День Петра и Февронии: история праздника, приметы и традиции. Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227)

День Петра и Февронии: история праздника, приметы и традиции. Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227)
День Петра и Февронии: история праздника, приметы и традиции. Святые благоверные князь пётр и княгиня феврония, муромские чудотворцы (†1227)

За последние годы список праздничных дат в нашей стране значительно расширился. Появляются новые праздники, вспоминаются и возрождаются старые. А некоторые, придя к нам из заграницы, достаточно быстро завоевывают сердца и получают преданных поклонников. Но прежде чем поддерживать зарубежные традиции, следует обратить внимание на свои, исконные, уходящие своими корнями глубоко в историю нашей страны. Так произошло с западным праздником всех влюбленных, отмечающимся . Он достаточно быстро пришелся по душе российской молодежи. Однако далеко не все знают о существовании русского «аналога» Валентинова дня. Возможно потому, что учрежден он был всего несколько лет назад, но отмечается нынче с не меньшим размахом. Этот русский день влюбленных, закрепленный за датой 8-ое июля, именуется Днем Петра и Февронии, в который чтят семью, любовь и верность.

Петр и Феврония

На заметку! Праздник имеет очень глубокие корни, берущие начало в древнерусских летописях и легендах, рассказывающих о жизни двух святых, проживших долгую, праведную жизнь и умерших не просто в один день, а в один час и минуту.

Ниже мы расскажем, как появился этот праздник, откуда он, и когда был официально учрежден.

Русский день влюбленных, приходящийся на 8-ое июля – дата, когда вспоминают православных святых, носящих имена Февронии и Петра. Официально (в государственном, светском смысле) он называется Днем семьи, любви, верности. Самое интересное состоит в том, что, если обратиться к официальным документам – летописям – в них нет никакого упоминания о князе по имени Петр. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что у двух святых, героев повести, есть-таки реальные прототипы – князь, правивший в Муроме, по имени Давид Юрьевич и его жена (ее имя вообще не сохранилось). Его правление приходилось на период с 1205 по 1228 годы. Давид принял постриг в монахи и взял себе имя Петр. А канонизировали пару в 1547 году. Позднее в древнерусской литературе появилась повесть, рассказывающая о чудесной любви Февронии и Петра с достаточно поэтическим, даже сказочным содержанием. В ней слились два сюжета: один рассказывает о сражении князя со змеем, изрыгающим пламя, а другой – о деве-чудотворице, исцелившей его после битвы. Вкратце коснемся этих легенд и расскажем сюжет сочинения о людях, жизнь которых дала начало такому празднику, как русский день влюбленных.

Во времена, когда Петр еще не принял княжество, ему пришлось сражаться с огромным огненным змеем. Тварь он победил, но был запачкан кровью монстра, которая заразила его проказой. Ни один из лекарей не мог его излечить. Спасение пришло во сне, из которого Петр узнал, что в Рязанских землях, в деревне Ласково живет некий древолазец (по-другому бортник или тот, кто знает, как добывать дикий мед), у которого дочь – чудотворица по имени Феврония. И только она сможет его излечить. Поэтому можно считать, что будущие покровители всех российских семей, чьи имена носит русский праздник День влюбленных, познакомились во сне.

Петр обратился к Февронии, но та потребовала плату, а именно: в случае хорошего исхода, женитьбу на себе. Петр, естественно, согласился, но когда пошел на поправку, не сдержал своего слова, поскольку княжна-простолюдинка ему была не нужна. Целительница же пошла на хитрость и не вылечила до конца одну из ран князя. Вскоре болезнь вернулась, Петр снова обратился к Февронии за лечением, по окончании которого все же женился на девушке.

Будущие покровители всех российских семей, чьи имена носит русский праздник День влюбленных, познакомились во сне

Когда настал черед Петра принять княжество, бояре Мурома не захотели княжну не знатного рода, поскольку расценили это, как оскорбление положения их женщин. Они поставили ультиматум: либо откажись от жены, либо от княжества. Петр не оставил Февронию, и они вместе уехали из Мурома. Оставшись без правителя, княжество погрузилось в смуту. Начались убийства, изнасилования, грабежи. Бояре одумались и вновь призвали Петра на княжение. Пара вернулась в город, а через какое-то время горожане начали искренно уважать Февронию за ее качества и поступки. Дожив до преклонных лет, Петр постригся в монахи в одном монастыре, взяв имя Давид, а Феврония – в другом, взяв имя Ефросинья. И до самого последнего дня оба просили Бога, чтобы он даровал им смерть в один час и день, а окружение – чтобы их похоронили в одном гробу, который даже заранее был изготовлен. Они действительно умерли в один и тот же день. Но лежать в одном гробу им не позволило монашеское положение. Но будучи погребенными в разных могилах и обителях, буквально через день они оказались в одном гробу и могиле.

Как был учрежден праздник

Святая Феврония и святой Петр считались покровителями семьи с древних времен. Однако день их смерти приобрел статус всероссийского праздника лишь в 2008-ом году. Этому событию предшествовала многолетняя работа жителей Мурома во главе с их мэром, чтобы этот праздник сменил статус с муниципального на общероссийский. По мнению жителей города, в Троицкой женской обители которого хранятся мощи святых, пара, останки которой были чудотворными, более чем достойна, чтобы покровительствовать любви и семье на уровне государства.

«Борьба» за русский день влюбленных началась в 2001-ом году, когда тогдашний мэр принял решение о проведении дня города Мурома 8-ого июля. Таким образом, он заботился о соблюдении исторических традиций. Следующие пять лет администрация Мурома предпринимала различные шаги, чтобы их городской праздник стал-таки общероссийским. В 2006-ом петиция (прошение), подписанное пятнадцатью тысячью горожан, была направлена в Государственную Думу. И 26-ого марта 2008-ого года праздник был учрежден единогласно, получив название День супружеской любви и внутрисемейного счастья. А символом этого праздника стал летний цветок ромашка, к которому россияне традиционно относятся с большой любовью и теплотой.

Чтобы популяризировать праздник, укрепить его статус, с 2008-ого года практически в каждом российском городе начали устанавливать памятники канонизированной паре

На заметку! Кстати, одной из причин утверждения праздника стала необходимость иметь альтернативу Дню Валентина. И это было подтверждено на официальном уровне.

8 июля, начиная с 2008 года, во всех городах России широко отмечают День семьи, любви и верности. Многие считают его достойной альтернативой Дню влюбленных, пришедшему из-за рубежа. Действительно, в отечественном празднике больше духовной любви и преклонения перед верностью и преданностью. А все потому, что праздник тесно связан со святыми Петром и Февронией - парой, являющейся образцом идеальных семейных отношений.

История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии

Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы - Феврония.

Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.

Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.

После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя - никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум - либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.

В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.

Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.

В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.

Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день - это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.

Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб - никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.

День семьи, любви и верности и его традиции

В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Как возникла идея

Впервые о том, чтобы установить свой День влюбленных в России заговорили в городе Муроме, который находится во Владимирской области. Люди вдохновились тем, что именно в монастыре их города покоятся мощи четы Петра и Февронии, которые считаются покровителями православного брака. День памяти святых приходится на 8 июля, вот и стали вести разговор о том, чтобы День семьи в России установить именно на этот день.




Предложение жителей города Мурома поддержали по всей стране и в 2008 году, который в России был годом семьи, впервые отметили День семьи, любви и верности. Жители Мурома, конечно, молодцы, но все началось много веков назад, когда в Муроме правил мудры князь Петр.

История Петра и Февронии

Жили эти люди в 13 веке, Петр был князем Мурома и он сильно заболел, никто не мог его вылечить. Тогда князю рассказали, что в городе есть молодая девица Феврония, которые любые болезни лечит травами и молитвами. Он позвал девушку к себе и та быстро поставила князя на ноги. Но, одолела на этот раз Петра другая, приятная болезнь сердца - он влюбился в Февронию.

Тут-то и начинаются у пары первые испытания, Петр делает предложение девушке и узнает, что она его тоже любит и согласна стать женой. Но бояре не могут смириться с тем, что князь, человек благородных кровей, женится на обычной девушке без рода и преданного. Тогда Петр отказывается от права управлять Муромом и они с Февронией женятся, уезжать жить скромно и тихо рядом с Муромом.

Интересно! История Петра и Февронии дошла до наших дней благодаря тому, что сохранилась в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». Повесть была написана в 16 веке, в ней рассказывается о том, что уже в этой статье кратко изложено выше. Приготовьте в честь замечательного праздника .

Потом уже бояре поняли свою ошибку, потому что, горожане души не чаяли в Петре и его супруге, вот и попросили Петра вернуться, чтобы княжить вместе со своей законной женой. Это был справедливый и честный человек, люди его любили и жили хорошо. За несколько лет до своей смерти Петр и Феврония отправляются в монастырь и принимают постриг. Последние годы
жизни они проводят в молитвах, а потом умирают в один день.




Интересно! Несмотря на то, что супруги после смерти попросили похоронить их вместе, монахи не исполнили наказ, потому что, это противоречило церковному уставу. Но на следующий день, чудом, влюбленные оказались в одном гробу.

Канонизирован Петр и Феврония был в 1547 году, мощи пары до сих пор хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Эти святые считаются покровителями семьи в православной вере. Поэтому, День семьи, любви и верности в России установили именно на дату 8 июля. 8 июля: праздник Петра и Февронии, история праздника, согласитесь, замечательная и, конечно же, заслуживает нашего внимания.

Нужно сказать, что инициатива отмечать этот праздник сформировалась еще в 2002 году, тогда наиболее активной была именно сельская молодежь Мурома, которая говорила о том, что важно возродить традицию празднования Дня Петра и Февронии не только на их родине, но во всех уголках страны. На высшем уровне об этом предложении услышали только в 2008 году.




Зато, праздник приняли официально и теперь пышно, с песнями, плясками, танцами и весельем его отмечают каждый год. Столицей празднования, по праву, считается именно город Муром, где и проходят все важные мероприятия. Хотя отмечают День семьи, любви и верности, конечно, по всей стране.

8 июля: праздник Петра и Февронии, история праздника романтична и красива. Не может не радовать, что в православном календаре нашлось событие, которые подталкивает людей к тому, чтобы вспомнить, какой ценностью, опорой является семья, какое важное место в жизни она занимает.

Радует тот факт, что с каждым годом география празднования , любви и верности ширится. В каждом населенном пункте страны этот день отмечают по-своему, но обязательно уделяют ему особенное внимание. Помните, что российский День влюбленных приходится именно на 8 июля и праздник этот называется День семьи, любви и верности.

У же несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.

Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.

Житие святых Петра и Февронии. Автограф Ермолая (Еразма) (РНБ. Солов.. № 287/307. Л. 134)

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Феврония передает сосуд со снадобьем и объясняет, как получить исцеление. Фрагмент иконы 17 века

В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.

Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.

После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.

Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Икона благоверных святых Петра и Февронии.Икона благоверных святых Петра и Февронии.

Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.

Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».

Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.

Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака

Петр и Феврония - покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Из книги «Великое наследие» :
«Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти».

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались