Что нужно сделать студенту, чтобы сдать сессию? Инфографика. Что такое сессия в университете: так ли страшен зверь? Как сдать сессию по истории

Что нужно сделать студенту, чтобы сдать сессию? Инфографика. Что такое сессия в университете: так ли страшен зверь? Как сдать сессию по истории
Что нужно сделать студенту, чтобы сдать сессию? Инфографика. Что такое сессия в университете: так ли страшен зверь? Как сдать сессию по истории

Нестеров А.К. Как сдать сессию // Энциклопедия Нестеровых

Зимняя экзаменационная сессия – страдная пора у всех студентов России. Сессия особенно напряженная, как всегда, для первокурсников. Для них то зимняя сессия – первая в жизни. В статье я разберу 7 отличных советов, как сдать сессию.

Сдам ли сессию – вопрос, который волнует каждого студента, особенно, первокурсников. После каждой сессии в каждом вузе найдется десток-другой ребят и девушек, которые обескуражены своими результатами на экзаменах.

Почему так вообще происходит? Это касается и отличников. Часто бывает, что в школе был отличником, экзамены сдал без особых усилий, а на первой сессии в вузе неуд на экзамене и даже не на одном, пара незачетов... И как жить теперь дальше?..

В 9 случаях из 10 – во всем этом виновно не отсутствие способностей, а неправильный подход к организации своего труда. Да, готовиться к экзаменам это тоже труд.

Я приведу 7 отличных советов как сдать сессию .

1. Не разбазаривайте время

Итак, наступила сессия, и студенты сдают экзамен , как рационально подойти к своему времени?

Сложности у студентов возникают потому, что организация учебного процесса в вузах значительно отличается от того подхода, который был в школе. Ежедневные задания на дом отсутствуют, промежуточный контроль заданий проводится в виде семинаров, лабораторных и т.п., но они проходят не каждый день и не всегда регулярно на протяжении семестра.

Следовательно, свое время и учебу студенты должны организовать сами. Нужно планировать время, когда учиться, когда отдыхать – это сложно и не каждому дается легко.

Результат недостаточной организации своего времени: ночные бдения во время сессии, нервотрепка с "хвостами", нервное напряжение. Все это снижает умственную работоспособность и только усложняет сессию.

Вообще подготовка к экзаменам и сам по себе учебный процесс в вузе несовместим со штурмом.

Гранит науки нужно грызть зубами, а не пытаться расшибить его лбом.

Учебник или конспект лекций можно, конечно, прочитать за сутки, однако усвоить его вы не сможете, так как утомленный мозг плохо воспринимает материал. Перед экзаменом же вы будете похожи на лунатика.

Мозг – это главный орган нервной системы. Нервные клетки не имеют безграничной работоспособности. Следовательно, попытка повысить ее за счет ночных бдений перед экзаменами даст обратный результат.

Если учесть, что еще так бывает, что на сессии нужно сдать , а то и не один, очевидно, что нагрузка очень большая.

Что делать?

Единственно верный путь – планомерная работа с учебными материалами каждый день в течение семестра.

Если бы для человеческого организма и мозга было бы нормальным в течение 2-3 дней осилить учебный курс, то образование бы все получали за 3-4 месяца. На практике же на это отводится семестр.

Чтобы сдать сессию – к экзаменам нужно готовиться заранее.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова неоднократно проводит исследования проблем учебного процесса, и по их результатам публикуют рекомендации по организации труда студентов, как упростить себе жизнь и сдать сессию без троек.

Для повышения эффективности использования своего времени при обучении нужно:

  • Тренировать память, внимание, силу воли.
  • Продумать режим дня: спать 8 часов, есть 3-4 раза в день, в одно и то же время, ежедневно бывать на свежем воздухе не менее 2 часов, из них хотя бы 20 минут перед сном. Вообще хорошо помогает в учебе.
  • Дорожить своим временем. Как студенты похищают свое время: соцсети, видеоролики, эльфы 80 уровня и т.п. Помимо траты времени, в режиме постоянного "дерганья" мозгу сложнее усваивать информацию из учебника или курса лекций. И вот сначала пропали 1,5-2 часа, потом еще часа два и плюс голова квадратная от потока информации вперемешку. Распределяйте время в соответствии с расставленными приоритетами.
  • Делайте конспект на лекциях. Конспектируя за преподавателем, вы намного лучше усвоите материал лекции, чем просто будете слушать. Потом будет достаточно просмотреть конспект, чтобы освежить материал лекции. Переписывать чужой конспект гораздо менее эффективно: сначала надо потратить время на переписывание, потом на разбор материала лекции, так как он будет восприниматься как совершенно новый и незнакомый.
  • Контролируйте себя. В вузе контроля меньше, чем в школе, но это не значит, что на лекциях можно рассматривать картинки в соцсетях или чатиться в телефоне. В конце концов, сильный человек имеет силу воли. Вы сильный человек? Или хотите стать слабовольным неудачником?

2. Конспектируйте лекции

Ни в коем случае не развлекайтесь на лекциях! Для этого есть свободное время.

Вести конспект тоже надо правильно.

  1. Механически фиксировать лекцию преподавателя не стоит, от этого пользы мало. Старайтесь записывать своими словами, быстро, четко и сразу набело.
  2. Используйте условные обозначения: общепринятые сокращения, придуманные для конкретной дисциплины и аббревиатуры. Только не забудьте их где-нибудь записать с расшифровкой. Примеры: ЦНС – центральная нервная система, АСУ – автоматизированная система управления, – растет, ↓ – падает и т.п.
  3. Запись основного смысла лекции помогает сосредоточить внимание. При конспектировании участвуют слух, зрение, рука. Это значит, что мобилизуются и тренируются разные виды памяти. Записывая лекции, вы не только усваиваете данный предмет, но и повышается умственную работоспособность. В свою очередь, это поможет при подготовке к экзаменам и сдаче сессии.
  4. Конспектировать учебник тоже полезно. Человек лучше запоминает прочитанный текст, если параллельно с чтением делает выписки.
  5. Тезисы. Приучите себя записывать материал в форме простых и сложных тезисов. Простой тезис – это законченные предложения, формулировки авторской мысли, т.е. осмысление прочитанного в учебном пособии материала. Сложный тезис – это логические выводы, умозаключения и анализ причинно-следственных связей. Такая работа требует серьезного обдумывания текста и потому способствует более прочному усвоению материала.
Примерно половина времени на подготовку к сессии, которым располагает студент, используется на усвоение программы курса в рамках самостоятельной работы.

Тогда и проблем как сдать сессию у студента уже не возникает.

На работу с учебными пособиями и конспектами лекций нужно тратить около 4 часов в день. В субботу и воскресенье меньше времени, либо вообще исключить их из учебного распорядка собственной работы. Воскресенье лучше всего посвятить отдыху, прогулкам, кино, театру, спортивным тренировкам или играм на свежем воздухе, зимой лыжи, каток.

3. На последний день надежды нет

Оставлять все на последний день – гиблое дело.

Здесь логика простая. Готовиться надо заранее, тогда и проблемы как сдать сессию не возникнет.

Однообразная работа утомляет быстрее, чем разнообразная, поэтому в последний день перед экзаменом при попытке все выучить – устанешь очень быстро. Опять же помним, что работоспособность мозга небезгранична.

Чтобы самостоятельные занятия оказались продуктивными, надо рационально их планировать. С учетом того, что мозг устает от однообразной работы – используйте рекомендованные 4 часа в день для подготовки по двум-трем дисциплинам.

Не лишним будет повторить очевидный факт. За последний день перед экзаменом все не успеешь.

4. К разным предметам нужен свой подход

Дисциплинам, которые требуют запоминания, например, иностранный язык, нужно уделять внимание каждый день. С такими предметами выгоднее работать каждый по полчаса, чем раз в неделю три часа.

Дробные порции материала и частые повторения способствуют более эффективному запоминанию, позволяя лучше использовать физиологические особенности памяти.

Дисциплинам, материал которых требует обдумывания, анализа, осмысливания, расчетов, нужно уделять 1-1,5 часа и более. Продуктивность умственного труда неодинакова: вначале она повышается, так называемый, период врабатываемости, затем достигается максимум, потом эффективность падает. В период врабатываемости человек втягивается в работу постепенно, а период максимальной эффективности – это самый производительный период умственного труда, тогда имеет место самая устойчивая работоспособность. Данный период может длиться от двух до четырех часов без перерыва.

Продуктивный умственный труд способствует эффективному усвоению учебного материала, аналитической работе и расчетам.

5. Условия занятий

Чтобы ускорить наступление состояния устойчивой работоспособности нужно подавить воздействующие на мозг посторонние раздражители, еще лучше самоустраниться от них.

  1. Не болтать по телефону и в мессенджере.
  2. Не поглядывать на экран телевизора.
  3. Не заглядывать в социальные сети (даже "на пару сек просто глянуть")!
  4. В интернет-магазины тоже заглядывать не стоит!
  5. Паладин 80 уровня подождет, и танки тоже подождут.
  6. Не думать ни о чем постороннем.
  7. Не отвлекаться.

Концентрации внимания способствует привычная обстановка занятий, начало работы в одно и то же время.

Если дома или в общежитии нет подходящих условий – занимайтесь в библиотеке, в читальном зале. Дома – отдыхайте. Прогулка до библиотеки и обратно – отличная возможность подышать свежим воздухом.

Мозг очень чувствителен к недостатку кислорода, а сидячее положение ограничивает его поступление в легкие. Если человек долго сидит, в нижних отделах легких, органах брюшной полости и ногах застаивается кровь, что также снижает работоспособность организма, прежде всего, головного мозга.

Каждый час устраивайте перерыв минут на 5: встаньте, походите, разомнитесь, сделайте несколько простых упражнений на растяжку мышц. Будет просто замечательно, если на это время откроете окно! Позанимались в совокупности 4 часа – перерыв на 1 час. Вперед на свежий воздух!

Важный момент – это освещение рабочего места. Чаще всего самостоятельная работа у студентов приходится на вечернее время. Если рабочее место освещено недостаточно или неравномерно, то глаза будут быстро уставать, что вызовет чувство общей усталости, головную боль. Гигиеническую норму освещенности рабочего стола обеспечивает одна лампочка 40-60 Вт, прикрытая плафоном или абажуром. Расположение источника света должно быть слева на письменном столе. Этими правилами лучше не пренебрегать – зрение нужно беречь.

6. План работы

К условиям занятий также нужно отнести планирование работы на семестр. Так вы воспитаете в себе силу воли и организованность.

Как составить план работы на семестр :

  1. Возьмите календарь с возможностью делать в нем краткие записи (клетки должны быть достаточно крупные). Календарь можно сделать и самому на компьютере.
  2. В клетках отмечаете дисциплины, которыми будете заниматься. Делайте это по аналогии, как составляется расписание занятий в вузе. Используйте четные и нечетные недели для удобства.
  3. По мере выполнения запланированной работы делаете пометки об успешно сделанных заданиях в календаре.
  4. По итогам недели контролируете себя – все сделали или нет. По итогам месяца аналогично.
  5. Если есть возможность, установите себе небольшие награды за выполнение недельных планов: поход в кино, в кафе, в общем, дарите себе то, от чего у вас радуется душа.

В качестве альтернативы можно завести ежедневник с органайзером, в котором записывайте каждый день, что было сделано. Сопоставляя с запланированными работами, вы сможете объективно оценивать свою результативность.

Не беда, если план потом нужно будет корректировать, все равно – это вам сильно поможет сдать сессию .

7. Рациональное поведение во время сессии

Чтобы успешно сдать сессию нужно немного перестроить свой режим:

  • Спать по-прежнему нужно 8 или минимум 7 часов.
  • Рабочие периоды распределите на весь день таким образом: от завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до сна. Каждый период примерно 3-4 часа. Каждый рабочий период заканчивайте короткой прогулкой на свежем воздухе.
  • Нельзя засиживаться допоздна, пытаясь взбодриться крепким кофе или чаем. От этого быстро падает работоспособность, а от ночных бдений расстраивается сон. В результате, ваша продуктивность будет стремиться к нулю.

Схематично, режим показан на рисунке. При этом учитывайте еще небольшой запас на перерывы. Таким образом, за три рабочих периода вы будете успевать готовиться к сессии.

Непосредственно в день экзамена не нужно слишком рано приезжать в вуз. Во-первых, знания свои не сможете пополнить за несколько часов перед экзаменом. Во-вторых, за это время вы просто устанете и перенервничаете. В-третьих, когда придет ваш черед сдавать экзамен, как физическое и умственное перенапряжение неизбежно скажется на ответе. Лучше используйте те же несколько часов для сна или подготовки дома перед экзаменом. В вуз приезжайте с небольшим запасом времени.

И еще пара слов о кофе. Крепкий кофе хорошо бодрит, но в период сессии его потребление лучше ограничить, так как стимулирующее воздействие на мозг имеет обратное влияние при употреблении во время длительных умственных нагрузок. Употребляйте не более 1 максимум 2 чашек кофе в день в утренние часы.

Вывод

Хотя экзамены это существенная трата сил и нервов – обойтись без них нельзя.

Сессия – это не только проверка знаний и способности к самостоятельной работе.

За время обучения в вузе студент сдает несколько десятков экзаменов и зачетов – столько же раз он готовит ответ, связно излагает материал, отвечает на вопросы экзаменатора. В совокупности это все прививает искусство владеть собой, учит рационально мыслить, тренирует речь – это качества, необходимые любому квалифицированному специалисту.

Надеюсь, советы как сдать сессию, помогут вам это нелегком деле.

Испытываете страх перед своей первой сессией, потому что не знаете, чего от нее ожидать? Эта статья подробно расскажет вам о том, сложно ли сдавать сессию и можно ли это сделать, если вы не готовы к ней.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Что такое сессия и как ее сдать?

Тем, кто интересуется, что такое сессия, проще будетответить, что это промежуток времени (обычно примерно месяц), в течение которого студенты сдают экзамены. Идут они по расписанию с промежутком в несколько дней или даже неделю. На очном отделении и на заочке время может быть разное, сразу сдают одни, потом другие, хотя бывает и такое, что все сдают одновременно.

Сколько предметов на сессии? Обычно это число варьируется от 3 до 5, не больше и не меньше, чаще всего экзаменов набирается 4. Все зависит от программы вашего курса.

Трудно ли сдавать сессию если учишься на дневном или заочном курсе? Для очников все немного серьезнее, чем для заочников, поскольку вторые, как правило, этоработающие взрослые люди. Им проще и в психологическом смысле, и в смысле «настраивания» себя на учебу. Плюс ко всему, преподаватели часто более лояльны к заочникам, идут навстречу, помогают усвоить материал и т.д.

Если вас интересует вопрос, можно лисдать сессию досрочно и как это сделать, то здесь у заочников все куда проще. Для этого нужно объяснить свою проблему преподавателю, написать заявление в деканате и прийти в указанный день. Очное отделение может сдать досрочно экзамены по той же технологии.

Как заочникам, так и дневникам предстоит сдавать экзамены, но со вторых спрос намного больше, поскольку программу они изучают непосредственно на парах, а первым отведена роль постигать знания самостоятельно, причем в меньших объемах, что уже проще. Поэтому сессия для заочником намного проще и легче, чем для студентов, которые посещают свой колледж или университет каждый день.

Тяжело ли сдавать сессию в колледже или университете?

Уже в старших классах школы многие ученики проявляют здоровый интерес к тому, что их ожидает в университете и часто спрашивают о том, сложно ли сдавать свою первую сессию. Это весьма правильный подход, интересоваться заранее о таких вещах, ведь как говорится «проинформирован — значит вооружен!». Если вы заранее узнаете, что такое университетский период сдачи экзаменов, то вам определенно будет легче, когда он настанет.

Чтобы не обнадеживать вас просто так, заранее отметим, что сдавать сессию — это всегда трудно, и не только в плане учебы, но и на эмоциональном уровне, особенно, если это происходит впервые. Для первых курсов такая сессия может оказатьсяочень сложной.

Но сложность экзаменов определяется разными факторами.В этом деле главное не бояться и сильно не нервничать. Для многих сессия является настоящим испытанием, даже если студенты каждый божий день готовились к экзамену, в последний момент они начинают сомневаться в своих силах и в итоге плохо сдают сессию.

Как правило, студенты первого курса (неважно, колледжа или университета) очень рассеяны и еще не в полной мере понимают, что такое экзаменационный период. В самом начале учебы трудно не поддаться соблазну и не пуститься в загул, ведь вокруг столько всего нового и интересного. Но когда приходит момент сдачи сессионных работ, начинаются трудности и возникает весьма неловкая ситуация, когда ты попросту не успел подготовиться.

Все это вполне естественные вещи и практически каждый студент сталкивался с ситуацией, когда не был готов частично или даже полностью к определенным предметам. Конечно, такого не стоит допускать, ведь от любой сессии в каком-то смысле зависит ваша будущая карьера.

В любом случае всегда приходит момент, когда начинается сессия, и вот тут вы погружаетесь в раздумья, пытаетесь понять, тяжело ли ее сдать. Кого-то интересует возможность просто ее закрыть, но некоторые даже намерены сдать сессию на отлично без должной подготовки. Но как это сделать, если ты ничего не учил и никак не готовился? Да и вообще, реально ли это? Звучит неправдоподобно, но опыт показывает, что даже если ты совсем ничего не повторял, возможность нормально закрыть сессию есть.

Возможно ли сдать сессию без подготовки?

В действительности, исходя из личного опыта многих бывших студентов, которые добились определенных успехов и стали профессионалами в своей области, сдать сессию без подготовки возможно! Но сложно. Здесь все зависит от специфики вашей будущей профессии, лояльности преподавателей, ваших личных качеств, особенно это касается стрессоустойчивости, поскольку для первых курсов сессия всегда рифмуется со словами «ужас» и «кошмар». Также важен ваш настрой на успех.

Старшие курсы, а именно 3-4, уже редко полностью посвящают свое время учебе, потому что чаще всего начинают где-то работать или хотя бы подрабатывать.Обычно это приводит к нехватке времени и пропускам занятий. Но даже такие ребята часто настроены получить высший бал за экзамен, к которому они не готовы. И самое интересное, что получают, без шуток!

Что же, подытожим.

Сессию возможно сдать без подготовки, но на это будут влиять следующие факторы:

  • ваш общий уровень понимания предмета — если вы понимаете предмет, а не просто зазубриваете все, то сдать все будет намного проще;
  • позитивный настрой — если вы постоянно хнычете, что не сдадите экзамены и завалите всю сессию, то так и будет! Потому настройтесь на позитив, даже если не готовы;
  • попытки не переживать слишком сильно — не воспринимайте сессию как что-то жизненно важное, и не думайте, что если вы ее не сдадите, то ваша жизнь пойдет по наклонной. Нет, все гораздо проще, поэтому успокойтесь и расслабьтесь.

Сегодня каждая сессия чаще всего сдается в виде тестового задания и небольшого письменного, где нужно раскрыть вопрос, а экзамены, где необходимо устно отвечать встречаются все реже, это повышает ваш шанс получить неплохую оценку, даже если ничего не знаете. Всегда можно постараться применить маленькие шпаргалки.

Помогают ли шпаргалки сдать сессию без подготовки?

Еще один вопрос, который интересует всех студентов первых курсов: какможно успешно сдать сессию без подготовки при помощи шпаргалок? Не стоит полагаться только на подсказки, всегда нужно подключать свой ум и знания — это будет лучше всего, но если вы сомневаетесь и хотите перестраховаться, то шпаргалки могут помочь в критических ситуациях.

Начнем с того, что есть преподаватели, которые закрывают глаза и делают вид, что не замечают, как вы достаете из своих карманов и рукавов шпоры. Некоторые даже заранее говорят, чтобы вы приготовили себе шпаргалки, либо вообще выходят из аудитории, когда начинается экзамен. Все зависит от преподавателя и его лояльности к студентам, ведь есть и такие, которые без лишних вопросов выгоняют студента даже за малейшее подозрение. И там уже «привет, пересдача». Кстати да, у вас всегда есть шанс реабилитироваться и попытаться снова, но при этом вы рискуете потерять стипендию.

Сложно ли сдавать сессию: подводим итоги

Если вы задаетесь вопросом, как сдают студенты в колледже или университете сессию, сложно ли это и тяжело ли, а также можно ли вообще ее сдать без подготовки и даже если ничего не знаешь, то на все эти вопросы есть простой ответ — сдать сессию, не имея нужных знаний, опыта и моральной подготовки довольно трудно, но реально. Мы не рассматриваем способ решения проблемы путем взяток, аговорим о сдаче своими личными усилиями и упорством.

На сдачу экзаменов на отлично ина очном отделении, и на заочкевлияет следующее:

  • ваше понимание предметов;
  • личные качества и умение находить общий язык;
  • лояльность преподавателей к вам;
  • ваша способность противостоять стрессу;
  • ваш позитивный настрой.

Шпаргалки тоже не помешает иметь, но все же лучше учиться обходиться без них, поскольку соблазн использовать их очень велик, а риск попасться есть всегда. Перед каждым экзаменом старайтесь заранее узнать, как преподаватель реагирует на шпоры.

Запомните, что хорошо сдавать сессию легко тогда, когда вы подготовлены, а также обладаете вышеперечисленными качествами. Чем раньше вы начнете уделять хоть немного времени подготовки к экзаменам, тем лучше для вас. Всегда находите в своем графике хотя бы 10 минут в день, чтобы повторить какое-нибудь правило или формулу, и все у вас получится!

Экзамены. Сессия. Эти два слова являются ужасными для студента. После почти полугода гуляний в сессионный период студент резко активизирует свою мозговую деятельность. И только для того, чтобы сообразить - как же обхитрить преподавателя и списать со шпоры. Поэтому дадим несколько советов как сделать, чтобы все знания, которые «зубрилы» заучивали в течение нескольких месяцев, влезли в ваши головы лишь за несколько дней.

Правило номер один. Нужно хотя бы несколько раз посетить лекцию, чтобы знать преподавателя в лицо. И одно из главных условий, чтобы преподаватель знал, как выглядите вы.

Правило номер два. Во время лекций лучше не спать. Если не хочется записывать, то можно хотя бы слушать.

Правило номер три. Если лекции уже прогулял, то следует узнать у однокурсников, придется ли по этому предмету сдавать экзамен, взять лекции, узнать имя преподавателя. И тогда, возможно, удастся избежать стресса во время сессии.

Правило номер четыре. Во время экзамена обратите внимание преподавателя на себя, чтобы завоевать его доверие. Как это сделать? Нужно подстроиться под его состояние души, под его настроение. Можно спросить о его семье, о его делах. Как-то тонко найти ниточки, за которые можно потянуть, выявить его интересы. Возможно, ему нравится то, что интересно вам, тогда будет проще завязать разговор.

Пятое правило. Не стоит заходить в кабинет, где сдают экзамен, последним. Желательно идти на экзамен в числе первых. Пока преподаватель еще не устал и настроение ему не успели испортить.

Шестое правило. Поможет избежать стресса умение переводить вопрос в другое русло. Только надо делать это тонко, медленно, но умело. Перейти желательно на тот вопрос, ответ на который вам известен.

Седьмое правило. Если все-таки захотелось изучить предмет и блеснуть знаниями, то следует знать несколько тонкостей. Учить желательно начинать с того вопроса, который считается самым сложным, поэтапно переходя к более легким. Нужно быстро успокоиться и вспомнить то, что знаете. К экзаменатору идти с уверенным видом, улыбаясь, не показывать своего страха. Если вы придете с таким видом, то преподаватель не поймет, что вы не готовы и будет время решить, что делать дальше. Главное - выиграть время, а дальше можно уже что-то придумать, как-то списать, что-то ляпнуть. Очень хорошо, если, придя на экзамен, вы будете хоть что-то знать и хоть что-то понимать в предмете, который сдаете.

А если серьезно, то стоит прислушаться к следующим советам.

Инструкция по сдаче экзаменов

Организованность. Перед сдачей экзаменов есть время для подготовки. Используйте это время с пользой, выключите телефон, заблокируйте на компьютере все социальные сети и ваши любимые сайты. Сконцентрируйтесь, составьте расписание или график, по которому вы будете готовиться к экзамену. Обязательно соблюдайте режим дня, уделите внимание сну.

Организуйте все источники получения информации. Соберите все конспекты, проверьте, каких у вас не хватает, если такие есть, то перепишите их у сокурсников. Проверьте, есть ли у вас все учебные пособия. И помните, что у вас всегда есть незаменимый помощник - Интернет.

В день экзамена перед выходом из дома хорошо позавтракайте овощами и молочной пищей. Выйдите на полчаса раньше, чем обычно. Не заучивайте конспекты перед дверью аудитории, так только навлечете панику и хаос в голове. Уместно будет вспомнить поговорку: «Перед смертью ненадышишся!»

На экзамене. Вот вы с преподавателем один на один, так сказать решающая схватка! Итак, что ни в коем случае не следует делать:

1) Молчать! Говорите, говорите хоть что-нибудь, если не знаете ответа на поставленный вопрос. Естественно, не о вчерашнем матче «Зенит» - «Спартак»…

2) Никогда не говорите «Я не знаю», лучше - «Я несколько подзабыл» или «Мне трудно ответить».

3) Не используйте такие выражения, как «Меня на этой теме не было», «Я потерял конспект» или «Меня позвали в этот момент». Помните, что преподаватель тоже заинтересован в том, чтобы вы сдали экзамен.

Главное правило - спокойствие и еще раз спокойствие. Тогда все будет хорошо, и всем будет приятно: вам - за хорошую оценку, преподавателю - потому что у него такой замечательный и умный студент. Успехов вам на сессии!


Выучить материал и ответить на вопросы экзаменатора, то есть подготовиться. Общеизвестно, но почти никогда не работает. Благополучно пережив семестр, 95% студентов сталкиваются с ситуацией, когда нужно выучить гору билетов буквально за несколько дней. Но и это реально: воспользуйтесь методикой «3-4-5», найдите альтернативную подачу лекций, задействуйте визуальную память. Подготовьте конспекты и заставьте свой организм запомнить максимум информации. Как именно все это делать – расскажем далее.

Подготовка организма и стимуляция памяти

Не кидайтесь заниматься в тот же момент, как получили задание или экзаменационные билеты. Подготовьте свой организм. Чем более эффективно будет работать ваш мозг, чем больше энергии вы будете получать изнутри – тем более успешной будет подготовка, тем больше вы сможете запомнить и не забыть в последующем.

Что нужно сделать для организма:

  • Высыпаться и соблюдать режим дня (вставать и ложиться в одно и то же время).
  • Правильно питаться – предпочитать богатую углеводами и витаминами пищу бутербродам и снекам.
  • Отдыхать и по возможности чередовать виды деятельности – отдых за компьютером или просмотром фильма не лучшая идея.
  • Выжимать больше энергии из своего организма за счет регулярной зарядки или обязательной прогулки.
  • Поработать над психологической устойчивостью, изолировать себя от тревоги и стрессов.

Прописные истины. Но практически никто этим рекомендациям не следует, не осознавая важность подготовки своего организма к занятиям в период экзаменационной сессии. А ведь именно его неготовность главная причина невозможности запомнить простейшие формулы, правила, термины. Вам кажется, что вы все делаете правильно, а результата нет. Организм просто отказывается учиться. Относиться к нему бережно в ваших интересах.

Обязательно спите 7-8 часов или столько, сколько вам необходимо. Сон не отнимет у вас время, потому бодрым вы сможете освоить примерно на 50% больше материала, чем уставшим и разбитым.

Не можете уснуть из-за мыслей об экзамене и потенциальном отчислении после получения отрицательной отметки? Прогуляйтесь, выпейте теплого чаю с медом и постарайтесь снять с себя груз ответственности – это всего лишь сессия, которую вы точно не сдадите, если не будете спать.

Ешьте больше продуктов богатых клетчаткой, сложными углеводами и витаминами . Орехи, овсянка, другие крупы из цельных зерен, цитрусовые фрукты и не забывайте о яйцах. Яйца, кстати, богаты холином, который улучшает память и замедляет процессы старения.

Также на память благотворно влияет куркума – приправа, которая также входит в состав карри. Орехи и каши дарят энергию, цитрусовые фрукты – бодрость. Полезным будет и шоколад. Главное – не объедаться. Энергия должна идти на занятия, а не на переваривание пищи. Уберите пирожки и конфеты с рабочего стола, а вот чай и орехи можно оставить.

Поиск мотивации и разработка плана занятий

Казалось бы, мотивация есть – нужно обязательно сдать сессию. На самом же деле это всего лишь страх потерпеть неудачу и быть отчисленным. Вам нужна настоящая мотивация. Вспомните «бонусы», которые причитаются успешно сдавшим сессию студентам.

Во-первых, это стипендия. Во-вторых, другие поощрения для студентов-отличников. В-третьих, это ощущение свободы и отлично проделанной работы – эйфория, которую нельзя сравнить ни с чем другим. Идеально, если вы сможете сделать себе подарок в случае успешно сданного экзамена – гаджет, отдых в каком-то необычном месте или хотя бы праздник в кругу друзей.

Для чего это все? Для эффективности занятий. Заставить себя ежедневно учить действительно сложно – это всегда можно отложить назавтра или просто не суметь из-за отсутствия желания. Мотивация необходима, чтобы вы занимались, а не разглядывали обои или переписывались с друзьями в социальных сетях.

Никто не будет стоять над вами с палкой, никто не будет заставлять учить. Вы должны проявить волю и сделать это с мотивацией гораздо проще, чем без нее. Представьте, что вы спортсмен, который идет к олимпийскому золоту. Сессия – ваша маленькая война. И вы должны победить. И вы сможете это сделать, если заслужите победу путем работы.

Разработка плана подготовки к сессии

Обязательный этап подготовки к занятиям, которым нельзя пренебрегать. Как сдать сессию и зачеты на отлично, если у вас нет плана действий? План занятий – это план действий. Каждый пункт в нем – конкретный и измеримый. На каждую часть материала отведен свой промежуток времени. Вам не приходиться хаотично искать, что бы поучить сейчас, а что можно оставить на потом. Все структурировано и разложено по полочкам.

Как разработать план подготовки:

  1. Структурируйте по датам все зачеты и экзамены.
  2. Определите время для подготовки к каждому предмету.
  3. По возможности добавьте к этому времени резервные 12 часов.
  4. Рассчитайте ежедневное время занятий.
  5. Объедините все в таблицу.

На выходе вы должны получить примерные представления о времени, которое необходимо будет затратить на подготовку к каждому предмету, и единый график, которого необходимо придерживаться.

Трезво оценивайте свои силы – едва ли вам хватит 10 минут, чтобы выучить каждый билет. Затраченное на освоение время важно умножить на 2 – эти часы уйдут на повторение и закрепление материала. Подобное расписание рекомендуется составлять в случае, если у вас есть не менее 25-30 дней на подготовку.

Подбор оптимальной методики подготовки

Планирование . В этом случае вы составляете расписание, рассчитываете количество необходимых для подготовки часов и сводите все в единый график. Классический метод, который настоятельно рекомендован студентам, страдающим от недостатка дисциплины и/или привыкшим проходить подготовку поэтапно, планомерно. Вы будете знать, что ежедневно вам необходимо изучать не менее, скажем, 5-ти билетов. Вы будете видеть конечную цель каждый день – это дисциплинирует студента и часто упрощает подготовку, делает сам процесс более прозрачным.

Повторение через день . Суть методики заключается в том, чтобы начинать изучение с самого сложного материала, постепенно переходя к более простым билетам. При этом ежедневно нужно повторять то, что вы изучили позавчера. То есть: в первый день вы учите 5 билетов, во второй еще 5 билетов, в третий – учите 5 билетов и повторяете 5 билетов, которые учили в первый день. Также необходимо оставить минимум 2 дня на вторичное повторение: в первый день необходимо закрепить первую половину изученных билетов, во второй – вторую соответственно.

Три-четыре-пять. Здесь необходимо разделить подготовку на три равные части. Например, у вас есть 3 дня до зачета или экзамена. В первый день необходимо прочитать материал, постараться вникнуть в него, то есть подготовиться на «тройку». Во второй – изучить те же билеты более углубленно, во всем разобраться и выучить предмет на «четверку». В третий – повторить все тот же материал, освежить в памяти трактовки терминов и подготовиться на «пятерку». Эта методика малоэффективна для подготовки к сдаче «технических» предметов и лабораторных работ. Но для теории и гуманитарных предметов она вполне подходит.

Визуализация . Еще один довольно эффективный метод – это визуализация. Нам необходимо визуализировать не только то, что мы не можем запомнить, но и структуру материала в целом. Способ эффективен, если вы готовитесь максимум к двум предметам одновременно. Лучше всего, если предмет будет один. Сначала составляем конспекты по всему материалу: пишем (если так лучше запоминается) или размечаем маркерами распечатки. Параллельно выписываем всё, что сложно запоминается (даты, термины, персоналии, формулы) – крупно и аккуратно, чтобы потом повесить над рабочим столом. Если эта информация каждый день будет у вас перед глазами, шансы запомнить ее существенно повышаются.

Экстренные меры: подготовка за 1-3 дня

Как хорошо сдать сессию, если на подготовку осталось всего 1-3 дня? В этом случае необходимо отказаться от классического алгоритма подготовки с составлением графиков и поэтапной подготовкой – вы попросту не успеете. От идеи готовиться по ночам также отказываемся – минимум 5-6 часов вы должны спать каждый день, иначе мозг просто не сможет работать на 100%. Как сдать сессию если ничего не знаешь, а времени осталось совсем мало:

  • Найти лекции, конспекты, краткое содержание.
  • Попробовать скорочтение или чтение с угла на угол.
  • Посмотреть готовые решения задач и вникнуть в алгоритм.
  • Сделать краткий конспект – выписать основные тезисы по каждому билету.
  • Стимулировать работу мозга питанием и прогулками (кислородом).

Запасаемся орехами, шоколадом и цитрусовыми фруктами (если они вам не противопоказаны), по утрам кушаем овсяную кашу и начинаем учить.

Никаких успокоительных и тем более психотропных препаратов не принимаем – будет только хуже.

Если у вас нет лекций и конспектов, постарайтесь найти их в интернете. Если в распоряжении только учебники – читайте быстро или с угла на угол, пользуясь содержанием и подзаголовками как маяками. Параллельно составляйте тезисный конспект – обычно это 5-6 очень коротких тезисов по каждому билету, как бы план ответа. В последнюю ночь учить не стоит – как сдать сессию на отлично, если ваш мозг хочет только спать и категорически отказывается работать? Поэтому высыпайтесь перед экзаменами.

  1. Частичная изоляция . Когда я не сдал сессию на первом курсе, то сразу же понял ошибку: я не обеспечил достаточной изоляции. Нельзя хорошо подготовиться, если вы постоянно отвлекаетесь на разговоры с друзьями, на социальные сети и на просмотры роликов в YouTube. Изолируйте себя от всего, что крадет время.
  2. Нужно спать . Не в первый раз говорим об этом. Вот вам мнение исследователей: выспавшиеся студенты часто способны запомнить в 3-4 раза больше информации, чем те, кто не спал в предыдущую ночь. Зачем мучить себя, если вы все равно останетесь в проигрыше? Обязательно высыпайтесь.
  3. Пишите конспекты . Даже если у вас есть лекции, даже если сам процесс написания не помогает вам запоминать информацию – все равно пишите. Лучше не развернутые, а тезисные – 5-7 ключевых тезисов из каждого билета. Опираясь на эти конспекты, проверяйте себя и отвечайте развернуто, повторяйте.
  4. Откажитесь от успокоительных . Если вас не преследуют панические атаки и успокоительные не назначены врачом – не принимайте их. Здоровое волнение – это нормально. Боритесь с ним расслабляющей музыкой, прогулками, шоколадом и верой в собственный успех. Успокоительные же способны нарушить работу мозга.
  5. Нивелируйте проблему . Сессия – это не проблема. Это нормальный, рабочий процесс. Несмотря на ее важность, не стоит делать из происходящего трагедию. Даже если вас отчислят – это будет всего лишь решаемая проблема. Не накручивайте себя, не создавайте трагедий в своей голове.
  6. Готовьте организм . Кушайте богатые холином яйца, насыщенные сложными углеводами каши, орехи и бодрящие цитрусовые фрукты – питайте мозг. Гуляйте, давая организму больше кислорода. Давайте вашему организму отдых с переменой вида деятельности – если вы учили, то потанцуйте, поболтайте с друзьями, главное не сидите все за тем же компьютером.
  7. Стимулируйте память . Доверьтесь себе и постарайтесь как можно чаще устраивать проверки, репетируя экзамен. Отвечайте по билетам без подглядывания в конспекты и учебники. Выполняйте упражнения на развитие памяти. Составляйте планы ответа, по которым вам легче всего воспроизводить материал.
  8. Найдите мотивацию . Именно она ложится в основу дисциплины при подготовке к экзамену. Представьте, как будете чувствовать себя после сдачи экзамена, какие бонусы получите. Осознайте необходимость сделать работу, которая может повлиять на ваш успех в будущем и сделать его более достижимым.
  9. Следуйте плану . Без грамотного плана подготовка невозможно. Если под «заниматься» вы понимаете что-то абстрактное и не знаете, какой объем материала необходимо выучить сегодня, то задача многократно усложняется. Сам процесс становится хаотичным, теряется порядок подготовки.
  10. Откажитесь от «хитростей» . Шпаргалки стоит писать только в том случае, если это поможет вам лучше запомнить материал. Использовать их на экзамене не рекомендуется. Равно как и микронаушники или телефоны – вероятность того, что все пройдет гладко, стремится к нулю. При этом волнение может сбить вас и помешать ответить на билет даже при наличии отличных знаний.

Как сдать сессию на 1 курсе

По уровню материала первая сессия студента самая простая, но эмоционально – самая сложная. Вы никогда не сдавали экзамены в таком формате, преподаватели наверняка пугали отчислением, а колоссальный объем материала за семестр попросту не уложился в голове. Отсюда страх, паника, отсутствие плана действий. Как сдать 1 сессию в этом случае.

Студенческие годы практически для каждого человека являются временем, с которым связано огромное количество положительных эмоций. Но есть, пожалуй, единственная вещь, которая омрачает эти приятные воспоминания. Вещь эта - сессия. Такое простое слово, но сколько с ним связано стрессов и бессонных ночей, прочитанных от корки до корки учебников и спрятанных в самых затейливых местах шпаргалок! Давайте более подробно разберемся в том, что такое сессия и к чему готовиться студенту, которому она только предстоит.

Это страшное слово «сессия»

Вообще, сессия представляет собой не что иное, как несколько экзаменов по тем дисциплинам, которые были пройдены студентом в течение семестра. При этом если предметов было, например, семь, совершенно не факт, что экзаменов будет столько же. Как правило, по части из них необходимо будет получить зачет. Эта процедура зачастую гораздо легче самой сессии. Нередко зачеты ставят автоматом. Однако бывают случаи, когда добиться такой отметки у определенного преподавателя весьма непросто. А это необходимо, так как без зачетов не получится на собственной шкуре узнать, что такое сессия, ведь к ней студента просто не допустят.

А долго мучиться?

Продолжительность сессии в большинстве учебных заведений составляет порядка трех недель, что позволяет более или менее удобно разнести все экзамены. Это нужно, чтобы у студентов было достаточно времени на подготовку. Традиционно между экзаменами есть три-четыре дня, в течение которых можно усиленно читать конспекты и учебники либо столь же усердно писать шпаргалки, тут уж кому что ближе.

Нет никакой закономерности относительно того, когда ставят «сложные» экзамены: в конец сессии либо ближе к ее началу. Дело в том, что сложность предмета - вещь чрезвычайно субъективная, а для преподавателей так и вовсе трудных дисциплин обычно не бывает. Однако тут обычно работает закон Мерфи: самый сложный экзамен будет в самый неудобный день.

Два семестра, две сессии

Учебный год в вузе состоит обычно из двух семестров, после каждого из которых идет экзаменационный период. Зимняя сессия обычно приходится на время после новогодних праздников и заканчивается в начале февраля. Может показаться, что сдавать экзамены после продолжительных веселых каникул окажется весьма непросто. На самом деле многим студентам гораздо меньше удовольствия доставляет летняя сессия, ведь на улице отличная погода, яркое солнце, а им приходится зубрить и готовиться к экзаменам. Радует, пожалуй, лишь тот факт, что таких периодов особенно интенсивной учебы в году всего два. Даже страшно представить, если была бы еще осенняя сессия, а то и весенняя…

Преподавателям тоже непросто

У преподавателей есть свое мнение относительно того, что такое сессия. Для них это, конечно, не такой стресс, но работают они ничуть не меньше. Ведь им приходится выслушивать огромное количество студентов, которые порой говорят совсем не то, что подразумевает ответ на экзаменационный вопрос. Да и проверка письменных работ отнимает огромное количество времени, а студенты вечно норовят поторопить или поклянчить хорошую оценку.

Не бойтесь не сдать

Многие студенты сильнее всего боятся завалить сессию - не сдать один или несколько экзаменов. Хочется успокоить их и сказать, что даже если вы не сдадите экзамен с первого раза, у вас будет еще как минимум пара попыток хорошо подготовиться и «покорить» неприступную дисциплину. В пересдачах нет ничего страшного, просто постарайтесь лучше освоить материал и быть уверенными в своих силах.

Еще много чего можно рассказать по этому поводу, но достаточно один раз узнать, что такое сессия, на собственном опыте, и 99% вопросов пропадут сразу же, как и ровно такое же количество страхов.