Архиепископ Мелхиседек (Лебедев) — почитатель Царственных страстотерпцев. Отпевание Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

Архиепископ Мелхиседек (Лебедев) — почитатель Царственных страстотерпцев. Отпевание Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

(Василий Михайлович). Бывший архиепископ Брянский и Севский (1994-2002); родился 26 января 1927 г. в с. Ново-Черкасово Шатурского района Московской области; после окончания средней школы работал на заводе слесарем; окончил Московскую духовную семинарию в 1950 г., Московскую духовную академию (экстерном), кандидат богословия; в 1950 г. был рукоположен во священника, служил настоятелем ряда сельских церквей Московской епархии, с 1961 г. - благочинным церквей Орехово-Зуевского округа; в 1962 г. был пострижен в монашество в 1962 г., зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры; в 1965 г. был определен епископом Вологодским и Великоустюжским, посвящен в сан архимандрита; хиротонисан 17 июня 1965 г.; 1967-1970 - епископ Венский и Австрийский; с 1970 г. епископ, с 9 сентября 1976 г. - архиепископ Пензенский и Саранский; 1978-1984 - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший Экзарх Средней Европы; с 1984 г. - архиепископ Екатеринбургский (Екатеринбургский) и Курганский, 1993-1994 - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский; являлся также управляющим Челябинской епархией (1984-1989); в марте 2002 г., согласно уставу церкви, по достижении 75 летнего возраста ушел на покой с поста архиепископа Брянского и Севского.

  • - царь справедливый"), царь см. Салима, к-рый вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками; священник Бога Всевышнего...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - встречает Авраама хлебом и вином. Деталь мозаики церкви Сан Витале в Равенне. царь и священник Салима, называемый в Ветхом Завете "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедия Кольера

  • - автор рукописи "Человек " . {Венгеров} поэт 1830 гг., автор "Лиры". {Венгеров} автор "История I часть. Введение: идея, содержание и форма истории" . {Венгеров} автор "Бесед о военной администрации" ...
  • - епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии. Родился в семье диакона села Золотихина Новоторжского уезда Тверской губернии. В 1811 году окончил курс Тверской духовной семинарии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии. В его исторических трудах: "Chronica Romanului si a episcopiei de Romanuů" и "Chronica Husilor si a episopei cu aseminea numire"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - библейская личность, о которой говорится в книге Бытия. Он называется царем Салимским и вместе с тем "священником Бога Всевышнего"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ хушский, потом романский; образование получил в киевской духовной академии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Ле́бедев Александр Алексеевич, советский физик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. После окончания Петроградского университета работал там же. Один из основателей Оптического института...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Владимир Васильевич, график. Один из основателей петербургских "Окон РОСТА"...

    Современная энциклопедия

  • - Евгений Алексеевич, актер. На сцене с 1940. С 1956 в Ленинградском Большом драматическом театре...

    Современная энциклопедия

  • - Петр Николаевич, глава первой российской школы физиков. Впервые получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Алексеевич, ученый в области электротехнической и вычислительной техники. Основные труды по устойчивости энергосистем, разработке средств вычислительной техники...

    Современная энциклопедия

  • - Сергей Васильевич, химик. С 1908 исследовал полимеризацию непредельных углеводородов. В 1926 - 28 руководил разработкой в СССР первого в мире промышленного способа получения синтетического каучука...

    Современная энциклопедия

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  царь Салима, священник Бога Вышнего, благословивший Авраама...

    Словарь церковнославянского языка

"Мелхиседек Лебедев" в книгах

Схиигумен Мелхиседек

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Схиигумен Мелхиседек Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК

Из книги Тайные хозяева времени автора Бержье Жак

2. ПУТЕШЕСТВЕННИК МЕЛХИСЕДЕК Впервые Мелхиседек упоминается в Библии в Книге Бытие. Там написано: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, владыки неба и земли. И

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир

Из книги Мелхиседек. Книга I. Мир автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том I. Мир Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь; Русудан Григорьевне Гогия из Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю; Аркадию Иосифовичу Слуцкому

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия

автора Нюхтилин Виктор

Виктор НЮХТИЛИН МЕЛХИСЕДЕК Том 3. Бог Библия Однако, обращение к Библии, кстати говоря, столь же естественно, сколь и проблематично для целей поиска знания о Вере. Такое сочетание целей, которое предполагает получение Веры через знание, вероятно можно определять как

Мелхиседек

Из книги Мелхиседек Том 3. Бог автора Нюхтилин Виктор

Мелхиседек На этом можно было бы и закончить эту книгу, тем более что конец любой книги - всегда процесс искусственный, а не закономерный. Но осталось два вопроса, на которые надо ответить. Первый - несущественный, но он слегка раздражает. И в самом деле - почему книга

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский Среди праведников Ветхого Завета, о которых в Писании даются исторические повествования, Мелхиседек – лицо наиболее загадочное. В книге Бытия ему посвящены всего три стиха (см.: Быт. 14,18-20). После того как Авраам освободил своего племянника Лота

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

7:1–19 11. Эта загадочная личность - Мелхиседек Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, - тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2 Которому и десятину отделил Авраам от всего, - во–первых по знаменованию

Мелхиседек

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Мелхиседек Мелхиседек (правильнее Малкицедек) - один из загадочных образов Библии. На её страницах он упомянут всего дважды, но каждое из этих упоминаний исполнено глубокой значимости. Первый раз мы встречаемся с Мелхиседеком в 14-й главе Книги Бытия. В ней

Аврам и Мелхиседек

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Аврам и Мелхиседек 18 И Мелхиседек, царь Салима, встречая Аврама, принес хлеб и вино и как священник Бога Всевышнего 19 призвал свыше на Аврама такое благословение:«Бог Всевышний, Создатель неба и земли,да благословит тебя, Аврам!20 Да будет прославлен Бог Всевышний,в твои

Мелхиседек благословляет Аврама

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Мелхиседек благословляет Аврама 18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - "И Мелхиседек, царь Салимский..." Из числа других лиц, выходивших на встречу Аврама, священный историк останавливает наше внимание на выдающейся и

Архимандрит Мелхиседек (Короткий)

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Архимандрит Мелхиседек (Короткий) (†15/28 апреля 1841) Замечательный старец сей пребывал на покое в Оптинской обители 17 лет и скончался 15 апреля 1841 года на 80-м году от рождения. Сначала поступил он в Николаевский Пешношский монастырь в 1782 году, где и пострижен был в

Мелхиседек, царь Салимский

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Мелхиседек, царь Салимский И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,2 Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя

Мелхиседек

Из книги Библиотека Наг-Хаммади автора Автор неизвестен

Мелхиседек Иисус Христос, сын Бога [...] из...{...(2 строки не читаются)}...эоны, что мог рассказать всем эонам, и, в (случае) каждого эона, что я мог рассказать характер эона, что это есть, и что я мог бы облачиться в дружбу и совершенство как в одежду, О брат, [...] и...{...(7 строк не

Мелхиседек

автора Азимов Айзек

Мелхиседек 105-й псалом заканчивается славословием, а 106-й начинает пятое и последнее собрание, включенное в Псалтирь. Псалом 109 - еще один, в котором восхваляется царь, возможно, по случаю его коронации, - предрекает ему величие и силу. Более того, называет его обетованным

Мелхиседек

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Мелхиседек Поэтому большая часть Послания к евреям является красноречивой попыткой со стороны автора продемонстрировать, полностью через ссылки на Ветхий Завет, что учение Иисуса превосходит учение Моисея и что древнееврейское учение может только подвести к вершине,

Архиепископ Мелхиседек (в миру ― Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г. в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г. поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г. закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г. архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля — во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 г. переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1962 г. поступил в Московскую духовную академию. В 1963 г. вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. В том же году митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино.

17 июня 1965 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим.

7 октября 1967 г. назначен епископом Венским и Австрийским, 25 июня 1970 г. ― епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

С 25 сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии, — Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г. удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

Патриархия.ru

8 июня отошел ко Господу один из старейших архиереев Русской Православной Церкви архиепископ Мелхиседек (Лебедев).

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г. в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области в семье крестьянина. Осенью 1946 г. он поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1950 г. закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г. архиепископом Можайским Макарием (Даевым) он был рукоположен во диакона, 21 июля — во священника и назначен в Преображенский храм села Бесово Московской области. В декабре того же года он был переведен в Пятницкий храм села Туголес. В феврале 1955 г. отец Василий был назначен настоятелем Воскресенской церкви села Молоди. В январе 1961 г. он был переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородицерождественского храма города Орехово-Зуево.

В 1962 г. отец Василий поступил в Московскую духовную академию. Здесь он защитил кандидатскую работу на тему «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор».

В 1963 г. отец Василий вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В том же году митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) он был пострижен в монашество с именем Мелхиседек и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в село Переделкино.

17 июня 1965 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры отец Мелхиседек был рукоположен во епископа Вологодского. Хиротонию совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий (Коноплев), епископы Дмитровский Филарет (Вахромеев) и Волоколамский Питирим (Нечаев).

7 октября 1967 г. Владыка Мелхиседек был назначен епископом Венским и Австрийским. 25 июня 1970 г. назначен епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г. Владыка был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы. С 27 апреля 1979 г. по 11 октября 1981 г. он временно управлял Дюссельдорфской епархией.

26 декабря 1984 г. Владыка был назначен архиепископом Свердловским и Курганским. Тогда же он стал временно управляющим Челябинской епархией, оставаясь им до апреля 1989 г.

С сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии, — Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Он помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. Владыка Мелхиседек был переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

В 2002 г. Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

10 июня в Троицком соборе города Подольска митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и возглавил чин отпевания новопреставленного архипастыря. Его Высокопреосвященству в этот день сослужили митрополиты Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, Брянский и Севский Александр, Вологодский и Кирилловский Игнатий, архиепископ Сурожский Елисей, духовенство Московской, Екатеринбургской, Пензенской и Брянской епархий.

За Божественной литургией была совершена заупокойная ектения по почившему архи-епископу Мелхиседеку.

После сугубой ектении Владыка Ювеналий вознес молитву о мире на Украине.

Перед началом отпевания Его Высокопреосвященство зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю кончины архипастыря:

«Участникам погребения Преосвященного архиепископа Мелхиседека (Лебедева)

Дорогие братья и сестры!

Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви — бывшего Правящего архипастыря Брянской епархии архиепископа Мелхиседека.

Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в Подмосковье в простой крестьянской семье, будущий Владыка прошел нелегкий путь от воспитанника Московской духовной семинарии до архиепископа.

За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания.

В далеком 1950 г. он принял священный сан, и на протяжении пятнадцати лет совершал пастырское служение на приходах Московской области. В 1965 г. Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая различные кафедры и стараясь быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), Владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему сникал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности.

Мне памятно участие почившего архипастыря в моей епископской хиротонии.

Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного архиепископа Мелхиседека, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных.

Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня».

По окончании отпевания Высокопреосвященнейшие Владыки и сонм духовенства совершили погребение новопреставленного архиепископа Мелхиседека у алтаря Воскресенского храма села Молоди Чеховского района, где с 1955 по 1961 гг. он нес послушание настоятеля. В трапезной части церкви была совершена поминальная трапеза.

АРХИЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (Лебедев)

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев) родился 27 января 1927 года в сельской местности близ г. Рязани. Выступая на встрече выпускников Московской духовной академии 2 декабря 1998 года, владыка Мелхиседек вспоминал: "Бедность в нашей семье была ужасная, но помогала вера в Бога. Я с раннего детства посещал храм, который находился близко, читал и пел на клиросе, имел хорошего духовного отца и наставника. После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Там тоже ходил в церковь, надо мной смеялись и издевались, но я продолжал ходить. Из Каширы по рекомендации благочинного в 1946 году поступил в Московскую духовную семинарию".

Автор этих строк, обучаясь в семинарии, хорошо помнит жизнерадостного юношу Василия Лебедева, с которым дружил. В 1950 году по окончании семинарии Василий Лебедев принимает священный сан и уезжает в Рязанскую епархию. Дети о. Василия пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением имени Пантелеимон и служил в Московской епархии (+1994 г.), средний сын Константин стал священником, дочь вышла замуж за Александра Ганабу, теперь благочинного Подольского округа Московской епархии.

Отец Василий, потеряв жену, принял монашество с наречением имени Мелхиседек. 17 июня 1965 г. наш выпуск МДА собрался отметить 10-летний юбилей, и вдруг слышим: в Успенском соборе хиротония. Там о. Мелхиседек, возведенный в сан архимандрита собором иерархов во главе с митрополитом Ленинградским Никодимом, хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. В хиротонии участвовал и архиепископ Алексий (Коноплев), который прибыл на наш юбилей.

Прибыв на Вологодскую кафедру, епископ Мелхиседек энергично взялся за ведение епархиальных дел, часто служил в кафедральном соборе, настоятелем которого был протоиерей Петр Терентьевич Устьянчук. Служил епископ Мелхиседек вдохновенно, голос имел красивый и сильный. Всегда говорил содержательные проповеди.

На Пасху 1966 г. владыка Мелхиседек ездил в Иерусалим в составе делегации Московской Патриархии, по возвращении он организовал особенно торжественное служение. Храм наполнился множеством приехавших с владыкой молодых людей. Это было редкостью: вологодская молодежь посещала храм редко в силу известных причин.

По отношению к клиру архиепископ Мелхиседек был добр, любил делать подарки. За два года он объездил все приходы Вологод-ской епархии. Особенно обращал он внимание на посещение бедных приходов, таких, как Покровская церковь в Усть-Печеньге, Успенская в с. Чернецком и им подобных. Очень любил ездить в г. Великий Устюг и Череповец. Часто собирал у себя дома духовенство. Своим авторитетом еп. Мелхиседек значительно укрепил положение кафедрального собора, о котором постоянно ходили слухи, что его если не закроют, то переведут в другой храм города, например, в Андреевскую церковь. А это было бы равносильно закрытию. В то время уничтожалось Богородицкое кладбище, вскрывались могилы. Хотели сделать на месте кладбища парк ветеранов. Но ветераны написали Н.С. Хрущеву: "Мы сами скоро умрем и не хотим, чтобы с нашими телами поступили, как с костями наших предков", идею оставили. Тогда было много влиятельных людей в Вологде, желавших закрытия кафедрального собора, но деятельный епископ Мелхиседек помешал осуществлению таких планов.

Со слезами скорби многочисленные верующие и весь клир кафедрального собора провожали 4 ноября 1967 г. владыку Мелхиседека, назначенного епископом Венским и Австрийским. Правящим архиереем этой епархии еп. Мелхиседек пробыл до 25 октября 1970 года, а затем был назначен епископом Пензенским и Саранским. Во время пребывания на этой кафедре еп. Мелхиседек в 1975 г. был возведен в сан архиепископа. С 10.10.1978 г. по 17.12.1984 г. он - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх Средней Европы. Когда владыка был на этой кафедре, с ним произошел удивительный случай. В одной из поездок на родину он вез в своем багаже довольно много церковных книг, изданных за рубежом и посвященных коммунистическим гонениям на РПЦ после революции 1917 года. В то время это могло быть квалифицировано властями как ввоз антисоветской литературы с последствиями по соответствующей статье УК. В аэропорту Шереметьево таможенники начали (впервые за несколько лет регулярных поездок Владыки за рубеж) производить подробный досмотр багажа. Запрещенные к провозу в СССР книги Владыка поместил в чемодан с церковным облачением, в сложенный саккос. Если бы книги обнаружили, то в лучшем случае это закончилось бы отправкой на покой. Владыка начал молиться, особенно усердно обращаясь к царю-мученику Николаю II. Таможенники не спеша просматривали чемоданы, вынимая каждую вещь. Извлекли и саккос со спрятанными там тяжелыми книгами. Простучали днища всех чемоданов и так же неспешно начали все укладывать обратно. Владыка не переставал молиться. На облачение с книгами таможенники обратили внимание не больше, чем на любой другой предмет из багажа архиерея.

С 17.12.1984 по 26.02.1994 г. владыка Мелхиседек - архиепископ Свердловский и Курганский. С 26.02.1994 г. он назначен архиепископом Брянским и Севским, на каковой кафедре пребывает и сейчас. Где бы ни служил владыка Мелхиседек, он всегда вспоминал с любовью свое краткое служение в Вологде, которое, по его словам, было поистине счастливым... В 1988 году, когда вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси и во всех епархиях проходили торжества, гостем Вологодской епархии был архиепископ Мелхиседек. Радостные встречи и общение с духовенством и верующими, участие Владыки в чине канонизации блаженного Николая, совместные богослужения с архиепископом Михаилом - все оставило в душе каждого верующего неизгладимый след.

В памяти моей запечатлелся образ владыки Мелхиседека как образцового служителя, прекрасного проповедника, доброго архипастыря.

Митрофорный протоиерей

Василий ЧУГУНОВ

ЕПИСКОП ДАМАСКИН

(БОДРЫЙ)

Епископ Дамаскин (Алексей Иванович Бодрый) родился 20 апреля 1937 года в дер. Белины Невельского района Великолукской (ныне Псковской) области в простой крестьянской многодетной семье. Как себя помнил Владыка, в их дом всегда вхожи были божии люди. Родители с детства приобщали детей к Церкви. Юному Алексею, вместе с братьями и сестрой, выпала горькая участь - пережить тяжелое военное время в самом опасном месте - фактически на передней линии фронта. Несколько раз его мать Наталью немцы пугали расстрелом, но Господь хранил своих рабов, и семеро детей из восьми остались живы (старший сын погиб на фронте). Когда Алексей подрос, местный батюшка взял его пономарить, а потом отправил в Ленинградскую семинарию.

В семинарии и академии в 60-е годы - время хрущевских гонений - училось совсем мало студентов, и власти собирались закрыть семинарию. Будущий Владыка вынужден был год пустынножительствовать в горах Кавказа, где и познакомился с Глинскими старцами. Потом, уже по возвращении в семинарию, его приметил владыка Никодим, и под руководством этого мудрого архипастыря Алексей восходил от силы в силу и в 1972 г. был посвящен во епископа Тамбовского и Мичуринского. За два года служения на Тамбовской земле Владыка привел епархиальные дела в порядок и Святейшим Патриархом Пименом был назначен в Вологду, где из 17 храмов пять были без священников. В труднейшее для Церкви время - диктата уполномоченных и КГБ - Владыка умел добиться пользы для Церкви благодаря своей непоколебимой вере в помощь Божию и простому русскому характеру.

Теперь, наверное, уже можно рассказать, как Владыка обратил к вере православной областного уполномоченного и некоторых других высокопоставленных в то время лиц. И теперь они и их дети, крестники Владыки, приходят в храм и молятся.

Все люди, которые помнят Владыку или кому приходилось с ним общаться, до сих пор вспоминают его как доброго, доступного и милостивого архипастыря. С ним было везде легко и интересно, будь то на службе или за праздничной трапезой. Выезжая на приходы, служил иерейским чином, совершал даже приходские требы.

За пять лет его служения на Вологодской кафедре была восстановлена служба во всех храмах епархии и много сделано для процветания епархии. В то время возможности Церкви были существенно ограничены, но именно в такое время были нужны такие архиереи, как владыка Дамаскин.

Впоследствии Владыка занимал Полтав-скую и Мукачевскую кафедры, где ничуть не изменился в своей доброте и ревностном служении Господу и Его Святой Церкви. Подвижнические труды, постоянные тревоги и переживания подорвали и без того некрепкое здоровье Владыки, и на 53-м году жизни перед иконой Божией Матери епископ Дамаскин предал свою душу в руки Божии.

Протоиерей Георгий ИВАНОВ

ИЗ НЕКРОЛОГА

1 июля 1989 года скоропостижно скончался епископ Мукачевский и Ужгородский Дамаскин... По окончании средней школы работал на предприятиях Ленинграда. В 1966 году закончил Ленинградскую Духовную Семинарию, в 1970 - академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему: "Учение Иоанна Богослова о Логосе в связи с учением Филона Александрийского о том же предмете". 13 декабря 1968 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Дамаскин - в честь преподобного Иоанна Дамаскина, 17 декабря того же года рукоположен во иеродиакона, а 29 марта 1970 года - во иеромонаха. Служил на приходах Ленинградской епархии. В 1972 году возведен в сан игумена, затем - архимандрита. 18 октября 1972 года архимандрит Дамаскин в Богоявленском патриаршем соборе хиротонисан во епископа Тамбовского и Мичуринского. С 1974 по 1979 год управлял Вологодской епархией, затем Полтавской, а с 1985 года - Мукачевской.

За усердное служение Церкви Христовой в 1987 году епископ Дамаскин был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени...

Вечером 2 июля заупокойное Всенощное бдение совершил митрополит Львовский и Дрогобычский Никодим в сослужениии многочисленных клириков.

3 июля Божественную литургию и чин монашеского отпевания (по завещанию почившего архипастыря) совершили митрополит Никодим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий и епископ Черновицкий и Буковинский Антоний.

Епископ Дамаскин погребен на территории Мукачевского Свято-Николаевского женского монастыря. Да упокоит Господь душу усопшего раба Своего в Небесных обителях Своих!

("Журнал Московской Патриархии", № 11, 1989 г.)

№ 6-8(62-64) 2000

Архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев; род. 26 января 1927 года, Ново-Черкасово, Шатурский район, Московская область) – управляющий епархией в 1970-1978 гг.

Родился в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, посещали приходской храм, брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Учился в школе. Читал и пел на клиросе, до закрытия храма в селе в 1937 году.
После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области.

Узнав об открытии в Москве богословских курсов, Василий захотел приобрести духовное образование и осенью1946 года поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1950 году закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 года архиепископом Можайским Макарием он был рукоположен во диакона, а 21 июля – во священника в Преображенской церкви села Бесово Московской области.

В декабре того же года переведен священником в Пятницкую церковь села Туголес. Здесь трудами и заботами отца Василия были проведены большие ремонтные и реставрационные работы, расписаны боковые приделы и алтарь.
В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви села Молоди (закрыта в 1961 году).

В январе 1961 года переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви города Орехово-Зуево.

У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением Пантелеимон и служил в Московской епархии, средний сын Константин стал священником, третий сын Павел служил диаконом, а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу, ныне – секретаря Московского епархиального управления. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена.

В 1962 году отец Василий поступил в Московскую духовную академию. В 1963 году вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека, был направлен в Троицкое патриаршее подворье в селе Переделкино. Монашеское имя он получил от митрополита Никодима (Ротова), относившегося к иеромонаху очень тепло.

После 3 курса патриарх Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы «Второй Ватиканский собор. Историко-критический обзор» и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия.

15 июня 1965 года он был возведен в сан архимандрита, а 17 июня 1965 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры состоялась его архиерейская хиротония. Хиротонию совершали митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Тульский и Белевский Алексий (Коноплев), и епископы Дмитровский Филарет (Денисенко) и Волоколамский Питирим (Нечаев).

7 октября 1967 года был назначен епископом Венским и Австрийским. 24 июня 1968 года назначен членом делегации от Русской Православной Церкви на IV Ассамблею Всемирного совета церквей, а 8-11 мая1969 года участвовал в торжествах 1100-летия со дня блаженной кончины святого Кирилла, проходивших в Болгарии.

После ухода на покой архиепископа Казанского Михаила (Воскресенского) был назначен временным управляющий епархией. Успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Его патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру, однако активная позиция нового епископа вызвала протест уполномоченного Совета по делам религий.

3 марта 1976 года постановлением Священного Синода был назначен в состав синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

С 22 июля по 13 августа 1978 года был наблюдателем на Ламбетской Конференции, куда направлен постановлением Священного Синода.

10 октября 1978 года был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом Средней Европы. С 18 по 25 октября 1979 года возглавлял делегацию Русской Церкви на VIII Конференции Генеральной ассамблеи КЕЦ на острове Крит. С 27 апреля 1979 года по 11 октября 1981 года временно управлял Дюссельдорфской епархией. 6-9 февраля 1983 года присутствовал в Вене на конференции «Как устранить угрозу войны в Европе». 17-19 июня 1984 года в городе Киле, ФРГ, участвовал в научном конгрессе, проведенном Евангелической церковью в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церковью Северной Эльбы.

26 декабря 1984 года назначен архиепископом Свердловским и Курганским (после преобразования епархий – архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским). Тогда же он стал временно управляющим Челябинской епархией, оставаясь им до 10-11 апреля 1989 года.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1929 году, и святыня была передана верующим.

3 июля 1988 года по приглашению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила (Мудьюгина) участвовал в празднестве 1000-летия Крещения Руси в Вологде.

Владыка Мелхиседек помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви. Большое внимание владыка уделял укреплению мира между разобщенными людьми и народами. Ежегодно он переводил в фонд мира 1000 рублей, перечислял средства в Детский фонд им. В.И. Ленина, в фонд охраны памятников. При нем также стали создаваться воскресные школы, издавались «Екатеринбургские епархиальные ведомости», «Православный вестник». Многим запоминались его проповеди.

Владыка основал воскресную школу при Иоанно-Предтеченском соборе, где сам вел уроки. Во время его управления епархии были возвращены Храм Всех Святых, Вознесенская церковь и другая недвижимость, был заложен Храм-на-Крови.
26 февраля 1994 года по решению Священного Синода назначен на служение во вновь образованную Брянскую и Севскую епархию.

12-13 марта 2002 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.
С этого времени постоянно проживал в подмосковном городе Климовске.