Что в себя включает сфера духовной жизни. Духовная сфера и ее виды

Что в себя включает сфера духовной жизни. Духовная сфера и ее виды

Вопрос 1. Что включает в себя сфера духовной культуры?

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

Мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

Искусство - художественное освоение мира;

Наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

Право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Вопрос 2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Вопрос 3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования?

Наука – это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесса накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука – это продвинутая ступень образования, а образование – это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.

Вопрос 4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?

Мораль играет ключевую роль в жизни общества, т. к. мораль – это одно из основных столбов мироздания, говорящих о том, что хорошо и что плохо. Не всегда в жизни можно положится на закон, но мы знаем, что среди людей всегда найдутся те кто нам поможет. Мораль регулирует общество, мягко и ненавязчиво, говоря, что можно делать, а чего нельзя, она создаёт его культуру.

В любом обществе есть сложившиеся представления о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости, и человек, ориентируясь по ним, должен развивать в себе добродетель, руководствуясь тем, что принято называть нормами морали.

Усвоенные человеком моральные нормы, нравственные уроки жизни составляют стержень внутреннего мира человека, руководя его мыслями и поступками. Идейное содержание морали – система жизненных ценностей. По отношению к этим ценностям устанавливается, что хорошо, а что – плохо.

Вопрос 5. В чём состоит роль религии в современном обществе?

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение) , смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

Вопрос 6. В средине XIX в. В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа». Среди них такие: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Учи других - и сам поймёшь», «Век живи - век учись», «За учёного двух неучёных дают», «Чему учился, тому и пригодился», «Побольше грамотных, поменьше дураков». Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы сегодня?

Да, эти пословицы всегда будут актуальны.

«Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - вместо того чтобы спать, займитесь полезным делом.

«Корень учения горек, да плод его сладок» - учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.

«Учи других - и сам поймёшь» - пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.

«Век живи - век учись» - всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.

«За учёного двух неучёных дают» - один умный человек стоит двух неопытных, глупых.

«Чему учился, тому и пригодился» - какой специальности выучился в той и будешь работать.

«Побольше грамотных, поменьше дураков» - чем больше образованных, тем лучше.

Вопрос 7. Поздним зимним вечером на одной из улиц Москвы образовалась пробка, и тогда машины двинулись по тротуару. Но вскоре остановились: на тротуаре стояла пожилая женщина, протестовавшая против такой езды. Неожиданно из какой-то машины вышла молодая, хорошо одетая дама и ударила эту женщину. Та упала. А дама села в машину и поехала дальше.

Прокомментируй эту ситуацию с точки зрения морали. Какие варианты поведения были у молодой нарядной дамы?

Во-первых, молодая не должна была выезжать на тротуар. Во-вторых, если выехала, не надо было выходить из машины. В третьих, если вышла, не надо было распускать руки. Молодая вела себя отвратительно, то есть безнравственно и аморально.

Вопрос 8. В декабре 2010 г. в московских аэропортах временно прекратились полёты из-за погодных условий. Тысячи пассажиров ждали своих рейсов сутками в тяжёлых условиях. Спали прямо на полу. Всем нужна была еда, но продавцы взвинтили цены почти в десять раз. Некоторые пассажиры решили уехать домой, но тут их ждал новый сюрприз: таксисты подняли цены за проезд. Продавцы и таксисты объясняли свои действия законами рынка. Не хочешь - не покупай, никто не заставляет.

Прокомментируй эту ситуацию с моральных позиций.

Продавцы и таксисты вели себя неправильно, потому что в трудных ситуациях надо помогать друг другу, а не наживаться на несчастье.

Вопрос 9. С точки зрения морали понятно, что хулиганы, скинхеды, бандиты, коррумпированные чиновники, требующие взяток и берущие их, светские гуляки, швыряющие на ветер огромные деньги, - все эти люди совершают моральное зло. Но вот что интересно: очень часто они называют себя настоящими патриотами России.

Можно ли верить таким заявлениям, судить об этих людях по их словам? Что ты скажешь по этому поводу? Приведи свои аргументы.

Для этих людей главное, что бы народ ничего не понял. Они воруют деньги и при этом называют себя патриотами это создано что бы людям морочить голову. Поскольку обычный человек не может с этим побороться ведь главное это деньги и связи в нашей стране.

Вопрос 10. Объясни, как ты соотносишь понятия «нравственность» и «религия».

Почти каждый религиозный человек обладает высокими нравственными качествами.


Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека – от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями, или формами, духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование.
Особенности:

  1. духовная сфера имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни
общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, духовные ценности также постоянно созидаются в обществе. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т.п. Потребности людей в духовных ценностях безграничны. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов.


  1. созданием, сохранением, распространением ценностей духовной
культуры непосредственно занято немало людей различных профессий.

  1. достижения духовной культуры создаются, сохраняются,
распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и вузы, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. Наряду с культовыми сооружениями разных религий эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной культуры.

2. Наука в жизни современного общества.
Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время – в 16-17 вв. и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.

Сегодня «наука» имеет несколько значений. Одно из них – особая система знаний .

Основная функция науки выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности . Цель научной деятельности получение нового знания . Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывается более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс – объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят факты, законы и теории, методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Наука стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.д. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

«Наука» – особая сфера деятельности , в которой принимают участие миллионы людей.

«Наука» - система организаций и учреждений , в которых наука создается. Научные учреждения: университеты, лаборатории, институты, академии, научные центры и т.д. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру – библиотеки, музеи, испытательные станции, ботанические сады и др.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них – Нобелевская премия.

Нравственные принципы труда ученого : 1) во все времена сообщество ученых отвергало плагиат – присвоение чужих мыслей; 2) проблема последствий работы ученых. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ
Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной ». Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всем российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. Принят ряд государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.

Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец 20-начало 21 в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического процесса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу – обеспечить конкурентоспособность . Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Звенья конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования . Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создание условий повышения конкурентоспособности личности .

В информационном обществе все более отчетливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе.

Основные элементы системы образования в РФ. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.

Общеобразовательная часть включает: 1) дошкольное образование (3-6 лет); 2) начальное образование (7-9 лет; 1-4 кл.); 3) общее основное образование (5-9 кл.); 4) среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

Профессиональная часть включает: 1) начальное профессиональное образование (училища); 2) среднее профессиональное образование (техникум, колледж); 3) высшее (университет, институт, академия) и 4) послевузовское образование.

В России наряду с названными выше звеньями образовательной системы, существует ряд путей непрерывного образования. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернета. Составной частью непрерывного образования является самообразование .

4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Слово «религия» имеет два значения. 1) religare – связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. 2) religare – набожность, святыня, предмет культа.

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждениям людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий. Религиозная вера – определенное переживание, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу. Вера не требует доказательств.

Функции религии:


  1. Религия регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

  2. Религия воспитывает человека. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например, доброты, милосердия, умеренности.

  3. Религия – это определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия дает свой ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?

  4. Религия снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет почувствовать ему облегчение, приток сил. Религия не в силах решить многие реальные проблемы человека, но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

  5. Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного общения религиозного человека является диалог с Богом, осуществляемый с помощью обрядов и молитв.

  6. Религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-либо значимой проблемы.

Религиозные организации и объединения.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для нее характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян, причем сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозный лидеров (Папа Римский для католической церкви). У многих церквей есть определенная территориальная, структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов ) и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты ограничена, ликвидируются деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность ее религиозных установок, убежденность в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля.

Свобода совести.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Конституция РФ гарантирует осуществление свободы совести, свободы вероисповедания в соответствии с нормами международного права:


  • все религии на территории РФ являются равноправными

  • государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • в РФ церковь отделена от государства, т.е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них

  • российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.

5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность – совокупность людских нравов, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль.

Золотое правило морали «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь; почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал – человечность, гуманизм . Гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем и обязанность их соблюдать.

Высшие моральные ценности – гражданственность и патриотизм .

Гражданственность моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству. Высшее проявление гражданственности – патриотизм. Патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов.

Понятия:


    Культура

  • Обычаи

  • Традиции

  • Этикет

  • Этика

  • Ритуал

  • Культурные универсалии

  • Мораль

  • Религия

  • Наука

  • Образование

  • Гражданственность

  • Патриотизм

  • Гуманизм

  • Свобода совести

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

Лекция 4.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура – совокупность духовность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, образование, религия, мораль, философия, право, искусство.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - «широком» и «узком».В узком смысле , говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  1. Произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  2. Театральное искусство (театральные образы);
  3. Произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
  4. Музыкальное искусство (музыкальные образы);
  5. Различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
  6. Общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно , потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.


Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

  • духовная культура бескорыстная. Ее сущность - не польза, не выгода, а «радость духа» - красота, знание, мудрость. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач.
  • в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;
  • творческая деятельность в духовной культуре - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.
  • духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. Вот почему духовная культура более всего страдает при социальных катаклизмах: революции и реформы в обществе приводят к упадку духовной культуры народа. Духовная культура нуждается в заботе общества, сохранение и развитие ее требует от общества усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она теряет внутреннее напряжение и движение.

Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения.

Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии.

Основные черты мифологического мышления:
1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу.
2. Переносит человеческие свойства на природные объекты.
3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями).
4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира).
5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков.
6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения.
7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир.

Религия выводит человека за рамки реальности, в трансцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом.

Религия имеет много функций:
1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности.
2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самим собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия.
3. Религия – это феномен коллектива, поэтому имеет функцию социализации, связывает человека и общество.

Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник.

Искусство подразделяется на:
виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.),
роды (поэзия, проза и т.д.),
жанры (симфония, концерт и т.д.),
стили (барокко, классицизм).

Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху.

Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была не разделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается.

Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека.

Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.