Академическая мобильность студентов возможности и перспективы. Программы академической мобильности

Академическая мобильность студентов возможности и перспективы. Программы академической мобильности
Академическая мобильность студентов возможности и перспективы. Программы академической мобильности

Академическая мобильность , как одно из направлений международного сотрудничества в сфере образования — это обмен обучающимися и педагогическими работниками Республики Беларусь и иностранного государства в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования педагогической деятельности. При этом подобный обмен осуществляется, как правило, на паритетной основе и носит временный характер. Участники академических обменов после завершения обучения или стажировки возвращаются в свой вуз и продолжают там обучение или профессиональную деятельность (определение понятия «академическая мобильность» и описание форм ее реализации приводятся в Кодексе об образовании Республики Беларусь).

Важно отметить, что иногда под академической мобильностью понимают также и обучение в зарубежном вузе с целью получения диплома. Это не совсем так. В основе академического обмена лежит идея интернационализации образования, когда в процесс обучения включается международная компонента. В каждой стране существуют свои академические традиции и посещая зарубежный вуз человек получает возможность дополнить свои компетенции чем-то особенным, чего нет в своей стране, в своем вузе. При этом, получение дополнительных международных компетенций включается в учебную траекторию у себя дома.

В специальной литературе, посвященной вопросам международного образования, также принято рассматривать выезд за рубеж для обучения с целью получения диплома вне понятия академическая мобильность. Под данным понятием же как раз понимается именно временное пребывание в зарубежном вузе с последующим возвращением в свою страну. Для этого используется специальный термин «study-related experiences abroad / foreign study-related experiences» - «зарубежный образовательный опыт».

Участниками академической мобильности в вузах являются студенты, магистранты, аспиранты, а также преподаватели, научные работники и административный персонал. Однако, цели и продолжительность академических визитов за рубеж для разных категорий существенно отличается.

Так студенты 1-й и 2-й ступеней высшего образования выезжают за рубеж для обучения в течение 1—2 семестров. Возможен и более короткий срок нахождения в зарубежном вузе с целью прохождения интенсивных курсов или тренингов, однако, как правило, он должен быть не менее 3 месяцев. Обучение в зарубежном вузе осуществляется на основе индивидуального плана, согласованного с направляющим и принимающим вузами. По результату обучения студенту выдается академическая справка, которую он по возвращении представляет в свой деканат для получения признания результатов обучения за рубежом.


Наряду с обучением по специальности целью академической мобильности студентов и магистрантов также может быть и прохождение производственной практики . Важно отметить, что в Ереванском коммюнике министров образования стран Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) (2015 г.) отдельно подчеркивается важность развития академической мобильности именно для прохождения производственной практики за рубежом.


Сегодня данный тип академической мобильности рассматривается как наиболее перспективный, так как он дает возможность приобрести необходимые профессиональные компетенции международного уровня.

Для аспирантов участие в академических обменах носит несколько иной характер: наряду с посещением углубленных спецкурсов они также осуществляют научно-исследовательскую деятельность, собирают материалы по теме своего диссертационного исследования в библиотеках или архивах, проводят эксперименты в лабораториях, участвуют в научных конференциях, посещают индивидуальные консультации своего научного руководителя. Сроки обучения за рубежом для аспирантов, как правило, составляют от 6 до 12 месяцев.


Отдельной категорией участников академической мобильности выступают работники вузов: ученые, преподаватели, административный персонал. Содержание академического визита в данном случае может включать как элементы научно-образовательной деятельности, так и преподавание. Например, ученые наряду с проведением научных исследований или посещением мастер-классов и тренингов также могут читать лекции, консультировать студентов или аспирантов.


Продолжительность визитов в зарубежные вузы отличается: административные или педагогические визиты, как правило, носят кратко срочный характер, от 1,5 недель до 1 месяца; ученые же выезжают за рубеж на более длительный срок, от 6 до 12 месяцев. Следует отметить, что в национальной системе образования в качестве обобщающего названия научно-образовательного визита за рубеж работника вуза может использоваться термин «стажировка».


Как любая институциональная деятельность, академическая мобильность базируется на ряде правил и процедур. Организационный механизм реализации академической мобильности может быть прописан в международном договоре, заключенном между двумя (иногда и более) вузами, международной программе, финансирующей обмены, либо в документе международного проекта, целью которого является организация академических обменов.

Семестр в зарубежном ВУЗе - программа академического обмена для студентов ВШЭМ УрФУ, позволяющая провести семестр в одном из института. ВШЭМ УрФУ имеет широкую сеть академических партнеров, включающую в себя крупные классические университеты и небольшие частные бизнес-школы, что позволяет студентам различных программ найти подходящий ВУЗ.

Если не был предоставлен сертификат, подтверждающий уровень английского языка не ниже B2, необходимо пройти тестирование. Тест проводится в письменной форме в первую неделю после окончания приема заявок. В случае сомнения в правильности результатов и наличии идентичных бланков ответа возможно приглашение на дополнительное собеседование.

Каждый участник программы получит письмо о времени и месте проведения тестирования.

По итогам конкурса составляется рейтинг участников с учетом среднего балла, уровня иностранного языка и личных достижений. Чем выше место студента в рейтинге, тем больше шансов попасть в университет, заявленный в приоритетах первым. Результаты конкурса рассылаются не позднее 10 апреля для осеннего семестра, 25 сентября для весеннего семестра по электронной почте. После получения письма необходимо подтвердить намерение участвовать в программе обмена с указанным университетом.

После подтверждения участия в программе обмена в принимающий университет высылается номинация: подтверждение координатора Центра международного сотрудничества ВШЭМ УрФУ о направлении студента на программу обмена. Как только принимающий университет подтверждает кандидатуру, участнику программы приходит письмо с дальнейшими инструкциями от координатора принимающей стороны. Согласно этим инструкциям может потребоваться отправить пакет документов в принимающий университет (в большинстве случаев полностью или частично совпадает с документами, подаваемыми при заявке на программу) и/или заполнить онлайн-заявку. После обработки требуемых документов принимающий университет оформляет официальное письмо-приглашение, которое необходимо для получения визы. Письмо направляется студенту по электронной почте, оригинал высылается на адрес УрФУ и передается студенту координатором ЦМС.

После получения оригинала приглашения студент занимается получением визы, бронированием проживания и планированием поездки самостоятельно.

обучения) и директором ВШЭМ (И-439), визируется заместителем проректора Г.М. Квашниной (ГУК-302). Сроки пребывания в принимающем университете должны совпадать с указанными в приглашении.

  • Задание

Заполняется в соответствии с пустыми графами, согласовывается теми же сотрудниками, что и заявление, а также начальником управления информационной безопасности А.Ю. Ушаковым (Р-303), начальником первого отдела А.Ю. Граниным (И-231) и начальником отдела по работе со студентами Н.А. Тушинской (И-216), а также деканатом ВШЭМ.

Важно! На момент оформления командировки у студента не должно быть академических задолженностей, иначе участие в программе обмена будет отменено.

  • Индивидуальный план

Заполняется списком предметов, планируемых для изучения в принимающем университете, с указанием количества зачетных единиц (ECTS). Общее количество зачетных единиц должно быть не менее 30. План согласовывается с деканатом ВШЭМ с проставлением отметок о возможности перезачетов и утверждается директором ВШЭМ (И-439)

  • Копия и перевод приглашения

К пакету документов прикладывается копия и самостоятельно выполненный перевод официального письма-приглашения принимающего университета.

Документы сдаются в ЦМС, в соответствии с ними оформляется приказ на командирование. По возвращении можно получить выписку из приказа для подтверждения отсутствия по уважительной причине.

Всё ещё думаешь, что учёба за границей - заоблачная мечта?
Это далеко не так, стоит только подтянуть свой средний балл, знание английского языка, и вот ты уже студент зарубежного вуза, который грызёт иностранный гранит науки.

Что ещё требуется, чтобы попасть в ряды тех счастливчиков, кто проходит обучение за границей? Внимательно прочитать информацию ниже и обратиться в отдел международной академической мобильности (3245).

Принять участие в различных международных образовательных программах, как правило, могут студенты старших курсов бакалавриата, а также магистры с хорошей академической успеваемостью, со знанием иностранного языка, которые стремятся расширить свои профессиональные знания, приобрести опыт не только в получении образования по международным критериям, но также и в общении со студентами из разных стран.

Обучение проводится либо на английском языке, либо на языке страны пребывания. Продолжительность обучения зависит от выбранной программы и может быть от одного семестра до двух.

Стипендиальная программа FIRST

В страну тысячи озёр за знаниями и опытом

Целью финско-российской программы студенческого обмена (Finnish-Russian Student Exchange Programme - FIRST ) является развитие студенческих и преподавательских обменов. Программа обмена студентами FIRST основана на сетевом сотрудничестве между финскими и российскими (Cеверо-Западного региона) высшими учебными заведениями, в основе которого лежит двусторонний студенческий обмен по согласованным специальностям.

В данной программе участвуют следующие финские университеты:

  1. Университет Аалто (г. Хельсинки)
  2. Университет прикладных наук Савония

Условия участия в программе FIRST


Студенты-бакалавры последнего года обучения и студенты-магистры .


Средний балл не ниже 4.3
В2 (Upper-Intermediate )

Нет. Для данной программы


В рамках программы FIRST студенту выплачивается стипендия в размере 560 евро в месяц

Стипендиальные программы в рамках проекта Erasmus+

Программа Erasmus+ - новая программа Европейского Союза, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 гг.

В данной программе участвуют следующие университеты:
- Университет им. Лейбница г. Ганновер (Германия);
- Зеландский институт бизнеса и технологий (Дания);
- Университет Пирея (Греция)

Условия участия в программах проекта Erasmus+

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты-бакалавры последнего года обучения и студенты-магистры .


Средний балл не ниже 4.5
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения английским языком (IELTS, TOEFL)?
Нет. Для данной программы сдача экзамена и предъявление сертификата не требуется . При возникновении сомнений в достаточном уровне владения языком студенту потребуется пройти тестирование, которое проводится начальником отдела международной академической мобильности Марией Алексеевной Киселевой.


Грант проекта Erasmus+ покрывает российским участникам следующие расходы:

  • оплата перелёта;
  • выплата ежемесячной стипендии для студентов и аспирантов в размере 800 евро в месяц .

Стипендиальные программы «Два диплома»

Два языка, две страны, два диплома

Данная программа подразумевает обучение в вузе-партнёре с последующим получением двух дипломов - диплома СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и диплома вуза-партнёра.

Программа «Два диплома» это:

  • обучение в течение одного года в одном из ведущих технических вузов;
  • диплом специалиста международного уровня;
  • прохождение практики на зарубежном предприятии;
  • опыт общения с носителями языка.

Программа с Техническим университетом г. Ильменау (Российско-Германский инженерный факультет ЭТУ-ТУ Ильменау)

Российско-Германский инженерный факультет ЭТУ-ТУ Ильменау (РУГЕФАК) был создан летом 2012 года в результате подписания договора о сотрудничестве между СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Техническим университетом г. Ильменау. Факультет занимается организацией и координацией совместной работы этих университетов по подготовке магистров из числа студентов вузов-партнеров. Обучение на РУГЕФАКе предполагает включенное обучение в Техническом университете г. Ильменау в течение одного или двух семестров, во время которых студенту выплачивается стипендия. Выпускники РУГЕФАКа получают два диплома: СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Технического университета г. Ильменау.

Направления подготовки (на немецком языке):

  • Инженерная информатика
  • Информатика
  • Электротехника и информационная техника

Условия участия в программе «Два диплома» с с Техническим университетом г. Ильменау


Студенты-магистры . Обучение в первый год магистратуры проходит в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», второй год магистратуры студент обучается в вузе-партнёре.

Какие требования предъявляются к студентам?
Средний балл не ниже 4.5
Знание немецкого и английского языков на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сдавать экзамен для подтверждения своего уровня владения немецким/английским языком?
Для программы «Два диплома» с Техническим университетом г. Ильменау требуется сдача экзамена по немецкому языку на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ». При успешной сдаче экзамена, студент приглашается на собеседование с представителем принимающего университета. Собеседование проводится на немецком и английском языках.

Какие финансовые условия данной программы?
В рамках программы студенту выплачивается стипендия в размере 700 евро в месяц , из которых студент самостоятельно оплачивает общежитие и личные расходы. Принимающий университет не взимает плату за обучение.

Программы, не предоставляющие стипендию

В рамках данной программы студент не платит за обучение в принимающем университете, однако, все личные расходы оплачивает самостоятельно. Программа не предполагает покрытие каких-либо издержек студента со стороны принимающего университета.

В данной программе участвуют университеты:

  • Технологический институт г. Деггендорф (Германия);
  • Университет Фуртвангена (Германия);
  • Институт науки и техники г. Поханг - ПОСТЕХ (Южная Корея);
  • Университет Инха (Южная Корея);
  • Университет Кукмин (Южная Корея);
  • Университет им. Седжона (Южная Корея);
  • Университет Монтеррея «УДЕМ» (Мексика);
  • Высшая школа инженеров электроники и электротехники г. Амьен (Франция);
  • Telecom Paristech (Франция);
  • Технический университет г. Компьен (Франция);

Условия участия в программах, не предоставляющих стипендию

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты-бакалавры последнего года обучения и студенты-магистры .

Какие требования предъявляются к студентам?
Средний балл не ниже 4.5
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком (IELTS, TOEFL)?
Как правило, университеты требуют сертификаты , подтверждающие уровень владения иностранным языком.

Летние/зимние школы

Семестр за границей слишком долго и утомительно? Есть выход! Выезжай летом!
На лето у вас другие планы, но вы не знаете чем занять себя в период после сдачи зимней сессии? Съездите в зимнюю школу!

Летняя/зимняя школа - это короткая образовательная программа продолжительностью от двух до восьми недель, по окончании которой выдается сертификат.

Летние/зимние школы - это не только занятия, но и:

  • общение с другими студентами;
  • обзорные экскурсии по городу и окрестностям;
  • знакомство с культурой и традициями другой страны.

Летняя школа немецкого языка в Техническом университете г. Ильменау (Германия)

В летней школе немецкого языка у студентов есть возможность подтянуть свои знания немецкого языка на интенсивных курсах, а также принять участие в различных культурных мероприятиях. Рабочий язык школы - немецкий.

Условия участия в летней школе немецкого языка в Техническом университете г. Ильменау

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты, планирующие пройти обучение в данном университете в рамках программы «Два диплома»

Какие требования предъявляются к студентам?
Средний балл не ниже 4.5


Какие финансовые условия данной программы?
Принимающая сторона покрывает российским участникам следующие расходы:

  • оплата общежития;
  • перелёт туда и обратно (частично);
  • оплата летних курсов;
  • пребывание.

Летняя школа в Харбинском политехническом университете (Китай)

В рамках данной программы предлагаются различные курсы китайского языка для начинающих, курсы по культуре и экономике Китая, а также курсы по межкультурной коммуникации. Рабочий язык школы - английский.

Условия участия в летней школе Харбинского политехнического университета (Китай)

Кто может участвовать в данной программе?

Какие требования предъявляются к студентам?
Средний балл не ниже 4.5
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком?
Нет. Для данной программы это не требуется.

Какие финансовые условия данной программы?

Летняя/Зимняя школа в KOREATECH (Южная Корея)

Насыщенная образовательная и культурная программа для иностранных студентов. Программа предполагает трехнедельный курс, направленный на изучение технических дисциплин и интенсивный курс корейского языка. Рабочий язык школы - английский.

Студентам также предоставляется возможность принять участие в различных мероприятиях, таких как уроки тхэквондо (традиционное корейское боевое искусство) и корейской каллиграфии.

Условия участия в летней/зимней школе KOREATECH (Южная Корея)

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты, отучившиеся 3 семестра в университете

Какие требования предъявляются к студентам?
Средний балл не ниже 4.5
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком?
Нет. Для данной программы это не требуется.

Какие финансовые условия данной программы?
Принимающая сторона берёт на себя все финансовые расходы на время участия студента в летней школе. Студент самостоятельно оплачивает перелёт туда и обратно.

Летняя школа в Университете Инха (Южная Корея)

Эта краткосрочная, интенсивная программа в основном состоит из лекционных курсов, а также поездок в культурные и исторические места. Иностранные студенты смогут лучше понять основные аспекты корейского общества в прошлом, настоящем и будущем.

Одним из наиболее важных и привлекательных моментов этой программы является то, что обучение не ограничивается занятиями в классах. Многие места являются «живыми учебниками» для иностранных студентов, которые стремятся узнать больше как о традиционной, так и о современной корейской культуре. Кроме того, у участников летней школы будет много возможностей встретиться и пообщаться с корейскими студентами. По окончании программы участники получат академические кредиты и сертификаты.

Условия участия в летней школе Университета Инха (Южная Корея)

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты, отучившиеся 3 семестра в университете

Какие требования предъявляются к студентам?
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком?
Нет. Для данной программы это не требуется.

Какие финансовые условия данной программы?
Стоимость участия составляет 1200$, также студент самостоятельно оплачивает перелёт туда и обратно.

Летняя школа в National Changhua University of Education ( Тайвань )

Насыщенная образовательная и культурная программа для иностранных студентов. Уроки китайского языка и каллиграфии, кулинарные мастер-классы, вылазки в различные города - всё это и многое другое ждёт всех желающих на прекрасном острове!

Условия участия в летней школе National Changhua University of Education (Тайвань)

Кто может участвовать в данной программе?
Студенты, отучившиеся 3 семестра в университете

Какие требования предъявляются к студентам?
Знание английского языка на уровне не ниже В2 (Upper-Intermediate )

Требуется ли сертификат, подтверждающий уровень владения иностранным языком?
Нет. Для данной программы это не требуется.

Какие финансовые условия данной программы?
Стоимость участия составляет 200$, также студент самостоятельно оплачивает перелёт туда и обратно.

В 2015/2016 учебном году в программах академической мобильности приняли участие следующие студенты:

Финляндия

Русско-финская школа

г. Хельсинки

АБДУЛЛИНА Галия Равилевна

Финляндия

Учебно – методическая стажировка

Русско-финская школа

г. Хельсинки

ЛЕВИТИНА

Виктория Дмитриевна

магистрант 1-ого курса филологического факультета

Чешская Республика

Учебно – методическая стажировка

г. Пльзень

АРТЕМКИНА

Алина Викторовна магистрант 1-ого курса филологического факультета

Чешская Республика

Учебно – методическая стажировка

Юлия Владимировна

магистрант 1-ого курса филологического факультета

г. Белград

АНАНЬЕВА Мария магистрант 1-ого курса филологического факультета

Учебно – методическая стажировка (Белградский Университет)

г. Белград

КУПРЕЩЕНКО

Ольга Федоровна

магистрант 1-ого курса филологического факультета

Учебно – методическая стажировка (Белградский Университет)

г. Белград

Михаил Александрович

Республика Корея

Учебно – методическая стажировка

(Университет иностранных языков Ханкук)

Анна Константиновна

магистрант 1- ого курса филологического факультета

Республика Корея

Учебно – методическая стажировка

(Пусанский университет)

БАГИНСКАЯ

Ирина Петровна

магистрант 1-ого курса филологического факультета

Республика Корея

Учебно – методическая стажировка

(Пусанский университет)

Наталья Эдуардовна

студент 4-го курса бакалавриата филологического факультета

ЖУРАВЛЕВА

Юлия Анатольевна

магистрант 1-ого курса филологического факультета

Учебно – методическая стажировка (Университет Киото – Сангё)

Ксения Валерьевна

магистрант 2-ого курса филологического факультета

Словакия

Учебная стажировка (по линии Минобрнауки России, Университет Яна Коменского)

г. Братислава

КОРУНОВА

Алена Константиновна

магистрант 2-ого курса филологического факультета

Босния и Герцеговина

Учебно-методическая

стажировка (Университет Баня – Лука)

г. Баня-Лука

Яна Александровна

Босния и Герцеговина

Учебно-методическая стажировка

(Университет Баня – Лука)

г. Баня-Лука

ЖУРАВЛЕВА

Арина Витальевна

магистрант 1-го курса филологического факультета

Ниже Вы можете ознакомиться с отзывами некоторых студентов, в настоящее время проходящих стажировку в иностранных вузах, а также руководителей программ принимающей стороны.

Багинская Ирина (г. Пусан, Республика Корея):

В настоящее время я прохожу стажировку в Пусанском университете иностранных языков, и мне здесь очень нравится. Студентов изучающих русский здесь, к сожалению, не очень много (наверно, это не принято). Я прохожу пассивную практику преподавания РКИ и регулярно посещаю занятия по русскому языку. В ближайшее время мне предстоит провести три открытых урока для этой группы. Все очень нравится! Обучение на английском - потрясающее! Я взяла три английских класса: World Literature, English Competence, English Writing.

В свободное время я еще помогаю в организации Тандема для студентов, изучающих русский язык.

Отзыв о прохождении практики магистрантки Института Пушкина в Западночешском университете:

Студентка Института Алина Артемкина проявила себя как очень талантливый о ответственный преподаватель. Мы весьма положительно оцениваем сотрудничество с ней и надеемся на дальнейшее сотрудничество с Институтом.

С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями,
Михаэла Пешкова

Абдуллина Галия (г. Хельсинки, Финляндия):

Моя практика проходила в Финско-русской школе, и я преподавала, соответственно, русский язык как иностранный и русский как родной. Классы были разные: 5, 8, 11. В целом, школа очень понравилась.

Немного меня удивило то, что пятые классы во время занятий сидели не только на обычных стульях, но и на больших надувных мячах. Такая неформальная обстановка помогает ребятам лучше концентрироваться и не отвлекаться от работы. Младшая и средняя школы во время перемен выходят на короткую прогулку.

Еще одной особенностью, которую не могу не отметить, является то, что финские школьники – ребята довольно закрытые: даже если они знают ответ, то руки все равно никогда не поднимут. Но заинтересовать их не так уж сложно: они очень любят смотреть мультфильмы, слушать русские песни.

В 8-м классе было достаточно сложно справиться с дисциплиной, но несмотря на это, возможность проведения хорошего досуга в Москве (именно об этом мы говорили на уроке) их заинтересовала.

Учебные аудитории оборудованы очень хорошо, так что учителя в любое время могут использовать различные технические средства, например, для наглядности. В работе это очень удобно.

Равняга Ксения (г. Киото, Япония):

Я только приехала на стажировку, сегодня только мой второй день, но у меня уже есть что вам рассказать.

Начнём с того, что 2 день моего пребывания здесь начался не с утра, а в обед, в час дня. С утра шёл дождь и даже было землятресение, которые я с успехом и по-русски проспала. Узнала после того, как друзья-японцы из России стали забрасывать меня сообщениями и волноваться, всё ли в порядке! Если верить ребятам - трясло несильно.

Итак, я выспалась. Планов особых не было, поэтому после утренних процедур, почувствовав, что в комнате хооднее, чем где бы то ни было, я решила пойти и погреться на общую кухню, где нашла единомышленников аккуратными кулёчками свернувшихся в креслах и диванах) Японцы невозмутимо играли в шахматы и продолжали оставаться уверенными в том, что раз я из России, то, безусловно, могу жить хоть на улице. Но это так, конечно, шутка)) Ребята просто замечательные! И не только японцы, но и вся наша разностранная компания))) Кстати, в общежитии живёт мальчик, наполовину японец, наполовину индиец, сын кого-то из администрации) так вот он - местная звезда)) все его обожают, а он обожает быть звездой))) словом, рассказав ребёнку о морозах в -30, снеге и голодных русских медведях, я пошла в комнату, натянула толстовку, а сверху ветровку и отправилась исследовать окрестности. Если быть точной - одно направление дороги.

А теперь представьте: вы идете по обочине, вплотную к дороге, потому что это привычно для японцев, живущих в спальных районах, по дороге едут машины, но ни одна из них не бибикает вам в спину, а медленно, сбрасывая скорость, объезжает вас, при этом водитель на ваш поворот головы слегка кланяется, а на поворот моей светлой головы, как показала практика, еще и улыбаясь извиняется, что так внезапно, мол, объехал. Прохожие, рабочие, водители, одним словом, смотрят с интересом. Сейчас цветёт сакура, любоваться ею и поедать любезно приготовленное подругой-японкой бенто в храмовом саду или в парке я буду завтра, сегодня я о еде забыла... А вы бы помнили, когда воздух весь из сладковато-нежных ароматов вишни, когда кругом розовато-дымчатые горы, дорожные обереги и храмики для духов, когда накрапывает тёплый, пропитанный древесно-травяным запахом дождь?

Но вы правы, "война войной, а обед по расписанию". Я сегодня съела свой первый настоящий японский онигири. Кто не знает - это такой рисовый шарик или треугольничек, заворачивающийся в сухую водоросль нори, чтобы не пачкать руки, без или с начинкой - мыслимой и немыслимой. Мой сегодня был с кислой японской сливой.

Студенческие годы - это пора, когда больше всего хочется путешествовать и открывать для себя далекие неизведанные страны, а не корпеть над пыльными учебниками. С другой стороны, если не учиться - в будущем будет сложно найти интересную и высокооплачиваемую работу. Поэтому для студентов, желающих повидать заморские страны, уже много лет существует программа академической мобильности. Что это такое? Давайте узнаем!

Что такое академическая мобильность (АМ)?

Под этим словосочетание подразумевается временное перемещение студентов (или преподавателей) вузов в другие учебные или научные учреждения. При этом такой «временный переезд» может осуществляться не только в пределах страны, но и за рубеж. Рассматриваемое понятие иногда называют студенческим обменом.

В рамках который охватил сегодня уже большую часть стран Европы, студенты почти всех государств, ранее входивших в состав СССР, могут стать участниками различных программ академической мобильности. Стоит отметить, что они дают возможность поучиться не только в но и на других континентах.

Помимо студентов и преподавателей участвовать в подобных программах могут и представители административно-управленческого состава вузов. Однако предпочтение, как правило, отдается первым двум категориям.

Стоит помнить, что академическая мобильность студентов не имеет ничего общего с эмиграцией. После окончания оговоренного периода обучения или преподавания участник программы благополучно вернется в свой вуз. Однако особо перспективным личностям могут предложить остаться и продолжить учебу или преподавание. Как правило, это делается в рамках других образовательных проектов.

Ее цели

Одной из главных задач АМ является формирование Европейского пространства высшего образования. То есть сделать так, чтобы студент или преподаватель из любого европейского вуза имел возможность свободно трудоустроиться по специальности не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Обмен опытом и знаниями - еще одна важная цель. Международная академическая мобильность позволяет представителям интеллектуальной элиты разных стран делиться теоретической и практической информацией о своих достижениями. А также проводятся совместные исследования, которые в перспективе могут принести человечеству большее благо.

Не меньшее значение имеет и Помимо знаний, участники программ академической мобильности имеют возможность познакомиться с условиями жизни в других странах, изучить их культуру, язык. Таким образом, выбирая работу после получения диплома, выпускник уже будет знать, что его ожидает, если он решит уехать работать в другую страну.

Формы академической мобильности

Еще каких-то двадцать-тридцать лет назад АМ могла существовать только в реальной форме. То есть чтобы получить знания, участник программы должен был ехать в другое учебное заведение. Однако благодаря достижениям прогресса академическая мобильность сегодня имеет несколько форм:

  • Дистанционная АМ. Участник программы получает новые знания, не выходя из дома. С помощью компьютера он может присутствовать на онлайн-лекциях и даже участвовать в семинарах.
  • Стационарная академическая мобильность. Чтобы получить знания, студент отправляется на учебу в другой вуз.

В зависимости от пространства реализации программы АМ, стационарная форма делиться на региональную, межрегиональную, международную и межконтинентальную.

Кстати, независимо от формы АМ, ее участнику все равно необходимо подтвердить свои знания, сдав соответствующие тесты.

Виды

Академическая мобильность делится на несколько видов по разным критериям:

  • По субъектам: преподавательская и студенческая.
  • По объектам: академическая, исследовательская, обмен опытом, повышение квалификации.

Также в Болонском процессе выделяется еще горизонтальная (обучение на протяжении короткого срока: несколько месяцев, семестр, год) и вертикальная АМ (полное обучение студента для получения научной степени).

Долгосрочная и краткосрочная АМ

В зависимости от периода пребывания в другом вузе выделяется два вида академической мобильности.

Долгосрочная АМ длится более трех месяцев. Это может быть целый семестр или даже курс. При таком обмене всегда учитывается программа родного вуза, из которого прибыл студент, дабы при возвращении он не отстал от нее и смог благополучно влиться в учебный процесс.

Стоит отметить, что отдельные иностранные готовы принимать у себя талантливых студентов и на более длительный срок. При этом во многих вузах-отправителях устав не позволяет ученикам участвовать в программах по обмену дольше определенного срока (семестр или год).

Краткосрочная АМ длится три месяца или меньше. При таком небольшом сроке о полноценном обучении речи быть не может. Вместо него участники программы посещают различные семинары, практикумы, симпозиумы и подобные проекты. По результатам участия студентов им выдают соответствующие сертификаты.

Источник финансирования

Говоря об академической мобильности, многие сразу же задумываются о том, кто же будет оплачивать переезд, проживание, питание и непосредственно само обучение участников таких программ. Ведь они не относятся к благотворительным проектам.

Все студенты, желающие поучиться некоторое время в других вузах в рамках АМ, делятся на две категории:

  • Фримуверы (Free movers). Так называют тех, кто готов сам оплачивать все издержки, связанные с временным обучением в иностранных учебных заведениях. Также к этой категории относятся те, кто подавал заявку на бесплатное участие в программе академической мобильности, но не получил стипендии, однако ему было предложено принять участие за свой счет.
  • Программные студенты. Это участники обмена, которые отправлены в другой вуз кафедрой, факультетом или образовательным учреждением. В связи с этим оплату издержек берет на себя либо отправитель, либо принимающая сторона.

Иногда выделяется третья категория участников программ АМ. Речь идет о тех студентах, которые участвуют в них за счет третьей стороны. Обычно ею является компания, в которой будущий выпускник обязуется отработать несколько лет после получения диплома. Об этом заранее составляется соответствующий контракт, в котором также указываются сроки, количество средств и неустойки.

Требования к участникам

Чтобы получить возможность проучиться некоторое время в заграничном вузе, студент должен соответствовать определенным критериям:

  • Иметь хорошие отметки и быть активным участником вне занятий.
  • Желательно обладать какими-либо достижениями в выбранной специальности. Например, иметь публикации в серьезных научных периодических изданиях, быть лауреатом каких-то университетских конкурсов.
  • Свободно говорить на английском или на языке принимающей страны. В идеале и то, и другое. Кстати, в некоторых программах академической мобильности в принимающем вузе студента сначала обучают на английском, а позже - на языке страны.
  • Индивидуальные требования. В зависимости от программы проводящие ее учебные заведения могут выдвинуть собственные требования к участникам. Это может быть, к примеру, авторское право на результаты интеллектуального труда студента.

Требования к университетам-участникам программы АМ

Вузы, участвующие в программах академической мобильности, также должны соответствовать определенным критериям:

  • Академический уровень должен быть высоким, чтобы студенты из других стран хотели здесь учиться, а отправляющие их вузы были готовы платить за такое обучение.
  • У принимающей стороны должна быть тщательно продуманная и организованная программа для прибивших студентов. Иными словами такое учреждение обязано обеспечить гостей не только жильем и питанием, но и организовать для них приемлемые условия обучения и возможность проведения практических занятий.
  • Так как студенческий обмен - это еще и знакомство с культурой новой страны, то принимающая сторона обязана предоставить возможность гостям сделать это. Чаще всего это проведение различных экскурсий по городу проживания или туров по стране.
  • Как и в случае со студентами-участниками, принимающие университеты могут предоставлять индивидуальные услуги своим гостям или брать на себя большую ответственность. Все это оговаривается заранее.
  • Если участниками программы АМ являются преподаватели, то принимающая сторона должна сразу оговорить условия оплаты их труда, а также то, кому будет принадлежать авторство результатов их работы.

Наиболее известные международные программы академической мобильности

Для развитых стран АМ дает возможность находить будущих талантливых ученых в менее обеспеченных государствах. Поэтому в большинстве стран Европейского союза, США, Канаде и т. п. существуют собственные программы «по обмену премудростями».

В Швеции это Visby, в Финляндии - FIRST, в Германии - Deutscher Akademischer Austauschdienst, в Норвегии - Quota program, и другие. Также существует общеевропейская программа TEMPUS.

Стоит отметить, что во многих современных вузах проводится неделя академической мобильности. На ее протяжении студентам рассказывается об особенностях таких проектов. Кроме того, координаторы различных программ АМ могут выступить и доложить об их особенностях.