Архитектурное отчество шехтель. Шехтель — звезда русской архитектуры. Здание Художественного театра в Камергерском переулке

Архитектурное отчество шехтель. Шехтель — звезда русской архитектуры. Здание Художественного театра в Камергерском переулке
Архитектурное отчество шехтель. Шехтель — звезда русской архитектуры. Здание Художественного театра в Камергерском переулке

Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, родился в Санкт-Петербурге 1859 году, скончался в Москве 1926 году в возрасте 66 лет.

Фёдор Осипович Шехтель (1890-е).

Русский архитектор, живописец, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа 19-20 столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.

Семья Осипа Шехтеля в 1865 году. Будущий зодчий стоит справа от отца.

Семья Шехтелей (слева направо) Мария, Франц-Альберт, Дарья Карловна, Осип (1875).

Федор Шехтель с женой и сыном.

Архитектурный стиль:
Эклектика, романтический модерн, протофункционализм («рациональный» модерн), неоклассицизм.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (дом-музей Горького) (1900).








Работал в городах:
Москва, Саратов, Балаково, Таганрог, Иваново, Нижний Новгород, Великое (село в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области).

Особняк Морозова на Спиридоновке (1883).






Усадьба Локалова в Великом (Ярославская область).

Особняк Е. И. Шаронова, Таганрог.

Важнейшие постройки:
Особняк на Спиридоновке (1893), Торговый дом М. С. Морозова на Мясницкой ул. (1898-1903), особняк С. П. Рябушинского (1903), особняк А. И. Дерожинской (1901-1904), павильоны Русского отдела на выставке в Глазго (1901, не сохр.), Ярославский вокзал в Москве (1902-1904), здание МХТ в Камергерском пер. (реконструкция, 1902), типография Рябушинских «Утро России» (1907), доходный дом Строгановского училища на Мясницкой (1904-1906), собственный дом на Большой Садовой (1910).

Павильон на Триумфальной площади.

Дом Щапова, Москва.

ДЦС-1 Московско-Курский.

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.

В настоящий момент известно о более чем 210-ти архитектурных работах зодчего, большинство из которых были разработаны и осуществлены в Москве и Подмосковье. Около 86-ти возведённых по проектам Ф. О. Шехтеля сооружений сохранились. Большинство из сохранившихся построек находятся под охраной государства в качестве объектов культурного наследия.

Проект памятника 26 бакинским комиссарам (1923).

Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина в Москве (1924)

Назначенной Шехтелю весной 1926 года по ходатайству А. В. Луначарского персональной пенсии в 75 рублей на содержание семьи не хватало (назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало на лекарства, тяжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете). Тяжелобольной и нигде не работающий Фёдор Осипович пытался продать часть имущества, чтобы прокормить нигде не работающих жену и дочь. Вероятно, незадолго до кончины в одном из последних писем Шехтель обратился к издателю И. Д. Сытину с просьбой купить свою уникальную коллекцию живописи и скульптуры:

"Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать - я не знаю - нищенствовать при таких ценностях - это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист."

В мае зодчий переехал вместе с семьёй на арендованную дачу в Петровско-Разумовское (Новое шоссе, 23 На этой даче Фёдор Осипович Шехтель скончался от рака желудка 7 июля 1926 года. Отпевание Шехтеля прошло в церкви Святого Ермолая на Козьем болоте, в которой десятилетием ранее Фёдор Осипович принял православие.

Ф. О. Шехтель был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 15) на территории фамильного захоронения, надгробие которого было сооружено по проекту зодчего в 1895 году.

Надгробие семьи Шехтель.

Могила Шехтеля.

Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля

Ф едор Шехтель - создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий - Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ . Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель - архитектор без диплома

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось - и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова , Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы» , а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре .

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен - как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова , усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых - типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» - было выдержано в готическом стиле , а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки - торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов - особняк московского миллионера Степана Рябушинского . Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня - МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все - от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Давид Аркин, архитектурный критик

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств . В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях - неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн - кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога - Москвы, Архангельска и Ярославля .

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ - центральном органе, который управлял наукой, - преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты - Мавзолея Ленина , Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Родился в Петербурге. Окончил Саратовскую гимназию. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-78) по классу Дмитрия Чичагова. Образование продолжил за границей. Сдал экзамен на право производства работ в Технико-строительном комитете (1894).

Помощник А. Каминского и К. Терского. Вместе с последним им был возведен «Парадиз» на Большой Никитской в Москве (1885) . В 80-х работал с М. Лентовским, арендатором и устроителем спектаклей в парках Москвы.

В 1890 году началась его самостоятельная деятельность, в которой он показал себя как лидер московского модерна . В это время были сооружены его знаменитые «готические» особняки: особняк А. Зименой в Штатном переулке; дом Морозовой на Спиридоновке (1893); дом Морозова во Введенском (1895), дом Морозовых в Леонтьевском переулке (1895); дом Кузнецовых на 1-й Мещанской, ныне проспект Мира (1896).

Начиная с 1896 году зодчий занимался главным образом возведением общественных сооружений, а также построек промышленно-торгового характера, сумев и в них внести поэтику модерна: торговый дом Кузнецова на Мясницкой 8 (1898-99) ; торговый дом и гостиница «Боярский дом» Московского страхового общества (1890-1900); Московский художественный театр (1900); Электротеатр на Арбатской площади, ныне кинотеатр «Художественный» (1900); Скоропечатня товарищества Левенсон А. Трехпрудный переулок, 9 (1900); перестройка здания Большого театра Лианозова в Камергерском переулке (1902); здание Ярославского вокзал а (1902-04) .

В 1896-1923 году преподавал в Строгановском училище.

В 1902 получил звание академика за проект Русского отдела международной выставки в Глазго .

С 1905 – преподаватель Московского комиссариатского технического училища и Константиновского межевого института. В 1903 году – член комитета по устройству музея изящных искусств, попечитель Александровского приюта ведомства Совета детских приютов, приюта принца Ольденбургского, преподаватель комиссии Технического училища.

В конце 10-х выстроил несколько сооружений: староверческая церковь в селе Балакове Самарской губернии (1911) ; церковь Тульской дружины в Петровско-Разумовске (1916) ; церковь Спаса в Иванове-Вознесенске ; Музей и читальня Чехова в Таганроге .

1919-21 годах – заведующий архитектурным отделением ирригации Туркестана. В этот период им был построен Туркестанский павильон на Всероссийской сельскохозяйственной выставке , а также завод и поселок в Болшеве (1923) . В 1924-25 – заведующий архитектурным отделение Днепростроя.

Являлся членом комитета по постройке Музея изящных искусств; комиссии по постройке памятника Александру III в Кремле; комитета по устройству международного конгресса.

Федор Шехтель - один из самых известных российских архитекторов. Среди его творений - особняки Рябушинского, Морозова, Смирнова, здания МХТ и Ярославского вокзала, которые стали символом Серебряного века и образцами стиля модерн.

Федор Шехтель, фото 1890-х годов

Рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева Людмила Сайгина.

Федор (настоящее имя Франц-Альберт) Шехтель немец по происхождению, приехав в Москву из провинциального Саратова, оказывается в доме мецената Павла Третьякова , куда его мать устраивается экономкой. Третьяков, заметив способности юноши, сводит его с семейным архитектором Каминским, с подачи которого Шехтель поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его однокурсниками становятся Исаак Левитан и Николай Чехов - брат Антона Чехова . Из училища Шехтеля вскоре отчисляют за прогулы, но это не мешает блестящей реализации молодого человека.

Шехтель начинал свою карьеру как художник театра. В начале 1880-х он поступил на службу к известному антрепренеру Михаилу Лентовскому в московский сад «Эрмитаж» , который располагался тогда на Божедомке. Зодчий создавал декорации и костюмы для театральных постановок, проектировал летние и стационарные театры.

В дальнейшем, театральность станет определяющий чертой в оформлении интерьеров домов, созданных Шехтелем. Как известно, Шехтель рисовал дом целиком — от ворот до камина и дверных ручек. Во внутренних интерьерах его построек всегда присутствовало смешение стилей, напоминающее смену сценок в театре. Заказчики того времени любили сказочные, поражающие воображение, интерьеры. В очередь к архитектору выстраивались богатейшие купцы России: Морозовы , Кузнецовы , Локаловы и другие.

Шехтель, безусловно, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, но ошибочно привязывать его только лишь к этому направлению. После театра он продолжительное время занимался готикой, а через нее, синхронно с развитием европейской архитектуры, пришел и к модерну.

Еще один миф о Шехтеле связан с трагическим финалом его карьеры и жизни. После 1917 года архитектор остается без всякой работы, но причина этого не во вкусах новой власти, а в том, что всякое строительство в стране после революции прекратилось. Федор Осипович заседал в бесконечных комиссиях, его всюду приглашали и не игнорировали, но заказов просто не было. Архитектор попал в мрачную эпоху безвременья, революции и гражданской войны. Строить Советы начали лишь в 1929 году, с началом пятилеток, но Шехтель умер в 1926…

Несмотря на трагические эпизоды биографии, архитектурное наследство зодчего огромно, только в Москве около 80 построек, среди которых настоящие шедевры.

Особняк в Ермолаевском переулке

Ермолаевский пер., 28, с. 1

Небольшой псевдосредневековый особняк на углу Трехпрудного и Ермолаевского переулка стал вторым собственным домом зодчего. Архитектор переезжает в центр и на собственном примере осваивает новейшие принципы современного зодчества. Все помещения особняка выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу — этот прием будет повторен в построенном на четыре года позже особняке Рябушинского.

Маленький двор окружен оградой с решеткой, над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F и S (Franz и Shektel) — Федором Осиповичем обрусевший немец Франц Альберт стал только в 1914 году, после начала Первой мировой войны, в знак солидарности с русским народом.

«Построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу», - иронично оценивал зодчий свой труд в письме к Антону Чехову. И, действительно, при пристальном взгляде на дом можно увидеть и средневековый английский замок, и русскую избу.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, 6/2 с. 5

Особняк на Малой Никитской Федор Шехтель построил для своего близкого друга фабриканта Степана Рябушинского в 1900-1903 годах. Дом является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. В декоре использована морская тематика: изображения медуз, морских коньков, ракушек. Центральным украшением внутренних интерьеров является мраморная лестница, выполненная в форме волны. Искусствоведы усматривают символизм в каждом из этажей дома: первый - подводное царство, второй - мир воздуха и света, молельня - высшее духовное пространство. Заказчик дома Степан Рябушинский был представителем богатого рода старообрядцев, коллекционером древних икон. В момент постройки здания старообрядчество было запрещено, и молельня проектировалась как тайная комната. Если смотреть с улицы, ни за что не догадаешься, что она там есть. С 1931 по 1936 годы в особняке жил Максим Горький, сегодня здесь находится дом-музей писателя.

Особняк Рябушинского

Особняк Дерожинской

Кропоткинский пер., 13 с. 1

Первый муж заказчицы этого дома Александры Дерожинской, дочери известного суконного фабриканта Ивана Бутикова, приходился братом Степану Рябушинскому, владельцу особняка на Малой Никитской. Роскошный особняк для Дерожинской Шехтель строит в 1901-1903 годах. Дом спрятан вглубь участка, его обрамляет кованая изящная решетка ограды - классический признак модерна. Выступающую часть фасада почти полностью занимает огромное арочное окно. Постройка выглядит элегантно за счет плиточной облицовки светло-зеленого цвета с белыми окантовочными полосами. Шехтель также полностью разработал концепцию интерьеров: по его эскизам была сделана каждая мелочь, включая торшеры и ручки дверей (кстати, входная была в виде черного паука). Особняк был оснащен всеми новейшими на тот момент инженерными технологиями: паровым отоплением, канализацией водопроводом, электричеством, телефонной связью. После революции имущество Дерожинской было национализировано. Здание же занимали различные советские учреждения. С 1959 года здесь находится посольство Австралии.

Особняк Дерожинской

Ярославский вокзал

Комсомольской пл., 5

Ярославский вокзал назывался изначально Троицким и в первое время связывал Москву с Троице - Сергиевой Лаврой (Сергиев Посад). С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. В 1898 - 1899 годах железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Тогда началась очередная его перестройка, к которой был приглашен архитектор Федор Шехтель. Зодчий пристраивает к старому зданию вокзала новый фасад с залом ожидания, применяя современные строительные материалы. Ярославская железная дорога связывала Москву с северными губерниями, поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль, преломленный архитектором в индивидуальной манере.

Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, - здание выглядит как сказочный замок.

Ярославский вокзал в начале XX века

Особняк Морозовой

Спиридоновка, 17

Федор Шехтель был знаком практически со всеми представителями рода Морозовых, но настоящая дружба связывала его с известным меценатом Саввой Тимофеевичем Морозовым. По заказу купца Шехтель строит особняк на Спиридоновке, ставший одним из лучших его произведений. Савва Морозов был выпускником Кембриджа, обожал все английское и готическое. И для себя и своей жены Зинаиды вознамерился построить в Москве роскошную усадьбу с намеком на Англию. Шехтель, тогда еще не бывший в звании архитектора, выполнил задачу безупречно: соединил в одном здании элементы укрепленного замка и роскошного особняка. В строительстве «замка» он использовал архитектурные новации. Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк на Спиридоновке

Ольга Ваганова/АиФ

Фарфоровый дом

Мясницкая ул., 8/2

В 1898 году фарфоровый магнат Матвей Кузнецов заказывает Шехтелю строительство нового здания для торгового дома «Товарищества Кузнецова» на Мясницкой. В тот год «Товарищество» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе и нуждалось в достойном представительстве. В этом магазине выставлялись фарфоровые изделия, которые выпускались на всех многочисленных кузнецовских фабриках. Посуду на любой вкус здесь могли купить и крестьяне, и мещане, и купцы, и аристократы. Шехтель проектирует в здании огромные витрины, чтобы товар можно было рассмотреть издалека. Фасад дома украшен масками покровителя торговли крылатого бога Меркурия. Первый этаж занимал магазин, а на втором были конторские помещения. После революции сюда въехал синдикат силикатной промышленности, а после войны войны здание опять отдают магазину посуды, и сегодня на первом этаже, как и при Кузнецове, торгуют фарфором и фаянсом.

Дом фарфора

Здание МХТ

Камергерский пер. , 3

В 1902 году по просьбе купца Саввы Морозова архитектор Федор Шехтель реконструирует здание Московского Художественного театра в модном тогда стиле модерн. Делает он это совершенно безвозмездно. Шехтель продумал освещение зала, сцены, цвет стен, ковры, поглощавшие звуки, гримерки отделывались с учетом пожеланий актеров. Летящая над волнами чайка — образ, созданный Шехтелем на театральном занавесе, — до сих пор остается символом МХТ. Знаменитую крутящуюся сцену зодчий конструировал вместе с Морозовым, который не гнушался никакой работы и принимал участие непосредственно в ее установке. Обновленный театр открылся в 1902 году премьерой Чеховской пьесы «Мещане».

Федор Шехтель – один из самых заметных архитекторов России рубежа XIX и XX веков, создатель русского модерна, автор десятков прекрасных зданий в Москве, так много сделавший для того, чтобы город приобрел свое неповторимое лицо. Он был, без сомнения, настоящим Мастером, получившим признание, но в конце жизни столкнулся с болезнями, нищетой, невозможностью помочь своим близким. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист», – писал он. Сегодня наш рассказ о судьбе и искусстве Федора Шехтеля.

Саратов — Москва

На самом деле имя Федора Шехтеля — Франц-Альберт. Его отец инженер Иосиф Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, в начале XIX века прибывших в Саратовскую область. Детские годы будущий архитектор провел с семьей в Саратове, где его отец и дядя вели торговый бизнес и занимались другими проектами, вплоть до театральных. Однако в какой-то момент семью начали преследовать неудачи: сначала умер Иосиф Шехтель, потом его старший брат, взявший было на себя заботы о семье, дела были расстроены, средств к существованию практически не было.

Мать будущего архитектора устраивала жизнь семьи, как могла. Сама она вынуждена была переехать в Москву, но Франц остался в Саратове, где учился в гимназии. Только в возрасте 16 лет, в 1875 году, он тоже приехал в Москву и начал работать в мастерской архитектора Каминского. Одновременно он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Так начался путь будущего великого мастера.

Начало

Судьба, казалось, продолжала испытывать Шехтеля на прочность. Закончить образование он не смог, был отчислен «за плохую посещаемость». В то время серьезно болела его мать, и, видимо, с этим были связаны неуспехи в учебе.

Образование осталось незаконченным, однако работал Федор Осипович много: иллюстрировал книги, делал театральные декорации, создавал эскизы костюмов, работал над архитектурными проектами. Только вот возводить здания по ним в черте Москвы пока было невозможно: у архитектора ведь не было диплома. Хотя заказчики к Шехтелю обращались самые именитые: семья Морозовых, князь Голицын и другие.

Он сотрудничал с ведущими архитекторами своего времени — Каминским, Терским, Чичаговым, и вместе с ними создал ряд выдающихся проектов. В частности, Шехтелю принадлежит авторство фасада нынешнего театра имени Маяковского (ранее — театр Георга Парадиза), а также он принимал участие в подготовке проекта Московской городской думы. Многие его постройки 1890-х годов выполнялись в русском стиле, тогда это было модно, но главным материалом служило дерево, поэтому до наших дней они не дошли.

Морозов

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.

Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.

Модерн

Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.

Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.

Популярность

В 1900-е годы Шехтель становится не просто известным, а по-настоящему популярным. Проектов у него все больше, заказы все интереснее. Он принимает участие во Всемирной выставке в Париже, где получает серебряную медаль. Строит в Москве здание Ярославского вокзала, выдержанное в неорусском стиле. По его проекту возводится одно из лучших его творений — особняк Рябушинского на Малой Никитской. Мраморная лестница особняка в форме волны по сей день является вершиной архитектуры модерн. Прекрасное решение нашел Шехтель и тогда, когда к нему обратился предприниматель Петр Смирнов: он попросил создать из нескольких зданий на Тверском бульваре единый комплекс. Федор Осипович предложил проект необычный: в доме были и парадные залы, и зимний сад, и даже небольшой зверинец. И этот дерзкий план был воплощен в жизнь.

Постепенно стиль Шехтеля становился проще и рационалистичнее. Например, его авторству принадлежит проект здания, в котором находится кинотеатр «Художественный». Стиль этот получил название «рациональный модерн», и строгость в нем сочетается с функциональностью.

В 1915 году Шехтель принял крещение (именно тогда он получил имя Федор), и тот год был ознаменован началом строительства храма Николая Чудотворца в «Соломенной Сторожке» в Петровско-Разумовском (1915-1916). Построенный в неорусском стиле, как и многие другие здания Шехтеля, храм стала памятником Первой мировой войны.

После революции многие архитекторы не могли найти место в изменившихся условиях. А вот о Федоре Шехтеле так сказать нельзя. В советские годы он продолжал преподавать, стал профессором во ВХУТЕМАСе, работал в Научно-техническом отделе Высшего Совета народного хозяйства. Последний его реализованный проект — павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (существовала до ВДНХ). Также Шехтель вернулся к работе в театре, реализовал несколько проектов для МХАТа, участвовал в реконструкции здания театра, работал для Малого театра. Однако здоровье Федора Осиповича ухудшалось, работать становилось все сложнее. В 1926 году архитектор умер.

«К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной)». Федор Шехтель.

Некоторые известные работы Шехтеля в Москве

Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке

Напоминающий рыцарский замок снаружи, особняк прекрасен и внутри. Сегодня здесь находится Дом приемов МИД, но в некоторые дни года он открыт для посещений.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской


Оригинальный, необычный, изысканный… Особняк, с его необычной лестницей и выдающимися интерьерами заслуживает того, чтобы увидеть собственными глазами. Сегодня здесь находится музей-квартира Горького.

Здание Художественного театра в Камергерском переулке


На месте, где сегодня находится здание МХТ, до конца XIX века стоял дворец Одоевских, где находился театр Корша. Когда было принято решение строить на месте дворца здание театра (а вернее, не строить с нуля, а провести масштабную реконструкцию), обратились к Шехтелю. Он работал над этим проектом бесплатно: «Заказ театра, украшающего Москву, я почитаю за честь выполнить безвозмездно».

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке


Получив хороший гонорар после строительства особняка Морозова, Шехтель возвел на эти деньги дом для себя и своей семьи. Сочетающий элементы готики и зарождающегося стиля модерн, этот особняк отличается гармоничностью и строгостью. Сегодня в нем находится посольство Уругвая.

Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке


Особняк был построен в начале XX века, и сегодня это один из самых ярких примеров архитектуры русского модерна. Специально для росписи стен создавал эскизы Борисов-Мусатов, но хозяйка отказалась от масштабных фресок, которые так и остались в эскизах. Сто лет спустя с помощью современных технологий фески «Времена года» были перенесены на стены особняка, как и задумывалось изначально.

Кстати, этот дом считается одним из возможных адресов проживания булгаковской Маргариты. Сегодня на территории особняка находится дипломатическая миссия Австралии.