Что делать, если учиться трудно? Тяжело ли учиться в школе

Что делать, если учиться трудно? Тяжело ли учиться в школе
Что делать, если учиться трудно? Тяжело ли учиться в школе

Нытье по утрам "Не хочу в школу", жалобы на головную боль и попытки продлить каникулы - для учеников начальной и средней школы явление нередкое. За тем, что видится родителям в первую очередь - банальной ленью и стремлением поспать на пару часов дольше - скрываются куда более глубокие причины, от внутрисемейных конфликтов до буллинга. Почему ребенок не хочет ходить в школу? Вот что рассказала об этом на Московском международном салоне образования семейный психолог, автор книг по детско-родительским отношениям Елизавета Филоненко.

Причина 1: не получается наладить отношения с одноклассниками

У ребенка недостаточно развит социальный интеллект - поэтому стать душой компании не выходит, а очень хочется. Натянутые отношения со сверстниками отбивают желание ходить в школу и отражаются на успеваемости.

Суть проблемы - в сниженных навыках коммуникации. Ребенок плохо понимает других. Он не представляет, как уравновесить чужое "надо" и свое "хочу" и сделать так, чтобы было комфортно и ему, и окружающим в общении с ним. Как правило, корни этой проблемы родом из раннего детства.

Что делать? Моментально помочь здесь невозможно. Нельзя взять и сделать из плохих навыков хорошие. Это очень кропотливая, долгая работа.

Часто причины кроются в нарушенных отношениях внутри семьи. Дело в том, что и родители с ребенком, возможно, не смогли наладить контакт. Поэтому они не в силах помочь и подсказать, как построить взаимоотношения с в школе.

Один из путей решения проблемы - начать с себя. Здраво оцените ваши отношения с ребенком. Возможно, вы чрезмерно близки, не можете отказаться от гиперопеки или недооцениваете его способности. Это тоже вредит коммуникации со сверстниками. От других людей ребенок ждет такого же отношения, как в семье, поэтому и не может занять правильную позицию в общении с одноклассниками.

Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Если у родителей недостаточно развиты навыки межличностной коммуникации, стоит отвести ребенка на психологический тренинг. На таких занятиях дети учатся общаться под руководством психолога, который дает им задания и упражнения.

Если у вас с ребенком налажен нормальный контакт, надо вместе разбирать ситуации, в которых он столкнулся с трудностями. Ваша задача - сделать так, чтобы ребенок во время разговора задумался и попробовал поставить себя на место других детей или учителя. Спрашивайте у него, что другой человек думает, что чувствует, почему ведет себя так, а не иначе. Так он научится анализировать мотивы других людей.

Причина 2: нет привычки систематически учиться

Нежелание заниматься быстро скажется на оценках ребенка. Важно вовремя понять, что он не просто ленится, а не привык учиться постоянно.

Если в первом классе ребенок не хочет ничего делать, то время упущено. Заниматься этим вопросом надо раньше, с трех-четырех лет.

Что делать? Ребенок должен приучиться к постоянным усилиям. Домашние обязанности, соблюдение режима и спортивные занятия научат его преодолевать инерцию. Он будет понимать, что надо встать, идти и что-то делать. Даже если очень не хочется. Так он легко примет школьные нагрузки и адаптируется к систематическому обучению. Если систематических нагрузок и режима не было в детстве, будет тяжело.

В любом случае, вы можете помочь, понемногу втягивая его в учебный процесс. Нужно договариваться. Ребенку надо показать, что есть дела, которые он обязан выполнить, а после них наступит время отдыха. Постепенно он поймет, что после завершенного дела его ждет что-то приятное. Так вырабатывается система.

Вначале вы сопровождаете ребенка, пока он делает уроки (но не делаете их за него), и пытаетесь сохранить позитивный настрой. Репрессиями ничего не добиться, вместо этого постарайтесь показать позитивную сторону затраченных усилий.

Причина 3: уроки вызывают чувство беспомощности

Ребенок не понял новую тему, ему вовремя не помогли, и он потерялся в материале, а новые задания накатывают, как снежный ком. Отстав от класса, тяжело наверстать упущенное, и это становится одной из причин отказа ходить в школу.

Что делать? Если ребенок отстал, его нужно подтянуть. Помощь учителя - самый понятный и простой способ, потому что он знает критерии оценки и требования к ученику.

Но часто ребенка повергает в беспомощность неумение общаться. Его надо научить разговаривать с учителем - с этим авторитетным, важным взрослым, от которого зависит положение в коллективе. Как задать вопрос, как не бояться, как открыто контактировать с учителем - все это важно уметь школьнику, чтобы нормально себя чувствовать на уроке. Объясните, что опасаться нечего, и спросить, если что-то неясно, - правильно, а не стыдно.

Родителям, в свою очередь, не стоит каждый раз бежать к преподавателю и выяснять, что случилось. Просто научите ребенка преодолевать барьер и общаться без страха.

Обидевшись на учителя, ребенок должен получать в семье установку "давай я тебе помогу разобраться". Говоря "я сейчас позвоню учителю, и тебя не будут обижать", вы только усилите чувство беспомощности.


Причина 4: школьный буллинг

Травля со стороны одноклассников - самая веская причина нежелания появляться в школе. Ребенку страшно, одиноко и непонятно. И тут родители действительно могут ему помочь.

Существуют разные стадии буллинга - от легкого поддразнивания до жестокой травли. Легкое поддразнивание - это более-менее норма, здесь не надо влезать и выяснять отношения с мамами и папами других детей. Скандаля с другими родителями, вы ухудшаете положение ребенка.

Что делать? Если у вас с ребенком доверительные отношения, вы обязательно заметите ранние стадии буллинга. Если ребенка травят в школе, открыто или тайно, -обязательно нужно сразу вмешаться. В большом стрессе ребенок будет по привычке действовать как жертва и не сможет противостоять насилию со стороны других детей.

В этой ситуации лучше всего сменить школу. Однако этого мало, нужна поддержка психолога, потому что и в другом коллективе ребенок будет использовать старый поведенческий шаблон.

Причина 5: ребенок считает, что к нему придираются

Ребенок уверен, что его усилия недооценили, а учитель специально занижает ему оценки.

Что делать? Прежде чем помогать ребенку справиться с несправедливостью жизни, надо понять, насколько его требования адекватны. Часто дети из-за завышенных ожиданий не могут найти общий язык с учителем. Они могут ожидать, например, что их будут хвалить за все так же, как хвалят дома.

Учитель - представитель объективной системы оценки. Если ребенок не сделал половину заданий, то странно ожидать восторгов и громадной похвалы.

Хвалить надо за ощутимый результат. Научите ребенка стараться и достигать результатов без постоянного желания услышать заветное "молодец".

Следует помнить, ребенок не только учится, но и получает социальный опыт. Контакт с людьми, которые относятся к нему предвзято, - это тоже часть жизни.

Обсуждение

по-моему травля тут самая основная причина(к сожалению встречается часто(

Я долго думала, почему у моего ребенка не было желания к знаниям. Оказалось, как бы банально это не звучало, в манере преподавания учителя. Перевелись в другую школу, и там другая программа "начальная школа 21 века", и классная смогла вызвать интерес к учебе. Даже не ожидала, что сын так будет интересоваться природой, профессиями.

25.05.2018 15:53:05, Олеся91

Комментировать статью "Почему ребенок не хочет ходить в школу? 5 причин"

Не хочет идти в школу. Психология, переходный возраст. Подростки. Не хочет идти в школу. 16 лет, 10 класс. Сегодня бужу - не пойду, делай что хочешь. На какое-то время даже улучшение было, спокойней стало. А сейчас ребенок не видит смысла ни в чем.

Обсуждение

смените на нормальную школу, без выпендрежа с претензией на силу
сильная, это все же не та, где много задают
срабатывает нередко такой дауншифтинг
не то лишним грузят в этих лицеях-гимназиях, не то что-то в атмосфере там не то, но есть примеры позитивные ухода от понтов
и выправлялись и далее успешно учились, хотя трудно было родителям решиться

Спасибо всем, навели на возможные причины. Буду думать и пытаться изменить ситуацию. Потом напишу - чем все закончилось.

В начальной школе -отличница, в 5-6 классе немного съехала, в 7 классе перешла в новую школу, где не сложились отношения с Перестала учиться совсем. Родителям говорила, что делаю уроки у бабушки, бабушке говорила, что сделаю уроки дома -они по привычке меня не...

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Имхо, надо разбираться почему ему неинтересно, почему не хочет идти к друзьям и тд. У сына также в 3м классе было- с друзьями вроде как Разбираться в причинах, но давать ребенку понять, что это не отменяет обязанности ходить в школу. 25.12.2014 09:58:42, white-dove.

Обсуждение

По моим наблюдениям в школу в этом возрасте не хотят из-за отношений. С учителем или другими детьми.
Имхо, надо разбираться почему ему неинтересно, почему не хочет идти к друзьям и тд.
У сына также в 3м классе было- с друзьями вроде как гулял, но без особой привязанности, уроки за 15минут делал, начали ругаться из-за компа, придумывала кучу допзанятий-кружков-олимпиад-обязанностей и все равно куча времени оставалась
Перевела таки в сильную школу- небо и земля. Сложно, оценки испортились, но бегом бежал туда-обратно и уроки делал до упора и переписывал, если некрасиво, чтобы точно учителю понравилось. И в 5м оказалось гораздо легче, чем бывшим одноклассникам- очень слабый учитель там был...
Сосед двоечник перестал ходить в школу совсем в 3м классе- оказалось, его ребята обижают - он толстый и рыжий.
Перевелся в параллель- перестал быть двоечником- опять же все из-за нашей странной учительницы проблема была
Короче, я за то, чтобы выяснять причины и если не хватает нагрузки- создавать ее.
Пока шли по этому пути сын выиграл несколько соревнований и конкурсов, научился играть в теннис и увлекся футболом- благодаря скуке)))

Игнорировать нытье. Вопрос "идти или не идти в школу" не подлежит обсуждению, это обязанность. Можете рассказать, что если не будет ходить в школу, им займется опека и т.д.
С другой стороны, можно попробовать пообщаться с учителями -может, они помогут. Зона успешности есть у ребенка? Пусть на это упирают.
С третьей стороны, можно составить список плюсов от хождения в школу, оформить этот список красивым плакатом и повесить над кроватью, чтобы утром было не так грустно просыпаться и идти в школу:)

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым как будет выглядеть "поучится полгодика"? прогулы, отсутствующее выражение лица в школе? это не самые плохие варианты. а еще...

Обсуждение

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела перейти в другую школу, по-ближе к дому (когда мы переехали) и поэтому училась там, не смотря на то, что мне ужасно там не понравилось, но через пол-года "втянулась", а на следующий год у нас появилась замечательная "классная" и я теперь эти годы вспоминаю как лучшие за все школьные годы..

Пусть посидит дома несколько месяцев. (типа, болеет). А потом попробуйте пробиться назад в гимназию.

22.01.2014 09:28:04, masha__usa

Нет в москве школы, где учиться без продыха надо. Если конечно ребенок не будет изучать все предметы школьной программы на углубленном уровне. Мне кажется, что нужно избегать ситуаций неуспешности, когда учиться реально тяжело, когда все силы на школу уходят, да...

Обсуждение

Племянница закончила этот лицей.В 2009 . Сейчас в МГИМО (бюджет).Сильная география,история,русский.(племянница отличницей была, а там тройки посыпались)ЕГЭ она сдала на 100 баллов.И была не единственной стобальницей. Математика была с репетитором,так как в Вышку хотела поступать,потом передумала.Но я думаю.что репетитор и с ЕГЭ помог.Математика там не особенно сильна.Английский дают неплохо(к кому попадешь).Отношение к детям уважительное.
А в какой школе Ваша дочь сейчас учится? (номер,если можно)Где сейчас так учат? Сын не поступил... Я видела задания.Математика была несложная,но срезалось прим 70 человек(из чего делаю вывод,что математике у нас не учат)Русский нужно знать скрупулезно.. Несложно,но много нюансов.
Можно начать там учиться,посмотреть,а потом,если не понравится,вернуться к себе в школу...Ничего криминального..

Я так понимаю, Вы про 1535? Вы, не попробовав, не поймете, сколько сил конкретно у Вашего ребенка уйдет на учебу.
А дочь что говорит?
Жаль, я свою аналогичную тему трехлетней давности изменила, ссылку бесполезно давать. Хотя нет, все-таки почитайте ответы, у меня вопрос был почти Ваш:).
А по прошествии этих трех лет могу сказать, что, да, учеба серьезная, но, поверьте, у ребенка в жизни не только она. :) Я б так еще загрузила:)

Дочке 5, 5 лет.Ничем не хочет заниматься. Пробовала отдавать ее на танцы - не занимается Я 12 лет готовлю детей в школу, как преподаватель. если они хотят, чтобы вы с ним наладили диалог, пусть высказывают свои соображения на тему, почему их ребенок совсем не хочет...

Обсуждение

Не дорос. У меня сын наоборот в бассейн просился с 3 лет, но брали в ближайший только с 6. А потом 2-3 месяца походил - и надоело - вода холодная, говорит. с 8 лет с удовольствием ходил с классом-видать воду подогрели. А дочка на танцы давно просилась, но только весной группу 4 леток набирали, до этого с 5 лет брали везде куда мне реально водить. Ходит с удовольствием. А вообще я бы сама не предлагала пока деть не захочет-мне же меньше геморрой, водить ещё куда-то, ждать там, деньги тратить

я в детстве вообще ни на какие секции не ходила. Лениво было. Вот дома с игрушками - другое дело. Ела тоже всегда плохо, ну а уроки/занятия, это вообще мало кому нравится:) Мои дети такие же.. в басейн - только подурачится, если делом заниматься, то сразу не буду. На гимнастику - только бодиками перед девочками похвастаться,а что по делу- так больно, не нравится, не хочу, не буду. Сейчас танцами бредит, но думаю, что тоже ради платьев и причесок, а как дойдет до дела - опять разонравится.

Много зависит от того, какие дети будут учится с ней в 5 классе. В "сильные" школы обычно идут дети "мотивированные", у Тоже переживаю по этому поводу, но знаю однозначно, что ездить в любую из других выбранных школ будет нереально - слишком тяжело для 5-клашки...

Обсуждение

Много зависит от того, какие дети будут учится с ней в 5 классе. В "сильные" школы обычно идут дети "мотивированные", у которых родители заинтересованы в качестве обучения, поэтому и контингент в них несколько отличается от "дворового". Возможно, вам придется отдельно готовиться для поступления в хороший лицей, что сведет на нет ваши попытки ставить на первое место здоровье, тк придется много заниматься дополнительно. Если же у вас в школе очень сильный гимназический класс, дети из которого постоянно участвуют и побеждают в олимпиадах (например), то и волноваться нечего.

Я дочку перевела в четвертый класс в сильную школу из дворовой 31 августа, так как не устраивало расписание в старой школе (начало занятий с 11:30). Даже думать не думала, что это будет так тяжело для нее - из "суперзвезды" она превратилась в середнячка, рыдала над уроками почти полгода, адаптации помогло только то, что ее любимый хореограф вела тогда студио именно в этой школе. Только спустя почти два года она стала вытягивать назад на отличницу. Причём отставание в прошлом году ее так "закусило", что она хочет учиться на все пятерки, хотя я, глядя на это безобразие, ее отговариваю. Друзья в новом классе ей безумно нравятся, хоть они и все из разных районов города. Общается она сейчас только с ними, говорит, что жизнь в этой школе намного интереснее, чем в предыдущей.
В общем, переводить надо, и как можно раньше. Младшую я сразу буду пристраивать туда же, чтобы не мучилась.

Школа: водить или возить?. Школы. Образование детей. в школе по соседству - ужас по 5-6 детей плохо говорящих по русски6 огромные ДЗ, потому что в Да и вообще, рассматривает смену школы на попроще (я предлагала, когда начались разговоры о том, как трудно учиться...

Обсуждение

У меня старший в хорошую школу поступил. Ездит час туда, час обратно. Доволен очень:) Но с пятого класса я бы его туда не отдала. Все-таки очень далеко. И среднего сейчас отдаю в хорошую школу, но сравнительно недалеко (одна остановка на метро).

Огромная благодарность всем участникам - я почти перестала трусить:)

Раздел: Детские сады (ребенок 6 лет не хочет ходить в детский сад). На следующий год в школу собираетесь или еще в саду будете? И почему ре сад так не нравится? Не думаю, что надо бросать адаптацию. Ведь если ребенок не привыкнет сейчас ходить в садик, то потом в...

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Вопросы к родителям, у кого дети пошли в техникум (колледж) после 9 класса. 1)Не жалеет ли Ваш ребенок, что не остался в школе?

Обсуждение

У меня сын подруги уже не учится в колледже...
1. Ничуть не жалеет.
2. Тож не жалеет - в школе было нечего делать...
3. Ни в какую, разве что стал еще самостоятельнее, хотя куда уж больше...
4. "Надоело заниматься ерундой" Правда, выяснилось, что в колледже "тоже ерунда". Но там его просто не стали, кк в школе, "нянькаться" и ждат, когда ж их величество соизволит сдать сессию *-(
5. армия. Прям вот -вот..

Племянник учился. Ушел из школы по причине конфликта вялотекущего с учителями. После колледжа вяли сразу на 3 курс универа по специальности. Учился на очно-заочной форме. Работал. Получил диплом, работает дальше. Не изменился ни как,он у нас всссссссегда был умным и ответственным:-)

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это...

Обсуждение

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то... (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то... (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний - ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт - к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс - небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Раздел: Уроки (дети не хотят делать домашку я схожу с ума). Совсем не хочет учиться. За не сделанные без уважительных причин уроки каждый раз нужно наказывать, а если слова, лишение прогулки Ребенок, который в школе только мучается, да еще сам может себя занять.

Обсуждение

Прошло 10 лет Интересно знать как дела у вашего сына

20.02.2019 11:16:53, Ирина4747

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

Тяжело - это не то слово, но ей нравилось фиг. катание и она из него ни за что не уйдет. Я сама училась в подобной школе, только у нас был не интернат, а спецкласс на базе обычной хорошей школы. Расписание было как у вас примерно - утром до школы тренировка, первый...

Обсуждение

Спасибо всем за мнения. В общем. я пошла по пути снятия ответственности с себя - предоставила выбор дочке)
Она подтвердила что хочет перейти в другую школу, на 2 тренировки. Все минусы в плане нагрузок-пробелов и тп описала, про девочек которые не идут тоже сказала.. ответ - ну мам, ты же уже ответ слышала, зачем тогда вообще меня спрашивала.
С педагогом в музыкалке пообщались, она расстроена тк уже на конкурс какой-то ее заявила, программу подобрала на этот год.. но в общем решили что пока будем заниматься стандартно и приоритетом ставим гимнастику. Педагог согласна) В школе тоже предупредили учителя, та попросила если возможно формально ребенка оставить числиться в школе - без посещения уроков. Но не знаю, получится ли это на практике. В общем, будем пробовать, а там как сложится.

Я с вашим мужем согласна. Сейчас еще можно попробовать. Не пойдет - бросит и успеет восполнить пробелы (если они вдруг появятся) и в общем образовании и в музыкально, т.е. за ближайшие 2 года и Вы и ребенок поймете 100% ваше это или нет.
У меня коллега перевел дочку с 3 класса на обучение в экстернате, т.к. у них серьезные занятия теннисом.
Соседская девочка мучалась - фигурное катание и общеобразовательная школа:(. Тренировка утром на ЦСКА (Москва), бегом в школу ко второму уроку (на первый никогда не успевала), и после шестого урока пулей на тренировку в Беляево (на арендованный лед). И тянула. Тяжело - это не то слово, но ей нравилось фиг. катание и она из него ни за что не уйдет.
А у Вас замечательные условия. И тренировки, и учеба, и покормят, и под присмотром до 18 вечера. Переводитесь и пробуйте, а потом уже решите уйдете вы в профессионалы или нет. В общеобразовательную школу Вашу дочку всегда возьмут.

Ребёнок ничего не делает в школе всё делаем дома, спрашиваю почему не делаешь в школе, отвечает боюсь получить двойку, Училка на мои вопросы как дела у ребёнка Но первый день завтра и я хочу попробовать что-то написать и дать дочери с собой. Об учебе в первом классе.

Обсуждение

ох. мы это в первом классе проходили

Моему очень помог перевод в другую школу. Еще помогло одно зверство: однажды заставила его переписать всю тетрадь от начала до середины примерно. Сидел до часу ночи. На следующий вечер проверила ошибки и снова заставила переписать. И так пока ошибки не кончились почти.
Пять вечеров ушло.
Зато пишет как самолет. Без ошибок, быстро. И на уроках проще написать, чтоб отстали. Теперь еще на переменках домашку делает:))

Девочка до школы в садик не ходила, сидела дома с бабушкой, потому как в садике была та же Потом по сумме причин за несколько первых классов сын сдавал экстерном, а занималась я с ним сама. Посмотрите другие обсуждения: Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Обсуждение

У нас было то же самое в прошлом году - после летних каникул дочка не могда никак снова втянуться в учебу. Каждое утро ее тошнило при подходе к школе. Несмотря на то, что школа маленькая, доброжелательная, комфортная, всех детей все учителя зовут только по имени и т д.
Боялась, что не справится (хотя со всем спарвлялась хорошо, что ругать будут - хотя никто и не думал ругать.
Нам помогли беседы к учительницей, обрисовала ей ситуацию, просила "не придираться" и вообще не делать замечаний никаких и даже намеков на замечания... На мое счастье у учительницы тоже дочка всего на год старше моей и с похожими проблемами...
Кстати, школьный психолог не очень-то помог, пообщался, сказал, что ребенок нормальный и проблем он не видит, сказал только, чтобы мы Барби ей купили, т к все девочки в классе играют. Кстати, потом они стали играть в разных лошадок, дочка приносила свои игрушки в школу, и там все девчонки играли в какие-то общие ролевые игры, но каждая со своей лошадью - мне кажется это действительно помогло ей "втянуться", наступил момент, когда и в школу идти не хотелось, и ожидание чего-то не очень приятного тяготило, но вспоминалась игра в лошадки, и она уже с бОльшей охотой шла туда.

Постепенно все сошло на нет - месяца через 2 после начала учебы все устаканилось, но весь прошлый год нас просто одолели простуды и т д - до пневмонии - может это была реакция организма на нежелание в школу идти??

Сейчас 3 класс - перед началом учебы я тоже переживала, что будут похожие вещи, однако, похоже, переросла дочь эти проблемы..
Не знаю, поможет ли Вам мое сообщение, но просто знайте, что и это пройдет..
Я бы сейчас почаще говорила с дочкой о том, что в школе творится, не давала бы малейшим проблемам разрастаться, т е гасила бы их в корне, узнала бы чем они на переменах занимаются, в какие игры играют и т д
Удачи...

Реально я бы попробовала:
1. Узнать о подругах дочери, встречалась бы с ними утром, чтобы дети вместе шли в класс. Способствовала бы дружбе с одноклассниками (приглашала домой, взялась устраивать чаепития в классе по случаям дней рождения, каких-то еще общих мероприятий, хоть бы и походов в интересные места с 2-3 детьми, кроме вашей) и акцентировала бы внимание на встречах в школе с этими детьми.
2. Предложила дочери поиграть дома в школу. Вы – это она, ученица. Она в разных ролях: то учительница, то подруги, то охранника, то "кто хочет". Не исключено, что Вам откроется много нового, неожиданного.
3. Просила каждый день рассказать про школу. Какие уроки были? Кого спрашивали? Спросили ли её? Как она рассказала, довольна ли своим ответом? Как играли на переменах? С кем она разговаривала? Ваш интерес (не опасения, а именно интерес) способствуют пониманию, правильно ли ведет себя девочка, нет ли каких-то странностей по отношению к ней. Что-то Вы можете подсказать. Что-то в доверительной беседе ребенок может объяснить, не "вцепляясь" и не нервничая. Если дом не будет отделен от школы стеной, а будет логичным продолжением одно другого, адаптация сгладится.
4. Добиться через психолога, невропатолога или любого другого врача возможности иногда сидеть в классе на уроках. И посмотреть, нет ли психотравмирующих ситуаций.

А если все равно не получится душевного спокойствия, отложила бы школу до 5-го класса. Если девочка умная, что вы не расскажите её сами про дважды два - четыре по школьной программе, а она не сдаст все в экстернате без душевных травм и проблем? А тем временем логично найти тянущие к себе кружки, занятия, чтобы был стимул туда идти. Набирать положительную мотивацию.

Мальчик подросток 15 лет просто перестал ходить в школу. Нет уж, разобраться надо, почему школу прогуливает,так всю жизнь за руку не отвозишься, надо выяснить причины такого поведения, может в школе его Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?

Обсуждение

У меня ребенок сейчас заканчивает 1-й курс МГУ, поступил без репетиторов, но в школе было много прогулов. Причины - напряженные отношения с учителями. В школе говорила, потом поняла, что не это не просто бесполезно, а очень вредно и ходить даже на собрания перестала. С сыном и сидела, чтобы нелюбимые уроки учил, и просила, уговаривала. Да, с 17-летним парнем вместе сидели и читали сочинения по Онегину перед экзаменом! Очень боялась, что сорвется, там психологически к этому шло. Кстати, не одна я сидела с ребенком. Моя знакомая тоже вместе с дочерью книжки по литературе читали. Попробуйте понять ребенка и встать на его сторону. Либо ему тяжело учиться в целом, либо по отдельным предметам, либо там "кошка дорогу перебежала" и "коса на камень" нашла. Может лучше школу сменить? Если лень - там правильно написали про ремень и могильный холмик. Если принципы - дело совсем другое. В 15 лет человек скорее школу бросит и глупостей наделает, чем все это переступит.

"Я думаю, что вы должны сказать все начистоту, хорошенько рассказать про армию, ПТУ, короче про дальнейшую жизнь. Спросить: "А на что ты, деточка, жить собираешься? Хочешь на машине рассекать и работать, сидя на пятой точке?". Надо не объяснять, "что такое хорошо и что такое плохо", а надо заставить его понять, что жизнь за ошибки лупит со страшной силой и за такую голую безответственность в будущем его ждет только три вещи: ПТУ с нищенской зарплатой, тюряга с Зэками или маленька могилка в Чеченской деревушке. Надо поставить все в таком свете: родителям глубоко плевать, пусть хоть на ушах стоит, но в будущем он от вышеупомянутых родителей ни копейки не получит, а то он видимо решил, что детство слишком хорошо, чтобы из него выпадать; глядишь, cвесит ножки с вашей шеи и будет сидеть так до самой старости и бить баклуши. Надо заставить понять своими активными действиями, что ничего с неба не падает само собой и родители вечно содержать ребенка не смогут и пока он этого не осознает, бороться не имеет смысла: с этим ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ может справится только он один. Единственное, что вы можете сделать в данной ситуации - занять жесткую позицию: всем радостям жизни (телевизор, комп, и т.д. и т.п.) пришел конец. НАДО прямо заявить, что после армии как хочет, так и будет колупаться и вас это не колышет. На последок, можно попрактиковать старинный метод, эффективно подталкивающий мыслительные процессы ребенка - отцовский ремень. Как говаривал один фисолоф, "телесные страдания дух закрепляют". Сам я пацифист и насилия не признаю, но в борьбе со ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ, именуемым также ЛЕНЬЮ, все методы хороши. Да, что греха таить, я тоже ленивый, все мы в какой-то степенью ленивы, но одни борются с ленью и ездят на мерседесах, а другие не борются и становятся БОМЖами. Если до него наконец доедет, что он принадлежит к числу последнх, то, может быть, для вас еще не все потеряно," - Веселый Аноним, 15 лет.

19.05.2006 21:01:04, Веселый Аноним

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Сначала ребенок не хотел оставаться без мамы, и я присутствовала на занятиях. Почему бы не написать прямо. У нас двери закрыты, потому что сквозняк, а дети на полу на ковриках, потому...

Обсуждение

"Оставаться одному на занятии" - самоценность. Скажу откровенно: как педагог, "так бы и вбив" :-) Тут думаешь о деле, о работе, о занятии, а у родителя на уме это вот "один ребёнок, или не один, и на сколько метров на сколько минут я смогу от него отбежать". Сфокусируйтесь уже на музыке. Как эффективней заниматься МУЗЫКОЙ. Уйдёт ребёнок через пару лет, никуда не денется. Если сейчас для Дела надо, чтоб Вы сидели на соседнем с ребёнком стуле - так и делайте. Прежде всего Дело.

Может быть, поведение перед занятиями изменилось в связи с какими-то другими событиями или переживаниями? Похоже, что-то беспокоит ребёнка. Попробуйте успокоить его и придать уверенности вне ситауции с занятиями. Вы сами знаете, что подойдёт для Вашего и для Вас самой - почитать, сидя вместе в кровати, или сходить в бассеин - но телесный контакт многим помогает. А там, может быть, и ситуация с занятиями наладится. Понимаю, как Вам сложно, но постарайтесь не зацикливаться на ней. Согласна также с советом приучать ребёнка быть в обществе других людей, но это получится лучше, если он будет в себе и Вас уверен. Так что постарайтесь поработать над этим.

Мы вот учимся по программе начальная школа 21 века. Программа грамотная, умеет заинтересовать детей, материал Да ничего страшного! Нужно значит объяснять правила по русскому, учить считать в уме по математике, по устным учить пересказывать, а не просто...

Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться Мне кажется, если оттягивать и пережидать, тогда уж тянуть вообще до самой школы в надежде Подростки не хотят учиться: почему? Школьный психолог о повышении мотивации и вредных...

Обсуждение

Надежда Григорьевна, спасибо.
Так приятно, что мое мнение
целиком совпадает с Вашим.
Я так и действовала.
Еще хочеться посоветовать, покупать
как можно больше, самых разных
интересных книжек.(и не обижаться
если ребенок их не смотрит. Не
смотрит сейчас, ну через год
посмотрит, но с удовольствием).
Пусть они просто будут, и обязательно
в таком месте, что-бы ребенок их
всегда видел и мог брать сам.
(лучше стеллаж детский на самом
видном месте).
Попробуйте, сами удивитесь результату!

07.09.2000 23:49:41, Anna

Надежда Григорьевна, у меня очень сложный ребенок. И очень психологически грамотный. Она, может быть, ночами учится читать сама, я не уверена, что это не так. Но все игры, резоны и т.д. - для нее ничего не значат. примерно с того момента, когда она научилась оценивать чьи-то знания и умения, например мои, она не начинает делать ничего, что кто-то из домашних уже делает лучше нее. Она чуть не перестала рисовать, когда поняла, что я рисую лучше. К счастью, у меня проблемы с цветом, я предпочитаю графику. Удалось ее убедить, что рисовать красками я не умею вообще, и вот она рисует. И так во всем. Это какая-то болезненная критичность к себе. Похоже врожденная. И рациональность. Ну не понимает она, зачем ей тратить время на прочтение названия книги, если я могу это сделать быстрее. Зачем читать что-то в компьютерной игре, если я могу сидеть рядом и все для нее делать. И т.д. Любое нежелание делать что-то для нее воспринимает с искренним недоумением, ведь любому другому члену семьи я бы помогла прочесть что угодно, если потряются очки, например. Короче, караул. Какие слова на стенках! Мы ремонт в коридоре сделали, она не заметила, пока не полезла в шкаф и не обнаружила, что у него другие двери.

У меня дочка учится в 6 классе англ. спецшколы. Тоже ребенок со средними способностями, но ведь это не так плохо!Этих способностей вполне хватает, чтобы ребенок учился на четверочку, и таких как она, большая часть класса. Собственно двоешников там нет вообще, а почему, да потому, что если эти школы и отличаются от обычных, то на мой взгляд именно тем, что там родители занимаются своими детьми. Программы конечно сложные, по английскому, например, сразу по двум курсам занимаются - Оксфорд + Верещагина, немецкий с пятого класса. Практически все, время от времени подтягиваются с репетиторами и это считается нормой. Поэтому, если ребенок "не тянет", родители как правило переводят его в обычную школу, чтобы не мучить. Сравнивать спецшколу с курсами вообще смешно.Я, например, в обычной школе имела 5 по англ.,это значит, не плохой разговорный уровень до сих пор,но моя дочь уже говорит лучше меня.Кроме этого, я очень довольна тем, что дочь учится в атмосфере престижа образования, чего в обычной школе я не наблюдаю. И я рада тому обстоятельству, что она избавлена от необходимости общаться со всякими, простите, недоумками-наркоманами из неблагополучных семей. По поводу забитости детей из малообеспеченных семей, тоже слухи сильно преувеличены. У нас хорошая школа на Чистых прудах, дети из семей с разным достатком, но что-то я ни разу за пять лет не слышала от своего ребенка, каких-либо историй на эту тему.Так, что я думаю преимущества подобных школ очевидны, и все проблемы с поступлением стоят того, чтобы их преодолеть.

Лиза Линнелл-Олсен

Когда ребенок или подросток сталкивается с проблемами в образовании, необходимо как можно скорее помочь ему. Чем дольше ребенок ждет помощи, тем сложнее ему догнать программу.

Как вы можете понять, что ваш ребенок отстает в школе? Дети и подростки не особо распространяются о своей успеваемости, особенно если с ней есть проблемы. Ниже приведены несколько признаков, на которые надо обратить внимание.

Запомните, что любой из этих признаков может появляться у вашего ребенка и он не будет признаком проблем. Но если такое поведение становится привычным, необходимо принять меры. Чем раньше вы поймете, что стоит за этими изменениями, тем лучше вы сможете помочь.

1. Ваш ребенок внезапно отказывается обсуждать школу

Если ребенок внезапно не хочет рассказывать, что они сейчас проходят на занятиях или как прошел его день, это может быть сигналом, что в школе что-то не так. Это может касаться только тех предметов, по которым ребенок отстает.

2. У вашего ребенка резко изменилось отношение к школе

Если ваш ребенок становится отстраненным и озлобленным в отношении школы, вероятнее всего ему не нравится ситуация с его успеваемостью.

Еще один важный признак – это скука. Если ваш ребенок жалуется, что ему скучно, важно заглянуть глубже и найти причину. Возможно, он уже знает материал, который они изучают на уроке.

Дети, которые не понимают изучаемого материала, также часто жалуются на скуку. Представьте, что слушаете радиостанцию на языке, с которым никогда не встречались раньше.

3. Ваш ребенок слишком долго делает домашнее задание

Если у вашего ребенка уже привычно не остается свободного времени после выполнения всего домашнего задания, это тревожный сигнал.

Политика в отношении домашней работы сильно зависит от школы и учителя, и важно понимать, что в некоторых классах дают больше заданий, в других – меньше. Убедитесь, что вам известна политика вашего учителя в отношении домашних заданий.

Если учитель вашего пятиклассника считает, что на его домашнее задание надо не более 15 минут, а ребенок тратит на него 50, это значит, что школьнику приходится прикладывать больше усилий, чтобы сделать его хорошо.

Так же как если старшеклассник тратит час каждый вечер на сложный курс по математике, дающий двойные баллы для колледжа, это вполне может соответствовать программе учителя.

Если вы знакомы с позицией преподавателя по поводу домашней работы, вы сможете прийти на помощь, когда у ребенка будут проблемы с успеваемостью.

4. Ваш ребенок плохо ведет себя в школе

Иногда плохое поведение в школе – это попытка ребенка привлечь ваше внимание к тому, что он не справляется со своей работой. Детям и подросткам часто не хватает навыков, чтобы высказаться и рассказать, с какими конкретными проблемами они столкнулись в школе.

В конце концов, они просто дети и учатся этим важным социальным навыкам на протяжении всего взросления. А пока они могут только физическим действием показать, что они недовольны и расстроены, потому что знают, что им не удается справиться с учебой.

Если вам всегда было легко договориться с ребенком, но внезапно он стал хуже себя вести в школе, обратите внимание не только на то, что происходит в его социальной жизни, но и на его академические успехи.

5. Учитель вашего ребенка выражает беспокойство

Иногда проще отмахнуться от того, что говорит учитель о вашем ребенке, особенно если это кардинально отличается от того, каким вы его знаете.

Учитель – это человек, который преподает один и тот же материал полному классу школьников. Если он верит, что вашему ребенку предмет дается сложнее, чем остальным, обратите внимание на его слова.

Когда учитель говорит вам об изменениях в успеваемости ребенка, он дает вам шанс решить проблему, которая только начинает развиваться. У учителя в такой момент, как правило, есть варианты решения проблемы. Если он не предлагает вам конкретных действий, возможно, он ждет, что вы попросите помощи.

Конечно, это диалог и никто не знает ребенка лучше родителей. Мысли и идеи учителя – это информация, которую вы можете сложить с тем, что уже знаете, и понять, есть ли у ребенка сложности с учебой и как ему можно помочь.

6. Ваш ребенок стал хуже спать и есть

Проблемы со сном и едой часто бывают последствием стресса. Маленькие дети хотят радовать взрослых, которые заботятся о них, поэтому они беспокоятся, что плохая успеваемость расстроит их родителей.

Дети постарше и подростки уже хорошо понимают, что учеба в школе может повлиять на их будущую жизнь. Их беспокоит, как плохая успеваемость скажется на их будущем.

7. Ваш ребенок получает низкие оценки

Это очевидный признак, но иногда дети и родители не хотят верить, что ребенок не справляется со школьной программой. Некоторые родители считают, что ребенок еще не понимает важности образования в его жизни и ситуация станет лучше, когда он станет старше.

Периодические плохие оценки могут быть у всех, но ряд двоек подряд или – еще хуже – неудовлетворительные итоговые оценки – вызывает озабоченность. Табель успеваемости с низкими оценками – признак того, что у ребенка есть проблемы.

Нам, родителям, хочется верить в лучшее в наших детях и сильно любить их. Низкие оценки означают, что они не успешны. Не отрицайте, что двойки – это признак проблемы. Они означают, что ребенок не успешен в выполнении своей работы.

Изучите всю информацию, которая содержится в итоговом табеле, и разработайте план, как помочь вашему ребенку.

Ты уже учишься? Ходишь в школу или на подготовку? У тебя получается? Если да, то это прекрасно. Тебе тогда должно это нравиться и у тебя остается много времени на развлечения. Но не у всех так получается. Некоторые твои ровесники мечтали ходить в школу, но вдруг обнаружили, что у них ничего не получается. Они не ленятся, сильно стараются, но все равно у них ничего не выходит. Чуть-чуть не понял материал и сразу получил двойку. А если еще и не одну двойку? Родители расстроятся, будут ругать, учительница расстроится, а друзья буду смеяться. Они подумают, что ты глупый и ничего не знаешь. В таком случае ты и сам можешь поверить в эту глупость. В твоей голове промелькнет: «Вот у меня не получается, тогда зачем стараться? Зачем пробовать это исправить? Пусть лучше думают, что я ленивый, чем глупый»
Вот по такой логике обычный школьник становится двоечником. Хочу тебе сказать, что двоечник – это не просто школьник с плохими оценками. Это человек, который не верит в себя и свои способности, и кто не пытается учиться. Он думает: «Я же двоечник. У меня не получается. Зачем тогда пытаться?» не нужно так о себе думать. Если ты получил двойку, ничего страшного не случится. Даже великие люди их получали. И даже твои родители, учительница или директор школы. И ничего страшного, они выросли и теперь много знают. Гораздо страшнее, когда ты перестаешь верить в себя и свои силы. О таком человеке даже говорить не станут, потому что он неинтересный. Ты же не собираешься таким быть?
И вообще, людей без способностей не бывает. Каждый имеет свои особенности, просто надо их найти и развить. Давай рассмотрим пару ситуаций.
Живет девочка Катя. Ей нелегко учить стихи, быстро и выразительно читать, вести себя спокойно и быть вежливой с людьми. Зато у нее не вызывает труда физкультура, лазание по деревьям, математические задачи и общение с животными. Катя способная?
Еще есть мальчик Костя. Ему сложно бегать быстрее всех, быстро писать, не расстраиваться по мелочам и держать вещи в порядке. Но ему легко читать большие книжки, писать и читать стихи, играть в шахматы и быть вежливым. Кто способнее? Катя или Костя?

Конечно, ответить на этот вопрос очень сложно. Если спросить у учителя физкультуры, его ответ будет «Конечно, Катя» А если спросить у учителя литературы, он скажет, что костя намного способнее. Кому верить?
Ответ простой: нет человека способнее другого. У каждого из них свои способности. Один с легкостью запоминает стихи, у другого с цифрами лучше, чем со стихами и так далее. Кто-то хорошо рисует, но плохо танцует, кто-то пишет без ошибок, но написать свой стих не может. Кто-то решает примеры и задачи по математике, не прилагая усилий, но у него ужасный почерк. И наоборот. Таких примеров можно привести множество. Совокупность способностей можно сравнить с большой картой города. Поэтому, когда ты знаешь, что что-то у тебя не получается, или кто-то говорит тебе об этом, нужно не отчаиваться, а продолжать изучать свою карту.
Тебе следует составить список.

Первый пункт – «мне трудно », а второй – «мне легко ».

В этих списках должны быть не только те способности, которые нужны в школе. Может быть, ты хорошо умеешь мирить людей после ссоры, ухаживать за больными, шутить, отличаться упорностью, мечтать, убираться, заниматься рукоделием, без труда просыпаться по утрам и так далее. Можно попросить совета у родителей. Они могут подсказать какие-то недостающие пункты. Или вообще захотят составить себе такой же список. Потом вы можете сравнить все списки и решить, кто на кого похож.

И самое главное, чем больше пунктов, тем лучше. Даже в столбике «мне трудно». Ты удивлен? То, что во второй колонке лучше иметь больше пунктов, это понятно. А в первой? Зачем слишком много пунктов «мне трудно»? Дело в том, что все пункты из первой колонки обязательно перейдут во вторую. То есть чем больше ты напишешь в первой колонке, тем больше со временем добавиться во второй. А вот обратно они перейти не могут. Допустим, ты умеешь кататься на велосипеде. Разучиться ты уже никогда не сможешь. Если умеешь быстро читать, то медленней не научишься.

Итак, что же делать, чтобы развивать свои способности?

Первое – верь в себя и свои силы.

Не стоит сильно расстраиваться, если что-то не получается. Со временем будет получаться лучше, главное – не переставать учиться этому. А если это что-то так и не становится легче, то через некоторое время можно будет это не делать. Но нужно не торопиться с решением. Знаешь, сколько знаменитых людей хотели бросить свое занятие из-за неудач? Но потом они перебороли себя и достигли огромных высот.

Второе – занимайся тем, что хорошо получается.

Если у тебя что-то не получается, не нужно сосредотачивать все свои силы именно на этом. Например, если тебе нелегко с учебой, не нужно бросать спортивную секцию или рисование.

И третье – с тем, что не получается, нужно правильно обращаться.

Надо приручить свои способности, как дрессировщик животных. Если ты со своими способностями будешь жить в гармонии, то будет меньше дел, в которых ты не сможешь справиться с задачей.

Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елена ЛЕВАНОВА.

Наука объясняет...

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: "Проехали!"

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: "Ни крутись, не разваливайся на стуле". Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: "Что валяешься, садись делать уроки!"

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: "На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!" Дома мы говорим: "Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!"

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме "науки страсти нежной", отходят на второй план.

Мальчики менее заняты своей внешностью, но их "больная тема" - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

...и советует

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

  • Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
  • Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

    Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

  • Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
  • Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  • Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: "Ты поел? А какие отметки в школе?" Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  • Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

    Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

" Буквы разные писать
тонким перышком в тетрадь
учат в школе, учат в школе, учат в школе...."

Помните эту давнюю детскую песенку? А сам автор, видимо, когда ее писал, вовсе и не предвидел, что на смену обыденным и простецким программам начальной школы, где, казалось бы, и в самом деле только учат писать, читать и считать, придут такие "крутые" и мощные программы, которые не по силу станут не только самим деткам, но и даже их родителям.

Современный мир школы давно перестроился, и трудно становится тем детям, кто расчитывал в школе начать учиться писать, читать и считать. Это уже пройденный дошкольный этап жизни, а в школе УЖЕ это надо уметь. Программы Занкова и "2100", впрочем, как и все остальные программы ныне построены с учетом того, что ребенок УЖЕ до школы овладел азами грамоты и способен сложить буквы в слоги и быстро посчитать в пределах 10. Ну, а дальше все начнет убыстряться: и скорость самого чтения (и куда только их торопят с этим чтением?), и заучивания таблицы умножения в упрощенном порядке. И, если в нашу бытность с нас ее спрашивали столбиками, вызывая к доске, то теперь лишь ответы по порядку на предложенную цифру. Так быстрее запомнить, так быстрее и ответить. Все быстрее!

И куда только наших детей уносит время? С такой быстротой учебы уже в начале третьего класса дети, обучающие по программе "2100", в математике, написанной Бунеевой и Петерсоном, начинают знакомиться с элементами и азами высшей вузовской математики- кругами Эйлера и диаграммой Венна. Моя дочь, лишь поступив в вуз, на первом или втором курсе, изучая высшую математику с этим столкнулась, а сын мой в то время изучал это же в третьем. Довольно смешно получалось, что азы этой самой грамотности дочь моя - студентка Университета - постигала у своего же брата -третьеклассника. Поневоле тут вспомнишь песенку Пугачевой и воскликнешь с удивлением "То ли еще будет?" И куда деваться бедным родителям, что не успевают в ногу со временем, в ногу с этими самыми простыми и теперь уже вовсе не простыми школьными программами для детей начальной школы?

Выходов два - либо самим вместе с ними садиться за школьную парту и стараться вписаться в эти школьные навороты предметов, либо за неимением времени просто нанимать репетиторов, которые быстро и в доступной форме смогут все донести до их собственного ребенка. И большинство родителей прибегают ко второму варианту - нанимают репетиторов, поскольку ТАК выгоднее со всех сторон.

Пока мой сын учился в начальной школе, мне приходилось вместе с ним обучаться по его навороченной и совершенно новой программе "2100", не известной ни ему, ни мне самой. Все было непонятным и потому до всего доходили вместе. Теперь мой сын уже в девятом, а я помогаю тем ученикам, что теперь учатся по этой навороченной программе. Она интересная, но и в самом деле трудная. И я рада, что помогаю родителям и их детям преодолеть все эти трудности.

И все же, куда заставляют спешить наших детей в школе, если в вузах они все равно столкнутся с теми же азами?