 27 лет. Николай был образованным интеллигентным монархом;
  2. Невесте Николая, немецкой принцессе, которая приняла русское имя - Александра Федоровна, на момент бракосочетания было 22 года. Супруги очень любили и трепетно относились друг к другу всю жизнь. Однако окружение относилось к императрице негативно, подозревая, что самодержец слишком зависим от своей супруги;
  3. В семье Николая было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и самым младшим родился сын Алексей - возможный наследник престола. В отличие от крепких и здоровых сестер Алексею был поставлен диагноз - гемофилия. Это означало, что мальчик мог погибнуть от любой царапины.

Почему расстреляли семью Романовых?

Николай совершил несколько роковых ошибок, которые в результате привели к трагическому концу:

  • Первой непродуманной оплошностью Николая считают давку на Ходынском поле. В первые дни его правления люди шли на Ходынскую площадь за подарками, обещанными новым императором. В результате началось столпотворение, погибло более 1200 человек. Николай оставался равнодушным к этому событию вплоть до окончания всех мероприятий, посвященных его коронации, которые длились еще несколько дней. Народ ему не простил такого поведения и прозвал Кровавым;
  • Во время его правления в стране было много распрей и противоречий. Император понимал, что нужно срочно предпринимать меры для того, чтобы поднять патриотизм россиян и сплотить их. Многие считают, что именно с этой целью была развязана Русско-Японская война, которая в результате была проиграна, а Россия лишилась части своей территории;
  • После окончания Русско-Японской войны в 1905 году на площади перед Зимним дворцом без ведома Николая военными были расстреляны люди, собравшиеся на митинг. Это событие получило название в истории - «кровавое воскресенье»;
  • В первую мировую войну Российское государство вступило также неосторожно. Конфликт начался в 1914 году между Сербией и Австро-Венгрией. Государь посчитал необходимым вступиться за балканское государство, в результате чего, на защиту Австро-Венгрии встала Германия. Война затянулась, что перестало устраивать и военных.

В результате в Петрограде было создано временное правительство. Николай знал о настроениях народа, но не смог предпринять никаких решительных действий и подписал бумагу о своем отречении.

Временное правительство поместило семью под арест сначала в Царском Селе, а затем их сослали в Тобольск. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года вся семья была перевезена в Екатеринбург и по решению совета большевиков казнена для недопущения возврата к царской власти .

Останки царской семьи в наше время

После расстрела все останки были собраны и перевезены к шахтам Ганиной Ямы. Сжечь тела не удалось, поэтому они были выброшены в шахты рудников. На следующий день жители поселка обнаружили тела, плавающие на дне затопленных шахт и стало понятно, что необходимо перезахоронение.

Останки снова были погружены в машину. Однако, немного отъехав, она провалилась в грязь в районе Поросенкова лога. Там и закопали убитых, разделив прах на две части.

Первая часть тел была обнаружена в 1978 году. Однако в связи с долгим получением разрешения на раскопки, добраться к ним удалось лишь в 1991 году. Два тела, предположительно Марию и Алексея обнаружили в 2007 году чуть поодаль от дороги.

На протяжении многих лет разными группами ученых проводилось множество современных, высокотехнологичных экспертиз для определения причастности останков к царской семье. В результате генетическое сходство было доказано, однако с этими результатами до сих пор не согласны некоторые историки и Русская православная церковь.

Сейчас мощи перезахоронены в Петропавловском соборе .

Ныне живущие представители рода

Большевики стремились истребить как можно больше представителей царского рода чтобы ни у кого не возникло даже мысли о возврате к прежней власти. Однако многим удалось бежать заграницу.

По мужской линии живые потомки происходят от сыновей Николая I - Александра и Михаила. Также есть потомки по женской линии, которые берут свое начало от Екатерины Иоанновны. В большинстве своем все они проживают не на территории нашего государства. Однако представителями рода созданы и развиваются общественные и благотворительные организации, которые осуществляют свою деятельность в том числе и в России.

Таким образом, семья Романовых является для нашей страны символом ушедшей империи. Многие до сих пор спорят о том, можно ли возродить имперскую власть в стране и стоит ли это делать. Очевидно, эта страница нашей истории перевернута, а ее представители захоронены с соответствующими почестями.

Видео: расстрел семьи Романовых

В данном ролике воссоздан момент захвата семьи Романовых в плен и их дальнейший расстрел: