Что такое атавизмы примеры. Что такое. Что такое рудимент

Что такое атавизмы примеры. Что такое. Что такое рудимент
Что такое атавизмы примеры. Что такое. Что такое рудимент
23Дек

Что такое Атавизм

Атавизм – это термин, характеризующий явление, при котором в организме появляется фенотипический признак, отсутствующий уже долгий период времени.

Что такое АТАВИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Атавизм – это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки утраченные в процессе эволюции, но присутствовали у далеких предков. Для простоты понимания, можно привести пример, когда рождаются люди с хвостом. В данном случаи – именно хвост и является атавизмом, так как он уже длительное время не встречается у современных людей, но когда-то очень давно, был у наших предков. Таким образом можно сказать, что проявление атавизмов, является еще одним доказательством правоты теории Эволюции Дарвина.

Сам термин, произошел от латинского слова «ATAVUS », что буквально переводится как «Отдаленный предок ».

Следует отметить , что данный термин используется не только в биологии. В социальных науках, атавизм — это культурная тенденция, которая выражается в том, что современные люди возвращаются к и способам мышления прежнего времени.

Признаки, наличие и появление атавизмов.

Для того чтобы понять почему появляются атавизмы, следует в первую очередь условно разобраться в том, как работает ДНК.

Эволюционно, признаки, которые исчезли фенотипически, не обязательно исчезают из ДНК организма. Генная последовательность часто остается, но она неактивна. Такой неиспользуемый ген, может сохранять свою функциональность вплоть до шести миллионов лет, и с большой долей вероятности он полностью перестанет функционировать аж через 10 млн лет. Таким образом, пока ген остается «активным», существует вероятность, что он может стать подавляющим. Именно это и приведет к появлению атавизма. Чаще всего активация данного гена происходит из-за непроизвольных мутаций, но также, его можно «разбудить» создавая искусственные стимулы.

Атавизмы примеры.

Проявления атавизмов, это явление достаточно редкое, но не настолько чтобы его можно было не заметить. Подобные особенности встречаются как у животных, так и у людей.

Атавизмы у животных:

  • Киты и змеи, которые рождаются с задними ногами;
  • Цыплята с зубами;
  • Дельфины с задними лапами.

Дельфины с задними лапами. В 2006 году в акватории Японии был пойман дельфин с двумя передними ластами (как и у всех дельфинов) и имел пару маленьких и симметричных тазовых лапок ближе к хвосту. Этот пример возвращает нас в то время, когда предки дельфинов умели ходить по суше. Эволюционная линия китообразных может быть прослежена до наземных млекопитающих, таких как гиппопотамы.

Цыплята с зубами. Проводя осмотр клювов у не вылупившихся эмбрионов, ученые обнаружили что иногда встречаются те, которые демонстрируют признаки образования зубов. Как известно, птица потеряла способность создавать челюсти с зубами около 80 миллионов лет назад, однако современные цыплята все еще обладают геном, который ответственен за формирование зубов.

Атавизмы у человека.

  • Люди с «лишними сосками»;
  • Люди со звериной челюстью;
  • Люди с хвостами.

Люди с хвостами. Существует несколько научных случаев рождения человеческих младенцев с хвостом, который содержит хрящ и позвонки, называемый «хвостовым придатком». Дело в том, что все человеческие дети растут в матке с небольшим пренатальным хвостом. Это в свою очередь является своеобразным возвратом к нашим эволюционным предкам – приматам (семейство ). Гены, которые контролируют рост хвоста, обычно выключаются в результате регуляции генов, а хвост растворяется в тканях эмбриона. Однако бывают случаи, когда эта регуляция генов нарушается, и хвост продолжает расти за пределы эмбрионального развития.

В процессе эволюции организм человека видоизменялся. Различные органы меняли свое назначение или же вообще исчезали, поскольку уже не было необходимости в них. Однако, даже сейчас, в XXI веке мы можем наблюдать самое явное свидетельство теории эволюции − атавизмы и рудименты практически у любого человека. Эволюция неумолима, человек, встав на прямые ноги, получил атавизм в виде копчика. И таких примеров очень много.

То, что досталось человеку от предков

Рудименты и атавизмы у человека, как правило, скрыты, но некоторые примеры можно видеть и невооруженным глазом. Например, появление у человека волосяного покрова на теле, сейчас уже относят к атавизмам, ведь сегодня нам уже не нужно согревать тело дополнительной шерстью. А наши волосы − это видоизмененная шерсть и есть.

Повышенная «лохматость» у человека — признак атавизма

Это свойственно всем людям и с этим ничего нельзя поделать, ведь это просто остаточные явления от предков, которыми мы уже не пользуемся много лет, но они все еще присутствуют в нашем организме, порой причиняя неудобство, но, тем не менее не очень серьезные. Скажем так− это та нить, которая связывает нас с нашими предками.

Копчик

Есть и скрытые атавизмы, такие как остатки хвостовых позвонков, которые теперь сильно упростились и мы их называем копчиком. Когда-то давно у предков человека был хвост, который оказался ненужным в дальнейшем. В результате эволюции хвост исчез, но части позвоночника, которые за этот хвост отвечали, еще существуют, поэтому мы можем наглядно видеть связь человека с приматами. Даже сегодня бывает отклонение в развитии, когда дети рождаются, имея небольшой хвост, конечно, это легко решается хирургическим путем, но лишний раз доказывает то, что теория эволюции права − у человека был хвост.


Третье веко

Эпикантус или третье веко, этот рудимент может наблюдать у себя в уголке глаза. В настоящий момент особого смысла в этом органе нет, но когда-то третье веко выполняло защитные функции для . Сегодня его относят к неиспользуемым элементам.


Третье веко есть у всех, тем не менее — это атавизм

Зубы мудрости

Рудимент, который известен практически всем − появление зубов мудрости. Расположенные в самом конце зубного ряда сегодня они уже не участвуют в процессе пережевывания пищи, но, тем не менее появляются у людей. Хотя уже сегодня зафиксированы случаи, когда эти зубы не появляются у .


Еще один бесполезный орган — зубы мудрости

Аппендицит

Известный всем рудимент, под названием аппендикс, тоже уже утратил свою первоначальную функцию − участие в переваривании пищи. В середине XX века даже были энтузиасты, которые предлагали вырезать его еще на стадии младенчества, чтобы не допускать его воспаления в будущем. Оказалось, что это не совсем ненужный элемент и человеческий организм все-таки получает от этого органа пользу, хоть и не по прямому назначению. Есть многие примеры, что этот орган еще может служить для человеческого организма и не является совершенно бесполезным, как, скажем, хвост.


Как видите, атавизмы рознятся и не всегда стоит относиться к ним, как к бесполезной части организма. Например, волосы, которые человеку уже не нужны, сейчас стали элементом стиля и красоты, хотя являют собой настоящий рудимент.

Ушные мышцы

Еще один неиспользуемый элемент− ушные мышцы. Сегодня можно встретить людей, которые умеют двигать ушами, но, как правило, они уже давно не используются человеком. У людей нет необходимости перемещать ушную раковину, поэтому эти мышцы тоже относят к атавизмам.


Пирамидальная мышца

Далеко не всем известна пирамидальная мышца в животе человека. Сегодня она уже не нужна организму, но, тем не менее присутствует, представляя собою классический рудимент.


Заключение

Подобные явления присущи не только человеку, но и всем животным, которые в процессе эволюции также теряют часть своих органов, поэтому и представляют особый интерес для изучения. Ведь именно изучая это явление, находится отличие человека от его предков.

Видео о рудиментарных органах

Хвост, зубы мудрости, разнообразные неиспользуемые мышцы − все это дает представление о том, как жили наши предки раньше. Наш организм всегда имеет доказательства эволюции в наглядных примерах.

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ


Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Крылья у нелетающих птиц, глаза у слепых рыб, органы размножения у растений, воспроизводящихся вегетативно… Встает вопрос: в чем тут смысл? Однако рудиментарные органы и структуры, которые были необходимы нашим предшественникам, а сейчас уменьшились в размере, упростились и потеряли свою ценность, несут важнейшую информацию об эволюции тела человека. Они помогли Чарлзу Дарвину написать свой известный труд «Происхождение видов», благодаря им построено наше филогенетическое дерево.

Многие полагают, что рудиментарные органы совершенно бесполезны. Это не всегда так. Во многих случаях они до сих пор играют определенную роль. Скажем, важнейший орган иммунной системы тимус (вилочковая железа) тоже когда-то считался ненужным. К тому же рудименты служат своеобразными вехами эволюции, помогая проследить нашу связь с далекими предшественниками. Существующие в организме рудиментарные органы и структуры обязательно были и у наших прямых предков. Поэтому вы никогда не найдете зачатки перьев у млекопитающих или жабр у приматов.

Иное дело атавизмы. Они воспроизводят структуры или признаки, которых у непосредственных предков не было. К примеру, в природе изредка встречаются киты или дельфины с видимыми задними конечностями. Это своеобразный «подарок» от их сухопутных сородичей. Известны и люди с густым волосяным покровом. В старину их порой считали оборотнями, превращавшимися по ночам в волков или медведей.

Какие же структуры в теле человека напоминают о нашем эволюционном пути и, возможно, свидетельствуют о направлении дальнейшего биологического развития?

Ярким примером атавизма является копчик, своеобразный реликт обычного для млекопитающих хвоста. Животным он нужен для поддержания равновесия, передачи внутривидовых сигналов и различных вспомогательных операций. У человека и человекообразных обезьян хвост отсутствует, однако у человеческого эмбриона он есть. При нормальном внутриутробном развитии хвост уменьшается до 4-5 сросшихся позвонков (копчика). Однако известно много случаев рождения детей с заметным хвостиком, который затем без последствий удалялся хирургическим путем. Это значит, что у них ген, ответственный за уменьшение копчика, был ослаблен.

Недостаток витамина С создает угрозу заболевания цингой, что может привести к смерти. Организм человека не способен синтезировать этот витамин, хотя наши предки, за исключением морских свинок и приматов, этим свойством обладали. В 1994 году у человека нашли ген, ответственный за синтез витамина С. Собственно говоря, это псевдоген: он существует, но не действует. Как и ожидалось, такой же псевдоген обнаружен у приматов и морских свинок.

Как известно, наши предки были травоядными, им требовались крепкие коренные зубы для растирания и пережевывания растительной пищи. В память об этом нам и достались «третьи коренные», или зубы мудрости. Теоретически, ими и сейчас можно жевать, однако примерно у трети всех людей они то вырастают вкривь, то не прорезаются толком, то повреждаются и заболевают. Поэтому нередко их удаляют сразу после появления.

Еще одно наследие травоядных предков - червеобразный отросток-аппендикс, связанный с задней кишкой. У животных этот мешок (слепая кишка) гораздо больше, чем у человека, и служит для облегчения переваривания пищи, богатой клетчаткой.

Из-за риска воспаления аппендикс нередко удаляют без вредных последствий для организма. Однако некоторые исследователи считают, что червеобразный отросток играет определенную вспомогательную роль в укреплении иммунитета.

Многие считают соски у мужчин рудиментами, однако это неверно, так как у наших предков они тоже никогда не функционировали. Просто на ранних стадиях эмбрионального развития мы, так сказать, унисексуальны, а половые различия появляются позднее под воздействием соответствующих гормонов.


То, что мы называем «гусиной кожей», является результатом действия мускульных волокон, которые заставляют волоски на теле подниматься. У животных и птиц такой механизм увеличивает объем тела, что может отпугнуть изготовившегося для нападения врага. Кроме того, в этом случае перьевой покров или мех «поглощает» воздух, улучшая теплоизоляцию.

Разумеется, сохранять тепло человеку помогает одежда, а не реденькая растительность на теле. Тем не менее, даже небольшое напряжение мускулов способствует едва заметному повышению температуры кожного покрова. Кроме того, «гусиная кожа» часто служит эмоциональным ответом на внешние раздражители (скажем, при прослушивании хорошей музыки или просмотре «ужастика»), определенным образом улучшая взаимопонимание между людьми.

Предполагается, что у мышей и других животных крохотные вомероназальные органы служат для распознания феромонов, то есть биологически активных веществ, помогающих найти потенциального партнера для спаривания, определить пол и возраст и получить другую информацию о сородиче. Подобные структуры существуют и у человека, однако, по преобладающему мнению, они являются рудиментами и потеряли связь с мозгом.

У человека имеются и другие рудиментарные и атавистические структуры, особенно если учитывать потенциальные изменения нашего генома. Однако, при условии, что затраты энергии и других ресурсов организма на них будут незначительны, есть надежда сохранить их и в будущем.

- (atavismus; лат. atavus отдаленный предок) появление у потомков признаков, отсутствующих у ближайших предков, но свойственных отдаленным предкам; как правило, А. является следствием нарушения эмбрионального развития. Атавизм психический (устар.; a. Медицинская энциклопедия

  • атавизм - Атавизма, мн. нет, м. [от латин. atavus – предок] (науч.). Появление у потомка какого-н. признака, существовавшего у его отдаленных предков (чаще о явлениях уродства или вырождения). Частой формой атавизма у человека является хвостовидный придаток. Большой словарь иностранных слов
  • атавизм - Атавизм, атавизмы, атавизма, атавизмов, атавизму, атавизмам, атавизм, атавизмы, атавизмом, атавизмами, атавизме, атавизмах Грамматический словарь Зализняка
  • атавизм - АТАВИЗМ, а, м. Наличие у потомка признаков, свойственных его отдалённым предкам (обычно о явлениях вырождения, уродства). | прил. атавистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • атавизм - орф. атавизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • АТАВИЗМ - АТАВИЗМ (от лат. atavus - предок) - англ. atavism; нем. Atavismus. Проявление в более поздних поколениях свойств, характерных для их далеких предков, но не характерных для промежуточных поколений; проявление в соц. Социологический словарь
  • атавизм - АТАВИЗМ -а; м. [от лат. atavus - предок]. 1. Появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдалённым предкам (обычно об аномалиях в строении, росте и т.п.). Толковый словарь Кузнецова
  • атавизм - атавизм м. 1. Появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их далёким предкам. 2. перен. То, что является пережитком прошлого. Толковый словарь Ефремовой
  • Атавизм - (от лат. atavus - отдалённый предок) появление у организмов признаков, отсутствовавших у их ближайших предков, но существовавших у очень далёких предков. Примером... Большая советская энциклопедия
  • атавизм - Появление у организмов признаков, свойственных их далёким предкам. Характерные примеры атавизма: хвостовой придаток, добавочные молочные железы, появление густого волосяного покрова на теле человека, а также трёхпалость у современных лошадей. Биология. Современная энциклопедия
  • атавизм - -а, м. Появление у человека, животных или растений признаков, свойственных их отдаленным предкам. [От лат. atavus - предок] Малый академический словарь
  • АТАВИЗМ - АТАВИЗМ, возвращение организма к свойствам его предков после периода, по меньшей мере, в одно поколение, когда эти признаки не наблюдались. Научно-технический словарь
  • АТАВИЗМ - АТАВИЗМ (от лат. atavus - отдаленный предок) - появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам (напр., трехпалость у современных лошадей, развитие хвостового придатка у человека). Большой энциклопедический словарь
  • атавизм - АТАВ’ИЗМ, атавизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. atavus - предок) (научн.). Появление у потомка какого-нибудь признака, существовавшего у его отдаленных предков (·чаще о явлениях уродства или вырождения). Частой формой атавизма у человека является хвостовидный придаток. Толковый словарь Ушакова
  • атавизм - сущ., кол-во синонимов: 6 анахронизм 9 архаизм 4 отрыжка 6 пережиток 10 реверсия 7 ретенция 2 Словарь синонимов русского языка
  • Атавизм - I возвращение в прародительским формам, проявляющееся в истории развития в виде возникновения некоторых провизорных органов, как, напр., эмбриональный хвост (см.) у человека, а у сформированных особей в виде аномальных уклонений, как, напр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона