Боязнь публичных выступлений: как побороть страх? Как преодолеть страх перед сценой: советы от знаменитостей

Боязнь публичных выступлений: как побороть страх? Как преодолеть страх перед сценой: советы от знаменитостей

Большинство людей испытывают боязнь публичных выступлений. В эти минуты появляется желание просто провалиться сквозь землю. Однако в некоторых случаях избежать такого рода выступления не удается. Да и зачем? Ведь все, что необходимо сделать – это побороть страх перед сценой, и не более того. Остается только один вопрос: как?

Для начала следует понять, что же именно кажется таким пугающим и шокирующим. Некоторые бояться, что им зададут сложный вопрос, на который нет ответа. Другие – беспокоятся о том, что публика их не воспримет. Третьи не могут продолжить монолог, если его кто-то прерывает на середине. В общем – «отмазок» огромное множество. Попробуем рассмотреть основные рекомендации, которые помогут избавиться от страха, и забыть о преградах. покоряться всякому, кто подойдет к подготовке серьезно.

  1. Для начала подготовьте краткий план, по которому будете доносить до слушателей информацию. Ни в коем случае не записывайте весь текст. Это будет только отвлекать и сбивать, заставляя возвращаться то к 1 пункту, чтобы дополнить рассказ, то обратно к 10. Так делать нельзя. Идите по порядку.
  2. Не следует читать с листочка. Говорите, рассказывайте. Ведь когда человек не читает – он доносит информацию гораздо понятнее и речь его выглядит более привлекательной.
  3. Не создавайте монолог. Говорите с публикой. Ведь в противном случае слушатели могут подумать, что они не интересны выступающему. Дайте возможность проявить себя, поучаствовать в дискуссии. Покажите, что их мнение важно, иначе – внимания к рассказу не будет никакого.
  4. Важно, чтобы доклад был кратким и простым. Не стоит затягивать выступление. Знайте, что нужно использовать слова и выражения, которые доступны каждому. Научно доказано, что в толпе у людей снижается интеллектуальные способности. Соответственно, чем больше аудитория – тем проще нужно выбирать слова.
  5. Используйте пуазы, ведь так легче воспринимать любую информацию. Делать нужно так, чтобы слушатели успели осмыслить все сказанное, а выступающий – подготовиться к продолжению рассказа.
  6. Говорите четче и громче. А главное – речь должна быть внятной. Это наиболее важный пункт, если он не соблюдается, то все остальные просто бессмысленны. - основа подготовки к любому выступлению.
  7. Нужно практиковаться, и как можно больше. Выступающему необходимо понимать то, о чем он говорит. Делайте это дома, перед родными и близкими. Отлично подойдет использования зеркала. Ведь появится возможность увидеть себя со стороны.

Как начать бороться

Прежде всего, нужно понять, что чем скорее приступить к решению проблемы, тем быстрее боязнь публики перестанет доставлять физический и психологический дискомфорт. Ученые вероятно очень постарались, решая, как называется боязнь сцены.

В результате появился термин «социофобия». Означает он немотивированный страх выступления перед аудиторией. Конечно, порой корни этой проблемы оказываются очень глубокими.

У кого-то боязнь выступать на публике начинается еще в детском саду, когда настойчивая воспитательница требует рассказать на новогоднем утреннике стих.

При этом поэтическое творение может быть гораздо менее интересно ребенку, чем уши зайца, сидящего на соседнем стуле. Детская неудача фиксируется в мозгу и вырастает в мощный страх перед выступлением, патологическую боязнь сцены во взрослом возрасте. В таком случае может понадобиться помощь хорошего психолога, который сможет откопать истинные причины боязни выступать перед публикой. Не стоит рассчитывать, что один сеанс решит хорошо укоренившуюся за долгие годы проблему. Понадобятся длительные целенаправленные усилия. При этом специалист лишь даст рекомендации о том, как избавиться от страха сцены, как побороть страх перед выступлением.

В любом случае, выходить на сцену, преодолевая страх перед публичным выступлением, придется самостоятельно. За руку никто вести не будет.

Не стоит прибегать к алкоголю. Ведь он способен как побороть страх перед публикой, так и стать спутником на всю дальнейшую жизнь. Многие известные певцы и артисты театра по этой причине закончили свою карьеру и прозябают в нищете в обнимку с «зеленым змием».

Поэтому лучше поискать другие методы, которые позволят как побороть боязнь сцены, так и остаться «в строю». Возможно, утешит тот факт, что боязнь публичных выступлений испытывает 90% людей. Просто с опытом приходит понимание того, как избавиться от боязни сцены, не показывать зрителям своих дрожащих коленей и потеющих ладоней.

Собрания, которые помогут избавиться от страха

Для начала стоит потренироваться выступать в кругу людей, чье признание для вас не имеет большой ценности. Можно, например, вступить в дискуссионный клуб и обсуждать творчество поэтов 18-19 века. В этом случае искоренение страха публичных выступлений, как преодоление стеснительности, произойдет за счет обсуждения проблемы в формате дружеской беседы (люди в подобных клубах по интересам достаточно доброжелательны). Можно записаться в кружок любителей театра. Это поможет как побороть страх перед сценой, так и развить ораторское мастерство и актерские задатки.

Хороший руководитель такого кружка обычно выступает и в роли психолога. Он рассказывает своим подопечным о том, как побороть страх публичных выступлений, как грамотно жестикулировать, расставлять акценты в словах.

Перед выступлением многие лекторы неожиданно вспоминают, что, несмотря на многолетний опыт, их все так же беспокоит боязнь сцены. Бороться с этой напастью они учились достаточно долго. Во-первых, стоит успокоиться, проделать несколько дыхательных упражнений. Конечно, каждый выступающий имеет свои секреты того, как побороть страх перед выступлением. Однако есть и некоторые общие рекомендации, дающие даже новичкам представление о том, как побороть страх сцены.

В любом случае – нужно понимать, что боязнь выступлений не пройдет после первого раза. Лишь регулярная практика поможет избавиться от страхов к неудачам. По мере того, как страх сцены будет отступать, качество выступлений будет улучшаться, ведь связь . И последнее: не думайте о том, что зададут вопрос, на который не знаете ответа. В любом случае – нет людей, которые владеют всей информацией. Будьте естественны, проговаривайте свою речь, и все же – выпейте пару капель успокоительного перед первым выступлением! Удачи!

Инструкция

Самый лучший способ перестать бояться выступления – качественно подготовиться к нему. Однако зачастую, узнав о предстоящем выступлении, большинство сразу же это событие как отрицательное. Впоследствии это приводит к тому, что вместо подготовки человек постоянно откладывает работу на будущее. Поэтому, как только вы услышали о том, что вам необходимо выступить перед – обрадуйтесь, скажите «WOW!», сделайте характерное движение. Таким образом, вы перепрограммируете свое сознание на позитивный настрой и в несколько раз уменьшите вероятность остаться неподготовленным перед выступлением.

Любая связана с дыханием. Например, когда человек напуган, то он дышит прерывисто и быстро. Поэтому, если вы не можете справиться со страхом, то постарайтесь дышать животом, как можно глубже и медленней. Кроме того можно дышать с задержкой в 4 секунды. Вскоре вы почувствуете, что страх отступает.

Один из самых лучших способов избавиться , который позволит вам настроиться на позитивную волну – это напевать какую-нибудь мелодию. Однако не всегда возможно целиком пропеть всю песню, поэтому удобней будет использовать определенную фразу, девиз или утверждение, все то, что вдохновляет вас.

Когда человек боится, его организм выделяет адреналин. С одной стороны, это позволяет ему получить огромный прилив энергии. Но в тоже время, когда адреналина становиться чересчур много, то под его воздействием организм цепенеет, движения замедляются, речь – искажается. Наилучший выход из такой ситуации – выполнить физические упражнения. Если у вас нет такой возможности, то можно просто сжимать кулаки – этого никто не заметит, а от излишка адреналина вы гарантированно избавитесь.

Положение тела имеет огромное влияние на внутреннее состояние человека. Раскройте грудь, отведите плечи назад, устремите взгляд на линию горизонта, а затем постойте в таком положении несколько минут. После этого попробуйте поговорить, вы точно заметите разницу.

Видео по теме

Источники:

  • Познавательный журнал "ШколаЖизни" в 2019

У людей, живущих в бешеном ритме современной жизни, встречаются совершенно невообразимые страхи, которые окружающим кажутся надуманными и неестественными. Одной из таких фобий является боязнь зеркал, которая причиняет людям не меньше страданий, чем более серьезные навязчивые страхи. Однако, как и любую фобию, ее можно успешно преодолеть.

Боязнь зеркал в научном мире может называться либо спектрофобией (боязнь отражения в зеркале или зеркальной поверхности), либо эйзоптрофобией (панический страх непосредственно перед зеркалами). В связи с объектом страха различают причины, вызывающие фобию, и способы избавления от нее.

Как появляется спектрофобия?

От причины появления фобий зависят и способы их преодоления, а потому желательно вспомнить, когда и почему впервые . Сделать это самому часто бывает затруднительно, если это не произошло уже в сознательном возрасте. Когда причину установить не удается, лучше обратиться к специалисту по или психотерапевту, имеющему опыт работы с фобиями.

Зеркало считается неким магическим атрибутом, в различных легендах, сказках и мифах ему отводится негативная и таинственная роль: якобы в нем можно увидеть что-то потустороннее, попасть через него в другое измерение и т.д. Это порождает предрассудки, свойственные большинству людей, например, неудачи из-за разбитого зеркала, связь через них с умершими людьми. Этим успешно пользуются создатели ужастиков, триллеров и страшилок, что пугает особо впечатлительных людей. Отсюда может развиваться боязнь зеркал, которая даже не подразумевает отражение человека в них. Людям просто страшно находиться в комнате с зеркалами, проходить мимо них и т.д.

Другой возможной причиной появления страха смотреться в зеркало может стать неприятие себя или определенных черт своей личности. С этой фобией бороться сложнее, так как необходима огромная личностная работа по осознанию себя, своих положительных и отрицательных качеств, своих поступков, принятию ответственности или вины за какие-то действия и т.д.

Как избавиться от боязни зеркал?

Установление причины страха уже считается половиной дела. Если боязнь появилась после прочтения страшной книги, просмотра фильма ужасов, проведения какого-то обряда или гадания, можно самостоятельно бороться с ней. Днем или в освещенной комнате нужно перебороть себя (можно позвать на помощь друга или родственника), встать перед зеркалом, улыбнуться и говорить приятные вещи: себе, комнате, зеркалу. Можно придумать аффирмации (утверждения-формулы), которые будут настраивать на позитивное отношение к зеркалам даже без их участия, и часто повторять в течение дня: «Я люблю смотреться в зеркало», «Зеркало показывает только мою красоту» и др.

Если страх засел глубже, то самостоятельно справиться не удастся. В этом случае можно обратиться к психологу или психоаналитику, который поможет преодолеть фобию и осознать, насколько она иррациональна.

Если же боязнь появилась из-за того, что человек не может принять в себе что-то и потому не может смотреться в зеркала, важно выяснить те качества, черты, поступки, которые так упорно не принимает разум. Люди могут совершать неприятные, коварные, злые или просто воспринимаемые как неправильные поступки, а после их осознания испытывать чувство вины. Если это чувство не проработать, возможны последствия в виде боязни себя, своего отражения и т.д. Такие проблемы решаются только со специалистами-гипнологами, психотерапевтами или психиатрами.

«Как перестать бояться публичных выступлений?» - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь - ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее - волнение, - естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

1. Прежде всего - психологический аспект. Нельзя "бояться сцены" - это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом - анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

а) забыть что-то важное

б) ошибиться в процессе говорения

в) наших слушателей

Противоядие:

а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана - все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

Поэтому - просто скажите себе: "Я - нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!" Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

2. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми - со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное - больше практики.

Ваша цель - сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

3. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю "прыжок в воду". На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления - например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему - слава и почет.

P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

Успехов! Ваш Л. Смехов.

1. Говорите только то, во что верите!

Если это невозможно, выстройте свою речь так, чтобы "передвигаться" от одного тезиса, в правдивости которого вы уверены, к другому, словно вы лезете вверх по скале, а ваши тезисы - это крюки, за которые вы цепляетесь. Визуализируйте этот образ и вам будет намного проще выстроить свою речь, даже если вы неплохой оратор.

2. Делайте паузы в речи!

Дело в том, что когда мы говорим быстро и без пауз, у нас сбивается дыхание, мы начинаем "захлебываться" и тараторить. Сигнал о сбое дыхания поступает в мозг, который воспринимает сбой, как сигнал тревоги и начинается паника. Даже если вы не потеряетесь во время выступления, львиная доля энергии уйдет на сохранение спокойствия.

3. Говорите, перенося вес тела на правую ногу!

Когда мы переносим вес тела на правую ногу, у нас активизируется так называемый "канал сердца" и наша речь начинает восприниматься собеседниками, как более искренняя и правдивая.

4. Двигайтесь во время выступления!

Конечно, не надо подпрыгивать, носиться по сцене и совершать хаотичные движения. У каждой речи есть ритм и темп. Если вы сумеете почувствовать его и двигаться соответственно темпу и ритму речи, собеседники не смогут оторвать от вас взгляд.

5. Выберите себе собеседников!

Найдите в зале двух-трех симпатичных людей в разных концах зала и рассказывайте свою речь, периодически поглядывая на них. Ошибкой является выбрать одного человека и все свое выступление обращаться только к нему. Во-первых, дырку проглядите, во-вторых, ваше тело и взгляд будут казаться застывшими.

6. Жестикулируйте, а не машите руками!

Чтобы руки выглядели красивыми и осмысленными, потренируйтесь совершать движения, когда произносите знаковые фразы своей речи. Используйте язык жестов, чтобы показать то, что можно легко и понятно показать руками. Например, счет (один, два, три), знак "Ок" (соединенные вместе большой и средние пальцы), знак "стоп" (поднятая вверх ладонь, словно отодвигающая что-то в пространстве) и т.д.

7. Сделайте лицевую гимнастику перед тем, как выйти на сцену!

На лице у нас "живет" так называемая социальная маска - сковывающее напряжение лица, которое можно заметить по сжатым челюстям, перекошенным скулам, напряжением надбровных дуг и складке на переносице. Смысл этой маски - в защите. Растягивая губы в "американской улыбке" мы еще больше усиливаем ее, обнажая зубы как бы говорим собеседнику "не подходи - загрызу!" Механизм образования социальной маски безусловный, контролировать его мы практически не можем, а вот помочь себе, расслабляя лицо хотя бы перед выступлением - нам по плечу. Еще лучше перед выступлением сходить на глубинный психосоматический массаж лица.

8. Не слишком репетируйте свою речь перед выступлением, чтобы не перегореть. Лучше накануне расскажите основные тезисы любимому человеку. В его/ее присутствии вы расслабитесь и это состояние вспомнится вам на выступлении.

9. С профессиональными актерами работают сценические психологи. Телесные психопрактики включены в актерский тренинг. Вы тоже можете освободить тело от неизбежных зажимов, если обратитесь к телесно-ориентированному психотерапевту. Сейчас эти замечательные специалисты есть почти в каждом городе. Не пренебрегайте возможностью получить профессиональную помощь и стать гением сцены!

Будучи интровертом, не люблю выступать, Но умею - в силу профессии часто приходится это делать. Поначалу приходилось всерьез себя преодолевать. Неприятное чувство осталось, особенно когда надо выступать в незнакомых аудиториях. Волнуюсь, всегда перед началом бывает момент, когда хочется куда-нибудь смыться. Для преодоления оного особых рецептов нет. Я просто знаю, что вот оно, сейчас надо перетерпеть, а потом само пройдет. Вообще, знание себя очень помогает: знаешь, как будешь себя чувствовать дальше, как бы наблюдаешь себя со стороны и предсказываешь наперед, и это, как ни странно, успокаивает.

Перед выступлением говорю себе: через это надо пройти, назад дороги все равно нет, только вперед и напролом. Это правило пианиста на концерте: если сбился, не повторяешь, а играешь дальше. Переживаешь ровно то, что сейчас, и то, что дальше, а не то, что было до того. А то музыки не получится.

Готовлюсь, само собой. Например, первую фразу обязательно учу наизусть (а дальше дело пойдет). Стараюсь сделать ее завлекательной и произнести с улыбкой. Если в аудитории кто-нибудь улыбается в ответ, мне становится легче.

Но ни в коем случае не заучиваю наизусть остального. От заучивания как раз много проблем - забываешь какую-нибудь запятую, и сбиваешься. Потом вспоминаешь через десять предложений и начинаешь мямлить: "Да, я как раз забыл сказать..." И сбиваешься окончательно. Лучше уж действительно что-то забыть. Никто не заметит, уверяю. Правило пианиста в действии.

Выбираю разговорный тон, как бы рассказываю в теплой компании.

Ну и много таких рецептов. Опыт уже набран, со временем, конечно, волнуюсь все меньше. Так что, бояться уже почти нечего - дальше будет легче.

Совет Дейла Карнеги: представьте, что аудитория в зале - это люди, каждый из которых должен вам определенную сумму денег. Такое восприятие помогает снизить градус боязни.

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.